Взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями. Взаимодействие органов местного самоуправления с общественными, иными объединениями граждан, гражданами и субъектами предпринимательской деятельности
Глава МО Соль-Илецкий городской округ
«О взаимодействии органов местного самоуправления с политическими партиями и общественными объединениями»
Взаимодействие власти и общества всегда имеет большое значение. Это один из важнейших показателей эффективности и стабильности действующей власти. От количества общественных организаций и объединений, уровня их активности и способности влиять на власть можно судить о том, насколько публичные органы открыты для взаимодействия с обществом. С другой стороны, и для самой общественности важна и необходима поддержка со стороны власти. Это две взаимовлияющие составляющие политического процесса.
На территории Соль-Илецкого района стабильно работают общественные организации и политические партии, каждая из которых отражает интересы определенной части общества.
Одной из старейших и наиболее активных организаций района является общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Возглавляет организацию Федор Лукьянович Нарыжнев. Совет ветеранов оказывает социальную поддержку ветеранам войны и труда, гражданам пожилого возраста, участвует в мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи. В составе совета 40 первичных организаций, из них в селах 22, в городе 18. Это позволяет довольно эффективно координировать работу совета. Первичные ветеранские организации являются опорными пунктами, через которые устанавливается связь с каждым ветераном села, организации предприятия. Совет ветеранов сотрудничает с другими общественными организациями, ведет совместную работу с районной администрацией.
Активно работает на протяжении многих лет Совет женщин Соль-Илецкого района (Заборсен Л.В.), который занимается решением проблем семьи, материнства и повышением роли женщины в общественно-политической, экономической, культурной жизни. Совместно со школами, учреждениями культуры, администрациями поселений проводят различные мероприятия спортивной, культурно-развлекательной направленности с приглашением семей с детьми.
Работают Соль-Илецкое районное отделение Оренбургской областной общественной организации «Союз ветеранов локальных войн и военных конфликтов» (Д.Ф. Абдульманов), Соль-Илецкое районное отделение Оренбургской региональной организации «Братство» общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (А.П.Белькович). Последняя активно участвует в спортивных мероприятиях, проводимых в районе.
Все активнее заявляет о себе современное казачество. В районе создана некоммерческая организация - Соль-Илецкое хуторское казачье общество, являющееся структурным подразделением Оренбургского отдельского казачьего общества «Первый отдел Оренбургского казачьего войска». На сегодняшний день это единственная в Соль-Илецком районе казачья организация, юридически оформившая свой статус.
Еще одним важным элементом общества является молодежь.
В нашем районе проживает 12680 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Районные молодежные и детские объединения способствуют формированию нравственных ценностей и культурных традиций нового поколения, обеспечивают информирование молодежи о ее правах и возможностях, поддерживают и укрепляют институт молодой семьи. При поддержке данных организаций дети и молодежь района участвуют в различных конкурсах и мероприятиях, объединяются в клубы по интересам. В районе проживает достаточно большое количество молодежи и поэтому очень важно уделять внимание данной подгруппе общества. От заинтересованности молодых людей, от уровня их вовлеченности в общественную жизнь, от возможностей самореализации зависит не только дальнейшее развитие гражданских связей в обществе, но и будущее в целом. В прошедшем году путём Интернет - голосования состоялись выборы в Молодёжную Палату Соль-Илецкого района. Основной целью Молодежной палаты является повышение роли молодежи в решении вопросов молодежной политики на территории муниципального образования, а также содействие Совету депутатов в разработке нормативных правовых актов, направленных на решение вопросов местного значения по организации и осуществлению мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью.
В 2012 году в нашей стране началась активно политическая реформа, были внесены изменения в федеральный закон «О политических партиях». В стране зарегистрировано на сегодняшний день 64 политические партии, действуют 135 организационных комитетов политических партий.
У нас же в районе на протяжении последних лет стабильно функционируют 4 партии. Это местные отделения партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, партии «Справедливая Россия».
Мы открыты для диалога и сотрудничества с общественным объединениями, политическими партиями и решать вопросы совместно в интересах жителей нашего района.
С целью повышения роли взаимодействия администрации с общественностью района, привлечения широких слоев населения к выработке предложений по важнейшим социальным, экономическим и политическим вопросам развития, представители общественности регулярно приглашаются на публичные слушания, для обсуждения проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, проекта устава. Участвуют в ежегодных отчетах главы района.
Взаимодействие и координация действий власти и общественных организаций имеет большое значение. С этой целью, а также в целях содействия социальной и политической стабильности в районе образован общественно-политический совет при главе муниципального образования Соль-Илецкий район. Совет является консультативным органом.
Основными задачами совета являются:
- взаимодействие с политическими партиями и общественными объединениями в целях сохранения социально-политической стабильности в районе;
- развитие социального партнерства между органами местного самоуправления и местными отделениями политических партий.
Основными функциями совета являются:
- анализ тенденций общественно-политической обстановки в районе и выработка необходимых рекомендаций;
- разработка предложений по созданию благоприятных условий для участия жителей Соль-Илецкого района в политических процессах;
- информирование местных отделений политических партий об основных направлениях политики руководства района;
- оказание консультативной, информационной и методической помощи органов местного самоуправления области по вопросам взаимодействия с партийными организациями на местах;
- организация конференций, круглых столов и других мероприятий для обсуждения общественно-политической проблематики.
Для осуществления своих функций совет проводит заседания. Заседания совета проводятся не реже одного раза в квартал. Заседание совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины общего числа его членов.
Надеюсь, что общественно-политический Совет станет связующим звеном между различными сегментами общества и местной властью при решении проблем различного характера.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛЕКСЕЕВСКОЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
РЕШЕНИЕ
О взаимодействии органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве с общественными объединениями
В целях реализации вопроса местного значения, установленного пунктом 18 статьи 8 муниципальное Собрание решило:
1. Утвердить Положение о взаимодействии органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве с общественными объединениями (приложение).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Руководителя внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве Зиновьева А.Д.
Руководитель внутригородского
муниципального образования
Алексеевское в городе Москве А.Д. Зиновьев
Приложение
к решению муниципального
Собрания внутригородского
муниципального образования
Алексеевское в городе Москве
ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве с общественными объединениями
I. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве - муниципального Собрания, муниципалитета, Руководителя муниципального образования (далее органы МСУ) и общественных объединений, созданных в соответствии с федеральными законами (общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия, а также союзы (ассоциации) общественных объединений) и действующих на территории внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве (далее - ВМО), в целях реализации вопроса местного значения, установленного пунктом 18 статьи 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" .
1. Действие настоящего Положения распространяется на совместное решение вопросов, представляющих взаимный интерес органов МСУ и общественных объединений.
2. Предметом регулирования настоящего Положения являются отношения, возникающие в соответствии с законодательством в сфере местного самоуправления и общественных объединений между общественными объединениями и органами МСУ в связи с реализацией законных прав граждан на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей в органах местного самоуправления, в целях защиты общих интересов и достижения общих целей.
Настоящее Положение не устанавливает порядок взаимодействия органов МСУ с негосударственными некоммерческими организациями (далее - НКО) в части предоставления НКО в безвозмездное пользование нежилых помещений, переданных органам МСУ для реализации отдельных полномочий города Москвы по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.
3. Взаимодействие определяется как комплекс совместных мероприятий, направленных на решение вопросов, соответствующих компетенции участников взаимодействия, и затрагивающих интересы населения ВМО, общественных объединений, органов МСУ.
4. Положение устанавливает принципы, направления, формы взаимодействия органов МСУ и общественных объединений.
Общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, в соответствии с законом об общественных объединениях при взаимодействии с органами местного самоуправления в городе Москве (далее органы МСУ) имеют право:
Свободно распространять информацию о своей деятельности;
Участвовать в выработке решений органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законами Российской Федерации и города Москвы;
Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления и общественных объединениях;
Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы местного самоуправления.
II. Принципы взаимодействия
Взаимодействие органов МСУ с общественными объединениями осуществляется на основе принципов:
1. законности;
2. гласности;
3. добровольности и взаимной заинтересованности в совместной деятельности с целью поддержки и развития конкретных гражданских инициатив жителей Москвы, которые носят конструктивный и созидательный характер;
4. согласованности действий и объединения усилий в совместном решении вопросов с учетом интересов участников взаимодействия;
5. невмешательства органов МСУ и их должностных лиц в основную деятельность общественных объединений, равно как и невмешательства общественных объединений в деятельность органов МСУ и их должностных лиц;
6. самостоятельности в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и собственных средств;
7. неэкономической основы взаимодействия с отсутствием целевого финансирования или муниципальных грантов из средств местных бюджетов для реализации общественно полезных программ, проектов, мероприятий, общественно-гражданских инициатив общественных объединений;
8. системного характера равноправного партнерского сотрудничества;
9. доверия в решении вопросов совместной деятельности;
10. ответственности каждого из участников взаимодействия за выполнение взятых на себя обязательств, определенных в двусторонних соглашениях (договорах).
III. Направления взаимодействия
Основными направлениями взаимодействия органов МСУ с общественными объединениями являются:
1) участие общественных объединений в обсуждении программ, планов или отдельных мероприятий, разрабатываемых органами МСУ при решении вопросов местного значения и/или переданных государственных полномочий;
2) участие в формировании и выработке решений органов МСУ по вопросам местного значения;
3) внесение в органы МСУ общественными объединениями инициатив и предложений по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей для целей активизации населения в решении вопросов местного значения;
4) участие органов МСУ в обсуждении проектов и программ общественных объединений, направленных на развитие гражданских инициатив населения на территории ВМО;
5) проведение совместных акций и мероприятий по вопросам, входящим в полномочия органов МСУ;
6) совместное участие в мероприятиях по обеспечению безопасности на территории ВМО (общественные пункты охраны порядка, антитеррористические окружные комиссии по противодействию терроризма, мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, экологический контроль и т.д.);
7) совместное участие в организации и проведении военно-патриотических и социально-воспитательных мероприятий с детьми и молодежью;
8) совместная деятельность по развитию детского, молодежного и студенческого общественного движения;
9) совместная деятельность по просвещению населения по вопросам местного самоуправления;
10) совместная деятельность в популяризации здорового образа жизни, физкультуры, спорта, досуга жителей ВМО;
11) совместная деятельность по информированию населения о деятельности органов МСУ, общественных объединений, взаимодействию с органами исполнительной власти;
12) участие общественных объединений в проведении опросов населения по определению потребностей жителей в спортивных и досуговых услугах, их направленности и доступности;
13) участие в проведении мониторингов (о деятельности органов МСУ, экологическому мониторингу и т.д.);
14) участие представителей общественных объединений в мероприятиях по контролю и оценке качества услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, НКО по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства;
15) совместная деятельность по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию знаменательных дат России, Москвы, местных праздников;
16) иные направления взаимодействия, предусмотренные законами, правовыми актами города Москвы, двусторонними соглашениями (договорами).
IV. Формы взаимодействия
Органы МСУ и общественные объединения для реализации направлений взаимодействия и совместного решения вопросов:
Создают совместные советы, рабочие группы и комиссии;
Заключают двусторонние соглашения (договоры) о совместной деятельности;
Формируют планы и программы совместной деятельности по решению вопросов местного значения и переданных полномочий;
Проводят совместные исследования, обобщение проблем и выявление причин низкой активности населения в решении вопросов местного значения и участия в досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных занятиях и мероприятиях;
Организуют совместные (комиссионные) контрольные мероприятия в соответствии с компетенцией органов МСУ;
Создают конфликтные комиссии в случае возникновения конфликтных ситуаций на территории ВМО;
Организуют встречи с населением, в том числе тематические встречи с основными целевыми аудиториями населения;
Осуществляют информационный обмен сведениями, представляющими взаимный интерес и непосредственно связанными с выполнением совместных задач, обобщают и анализируют передовой опыт решения вопросов местного значения и реализации переданных полномочий органами МСУ других ВМО в городе Москве;
Планируют и проводят совместные мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение безопасности населения, профилактике безнадзорности;
Взаимодействуют со средствами массовой информации, готовят публикации по актуальным вопросам информирования населения;
Организуют и проводят совместные праздничные местные мероприятия, иные зрелищные мероприятия, смотры, конкурсы, выставки;
Организуют и проводят тематические конференции, семинары, консультации в целях правового просвещения населения.
V. Полномочия общественных объединений при взаимодействии с органами МСУ
Общественные объединения в пределах компетенции, определенной в двухсторонних соглашениях (договорах), вправе:
Получать от должностных лиц органов МСУ необходимые для решения совместных вопросов сведения, справки, документы и/или копии с них;
Участвовать в обсуждениях планов, программ, разрабатываемых органами МСУ;
Участвовать в заседаниях муниципального Собрания в соответствии с Регламентом, совещаниях, проводимых органами МСУ, по приглашению их руководителей;
Вносить в установленном порядке проекты правовых актов, замечания и предложения по решению вопросов местного значения, переданных полномочий;
Вносить на обсуждение социально ориентированные мероприятия, проекты, программы для их внесения в планы мероприятий органов МСУ;
Участвовать в проверках соблюдения требований к санитарному состоянию объектов (спортивных площадок, нежилых помещений) и прилегающей территории, безопасности их использования для населения;
Направлять в органы МСУ материалы о нарушении прав потребителей или качества предоставления муниципальных услуг для рассмотрения вопросов в установленном порядке;
Размещать в информационных системах общего пользования информацию о совместной с органами МСУ деятельности.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Чебоксарский политехнический институт (филиал)
Московского государственного открытого университета
Контрольная работа
по дисциплине: Муниципальное управление
на тему: Общественные объединения и некоммерческие организации в системе местного самоуправления
Выполнила: студентка 5 курса
Иванова Екатерина Валерьевна
проверил: Головина Т.М.
Чебоксары 2013
Введение
1. Общие понятия некоммерческой организации
2. Особенности взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления
3.Формы взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления и некоммерческих организаций
Заключение
Список литературы
Введение
Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих в городских, сельских поселениях, иных муниципальных образованиях.
Наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране наряду с интересами личности и интересами государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы - интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, причем не населения вообще, а конкретного населения каждого отдельно взятого города, поселка, села, станицы, аула и т.д. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как интересы, равноправные им.
Конституцией Российской Федерации (статьей 12) местное самоуправление отнесено к числу важнейшей составной части основ конституционного строя Российской Федерации. Оно признано и гарантировано основным законом нашего государства.
Система местного самоуправления в российских муниципальных образованиях традиционно рассматривается как совокупность организационных форм, в которых граждане осуществляют местное самоуправление.
Уже более десяти лет мы наблюдаем процессы реструктуризации общественных отношений в системе местного самоуправления, когда организованная общественность не только претендует на роль в решении вопросов местного значения, но и активно выполняет ее. В первую очередь здесь речь идет о негосударственных/немуниципальных некоммерческих организациях (далее - НКО), создаваемых в результате самоорганизации граждан.
Баланс сил в системе местного самоуправления всегда был смещен в сторону органов местного самоуправления. Именно им, а не формам непосредственной демократии населения приписывается решающая роль в выборе направлений развития системы местного самоуправления. Высказывается мнение о том, что "только благодаря им вся система местного самоуправления движется и развивается и что практически любой импульс, связанный с участием в местном самоуправлении населения или органов территориального общественного самоуправления, опосредован реализацией соответствующих полномочий органов местного самоуправления".
Тем не менее, у органов местного самоуправления отсутствуют возможности решать вопросы местного значения самостоятельно. На этом фоне усиливается роль иных субъектов, которые могут взять на себя решение вопросов местного значения. В данном случае имеется в виду деятельность местных НКО, которые хоть юридически и не являются элементом системы местного самоуправления и даже не отнесены к иным формам участия населения в местном самоуправлении, тем не менее, их очевидный вклад в решение вопросов местного значения побуждает социолога фиксировать данное явление и выявлять их роль в качестве новых элементов системы местного самоуправления.
Вопросам о взаимодействии НКО и органов местного самоуправления, его формах и интенсивности посвящена настоящая контрольная работа.
1. Общие понятия некоммерческой организации
Некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Если НКО намерена выступать как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица.
Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций и включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность.
Основная деятельность НКО - это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами. НКО может осуществлять один или несколько видов деятельности.
Ведение основной деятельности - главная функция НКО. Именно эта деятельность НКО поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и др. НКО получают такого рода льготы от государства в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ.
Предпринимательская деятельность НКО должна соответствовать трем условиям:
1. не должна быть основной целью деятельности НКО;
2. служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации;
3. соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.
2. Особенности взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления
Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций (НКО) обладает определенной спецификой по сравнению с аналогичными взаимоотношениями НКО и органов государственной власти.
Во-первых, сферой деятельности обоих взаимодействующих субъектов являются вопросы местного значения. С одной стороны, сами НКО, действующие на местном уровне, нацелены в первую очередь на удовлетворение потребностей населения в системе местного самоуправления. Практически две трети (68%) должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих полагают, что играют наиболее заметную роль в жизни их муниципальных образований именно местные НКО, т.е. организации, функционирующие в пределах территории органа местного самоуправления. Каждый восьмой респондент (12%) приписывает эту роль региональным организациям, каждый седьмой (14%) - отделениям общероссийских общественных объединений. С другой стороны, муниципальные чиновники видят целесообразность участия негосударственных некоммерческих организаций в решении большинства вопросов местного значения и чаще всего на городских территориях. Так, в городских округах в этом ряда упоминаются все тридцать вопросов местного значения, причем лишь семь из них упоминаются реже, чем каждым десятым респондентом. В них чаще всего целесообразность участия НКО отмечается в решении таких вопросов местного значения, как:
· создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры (67%);
· обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта (62%);
· организация благоустройства и озеленения территории, использования и охраны городских лесов (62%);
· охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения (59%);
· создание условий для массового отдыха и организация обустройства мест массового отдыха населения (59%);
· организация мероприятий по охране окружающей среды (56%).
Аналогичная ситуация складывается в поселениях - городских и сельских. Однако респонденты сельских поселений демонстрируют меньшую заинтересованность в участии НКО в решении схожих вопросов местного значения чем в городских поселениях.
Таким образом, должностные лица органов местного самоуправления к муниципальные служащие чаще всего видят целесообразность участия НКО в решении вопросов местного значения на территории городов - в городских округах и городских поселениях. Причем на этом уровне востребованность деятельности НКО чаще выражается респондентами из городских округов.
Население городов, сёл и поселков также отводит определенную роль в решении своих насущных проблем общественным и иным некоммерческим организациям. На первый план выходит ожидаемая роль НКО в решении вопросов улучшения качества человеческого потенциала. Так, их роль видится в решении проблем пьянства, алкоголизма; распространения наркомании; падения нравов, агрессивности, равнодушия людей; увеличения числа нищих, бомжей, бродяг, беспризорных детей. На первое место выходит также решение проблем благоустройства, чистоты города (села, поселка) силами общественных и иных некоммерческих организаций. Далее идут вопросы экологии, загрязнения окружающей среды. Каждый седьмой рассматривает организации в качестве субъектов, способных внести вклад в улучшение обеспеченности и повышение доступности культурных, развлекательных, спортивных сооружений.
Во-вторых, характер взаимодействия НКО и органов местного самоуправления имеет специфические черты по типам муниципальных образований. Дифференциация впечатлений от этого взаимодействия выливается в различные оценки роли, которые НКО и гражданские инициативы играют в общественной жизни муниципальных образований. Так, в целом каждый второй респондент из числа должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих приписывает им роль посредника между властью и населением (чаще респонденты из городских округов и муниципальных районов). По мнению 45% опрошенных, НКО и гражданские инициативы помогают вовремя уловить интересы и настроения, которые в противном случае вылились бы в неконструктивные действия.
Аналогичная тенденция наблюдается в определении роли конструктивного оппонента власти, помогающего увидеть проблемы, узкие места, недоработки. НКО и гражданские инициативы в ряде случаев помогают заменить местные органы власти в решении вопросов местной жизни. Роль НКО и гражданских инициатив как помощников, партнеров и оппонентов значительно заметнее в городских округах, чем в сельских поселениях.
По-видимому, эти роли могут усиливаться при условии установления стабильных взаимоотношений в коммуникативном пространстве "НКО - местные власти". Однако отсутствие поддержки, интереса со стороны местных властей является основной проблемой функционирования организации.
3.Формы взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления и некоммерческих организаций
самоуправление муниципальный некоммерческий
В какой мере распространены различные формы взаимодействия органов местного самоуправления и НКО как материального, так и нематериального плана, реально способные внести вклад в повышение устойчивости функционирования НКО?
Распространённость этих форм заметно дифференцирована по типам муниципальных образований. Чаще всего эти формы применяются в городских округах. Так, например, предоставление муниципальных грантов имеет место в каждом третьем городском округе и только в каждом десятом муниципальном районе. Из нематериальных форм взаимодействия лидируют общественные советы, а также получение НКО информации и методической помощи от органов власти.
На фоне ограниченного распространения этих форм взаимодействия фиксируется и недостаточная поддержка НКО органами местного самоуправления.
Таблица 1. Перечень форм поддержки и сотрудничества органов местного самоуправления с НКО на муниципальном уровне (по типам муниципальных образований, %)
Типы муниципальных образований |
|||||
Городские округа |
Муниципальные районы |
Городские поселения |
Сельские поселения |
||
Представление муниципальных гранитов |
|||||
Размещение социального заказа |
|||||
Выполнение НКО работ по контрактам с органами власти, не являющиеся социальным заказом |
|||||
Участие НКО в совместных с органами власти общественных советах |
|||||
Участи НКО в реализации муниципальных программ (без социального заказа) |
|||||
Участие НКО в совместных с органами власти рабочих группах, переговорных площадках, согласительных и конфликтных комиссиях |
|||||
Представление НКО имущественной поддержки от органов власти |
|||||
Получение НКО информации от органов власти |
|||||
Предоставление НКО информации, аналитики органам власти |
|||||
Предоставление НКО образовательных программ для муниципальных служащих |
|||||
Участи НКО в образовательных программах, представляемых органами власти |
|||||
Получение НКО методической помощи органов власти |
|||||
Предоставление НКО методической помощи органам власти |
Об этом свидетельствует соотношение доли муниципальных образований, которых муниципальные чиновники называют конкретные виды НКО и гражданских инициатив как заслуживающие поддержки и как реально поддерживаемые. Практически по всем позициям доля муниципальных образований, в которых данные виды НКО и гражданских инициатив заслуживают поддержки. Это не распространяется лишь на религиозные общины, организации и движения, по которым эти доли практически совпадают. Самый большой разрыв отмечается по организациям, созданным для самоорганизации в жилищной сфере: товарищества собственников жилья (заслуживают поддержки в 44% муниципальных образований, реально поддерживаются - в 27%); территориальные общественные самоуправления (47% и 32%); домовые комитеты, старшие по домам и по подъездам (40% и 26%). В эту же категорию попадают благотворительные организации. За ними по степени убывания разницы между заслуживающими и реально поддерживаемыми НКО идут: садовые и дачные товарищества, органы школьного и студенческого самоуправления, общества защиты прав потребителей.
Опросы показали, что наиболее застуживающими поддержки являются ветеранские объединения, общества инвалидов, женские организации движения национально-патриотического толка и пр.
В городских округах чаще, чем в других типах муниципальных образований, респондентами называется большинство видов НКО как заслуживающих поддержки.
Среди НКО чаще всего в контакты с органами местного самоуправления вступают общественные объединения. Чаще всего не вступают в такое взаимодействие потребительские кооперативы и автономные некоммерческие организации. всего НКО вовлечены в нематериальные формы взаимодействия с органами местного самоуправления.
Таким образом, НКО в российских муниципальных образованиях могли бы еще более укрепить свою роль в решении вопросов местного значения, поскольку сами власти ожидают от них этих действий (чаще на урбанизированных территориях). Взаимодействие с органами местного самоуправления может стать для НКО серьезным ресурсом развития и укрепления их устойчивости. Однако среди форм взаимодействия преобладают нематериальные формы, в то время как для укрепления субъектной роли в деле решения вопросов местного значения имеет решающее значение институционализация материальных форм взаимодействия. Ситуация по типам муниципальных образований неоднородна. С одной стороны, формы взаимодействия органов местного самоуправления и НКО более распространены в городских округах. С другой стороны, интерес с точки зрения такого взаимодействия представляют специально выделенные типы муниципальных образований, выходящие за пределы четырех законодательно установленных типов - городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Применение этой типологии позволит более глубоко понять сущность типов взаимодействия органов местного самоуправления и НКО в муниципальной России.
Общественная организация "Родительское собрание": решение проблемы нехватки детских садов
На фоне общего подъема гражданской активности, тема нехватки детских садов становится весьма популярной у граждан, многие из которых сталкиваются с ней непосредственно. Во многих городах возникают инициативные группы и общественные организации, которые стремятся решать проблемы самыми разными средствами - от митингов до взаимопомощи среди родителей. Жителям Самары удалось продвинуться дальше всех - здесь создана общественная организация "Родительское собрание".
Главной своей задачей члены организации считают не протестные акции - хотя против тех, кто их проводит, они ничего не имеют - а развитие диалога с властью, от которой зависит решение проблемы. Какое-то продвижение как будто отмечается. По мнению Надежды, чувствуется, что чиновники понимают масштаб и остроту проблемы и готовы искать пути ее решения. За последние годы было возвращено 10 бывших детских садов, в 90-е годы занятых различными организациями и учреждениями.
Заключение
Органов местного самоуправления не имеют возможности решать вопросы местного значения самостоятельно. На этом фоне усиливается роль иных субъектов, которые могут взять на себя решение вопросов местного значения. В данном случае имеется в виду деятельность местных НКО, которые хоть юридически и не являются элементом системы местного самоуправления и даже не отнесены к иным формам участия населения в местном самоуправлении, тем не менее их очевидный вклад в решение вопросов местного значения побуждает фиксировать данное явление и выявлять их роль в качестве новых элементов системы местного самоуправления.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
НКО могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных НКО, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Деятельность НКО по решению вопросов местного значения является ожидаемой и востребованной со стороны должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих. Это способствует укреплению позиций местных НКО как реальных элементов системы местного самоуправления, которые потенциально могут приобрести важный признак институционального характера - правовое оформление. Устойчивости некоммерческого сектора на местном уровне могли бы способствовать формы взаимодействия власти и общественности. Однако их потенциал раскрыт пока недостаточно. В связи с этим становится необходимой разработка мер поддержки НКО со стороны органов местного самоуправления, которые в конечном счете будут способствовать укреплению самих систем местного самоуправления для управления процессами, связанными с его жизнеобеспечением.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ ч.1.
2. Уваров А.Л. Местное самоуправление в России. - 3-е изд., переработанное. М.: Норма, 2008.
3. Мерсиянова И.В. Вопросы государственного и муниципального управления, 2008.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Проблемы во взаимодействии органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в городском округе Самара, разработка предложений по их решению. Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления, их поддержка.
дипломная работа , добавлен 19.06.2017
Общественные отношения, связанные с осуществлением гражданами своей воли в рамках местного самоуправления. Рациональная легитимность, ее виды. Процесс организации выборов органов местного самоуправления. Порядок назначения и проведения собрания граждан.
курсовая работа , добавлен 24.07.2014
Правовые основы существования некоммерческих организаций, формы взаимодействия с ними органов местного самоуправления, и участие в государственном социальном заказе. Использование государственных структур для проведения агитационных и рекламных кампаний.
курсовая работа , добавлен 02.11.2011
Система органов и должностных лиц местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления: Конституция, законы и правовые акты Российской Федерации. Стадии бюджетного процесса в муниципальных образованиях на примере Республики Саха (Якутия).
курсовая работа , добавлен 02.05.2012
Эволюция развития правовых основ формирования органов местного самоуправления. Проблемы деятельности органов местного самоуправления. Формы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
курсовая работа , добавлен 28.12.2011
Территориальные основы местного самоуправления и их место в системе органов местного самоуправления. Вопросы реформирования территориальной организации местного самоуправления. Реализация новых принципов территориальной организации в Тюменской области.
дипломная работа , добавлен 02.06.2010
Краткая характеристика основных теорий местного самоуправления. Конституционные принципы регулирования основ местного самоуправления в России. Структура и полномочия органов муниципальных органов. Развитие модели местного самоуправления в России.
реферат , добавлен 06.02.2011
Исторические аспекты формирования органов местного самоуправления в постсоветской России. Обзор ситуации после распада Советского Союза. Первая реформа местного самоуправления. Этапы организационно-правовой трансформации института местного самоуправления.
контрольная работа , добавлен 11.04.2012
Правовые основы организации местного самоуправления. Основные теории о сущности, природе и системе местного самоуправления, его основные принципы и функции. Особенности организационных форм осуществления местного самоуправления (общая характеристика).
реферат , добавлен 29.05.2015
Понятие местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Cравнительный анализ существующей в Росии системы местного самоуправления и её новой модели. Причины реформы местного самоуправления в России.
В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:
- Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
- Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
- Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
- Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.
Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 9 |
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 |
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 9,68 | Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: |
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 4,105 |