Кто осуществляет контроль за некоммерческими организациями. Государственный контроль за деятельностью некоммерческих организаций

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 705
"Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций"

В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций.

Положение
о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 705)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций (далее - государственный надзор).

2. Задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

3. Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - органы государственного надзора).

4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

5. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения таких проверок.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

6. Предметом проверок является:

а) соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества;

б) соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий.

7. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

8. Органы государственного надзора при осуществлении государственного надзора взаимодействуют с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

9. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются:

а) руководители органов государственного надзора, их заместители;

б) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

в) иные государственные гражданские служащие органов государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного надзора.

10. Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 настоящего Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;

б) запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

в) направлять своих представителей для участия в проведении некоммерческой организацией мероприятий;

г) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами;

д) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее 1 месяца (в отношении политических партий - не менее 2 месяцев), а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

11. Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 настоящего Положения, при осуществлении государственного надзора обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы некоммерческих организаций, в отношении которых проводится проверка;

в) проводить проверку в соответствии с ее назначением на основании соответствующего распоряжения руководителя органа государственного надзора или его заместителя;

г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения руководителя органа государственного надзора или его заместителя;

д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю некоммерческой организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

е) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю некоммерческой организации, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

ж) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя некоммерческой организации с результатами проверки;

з) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов некоммерческой организации;

и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании некоммерческой организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

к) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

л) не требовать от некоммерческой организации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также документы, которые ранее были представлены в орган государственного надзора или могут быть получены у других органов государственного надзора и контроля, кредитных и иных финансовых организаций;

м) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;

н) не вмешиваться в деятельность некоммерческой организации, в том числе при участии в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях, за исключением случаев выявления нарушений законодательства Российской Федерации;

о) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1449 пункт 11 дополнен подпунктом "п"

п) включать в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в указанный реестр.законодательством Российской Федерации.

Установлено, как осуществляется федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Задачи надзора - предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций. Он осуществляется Минюстом России и его территориальными органами.

К отношениям, связанным с осуществлением надзора за некоммерческими организациями, применяется Закон о защите прав юрлиц и предпринимателей при проверках.

В рамках надзора проводятся плановые и внеплановые документарные и выездные проверки.

Определен предмет проверок. Это соблюдение некоммерческими организациями (кроме политических партий, их структурных подразделений) законодательства и целей, предусмотренных учредительными документами, в т. ч. требований по расходованию денег и использованию иного имущества. Соблюдение политическими партиями, их структурными подразделениями законодательства и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, закрепленным уставами.

Перечислены должностные лица, уполномоченные осуществлять надзор, их права и обязанности. В частности, можно запрашивать у органов управления некоммерческой организации распорядительные документы. Выносить предупреждения (представления). Меры, принимаемые по фактам нарушений, должны соответствовать тяжести последних. Нельзя допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов некоммерческой организации. Вмешиваться в ее деятельность, в т. ч. при участии в проводимых ею мероприятиях (кроме случаев, когда выявлены нарушения законодательства).

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 705 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Допустимых ошибок

Для различных степеней свободы (n - 2) и разных вероятностей

Критические значения коэффициентов корреляции

Число степеней свободы Уровень значимости
0,05 0,01 0,001
0,9500 0,9900 0,9900
0,7545 0,8745 0,9509
0,5760 0,7079 0,8233
0,4821 0,6055 0,7247
0,4227 0,5368 0,6524

(В данном случае степенью свободы будет число, равное п - 2, где п - ко­личество данных в коррелируемых рядах.) Заметим, что значи­мость коэффициента корреляции зависит и от заданного уров­ня значимости или принятой вероятности допустимой ошибки в расчетах. Если, к примеру, коррелируется друг с другом два ря­да цифр по 10 единиц в каждом и получен коэффициент корре­ляции между ними, равный 0,65, то он будет значимым на уров­не 0,95 (он больше критического табличного значения, состав­ляющего 0,6319 для вероятности допустимой ошибки 0,05, и меньше критического значения 0,7646 для вероятности допусти­мой ошибки 0,01).

Метод множественных корреляций в отличие от метода пар­ных корреляций позволяет выявить общую структуру корреля­ционных зависимостей, существующих внутри многомерного экспериментального материала, включающего более двух пере­менных, и представить эти корреляционные зависимости в виде некоторой системы.

  1. Контроль - одна из форм взаимодействия ОГВ и НКО.

НКО с помощью контроля получает внешний правовой аудит, соизмеряет свою деятельность, форму деятельность, за которыми осуществляют контроль органы Юстиции.

ОГВ же получают мониторинг ситуации, проверяют уровень законности деятельность НКО. Формируется гражданское общество в лице одного из институтов в соответствии с К положениями.

  1. Контроль - один из этапов, обязательных элементов государственного управления, происходит оценка эффективности деятельности органов государственного управления.

Анализ положений КС, правоприменительная практика выработала следующие принципы контроля:

  1. принцип законности. Форма, объем, содержание должны быть строго в соответствии с нормами действующего законодательства.
  2. принцип соразмерности. ОН выражается в 3 постулатах:
  • система контроля ос стороны ОГВ должна быть адекватна всей системе гос управления, он не должен быть тотальным, он должен соответствовать текущему времени, положению.
  • Установление адекватного возникающим общественным отношениям форм и достаточности государственного контроля, т.е. способы, механизмы осуществления контроля не должны быть чрезмерными, должны соответствовать ситуации, отношениям
  • Определение адекватного объема полномочий контролирующих органов. Система юридической ответственности должна быть адекватна ситуации, решениям.
  • принцип единства контрольной функции. Контролирующие органы выполняют свой функционал, обладают компетенцией и полномочиями исключительно в одной сфере деятельности.
  • принцип полноты и распределения контрольных полномочий по горизонтали (по одному уровню) и по вертикали (распределение всего объема полномочий м/у федеральным уровнем, региональным уровнем и ОМС, чтобы не было никаких повторений и т.п.) Если, например, межрегиональная- то контроль осуществляет тот орган, где находится постоянный действующий орган.
  • принцип сбалансированности (при осуществлении контрольных функций ОГВ должны соблюдать права и свободы - основная золотая середина) обеспечения основных и компетенционных прав.
  • принцип системности. Контроль должен осуществляться постоянно и в стабильном режиме.
  • принцип недопустимости вмешательства в деятельность контролируемого субъекта. Проверка не должны порализовывать деятельность организации при осуществлении контроля.
  • принцип добросовестности контролируемых субъектов. Даже внеплановый режим- нельзя считать противником, никто не отменял презумпцию невиновности.
  • принцип рациональности. Этот принцип означает, что контрольная деятельность должна соответствовать здравому смыслу.
  • принцип транспорентности, принцип информационной открытости. Деятельность и ее результаты должны быть в открытом доступе. Перечень проверок всегда можно найти на сайте Минюста. Результаты контрольных мероприятий, проверки, доводятся до уполномоченных органов НКО, для лиц вне НКО- это информация для служебного пользования.
  • Регламент. Мин. Юстиции РФ- порядок деятельности должностных лиц, органов юстиции по осуществлению контроля, соблюдению целей и задач. От 31.04.2009 №90.



    Есть определенные элементы юридической ответственности:

    1. Органы юстиции могут вынести предупреждение. Вынесение предупреждения и основание для вынесения предупреждения для НКО, ОБ ОБ и ПП разные.
    • НКО: 1) выносится в связи с нарушением законодательства РФ или 2) совершение действий (реальные действия. Трактовка правоприменительной практики и деятельности ЕС не совпадают. ЕС считает что государства не могу применять ответственность, если способ реализации этих действий ограничивают права и свободы. Например, хотят монархию- в ЕС это демократия, в РФ свержение государственного строя- ответственность в УК), противоречащих целям, предусмотренными учредительными документами;
    • Об Об: 1) в случае нарушение конституции РФ, законодательства РФ, или 2) совершение объединением действий противоречащих уставным целям. Предупреждение выносится письменно;
    • ПП: 1) за нарушение законодательства 39 статья ФЗ 2) за нарушение уставных целей ПП – предупреждение выносятся письменно, указываются основания- какие положение закона нарушало НКО, ПП, ОБ ОБ, затем ссылка на право органов юстиции выносить предупреждение + срок устранения нарушения, не может быть менее 1 месяца, для ПП не менее 2 месяцев;

    Если НКО- то подача заявления в суд общей юрисдикции по месту нахождения НКО заявления о ее ликвидации и прекращение деятельности органами юстиции.

    Для ОБ ОБ: либо повторное предупреждение, либо выносится решение о приостановлении деятельности ОБ ОБ (ограничения по 43 статье- приостанавливается учредительство в СМИ, не может участвовать в полит акциях, приостанавливается хозяйственная деятельность кроме выплаты по договорам и з/п. Приостановление может быть до 6 месяцев. Решение может вынести и прокурор и органы Юстиции).

    Для ПП: после 1 предупреждение 2-е предупреждение, после- решение о приостановлении, только судом, ВС вправе принять решение о приостановление деятельности ПП, если региональный – то суд общей юрисдикции субъекта в 1 инстанции.

    Самый радикальный способ: заявление в суд о ликвидации организации, оформляется в соответствии с требованием гражданско- процессуальным законодательством. Проблемы:

    • Ликвидация организации, если она уже не работает. Вопрос: кто будет ликвидировать фактически. Судебная практика говорит: если есть возможность выявить учредителей, руководителей организации, то производства принудительной ликвидации возлагается на них. Если фактически они отсутствуют, то суд принимает решение о ликвидации и обязывает органы ФНС по истечении определенного периода самостоятельно на основании решении суда вынести решение об исключении организации из ЕРГЮЛ. Проблема- об этом могут не узнать кредиторы.
    • В ГК основания для ликвидации юр лица связанны с его деятельностью и статусом, а по законодательство об НКО: либо за несоблюдения законодательства, определяющих статус НКО, либо в связи с деятельностью, противоречащей уставным целям.
  • Административная ответственность. Выражается в 2-х составах:
    • Когда руководящие органы противодействуют законной деятельности должностных лиц (непредставление документов, помещений)
    • Когда организация осуществляет свою деятельность без статуса юр лица, в т.ч. предпринимательскую

    Выносится протокол. Все в соответствии с регламентом.

    Контроль как форма взаимодействия предполагает:

    1. правое регулирование. Все перед законом равны
    2. четко определены права и обязанности должностных лиц ОГВ и НКО
    3. законодательство об НКО предоставляет право применять органам юстиции определенные виды ответственности, например вынесение предупреждений и.т.п. – это не относится к классическим видам ответственности. Это форма публично-правовой ответственности. Как элемент гражданского общества.

    Судебный порядок обжалования: по ГПК 24, 25 глава. Она определяет как обжалываются РЕШЕНИЯ (например, предупреждение) как ненормативный акт и ДЕЙСТВИЯ (направили ненаправили уведомление).

    Административный порядок в административном регламенте. Минюст уполномочено рассматривать жалобы на решения нижестоящих лиц: или отклонение жалобы или Минюст может ОБЯЗАТЬ нижестоящий территориальный орган в лице его руководителя отменить вынесенное решение, например, об отказе в принятии документов. Жалоба рассматривается в течении 1 месяца.

    Можно и параллельно, а можно один на выбор.

    Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций может быть внутренним и внешним. Внешний контроль осуществляется государством, аудиторами, финансирующими организациями. Некоторые источники включают в данный перечень видов внешнего контроля некоммерческих организаций общественный контроль, который осуществляется со стороны специально созданных негосударственных услуг.

    Государственный контроль деятельности НКО осуществляется следующими организациями:

    • 1. Прокуратурой Российской Федерации - контролирует соблюдение законодательства.
    • 2. Органом, регистрирующим некоммерческие организации - выполняет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации ее уставным целям.

    Государственный финансовый контроль за деятельностью НКО возложен на Счетную палату РФ и другие контрольные органы Российской Федерации, включая Центральный банк Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Государственную налоговую службу Российской Федерации, Департамент налоговой полиции и Министерство имущественных отношений.

    Деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций является объектом ревизии со стороны Счетной палаты и КРУ Минфина РФ, Министерства имущественных отношений в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

    Организации, получающие целевое финансирование от международных и отечественных организаций (Всемирный банк реконструкции и развития, Фонд Сороса и т.д.) являются субъектами ревизии целевых средств.

    Государственная налоговая служба Российской Федерации и Департамент налоговой полиции Российской Федерации осуществляют контроль за налогообложением. Налоги являются значительной по своей величине составной частью доходов бюджета России, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. В той или иной форме налоги уплачивается каждая организация, в том числе и некоммерческая.

    Государственный финансовый контроль является функцией государственного управления и представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых средств, находящихся в распоряжении правительства и региональных и местных органов власти.

    Основной задачей органов, осуществляющих государственный финансовый контроль является проведение контроля за своевременным и правильным исполнением расходных и доходных статей бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов по целевому назначению средств, объемам и структуре.

    Также, важнейшей функцией органов внешнего государственно контроля является финансовая экспертиза проектов федеральных законов, анализ выявленных отклонений от планируемых показателей бюджетов, разработка методик по организации контроля и т.д.

    Одним из важных направлений государственного контроля является контроль региональных целевых программ. В настоящее время данный вид контроля осуществляется властными структурами, создаваемыми в системе исполнительной власти, и является частью механизма программно-целевого управления для решения стратегических и текущих задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

    Существует несколько видов методов внешнего государственного финансового контроля.

    Таблица 4 Общая характеристика методов внешнего государственного финансового контроля

    Методы проведения финансового контроля

    Наиболее глубокий метод финансового контроля законности, правильности, целесообразности, эффективности финансово-хозяйственной деятельности субъекта

    Проверка

    В рамках данного вида контроля рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры по устранению нарушений. Проводится на основе расходных документов и ответной документации.

    Обследование

    По сравнению с проверкой шире охватывает спектр финансово-экономических показателей

    Производится контролирующими органами за субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности по соблюдению ими установленных правил и нормативов

    Производится чрез детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и изыскания внутрихозяйственных резервов

    Аудит эффективности

    Предполагает оценку эффективности управления финансовыми потоками и государственной (муниципальной) собственностью, а также эффективности налогового администрирования

    Контроль региональных целевых программ является одним из направлений государственного финансового контроля, поэтому справедливо будет обратиться к положениям Бюджетного Кодекса РФ, который под формами финансового контроля имеет в виду:

    • - предварительный контроль - осуществляется в процессе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
    • - текущий контроль - осуществляется в процессе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих групп законодательных органов в ходе парламентских слушаний;
    • - последующий контроль - осуществляется в процессе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

    Аудиторский контроль не относится к государственному, несмотря на то, что косвенно регулируется государством через систему аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций.

    Некоммерческие организации, которые не ведут предпринимательскую деятельность, подлежат обязательному аудиту по двум причинам.

    Первым критерием является организационно-правовая форма некоммерческой организации. Согласно этому фактору обязательному аудиту подлежат фонды, формирующиеся на основе добровольных отчислений юридических и физических лиц.

    Вторым критерием является финансовый показатель «Валюта баланса». В соответствии с этим критерием обязательному аудиту подлежат некоммерческие организации, величина валюты баланса которых превышается 200 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Показатель «Выручка от реализации» используется для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, для которого действует правило: если выручка превышает минимальный размер оплаты труда в 500 тысяч раз, то некоммерческая организаций подлежит обязательному аудиту.

    Остальные некоммерческие организации могут подавать заявку на инициативный аудит. Инициативный аудит может проводиться по желанию участников, а в некоторых случаях проведение данного вида проверки закреплено в уставных документах.

    Сравнительный анализ видов внешнего контроля приведен в таблице 5.

    Таблица 5. Характеристика видов внешнего контроля деятельности некоммерческих организаций

    Критерий сравнения

    Государственный финансовый контроль

    Аудиторский контроль

    Общественный контроль

    Нормативный документ

    Закон №7-ФЗ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ

    Закон №7-ФЗ, Закон №307-ФЗ

    Закон №212-ФЗ

    Проверка соответствия деятельности требованиям законодательства

    Выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемых организаций

    Наблюдение за государственными некоммерческими организациями, выполняющими публичные полномочия

    Выявление нарушений законодательных требований

    Проверка достоверности отражения в учете отдельных объектов бухгалтерского учета

    Обеспечение открытости деятельности некоммерческих организаций, выполняющих публичные полномочия и проверка выполнения миссии организаций в обществе

    Метод проведения

    Проверка, наблюдение, надзор, ревизия, анализ, аудит эффективности

    Наблюдение, инспектирование, пересчет, аналитические процедуры, анализ

    Проверка, наблюдение, анализ и оценка

    Организации, подвергающиеся данному виду контроля

    • - государственные и муниципальные учреждения
    • - общественные и религиозные организации
    • - общины коренных малочисленных народов
    • - казачьи сообщества
    • - фонды
    • - автономные учреждения
    • - ассоциации и союзы
    • - потребительские кооперативы
    • - товарищества собственников жилья
    • - организации, формирующие консолидированную отчетность
    • - организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую обязательному аудиту
    • - организации, Валюта Баланса которых превышает в 200 тысяч раз МРОТ
    • - государственные компании и корпорации
    • - организации, выполняющие функции иностранного агента
    • - организации, желающие провести инициативный аудит

    В зависимости от органов, осуществляющих контроль некоммерческих организаций, выделяют государственный и муниципальный, а также негосударственный финансовый контроль.

    Государственный и муниципальный финансовый контроль включает в себя:

    Субъектами государственного и муниципального финансового контроля являются прежде всего законодательные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, а также контрольные органы, формируемые законодательными (представительными) структурами. Полномочия этих органов отражены в БК РФ.

    К субъектам государственного и муниципального финансового контроля относятся также органы исполнительной власти. Механизм проведения государственного и муниципального финансового контроля органами исполнительной власти в некоммерческих организациях определяется налоговым, таможенным и бюджетным законодательством. Наиболее важную роль в этом контроле в настоящее время играют: Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, региональные и местные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

    Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций выполняет уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При осуществлении федерального государственного надзора и проведении проверок некоммерческих организаций руководствуются положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

    Уполномоченный орган и его должностные лица в рамках установленных законодательством РФ могут:

    • – запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;
    • – запрашивать информацию о финансово-хозяйственной работе некоммерческих организаций у органов статистики, органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и финансовых организаций;
    • – направлять своих представителей в некоммерческие организации для участия в проводимых сю мероприятиях;
    • – проверять соответствие деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию другого имущества, задачам, закрепленным в учредительных документах организации;
    • – при установлении нарушений законодательства РФ и (или) совершении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей задачам, отраженным в ее учредительных документах, выносить ей письменное предупреждение с указанием сделанного нарушения и сроков его устранения (не менее одного месяца). Предупреждение, сделанное некоммерческой организации, можно обжаловать в вышестоящем органе или суде;
    • – приостанавливать деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Срок приостановления деятельности нс может быть более 6 мес.

    Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов, выясняют соответствие расходования денежных средств и использования другого имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами и сообщают о результатах органу, зарегистрировавшего данную некоммерческую организацию. В отношении бюджетных учреждений федеральные органы государственного финансового контроля, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов, выясняют соответствие расходования денежных средств и использования другого имущества бюджетными организациями целям, предусмотренным их учредительными документами и сообщают соответствующим органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

    Федеральная служба по финансовому мониторингу анализирует информацию об операциях некоммерческих организаций, полученную им на основании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

    Если в ходе контрольных действий установлены факты, свидетельствующие о неполноте или недостоверности указанной информации либо о том, что некоммерческая организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства РФ, служба но финансовому мониторингу сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации.

    О порядке распределения общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между их подразделениями, осуществляющими некоммерческую деятельность, и подразделениями, осуществляющими предпринимательскую деятельность см. Письмо Минфина РФ от 21.02.2002 N 16-00-14/67.

    1. Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
    2. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

    Положения пункта 3 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

    3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    (п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
    3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
    (п. 3.1 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
    3.2. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
    Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
    Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    (п. 3.2 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
    4. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    (п. 4 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

    Положения пункта 5 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

    5. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:
    1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
    (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
    2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
    3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
    4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в порядке, установленном уполномоченным органом;
    (пп. 4 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
    5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
    (п. 5 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    6. В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации действий, противоречащих заявленным целям и задачам, уполномоченный орган вправе вынести руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
    (п. 6 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

    Положения пункта 7 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

    7. Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    (п. 7 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
    8. В случае непредставления филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации в установленный срок информации, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи, соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.
    (п. 8 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    9. В случае если деятельность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации не соответствует заявленным в уведомлении целям, а также представленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи сведениям, такое структурное подразделение может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.
    (п. 9 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

    Положения пункта 10 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

    10. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
    (п. 10 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    11. Уполномоченный орган принимает решение об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра в связи с ликвидацией соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации.
    (п. 11 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    12. Уполномоченный орган направляет структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления на территории Российской Федерации программы или ее части. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившее указанное решение, обязано прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы в указанной в решении части. Невыполнение указанного решения влечет за собой исключение соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.
    (п. 12 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    13. В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества.
    (п. 13 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

    Положения пункта 14 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии" общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

    14. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами, а филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций - заявленным целям и задачам и сообщают о результатах органу, принявшему решение о регистрации соответствующей некоммерческой организации, включении в реестр филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации.
    (п. 14 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
    15. Иностранная некоммерческая неправительственная организация вправе обжаловать действия (бездействие) государственных органов в суд по месту нахождения государственного органа, действия (бездействие) которого обжалуются.
    (п. 15 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)