Понятие и способы государственного регулирования торговой деятельности. Методы государственного регулирования торговой деятельности

Государственное регулирование торговли осуществляется с помощью системы типовых мер, законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям . Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

Одним из основных документов, предусматривающих регулирование торговой деятельности является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу 1 февраля 2010 года .

Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются :

  • 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
  • 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
  • 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
  • 4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности .

Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующее звено между производителем и потребителем, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли .

Механизм государственного регулирования торговли можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними. При рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли. Поэтому системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями .

Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций .

Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы . С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования торговли являются:

  • - становление рыночных отношений в сфере торговли;
  • - формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;
  • - создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге,
  • - обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов . Социальная направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

Механизм государственного регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов :

  • 1) Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке.
  • 2) Сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.
  • 3) Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
  • 4) Признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций.
  • 5) Четкое разграничение макро- и микро уровней в системе государственного регулирования.
  • 6) Четкое разделение функций между тремя уровнями системы государственного регулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме государственного регулирования торговли в целом.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений .

Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования торговли можно считать:

  • - формирование потребительского рынка;
  • - обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
  • - изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
  • - осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования .

В частности, можно отметить и разработку программ по поддержке малого предпринимательства, и ориентацию предприятий на производство товаров, пользующихся спросом у потребителей, внедрение новых технологий производства, повешение качества выпускаемой продукции, создание благоприятного экономического климата для притока инвестиций.

Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны общие и частные функции регулирования. Цели и приоритеты реализуются посредством функций регулирования.

В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования . Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей .

Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Стратегическое планирование, как отмечал экономист В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики .

Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики .

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane - машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также:

Организационная функция охватывает обширный комплекс вопросов, связанных с выбором организационных форм функционирования торговых организаций на базе различных форм собственности, схем и структур управления: определение функций, прав, взаимоотношений, ответственности каждого звена регулирования, совершенствование информационной базы, систему кадрового обеспечения, т.е. систему найма и оплаты труда, подготовки и расстановки кадров . В целом, эта функция улучшает эффективность регулирования торговли, охватывая весь комплекс вопросов по достижению поставленных целей.

Функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны с формами (инструментами) её регулирования: программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.

Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития торговли, программа приватизации, Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации и другие программы.

Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации»» от 19.10.2011 г., №285 ФЗ, содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Государственное регулирование осуществляется с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа) .

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей. В условиях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц. Налоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, является одним из обязательных элементов налога. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании .

На данный момент в России действуют следующие налоговые ставки:

  • 1) Ставка НДС - 18% и 10% - на отдельные группы товаров;
  • 2) Налог на прибыль - 20%;

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Например, для способствования развития малого бизнеса, используются разнообразные поддержки со стороны государства: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия маломy бизнесy - особые льготные yсловия налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Налогового кодекса налоговыми органами в Российской Федерации являются Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения в Российской Федерации .

Регулирование и контроль торговой деятельности осуществляется также при помощи ценовой политики государства. Ценовая политика государства - это деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, которая направлена на оптимальное установление цен на определенные виды товаров и услуг. Данная политика направлена на достижение следующих основных целей:

  • 1) Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.
  • 2) Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.
  • 3) Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.
  • 4) Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.
  • 5) Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Разработка ценовой политики как неотъемлемой части общей экономической и социальной политики государства является одной из важнейших составляющих реформирования экономики. Ее внедрение содействует развитию рыночных отношений, смягчению ее негативных социально-экономических последствий, ведет к повышению качеству продукции и развития конкуренции и, в конечном итоге способствует росту эффективности рыночной экономики. Проведение государственной политики в стране обеспечивает Кабинет Министров Российской Федерации, который определяет перечень продукции, товаров и услуг, на которые утверждаются фиксированные и регулируемые цены и тарифы, а также полномочия органов государственного управления в отрасли установления контроля за ценами (тарифами).

Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Также немало важной формой государственного регулирования сферы торговли является - лицензирование торговой деятельности. Лицензирование - это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма контроля государства за деятельностью субъекта. Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг. Заниматься предпринимательством, в том числе и торговлей в России можно без ограничений. Однако для того, чтобы иметь возможность торговать, мало иметь одного желания, необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке. Это касается как организаций, так и физических лиц - и те и другие должны пройти процедуру государственной регистрации.

Для получения лицензии, субъект хозяйственной деятельности, претендующий на ее получение (лицензиат), должен предоставить в лицензирующий орган необходимый комплект документов и уплатить государственную пошлину, так как лицензирование осуществляется на платной основе. Статьей 8 Закона №99-ФЗ установлено, что лицензия выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия лицензии по заявлению лицензиата срок может быть продлен. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности. Статьей 2 Закона №99-ФЗ определено, что под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии в соответствии с Законом №99-ФЗ. Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в статье 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю:

  • - вооружением и военной техникой;
  • - оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • - патронами к оружию.

Следует иметь в виду что помимо перечисленных видов торговли лицензированию подлежит и фармацевтическая деятельность, а также деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции .

Важно отметить то, что лицензирование рассматривается не как ограничение прав и свобод хозяйствующего субъекта, занятого торговлей, а как инструмент государственного регулирования торговой деятельности, способной повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации .

Также на ряду с лицензированием применяется квотирование торговой деятельности, которое осуществляестя при помощи введения квот - ограничений в стоимостном или физическом выражении, вводимых на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих товаров на территории РФ.

Количественные ограничения импорта и экспорта - прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы работы. Причины классификации органов исполнительной власти. Отличительные особенности Федеральных и Региональных органов исполнительной власти в РФ.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2015

    Понятие и способы государственного стимулирования предпринимательской деятельности, а также права и обязанности ее субъектов. Особенности предоставления льгот, гарантий и прав, предусмотренных законодательством для субъектов малого предпринимательства.

    реферат , добавлен 09.02.2010

    Рассмотрение антимонопольной политики, государственного и муниципального контроля как основных методов регулирования торговой деятельности. Полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления в данной сфере.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2012

    Организационно-правовые основы государственного управления в социально-культурной сфере, полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. Функции федерального архивного агентства, охрана культурного наследия.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2013

    Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности. Изучение структуры и административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2014

    Понятие и общая характеристика органов исполнительной власти, особенности их деятельности и субъекты. Высшее должностное лицо, его главные права и обязанности. Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2014

    Понятие и правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации. Права и обязанности, сфера полномочий Федеральных органов, а также органов исполнительной власти субъектов России. Место и значение Правительства в исследуемой системе.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2016

Объектом правового регулирования торговли являются отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории Российской Федерации. Государственное регулирование торговли относится только к деятельности, связанной с продажей товаров и осуществляемой посредством заключения договоров розничной купли-продажи или поставки.

Государственное регулирование торговой деятельности представляет собой особый вид правоотношения, участниками которого являются, с одной стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты коммерческой деятельности), осуществляющие торговую деятельность как посредством создания торговых объектов и обеспечения их функционирования, так и без их использования.

Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).

Этот закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Законом предусмотрено право Правительства РФ устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары в случае, если в течение 30 дней рост цен них составит не менее 30%.

Установлен предельный размер вознаграждения, которое поставщик выплачивает торговой организации за достижение определенных объемов продаж.

Законодатель установил предельные сроки расчетов между торговыми организациями и поставщиками продовольственных товаров, зависящие от сроков годности товаров.

Между поставщиком продовольственных товаров и торговой организацией может заключаться отдельный договор возмездного оказания услуг по рекламированию, маркетингу и иному продвижению товаров. Однако, запрещено ставить заключение договора поставки в зависимость от заключения договора возмездного оказания услуг.

Законодатель установил, что не менее 60% нестационарных торговых объектов должны использоваться субъектами малого и среднего бизнеса. Однако это не является нормой прямого действия.

Установлен ряд антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. В частности, запрещено включать в договоры условие о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока; запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Установлен ряд антимонопольных требований к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. В частности, им запрещено требовать проведения повторных проверок качества товаров, аттестации и аккредитации торговых объектов, не предусмотренных федеральными законами.

Законом предусмотрено формирование в субъектах РФ торговых реестров. Торговые реестры будут включать в себя сведения о торговых организациях, поставщиках и о состоянии торговли на территории соответствующих субъектов РФ. И хотя законодатель запретил принуждать торговые организации и поставщиков к внесению сведений о них в торговый реестр, но можно предположить, что торговая деятельность организаций, не сообщивших о себе сведений в торговый реестр, будет существенно затруднена.

В сферу государственного регулирования торговли не входят :

1) отношения, возникающие при осуществлении купли-продажи товаров между гражданами;

2) отношения между субъектами коммерческой деятельности и гражданами, также урегулированные гражданским законодательством, в том числе законодательством о защите прав потребителей;

3) отношения, связанные с организацией розничных рынков, а также с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, поскольку такие отношения регламентируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

4) отношения, возникающие в связи с организацией и использованием торговых объектов, в области предоставления услуг (например, предприятий общественного питания или бытовых услуг населению).

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, ФЗ о Государственном Регулировании Торговой Деятельности (ГРТД), а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Среди наиболее значимых нормативно-правовых актов в этой области следует назвать: Федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

Целями государственного регулирования торговой деятельности на современном этапе являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем: проведения единой государственной торговой политики; нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности; установления унифицированного порядка проведения контрольных и надзорных мероприятий; установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (ч. 2 ст. 1 ФЗ о ГРТД).

Основными задачами государственного регулирования торговой деятельности являются:

1) исключение неоправданного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;

2) разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимателями торговой деятельности;

3) обеспечение прозрачности мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;

4) обеспечение качественного и доступного обслуживания потребителей;

5) обеспечение равномерного и цивилизованного развития различных форм торговой деятельности с учетом политики поддержки малого и среднего предпринимательства.

Государственное регулирование торговой деятельности выполняет ряд важных функций :

1) формирование и реализация политики государства в сфере торговой деятельности;

2) осуществление контроля и надзора в области торговли;

3) формирование и ведение информационных ресурсов, включая реестры участников торговой деятельности и торговых объектов;

4) определение мест размещения торговых объектов;

5) выдача разрешений на осуществление торговой деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волжская государственная академия водного транспорта»

Отделение заочного обучения

Кафедра Гражданско-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Государственное регулирование торговой деятельности»

г. Н. Новгород


Введение

1. Методы государственного регулирования торговой деятельности

2. Права и ограничения для органов власти

3. Права и обязанности хозяйствующих субъектов

4. Табу для хозяйствующих субъектов

Заключение

Список литературы


Введение

С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Данным документом внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию. До сего момента аналогичного нормативного акта не существовало.

Основной идеей Закона N 381-ФЗ является "создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, не обусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле".

Для достижения этих целей Закон N 381-ФЗ устанавливает антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В п. 1 ст. 3 Закона N 381-ФЗ отмечено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом, настоящим Законом, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Особо следует отметить Письмо Роспотребнадзора от 04.02.2010 N 01/1475-10-32, в котором чиновники указали: в сферу применения Закона N 381-ФЗ вопросы, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, не входят. Кроме того, вводимые данным Законом методы государственного регулирования торговой деятельности не предполагают каких-либо изменений в подходах к контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований, установленных санитарным законодательством либо законодательством о техническом регулировании, к самим товарам, находящимся в обороте. При этом Закон N 381-ФЗ вообще не распространяется на сферу правового регулирования отношений по Федеральному закону от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".


1. Методы государственного регулирования

Согласно статье 4 Закона N 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления требований к ее организации и осуществлению;

2) антимонопольного регулирования в этой области;

3) информационного обеспечения в этой области;

4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

Применение не предусмотренных данным перечнем методов в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Обозначение пределов государственного регулирования экономики, в том числе посредством формулирования точного и исчерпывающего перечня форм и методов государственного регулирования, является не только самоограничением государства (в лице своих государственных органов) в воздействии на общественные отношения, но и определенной гарантией субъектам таких отношений, что другие средства воздействия на их поведение государство применять не будет и, следовательно, что соответствующие вопросы будут решаться на условиях саморегулирования или сорегулирования (если применение государством отдельных средств ставится в зависимость от определенных условий).

В числе непосредственных и общих методов регулирования отношений между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности следует назвать:

1) лицензирование отдельных видов торговой деятельности отдельными видами товаров и, соответственно, запрещение и пресечение торговли данными видами товаров без соответствующей лицензии;

2) государственное регулирование цен на отдельные виды товаров.

Систему методов государственного регулирования этих отношений дополняют общие методы, применяемые к данным отношениям как к разновидности других отношений (предпринимательских, налоговых, др.), а именно государственная регистрация хозяйствующих субъектов, государственная поддержка малого предпринимательства, прогнозирование и планирование, другие методы, присущие налоговому, таможенному, техническому и другим видам регулирования. Государственное регулирование отношений между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации помимо перечисленных в пунктах 1 и 4 части 1 статьи 4 Закона методов основывается на методах программирования и нормирования, содержание которых раскрыто непосредственно в Законе (соответствующие статьи главы 4).

Еще более обширной система методов государственного регулирования представляется, если вспомнить о специальных методах регулирования отношений, возникающих при организации и осуществлении торговли отдельными видами товаров. В частности, Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрен такой способ регулирования торговли алкогольной продукцией, как декларирование продажи алкогольной продукции. Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" предусматривает такой метод государственного регулирования, как аттестация и сертификация специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств (в том числе в оптовой и розничной торговле лекарственными средствами). Федеральными законами от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в качестве метода государственного регулирования оборота отдельных видов оружия, наркотических средств и психотропных веществ предусматривается непосредственное ограничение их оборота. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в сфере производства и оборота сельскохозяйственной продукции применяются такие методы государственного регулирования, как товарные и закупочные интервенции.

Косвенными методами государственного регулирования торговли отдельными видами товаров являются сертификация, маркирование товаров (например, алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", табачной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию"), государственная регистрация товаров (например, лекарственных средств в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах"), поскольку таким образом запрещается оборот несертифицированных, немаркированных, незарегистрированных товаров.

Сама отрасль в лице хозяйствующих в ней субъектов не очень нуждается в "условно" исчерпывающих перечнях методов государственного регулирования. Во-первых, потому, что условность исчерпания ими методов государственного воздействия на торговые и непосредственно связанные с ними отношения размывает гарантии реализации государством предсказуемой и стабильной государственной политики в сфере торговли. Во-вторых, потому что ограничение источников методов государственного регулирования только федеральными законами может сослужить плохую службу отрасли в ситуациях, когда потребуется оперативное применение мер воздействия, еще "не прописанных" в соответствующих федеральных законах, что ярко продемонстрировал финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов, побудивший Правительство РФ принять ряд антикризисных мер, в том числе в сфере торговли. С учетом комплексности и многоплановости возникающих при организации и осуществлении торговой деятельности отношений, высокой чувствительности отрасли к изменениям внешней и внутренней среды и зависимости от них, перечень источников, содержащих позитивные и косвенные средства государственного регулирования (например, создание благоприятных условий для развития отрасли, развитие научных исследований в сфере отрасли и др.), представляется логичным расширить и включить в него как минимум нормативные указы Президента РФ (см. статью 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") или вовсе отказаться от определения нормативных источников методов государственного регулирования, как не гарантирующих отрасли защиту от применения государством строго определенного набора мер воздействия (в Законе нет реальных мер, обеспечивающих реализацию гарантий использования государством только методов, которые предусмотрены федеральными законами, а именно не определено, как следует оценивать принятие указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, предусматривающего применение для воздействия на торговые и непосредственно связанные с ними отношения новые методы) и формально сдерживающих развитие системы государственного регулирования торговой деятельности. В качестве примера автономного от Закона развития указанной системы в пользу торговой отрасли следует привести программу по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, которая реализуется как эксперимент на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194. И хотя ее главными целями провозглашены поддержка российской автомобильной промышленности, повышение безопасности дорожного движения и стабилизация экологической ситуации, однако она предполагает косвенное регулирование такого сектора торговли, как торговля автомобилями - указанным актом предусматривается выделение субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства физическим лицам, сдавшим на утилизацию вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство. Отсутствие в статье 4 Закона такого метода государственного регулирования, как программирование и планирование, на федеральном уровне не препятствует Министерству промышленности и торговли РФ разрабатывать Стратегию развития внутренней торговли Российской Федерации на 2010 - 2015 годы, что не исключает в будущем постановку вопросов о ее легитимности (в зависимости от ее содержания).

Государственное регулирование деятельности предприятия предполагает воздействие соответствующих органов государственного управления на процесс его функционирования, направленное на успешную реализацию целей и задач предприятия в условиях согласования интересов производителя, потребителя и общества в целом, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Процесс государственного регулирования деятельности предприятия осуществляется посредством формирования и приведения в действие соответствующего экономико-правового механизма. Механизм государственного регулирования деятельности предприятия представляет собой функционирующую систему установленных законодательством принципов, методов и форм оказания государственного воздействия на отношения, процессы и условия хозяйственно-производственной деятельности предприятия в рыночной экономике.

Важнейшими принципами государственного регулирования деятельности предприятия выступают те исходные положения, которые служат основой (базой) организации и реализации процесса влияния государства на функционирование предприятия в рыночных условиях. Одним из таких принципов является демократизация хозяйственной деятельности предприятия, суть которого сводится к применению мер воздействия государства на деятельность предприятия, позволяющим в полной мере реализовать процесс делегирования полномочий по управлению производством на уровень предприятия. Использование данного принципа обеспечивает усиление самостоятельности предприятия, свободу выбора и принятия решений, отказ от административно-командных методов хозяйствова­ния, сокращение различных ограничений в области производствен­но-хозяйственной деятельности предприятия.

Принцип экономического стимулирования означает такую организацию и осуществление государственного регулирования деятельности предприятия, которая базируется на экономических интересах предприятия в развитии производства и повышения его эффективности. Основным побудительным мотивом деятельности предприятия является получение прибыли, что обуславливает необходимость применения государством таких приемов и инструментов регулирования, которые обеспечивали бы заинтересованность предприятия в постоянном увеличении получаемой прибыли как основного источника развития предприятия, повышения доходов работников предприятия и обеспечения наполняемости бюджетов различных уровней. Совершенствование системы экономического стимулирования как важнейшего принципа государственного регулирования деятельности предприятия должно быть направлено на согласование интересов государства, общества и всех субъектов рыночной экономики. Органы государственного управления обязаны в рамках «правового поля» создавать соответствующие условия («правила игры»), обеспечивающие усиленную реализацию этого принципа.

Принцип экономической ответственности, базирующийся на основополагающих положениях Гражданского кодекса, означает, что само предприятие как субъект предпринимательской деятельности несет полную экономическую (имущественную) ответственность за результаты своей деятельности. Этот принцип предполагает, что в рыночной экономике каждое предприятие, получившее полную хозяйственную самостоятельность, берет на себя практически полную ответственность по своим обязательствам. Отказ государства в рыночных условиях от непосредственного, прямого участия в управлении производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и переход к процедуре государственного ее регулирования означает, что оно не может и не должно нести прямую ответственность по обязательствам предприятия. Реализация такого принципа обеспечивает существенное возрастание меры ответственности каждого субъекта рыночных отношений за конечные результаты его деятельности. Согласно этому принципу любое предприятие самостоятельно отвечает за выполнение договорных условий, за задолженность перед всеми кредиторами, включая государство, за нарушение действующего законодательства в области экологии, безопасности труда и производства. Однако этот принцип не означает, что государство должно оставаться абсолютно безучастным к судьбе предприятия, бросать его на произвол судьбы. Роль государственных органов заключается не просто в строгом соблюдении данного принципа государственного регулирования деятельности предприятия, а в выработке и применении конкретных процедур, формировании определенных условий, утверждении необходимых норм и нормативов, способствующих формированию правового обеспечения разрешения возникающих при этом противоречий в интересах предприятия и его контрагентов, в том числе и при помощи судебной системы государства.

Формами государственного регулирования, понимаемыми как совокупность приемов и средств влияния на какой-либо процесс и применяемыми при оказании воздействия государства на деятельность предприятия, являются следующие.

Прямое управление государственными предприятиями. В рыночной экономике любой страны функционирует так называемый государственный сектор, включающий в себя в том числе и государственные предприятия, имущество которых является собственностью государства. Такие предприятия, являясь неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса страны, действуют в рыночной среде, соблюдая общие для любого субъекта предпринимательской деятельности правила игры, соответствующие рыночным отношениям.

Однако в силу того, что собственником таких предприятий выступает государство, они являются объектами прямого и непосредственного управления соответствующих государственных органов. В отличие от государственного регулирования прямое управление государственным предприятием предполагает установление им производственных заданий в виде государственных заказов по объему и номенклатуре продукции, применение жестких административных методов управления предприятием, ответственность государства по обязательствам таких предприятий, ограничение свободы выбора в принятии большинства управленческих решений.

Прямое регулирование деятельности предприятия, как одна из форм влияния государства на функционирование субъектов предпринимательства, представляет собой совокупность таких приемов и средств, которые обеспечивают возможность прямого и непосредственного регулирования хозяйственно-производственной деятельности. К важнейшим из всего арсенала приемов и средств прямого регулирования деятельности предприятия следует отнести:

Государственную систему налогообложения;

Систему установленных государством норм и правил ведения хозяйственной деятельности предприятия, включая порядок наступления и меры ответственности за нарушение принятых договорных обязательств;

Комплекс предусмотренных законодательством мер по социальной защите работников предприятия;

Меры по контролю и регулированию цен на отдельные виды продукции и услуги, реализуемые предприятием;

Система установленных государством требований и принудительных мер по соблюдению экологической, технологической и других видов безопасности производства.

Косвенное регулирование деятельности предприятия заключается в применении комплекса приемов и средств, воздействие которых на функционирование предприятия сказывается опосредовано. К косвенным формам государственного регулирования деятельности предприятия относятся такие воздействия государства, которые обеспечивают формирование необходимых условий, способствующих развитию предприятий в определенном государством и необходимом обществу направлении. Основными приемами и средствами косвенного регулирования деятельности предприятия являются:

Формирование и исполнение бюджетов различных уровней;

Денежно-кредитная система страны;

Меры по осуществлению антимонопольной политики;

Используемые государством приемы и методы реализации инвестиционной деятельности;

Система мер по поддержке малого предпринимательства;

Применяемые государством приемы и методы прогнозирования, программирования и планирования развития народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей и регионов.

К основным методам государственного регулирования, под которыми следует понимать совокупность способов, используемых для решения задачи своего воздействия на деятельность предприятия, относятся правовые, экономические и административные.

Правовые методы, будучи по своей сути базовыми, служащими основой для разработки и применения других методов государственного регулирования, представляют собой весь арсенал юридических законов, подзаконных актов и других правовых норм воздействия государства на деятельность предприятий.

Именно нормативно-правовое обеспечение функционирования любого субъекта предпринимательской деятельности определяет и устанавливает:

Нормы и правила «поведения» предприятия в рыночных условиях;

Систему прав и обязанностей;

Меру участия предприятия в формировании государственного и других бюджетов;

Пределы «возможного и допустимого» (что можно делать и чего делать нельзя, что разрешено и что запрещено и т.д.);

Виды и меру ответственности предприятия за допущенные нарушения действующих правил игры.

Важность и значимость нормативно-правовой базы как важнейшего метода государственного регулирования функционирования экономики страны в целом и деятельности отдельных предприятий проявляется не только и не столько в том, что она формирует форму и содержание других методов государственного регулирования, сколько в том, что действующее в стране законодательство определяет масштаб и меру (степень) своего вмешательства в экономические процессы, происходящие в рыночных условиях. Объективная необходимость государственного вообще и правового, в частности, регулирования деятельности предприятия в рыночной экономике бесспорна, совершенно очевидна, признана и доказана мировой практикой. Проблема заключается в установлении так называемых оптимальных пределов воздействия государства на деятельность субъектов рыночной экономики. Решение этой насколько важной, настолько и сложной проблемы возможно и достижимо только путем постоянного развития и совершенствования правовой базы государственного регулирования всей системы рыночных отношений.

Экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий, базирующиеся на соответствующих законодательных актах, предполагают использование всего комплекса основанных на экономических интересах способах воздействия государства на эффективное функционирование субъектов предпринимательской деятельности. В отличие от других методов регулирования (правовых и административных), базирующихся преимущественно на принудительных способах воздействия, в основу экономических методов положены такие приемы и инструменты государственного регулирования, которые основаны на экономическом принуждении или экономической поддержке, т.е. на принципе экономического стимулирования. Стимулирование в данном случае следует понимать как воздействие государства на деятельность предприятия в двух аспектах. С одной стороны, за соблюдение установленных государством норм и нормативов, за выполнение налоговых, кредитных, договорных и иных обязательств предприятие экономически поощряется (льготные условия, условия наибольшего благоприятствования и т.д.), а с другой - за нарушение последних оно подвергается экономическим санкциям (штрафы, пени и др. меры).

К экономическим методам прямого государственного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности следует отнести:

Способы регулирования налоговой нагрузки на предприятия;

Меры по реализации экономической ответственности за загрязнение окружающей среды и стимулированию предприятий за его сокращение;

Регулирование цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг;

Меры воздействия государства на работодателя по полной и своевременной оплате труда и по обязательному социальному страхованию работников предприятий.

К экономическим методам косвенного воздействия относятся:

Способы развития рыночных отношений собственности (регулирование рынка капитала в стране, процесса инвестирования, эмиссионных процессов и т.д.);

Регулирование денежно-кредитных отношений, включая сдерживание инфляционных процессов, управление процентной ставкой, развитие банковской системы и т.д.;

Разработка и реализация государственных и региональных прогнозов, программ и планов развития экономики;

Меры по регулированию межбюджетных отношений;

Расширение возможностей внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе и на основе развития международной деятельности государства.

Даже в условиях рыночной экономики государство, кроме упомянутых, достаточно эффективно, хотя и ограниченно, использует и административные методы своего воздействия на деятельность предприятия. Необходимость применения подобных методов регулирования деятельности предприятия обуславливается объективным существованием таких сфер предпринимательской деятельности, вмешательство в которые является прерогативой государства. Принимая на себя функции прямого регулирования определенных видов деятельности предприятий, государство стремится обеспечить в первую очередь безопасность граждан страны от производства и потребления недоброкачественной продукции, от техногенных катастроф, от воздействия опасных и экологически вредных производств.

К методам административного воздействия на деятельность предприятия относятся:

Разрешительные, суть которых сводится к выдаче специальных разрешений (государственных лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности предприятия;

Запретительные, в соответствии с которыми устанавливается государственный запрет на некоторые виды деятельности, являющиеся прерогативой государственных предприятий, а также приостановка (запрет) деятельности предприятий, допустивших опасные для работников предприятий и населения близлежащих территорий нарушения установленных государством требований по безопасности производства;

Меры принудительного характера, направленные на обеспечение предприятием организации и осуществления некоторых видов его деятельности, в том числе и таких, как очистка особо вредных выбросов и сбросов, утилизация токсичных отходов, обеспечение занятости инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью.

Важнейшим элементом всего механизма государственного воздействия на деятельность предприятия выступают предметы регулирования, каждый из которых выступает отдельным объектом непосредственного или косвенного влияния государства. К ним, в первую очередь, относится весь комплекс отношений (и прежде всего экономические отношения), в которых состоит предприятие в рыночной среде, а также осуществляемые на нем процессы (производства и реализации продукции, охраны окружающей среды и др.).

Влияние государства на отношения собственности на имущество предприятия проявляется посредством разработки и введения в действие соответствующего законодательства и осуществления мер, включая и судебную систему, по его соблюдению. Помимо этого, государство осуществляет прямое управление своей собственностью, включая природные ресурсы и собственность имущества государственных предприятий, переданного в оперативное управление.

Кроме этого, контрольными функциями обладают и так называемые финансовые государственные органы, обеспечивающие контроль за соблюдением требований налогового законодательства, денежного обращения и др.