Поддержка малого инновационного бизнеса во франции. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во франции Французский бизнес малое и среднее предпринимательство

В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. -- в торговле, 350 тыс. -- в строительстве, 303 тыс. -- в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40-50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.

В качестве государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции можно отметить следующее.

За последние четверть века в стране создана внушительная государственная система стимулирования малого и среднего бизнеса. Новые малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижается подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротств, является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение -- Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления -- региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими в свою очередь целевые налоговые льготы.

Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды.

В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений.

В целом же, можно сделать вывод, что условия для развития малого и среднего бизнеса во Франции довольно благоприятны, как и в Испании. Государственная поддержка таким предприятиям оказывается на высоком уровне, как и в США.

Во Франции, где малые и средние производства исторически занимают важное место в экономической системе, а инфраструктура поддержки формировалась в ходе их развития, менялась вслед за их потребностями, высока роль государства, которое традиционно играет большую роль в экономике страны и ее регулировании.

Будучи одной из крупнейших экономик Европейского союза, Франция в процессе своего экономического развития выработала множество средств и методов создания правовых, экономических, финансовых и организационных условия для успешного функционирования МСП в высоко конкурентной рыночной среде. Инфраструктура поддержки данного сектора экономики создавалась во Франции десятилетиями и имеет множество сильных сторон.

Поскольку в России к настоящему моменту не выработана единая концепция развития малого и среднего бизнеса, то особую актуальность приобретает изучение опыта развитых стран Европейского союза по формированию инфраструктуры поддержки МСП. С этой точки зрения, показательным и типичным является опыт Франции, страны, где инфраструктура поддержки малых форм предпринимательства включает в себя как государственные компании, оказывающие финансовую поддержку, так и различные частные компании, оказывающие различного рода услуги, в том числе образовательные, консультационные и пр. Причем осуществляется комплексная поддержка МСП и на внутреннем, и на внешнем рынках.

Малые и средние предприятия занимают важное место во французской экономике, даже если рассматривать только их количество (более 99% от общего количества, причем на микропредприятия и ИЧП приходится 93,55%). При этом заметим, что малый и средний бизнес во Франции существенно изменился за последние 20-30 лет. Ранее небольшие производственные предприятия представляли собой довольно архаичный сегмент рынка, так как их собственники могли позволить себе приобретение либо устаревшего, либо дешевого оборудования. С тех пор ситуация качественно изменилась. Современные малые и средние предприятия, особенно в сфере производства, применяют высокие технологии. Французские МСП вносят значительный вклад в НИОКР, хотя и уступают крупным предприятиям.

При этом можно отметить недостаточную активность французских МСП за рубежом, хотя проводимые во Франции сравнительные исследования предприятий- экспортеров и предприятий, продающих свои товары только на внутреннем рынке, показывают, что первые имеют большие размеры и являются более продуктивными и прибыльными.

Таким образом, политика поддержки малых и средних предприятий ориентирована на решение социальных или экономических проблем Франции, а именно: уменьшение безработицы путем создания новых предприятий, улучшение конкурентоспособности экономики путем увеличения размера и веса МСП и проч.

Правительство и деловые круги Франции осознают, что важно перейти от помощи государства малым предприятиям к политике создания благоприятной среды для предпринимательства. А политика поддержки МСП должна обеспечивать разделение рисков (в особенности финансовых) не только во время создания предприятия, но и во время его развития, а также ограничение сложных административных процедур.

Основным государственным органом, в обязанности которого входит содействие развитию малых предприятий, является Управление торговыми, ремесленными предприятиями и предприятиями по оказанию услуг (Direction des Entreprises commerciales, artisanales et de services), входящее в состав Министерства экономики, финансов и промышленности (Ministere de l"Economie, des Finances et de l"Industrie). Но деятельность французского государства по поддержке малых форм бизнеса дополняется привлечением других партнеров и агентств, как государственных, так и со смешанной структурой, что позволяет затронуть большее число предприятий и найти для них посредника, наиболее адаптированного к конкретным проблемам.

Поскольку Франция является членом Всемирной торговой организации, французское государство не может оказывать поддержку малым предприятиям в форме прямых субсидий, и вынуждено прибегать к косвенным методам. Для этих целей были созданы две организации: OSEO и Coface.

OSEO - государственная организация, образованная в 2005 году после слияния Банка развития малого и среднего предпринимательства (BDPME - la Banque de D?veloppement des PME), Национального агентства поддержки исследований (Anvar - l"Agence nationale de valorisation de la recherche), Агентства промышленных инноваций (AII - l"Agence de l"innovation industrielle) и Французского общества гарантий финансирования малых и средних предприятий (Sofaris - la Societe francaise de garantie des financements des PME). Ее цель - финансирование и поддержка малого и среднего предпринимательства. Так как официальная расшифровка названия этой организации отсутствует, в тексте диссертации мы оставим оригинальное название: OSEO. В 2010 г. OSEO поддержала более 80 тыс. предприятий. Для выполнения этой задачи, OSEO действует в трех взаимодополняющих направлениях:

  • - поддержка инноваций;
  • - финансирование инвестиций и эксплуатационного цикла (совместно с банковскими учреждения;
  • - гарантии банковского финансирования.

Для облегчения доступа малых предприятий к банковским кредитам OSEO готова разделить риски по займам, выдаваемым на создание предприятия, с банками, гарантируя в некотором объеме (40 или 70%) возвратность финансирования или же кредитуя предприятия совместно с банками. Деятельность OSEO в области финансирования и гарантий покрывает три типа потребностей малого бизнеса и его партнеров: долгосрочное кредитование и совместное финансирование с банками, краткосрочное финансирование, различные виды гарантий.

С одной стороны, сложно переоценить деятельность OSEO, так как, например, без гарантии этого учреждения практически никакой банк во Франции не предоставит кредит на создание нового предприятия. С другой стороны, в форумах и статьях можно встретить десятки мнений предпринимателей, которые считают, что их "обманули" банки, которые выдали кредиты на создание их предприятий, OSEO, который их недостаточно информировал, и система в целом, в которой содержится намеренная неясность. Безусловно, речь не идет об обмане, скорее о том, что продукты, которые предоставляет OSEO, не являются простыми и однозначными и те предприниматели, которые во время фазы экономического роста не разобрались, например, с условиями представления гарантий OSEO либо были введены в заблуждение сотрудниками банков, пострадали во время кризиса, когда их предприятия обанкротились.

ОSEO, предоставляет поддержку не только на внутреннем рынке, но и предприятиям, желающим выйти на мировые рынки, однако основной компанией, гарантирующей экспортные риски во Франции, является Сoface (Compagnie francaise d"assurance pour le commerce exterieur - Французская компания по гарантиям для международной торговли), созданная в 1946 году. Coface занимается в основном страхованием кредитов, которое предупреждает и покрывает неплатежи любых предприятий-экспортеров (не только малых и средних). Можно отметить, что с одной стороны, инструменты, предлагаемые французскими правительственными и неправительственными организациями для поддержки деятельности МСП за границей, чрезвычайно разнообразны, но с другой, - довольно сложны для применения, особенно для небольших предприятий, где зачастую наблюдается нехватка персонала, знакомого с тонкостями их использования.

Учрежденный в 2004 г. статус Молодого инновационного предприятия (МИП) дает право лицам, получившим его, на сокращение налогов и отчислений во внебюджетные фонды с высококвалифицированных должностей, таких, как инженеры и исследователи. Чтобы получить данный статус предприятия должны отвечать всем пяти следующим критериям:

  • а) быть МСП;
  • б) быть созданным менее 8 лет назад;
  • в) исследовательские расходы, понесенные за время деятельности предприятия, должны составлять более 15% от общих расходов;
  • г) более чем на 50% принадлежать физическим лицам или другому МСП, которое в свою очередь более чем на 50% принадлежит физическим лицам, обществам регионального развития, обществам по финансированию технологических исследований, внедрению и использованию изобретений и проч.;
  • д) не быть созданным в результате объединения, реструктуризации, возобновления деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной Франции сильна политическая воля по увеличению объемов ресурсов, выделяемых на НИОКР. В действительности, особый упор делается на расширение объемов частных НИОКР путем усиления инновационного поведения компаний, особенно МСП. Все меры поддержки соответствуют основным приоритетам и способствуют укреплению тенденции увеличения расходов на создание новых инновационные технологии и преодоление отставания Франции в создании инновационных продуктов и технологий.

Так, одной из самых удачных антикризисных мер было признано создание поста "кредитного посредника". К посреднику могут обратиться предприятия, испытывающие трудности с доступом к кредитным средствам, поскольку в его задачи входит:

  • - государственную поддержку, которую они получают;
  • - оно столкнулось с проблемой финансирования;
  • - предлагать конкретные способы решения в каждом возможном случае;
  • - рассматривать заявки предприятий на местах;
  • - сообщать правительству обо всех серьезных неразрешенных проблемах.

Обращение к посреднику позволяет двум предприятиям из трех (63%) найти финансирование после первоначального отказа. Исследование проведенное Банком Франции показало, что абсолютное большинство предприятий (89%), успешно прошедших через кредитное посредничество, смогли преодолеть кризис, в то время как практически треть компаний, которым не удалось помочь, были признаны несостоятельными в течение следующего года.

о роли малого бизнеса в развитых странах. Рассмотрим состояние малого бизнеса еще в двух странах. Именно на примерах этих стран можно проследить зависимость состояния экономики от развития малого бизнеса. И, если в Китае получает поддержку и бурно развивается, то во Франции наоборот, малый бизнес теряет поддержку.

Малый бизнес во Франции.

Малый бизнес в развитых странах это прежде всего относится к Франции. Ведь малый бизнес во Франции существует уже много веков, имеет свои традиции. И во многом способствовал многовековому экономическому развитию страны. Во Франции к категории малого бизнеса относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников. Число таких предприятий превышает 3 млн. Около 1,5 млн. малых предприятий относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, на 1,2 млн. предприятий трудится менее чем по 10 человек.

В стране создана внушительная государственная система стимулирования малого бизнеса. Новые малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли.

Особую помощь государство оказывает предпринимателям, открывающим свой бизнес в зонах экономического развития. Для таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для некоторых, особо требуемых видов бизнеса, предпринимателям выплачиваются подъемные.

Для безработных, решивших создать собственный бизнес, создана особая система поддержки бизнеса. Они освобождаются от налогов не на 2, а на 3 года и на год от обязательных выплат в фонды национального страхования. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п.

Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение , ссуд и субсидий. Государственная программа, поддерживающая малый бизнес во Франции, привела к стремительному росту количества частных фирм в предкризисный период. Кроме того, малый бизнес стал достаточно конкурентоспособным, т.к. оснащается современным оборудованием, использует новейшие технологии и материалы.

Малый бизнес в развитых странах — малому бизнесу во Франции уже сотни лет.

Сейчас широкое распространение получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, заправка включает маленький магазинчик. Быть бизнесменом во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок.

Именно во Франции, особенно в глубинке, существуют малые предприятия с многовековой историей, переходящие по наследству из поколения в поколение. Малый бизнес создает во Франции около 50% новых рабочих мест. Это неоценимый вклад в экономику и социальную политику государства. Ведь до 15% трудоспособного населения Франции являются безработными, что является одной из главных проблем государства.

Но в последнее время, особенно после прихода к власти социалистов (правительство, предшествующее нынешнему) и, проводимой ими , положение малого бизнеса существенно усложнилось. Налоговый пресс сильно ударил по бизнесу во Франции. Количество французских фирм, которые находятся на грани банкротства, бьет все рекорды, отмечают французские источники. И в первую очередь это относится к представителям малого бизнеса. В последнее время количество предприятий, которые находятся на пороге банкротства, достигло рекордного уровня. И 90% из этих компаний являются мелкими, то есть количество работников у них меньше 10. Банкротство большого количества частных фирм может больно ударить по стабильности экономики Франции.

Малый бизнес в Китае.

Малый бизнес в развитых странах — это рассказ и о малом бизнесе Китая. В гигантском росте китайской экономики очень существенную роль играет и быстрый рост малого бизнеса. Испокон веков китайцы считались очень предприимчивым, трудолюбивым и организованным народом.

А мелкое кустарное производство развивалось в Китае с древности. Именно с кустарного производства начиналось современное китайское частное предпринимательство. И в последнее время частные предприятия, особенно мелкие, растут как грибы. По данным Государственного комитета статистики КНР в стране насчитывается более 3 млн. малых предприятий и более 32 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составляют подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Именно считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на предприятиях малого бизнеса трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.

Кроме того, малые предприятия являются в Китае двигателем научно-технического прогресса. Именно в этом секторе производится больше всего инноваций, изобретений и технических новинок. Проектные бюро, исследовательские лаборатории, дизайнерские агентства, различные малые предприятия в области новых технологий и программирования производят самую современную продукцию. Для таких компаний созданы многочисленные технопарки, где власти создают для инновационного бизнеса необходимую инфраструктуру. Для многих китайских компаний крупного бизнеса характерен старт именно с малого бизнеса в таких технопарках.

В настоящее время доля малого бизнеса составляет 55% национального производства. Это меньше, чем в странах Евросоюза, но следует учесть, что малый бизнес Китая достиг таких показателей только за последние 32-33 года и с каждым годом все более и более увеличивает свою долю в национальной экономике.

Малый бизнес в развитых странах — фонды по поддержке малого бизнеса в Китае.

Правительство Китая уделяет развитию малого бизнеса очень большую поддержку. Оно старается различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя законодательные акты, направленные на регулирование экономики, налогообложения, улучшения условий кредитования, инвестирования субъектов малого бизнеса. В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого бизнеса, основная направленность которых заключается в обеспечении гарантийными обязательствами предприятий малого бизнеса, с целью получения банковских кредитов на развитие бизнеса.

Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, создание которого финансировалось за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов предприятий малого бизнеса, обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. Поддержкой малого предпринимательства также занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса.

Во многих китайских университетах уже более 15 лет каждый студент может бесплатно прослушать практический курс о том, как начать свое дело. В рамках таких проектов китайские университеты сотрудничают с ведущими американскими университетами. Этот курс дает базовые знания, необходимые для успешного ведения бизнеcа.

Малый бизнес в развитых странах — поддержка малого бизнеса правительством Китая.

В последние годы правительство Китая приняло ряд дополнительных мер по развитию малого бизнеса. В качестве меры по стимулированию экономики введены для малого бизнеса. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого бизнеса, чей ежемесячный объем продаж не превышает 20 тысяч юаней (приблизительно 3,3 тыс. долларов). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых предприятий.

Как видим, именно малый бизнес создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвует в освоении инновационных технологий. Китайское правительство, в свою очередь уделяет большое внимание развитию малого бизнеса в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения малого бизнеса, создания фондов поддержки малого бизнеса, привлечения инвестиций, расширения программ кредитования малого бизнеса.

О себе и переезде


Вадим. Мы приехали в Пятую Республику в 2005 году. У Светланы первое, у меня второе образование педагогическое, есть опыт работы с детьми и подростками. Мы учились, работали и изучили изнутри многие сферы и системы Франции. Поняли, что можем помогать другим.Так появилась идея создать французскую компанию Kampus 5.


О бизнесе


Мы помогаем школьникам, студентам и взрослым приехать во Францию с учебной целью, адаптироваться на месте, также создаем для школьников международные лингвистические программы. Главный офис компании находится в Страсбурге, а география деятельности распространяется по всей Франции.

Агентство работает со странами СНГ и русскоязычными клиентами из других стран. Это объясняется тем, что мы лучше знаем менталитет и желания клиентов.

О преимуществах и сложностях


Начать не сложно, во Франции есть масса ассоциаций, организаций, которые помогают, объясняют, как зарегистрировать компанию, какую юридическую форму выбрать. Первые три года есть возможность льготного налогообложения.

Мы идем в ногу со временем, облегчая бюджет клиентов тем, что работаем на удалении

Сложность заключается в том, что мы работаем онлайн. Клиенты не привыкли к тому, что реально существующая компания находится во Франции, нас нельзя «пощупать» в Астане, Киеве, Минске или Санкт-Петербурге. Мы идем в ногу со временем, облегчая бюджет клиентов тем, что работаем на удалении. Преимущество в том, что Kampus 5 поддерживают и рекомендуют официальные лица и организации России, Казахстана, Белоруссии, Франции и других стран.

Особенности бизнеса


До приезда во Францию мы жили в Западной Сибири и работали в государственных структурах. Поэтому не можем сравнивать ведение бизнеса в двух странах.

Anna de MENTHON, родной город - Алчевск, блогер, @anna_de_menthon



О себе и переезде

Моя первая работа была связана с финансовой деятельностью, я работала в банке. После переехала в Киев, где мне предложили работу во французской туристической компании. Там я и познакомилась с братом будущего мужа и уже седьмой год живу во Франции.

Находясь в декрете, хотелось общения на русском языке и какого-то увлечения. Я решилась на блог о Франции. Писала об этикете, жизни аристократов, традициях, образе жизни, потому что муж принадлежит древнему аристократическому роду. Эта тема хорошо зашла среди подписчиков.

Я начала зарабатывать на рекламе других блогов, французских марок косметики. Когда цифра подписчиков переросла 10 000, я подумала, что пришло время заняться собственным бизнесом. Выбирала между уходовой косметикой и fashion, выбрала второе, так как эта тема мне намного ближе. Одежда - наиболее запрашиваемый продукт среди эстетических потребностей человека.


О бизнесе

Название бутика должно быть легко запоминающимся и часто употребляемым. У меня было три варианта, и среди них фраза Pourquoi Pas - это значит «Почему бы и нет». @pourquoi_pas_shopping

Вначале я ориентировалась на страны Восточной Европы, так как это основная часть подписчиков. Выбирая коллекцию, видела перед собой наших девушек, которые восхищаются Францией, французским стилем, любят женственность, классику и элегантность. Но, как показала практика, основными клиентками стали француженки. Я делаю акцент на винтажный стиль - это классика, которая смотрится стильно и изысканно в современной обстановке. От винтажных изделий всегда веет благородством и энергетикой роскоши.

Самая важная отличительная черта бизнеса во Франции - отклоняясь от закона, откупиться у вас не получится

Особенность бренда в том, что он создан славянской девушкой, но отклик получил у француженок. У меня получилось их заинтересовать, найти подход и угадать предпочтения. Одежда Pourquoi Pas помогает подчеркнуть женственность и шарм, делает женщину элегантной и в то же время характерной à la française. Я в начале пути, но меня радует, что есть постоянные клиенты, которые ждут новых коллекций.

О преимуществах и сложностях

Документально все было достаточно несложно. Сложно было сдавать отчет в налоговую, так как это французский деловой язык. С сайтом тоже пришлось немало повозиться, но это издержки любого бизнеса, особенно в начале пути.


Особенности

Во Франции высокие налоги, в том числе и на доход. Поэтому зарабатывать много здесь невыгодно - большую часть дохода ты отдаешь государству. Это не мотивирует.

Самая важная отличительная черта бизнеса во Франции - отклоняясь от закона, откупиться у вас не получится. Понятия «взятка» в малом бизнесе не существует. Документация должна быть идеальна. Поэтому здесь рискуют меньше.

Эллина Волох, 25 лет, родной город - Новосибирск, совладелица кофейни


О себе и переезде

Во Францию я приехала учиться. Во время учебы подружилась с одной французской семьей. У нас было несколько бизнес-идей, которые хотелось запустить вместе. Мы остановили выбор на небольшой кофейне, ведь в Париже такой малый бизнес пользуется спросом. Здесь много улочек, высокая проходимость и много туристов. Нам всегда нравилось готовить, у нас цех выпечки.

Для иностранцев, если в планы входит проживание во Франции вместе с управлением ресторанным бизнесом, придется получить вид на жительство с правом заниматься выбранной деятельностью. Я же управляю бизнесом из дома в России. К тому же, я не единственный владелец заведения, что облегчает все бизнес-процессы и оформление документов.

О бизнесе

У нас теплая и спокойная атмосфера сочетается с изысканными сортами чая, профессионально приготовленным кофе и превосходной кухней. В кофейне можно попробовать великолепные десерты, которые отличаются от французской кухни.

Сложной и непривычной будет налоговая система

Кофе идеально подходит как для деловых встреч, так и для приятного препровождения в кругу друзей. Поэтому клиентов у нас много. Французы любят вкусно поужинать, пообедать и позавтракать, провести романтическое свидание или отпраздновать день рождения в небольших семейных заведениях.


О преимуществах и сложностях

Главное преимущество Франции - стабильная экономика и понятные правила, документы. Много программ государственной поддержки, а самое большое преимущество - в выходе на другие страны Европы.

Открыть бизнес легко, минимум бюрократической волокиты. И французы хорошо относятся к выходцам из России. Если в России все решают связи, то во Франции ты легко можешь добиться всего трудом и работой. Здесь высокая и здоровая конкуренция среди заведений.

Сложной и непривычной будет налоговая система. Здесь много выплат, поэтому с бухгалтерией разбираются только специалисты. Для ведения бизнеса в стране надо открыть счет на свое имя в местном банке.

Об особенностях

Все особенности - в установлении контактов с поставщиками продуктов, другими бизнесменами, инвесторами. Среди французских бизнесменов есть особые правила. С партнерами легко познакомиться на выставке или форуме. Надо следить за этикетом, внешним видом и речью. На это пристально обращают внимание, что влияет на репутацию.

В деловых связях французы придают большое значение консультациям. Они тщательно готовят документы, проверяют все данные. Поэтому надо быть внимательным в ведении отчетов.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(75, 77, 92, 1); padding: 25px; width: 710px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 660px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #383839; border-style: solid; border-width: 0px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: rgba(153, 153, 153, 1); font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; background-color: #cccccc; color: #141414; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Avenir Next", "Open Sans", sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}

<1> Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.

Багова А., студентка Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина <2>.

<2> Научные консультанты - д.ю.н., проф. И.В. Ершова, к.ю.н., доц. А.А. Спектор.

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия малого и среднего бизнеса составляют примерно 70 - 90% от общего числа предприятий, например, в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения.

Опыт развития малого и среднего бизнеса в зарубежных странах показал, что данный субъект играет огромную роль в становлении экономики страны, создавая конкуренцию на рынке и стимулируя крупные предприятия внедрять новые технологии, инновационные разработки и иными способами улучшать качество производства. Сектор малого и среднего бизнеса отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Поэтому государства стремятся повышать уровень конкурентоспособности малых и средних предприятий, улучшать условия для предпринимательской деятельности и на уровне государства поддерживать малый и средний бизнес.

Материальная поддержка малого предпринимательства включает финансово-кредитную, имущественную и ресурсную помощь предприятиям. Ядром такой помощи, по зарубежному опыту, является финансовая поддержка. Именно финансовые операции в пользу малых предприятий позволяют скоординировать усилия банков, крупных предприятий и государственных органов по помощи малому бизнесу. В странах с развитой экономикой государственные органы редко выходят на прямой контакт с малым бизнесом. Их дело - поддерживать и стимулировать те рыночные структуры, которые непосредственно связаны с малыми предприятиями. Так, в ФРГ существуют программы, стимулирующие развитие малого бизнеса путем предоставления ему возможности накопления необходимых для этого средств, а также предоставления долгосрочных кредитов на щадящих условиях на 20 лет, причем два первых года - без процентов, а возврат денег - только через 10 лет. Во Франции и Италии для финансирования малого бизнеса созданы специальные банки, которые кредитуют закупки оборудования, предоставляют на выгодных условиях займы и т.д. В Испании при Министерстве промышленности и энергетики создана специальная организация, курирующая государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основными целями которой являются: развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий; создание новых рабочих мест, экономический рост малых предприятий; привлечение иностранных инвестиций; инновационная деятельность; трансферт (передача) технологий <3>.

<3> Елисева Т.Ф., Сенашов С.И., Куимов В.В. Поддержка малого бизнеса в странах Европейского союза // URL: http://e-negotiant.ru/organization-torgovli/50-organization-torgovli/240-support-small-business.html.

В основном политика и система поддержки малого предпринимательства в странах - членах ЕС определяются федеральными властями, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Как правило, министерства экономики и (или) министерства промышленности и торговли в странах ЕС занимаются делами малого и среднего бизнеса. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности <4>.

<4> См.: Елисева Т.Ф., Сенашов С.И., Куимов В.В. Поддержка малого бизнеса в странах Европейского союза // URL: http://e-negotiant.ru/organization-torgovli/50-organization-torgovli/240-support-small-business.html.

Франция

Для Франции поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из главных задач правительства. Оно совместно с министерствами разрабатывает программы помощи, тем самым стимулируя малые и средние предприятия улучшать производство, вводить инновации, создавать новые рабочие места. Эффективность данной политики подтверждена достигнутыми результатами, а именно в малый бизнес Франции вовлечено более половины от общего числа занятого населения.

Свое развитие малое предпринимательство во Франции получило во многом благодаря крупным компаниям. Буквально двадцать лет назад малые предприятия могли работать на устаревшем оборудовании. Сейчас ситуация качественно изменилась в связи с тем, что гигантам невыгодно производить все самостоятельно и они привлекают малые предприятия для производства отдельных элементов для производства. Малое предпринимательство выступает в качестве подрядчиков или субподрядчиков, обеспечивая крупные компании комплектующими материалами, осуществляя ремонтные работы, некоторые технические услуги. В свою очередь, крупные компании помогают малым, передавая технологии, инновации, сырье, материалы и так далее. Данный тандем качественно улучшил состояние малого и среднего предпринимательства на французском рынке.

Также малые предприятия активно проявляются в сфере сервиса. Широко распространены кафе, табачные лавки, небольшие магазины и закусочные. Встречаются комбинированные предприятия, например кафе и табачная лавка, как правило, принадлежащие одному хозяину.

Все это показывает, что сегодня малые и средние предприятия все стабильнее чувствуют себя на рынке. Но им сложно конкурировать с крупными предприятиями, развиваться на их фоне. В связи с этим необходима поддержка и на государственном уровне.

Государственная политика Франции, финансируемая совместно из государственного бюджета, бюджета ЕС и частных источников, в области содействия малому и среднему предпринимательству согласуется с регионами и ставит своей целью: создание и рост новых малых и средних предприятий; экономическое развитие регионов и увеличение занятости населения, стимулирование инновационной деятельности; совершенствование системы предоставления услуг по развитию бизнеса малых и средних предприятий для повышения их конкурентоспособности.

Государственная политика стимулирования малого бизнеса включает предоставление налоговых льгот, создание бизнес-инкубаторов, минимизацию бюрократических процедур, обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей. Во Франции работают гарантийные фонды, которые оказывают помощь в поиске источников финансирования начинающим предпринимателям. Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенного налогообложения для малых предприятий. К примеру, вновь созданные малые предприятия на два года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Предприниматели уплачивают по сниженной ставке подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. На предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в дотационных регионах, распространяются льготы, вплоть до освобождения от выплат в фонды социального обеспечения. Малые инновационные предприятия в течение первых двух лет работы полностью освобождаются от налога на доходы и только начиная с шестого года существования выплачивают этот налог в полной мере <5>.

<5> Международная практика: французские предприниматели стремятся к объединению, во Франции от государства сложно добиться чего-то в одиночку // Опора-кредит. Все о финансах для малого бизнеса. URL: http://www.ccifr.ru/uploaded/100125_1.pdf.

Важную роль в поддержке малых предприятий играет государственная организация OSEO, в 2005 г. объединившая Французское национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. Поскольку Франция является членом Всемирной торговой организации, французское государство не может оказывать поддержку малым предприятиям в форме прямых субсидий и вынуждено прибегать к косвенным методам. Для этих целей были созданы две организации: OSEO и Coface. Миссия OSEO заключается в оказании помощи и финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. Деля риск, компания облегчает доступ МСП к финансированию через партнерство с банками и инвесторами. Основными направлениями деятельности OSEO являются: поддержка и финансирование инноваций, трансферт технологий и развитие инновационных проектов с реальными перспективами, гарантирование, финансирование инвестиций в технологии и рабочий цикл наряду с банками. OSEO действует в трех направлениях: поддержка инноваций; финансирование инвестиций и эксплуатационного цикла (совместно с банковскими учреждениями; гарантии банковского финансирования <6>.

<6> Малюгина А.А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции: Автореф. дис. ... к.э.н. М., 2012.

Через свою региональную сеть OSEO охватывает все регионы Франции. Организация также выступает гарантом-поручителем по кредитам, выданным малым и средним предприятиям банками-партнерами. Банки в данном случае тоже несут определенные риски за предоставленный кредит, так как гарантия покрывает лишь его часть - около 40%. Гарантия может достигать и 70% от суммы кредита, если речь идет о самом рискованном этапе жизни малого предприятия - моменте его создания. Система государственной поддержки МСП эффективно работает во Франции уже 25 лет, принося государству доход в виде налогов благополучно развивающихся малых предприятий и растущего количества рабочих мест, обеспечиваемых ими <7>.

<7>

Основной компанией, гарантирующей экспортные риски во Франции, является Coface (Compagnie francaise d"assurance pour le commerce exterieur - Французская компания по гарантиям для международной торговли), созданная в 1946 г. Coface занимается в основном страхованием кредитов, которое предупреждает и покрывает неплатежи любых предприятий-экспортеров (малых и средних) <8>.

<8> Малюгина А.А. Указ. соч.

Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротства является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение - Национальное агентство по созданию предприятий (AHCE), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные варианты скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления - региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими, в свою очередь, целевые налоговые льготы.

Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды <9>.

<9> URL: http://bizhelp.damu.kz/articles/?ID=20130.

В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений <10>.

<10> Малый бизнес по-французски // URL: http://www.openbusiness.ru/html_euro/france_open11.htm.

Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных).

В отдельных случаях предпринимателям выплачиваются подъемные. Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано французское общество по страхованию капиталов от риска "Софарис", которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие этому обществу, то оно дает банку гарантию на 50 - 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию "Софарис", разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает данное страховое общество из собственных фондов, которые образуются на акционерной основе с участием частного и, в основном, государственного (более 1 млрд. франков) капитала <11>.

<11> Калинин А.В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире // Экономика, предпринимательство и право. 2011. N 4. С. 3 // http://epp.enjournal.net/article/313/.

Германия

Малый бизнес в Германии имеет очень важное экономическое значение, свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма с появлением первых крупных предпринимателей начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами. Ассоциация германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации - сотрудничество, тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества. В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат - оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.

По мнению экспертов, из всех европейских стран наиболее эффективные программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса действуют в Германии. Сегодня там функционирует около 3,3 млн. малых и средних предприятий, создающих до 57% добавленной стоимости в частном секторе и привлекающих 46% инвестиций <12>.

<12> Давыдова Р.Т. Развитие малого предпринимательства в условиях реформирования промышленного комплекса страны в новых экономических условиях (на примере г. Москвы): Монография. М.: НИА-Природа, 2003.

Малый бизнес Германии - один из самых активно развивающихся секторов экономики, которому оказывается поддержка на всех уровнях ветвей власти. Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления: кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность; кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды; кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии; кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем; проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Правительственным органом, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства в Германии, является директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий. Среди его программ - "Концепция развития научно-технической политики в отношении предприятий малого и среднего бизнеса" и "Стимулирование сбережений для открытия своего бизнеса". Первая программа обеспечивает финансирование малого и среднего предпринимательства, а вторая способствует запуску стартапов. Контролирует реализацию этих программ специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению <13>. Специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству, - призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения. В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5 - 8%) и длительные сроки кредитования (5 - 15 лет) <14>.

<13> Горькаева О. Господдержка для самых маленьких. Изд. дом Коммерсантъ. Business Guide (Финансирование среднего и малого бизнеса). Приложение. 2012. N 7(138). 10.04.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1906270/print.
<14> Там же.

В июле 2006 г. германским правительством была принята программа поддержки малого и среднего предпринимательства (Mittelstandsinitiative), которая включает в себя следующие направления (приведены с учетом изменений на январь 2010 г.): а) расширение финансовых возможностей, создание кредитного посредника; б) мобилизация венчурного капитала для инноваций; в) развитие предпринимательской культуры и преемственности ведения бизнеса; г) усиление инновационной составляющей; д) поддержка начинающих предпринимателей, модернизация профессионального образования и формирование кадрового резерва; е) усиленная поддержка на внешних рынках; ж) реформирование налоговой системы для малого и среднего предпринимательства, создание дополнительных условий развития; з) устранение бюрократических ограничений.

В Германии для обеспечения кредитования малого и среднего предпринимательства по поручению федерального правительства были запущены программы государственным банком KfW Mittelstandsbank. Для долгосрочного финансирования исследования рынка товаров и услуг и проектирования новых видов услуг, продуктов и производственных процессов, а также для освоения этого рынка малыми и средними предприятиями Германии Государственный банк реконструкции и развития экономики KfW предоставляет им кредиты в рамках программы ERP-Innovationsprogramm на льготных условиях и процентах. Программа предназначена для тех предприятий, которые уже действуют на рынке более двух лет. При этом для малых предприятий (согласно критериям ЕС KMU-Definition) дополнительно предлагаются особо выгодные проценты по кредитам. С помощью данной программы финансирования банк KfW оказывает помощь для осуществления проектов исследования, проектирования и инноваций (подпрограмма 1) или помощь для осуществления инвестиций и обеспечения трудовой занятости, а также для оказания консультационных услуг (подпрограмма 2), согласно ст. 15 и 26 Положения Европейского сообщества N 800/2008 Европейской комиссии (Allgemeine Gruppenfreistellungs-verordnung), опубликованного в служебном вестнике ЕС N L214/3 от 09.08.2008. Это обязывает банк KfW и заявителей соблюдать специфические правовые условия для своих проектов <15>.

<15> Малый бизнес в Германии // URL: http://www.kreditbusiness.ru/germany.html.

Федеральное министерство экономики и технологий 1 июля 2008 г. объявило о начале реализации Центральной инновационной программы для малых и средних предприятий (Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand, ZIM), рассчитанной на период до конца 2013 г. <16>. В ее рамках малым и средним предприятиям будет оказываться поддержка при реализации инновационных проектов путем создания отраслевых сетей предприятий и научных организаций с целью их успешной кооперации, а также государственной поддержки отдельных инновационных проектов.

<16> Федеральное министерство экономики и технологий. Программа финансирования малых и средних предприятий Германии // Архив полиграфии / EXRUS.eu. N 692.

В заключение отметим следующее. В европейских странах большое значение приобретает малое и среднее предпринимательство, где оно представлено совокупностью многочисленных малых, средних предприятий. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов и их элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества.



Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0