Новые правила работы с ккт. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники Новое по кассе

В июле 2016 г. вступили в силу изменения к закону о ККМ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, и теперь всем организациям и ИП необходимо . Как происходит этот переход, кого он коснется, что представляет из себя новая кассовая техника – расскажем в нашей статье.

Что такое ККМ с онлайн-передачей данных

Онлайн-кассы позволяют налоговикам моментально получать информацию о кассовых операциях ИП или компании. ККМ нового образца должны иметь встроенный фискальный накопитель, в котором данные защищены от изменений, подключаться к сети интернет, формировать бумажный и электронный чек, связываться с оператором фискальных данных, печатать на чеке QR-код, передавать электронные копии чеков оператору и покупателю.

Можно купить новый кассовый аппарат с такими функциями - на онлайн-ККМ цена начинается в среднем от 14 000 руб., на фискальные накопители от 7000 руб. Но тем, кто хочет сэкономить свои средства, до онлайн-касс можно модернизировать и некоторые «старые» действующие ККМ . Такие модели, как новые, так и старые с возможностью доработки, перечисляются в специальном реестре, утвержденном ФНС .

Фискальный оператор

Чтобы передавать в ИФНС информацию об операциях, проведенных через онлайн-кассы, необходимо заключить договор с аккредитованным оператором фискальных данных (ст. 4.6 закона № 54-ФЗ). Это организации, находящиеся на территории РФ и получившие разрешение на обработку фискальной информации. Решение о выдаче или аннулировании разрешения на деятельность оператора принимает налоговая служба (ст. 4.4., 4.5 закона 54-ФЗ).

На сайте ФНС ведется ]]> реестр операторов фискальных данных ]]> , где перечислены все аккредитованные организации.

По каждому пробитому чеку онлайн-ККМ формирует фискальный признак, который отправляется к фискальному оператору, где он сохраняется, взамен продавец получает уникальный номер чека, а в ИФНС отправляется вся информация о совершенной продаже. Фактически, фискальный оператор является посредником между онлайн-кассой и ИФНС.

Регистрация ККТ

Один из плюсов введения онлайн-касс – это упрощение процедуры их регистрации в ИФНС. Заявление о регистрации или перерегистрации ККМ теперь можно подавать не только на бумаге, но и в электронном виде без посещения инспекции (ст. 4.2 закона № 54-ФЗ).

Регистрация ККМ онлайн производится на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика в разделе «Контрольно-кассовая техника». Для этого нужно:

  • в специальной форме заполнить и отправить заявление в ИФНС,
  • после проверки полученных данных ИФНС присвоит онлайн-ККТ регистрационный номер, который следует ввести в фискальный накопитель наряду со сведениями об организации или ИП, и сформировать отчет о регистрации на кассе,
  • завершить регистрацию ККТ, добавив в личный кабинет данные из отчета о регистрации.

Если все проведено верно, в личном кабинете появится дата регистрации и срок окончания действия фискального накопителя.

Кто переходит на онлайн-кассы: этапы

Закон предусматривает поэтапный переход на онлайн-кассы с 2016 по 2018 год. Добровольная передача данных началась еще в июле 2016 г., а регистрировать ККМ старого образца было разрешено до 01.02.2017 г.

С 1 февраля 2017 г. регистрация старых касс прекращена, но до 1 июля 2017г. еще можно работать с ККТ без фискального накопителя, а также перерегистрировать их и снимать с учета. Налоговики же теперь ставят на учет только новые онлайн-ККТ.

С 31 марта 2017 г. особая норма действует для тех, кто торгует в розницу алкогольной продукцией, в т. ч. пивом: независимо от применяемой системы налогообложения (в том числе ЕНВД и патент), для них стало обязательным применение ККМ. Причем, те кто ранее работал без кассовых аппаратов, должны установить ККМ, отвечающие новым требованиям закона об онлайн-кассах с 2017 г., ведь старые образцы кассовой техники поставить на учет с 01.02.2017 невозможно (п. 10 ст. 16 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

С 1 июля 2017 г. можно будет использовать в работе исключительно ККТ нового образца, кроме тех, для кого переход на онлайн-кассы продлен до 01.07.2018 г. С 1 июля 2018 г. абсолютно все ИП и организации, использующие наличные расчеты и расчеты банковскими картами, должны перейти на новые ККМ-онлайн. Это в том числе и те, кто ранее мог не применять ККТ, но теперь это право потеряет:

  • плательщики ЕНВД,
  • ИП на патенте,
  • ИП и организации, оформляющие БСО при выполнении работ и оказании услуг населению,
  • продавцы лотерейных билетов и марок,
  • продавцы товара через торговые автоматы.

Для ИП, применяющих патент или ЕНВД, проект изменений к НК РФ предусматривает налоговый вычет на ККТ, который возможно будет применяться с 01.07.2018 г. Пока изменения не приняты и существуют только в законопроекте, но, если они будут одобрены, такой вычет может составить 18 000 рублей.

Работать без новых ККТ в 2018 году по-прежнему смогут:

  • те, кто расположен в отдаленной местности, где недоступна интернет-связь, а значит невозможна и передача фискальных данных онлайн. Таким лицам можно использовать ККМ, онлайн-кассами не являющиеся, выдавая покупателям бумажный чек. Перечень труднодоступных районов устанавливают региональные власти (п. 3 и 7 ст. 2 закона № 54-ФЗ);
  • ИП и организации занимающиеся ремонтом обуви, изготовлением ключей и т.п.;
  • аптеки в сельских фельдшерских пунктах;
  • водители общественного транспорта при продаже проездных билетов;
  • ИП и организации, продающие в киосках газеты и журналы, мороженое, разливные напитки, молоко и квас с автоцистерн, живую рыбу, торгующие на рынках и ярмарках, вразнос, а также продающие на развалах сезонные овощи и фрукты (п.2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Штрафы за онлайн-кассы с 2017 года

В 2017 году действуют обновленные штрафы для нарушителей кассовой дисциплины , а также увеличен до 1 года срок, в течение которого таких лиц можно привлечь к ответственности (ст. 14.5 КоАП РФ).

  • За применение устаревших моделей ККМ следует предупреждение либо штраф - для организации 5000-10 000 руб., для ИП 1500-3000 руб.
  • Продажа без ККМ обойдется юрлицам в 75-100% от непроведенной суммы, но не менее 30 000 руб., а ИП заплатит 25-50%, но не меньше 10 000 руб. За повторное такое нарушение и непроведение в общей сложности свыше 1 млн руб., деятельность продавца приостанавливается на период до 90 суток.
  • За невыданный чек, как бумажный, так и электронный при использовании онлайн-ККТ, следует предупреждение, либо штраф 10 000 руб. для организаций и 2000 руб. для предпринимателей.

Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...» (далее — Закон № 54-ФЗ) обновили еще в 2016 году.

Соответствующие изменения были внесены в него Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — Закон № 290-ФЗ), но только 1 июля 2017 г. для ККТ, зарегистрированной в налоговых органах до 01.02.2017 г. закончился «переходный период», в течение которого можно было применять ККТ, руководствуясь старыми требованиями Закона 54-ФЗ (п.3 ст.7 Закона № 290-ФЗ). Таким образом, многие организации и ИП только недавно столкнулись с нововведениями.

ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ (ст. 1.1, ч. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Подробнее об этих случаях расскажем ниже.

Причем новая редакция Закона 54-ФЗ уточняет, что расчеты — это:

  • прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Важно!
С 1 июля 2017 года ККТ необходимо применять не только при расчетах наличными или с использованием банковских карт, но и при расчетах с использованием электронных средств платежа.

Это означает, что при расчетах с применением платежных систем, например, PayPaI, Яндекс.Деньги и т. п. продавцы также должны применять ККТ (п.19 ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Более того, Минфин РФ разъяснил, что даже в том случае, если физическое лицо производит оплату через банк платежным поручением, то при получении от физических лиц платы на расчетный счет продавец обязан выдать кассовый чек (см., например, Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Чек направляется на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты, кроме случаев, когда у организации (ИП) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (ИП) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя. Одной из таких мер может являться достижение договоренности с кредитным учреждением о запросе данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению (Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Как выполнить данные рекомендации пока не ясно. Но для решения этого вопроса у предпринимателей есть время. Дело в том, что согласно п. 9 ст.7 Закона № 290-ФЗ, в случае если организации или ИП, в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Поскольку до внесения изменений в Закон 54-ФЗ применять ККТ при расчетах электронными средствами платежа (за исключением расчетов платежными картами) было не нужно, организации или ИП будут обязаны применять кассовую технику в таких ситуациях только после 01.07.2018 (Письмо Минфина России от 13.10.2017 N 03-01-15/67149). Надеемся, что к этому времени вопрос с практической реализацией нововведений как-то решится (внесут соответствующие изменения в законодательство).

Кто может не применять онлайн-кассы?

В соответствии с нормами Закона № 54-ФЗ без применения онлайн-касс в настоящее время производить расчеты могут следующие категории налогоплательщиков:

Освобождение от применения онлайн-касс при осуществлении расчетов

Кто может не применять? На основании чего?
Организации и (или) ИП при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа между ними (в том числе с использованием системы дистанционного банковского обслуживания - систем «Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг») п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Письма ФНС России от 09.02.2017 № ЗН-3-17/830@, от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@, Банка России от 06.03.2012 № 08-17/950 (п. 4)
Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
    Например:
  • При продаже газет и журналов, продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • При торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (кроме торговли непродовольственными товарами по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р – исключение вступит в силу 1.07.2017);
  • При торговле в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив и др.
п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.06.2017 № 03-01-15/40934
Организации и ИП, расположенные в местностях, отдаленных от сетей связи, при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета. Перечень таких местностей определяется региональным органом исполнительной власти и публикуется на их сайтах п.3,п.7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей»
Организации и ИП, осуществляющие расчеты НЕ за реализуемые товары (работы, услуги), в частности, при осуществлении расчетов по договорам займа ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, Письмо ФНС России от 20.12.2016 № ЕД-4-20/24495
Кредитные организации при использовании автоматических устройств для расчетов п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ

Кроме того, в соответствии с «переходными положениями» Закона № 290-ФЗ до 01.07.2018 г, как уже говорилось, могут НЕ применять ККТ организации и ИП ранее освобожденные от применения ККТ (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ), а также организации и ИП:

  • Выполняющие работы, оказывающие услуги населению (при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности) (п.8 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ЕНВД (при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу)) (п.7 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • Осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (п. 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)

К сведению!
В Госдуму ФС РФ внесен Законопроект № 273256-7, которым предусмотрены поправки в ст.7 Закона 290-ФЗ и продление до 01.07.2019 возможности не применять ККТ организациями и ИП, перечисленными в вышеуказанных случаях

Также отметим, что до 31.07.2017 г. применение ККТ было обязательно при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (Письма Минфина России от 27.03.2017 № 03-01-15/17554, Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04). Это требование было предусмотрено п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...» (далее — Закон № 171-ФЗ) (в ред. п. 11 ст. 1, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ).

Но с 31.07.2017 данная норма предписывает применять ККТ в соответствии с Законом 54-ФЗ, а не во всех случаях розничной продажи алкоголя (п. 13 ст. 1, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ, Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802). Т. е. с этой даты ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при продаже алкоголя вправе не применять ККТ до 01.07.2018.

Правда при этом Росалкогольрегулирование и Минфин РФ напоминают, что отсутствие обязанности по применению ККТ не освобождает от обязанности передачи сведений о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Кроме того, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Таким образом, розничные продавцы алкоголя (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) обязаны выдать покупателю документ о фиксации продажи алкогольной продукции в ЕГАИС даже в тех случаях, когда они освобождены от обязанности использовать ККТ (Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802).

Поэтому послабления в части возможности не применять ККТ по факту коснулись только организаций и ИП, занимающихся розничной продажей алкоголя при оказании услуг общественного питания (п. п. 13 п.2 ст.16 и п.2.1 ст.8 Закона 171-ФЗ). Таким образом, с 01.07.2017 большинство организаций и ИП все-таки обязаны применять онлайн-кассы.

Ответственность за неприменение онлайн-касс

Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. п. 1, 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

Законом № 290-ФЗ внесены изменения в КоАП и ужесточена ответственность за неприменение (применение с нарушением установленных требований) ККТ.

Неприменение ККТ в установленных законодательством о ККТ случаях

Вид правонарушения Административная ответственность Основание
На должностных лиц На организацию (ИП)
При первичном правонарушении Штраф от 1/4 до 1/2 суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тыс.руб. Штраф на организацию от 3/4 до 1 суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тыс.руб. ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ
При повторном правонарушении*, если сумма расчетов без ККТ составила, в т.ч. в совокупности, 1 млн. руб. и более Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет Административное приостановление деятельности организации и ИП на срок до 90 суток ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ
* Повторное совершение однородного административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда пользователь ККТ считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения (пп. 2 п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям (использование ККТ с нарушением порядка регистрации, порядка, сроков и условий перерегистрации, порядка и условий применения, установленных законодательством РФ о применении ККТ) Штраф 1 500 - 3 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию и ИП 5 000 - 10 000 руб. ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, ответственность применяется с 01.02.2017 (п. 15 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
Ненаправление покупателю чека ККТ или БСО в электронной форме (непередача по требованию покупателя указанных документов на бумажном носителе в установленных случаях) Штраф 2 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию 10 000 руб. ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ

Под неприменением ККТ следует понимать (п. 1 ст. 3 Закона № 54-ФЗ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, Письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831) фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия).

Также установлена отдельная ответственность за использование ККТ не соответствующих установленным требованиям либо с нарушением порядка применения или регистрации.

ФНС разъяснила, что ККТ без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве ККТ в понимании Закона N 54-ФЗ.

Поэтому начиная с 01.07.2017 осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием старых ККТ без фискального накопителя, влечет административную ответственность согласно ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).

Установлены основания для освобождения от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ): пользователь ККТ должен добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении (о неприменении ККТ, применении ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением таких требований), а также добровольно исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

При этом освобождение наступит, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • На момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В результате будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Введен упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором административный штраф может быть назначен налоговым органом без составления протокола об административном правонарушении, но только при согласии пользователя ККТ с событием вменяемого административного правонарушения (п. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Это возможно в ситуациях, когда налоговый орган выявит правонарушение в результате автоматизированной проверки поступивших сведений и заявлений от физических лиц и организаций. В таких случаях административный штраф назначается в размере 1/3 минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Если онлайн-касса была приобретена несвоевременно...

Хотим обратить внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 4 ст. 3 Закона № 290-ФЗ). Год исчисляется (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5):

  • Или с даты совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);
  • Или со дня обнаружения административного нарушения, если оно относится к длящимся (к примеру, отсутствие кассового аппарата у организации, обязанной его применять).

Поэтому до сих пор остается актуальным вопрос: грозит ли добропорядочным организациям и ИП административная ответственность за невольное нарушение правил применения ККТ? Дело в том, что поставщики онлайн-касс оказались не готовы к большому спросу на свой товар. Поэтому многим организациям и ИП не удалось своевременно получить от поставщиков новую кассовую технику или модернизировать старую.

Минфин РФ и ФНС РФ разъясняют, что к тем ИП и организациям, которые предприняли все необходимые шаги к приобретению или модернизации ККТ ответственность применяться не будет.

В целях доказательства данного факта налоговые органы будут изучать договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) или до определенного законом предельного срока возможности его использования (Письма Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66392 от 28.06.2017 № 03-01-15/40922, от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, от 19.05.2017 № 03-01-15/31083, от 19.05.2017 № 03-01-15/31072, от 05.05.2017 № 03-01-15/28071, от 18.04.2017 № 03-01-15/23313, ФНС России от 11.07.2017 № ЕД-4-20/13440@).

Например, если налогоплательщик заключил договор и оплатил счет на поставку фискального накопителя, а производитель не смог поставить товар к 01.07.2017, то в такой ситуации указанное лицо не будет привлечено к административной ответственности, так как вины налогоплательщика в этом нет.

Как видим, не все так гладко и понятно в новом порядке применения ККТ. И законодатели это понимают. Поэтому велика вероятность, что в скором времени в законы, регулирующие порядок применения ККТ будут внесены соответствующие поправки.

Эксперты ООО «ПРАВОВЕСТ Аудит»

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В данной статье разберем еще один момент по работе с новыми онлайн-кассами, а именно как на них перейти. Для тех, кто еще не знаком с этим вопросом, советуем прочитать статью и о .

Сегодня вы узнаете:

  1. Кто и в какие сроки обязан перейти на онлайн-кассы;
  2. Как сделать переход – пошаговая инструкция;
  3. Где посмотреть реестры ККТ и фискальных накопителей.

С начала этого года тема онлайн-касс у предпринимателей занимает первое место в списке первоочередных проблем. Итак, всем понятно, что рано или поздно на новые кассы придется перейти всем. Основная дата, являющаяся ориентиром для большей части бизнеса – 1 июля 2017 года, для некоторых, в основном для малого бизнеса, переход отложен до 1 июля 2018 года.

Сроки перехода на онлайн-кассы

Процесс перехода на новые кассы изначально был разбит на несколько этапов, первые из которых уже прошли.

Разберем их с помощью следующей таблицы:

Сроки конкретного этапа Особенности применения ККТ на данном этапе
До 1 февраля 2017 г. Разрешено было использовать и регистрировать как новые, так и старые кассы
1 февраля – 1 июля 2017 г. Разрешено использовать как новые аппараты, так и ранее поставленные на учет кассы старого образца. А вот поставить на учет можно исключительно кассы нового образца, с 01.02.2017 г. налоговики прекратили регистрацию касс старых моделей
Как использовать, так и регистрировать исключительно технику нового образца. Использование новых аппаратов с этой даты отложено только для налогоплательщиков, которые переходят на новые образцы ККТ с 01.07.2018 г.
Новые кассовые аппараты должны использовать все, в том числе налогоплательщика на ЕНВД или ПСН, а также те, чьи услуги классифицируются как услуги населению

Итак, кассы старого образца уже перестали регистрировать и перед предпринимателями стоит задача поменять старые кассы на новые. Времени на это остается несколько месяцев, так как 1 июля 2017 года уже не за горами.

Для некоторых срок перехода может наступить еще раньше! Те, кто продает алкогольную продукцию, с 31 марта 2017 года могут делать это только с применением кассового аппарата. В данном случае режим налогообложения, даже если это или , для которых есть отсрочка, значения не имеет. При таком раскладе отсрочка до 2018 года перестает действовать. На до июля можно будет работать на имеющейся кассе старого образца, с июля должна будет стоять новая – тут все по стандартному сценарию.

Как совершить переход на онлайн-кассы? Как правильно продумать план своих действий? В этом вам поможет наша пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция для перехода на онлайн-кассы

Весь процесс смены кассы старого образца разобьем на несколько шагов. Итак, начать следует с подготовительных мероприятий, затем приобрести новый аппарат или модернизировать старый, и, наконец, поставить новую ККТ на учет у налоговиков.

Шаг 1: Изучаем закон о применении ККТ и устанавливаем, нужно ли вам использовать в своей деятельности кассовый аппарат, а также когда именно эта обязанность по его использованию наступает.

Если с середины 2017 года – времени не так много и следует начинать работу по замене кассы уже сейчас, если с 2018 года – мероприятия по замене ККТ можно пока отложить.

Шаг 2: Узнаем можно ли модернизировать имеющуюся ККТ до новых требований.

Если провести модернизацию нельзя или кассы у вас изначально не было, то необходимо просмотреть список техники, которая отвечает новым требованиям закона, и подобрать подходящую для вас модель. С этими вопросами можно обратиться к производителям ККТ или центру технического обслуживания, с которым работаете.

Некоторые модели касс нельзя модернизировать, на какие-то еще нет комплекта модернизации. Во втором случае, такой комплект модернизации можно подождать, если это целесообразно и у вас есть подтверждение производителя о том, что он разрабатывается и скоро будет выпущен.

Шаг 3: Определите, что для вас целесообразнее: купить новую кассу или сделать модернизацию старой?

Решение необходимо принимать в первую очередь исходя из предполагаемых затрат. Логично, что следует выбрать более дешевый вариант. Но стоимость не всегда имеет решающее значение, влияние могут оказать и другие факторы, например, количество касс, которые нужно сменить, особенности деятельности, дальнейшие планы по развитию бизнеса.

Если у вас имеется несколько кассовых аппаратов, которые нужно заменить, например, в разных торговых точках, то есть смысл составить график их модернизации и смены.

Шаг 4: Покупаем либо новую кассу, либо комплект для модернизации имеющего аппарата.

Плюс к этому следует приобрести необходимое кассовое программное обеспечение. По этим вопросам вас проконсультирует продавец кассовой техники.

Шаг 5: Снимаем с учета в налоговой старую кассу даже в том случае, если мы ее будем только модернизировать до новых требований.

После 01.07.2017 года все старые кассы, не снятые с учета владельцами, будут сняты автоматически как не соответствующие требованиям – будьте внимательны и не затягивайте процесс замены ККТ.

Шаг 6: Приводим кассовую технику в состояние для новой постановки на учет.

Для тех, кто купил новую кассу, необходимо установить сам аппарат, обновить программные средства, обеспечить другие технические моменты (доступ к сети интернет и прочее). Для тех, кто модернизирует кассу старого образца, после снятия техники с учета необходимо установить комплект модернизации, снять ЭКЛЗ и поставить вместо него фискальный накопитель, обновить программное обеспечение.

Помочь в установке комплекта модернизации могут как представители производителя, так и центр технического обслуживания, с которым вы работали ранее.

Шаг 7: Заключаем договор с оператором фискальных данных (сокращенно ОФД).

Это требование обязательное, без него вашу кассу ФНС не поставит на учет.

ОФД – посредник между продавцом и налоговиками, который обеспечивает передачу данных о выручке. В качестве ОФД может выступать только российская компания, у которой есть разрешение на такую деятельность.

Шаг 8: Ставим новый / обновленный кассовый аппарат на учет в налоговой.

Здесь последовательность действий выглядит так:

  1. Составляем и подаем заявление на регистрацию ККТ. Это возможно сделать либо онлайн через кабинет ККТ на сайте ФНС (потребуется электронная подпись), либо в бумажном виде в любой налоговой инспекции (раньше можно было идти только в свою).
  2. Налоговая сообщает вам регистрационный No ККТ, который не будет меняться в течение всего периода использования аппарата.
  3. Вы записываете этот номер в фискальный накопитель. Еще потребуется указать другие данные, например, название организации или ФИО ИП и прочие реквизиты. После заполнения всех требуемых сведений вам необходимо сформировать отчет о регистрации и передать его в налоговую. Это уже можно сделать тремя способами: на бумаге, электронно через кабинет ККТ или через ОФД. Эти действия необходимо провести не позднее рабочего дня, идущего за днем получения регистрационного No от налоговой службы.
  4. В течение 5 рабочих дней налоговики ставят кассовый аппарат на учет и направляют вам карточку регистрации. Вы получаете ее через кабинет ККТ или ОФД в электронном виде, если нужен бумажный вариант – обратитесь в налоговую, там вам должны ее распечатать.

Шаг 9: Касса установлена и зарегистрирована, на ней можно работать.

Реестры ККТ и ОФД

На сайте ФНС есть специальный раздел, посвященный именно онлайн-кассам. Рекомендуем ознакомиться с его содержанием, там вы можете найти много полезного. Например, проверить наличие кассового аппарата в реестре ККТ, которая отвечает новым правилам и допущена к использованию, а также посмотреть список аккредитованных ОФД, чтобы выбрать подходящего для себя оператора.

  1. Реестр ККТ ;
  2. Реестр фискальных накопителей ;
  3. Реестр ОФД .

С помощью них вы можете проверить достоверность информации, которую предоставляют вам продавцы кассовой техники и компании, предлагающие услуги ОФД, чтобы не нарваться на недобросовестных контрагентов.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ который вносит правки в закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

Теперь большинство бизнесменов должны перейти на онлайн-кассы, а вся контрольно-кассовая техника будет отправлять электронные версии чеков в ФНС через интернет. Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить ККТ к сети и заключить договор с оператором фискальных данных для отправки чеков.

Онлайн кассы в 2017 году: основные положения

1. Изменилась схема работы с налоговыми органами, все данные с чеков будут отправлять в ФНС через интернет.

2. Упростилась регистрация кассового аппарата, не нужно ездить в налоговую, достаточно зайти на сайт nalog.ru и зарегистрировать ККТ через личный кабинет.

3. Предприниматели, которые на данный момент не используют ККТ, будут обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять данные в налоговую службу.

4. Изменения коснулись также чеков и бланков строгой отчетности, теперь в них увеличится количество данных которые должны присутствовать.

5. Появились так называемые операторы фискальных данных, они будут осуществлять прием, хранение, обработку и передачу фискальных данных в Федеральную Налоговую Службу.

6. Кассовые аппараты технически станут немного другими, ЭКЛЗ заменит фискальный накопитель.

7. Не всех обяжут использовать онлайн-кассы, существует перечень видов деятельности которым новая ККТ не понадобится.

Применение ККТ в 2017 году - как это будет

Покупатель приходит в магазин за покупкой, кассир сканирует шрих-код на упаковке, фискальный накопитель, находящийся внутри ККМ сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, и отправляет данные по чеку ОФД. Оператор фискальных данных обрабатывает информацию, отправляет ответ обратно кассе, а данные по чеку в ФНС.
Далее покупатель получает чек, либо 2 чека по желанию (один бумажный и один электронный, на почту или телефон)

Поэтому в соответствии с законом 54-ФЗ, все точки продаж обязательно должны быть подключены к интернету.
Но стоит отметить, что скорость пробития чека не будет зависить от скорости интернета, данные будут передаваться параллельно и даже если сеть пропадёт, то информация по чеку в ОФД будет передана позже, как только связь восстановится.

Обязательные реквизиты чеков и БСО для онлайн-касс

Ввиду новых требований, которые касаются ККТ, появились новые требования, которые теперь предъявляются к чекам и БСО . В них в обязательном порядке должна быть следующая информация:

Информация о налоговой системе продавца
- адрес сайта оператора фискальных данных
- признак расчета (приход или расход)

- форма расчета (наличные или электронный платеж)
- сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС
- заводской номер фискального накопителя
- дата, время и место осуществления расчета
- наименование товаров
- номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме

Регистрация ККМ в налоговой: как зарегистрировать кассовый аппарат по новому

Кассовый аппарат с передачей данных поставить на учет в налоговую будет гораздо проще и быстрее, чем обычный. Владелец должен будет лишь зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и оставить запрос на фискализацию кассы, далее подписать заявку своей электронной подписью и ожидать подтверждения.

После того как налоговая служба получит данную информацию, она отправит предпринимателю регистрационные данные, а в аппарат внесутся данные по фискализации. Теперь не нужно будет посещать ФНС лично с контрольно-кассовым аппаратом, а также заключать договор с ЦТО.

Стоимость онлайн-кассы

После того как закон официально вступил в силу, стало понятно, что применение онлайн ККТ для бизнеса станет обязательным. Давайте разберёмся, сколько стоит онлайн касса и из чего будет состоять стоимость самой бюджетной онлайн ККТ:

1. Фискальный регистратор - производители говорят, что стоимость фискальных регистраторов с фискальным накопителем не будет превышать стоимость обычных. Возьмем в расчёт минимальную цену 20 000 руб. Комплекты модернизации будут обходиться в среднем от 5 до 15 тысяч рублей.

2. Договор с Оператором Фискальных Данных обойдется в 3 000 рублей в год.

3. Услуги ЦТО официально больше не нужны, не будем их брать в расчёт.

4. Кассовое ПО - здесь стоимость может кардинально отличаться, но мы возьмем в среднем 7 000 руб. за одну онлайн-кассу.

Тем самым мы высчитали, что минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы используя ПО и фискальный регистратор выйдет порядка 37 000 рублей (используя комплекты модернизации, можно сэкономить до 10 тысяч рублей). Но если рассмотреть традиционные POS-терминалы, то стоимость сразу возрастёт минимум в 2 раза.

Переход на онлайн-кассы с 2017 года: этапы и сроки

1. Для тех предпринимателей кому было разрешено не применять ККТ, предусмотрена отсрочка до 01.07.2018 года.
2. Также отсрочку до 1 июля 2018 года получили вендинговые компании.
3. Помимо этого в законе имеется список видов торговли, в которых разрешено не применять кассовую технику онлайн.
4. Все, кто не попал в 3 пункта описанные выше, обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. А с 1 февраля 2017 года уже невозможно зарегистрировать кассу старого образца.

Можно ли сейчас купить онлайн ККТ?

Новая контрольно-кассовая техника сейчас активно продается, но стоит заметить, что техника старого образца которая была зарегистрирована до 01.02.2017 сможет без проблем использоваться до 01.07.2017. Но будьте осторожны, не откладывайте покупку онлайн-кассы на последний срок, эксперты прогнозируют дефицит кассовой техники в 2017 году и купить онлайн ККМ быстро не получится.

ККМ с онлайн передачей данных: штрафы с 2017 года

За неприменение ККТ либо за неправильное применение контрольно-кассовой техники грозят штрафы:
1. ККТ не соответствует требованиям - 10 000 рублей.
2. Чек не отправлен покупателю - 10 000 рублей.
3. Торговля без ККТ - 30 000 рублей.