Открытая монополия. Три вида монополии

Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей, предлагая как стандартизированную (схожую), так и дифференцированную продукцию.

Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до семи фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Основными характеристиками олигополии являются следующие:

1) на рынке функционирует несколько продавцов-участников (от трех до семи);

2) доля каждого из участников значительна, и они оказывают взаимное влияние;

3) продукция как дифференцирована, так и тождественна (одинакова, схожа);

4) возможно возникновение тайного сговора;

5) ограничены условия вхождения на рынок новых участников и выхода из него;

6) данные рынок подвержен большему контролю и воздействию со стороны органов государственной власти.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимосвязь фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведение остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счёт эффекта масштаба снижаются. Изменения цены одним из конкурентов, доминирующем в производстве или реализации, определяют ценовую политику в отрасли. Другие «подчиняются» ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах , характерна для олигополии.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются более эффективными, поэтому используются чаще.

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чистая монополия , когда целая отрасль представлена одной фирмы. Т.е. понятия «фирма» и «отрасль» количественно совпадают. В масштабе страны такая ситуация крайне редка, но в масштабе небольшого города или области, района такая ситуация вполне реальна и даже типична: в городе могут функционировать одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одна электростанция и т.д.

Чистая монополия (от греч. monos - один, polio – продаю) – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.

Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: во-первых , под монополией понимают крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых , под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющей ей доминировать на нем.

Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке за счет создания наиболее благоприятных условий.

Основные черты чистой монополии :

а) единственный продавец производитель;

б) товарная дифференциация отсутствует, следовательно, отсутствие товаров-заменителей;

в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий – вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями;

д) также затруднен процесс ухода из отрасли;

е) наличие экономических и юридических барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее.

Различают два типа монополий по способу формировании (возникновения) - естественная и искусственная.

1. Естественная монополия – представлена в виде частных собственников и организаций, имеющие в своем составе редкие и свободно невоспроизводимые экономические ресурсы (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

Причинами возникновения естественных монополий являются:

Ограниченность, невоспроизводимость и различное качество природных ресурсов (дифференциация их качества);

Отсутствие близких заменителей (субститутов) при уникальности выпускаемого продукта.

Естественная монополия формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил при высоком уровне концентрации производства.

2. Искусственные монополии – это объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических объединений. Искусственная монополия возникает на основе сговора или подавления конкурентов.

Выделяют также типы монополии с точки зрения возможности проникновения в отрасль (возможности появления новых соперников) за счет наличия защиты со стороны государства (органов государственного управления) :

1. Открытая монополия – монополия, при которой одна из фирм (по крайней мере на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Варианты оптимального поведения монополистической фирмы в этом случае могут изменяться в диапазоне от политики максимизации краткосрочной прибыли до лимитирующего ценообразования.

2. Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию: патентами, лицензиями, институтом авторских прав и пр. На практике лишь немногие монополии действительно являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления товаров-субститутов, а также возможность отмены юридических барьеров, обеспечивающих присвоение чистой экономической прибыли. В результате закрытая монополия может оказаться в ситуации безубыточного производства в долгосрочном временном интервале. Фирма получает доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативную стоимость капитала, но не присваивает экономической прибыли.

Горизонтальная и вертикальная интеграция, диверсификация – как способы образования монополий. Формы и характеристика монопольных объединений. Монопольная власть: сущность и формы проявления. Сущность монопольной цены


Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой. Если в обществе действует чистая монополия, то можно говорить об абсолютной власти ее в данной отрасли. Широко используются показатели удельного веса товарооборота фирм на рынке: доля 4 фирм, доля 8 фирм, доля 10 фирм и т.д. Более точными являются показатели, которые учитывают и количество фирм в отрасли, и долю каждой из них на рынке. Общее направление усиления рыночной власти на разных рынках отражено на рисунке 7.2.

Монопольная власть – степень контроля, осуществляемого монополистами на своих рынках.

Для измерения «силы» монопольной власти используется также индекс английского экономиста Абби П. Лернера (1905 – 1982):

где М – индекс монопольной власти;

Р m – монопольная цена;

МС – предельные издержки (оптимальные)

Экономический смысл индекса Лернера состоит в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти.

В условиях совершенной конкуренции цены (Р) равны предельным издержкам (МС). Следовательно, в условиях совершенной конкуренции сила монопольной власти равна нулю, ибо Р – МС = 0. В условиях несовершенной конкуренции монопольная цена (Р m) выше предельных издержек (МС). Следовательно, интервал между 0 и 1 как раз и характеризует силу монопольной власти. Чем выше этот показатель, тем выше монопольная власть фирмы.


=

Предельные издержки (МС) в России вообще не учитываются в системе бухгалтерского учета.

Если числитель и знаменатель этой формулы умножить на количество проданного товара (Q), то в числителе будет получена масса валовой прибыли, а в знаменателе – объем продаж, валовой (общий) доход. Отношение между ними ответит на вопрос: какова доля прибыли в общем объеме реализованной продукции. И тогда формула А.П. Лернера примет вид:

Вывод: высокая прибыль – это признак силы монопольной власти.

На рынке устанавливается монопольная цена, которая превышает предельные издержки, т.е. Р m > МС (зарубежом), Р m > АТС (в России). Власть абсолютной монополии приводит к увеличению прибыли самой монополии и одновременно к потере доходов потребителей. Монопольные цены всегда выше конкурентной цены.

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена является обычно следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентном рынке. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.)

Концентрация производства главная причина возникновения монополий. Увеличение масштаба производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям (рис. 7.3):

Процесс возникновения монополистических союзов обусловлен следующими факторами, представленными на рисунке 7.4.

Рисунок 7.4 – Процесс создания монополий

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии – монопольных объединений (олигополистических объединений) :

1. Картель – простейшая форма объединения; это соглашение о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли, попадая под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором (соглашением). Соглашение о ценах, рынок сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.

2. Синдикаты организационная форма объединения, при которой вошедшие участники в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляется централизованно. Это объединения с целью организации совместного сбыта продукции. Они были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты, так, например алмазный синдикат «Де Бирс» сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с данным синдикатом.

3. Трест – это такая форма объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную и коммерческую самостоятельность. Это объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров. Руководство трестом осуществляется из «единого центра». Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн – организационная форма объединения предприятия различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но их деятельность контролируется и управляется из единого центра компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделений концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.

Первоначально концерны были распространены в США и Японии в настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.

5. Пул – объединение, которое получило распространение в области использования проектов. Участники пула стремятся к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, опре­деляемой при вступлении в пул.

6. Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. Холдинг – головная компания, общество, созданное крупными монополиями для управления дочерними предприятиями через систему участия. «Вобрав» в себя контрольный пакет акций десятков и сотен предприятий, холдинг направляет их развитие, а растущие доходы позволяют крупным холдингам обращаться и к собственной предпринимательской деятельности. Юридически существуют акционерные общества, ООО, единоличные предприятия. Холдинг-компания (или «держательная компания») – организация, основная функция которой – управлять деятельностью нескольких акционерных обществ через владение их контрольным пакетом акций.

7. Конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

8. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент – это документ, выданный правительством лицу о предоставлении исключительного права на изготовление, использование или продажу благ. Ондает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля над их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки - это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.

Антимонопольное регулирование экономики: сущность, цели и методы. Антимонопольное законодательство и его роль в экономической системе. Антимонопольная политика в РФ. Функции Федеральной антимонопольной службы РФ.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Меры административного характера предусматривают введение прямых ограничений.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают :

ü поощрение создание товаров-заменителей;

ü поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранение доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное регулирование – это система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

Ограничивается монополизация рынка;

Постоянный государственный мониторинг;

Запрещается установление монополистических цен;

Сохранение и поддержание конкуренции.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Цели антимонопольного законодательства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития совершенной конкуренции в народном хозяйстве,

Снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

В конце 1991 года в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных (рынках)», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона - Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.

В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан государственный комитет по антимонополистической политики (Антимонопольный комитет), позже преобразованный в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика – это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению ФАС доля хозяйствующего субъектом может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Основные направления антимонопольной политики в России:

ü контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

ü контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%);

ü предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить основные четыре формы государственного регулирования экономики, которые также осуществляют проведение антимонопольной политики (рис. 7.5).



Рисунок 7.5 - Формы государственного регулирования экономики

В современных условиях главной функцией государства становиться организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

o создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

o обеспечение социальной защиты группы населения, положение которых в рыночной экономике становится наиболее уязвимым;

o минимизацию негативных последствий рыночных отношений.

Для выполнения данных целей современное государство имеет мощные регулирующие средства воздействия на рыночную экономику.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 7:

1. Каковы преимущества и недостатки каждого из видов конкуренции: внутриотраслевой, межотраслевой, ценовой, неценовой, совершенной, монополистической, олигополии, монополии.

2. Какова сущность понятий «олигопсония» и «монопсония», а также чем данные явления характеризуются.

3. Каковы функции Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Современная экономика - это достаточно интересная и широкая область, которая объединяет в себе множество понятий и терминов, законов и факторов. Одно из таких понятий – монополия . Именно о ней и будет идти речь в статье.

Понятие и сущность монополии

Разъяснений термина монополия достаточно много. Если рассматривать этимологию слова «монополия», то оно состоит из двух греческих слов: «mono» - один, и «poleo» - продаю, фактически означая – один продавец .

Определение 1

Если говорить простыми словами, то монополия – это единоличное право обладать чем-либо, или производить что-либо. Как правило, монополистическое предприятие, это крупная компания, организация или структура, которая является единственным поставщиком продуктов, товаров или услуг. Монополистическая организация характеризуется жёстким контролем и установлением завышенных цен. Стоит отметить, что помимо понятия «монополия», есть и «абсолютная монополия».

Итак, в чём же отличие двух понятий: монополия и абсолютная монополия ? В случае с предприятием монополистом, есть вариант выхода на рынок другого игрока, который будет продавать аналогичный товар, предоставлять такие же услуги. Абсолютная монополия исключает этот факт, так как подразумевает факт того, что предприятие единолично и полностью владеет ресурсами по производству товаров или предоставлению услуг.

Для более детального понятия отличий, рассмотрим примеры монополии обычной от абсолютной, на территории России. Так, предприятием монополистом можно назвать Почту России. Это одна крупная организация, которая предоставляет ряд услуг по доставке грузов на всей территории Российской Федерации. Есть мелкие и несущественные конкуренты, к примеру, те, которые занимаются организацией перевозок в пределах одного региона. Однако существенную конкуренцию это однозначно не вызывает.

Пример 1

Предприятием абсолютным монополистом можно назвать Газпром. Эта компания не просто единолично обладает правом на продажу природного газа. Газпром полностью владеет добычей газа, то есть весь газ на территории России фактически принадлежит этой организации. Конкуренция полностью отсутствует.

Три вида монополии. Разъяснения и суть

Различают три основные виды монополий:

  1. Закрытая монополия.
  2. Естественная монополия.
  3. Открытая монополия.

Закрытая монополия

Подразумевает собой то, что монопольное право компании защищено юридически, а именно законами, к примеру, патентом или авторским правом.

Пример закрытой монополии – операционная система IOS, которая используется на смартфонах Apple, а её права и патенты принадлежат всё той же одноимённой компании.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает в результате того, что спрос на определённый товар или услугу удовлетворяет одно предприятие. Товары или услуги, которые производятся в пределах естественной монополии, не могут быть заменены другими.

Как примеры естественной монополии можно отнести услуги по передаче электричества и отопления, телефонную связь, железнодорожные перевозки.

Открытая монополия

В области открытой монополии находятся компании, которые являются единственными производителями или продавцами товара, однако юридически не защищены от конкуренции. Как правило, это компании, которые вышли на рынок с новым товаров или компании которые кардинально отличаются от конкурентов, к примеру – качеством.

Пример 2

В таблице приведём причины появления монополий и их характеристики.

Рисунок 1.

Плюсы и минусы монополии в экономике

Если говорить о преимуществах монополии в экономике, то их практически нет. Честно говоря, кроме как для самого монополиста, пользы от монополии практически нет.

Неэффективность монополии обусловлена двумя простыми факторами:

  1. Распределение ресурсов. Все ресурсы (товар, услуги) находятся во владении одной монополистической компании. Тем самым цены устанавливаются не в соотношении спроса на товар, а «самовольно» компанией монополистом. Как пример можно рассмотреть поставку электроэнергии. Спрос есть практически стопроцентный, однако цена устанавливается вне зависимости от желаний потребителей.
  2. Отсутствие конкуренции. В связи с тем, что у компании монополиста нет конкурентов, она менее стимулирована для развития. Мировая экономическая практика показала, что конкурентный рынок более эффективен и добивается более высоких результатов в развитии.
  3. Отсутствие стимулов. Всё то же отсутствие конкуренции, вызывает неэффективность монополистического предприятия, в связи с тем, что нет стимулов и предпосылок сделать товар, услугу или продукт лучше. Действует принцип «один продавец – одно качество».

Замечание 1

В конце стоит отметить, что абсолютной мировой монополии практически нет. Как правило, компании монополисты действуют в пределах одной страны или региона, области или города.

Если общество хочет контролировать монополии, по крайней мере те монополии, которые не были созданы его собственным правительством, оно имеет три варианта. Первый - это антимонопольная политика американского сорта; второй - государственное регулирование; и третье - общественная собственность и эксплуатация. Как для монополии, ни один из них не является идеальным.

Антимонопольная политика дорога для обеспечения: антитрестовский отдел Департамента юстиции имел бюджет $133$ млн долларов в $2004$ году, и бюджет Федеральной торговой комиссии составил $183$ млн долларов. Подсудимые (которые также сталкиваются с сотней частных антимонопольных дел каждый год), вероятно, потратили десять или двадцать раз больше. Кроме того, антимонопольное регулирование медленно двигается.

ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию. ЗАКРЫТИЕ БИРЖИ - конец операционного дня, время, когда выполняются последние приказы клиентов. ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - акционерное предприятие, акции которого реализуются только его работникам и не продаются на сторону. ЗАЛОГ - имущество или другие ценности, служащие обеспечением займа (иногда на  


ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ- официальная юридически защищенная монополия, действующая в тех областях экономики, где конкуренция подвержена запретам.  

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты 1-м классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии являются патентная защита , институт авторских прав.  

Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны товаров-заменителей.  

Такая классификация монополии на три категории условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи , а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учете временных интервалов. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочный период . Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента , но также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые продукты.  

МОНОПОЛИЯ ЗАКРЫТАЯ -см. ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ  

В целом правила, регулирующие деятельность ФПГ, нацелены прежде всего на ослабление угрозы формирования на рынках крупных закрытых монополий. Но одновременно эти ограничения препятствуют совершенствованию структуры собственности и корпоративного управления . А создание условий для углубления интеграции предприятий является не менее важным критерием оценки государственной экономической политики по отношению к ФПГ, чем антимонопольное регулирование . В этой связи необходимо затронуть по крайней мере три взаимосвязанные проблемы, относящиеся к развитию интеграции реструктуризация собственности, налоговое консолидирование и финансирование ФПГ.  

ВБ предоставил России новые структурные и инвестиционные кредиты. Так, 18 декабря 1997 г. были одобрены два займа по 800 млн долл. каждый один - для структурной перестройки экономики , реструктурирования естественных монополий в области электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта второй - для преобразования угледобычи - ликвидации компании Росуголь, приватизации жизнеспособных угольных предприятий и закрытия нерентабельных шахт.  

Кризисная ситуация последних лет обострила существующие противоречия. Появились попытки фактического закрытия регионов, введения административного регулирования цен на предметы первой необходимости, установления своих правил реализации товаров , создания собственных золотовалютных резервов, установления контроля над тарифами естественных монополий , проведения собственной налоговой политики и др.  

Фактически все М. могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые М. от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных М. могут быть сведены па нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены  

Перепроизводство урановой продукции привело к закрытию многих урановых рудников и гидрометаллургических заводов, производящих концентраты. Перепроизводство урана объясняется тем, что он продолжает использоваться для военных целей и лишь 3- 5% расходуется для нужд народного хозяйства . Монополии тормозят применение атомной энергии в отраслях, не связанных с военной промышленностью, так как это приносит им меньше прибыли, чем если бы они получали ее от использования атомной энергии в производстве атомного оружия.  

Марксистско-ленинское учение о роли банков в строительстве социализма. Исследование роли кредита и Б. в условиях капиталистич. способа произ-ва привело Маркса к выводу о двойственном характере капиталистич. кредита и необходимости использования Б. в переходный период от капитализма к социализму. В Манифесте Коммунистической партии отмечалось, что пролетариат, осуществивший революцию, наряду с др. важными мероприятиями должен провести централизацию кредита путем создания национального банка с государственным капиталом и исключительной монополией в области банковского дела . В своей работе Принципы коммунизма Энгельс также подчеркивал необходимость централизации кредита и сосредоточения торговли деньгами в руках пролетарского государства, при этом он указывал, что все частные Б. и банкирские конторы должны быть закрыты, а банковские операции осуществляться только государственными кредитными учреждениями . На необходимость замены всех частных Б. капиталистич. об-ва государственным Б. Маркс и Энгельс указывали и в Требованиях коммунистической партии Германии.  

При установлении лидером цены ниже минимума средних издержек типичной фирмы из конкурентного окружения фирмы-аутсайдеры покидают рынок, и доминирующая фирма занимает монопольное положение она сталкивается теперь не с остаточным спросом , а со всем спро сом в отрасли D(P), и ведет себя как типичная монополия. При этом здесь кривая ее предельной выручки более крутая, чем в предыдущей области, так что совокупная кривая предельной выручки имеет разрыв в точке, соответствующей PI цене закрытия фирмы-аутсайдер а. (На рис. 4.1 эта точка  

Степень монополизации национального хозяйства (концентрация рынков чистой монополии) и тяжесть власти монополий над рынком зависят от уровня открытости экономики . Закрытость рынка, связанная с невозможностью иностранной и региональной конкуренции, сохраняет монопольное положение производителя и его монопольную власть.  

Монополии, которые имеют защиту от конкуренции в виде патентов, лицензий и др., называются ЗАКРЫТЫМИ. Те монополии, которые такой защиты не имеют, называются ОТКРЫТЫМИ.  

В- 1946 г. в США имелось всего лишь 16 урановых рудников. В дальнейшем их число стало расти и в 1956 г. достигло 1000. После 1959 г., когда конъюнктура рынка стала менее благоприятной, американские монополии, действующие в горнорудной урановой промышленности, добились от Комиссии по атомной энергии США запрещения покупать урановую руду у мелких производителей, если их рудники имели годовую производительность менее. 9,1 т окиси урана. Одновременно прекратилась закупка урана, добытого на месторождениях, открытых до ноября 1958 г. Такое решение Комиссии по атомной энергии США привело к закрытию половины урановых рудников. По сообщению Горного бюро США, в 1960 г. в стране велись разработки руд всего лишь на 538 рудниках, 28 из них были наиболее крупными. Последние распределялись по штатам Юта-11, Вайоминг - 7, в Нью-Мексико - 6, в Колорадо - 2, Аризона - 2, Вашингтон - 1. В 1959 г. на вышеуказанных крупных рудниках было добыто свыше 60% всей добычи урана США (табл. 8). В июне 1962 г. в связи с тем, что Комиссия по атомной энергии США ослабила существующее ограничение на закупку урановой руды у мелких производителей, количество действующих рудников вновь достигло уровня 1956 г. . В дальнейшем количество рудников вновь стало сокращаться и к 1965 г. действовало не более 700, а к 1967 г. - не более 200.  

ЗАКРЫТЫЙ РЫНОК (losed market) - сектор мировых товарных рынков , доступ на который ограничен определенным кругом продавцов (покупателей), а торговля и ценообразование обладают определенной спецификой. В зависимости от характера и степени "закрытости" можно выделить четыре вида З.р. Первый вид - товарооборот внутри международных монополий между их  

МОНОМЕТАЛЛИЗМ (от греч. то-nos - один, единственный и металл), денежная система , при которой один металл служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения заменил биметаллизм. При монометаллизме функционирующие монеты и знаки стоимости разменны на драгоценные металлы . Поначалу, как правило, использовалось серебро, но с открытием новых золотых месторождений большинство стран в конце 19 в. перешло на золото. В середине 20 в. в абсолютном большинстве государств золотой монометаллизм был заменён золотовалютным стандартом. В. И. Дивеев. МОНОПОЛИЯ (от греч. monos -один, единственный и греч. poleo - продаю), исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.  

Так, в начальный период развития крупной русской промышленности, когда перед правительством стояла задача создания в стране новых производств, распространенной мерой поощрения фабрикантов было предоставление им (зачастую - иностранцам) монополии производства на определенный период. Особенно характерна была подобная практика для правления Елизаветы. Например, по просьбе Чембер-лина и Козенса, учредителей первой петербургской ситцевой фабрики, в 1753 г. на 10 лет было запрещено устройство ситцевых фабрик во всей империи. В том же году аналогичную привилегию получил купец Федотов, устроивший в Москве фабрику сусального золота и серебра. В некоторых случаях влиятельные фабриканты добивались даже закрытия ранее устроенных фабрик, конкурировавших с их собственными.  

Один из первых шагов, которые нужно сделать при изучении организации отраслевых рынков , - получить представление о разновидностях структуры отраслей. Различными авторами разработаны разные классификации. Как правило, список, охватывающий всевозможные вариации от монополии до конкуренции, довольно длинный чистая монополия , доминирующая фирма , закрытая олигополия, открытая олигополия, монополистическая конкуренция , чистая конкуренция49.  

МОНОПОЛИЯ [моно... исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.  

Необходимость Н. б., как одной из закономерностей социалистич. революции и социалистич. строительства, была научно обоснована классиками марксизма-ленинизма. В Манифесте Коммунистической партии в качестве одного из гл. мероприятий пролетариата после революции намечалась централизация кредита в руках государства, посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией (Маркс К. и Э н г о л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 446). К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали Н. б. в ряду таких важных мероприятии пролетариата после завоевания им власти, как экспроприация зем. собственности, национализация пром-сти, транспорта и связи, всеобщая трудовая повинность и др. Основоположники науч. коммунизма предусматривали не только огосударствление банков, но и централизацию банковского дела в руках пролетарского гос-ва путём объединении национализированных банков в единый центральный

Под ред. А.В. Сидоровича

Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА

Глава 17. Модель абсолютной монополии

Типы монополий. Закрытая и открытая монополия

Используя критерии происхождения приведенных источников монопольной власти, выделяют несколько типов монополий.

Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. В этом смысле закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая, однако, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.

Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. Тем не менее именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.

Монополия - такая экономическая организация отрасли (или экономики в целом), которая позволяет одному из участников рыночных отношений навязывать корпоративные экономические цели как своим контрагентам, так и обществу. В микроэкономике рассматривают различные типы монопольных отношений: монополия абсолютная, предпринимательская, естественная и т. д.

Монополия абсолютная (чистая) - крайняя деформация рынка, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Признаки абсолютной монополии:

1) единственный продавец

2) производство продукта, уникального тем, что отсутствуют близкие заменители;

3) экономические и юридические барьеры, блокирующие вступление в отрасль;

4) фирма осуществляет значительный контроль над ценой, «диктует цену».

В отличие от совершенного конкурента, определяющего только собственный объем производства, монополист, максимизирующий прибыль, обладает более широким набором инструментов - он может маневрировать и ценой, и количеством выпускаемой продукции. Монополия объективно способствует ограничению конкуренции, поэтому государство осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики.

Монополия государственная - рыночная ситуация, при которой государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны. Государственная монополия складывается на рынках товаров неэластичного спроса, составляющих незаменимые элементы потребительского набора.

Монополия двусторонняя - рынок, на котором единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).

Монополия естественная - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если одна фирма обслуживает весь рынок. В таких отраслях (газо-, водо-, электроснабжение, связь и пр.) экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция невозможна либо недопустима, ибо издержки банкротства настолько велики, что на такой рынок нецелесообразно допускать конкурентов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополистов используются государственная собственность (т.е. национализация) или государственное регулирование. Результатом государственного регулирования деятельности фирм, прежде всего качества и цен представляемых ими услуг, является «регулируемая монополия».

Монополия закрытая - монополия, защищенная юриди-ческими нормами, ограничивающими конкуренцию: патентами, лицензиями, институтом авторских прав и пр. На практике лишь немногие монополии действительно являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления товаров-субститутов, а также возможность отмены юридических барьеров, обеспечивающих присвоение чистой экономической прибыли.



Монополия открытая - монополия, при которой одна из фирм (по крайней мере на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Варианты оптимального поведения монополистической фирмы в этом случае могут изменяться в диапазоне от политики максимизации краткосрочной прибыли до лимитирующего ценообразования.

Если отрасль - естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q1 и Р, соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (long run marginal cost, LMC) и предельный доход (MR), т. е. в условиях максимизации прибыли монополистом.

Так как в этом положении цена (P1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размepe прямоугольника Р1Е1МРМ, а цена значительно превышает зльные издержки.

Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соотвует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т. е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q3 неэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выщ6 кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка Е3 не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величины LAC, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли.

15. Потери от несовершенной конкуренции («мертвый убыток»). Антимонопольное регулирование.

Если бы цена Р1, это было бы как в соверш конк, потребит избыток Р1-Е1-Р0. В несов К цена – Р2, Q2

Антимонопольное рег.

Первый в современной истории антимонопольный закон был принят в 1889 году в Канаде. Годом позже в США был принят Акт Шермана. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана - в 1990 году. Существуют и примеры отмены антимонопольного законодательства. Так, принятый при М. Саакашвили в Грузии закон «О свободе торговли и конкуренции» в отличие от прежде действовавшего закона «О монополистической деятельности и конкуренции» содержит исключительно запреты на действия органов власти, но не частных компаний. Тем самым в настоящий момент антимонопольное законодательство в Грузии отсутствует. Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний. Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики. На сегодняшний день можно уверенно сказать что монопольный закон в Российской Федерации не реализуется.