Обучение на спортивного менеджера. Функции спортивного менеджера

Максим Белицкий, руководитель международной школы спортивного менеджмента МИРБИС

Чем занимается спортивный менеджер

Обыватели порой путают понятия «менеджер» и «агент». Если, например, говорить о футболе, то персональный агент «пристраивает» спортсменов, то есть обеспечивает выгодный контракт и зарабатывает на переходе спортсменов из одного клуба в другой. У спортивного менеджера сфера деятельности шире. Он может работать в профессиональной или любительской спортивной организации или заниматься предпринимательской деятельностью, например, инвестировать средства в развитие частных школ или проведение турниров, в поиск и профессиональный рост талантливых спортсменов, которые потом борются за титул. То есть спортивный менеджер – это человек, который помогает любой спортивной организации зарабатывать деньги, при этом получая бонусы за хорошую работу, либо тот, кто инвестирует деньги в спорт и строит на этом бизнес.

В России специфика такова, что спортивный менеджер помогает клубу стать привлекательным для любой аудитории. Он не только продаёт права спортсмена и добивается адекватной зарплаты, но ещё и способствует развитию спортивной организации в целом. Это может быть менеджер по спонсорству, по маркетингу, по проведению матчей, финансовый менеджер или же менеджер футбольной академии, который «растит» спортсменов, а потом продаёт их в более крупные клубы. В любом случае это человек, который создает возможности для получения доходов.

Не каждый менеджер - спортивный

Получить профессию спортивного менеджера можно в специализированных учебных заведениях, где помимо базовых знаний учитывается и спортивная специфика. Но бывает, что человек с юридическим, финансовым, социологическим, маркетинговым образованием или с образованием в сфере классического менеджмента приходит в спорт, если увлекается им или уже имеет опыт работы в этой сфере. Из таких людей и вырастают спортивные менеджеры, которые целенаправленно приходят учиться на специализированные программы.

В МИРБИС существуют программы «Международной школы спортивного менеджмента», где эксперты и преподаватели, представляющие ведущие спортивные рынки мира, предлагают очень качественные, ориентированные на практику знания. Но их необходимо адаптировать к реалиям российского рынка. Обычно в подобных программах больше внимания уделяется бизнес-курсу, то есть управленческой и предпринимательской составляющей. Но рассказывают и о таких узких сферах, как маркетинг, спонсорство, event, коммерческая деятельность футбольных академий, а также предпринимательство в спорте. Студенты учатся строить свой бизнес.

Профессия для фанатов спорта

Плюсы профессии спортивного менеджера в том, что начало карьеры, как правило, проходит мягко – можно начать рост с работы в команде небольшого клуба. Кроме того, это идеальная профессия для настоящих фанатов спорта. Часто работать приходят именно те, кто сам играет, болеет, следит за результатами матчей. Так любимое дело становится профессией, а значит, работа приносит удовольствие. Я сам не имею ни менеджерского, ни экономического, ни маркетингового образования, но моя страсть к спорту привела меня сюда, и я успешно работаю уже 14 лет. Находясь «в поле», чувствуешь энергию трибун, видишь драйв на площадке, и каждый день работы – это всё больше и больше положительных эмоций. Это, наверное, одна из самых эмоциональных профессий, и сравнить её можно разве что с шоу-бизнесом.

Нехватка работы – главный минус

Если говорить о клубах и федерациях, то российская спортивная индустрия мало структурирована, и выпускники спортивных вузов могут напрасно потратить время, пытаясь устроиться на работу. Спортивных организаций, которые ориентированы на бизнес, у нас мало, поэтому все финансовые затраты покрывает не сама организация, а государство, крупный бизнес, регионы и т.п. С одной стороны, это порождает непрофессионализм спортивных менеджеров. С другой – сокращаются возможности тех, кто действительно хорошо знает своё дело и хочет зарабатывать деньги на своём участке работы в спортивной организации или в собственном бизнесе. В итоге отсутствует креатив, инновационность, нет движения вперёд. Спорт зачастую не выдерживает конкуренцию за зрителя с другими видами развлечений.

Связи решают всё

Связи играют огромную роль в карьере любого менеджера, и чем более человек коммуникабелен, тем больше у него шансов на успех. Чем больше знакомых – тем активнее работает собственная «воронка продаж». Спортивный менеджер должен быть в постоянном тонусе, общение и налаживание контактов – его основные обязанности. менеджер улучшает свою репутацию и приобретает значимость и привлекательность в глазах сотрудников. С помощью личных договорённостей он способен сократить расходы и привлечь новые доходы.

Как и в любых продажах, спортивный менеджер также должен уметь убеждать своих покупателей в том, что его продукт самый лучший. И связи помогают ему двигаться по карьерной лестнице. Например, в немецкой спортивной индустрии менеджеры постоянно общаются с клиентами на матчах, они знакомятся со зрителями, получая информацию для аналитических данных и для оптимизации деятельности. Общаясь, они получают сведения, например, о том, что потенциальные клиенты могут выкупить спонсорские пакеты или дополнительные места гостеприимства. Главное правило – в любом общении должна быть польза.

Идеальный спортивный менеджер

Главные качества, которыми должен обладать спортивный менеджер – коммуникабельность и напористость. Важна не только общительность, но и знание языков – как минимум английского. Спортивный менеджер – это публичное лицо, и здесь нужно уметь контактировать и с потенциальными клиентами, и со своими подчинёнными, с начальством и другими отделами в спортивном клубе. Также важны и навыки аналитика – умение готовить информационные материалы для других сотрудников спортивной организации. Профессия очень разноплановая и требует большой отдачи, круглосуточной работы мозга, поэтому для спортивного менеджера очень важна .

Может ли спортсмен стать менеджером

Как правило, предприниматель, создающий свою спортивную секцию, нанимает главного тренера или спортивного директора, который отвечает именно за спортивную составляющую. Вместе с тем, сами спортсмены редко становятся хорошими спортивными менеджерами. Я считаю, что им очень сложно перестроиться по окончании спортивной карьеры на другую деятельность, ведь большую часть времени они посвящали тренировкам и выступлениям. При этом многими спортивными организациями управляют , которые не обладают необходимыми знаниями для управления проектами. Из-за чего эти организации терпят финансовые бедствия. Эта проблема характерна не только для России, но и для зарубежных стран. Только четверть бывших спортсменов способна стать спортивными менеджерами.

Но возможно и переобучение: годовые программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и корпоративные программы ориентированы на людей, уже имеющих базовое образование. Поэтому бывшему спортсмену для успешной карьеры менеджера необходимо сначала получить классическое высшее образование, не связанное со спортом.

Спортивный менеджер – часть большой команды

В клубах по игровым видам спорта существует главный тренер, тренерский штаб, а также селекционный отдел и спортивный директор, которые занимаются поиском и привлечением игроков. В клубе также есть штат, который занимается восстановлением игроков, общефизической подготовкой, питанием – это самодостаточная структура внутри спортивной организации. Следующая составляющая системы – это маркетингово-коммерческая структура. Матч продают как продукт: билеты, атрибутику, питание, vip-услуги, спонсоров и т.д. Кроме этого существует административный персонал, который всё это контролирует – офис-менеджеры, юристы, финансисты, служба безопасности и т.д.

В совокупности получается слаженный механизм, который генерирует средства, монетизирует страсть болельщиков, привлекает маркетологов, дизайнеров и размещает рекламу.

В профессиональном спорте команда – это основа системы получения прибыли, ведь чем лучше играет команда, тем больше к ней интерес болельщиков. Разумеется, в силу различных факторов команда не может постоянно выигрывать, но она обязана показывать развитие и играть с самоотдачей, чтобы болельщики это видели. Ведь их страсть – это основной двигатель спортивного бизнеса. Задача спортивного менеджера состоит в том, чтобы настроение болельщика не зависело от результата матча. Для этого нужна доброжелательность персонала, соответствующая обстановка, шоу и меры безопасности.

Карьера в российской спортивной индустрии

В идеале карьера менеджера должна начинаться со стажировок, но у нас в стране в спортивных организациях, к сожалению, их проводят довольно редко. Например, в Германии стажировка идёт в среднем от 3 до 6 месяцев, после этого человек встаёт на первую ступень практической карьеры. Он понимает, чем будет в действительности заниматься. У тех, кто приходит на стажировки, есть шансы закрепиться в этой организации, а может и завести полезные связи. Здесь важно общаться, выполнять все поручения, включать фантазию и пытаться анализировать ситуацию и улучшать её. Конечно, это привлечёт внимание руководства к потенциальному менеджеру.

У каждого есть шанс получить неплохую работу, по крайней мере, на уровне удовлетворения первичных амбиций. Бывает, что в спортивных организациях нет ставок менеджеров, иногда в этом качестве работает один исполнительный директор, который занимается всем и сразу. Тут бывшему выпускнику могут предложить привлечь коммерческих партнёров и работать бесплатно для получения опыта и процентов от сделки. Этот путь распространён, но довольно ненадёжен.

Первая ступень профессионального успеха – это работа в крупном клубе, успешной спортивной организации, которая на виду – в таких футбольных клубах, как «Спартак», «Зенит», «Краснодар» и др. Дальнейшая ступень карьеры – получение солидного заработка, то есть привлечение крупных спонсорских компаний, контрактов. Это работа в коммерческих компаниях, в агентствах, на стадионах чемпионатов мира по футболу, в оргкомитетах, например, в российском отделении FIFA, которое сейчас ведёт подготовку к Чемпионату мира – 2018. А пиком карьеры может стать функционирующий спортивный бизнес или систематический заработок и развитие в коммерческой спортивной организации. Распространено мнение, что в нашем спорте заработок – не показатель успешности. Другое дело – создание и развитие клуба, существующего много лет. Это уже огромное достижение, так как наш спорт пока далёк от бизнеса.

Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления

Вопрос 1. Определение понятий: «спортивный менеджмент»,

«спортивный менеджер».

Как вы уже знаете из курса «экономики ФКиС» в каждой стране существуют различные отрасли народного хозяйства (материальное и нематериальное производство), в т. ч. отрасль физической культуры и спорта. Это является объективной основой разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных отраслевых теорий, которые отражают специфические закономерности управления отраслью.

Спортивный менеджмент – область научно-практической деятельности, один из видов отраслевого специального менеджмента. Спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в условиях рыночных отношений.

Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной науки является совокупность организаций физкультурно-спортивной направленности страны, т. е. определенное множество ФСО - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд (по видам спорта), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций. Продуктом деятельности ФСО является производство физкультурно-спортивных услуг, т. е. организованные формы занятиями физическими управлениями и спортом, программы спортивной тренировки, спортивные зрелища и т. д.

Предмет спортивного менеджмента – управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

Сущность спортивного менеджмента заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на управляемый объект для обеспечения перевода объекта в новое качественное состояние, т. е. из исходного, начального состояния в желаемое, запланированное.

Общая цель спортивного менеджмента состоит в обеспечении эффективного функционирования физкультурно-спортивных организаций в современных рыночных условиях России.

Задача спортивного менеджмента – познание закономерностей функционирования и социального развития ФКиС в обществе и разработка механизма целенаправленного эффективного управления этими процессами.

Рождение спортивного менеджера как профессии связано с появлением должностей руководителей ФСО.

Спортивный менеджер характеризуется как специалист, владеющий искусством научного управления ФСО, занимающий в ней руководящую должность и наделенный правом принимать управленческие решения. Какова сфера деятельности спортивного менеджера?

Отдельные элементы управленческой деятельности в определенной мере присущи всем категориям работников ФКиС – тренерам, преподавателям, учителям ФК, инструкторам:

Тренер ведет набор в спорт. школу, ведет учет, анализ, обобщение результатов работы;

Инструктор организует.

Вопрос 2. Функции и роли спортивного менеджера

В спортивных организациях существует определенное разделение труда, и спортивные менеджеры решают различные задачи. Поэтому спортивные менеджеры выполняют в организациях ряд функций.

1. Функция принятия решения, выражается в том, что менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, он же несет ответственность за последствия принятых решений.

2. Информационная функция состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде ФСО, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет персоналу политику, ближайшие и перспективные цели организации.

3. Функция руководителя – т. е. менеджер формирует отношения внутри организации, мотивирует деятельность, координирует усилия членов организации, выступает в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы, технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности.

Менеджеры, работающие в области производства спортивных товаров и в области предоставления физкультурно-спортивных услуг, должны обладать:

специфическими техническими умениями:

1) производственными умениями;

2) умения использовать спортивный инвентарь, умения установить взаимосвязь между физическими нагрузками, диетой и т. п.

Вопрос 3. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ) В

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ: ЦЕЛЬ И МЕХАНИЗМ

Из приведенных выше понятий «управление» и «менеджмент» следует, что они представляют системы.

Система (в самом общем виде) может быть охарактеризована как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, взаимодействие которых порождает новые интегративные качества, не присущие отдельным составляющим

Любая система имеет две основные содержательные характеристики.

Во-первых, целостность: система представляет совокупность конкретных, с присущими только им свойствам и характером взаимосвязи частей.

Во-вторых, делимость: система стоит из подсистем, которые также обладают системными свойствами, т. е. могут быть представлены в виде систем более низкого уровня.

Система управления (менеджмента) – это система, в которой реализуются функции управления (менеджмента).

Система управления может быть представлена в виде взаимодействия трех элементов. Первым элементом является субъект управления. В качестве второго элемента управления (менеджмента) или управляющая часть системы, оказывающая управленческое воздействие, третий элемент системы объект управления

В системе управления физической культурой и спортом (как отраслью) в качестве субъектов выступают в первую очередь федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, а также иные органы государственного и общественного управления, а в качестве объектов - физкультурно-спортивны организации различного уровня и характера.

Цели воздействия отличаются в зависимости от конкретных характеристик субъекта и объекта управления: так, если целью Олимпийского комитета России является обеспечение единой политики развития спорта высших достижений, то целью федераций по видам спорта - обеспечение развития конкретного вида, спорта на всех его уровнях, от массового до спорта высших достижений.

В системе менеджмента в физической культуре и спорте субъектом является руководитель организации (коллегиальный орган управления), его заместители или руководители отдельных подразделений, а объектом - коллектив сотрудников организации (подразделения) или отдельные исполнители.

Цель менеджмента в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние ФСО (отрасли), которое должно быть достигнуто.

Определение цели является начальным этапом процесса менеджмента в ФКиС, т. к. он по своему содержанию характеризует целенаправленное воздействие.

Процесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма.

Механизм менеджмента в физической культуре и спорте представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающий эффективную реализацию целей физкультурно-спортивных организаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.

Вопрос 4. Функции, принципы спортивного менеджмента

Функции менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

Различают основные и конкретные функции менеджмента (управления). В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Наиболее традиционно включение в их состав таких функций, как:

Планирование;

Организация;

Мотивация;

Руководство;

Контроль;

Анализ.

Рассмотрим подробнее каждую из функций.

Планирование - определяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения. Иными словами, отвечает на вопросы: «что делать? Как делать?».

Организация – устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. Организация отвечает на вопрос: «Кто будет делать?».

Мотивация – деятельность по созданию системы стимулов, активирующих и побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами.

Руководство – представляет собой процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней. Для того, чтобы быть эффективным руководителем, менеджер должен постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах.

Контроль – деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера.

Анализ – связывает положение организации в целом, ее подразделений и отдельных работников с качеством выполнения работы по ее конечному результату. В процессе анализа оценивается исполнение, сравнивается исполнение со стандартами, заложенными при планировании.

Конкретные функции менеджмента ФКиС представляют собой результат разделения управленческого труда. Они могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.

К таким функциям можно отнести:

физическое воспитание; организация физкультурно-спортивной работы с населением; подготовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта; подготовка спортивного резерва; проведение спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий; научное и программно-методическое обеспечение физического воспитания и развития спорта; организация производства спортивных товаров; осуществление международных спортивных связей

Принципы менеджмента в сфере ФКиС представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия.

К основным принципам менеджмента в ФКиС можно отнести следующие:

1. Принцип научной обоснованности (научный подход при принятии управленческих решений, использование объективных закономерностей и применение полученных знаний для обеспечения оптимального менеджмента);

2. Принцип системности в управлении определяет необходимость рассмотрения ФСО как целостной социальной системы (означает всестороннюю проработку применяемых управленческих решений, анализ всех возможных вариантов их реализации. Предполагает увязку решения проблем спортивного менеджмента с финансовыми и материально-техническими ресурсами).

3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении предполагает распределение полномочий для принятия конкретных решений на каждом уровне управленческой иерархии

4. Принцип материального и морального стимулирования. Этот принцип находит выражение в дифференциации заработной платы работникам ФСО и спортсменам профессионалам. Наряду с материальным существует моральное стимулирование в форме присвоения спортивных званий и награждения призами.

5. Принцип оптимизации управления означает достижение поставленной цели в возможно короткий срок и при наименьших затратах труда, финансовых средств и материальных ресурсов.

6. Принцип демократизации управления предполагает наряду с единоначалием формирование в ФСО органов коллективного и коллегиального руководства.

7. Принцип правовой защищенности управленческих решений предусматривает опору в управлении на существующее законодательство, правовое обеспечение управленческой деятельности.

8. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления вытекает из ст. 72 Конституции РФ о совместном ведении РФ и субъекта РФ вопросов физической культуры и спорта.

Вопрос 5. Методы менеджмента в сфере ФКиС

и выбор методов управления

Методы менеджмента в сфере ФКиС представляют собой конкретные способы целенаправленного воздействия руководителя ФСО на ее сотрудников и осуществление контроля за их деятельностью.

Наиболее важное значение с точки зрения практики менеджмента имеет классификация методов на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками ФСО в процессе совместного труда. По этому основанию методы менеджмента подразделяют на организационные, административные, экономические и социально-психологические.

1. Организационные методы. Сущность в том, что перед началом любой деятельности необходимо произвести ряд действий по ее организации: выработка целей, нормативов, регламентов; создание проектов; определение методик и правил конкретных действий. Применение организационных методов создает основу деятельности. Они считаются пассивными и составляют базу для применения активных групп методов – административных, экономических, социально-психологических.

2. Административныве методы (методы властной мотивации). Сущность их в открытом и регулируемом определенными нормами принуждении людей к какой-либо деятельности. При их применении руководитель (менеджер) берет на себя полную ответственность за результат деятельности, исполнитель же отвечает только за прямое неисполнение инструкций.

3. Экономические методы:

Метод дифференцированной заработной платы работникам ФСО;

Нормативно экономический метод управления заключается в установлении нормативов финансовых расходов на различные виды спортивной работы, утверждение табеля обеспечения спортсменов одеждой, обувью и т. д. ;

Метод прямого целевого финансирования предусматривает финансирование из федерального бюджета: а) спортивных сооружений и ФСО федерального значения; б) научно-исследовательских работ в области ФКиС в соответствии с федеральной программой; в) подготовки и выступления в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд России.

4. Социально-психологические методы. Сущность их в формировании психологического климата в коллективе, наилучшим образом способствующего достижению высших трудовых результатов как в отдельно взятом подразделении, отделе и на предприятии в целом. Наряду с общим моральным климатом применяется высокая оценка индивидуальных достижений каждого сотрудника.

К социально-психологическим методам можно отнести:

Общие: деловая беседа, совещание, метод приучения, метод упражнения.

Созидающие и тормозящие методы управления: метод убеждения, методы одобрения и поощрения, осуждения и наказания.

Выбор методов управления в спортивном менеджменте

Метод управления является специфическим способом осуществления функций спортивного менеджмента и решения управленческих задач. Поэтому необходимо найти и выбрать из всего многообразия известных методов управления ФКиС те, которые имеют наибольшую эффективность воздействия.

Выбор спортивным менеджером конкретных методов управления зависит от следующих факторов:

Цели и задачи спортивной организации, которые необходимо достичь;

Особенности объекта управления (потенциальный и реальный контингент занимающихся);

Особенности субъекта управления (профессиональный опыт менеджера, общественный статус спортивного клуба, федерации);

Особенности конкретной управленческой ситуации;

Возможности и специфика имеющего в распоряжении спортивного менеджера арсенала методов управления.

Эффективное применение методов управления требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска, пристального внимания к социальной динамике функционирования и развития ФКиС, к изменениям внутренних и внешних условий деятельности спортивной организации.

ВОПРОС 6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

МЕНЕДЖМЕНТА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

Специализация труда менеджеров неуклонно развивается. Поэтому наряду с общим менеджментом выделяют, так называемый функциональный менеджмент.

Охарактеризуем кратко основные функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте, которые в своей взаимосвязанной совокупности представляют систему.

Стратегический менеджмент представляет собой управленческую деятельность, состоящую в выборе сферы u системы действий по достижению долгосрочных целей физкультурно-спортuвной организации с учетом постоянно меняющuxся условий внешней среды.

Стратегический менеджмент, несмотря на то, что в его основе лежит такая основная функция управления, как планирование, не является ни четко определенным образом действий, ни тем более конкретным планом. Его сущность составляет концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях. В связи с этим стратегический менеджмент есть область деятельности высшего руководства физкультурно-спортивной организации.

Стратегический менеджмент как общая концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях реализуется в различных планах теснейшим образом связан с такой функциональной разновидностыо менеджмента, как программный (проектный) менеджмент.

Программный (проектный) менеджмент представляет собой деятельность по управлению не постоянными, а временными объектами, в качестве которых выступают отдельные программы, проекты или их совокупность.

Организационный менеджмент представляет собой yпpавленческую деятельность, базuрующуюся на общеорганизационных принципах (демократический централизм, иерархичность, сочетание отраслевого и территориального управления, ответственность и др.) и направленную на реализацию такой основной функции управления, как функция «организация».

Персонал-менеджмент представляет собой управленческую деятельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива Физкультурно-спортивной организации и наиболее полное использование его способностей в производственном процессе.

Инновационный менеджмент представляет собой деятельность по управлению инновационными процессами в физкультурно-спортивной организации.

В соответствии с международными стандартами инновация рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (усовершенствованного) продукта или технологического процесса либо в новом подходе к предоставлению социально-культурных услуг.

Спектр инноваций в деятельности физкультурно-спортивных организаций весьма многообразен и может быть классифицирован по различным основаниям - технологическим параметрам, типу и степени новизны, степени распространенности, сферам деятельности и др.

Риск-менеджмент представляет собой деятельность по оценке рисков, которые могут возникнуть в работе ФСО, и управлению ими.

Риск-менеджмент характеризует управленческую деятельность в условиях неопределенности, основой которой являются все более непредсказуемые изменения рынка. Обычно риск-менеджмент связывают с экономическими отношениями между хозяйствующими субъектами в связи с рискованными (венчурными) вложениями капитала.

Финансовый менеджмент представляет собой вид деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием физкультурно-спортивной организации.

Главная задача финансового менеджмента заключается в обеспечении наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между физкультурно-спортивной организацией и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними. В соответствии с этим обычно выделяют два основных блока финансового менеджмента: во-первых, блок «внешние финансы», и, во-вторых, блок «внутренние финансы» (разработка смет, уплата налогов, бухгалтерский учет, аудит, оценка финансового состояния организации при принятии управленческих решений, эмиссия ценных бумаг, инвестиции и др.).

Стили деятельности менеджеров спортивных организаций

«Решетка менеджмента»

Подготовить к семинару.

Эффективность работы ФСО зависит от личностных качеств руководителей и стиля их работы. Стиль работы возникает путем интеграции, взаимодействия личностных качеств руководителя и применяемых им методов управления.

Исходя из изложенного, стиль профессиональной деятельности спортивного менеджера можно определить как совокупность принципов и наиболее устойчивых методов управления при достижении основных целей организации и реализации функций менеджмента, а также как характер его взаимоотношений с подчиненными, равными по рангу коллегами и вышестоящими руководителями.

Теория менеджмента делит управленческие отношения на демократические и авторитарные. В соответствии с этим в теории менеджмента принято выделять три стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль работы характеризуется чрезмерной централизацией власти, жестким регламентированием деятельности подчиненных. При авторитарном стиле исчезает простота в отношениях руководителя с подчиненными, теряется доверие и уважение. Менеджер неизбежно становится автократом в двух случаях: 1) когда он по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности ниже людей, которыми руководит; 2) когда подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру и низкий уровень дисциплины и ответственности за порученное дело.

Демократический стиль работы основывается на применении методов убеждения и положительной мотивации. Этот стиль опирается на сознательность и положительные качества подчиненных, руководитель демократического стиля опирается на мнение коллектива, предоставляет подчиненным самостоятельность в принятии решений, создает необходимые условия для их работы. Такой руководитель заботится об удовлетворении потребностей подчиненных, уважительно относится к людям.

Либеральный стиль работы менеджера характеризуется отсутствием перспективы и масштабности мышления, безынициативностью и ожиданием указаний сверху. Руководитель либерального стиля слабо контролирует деятельность подчиненных, вследствие чего управление отличается низкой результативностью.

Стиль управления меняется в зависимости от того, по какому из иерархических направлений он осуществляет коммуникации: с подчиненными ему сотрудниками или с вышестоящими руководителями. Стиль работы от этого может меняться на прямо противоположный.

«Решетка менеджера».

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение спортивного менеджмента.

2. Какими специфическими умениями должен обладать спортивный менеджер?

3. Нозовите 3 основные группы, объединяющие роль менеджеров

4. Какие задачи стоят при подготовке спортивных менеджеров?

5. Что является объектом и субъектом управления в сфере ФКиС

6. Нозовите основные функции и принципы спортивного менеджмента

7. Какие методы менеджмента используются в сфере ФКиС

1. Жолдак В. И. , Сейранов С. Г. Менеджмент. - М. : Советский спорт, 1999. – 528 с.

2Золотов М. И. , Кузин В. В. , Кутепов М. Е. , Сейранов С. Г. . Менеджмент и экономика ФКиС: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 432.

3. Зубарев Ю. А. Сучилин А. А. Менеджмент и маркетинг в сфере ФКиС. Учебное пособие. – Волгоград: Перемена, 1998. – 162.

4. Переверзин И. И. Менеджмент спортивной организации: Учебное пособие. – 2-е изд. – М. : «СпортАкадем Пресс», 2002. – 244.

Сегодня среди студентов наблюдается интерес к индустрии спорта и специальностям, связанным с ней. Это связано с развитием международного рынка услуг в сфере спортивного бизнеса. Интерес к спорту возрастает и у рекламодателей, инвесторов и журналистов. Россия была отмечена международным спортивным сообществом, которое доверило проводить в стране ряд крупных международных спортивных мероприятий. Для их организации была проделана титаническая работа: строительство, а затем управление спортивными объектами, встреча и размещение иностранных болельщиков, организация церемоний и стартов на высочайшем уровне, подготовка личного и тренерского состава, развитие спортивной медицины… Аналитики прогнозируют рост потребности в профессиональных кадрах в данной области, так как уже сегодня ощущается их острая нехватка. Это значит, что выпускники такой специальности должны с легкостью найти достойно оплачиваемую работу.

Понятие, суть и задачи профессии «спортивный менеджмент»

Для того чтобы понять, как стать спортивным менеджером, необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество ФСО - спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг. Сам спортивный менеджментнацелен на управление внутренними и внешними отношениями субъектов и объектов ФСО. Его сущность - целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект для достижения нового запланированного качественного состояния последнего. Общая цель - обеспечить эффективное функционирование ФСО на современном рынке, а задача - познание закономерностей их функционирования и социального развития в обществе, а также разработка механизма эффективного управления этими процессами.

Функции спортивного менеджера

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что не всегда ими становятся но обязательно люди, увлекающиеся спортом и занимающиеся им хотя бы на любительском уровне. Возможно, человек, который мог бы стать успешным управленцем банка, стал спортивным менеджером, и все потому, что он неравнодушен к спорту и в детстве занимался в спортивной секции. Вообще, как профессия спортивныйменеджментпоявился с утверждением должности руководителя ФСО. Для этой специальности важно владеть искусством научного управления спортивной организацией. Отдельные элементы такой деятельности присущи и тренерам, и преподавателям физической культуры.

Но полномочия менеджера как управленца намного шире. Его функции:

  • принятие ответственных решений по направлению деятельности ФСО и распределению ресурсов;
  • сбор информации о ее распространение в виде фактов и нормативных установок, разъяснение персоналу политики, ближайших и перспективных целей;
  • формирование внутренних отношений, мотивация, координация, представительство во внешних отношениях с другими организациями.

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что искусство менеджмента заключается в умении использовать принципы, методы и технологии управления в конкретном случае. Ему необходимо обладать специфическими умениями по производству и использованию спортинвентаря, установлению взаимосвязей между физическими нагрузками, диетой и т. п. Итак, традиционно в состав функций входят: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль и анализ. Кроме того, работа спортивным менеджером предполагает подопечных, физкультурно-спортивную работу с населением, подготовку высококвалифицированных спортивных кадров в своих видах и резервного состава, проведение соревнований и зрелищных мероприятий, научно-методическое обеспечение физвоспитания, организация производственных ресурсов спорттоваров, международные связи.

Принципы спортивного менеджмента

Когда будущий студент планирует поступление в ВУЗ, он задумывается над выбором профессии. Многие спортсмены ищут специальность, близкую к спорту, и приходят к мысли: «Как статьспортивным менеджером, и что для этого нужно?» Прежде всего необходимо побольше разузнать о самой деятельности такого специалиста. В сфере менеджмента спорта и физической культуры существуют свои принципы и правила, положения и нормативные документы, которые необходимы для осуществления управленческого процесса. К ним относятся принципы:


Методы управления

Профессиональная подготовка спортивных менеджеровпредполагает изучение которые делятся на:

  • организационные;
  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Для достижения высокого профессионализма необходимо уметь формировать психологический климат, давать положительную оценку индивидуальным достижениям каждого сотрудника. Именно такой уровень предполагает подготовка спортивных менеджеров, так как важно быть социально и психологически грамотным специалистом, владеющим методами:

  • проведения совещаний, приучения и упражнения;
  • убеждения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания (созидающие и тормозящие методы).

Выбор методов зависит от целей, типа организации и конкретной ситуации. Эффективность применения тех или иных методов требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска и обучения.

Специализации

Стоит отметить, что под данной профессиональной подготовкой подразумевают разные специализации с общим названиемспортивный менеджер. Обучениесогласно выбранного направления осуществляется после общей подготовки по программе соответствующего учебного заведения. Типы специализации спортивных менеджеров постоянно развиваются. Наряду с общим, выделяют функциональный менеджмент. Вот основные специализации:

Стили

Каждый профессионал имеет свой стиль деятельности. Не исключение испортивный менеджер. Обучение профессиональному стилю возможно теоретически, а его устойчивое формирование происходит уже с опытом на практике. Согласно теории менеджмента, управленческие отношения делят на демократические и авторитарные. Соответственно формируется :

  • авторитарный - чрезмерная централизация власти, жесткая регламентация деятельности;
  • демократический - использует мотивацию и убеждения;
  • либеральный.

Авторитарным стиль обычно становится тогда, когда по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности менеджер ниже подчиненных и когда подчиненные имеют профессиональную культуру, ответственность и дисциплину.

Демократичным менеджер становится при доверии к коллективу, уважении мнения подчиненных, взаимовыручке и поддержке.

Либеральным менеджер будет при отсутствии перспективы и инициативы, масштабности мышления и ожидании указаний «сверху». Такой руководитель слабо контролирует подчиненных и, как следствие, получает низкую результативность.

Бывает так, что стиль работы может изменяться при смене коллектива, места работы или глубоком самоанализе руководителя.

Категории спортивных менеджеров

В конце XX - начале XXI века такая специальность называлась начальник спортивного клуба или администратор школы и т.п. Сегодня все изменилось, и теперь наименование должности звучит как менеджер спортивного клубаили ФСО. Каждая спортивная организация имеет своих управляющих. Они разного уровня и решают разные задачи. Но традиционно есть категории спортивного менеджмента, которые делят всех управленцев на три группы:

  1. Занимающихся стратегией развития (например, президент футбольного клуба).
  2. Тех, кто сам управляет (например, структурными подразделениями).
  3. Нижний уровень исполнителей (например, администраторы спортивных школ).

Обучение

Обучение профессии «менеджер в спортивной организации» осуществляется во многих вузах. Есть московские и региональные университеты, которые дают возможность получить данную специальность. Более всего в этой сфере известно учебное заведение МЭСИ. Здесь на специальном факультете обучаются профессиональные спортсмены и студенты, увлекающиеся спортом. Их планируемая будущая месячная заработная плата должна составить 80 тыс. руб. И это неплохо. В современном мире спорт - это зрелище. В 2010 г. летом организовали Федерацию спортивных менеджеров России. Спортивный менеджер автор бестселлера «Фитнес — это легко», ведет обучение на спортивного менеджера в бизнес-школе RMA. В свое время он занимал должность фитнес-директора, президента фитнес-центра Olympic Star в Москве, управляющего сетью фитнес-клубов MaxiSport и Reebok, редактором соответствующей рубрики журналов Men’s Health и Men’s Fitness, ведущим спортпрограмм и турниров. Он на протяжении долгих лет занимался фитнесом и работал тренером.

В России, как и во всем современном мире, в последнее время стала активно развиваться сфера спортивной индустрии. Стимулом к развитию в России сферы услуг физической культуры и спорта послужили социально- экономические, а также политические изменения в нашей стране и в мире в целом. Социально-экономические перемены, которые непосредственно связаны с переходом к современной рыночной экономике, послужили причиной возникновения серьѐзных проблем в организационно-управленческой деятельности с управленческими кадрами в спортивных школах, физкультурно-оздоровительных комплексах и других спортивных организациях. Поэтому вопрос о высококвалифицированных управленческих кадрах в сфере физической культуры и спорта, то есть о так называемых спортивных менеджерах, имеет очень большую актуальность в настоящее время.

Международный Олимпийский комитет в начале 1980 года впервые включил в свою программу вопросы, связанные со спортивным управлением, которое как направление менеджмента должно было способствовать развитию физической культуры и спорта во всем мире. Многочисленные положения, содержащиеся в нем, успешно используются и по сей день. Стремясь к улучшению уровня в подготовке спортивных управляющих, Международным Олимпийским комитетом было решено создать Программу, включающую в себя множество наиболее важных вопросов, связанных со спортивным управлением. Цель данной Программы базировалась на повышении уровня координирования и создания единой модели подготовки и обучения спортивных менеджеров.

В 1986 году Международный Олимпийский комитет издал своѐ первое руководство по спортивному менеджменту. Рогеру Джексону принадлежит особая заслуга в издании руководства. Курс обучения спортивных менеджеров, сформированный на основе этой Программы, развивает Национальное Олимпийское Движение (особенно это заметно в тех регионах, где спорт находится на ранних стадиях своего развития), раскрывает наиболее общую проблематику и способствует повышению качества управления в спортивных организациях.

Первоначально термин «менеджмент» относился к сфере управления животными, и означало искусство управлять лошадьми. Чуть позже это термин был перенесен в сферу человеческих взаимоотношений. В переводе с английского глагол «to manage» означает управлять, а он в свое время произошел от латинского слова «manus», что означает рука. Следовательно, в буквальном смысле термин «менеджмент» означает «руководство людьми».

В связи с этим в современной теории и практике под термином «менеджмент» понимается процесс управления отдельным работником, трудовой группой, рабочим коллективом, различными организациями, функционирующих в современной рыночной среде. Таким образом, важнейшим компонентом спортивного менеджмента являются физкультурно-оздоровительные и спортивные организации, которые выступают системообразующими элементами в отрасли физической культуры и спорта. Учитывая вышесказанное, можно сформулировать определение спортивного менеджмента. Спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного управления в организациях с физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности в условиях рынка.

Современный специалист, так называемый менеджер, по физической культуре и спорту – это такой человек, который способен нестандартно мыслить в любой ситуации и профессионально решать поставленные ему задачи в организационно-управленческой деятельности.

К сожалению, в России теория и практика современного спортивного менеджмента находится лишь на начальной стадии своего развития. Однако, признание и развитие спортивного менеджмента как самостоятельной профессии осуществляется довольно быстрыми темпами, невзирая на большое количество преград: отсутствие абсолютной автономии в работе спортивных менеджеров, научные базы знаний по спортивному менеджменту не сформированы, отсутствует подробно разработанный кодекс морального поведения для спортивных менеджеров, компетентность менеджера спортивной индустрии изучено недостаточно, а, следовательно, и модель ее формирования.

Спортивный менеджер это значимая фигура в любой спортивной организации, действующей в рыночных условиях. Главным условием функционирования и дальнейшего развития физической культуры и спорта является управленческая деятельность. На определенной стадии кооперации и разделения труда в физкультурно- оздоровительных и спортивных организациях возникает спортивный менеджмент, как особый вид трудовой и профессиональной деятельности.

Менеджеры спортивной индустрии востребованы в различных сферах деятельности:

1. Министерство спорта;

2. Различные спортивные федерации;

3. Департамент по физической культуре и спорту;

4. Спортивные клубы различной направленности;

5. Фитнес-индустрия;

6. Спортивные школы;

7. Компании, производящие и продающие спортивные товары;

8. Многие другие сферы деятельности, которые приближены к спортивной индустрии.

Формирование спортивного менеджмента как отдельной профессии сопряжено с появлением руководящих должностей в современных физкультурных и спортивных организациях. В связи с этим, возникаем острая нехватка высококвалифицированных управленцев в этой профессиональной области.

Сегодня большое количество специалистов, приходящих из других сфер менеджмента, пробуют себя в спортивном управлении. Спортивная индустрия очень специфичная сфера деятельности и в нее нельзя просто так влиться со стороны. Очень важно знать настоящую индустрию изнутри, понимать ее структуру, учитывать все нюансы и тонкости этой сферы деятельности. Спортсмены, как никто другие, нацелены на достижения поставленной цели и добиваются этого всеми своими силами и возможностями, они изначально настроены на победу. Те же самые волевые качества они проявляют и в процессе своей профессиональной деятельности.

Проанализировав ряд правовых и нормативных документов в сфере физической культуры и спорта, приведем примерный перечень возможных должностей, которые могут занять менеджеры спортивной индустрии:

­ Директора спортивных школ;

­ Заместители директоров спортивных школ;

­ Президенты/председатели спортивных клубов;

­ Заместители президентов/председателей спортивных клубов;

­ Начальники отделов спортивных клубов;

­ Директора физкультурно-оздоровительных комплексов;

­ Президент различных спортивных федераций (ассоциаций, союзов);

­ Вице-президенты спортивных федераций;

­ Председатели физкультурно-спортивных организаций;

­ Заместители председателей физкультурно-спортивных организаций;

­ Менеджеры спортивных команд различных игровых видов спорта;

­ Руководители/начальники структурных подразделений физкультурно-спортивных организаций;

­ Персональные менеджеры профессиональных спортсменов (в футболе, теннисе хоккее, плавании и др.);

­ Председатели комитетов по физической культуре и спорту;

­ Заместители председателей комитетов по физической культуре и спорту;

­ Руководитель структурного подразделения комитета по физической культуре и спорту;

­ Управляющий/директор фитнес-клуба.

В настоящее время от современных спортивных менеджеров требуют самостоятельности, поиска оптимальных и эффективных управленческих, научно-методических решений для обеспечения общества физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами, а так же ответственности за принимаемые ими решения.

По причине возрастания экономического значения физической культуры и спорта и реформаторских процессов в них, все более очевидным становится то, что спорту необходимы не только профессиональные спортсмены и тренера, но и в профессиональные менеджеры, которые знают, как эффективно управлять, влиять и мотивировать персонал, а так же рационально вести финансово-хозяйственную деятельность в организациях спортивной индустрии.

Список литературы

1. Переверзин И.И. Современный российский спортивный менеджер и модель его подготовки /И.И. Переверзин // Научно-теоретический журнал. – 2003. - №5. [Электронный ресурс]

2. Пронина Н.И., Кандаурова Н.В. Кадровые проблемы, влияющие на эффективность менеджмента спортивных и общеобразовательных школ / Н.И. Пронина, Н.В. Кандаурова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. - №3 (97). – С. 88-92.

3. Шерин В.С. Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту / В.С. Шерин // Вестник Томского государственного университета. – 2011. -№347. – С. 147-150.

Андрей Малыгин, Руководитель специализации «Менеджмент в спортивной индустрии»

«Менеджмент в спортивной индустрии», реализуемой Инновационно-образовательной компанией RMA совместно с Государственным университетом управления : «Спортивный менеджер должен думать не столько о спортивной победе, сколько о результате в бизнесе».

Какой из исходов турнира Кубка Стенли будет желанным для спортивного менеджера? Казалось бы, занять первое место. На самом деле - второе.

Андрей Вадимович, чтобы работать спортивным менеджером, достаточно ли знания общих методов и принципов менеджмента?

— Придя в спорт, такой менеджер - менеджер-дженералист - автоматически становится спортивным менеджером: хорошим или плохим - это другой вопрос. Может хорошим - вникнув в специфику отрасли. Только времени на это потратит больше, чем предварительно обучаясь.

В чем заключаются особенности подготовки спортивного менеджера?

— Методы и принципы маркетинга и менеджмента везде одинаковы. Однако будущего спортивного менеджера сразу учат применять их к спорту. Ведь то же понятие конкурента в спорте другое: конкурируют не просто спортивные клубы, а спортивные клубы и шоу-бизнес, спорт - это зрелище.

Нужны ли спортивному менеджеру какие-то особые качества?

— Основополагающее - системное мышление. В спортивной индустрии восемь разных рынков, и рынок спортивных сооружений сильно отличается от рынка спортивных услуг и т.д. При этом все они тесно взаимосвязаны, изменения на одном влекут изменения на другом.

Нужно хладнокровие. Возьмем Кубок Стенли - один из самых известных турниров за хоккейное первенство в Северной Америке. Скажите, какой исход подобного турнира будет желанным для спортивного менеджера? Казалось бы, занять первое место. На самом деле - второе. Команде, занявшей первое место, полагаются большие бонусы, и это настолько снижает прибыль, что клуб может остаться в минусе. За второе место бонусы не полагаются, а вот внимания целевой аудитории и средств от спонсоров обе команды получили одинаково. То есть спортивный менеджер должен думать не столько о спортивной победе, сколько о результате в бизнесе. И конечно, он должен любить свою работу.

Каких знаний чаще недостает сейчас спортивным менеджерам?

— Знания маркетинга - понимания продукта, с которым имеешь дело, умения продвигать его, совершенствовать, распространять.

Знания права. Спортивное право сегодня не гармонизировано, в каждой стране оно свое. Кстати, в следующем году в Москве состоится международный конгресс на данную тему.

Знания психологии: индивидуальной и групповой. Хороший менеджер должен понимать особенности того субъекта, с каким он работает, уметь предугадывать его поведение.

Как вы считаете, стоит ли учиться на спортивного менеджера сразу после окончания школы, или лучше «покрутиться» для начала в других сферах?

— У каждого возраста и каждой категории обучающихся свои преимущества. И мы предоставляем разные возможности для получения образования: первое высшее образование и программу профессиональной переподготовки. Люди постарше часто приходят учиться, уже имея в голове определенный проект, у них сильнейшая мотивация. Ожидать то же от выпускников школ сложно. Зато у последних много свежих идей, «в руках все горит».

В хороших учебных заведениях недостаток личного опыта, контактов и коммуникативных навыков компенсируется качеством образования, связями в лице специалистов, возможностью проходить хорошие стажировки.

Тем, кто только что окончил школу, я советую отучиться на пятилетней программе «Менеджмент в спортивной индустрии»: базовое образование позволит работать и по другим специальностям (вдруг человек во время учебы поймет, что это «не его»).

В качестве второго высшего подойдет годичная программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в игровых видах спорта».

Как в ГУУ строится учебный процесс по специализации «Менеджмент в спортивной индустрии»?

— Обучение идет в четырех формах - блоках.

Первый - традиционные лекции-семинары, их проводят преподаватели по менеджерским специальностям ГУУ и действующие специалисты из спортивной индустрии.

Второй - разбор кейсов и практических задач: как провести конференцию, разработать программу, рассчитать бюджет и др.

Третий - мастер классы звезд спортивного менеджмента.

Четвертый - стажировки и выездные занятия.

Есть ли у профессиональных спортсменов какие-то преимущества в сфере спортивного менеджмента?

— Спортсмены, особенно хорошие, настроены побеждать, и есть много примеров, когда они действительно становятся хорошими менеджерами и предпринимателями.

Знание индустрии изнутри помогает, но здесь возможна ловушка: например, молодой человек участвовал в спортивных мероприятиях, организованных не самым лучшим образом, но в голове отложилось, что все было правильно. Приходится ломать прежние стереотипы.

Вообще - 50% наших студентов приходят к нам из других отраслей: банковской, риэлтерской и т.д.

В физкультурных вузах, например, Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (РГУФК) или Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) процент связывающих свою карьеру с профессиональным спортом на программах спортивного менеджмента больше.

Многие ли еще вузы дают образование - и насколько хорошее - по спортивному менеджменту?

— В Москве специальность спортивного менеджера можно получить более чем в 10 вузах. Но должную подготовку при этом дают не все. Впрочем, это проблема не только спортивного менеджмента: массовое увлечение гуманитарными науками в 1990-е годы привело к тому, что в стране появилось много слабых юристов, экономистов, менеджеров.

В силу своей новизны спортивный менеджмент как профессиональная специализация оказался в более сложной ситуации. Мы можем отвечать за качество подготовки на собственной программе: Инновационно-образовательная компания RMA - бренд, хорошо зарекомендовавший себя в спортивной индустрии.

Кто преподает на ваших программах? В советское время ведь не было специалистов с подобным образованием…

— Здесь ситуация такая же, как и в российском бизнесе: преподают практики, те, кто знания получал из своего опыта, на ошибках, тяжелым трудом, и это становится преимуществом в передаче знаний. У нас таких преподавателей около 70%. Но здесь очень важно их умение обучать других.

Полезным является также взаимодействие с ведущими зарубежными специалистами. У нас действующий контракт с клубом «Реал Мадрид», директор департамента стратегического развития которого Иван Браво читает лекции, дает кейсы и задания - общение идет на английском языке. Приезжают и специалисты из «Манчестер Юнайтед», «Челси», ФИФА.

Два раза в год мы с ребятами сами ездим на стажировки: изучаем, как функционируют клубы, стадионы, слушаем мастер-классы.

Могут ли российские выпускники конкурировать с западными коллегами?

— На российском рынке наш выпускник однозначно более конкурентоспособен. Есть даже примеры, когда ребята, отучившиеся в лучших европейских вузах, приехав в Россию, здесь не справляются. Обучение «в родной стихии» всегда актуальнее. Тем не менее наших выпускников принимают и в зарубежные клубы, и в зарубежные организации.

Где вообще работают ваши выпускники?

— В различных секторах спортивной индустрии. Многие - в футбольных или баскетбольных клубах, на спортсооружениях, в фитнес-индустрии, в крупной розничной сети спортивных товаров, в соответствующих органах государственного управления и многих других сферах, «привязанных» к спорту.

Был у нас слушатель - до получения дополнительного образования по специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» работал в банковской сфере, теперь занимается инвестициями в спортивные объекты.

Можно ли ожидать, что через несколько лет, когда будет выпущено определенное количество специалистов по спортивному менеджменту, ситуация в российском спорте серьезно изменится?

— В самом начале наших лекций мы со слушателями приходим к разговору о ситуации, сложившейся в российском спорте, и тех надеждах, которые возлагаются на них как будущих специалистов. Сначала об этом говорим мы, через год об этом говорят они сами: «Мы понимаем сложность ситуации, но понимаем также, что должны прийти и многое изменить».

Конечно, не все пойдут до конца по избранному пути, но я уверен: наши выпускники смогут сделать российскую спортивную индустрию более эффективной. Впрочем, уже сейчас есть немало тому доказательств.

Был случай: к нам на программу пришла учиться замглавы департамента по спорту одного из муниципалитетов Московской области. За время ее учебы муниципалитет построил физкультурно-оздоровительный комплекс. Слушательница написала по нему дипломную работу и, когда обучение подошло к концу, возглавила новый объект. Результаты оказались блестящими, мы даже планируем провести там выездное занятие. Человек пришел как чиновник, но после окончания курса стал мыслить совсем по-другому - как менеджер.

Сейчас мы готовим специальную программу именно для чиновников, работающих в спортивной сфере. Надеюсь, федеральное и региональные министерства поддержат нас.

Беседовала Мария Грачёва