Виды систем социальных служб. Виды и специфика социальных служб

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

Механизмы социальной помощи ʼʼвключаютсяʼʼ тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Учреждения социального обслуживания населœения: их виды и специфика деятельности

Система социального обслуживания населœения: принципы, функции, виды и формы деятельности

План

Библиографический список

1. Богородская Н.А. Статистика финансов. Учебное пособие. – М.: ООО Фирма ʼʼБлаговест-Вʼʼ, 2005.

2. Воронин В.Ф., Жильцова Ю.В. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.:Экономистъ, 2004.

3. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАТА, 2001.

4. Елисеева И. И. Социальная статистика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов под редакцией М.Г. Назарова. М.: Финстатинформ, 2002.

6. Лугинин О.Е. Статистика в рыночной экономике. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Социально-экономическая статистика: учебник под редакцией В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. М.: ЮРИСТЪ, 2001.

8. Социально-экономическая статистика: учебник для вузов под редакцией Б.И.Башкатова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 703;

9. Социально-экономическая статистика: учебно-методическое пособие под редакцией Я.С. Мелкумова. М.: Издательство ОООИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. – С. 256;

10. Статистика финансов: учеб. Важно заметить, что для студентов вузов, обучающихся по специальности ʼʼСтатистикаʼʼ/ под ред. М.Г. Назарова. – М,: Изд-во Омега-Л, 2005.

11. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. М. Симчеры /ВЗФЭИ. – М.: Финстатинформ, 1999.

12. http://www.gks.ru/

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Понятие ʼʼсоциальная службаʼʼ относится к основным понятиям в социальном обслуживании населœения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается на базе принципа субсидиарности;

- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на базе его запросов (рис. 1).

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населœения РФ (1993 ᴦ.), выделяются следующие: 1

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

а) функция социальной помощи, которая включает: международные

Международные

Выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее____ __________________ поддержке

(малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами),

оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

Профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

Нужномные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

Консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всœеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

Социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителœей;

Медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населœения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

Предоставление клиенту информации, крайне важно й для разрешения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населœения медико – психологических, педагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, выработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населœения определœены Федеральным Законом ʼʼ Об основах социального обслуживания населœения в РФʼʼ (1995 ᴦ.):

Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Социальное обслуживание на дому, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определœенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определœении временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально – бытового, социально – медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в т.ч. несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Консультативная помощь по вопросам социально – бытового и социально – медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально – правовой защиты;

Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживается базируется на принципах:

Равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

Доступности;

Добровольности;

Содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

Адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

Гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

Профилактической направленности;

Законности и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на базе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всœей системы социальной службы являются общие принципы, повсœеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – крайне важно е звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населœению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслуживания населœения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населœения. Οʜᴎ строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта͵ правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

b>. Учреждения социального обслуживания населœения: их виды и специфика деятельности

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населœения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населœения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населœения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населœения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населœения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 ᴦ.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населœения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населœения, нуждающимся в социальной поддержке. 1 Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделœения социального обслуживания, в т.ч. отделœения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом крайне важно сти и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально – педагогическую, медико – социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населœения и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.

p> Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002

Рис.2.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать всœе более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населœения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

Нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населœения за счёт выделœения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Финансов в результате перераспределœения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

p> Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2006

Дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целœевых мероприятий по адаптации доходов населœения к росту стоимости жизни и другое;

Доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируется исходя из вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населœению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населœения на местах имеют двойное административное подчинœение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает крайне важно сть становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, к примеру социальной защиты населœения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

При этом развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

Слабая правовая база системы социального обслуживания;

Ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

Отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

Нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;

Низкий социальный статус и неадекватная зарплата работников социальных служб;

Недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

> Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2000

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы." 2017, 2018.

Социальная служба является структурой, которая создавалась для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Социальная служба может быть создана там, где есть штатная должность хотя бы одного специалиста-профессионала.

В нашей стране социальная работа «как профессиональная деятельность» зародилась в начале 1990-х гг

Основания для деления социальных служб на типы приобретает особую значимость. В основе данной классификации, которая делит данные службы по видам и формам социальной работы могут лежать различные основания, но все они, в конечном счете, сводятся к следующим: решение проблемы клиента; взаимодействие с другими службами, учреждениями, организациями.

В зависимости от этих форм социальная работа подразделяется на виды. Так, в первом случае имеется возможность рассуждать, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, утрата работы, потеря родного человека, инвалидность и так далее); с обратной - особенностях клиента, так как в виде клиента может выдвигаться и личность, и объединение, в том числе и сообщество как большая социальная группа. С другой стороны, мы рассуждаем о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (скажем так, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); а так же - о статусе этих организаций (государственные, частные, общественные, благотворительные и так дальше).

В случае если бы принимать за краеугольный камень классификаций социальных служб проблему клиента, то в этом случае разрешено размышлять о следующих службах:

а) занятие социальной помощью населению: обнаружение семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и другой необходимой помощи, с привлечением специалистов - юристов, психологов, педагогов и др.;

б) служба социальной реабилитации: социальная услуга лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, лечебно-воспитательных учреждений;

в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации; службы знакомств; разные виды семейного просвещения и самообразования; сексологические и педиатрические кабинеты; педагогические консультации и др.

Если за основание классификации взять сферу деятельности, то существуют следующие службы:

а) социально-бытовой помощи. Такая служба оказывает услуги престарелым, одиноким, инвалидам. Содействует строительству для данной категории людей специальных жилых домов; участвует в развитии и совершенствовании системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;

б) семейного досуга. Данная служба стимулирует семейный туризм, семейные экскурсии, организованных отдых семей, создает центры семейного досуга, семейные клубы, клубы молодых и многодетных семей;

в) службы социальной профилактики отклоняющегося поведения. Такие службы ведут борьбу с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, суицидами, бродяжничеством, правонарушениями и другими асоциальными явлениями среди несовершеннолетних. Данные службы содействуют созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц Российской Федерации: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально-педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

Сегодня можно наблюдать как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

Однако развитие сети учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

Слабая правовая база системы социального обслуживания;

Ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

Отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

Нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;

Низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

Недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждении".

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;

установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

Аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

Планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;

Управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

Информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения 13 .

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и возможность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно - в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, т. е. предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

Выявление причин социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

Поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

Социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

Участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

Анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.

Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;

Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 - центры социальной помощи семье и детям.

Учреждения социального обслуживания пенсионеров

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в старости.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствий с этическими принципами Международной организации труда:

Достоинство личности - право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора - каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным.

Координация помощи - помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи - помощь оказывается прежде всего самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом - при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:

Дома-интернаты;

Отделения дневного и ночного пребывания;

Специальные дома для одиноких престарелых;

Больницы и отделения для хронических больных;

Стационары различного типа;

Территориальные центры социального обслуживания;

Отделения социальной помощи на дому;

Геронтологические центры и т.д.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Клиентом социальной работы может быть практически каждый член общества. Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи. Результаты изучения субъективных и объективных обстоятельств трудной жизненной ситуации индивида дают основание для реализации права на помощь.

Клиент социальной работы – лицо потерпевшее объективные трудности или субъективные затруднения, являющееся реципиентом помощи социального работника и/или состоящее на учете в социальной службе.

клиентом социальной работы выступает определенный индивид (безнадзорный ребенок; женщина, подвергшаяся насилию; лицо, страдающее алкоголизмом; пожилой человек; инвалид).

Каждому клиенту свойственны определенные характерные личностные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, установки, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждого клиента делают по истине уникальным, а ситуацию неповторимой. Главной целью социальной работы является определение социальной проблемы и социально-психологического портрета клиента и лишь затем нахождение правильных средств для разрешения его жизненных затруднений.

Типология клиента связана также со спецификой его запро­са и видом помощи, которую оказывает социальный работник. Основанием для классификации клиентов социальных служб могут выступать как объективные так и индивидуально-личностные критерии и характеристики.

Объективные характеристики клиента социальной работы: социально-демографический признак (пенсионеры, служащие, студенты, безработные); возраст (дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые, престарелые); пол (женщины, мужчины); уровень образования (незаконченное среднее, среднее, средне специальное, незаконченное высшее, высшее, ученая степень); состояние здоровья (здоровые, временно нетрудоспособные, умственно неполноценные, инвалиды); семейное положение (состоящие в браке, вдовые, одинокие, находящиеся в разводе);наличие иждивенцев (дети, наличие нетрудоспособных лиц на попечении); территориальный признак (жители Крайнего Севера, мигранты, беженцы, сельские жители); социально-профессиональный статус (трудоустроенные, безработные, находящиеся в декретном отпуске, домохозяйки);материально-экономическое положение (малообеспеченные, с оптимальным уровнем доходов, проживающие за чертой бедности).

Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер

Проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности инди­вида, группы, сообщества, могут интерпретироваться как трудно­сти - несоответствие между желаемым и возможным. Например, трудность испытывает неподготовленный человек, перед которым стоит задача перепрыгнуть какое-либо препятствие, т.е. трудность выступает в качестве объективного явления.

Закон «Об основах социального обслуживания населения» трак­тует трудную жизненную ситуацию более широко: не только как объективное нарушение жизнедеятельности, но и как угрозу его возникновения. Другими словами, рассматривается субъективная составляющая, которая может быть названа затруднением: особое психическое состояние, препятствующее нормальной (спокойной) жизни индивида, группы или общности. Причем наличие трудно­сти (объективных обстоятельств) не всегда ведет к затруднению (соответствующему субъективному отражению), а затруднение не всегда вызывается действительным наличием трудности. В первом случае, объективно испытывая трудность, индивид (группа и т.д.) не воспринимает ее как нечто непреодолимое, а во втором - субъективный страх не имеет реальных оснований.

Итак, объект социальной работы может испытывать объектив­ные трудности или субъективные затруднения, однако и (или) те и другие приводят к нарушению жизнедеятельности. Весьма важно еще и то, что лежит в основе как трудности, так и затруд­нения. Оба эти явления роднит недостаток (дефицит) средств ре­гулирования объективной или субъективной стороны жизненной ситуации.

Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специали­сты социального учреждения обязаны проверить соответствие па­раметров жизненной ситуации обратившегося нормативно пред­писанным требованиям к получателю социальной помощи. Резуль­таты изучения личностных обстоятельств индивида дают основа­ние для реализации права на помощь. Однако осуществление по­мощи находится в прямой зависимости от непосредственной до­говоренности между нуждающимся и социальной службой в лице ее руководителя. Таким образом, человек может стать клиентом учреждения социального обслуживания - участником контракта с данным учреждением, если характер жизненной проблемы аде­кватен тому или иному типу, предусмотренному российским за­конодательством.

Рассмотрю пример. Первый шаг в социальной защите инвалидов свя­зан с признанием человека инвалидом (получение специального право­вого статуса). Данная процедура - определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица (включая реабилитацию на ос­нове оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким рас­стройством функций организма) - называется медико-социальной экспер­тизой.

После того как человек признан инвалидом, для него открывается доступ к использованию общественных ресурсов. Привлечение внешних ресурсов позволяет осуществлять различные виды реабилитации: восста­новительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование (медицинская); профессиональная ориентация, профессиональ­ное образование, профессионально-производственная адаптация и трудо­устройство (профессиональная); социально-средовая ориентация и соци­ально-бытовая адаптация (социальная). Результатом реабилитации долж­но стать замещение (компенсация) ограничений жизнедеятельности и создание инвалиду равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Клиентом социальной службы становится человек, имеющий проблему на уровне социальных, ментальных и психомен­тальных связей. Эти уровни определяются на основе традицион­ного выделения трех сфер личности: деятельностной (реального социального взаимодействия), когнитивной (умственной), эмоци­ональной (чувственной). Проблема на уровне социальных связей - это рассогласование взаимодействия человека с другими людьми, с группами, социальными институтами. Социальные связи инди­вида в таких сферах жизнедеятельности, как семья, производство, досуг и др., определяют степень его адаптированное в данных социокультурных обстоятельствах.

Проблема на уровне ментальных связей с обществом и груп­пой представляет собой разрыв процессов восприятия, переработ­ки и хранения в памяти и трансляции информации об окружаю­щем мире. В этом случае происходит расстройство смысловой ком­муникации индивида с группой и обществом. Подобная ситуация может возникнуть при разрушении так называемого ментального каркаса. Ментальные связи с самим собой включают самоиденти­фикацию (кто я?), систему осознаваемых ценностей и убеждений (почему я это делаю?), понимание собственного предназначения (зачем я?), поведенческие программы (как я это делаю?), систему описания собственного опыта (как я себя чувствую?).

Ментальный уровень взаимодействия определяется уровнем развития у индивида интеллектуальных способностей и приобре­тенным социальным опытом. Поэтому предпосылками возникновения проблем на ментальном уровне являются психические рас­стройства различного характера, задержка психического развития. Важная составляющая благополучия взаимодействия на данном уровне - здравый смысл, который следует понимать, как способ­ность осмысливать происходящее, рассуждать, объяснять себе и другим те или иные события и поступки. В этом ключе значима также способность к рефлексии. Понятие «рефлексия» означает от­ражение субъектом своих и чужих внутренних состояний, причин собственных и чужих поступков.

В подростковом возрасте недостаток этих ресурсов определяет существенные когнитивные трудности при решении жизненных задач. Разрешение проблем на уровне ментальных связей обуслов­лено самоопределением - осознанным выбором наиболее подхо­дящего варианта поведения. В то же время для граждан пожилого возраста подобные трудности вызываются недостаточной инфор­мированностью, неготовностью к решению мыслительных задач в новых общественных условиях.

Психоментальные связи - эмоциональная сторона взаимоотно­шений, существующих в обществе, группе, их субъективная зна­чимость для человека, а также отношение к самому себе. Послед­нее выражается в состоянии такого внутреннего ресурса, как жиз­ненная позиция и самоотношение. Проблемы, возникающие на уровне психоментальных связей индивида с самим собой, обуслов­лены эмоциональным непринятием «образа Я». Данные обстоятель­ства порождаются несоответствием субъективного восприятия соци­альной и индивидуальной нормы. Наиболее ярким примером мо­гут служить психоментальные проблемы представителей сексуаль­ных меньшинств.

Расстройство эмоциональной стороны взаимоотношений ин­дивида с группой возникает, когда та или иная группа не удовле­творяет потребности субъекта в психологическом комфорте, при­нятии. Так, социально-психологические противоречия в семье при­водят к негативному микроклимату, нарушению у супругов, ро­дителей и детей чувства защищенности.

Виды личностных проблем

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» называет следующие разно­видности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособ­ность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бо­лезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безра­ботица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество. Поэтому для рассмо­трения различных видов личностных проблем я обратился к типо­логии трудных жизненных ситуаций.

Инвалидность. Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вслед­ствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Первоначально при характеристике инвалид­ности акцент делался на отношении «личность-способность тру­диться». Поскольку инвалидность является препятствием к полно­ценной профессиональной деятельности и лишает человека воз­можности самостоятельно обеспечивать свое существование, в пер­вую очередь внимание уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам, создавались соответствующие учреждения, призванные восполнять недостаток материальных средств к существованию инвалида.

Современная трактовка инвалидности связана со стойким рас­стройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствия­ми травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедея­тельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности (полной или частичной утрате способностей или возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).

Состояние остальных ресурсов зависит от того, в какой период жизни возникла инвалидность. Инвалидность де­тей как проблема связана с опасностью недостаточного развития способностей, ограниченного освоения индивидуального социаль­ного опыта, формирования таких негативных черт, как инфанти­лизм и иждивенчество (характеризующих жизненную позицию и самоотношение).

Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным воз­растом, болезнью. Содержание трудной жизненной ситуации за­ключено в ее названии, однако проблема ограничена двумя груп­пами причин (старость и болезнь), выпали такие причины, как младенческий возраст и инвалидность. Неспособность к самооб­служиванию фиксирует внимание на недостаточном состоянии фи­зического ресурса, пожалуй, это самое крайнее качество. Здесь не­обходимо иметь в виду, что неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью может быть временной, в то же время представ­ляется возможной дифференциация уровней неспособности (огра­ничение передвижения, ограничение движений, ограничение су­ществования).

Сиротство. Этот вид трудных жизненных ситуаций может быть рассмотрен в системе «ребенок - осуществление родителями сво­их функций». Согласно закону детьми-сиротами называют лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный роди­тель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственно­го или обоих родителей. Основными функциями родителей явля­ются содержание (осуществление питания, ухода, обеспечение одеждой и пр.), воспитание (семейное воспитание, организация образования), психологическая поддержка, представление инте­ресов, надзор. Естественно-социальный институт родительства фактически исполняет роль временного посредника между обще­ством и ребенком. Утрата ребенком такого социального посредни­ка создает серьезные трудности в удовлетворении всей гаммы че­ловеческих потребностей и социальных нужд.

Безнадзорность вы звана неисполнением родителями своих функ­ций надзора и воспитания ребенка и отличается от сиротства но­минальным наличием родителей. Частным и наиболее социально опасным случаем безнадзорности является полный разрыв ребен­ка и семьи (отсутствие постоянного места жительства, ограничен­ность контактов с родителями или лицами, их заменяющими). Лич­ностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконт­рольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации. Причиной возникновения беспризорно­сти является уход ребенка из семьи вследствие жестокого обраще­ния родителей либо конфликта. Характерные черты жизненной си­туации беспризорных детей: постоянное пребывание вне родитель­ской квартиры или социального учреждения (ночевки на вокза­лах, свалках, в тепловых коммуникациях), существование за счет сбора бутылок и цветных металлов, воровства, попрошайничества, проституции.

Безнадзорность создает социальные проблемы как в настоящем (безнадзорные дети становятся участниками и жертвами противо­правных действий), так и в будущем (формирование личности асоциального типа, укоренение негативных навыков жизнеде­ятельности).

Малообеспеченность в качестве личной проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса. Жизненная си­туация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста ха­рактеризуется также низким социальным статусом, формирова­нием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии, для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возника­ет опасность занижения социальных стандартов, развития агрес­сивности как по отношению к государству, обществу, так и к от­дельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан по­жилого возраста, испытывающих трудности материального свой­ства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.

При решении государством проблем малообеспеченности на первый план выходит соблюдение принципа социальной справед­ливости. Вследствие того что человеческие потребности обуслов­лены специфической социокультурной ситуацией человека или семьи, государство вынуждено разрабатывать минимальные нор­мы обеспеченности. Для этого используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основным инстру­ментом определения денежного дохода, необходимого для мини­мального адекватного уровня жизни, обычно служит потреби­тельский бюджет соответствующего стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в рознич­ных ценах.

Безработица представляет собой проблему трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых при­ступить к работе. Безработица - частный случай незанятости, ког­да человек по тем или иным причинам не участвует в производ­ственной деятельности, однако незанятый индивид может быть и не готов трудиться.

Социальная сторона проблемы безработицы выражается в за­интересованности любого государства в максимальной вовлечен­ности населения в процесс производства материальных и духов­ных благ (эти люди являются налогоплательщиками и кормят иж­дивенческие категории - детей и стариков). Кроме того, безработ­ные представляют собой нестабильную, потенциально кримино­генную социальную группу (у безработных более высок риск асо­циального поведения). Ну и наконец, безработные - это слои населения, нуждающиеся в защите и помощи (в виде доплат, ком­пенсаций и т.д.). Поэтому для государства дешевле обходится пре­одоление безработицы, чем содержание безработных.

Личностная составляющая проблемы безработицы связана с утратой источника материальных ресурсов, потерей положения в обществе, структурированности личного времени, деградацией сферы способностей и опыта профессиональной деятельности, постепенного разрушения позитивной самоидентификации.

А. В. Панченко выделяет три типа поведения безработных:

активность и осознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, осознает проблемы, с которыми он сталкивается, и для их преодоления изменяет содер­жательную сторону своей активности;

активность и неосознанность - на протяжении наблюдаемо­го периода безработный активно ищет работу, однако форма и направление поиска работы остаются неизменными, даже если они уже не адекватны сложившимся условиям;

пассивность - на протяжении наблюдаемого периода безра­ботный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощу­щает необходимость трудоустройства (например, безработный после ряда неудачных попыток перестает искать работу, так как «работы в городе нет», «устроиться на хорошую работу можно только по знакомству» и пр.).

Отсутствие определенного места жительства - специфиче­ская личностная проблема, связанная не только и не столько с недостаточностью экономического ресурса, сколько с нарушени­ем человеческого «микромира» - системы существования, встро­енное™ в общество. Индивиды, имеющие проблемы такого рода, получили название «бомж» (без определенного места жительства), они вынуждены скитаться, заниматься бродяжничеством. Само слово «бродяга» объясняется в словарях как «обнищавший, без­домный человек, скитающийся без определенных занятий».

Существуют основные причины возникновения бродяжниче­ства: семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, среди лиц без определенного места жительства можно условно выделить три группы. Пер­вая- лица нетрудоспособного возраста, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (не­возможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие). Вторая - индивиды, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обме­не или купле-продаже жилья, потерявшие документы и не имею­щие возможностей выйти из создавшейся жизненной ситуации. Третья - люди, как правило, трудоспособного возраста, прин­ципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.

Конфликты и жестокое обращение в семье. Конфликты в семье представляют собой столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт ведет к расстройству функционирования семьи, нару­шению процесса реализации потребностей ее членов. Жестокое обращение, согласно международным нормам, вклю­чает все формы физического или психического насилия, причи­нение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, не­брежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сек­суальные посягательства. В литературе выделяются следующие фор­мы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пре­небрежение жизненными нуждами.

Под физическим насилием Сексуальное насилие психическим насилием

Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосо­знания, свидетельствующее о расколе отношений и связей внут­реннего мира личности. Источниками одиночества являются не только особенности личности, но и специфика жизненной ситуа­ции. Одиночество появляется в результате недостаточности со­циального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

Выделяются два типа одиночества: эмоциональное одиночество (отсутствие тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская); социальное одиночество (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

Наибольший процент одиноких людей дают большие города, жизнь в которых разъединяет его жителей. У многих горожан возни­кают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера. Жестокое обращение, согласно международным нормам, вклю­чает все формы физического или психического насилия, причи­нение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, не­брежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сек­суальные посягательства. В литературе выделяются следующие фор­мы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пре­небрежение жизненными нуждами.

Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, увечья, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие вклю­чает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимаются: ограниче­ние в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Пренеб­режение жизненными нуждами предполагает такую ситуацию, ког­да родители или лица, их замещающие, не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответ­ствующими его потребностям.

Объектом домашнего насилия становятся в физическом или психологическом плане слабые члены семьи, как правило, жен­щины, дети, старики. Выделяют три типа семейной жестокости: 1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Жестокое обращение с детьми ведет к разным последствиям, но их объединяет одно - ущерб здоровью или опасность для жиз­ни ребенка, не говоря уже о нарушении его прав. Конфликты в семье разрушают чувство защищенности, психологический ком­форт, вызывают тревожное беспокойство, порождают психические заболевания, уход из семьи, суицидальные попытки.

ВЫВОД

Рассмотрение клиента социальной службы в качестве объекта познания со стороны социального работника предполагает специ­ально организованное отражение в сознании специалиста ключе­вых характеристик жизненной ситуации индивида и его особенно­стей, оказывающих существенное влияние на процесс помогаю­щего взаимодействия.

Во-первых, познание кли­ента строится на основе теоретико-методологической концепции социальной работы, которой следует профессионал. Избранная концепция дает ответы на вопросы о причинах возникновения трудной жизненной ситуации, способах социальной защиты и помощи, определяет ключевые стороны изучения индивидов, се­мей, сообществ, испытывающих проблемы в процессе социально­го функционирования.

Во-вторых, социальный работник избирает адекватные ме­тоды диагностики. Диагностика, используемая в практической со­циальной работе, отличается от диагностики научного исследова­ния своей главной функцией. В первом случае методы изучения призваны осветить параметры жизненной ситуации клиента, в то время как научное исследование направлено на определение су­щественных взаимосвязей между воздействием субъекта социаль­ной работы и позитивной динамикой преодоления клиентом воз­никших проблем. В практике социальной работы, так же как и в научных исследованиях, используются опросные методы, наблю­дение, изучение документов.

В-третьих, обобщение полученных данных нацелено на уточ­нение источника страданий клиента. При этом последовательно проверяется заявляемая индивидом проблема и ставится соци­альный диагноз. В социальном диагнозе очерчивается круг утра­ченных, сохранных и потенциальных внутренних ресурсов. Утра­ченными ресурсами следует считать те свойства, которые не могут быть достаточно быстро восстановлены. Сохранные ресурсы имеют существенное значение, так как опора на них позволит компенси­ровать частично утраченные. В качестве потенциальных ресурсов выступают те, которые могут быть развиты при соотносимых за­тратах клиента и социального работника (социальной службы).

Для оценки возможностей привлечения внешних официальных (государства и муниципалитета) ресурсов социальный работник изучает нормативные документы (законы, постановления, поло­жения и т.д.). Затем квалифицируется вид трудной жизненной ситуации, определяются объемы помощи и процедуры оформле­ния статуса клиента. Существенным для социального работника является возможность использования ресурсов неофициальных - семьи, родственников, соседства, частных лиц и т.д.

Отдельное направление познания социальным работником кли­ента - это изучение особенностей индивида как участника помо­гающего взаимодействия. В этом смысле интерес представляет ти­пология, включающая три группы клиентов: «агрессоры», «веж­ливые», «немые». Первые реализуют «атакующий» стиль (требуют, угрожают, активно проявляют недовольство), вторые осуществля­ют «благодарящую» манеру общения, третьи ведут себя сдержанно.

Дисциплина: Социология
Тип работы: Диплом
Тема: Социальные службы и виды социального обслуживания

«Социальные службы и виды социального обслуживания»

Введение.3

Глава 1. Понятие социальной службы и её значение. 5

1.1. Социальная служба, её цель, значение, задачи. 5

1.2.Соотношение социальной службы и социального обслуживания. 10

Глава 2. Виды социальных служб, их классификация. 13

2.1. Государственные органы социальной службы. 13

2.2. Муниципальные органы социальной службы. 18

2.3. Негосударственные органы социального обслуживания. 25

Глава 3. Виды социального обслуживания, их содержание. 35

3.1. Общее социальное обслуживание. 34

3.2. Специальное социальное обслуживание. 44

Заключение 64

Список литературы 66

Введение

Многие программы социальной защиты, реализуемые на местном уровне, нередко характеризуются завышенными удельными (в том числе административными) затратами в расчете на одного участника, и при этом охватывают незначительную долю потенциальных получателей помощи из числа бедных. Различные программы социальной помощи и содействия занятости недостаточно взаимоувязаны, отсутствуют единые базы данных об оказании социальной помощи по различным каналам, учет бедных домохозяйств и получателей социальной помощи не отражает полной картины бедности в регионе, отсутствует целенаправленный мониторинг бедности и оценка эффективности социальных программ на региональном уровне.

Актуальность нашего исследования обусловлена острыми социальными проблемами современного российского общества, необходимостью повышения качества социального обслуживания, развития социальных служб.

Объектом исследования являются отношения социального обслуживания между гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации и органами социального обслуживания, порядок создания и функционирования государственных, муниципальных и частных учреждений социального обслуживания.

Предметом исследования являются нормативные акты, регулирующие порядок создания и деятельность органов социального обслуживания, права и обязанности лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, действующие центры социального обслуживания.

Целью работы является выявление недостатков эффективности работы органов социального обслуживания населения, пути совершенствования социальной работы.

Для достижения данных целей поставлены следующие задачи:

Проанализировать действующие нормативные акты, регулирующие вопросы социального обслуживания;

Оценить уровень социального обслуживания в России;

Провести сравнение социального обслуживания в России и зарубежных странах;

Изучить работу действующих центров социального обслуживания;

Выявить направления дальнейшего совершенствования социального обслуживания в различных формах.

При написании работы использовано действующее российское законодательство, законодательство зарубежных стран, данные о работе социальных центров, учебная и периодическая литература.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие социальной службы и её значение


Социальная служба, её цель, значение, задачи

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц.

Современное российское социальное обеспечение и его финансирование являются чуть ли не самыми острыми проблемами государства. Социальные выплаты в России имеют символический размер и финансирование социального обеспечения в Российской Федерации на сегодняшний день - это дело рук самих обеспечиваемых. Решают они эту задачу по разному: кому помогают родственники, а у кого таких родственников нет, те вынуждены выходить на улицу с протянутой рукой, чтобы профинансировать своё социальное обеспечение до уровня, который позволит не умереть им с голоду.

За последнее десятилетие в стране сформирована инфраструктура учреждений нового типа - социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: одиноких пенсионеров, инвалидов, беспризорных и безнадзорных детей, жертв домашнего насилия, людей, испытывающих психологические проблемы, лиц без определенного места жительства и других категорий граждан, имеющих высокий риск попадания в число бедных. Услугами социальных служб ежегодно пользуются миллионы россиян.

Однако сфера социального обслуживания оказалась практически не затронута рыночными преобразованиями, что привело к снижению качества многих социальных услуг, не эффективному использованию ресурсов, игнорированию реальных потребностей отдельных групп населения. Устарела нормативная правовая база.

В целях удовлетворения устойчивой потребности отдельных категорий населения в социальных услугах будет осуществлена оптимизация системы оказания социальных услуг, направленная на повышение качества и увеличение объема услуг, в том числе, по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Повышение качества и доступности социальных услуг потребует развития страховых, рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса, новых моделей управления социальной инфраструктурой. Для решения данной задачи предполагается проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. Будут определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким пожилым гражданам по уходу на дому. Активизируется процесс разукрупнения домов-интернатов, создания домов-интернатов и геронтологических центров малой вместимости.

Отказ от сметного финансирования государственных социальных служб потребует определения фактической стоимости каждой социальной услуги, перехода на оказание социальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода.

Особое внимание должно быть уделено использованию потенциала социальных служб для формирования у малоимущих групп населения умений и навыков самообеспечения, развития семейных форм малого предпринимательства, создания групп самопомощи по принципу общего места жительства, общих семейных и профессиональных интересов.

Для приведения нормативной правовой базы в соответствие с поставленными задачами, предполагается:

Обеспечить единые требования к стандартизации предоставления социальных услуг населению, разработать в помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации пакет модельных стандартов качества социальных услуг;

Разработать нормативы предоставления социальных услуг различным группам населения в зависимости от реальной нуждаемости1.

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. Приняты основные законы, составившие правовую базу для его функционирования: Федеральный закон от 10.11.95 № 195-ФЗ \"Об основах социального обслуживания населения в РФ\"; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ \"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов\"; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ \"О социальной защите инвалидов\" и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации2.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации3.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах4.

Адресность, т.е. предоставление персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба; о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объема на территориальном уровне не допускается5.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.10.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Приоритетность предоставления несовершеннолетним.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

1.2. Соотношение социальной службы и социального обслуживания.

Социальное обслуживание входит, включается в более широкое определение – социальная работа. В июле 2001 г. было принято международное определение социальной работы как профессии, которое гласит: «профессия социальной работы способствует социальным изменениям, решению проблем в человеческих отношениях, а также воодушевлению и освобождению людей для улучшения их общего благополучия. Применяя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа вмешивается на тех этапах, когда люди взаимодействуют со своим окружением. Принципы прав и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы».

В соответствии со стандартом специальности 350500 - социальная работа, специалист социальной работы:

ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.;

оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения;

организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.;

проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

Предполагается, что местом осуществления профессиональной деятельности специалиста социальной работы могут быть государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.

Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

В общем виде всю деятельность, подпадающую под международное определение социальной работы, можно распределить на следующие категории:

Социальное обслуживание - предоставление социальных услуг для обеспечения жизнедеятельности клиентов

Социальное консультирование - предоставление информации о состоянии социальных служб и условиях их функционирования, а также о возможных последствиях обращений в социальные службы, при этом ответственность за принятые решения несет только сам клиент

Социальное патронирование - осуществление оперативного сопровождения клиента в его жизнедеятельности, защита его интересов (правовая и социальная адвокатура)

Социальное обучение и просвещение - обучение навыкам самообслуживания и социального взаимодействия, передача клиенту информации о социальном пространстве в виде, доступном для него и пригодном к непосредственному или опосредованному применению

Социальное обеспечение - передача клиентам материальных средств и услуг на безвозмездной основе за счет государственных или иных источников

Социальное страхование - накопление материальных и иных средств для использования их в страховых случаях.

Несмотря на то, что социальная работа как профессиональная деятельность официально признана в России в 90-х годах 20 века, на практике она существовала давно как в государственных учреждениях, так и в виде общественных движений и занятий по социальному обеспечению граждан. Поэтому с полным правом можно утверждать, что структура и направления современной социальной работы в России «выросли» на базе социального обеспечения и несут многие его признаки. Не случайно, что в законодательных актах Российской Федерации понятие социальной работы часто замещено понятием социального обслуживания, которое представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг6.

Глава 2. Виды социальных служб, их классификация

2.1. Государственные органы социальной службы

Государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов...

Забрать файл