Дизельное топливо гост 305 82 актуальность. Ссылочные нормативно-технические документы

Обозначение ГОСТ 305-82
Заглавие на русском языке Топливо дизельное. Технические условия
Заглавие на английском языке Diesel fuel. Specifications
Дата введения в действие 01.01.1983
ОКС 75.160.20
Код ОКП 025130
Код КГС Б13
Индекс рубрикатора ГРНТИ 615129
Аннотация (область применения) Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов
Ключевые слова топливо ; нефтепродукты ; двигатели ;
Вид стандарта Стандарты на продукцию (услуги)
Вид требований Требования для обязательной сертификации; Документ имеет отметку *
Обозначение заменяемого(ых) ГОСТ 305-73; ГОСТ 4749-73
Нормативные ссылки на: ГОСТ ГОСТ 33-2000; ГОСТ 1461-75; ГОСТ 1510-84; ГОСТ 2070-82; ГОСТ 2177-99; ГОСТ 2477-65; ГОСТ 2517-85; ГОСТ 2667-82; ГОСТ 3122-67; ГОСТ 3900-85; ГОСТ 5066-91; ГОСТ 5985-79; ГОСТ 6307-75; ГОСТ 6321-92; ГОСТ 6356-75; ГОСТ 6370-83; ГОСТ 8489-85; ГОСТ 16350-80; ГОСТ 17323-71; ГОСТ 19006-73; ГОСТ 19121-73; ГОСТ 19932-99; ГОСТ 20287-91; ГОСТ 22254-92; ГОСТ Р 52709-2007; ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006
Документ внесен организацией СНГ
Управление Ростехрегулирования 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов
Разработчик МНД Российская Федерация
Межгосударственный ТК 31 - Нефтяные топлива и смазочные материалы
Дата последнего издания 01.08.2008
Номер(а) изменении(й) переиздание с изм. 1; 2; 3; 4; 5
Количество страниц (оригинала) 12
Организация - Разработчик Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
Статус Действует

ГОСТ 305-82

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дата введения 01.01.83

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.

Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С);

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

I - массовая доля серы не более 0,2%;

II - массовая доля серы не более 0,5% (для марки А не более 0,4%).

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

Таблица 1

Л-0,2-40, высший сорт

З-0,5 минус 35

Л-0,2-40, первый сорт

З-0,2 минус 45, высший сорт

З-0,2 минус 45, первый сорт

Л-0,2-62, высший сорт

З-0,5 минус 45

Л-0,2-62, первый сорт

А-0,2, высший сорт

А-0,2, первый сорт

З-0,2 минус 35, высший сорт

З-0,2 минус 35, первый сорт

1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

Примеры условного обозначения

Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40°С:

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой застывания минус 35°С:

Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4%:

Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82

Разд. 1.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

1. Цетановое число, не менее

По ГОСТ 3122

2. Фракционный состав:

По ГОСТ 2177

50% перегоняется при температуре, °С, не выше

96% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше

3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм 2 /с (сСт)

По ГОСТ 33

4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:

По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта

умеренной

холодной

5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны.

По ГОСТ 5066 (второй метод)

умеренной

холодной

6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:

По ГОСТ 6356

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

для дизелей общего назначения

7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

По ГОСТ 19121

8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

По ГОСТ 17323

Отсутствие

По ГОСТ 17323

10. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321

Отсутствие

По ГОСТ 6307

12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более

По ГОСТ 8489

13. Кислотность, мг КОН на 100 см 3 топлива, не более

По ГОСТ 5985

14 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

По ГОСТ 2070

15. Зольность, %, не более

По ГОСТ 1461

16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более

По ГОСТ 19932

17. Коэффициент фильтруемости, не более

По ГОСТ 19006

Отсутствие

По ГОСТ 6370

По ГОСТ 2477

20. Плотность при 20°С, кг/м 3 , не более

По ГОСТ 3900

21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

По ГОСТ 22254

Примечания:

1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45°С) с цетановым числом не менее 40.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С.

3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11°С при температуре застывания не выше минус 35°С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.

4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35°С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15°С.

5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02% (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см 3 топлива.

6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см 3 топлива.

7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

массовая доля серы, %, не более - 0,2;

концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более - 25;

йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;

зольность, %, не более - 0,008;

коксуемость 10%-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;

коэффициент фильтруемости, не более - 2.

8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0°С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5°С.

9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м 3 , для марок З и А - не более 860 кг/м 3 .

10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемости по ГОСТ 22254.

11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2%.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3% (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л - 300°С, марки З - 310°С, марки А - 330°С; температурные пределы воспламенения для марок:

Л - нижний 69°С, верхний 119°С;

З » 62°С, » 105°С;

А » 57°С, » 100°С.

Температура вспышки для марок: Л - выше 40°С, З - выше 30°С, А - выше 30°С - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61°С, З - выше 40°С, А - выше 35°С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 . Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве.

4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

4.4. Показатель по п. 21 табл. 2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы - 2 дм 3 топлива.

5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50°С.

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива - по ГОСТ 1510.

На документе о качестве дизельного топлива марок Л, 3, А высшего сорта должно быть указано - «высший сорт».

(Измененная редакция, Изм. № 4).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Т.Х. Мелик-Ахиазаров, Е.М. Серегин, Б.А. Энглин, B . C . Азев, О.П. Наметит, Т.Н. Митусова, А.А. Кукушкин, С.А. Бнатов, Ф.В. Туровский

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1386

3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта

ГОСТ 33-2000

ГОСТ 1461-75

ГОСТ 1510-84

ГОСТ 2070-82

ГОСТ 2177-99

ГОСТ 2477-65

ГОСТ 2517-85

ГОСТ 2667-82

ГОСТ 3122-67

ГОСТ 3900-85

ГОСТ 5066-91

ГОСТ 5985-79

ГОСТ 6307-75

ГОСТ 6321-92

ГОСТ 6356-75

ГОСТ 6370-83

ГОСТ 8489-85

ГОСТ 16350-80

ГОСТ 17323-71

ГОСТ 19006-73

ГОСТ 19121-73

ГОСТ 19932-99

ГОСТ 20287-91

ГОСТ 22254-92

5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ИЗДАНИЕ (сентябрь 2001 г.) с Изменениями №1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-64) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества
ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования
ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ EN 116-2013 Топлива дизельные и печные бытовые. Метод определения продельной температуры фильтруемости
ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 2070-82 Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов
ГОСТ ISO 2160-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ ISO 2719-2013 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса
ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ ISO 3405-2013 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении
ГОСТ 5985-79 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа
ГОСТ 6307-75 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей
ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
ГОСТ 17323-71 Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием
ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 19932-99 (ИСО 6615-93) Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрадсона
ГОСТ ISO 20846-2012 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции
ГОСТ 22254-92 Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре
ГОСТ 32139-2013 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ 32329-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
ГОСТ 32392-2013 Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом
ГОСТ 32508-2013 Топлива дизельные. Определение цетанового числа

П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 "Топливо дизельное. Определение цетанового числа".
(Поправка ИУС 10-2007).
П р и м е ч а н и я:
1. Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З с температурой застывания минус 45°С и цетановым числом не менее 40 только для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции.
2. Топливо марки 3 с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С.
3. Дизельное топлива вида II с массовой долей серы не более 0,05% вырабатывается и поставляется до 31.12.2011, при этом смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60°С) по ГОСТ Р ИСО 12156-I должна быть не более 460мкм.
Допускается выпуск дизельного топлива вида I, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, до 03.09.2011.
(Измененная редакция, Изм. № 6).
4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки 3 (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.
5. Для дизельных топлив марок 3 и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см 3 топлива.
6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см 3 топлива.
7. Дизельное топливо марок Л, 3, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:
массовая доля серы, %, не более - 0,2;
концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более - 25;
йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;
зольность, %, не более - 0,008;
коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок 3 и А 0,10;
коэффициент фильтруемости, не более - 2.
8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше О °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более "следы" (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.
9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м 3 , для марок 3 и А - не более 860 кг/м 3 .
10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.
При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемоеT по ГОСТ 22254.
11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).

5. Ограничение срока действия снято по Протоколу N 4-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ИЗДАНИЕ с Изменениями 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

Поправка внесена изготовителем базы данных

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.

Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);

(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).

I - массовая доля серы не более 0,2%;

II - массовая доля серы не более 0,5% (для марки А не более 0,4%).

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл.1.

Таблица 1

Топливо

Код ОКП

Л-0,2-40, высший сорт

02 5131 0103

Л-0,2-40, первый сорт

02 5131 0107

02 5131 0102

Л-0,2-62, высший сорт

02 5131 0104

Л-0,2-62, первый сорт

02 5131 0106

02 5131 0105

З-0,2 минус 35, высший сорт

02 5132 0102

З-0,2 минус 35, первый сорт

02 5132 0108

З-0,5 минус 35

02 5132 0101

З-0,2 минус 45, высший сорт

02 5132 0103

З-0,2 минус 45, первый сорт

02 5132 0107

З-0,5 минус 45

02 5132 0104

А-0,2, высший сорт

02 5133 0102

А-0,2, первый сорт

02 5133 0103

1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки З - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

Примеры условного обозначения

Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40 °С:

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой застывания минус 35 °С:

Топливо дизельное З-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4%:

Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82

Разд.1. (Измененная редакция, Изм. N 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.

Таблица 2

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

1. Цетановое число, не менее

______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 "Топлива дизельные. Определение цетанового числа".

2. Фракционный состав:

50% перегоняется при температуре, °С, не выше

96% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше

3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм/с (сСт)

4. Температура застывания, °С,
не выше, для климатической зоны:

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

для дизелей общего назначения

7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

Отсутствие

10. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

Отсутствие

12. Концентрация фактических смол,
мг на 100 см топлива, не более

13. Кислотность, мг КОН на 100 см топлива, не более

14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

15. Зольность, %, не более

По ГОСТ 1401*

________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 1461 . - Примечание.

16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более
18. Содержание механических примесей830

21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

Примечания:

1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С.

3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.

4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.

5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02% (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см топлива.

6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см топлива.

7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

Массовая доля серы, %, не более - 0,2;

Концентрация фактических смол, мг на 100 см топлива, не более - 25;

Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;

Зольность, %, не более - 0,008;

Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;

Коэффициент фильтруемости, не более - 2.

8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0 °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более "следы" (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.

9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м, для марок З и А - не более 860 кг/м.

10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл.2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемости по ГОСТ 22254 .

11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2%.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3, 4, 5).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3% (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л - 300 °С, марки З - 310 °С, марки А - 330 °С; температурные пределы воспламенения для марок:

Л - нижний 69 °С, верхний 119 °С;

З " 62 °С, " 105 °С;

А " 57 °С, " 100 °С.

Температура вспышки для марок: Л - выше 40 °С, З - выше 30 °С, А - выше 30 °С - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61 °С, З - выше 40 °С, А - выше 35 °С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м.

Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности.

Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

4.4. Показатель по п.21 табл.2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта.

(Введен дополнительно, Изм. N 3).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517 . Масса объединенной пробы - 2 дм топлива.

5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 °С.

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива - по ГОСТ 1510 .

На документе о качестве дизельного топлива марок Л, З, А высшего сорта должно быть указано - "высший сорт".

(Измененная редакция, Изм. N 4).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.

Текст документа сверен по:
официальное издание
Нефтепродукты. Топлива. Технические условия:
Сб. ГОСТов. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003

Группа Б13

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Технические условия

Diesel fuel. Specifications

ОКП02 5131 0000

Дата введения 1983-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Т.Х.Мелик-Ахназаров, Е.М.Серегин, Б.А.Энглин, B.C.Азев, О.П.Наметкин, Т.Н.Митусова, А.А.Кукушкин, С.А.Бнатов, Ф.В.Туровский

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1386

3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта

ГОСТ 1461-75

ГОСТ 1510-84

ГОСТ 2070-82

ГОСТ 2177-82

ГОСТ 2477-65

ГОСТ 2517-85

ГОСТ 2667-82

ГОСТ 3122-67

ГОСТ 3900-85

ГОСТ 5066-91

ГОСТ 5985-79

ГОСТ 6307-75

ГОСТ 6321-92

ГОСТ 6356-75

ГОСТ 6370-83

ГОСТ 8489-85

ГОСТ 16350-80

ГОСТ 17323-71

ГОСТ 19006-73

ГОСТ 19121-73

ГОСТ 19932-74

ГОСТ 20287-91

ГОСТ 22254-92

5. Ограничение срока действия снято по Протоколу Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1997 г.) с Изменениями 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.

Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

3 (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

I - массовая доля серы не более 0,2 %;

II - массовая доля серы не более 0,5 % (для марки А не более 0,4 %).

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

Таблица 1

Л-0,2-40, высший сорт

Л-0,2-40, первый сорт

Л-0,2-62, высший сорт

Л-0,2-62, первый сорт

3-0,2 минус 35, высший сорт

3-0,2 минус 35, первый сорт

3-0,5 минус 35

3-0,2 минус 45, высший сорт

3-0,2 минус 45, первый сорт

3-0,5 минус 45

А-0,2, высший сорт

А-0,2, первый сорт

1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

Примеры условного обозначения

Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой вспышки 40 °С:

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания минус 35 °С:

Топливо дизельное 3-0,2-35 ГОСТ 305-82

Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4 %:

Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

1. Цtтановое число, не менее

По ГОСТ 3122

2. Фракционный состав:

По ГОСТ 2177

50 % перегоняется при температуре, °С, не выше

96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше

3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм /с (сСт)

По ГОСТ 33

4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:

По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта

умеренной

холодной

5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:

По ГОСТ 5066 (второй метод)

умеренной

холодной

6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:

По ГОСТ 6356

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

для дизелей общего назначения

7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

ПО ГОСТ 19121

8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

По ГОСТ 17323

Отсутствие

По ГОСТ 17323

10. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321

Отсутствие

По ГОСТ 6307

12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см топлива, не более

По ГОСТ 8489

13. Кислотность, мг КОН на 100 см топлива, не более

По ГОСТ 5985

14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

По ГОСТ 2070

15. Зольность, %, не более

По ГОСТ 1401

16. Коксуемость, 10 %-ного остатка, %, не более

По ГОСТ 19932

17. Коэффициент фильтруемости, не более

По ГОСТ 19006

Отсутствие

По ГОСТ 6370

По ГОСТ 2477

20. Плотность при 20 °С, кг/м , не более

По ГОСТ 3900

21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

По ГОСТ 22254

Примечания:

1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С.

3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.

4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.

5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см топлива.

6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см топлива.

7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

массовая доля серы, %, не более - 0,2;

концентрация фактических смол, мг на 100 см топлива, не более - 25;

йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;

зольность, %, не более - 0,008;

коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;

коэффициент фильтруемости, не более - 2.

8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0°С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.

9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м , для марок З и А - не более 860 кг/м .

10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указываютв сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемости по ГОСТ 22254.

11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5)

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3 % (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л - 300 °С, марки З - 310 °С, марки А - 330 °С; температурные пределы воспламенения для марок:

Л - нижний 69 °С, верхний 119 °С;

З » 62 °С, » 105 °С;

А » 57 °С, » 100 °С.

Температура вспышки для марок: Л - выше 40 °С, З - выше 30 °С, А - выше 30 °С - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61 °С, З - выше 40 °С, А - выше 35 °С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м .

Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности.

Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве.

4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

4.4. Показатель по п. 21 табл. 2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта.