Как платить коммунальные платежи напрямую поставщикам. Новая схема оплаты услуг жкх напрямую рсо

Минуло полгода с момента подписания президентом закона, разрешающего собственникам жилья в многоквартирных домах (МКД) отказываться от посреднических услуг управляющих компаний (УК) и заключать договора на оплату воды и тепла напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Первая реакция потребителей - облегчение. Жильцы поверили в то, что прямые расчеты дадут им возможность сэкономить на оплате коммунальных услуг. На деле оказалось, что закон - палка о двух концах. С одной стороны, у общедомового собрания появилась возможность выбора, расторгнуть отношения с УК или нет. С другой - оказалось, что для РСО главное - продать ресурс, а какой температуры вода поступает на 10-й этаж дома, им нет никакого дела.

В марте 2005 года в России был принят Жилищный кодекс. С того момента порядок оплаты услуг ЖКХ осуществлялся следующим образом: управляющие компании собирали со всех собственников деньги, которые в дальнейшем передавали ресурсоснабжающим организациям. Но на самом деле эта схема работала далеко не везде. УК брали деньги за «коммуналку» с жильцов, но не перенаправляли их на счета ресурсоснабжающих организаций или переводили, но несвоевременно и не в полном объеме.

3 апреля 2018 года был принят Федеральный закон №59, который внес поправки в Жилищный кодекс. Его цель была такой: убрать управляющие организации из финансовой цепочки. Цель нововведения была благая: сократить цепочку платежей населения и за счет этого подсократить сами эти платежи. Что же получилось на деле?

Для кого закон не писан

С того момента, как закон вступил в силу, в Интернете появились узкопрофильные форумы с говорящими названиями типа «Есть ли жизнь без УК» и «Переходы на прямые платежи с РСО - ваше мнение?». Жительница Челябинска Мария Иванова на одном из них написала, что давно была наслышана о том, что при оплате коммунальных услуг можно обойтись без промежуточного звена в виде УК, к которой у ее семьи было много претензий. «Созвали общее собрание жильцов. Единогласно приняли решение перейти на прямые расчеты с РСО», - рассказывает она. Каково же было ее удивление, когда в результате выяснилось: плата за «коммуналку» не уменьшилась, несмотря на отсутствие посредника. Если говорить об удобстве прямых платежей, то и тут чуда не произошло. Выяснилось, что оплата ресурса напрямую не дает гарантий в том, что услуга будет поставлена надлежащего качества.

«На каждом углу слышу: «Свершилось! Вы избавились от УК-мошенников и теперь будете платить напрямую!» Только вот законы у нас несовершенны. УК объединяет всех собственников и обслуживает их интересы, а после заключения прямых договоров с РСО спросить уже будет не с кого и некому, - делится наболевшим жительница Челябинска. - Например, если раньше прорвало трубу в подъезде или засорился мусоропровод, то мы обращались в УК, и они уже разруливали с РСО все проблемы. Если что-то ломалось, УК несла ответственность по замене, восстановлению, и все это за счет средств «управляшки». Теперь же УК говорит нам: «Это не наша зона ответственности, так как мы расторгли с вами договор, а вы заключили прямые договора с РСО, к ним и обращайтесь». А РСО на это отвечает: «Это не наша забота, так как проблема на общедомовой территории, ею всегда занималась УК».

Почему же закон, который представлялся таким выгодным для жильцов, не сработал? Да потому, что, будучи новым на словах, на деле он почти ничего нового в практику оплаты ЖКХ не принес. Напомним, принятие в России Жилищного кодекса обязало управляющие компании отвечать за все коммунальные услуги в доме. Но уже тогда, несмотря на нормативный акт, 80% многоквартирных домов оплачивали электроснабжение напрямую РСО, а газоснабжение - 90%. Однако ни прокуратура , ни жилищные инспекции, ни какие-либо другие инстанции этим не интересовались. Если говорить о холодной и горячей воде, порядка 40% МКД получали услугу через прямые договора. Остальные 60% не хотели отказываться от услуг посредника в лице управляющих компаний и переходить на прямые договора.

«Принятие нового закона, по сути, лишь узаконило то, что и так действовало. Именно поэтому никто и не ждал массового перехода на прямые договора: те, кто хотел и мог, уже это сделали. Следует также отметить, что до сих пор не был принят подзаконный акт, типовой договор, в соответствии с которым и должны заключаться прямые договора. Нельзя сказать, что сейчас закон действует в полном объеме», - отметила в разговоре с «МК» заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева.

Если задать вопрос, как лучше - прямые договора или через УК, - нет единого ответа даже у ресурсоснабжающих организаций, рассказал эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев . «Возьмем, к примеру, водоканалы. Половина из них хочет перехода на прямые договора, половина нет. И в том варианте, и в другом есть свои плюсы и минусы, - говорит он. - Самое большое достижение принятого в апреле закона в том, что он дал возможность собственникам помещения в многоквартирном доме путем принятия решения на общедомовом собрании переходить на прямые договоры. Закон разрешил выбирать, это очень большое достижение».

Прямые платежи - кривой результат

Бывают такие ситуации, когда управляющие компании, будучи исполнителями коммунальных услуг, собирали платежи с граждан, но своевременно не рассчитывались с ресурсоснабжающими организациями. Такие РСО сейчас получили право при наличии определенного уровня задолженности в одностороннем порядке расторгать договора с УК: прекращать продавать им холодную и горячую воду, тепловую энергию. В некоторых регионах этот процесс сдвинулся с мертвой точки: РСО стали в ускоренном темпе заканчивать отношения с «управляшками». Но есть и такие регионы, где ситуация практически не изменилась.

«У РСО философия такая: чем больше продал ресурса, тем лучше. При переходе на прямые договора они не будут заинтересованы в ресурсосбережении, - подчеркнул Гордеев. - УК, которая управляет домом, отвечает за содержание и ремонт домового имущества. Собственники у них могут потребовать ответа на вопросы: почему в доме потребляется слишком много тепловой энергии, откуда берутся утечки воды в подвале… РСО не отвечает за общее имущество в доме, например, за инженерные сети, за разводку по холодной и горячей воде. Их цель - чтобы домовой прибор учета показал большой объем потребления ресурса, после чего они выставят баснословные платежи. У них нет заинтересованности в экономии и энергосбережении».

К тому же, заметил эксперт, РСО - это местные монополисты. Например, в городе один водоканал. Хочешь не хочешь, придется договариваться с ним, так как никто другой поставлять воду в дома этого города не может. Такие организации-монополисты - достаточно мощные в экономическом плане, у них хороший юридический штат. Простому потребителю, случись какие-то разбирательства по качеству воды или неправильно начисленной плате за услуги, бороться за свои права будет труднее.

По идее, помочь жильцам призваны региональные государственные жилищные инспекции, они, как говорят эксперты, во многих случаях предпочитают не связываться с сильными и мощными РСО. Если будет много судов, жилищная инспекция в них просто завязнет, а у РСО большой экономический потенциал, который они могут использовать для продавливания праведными и неправедными способами выгодных им решений.

Кому жаловаться?

На вышеупомянутых форумах, посвященных проблемам в сфере ЖКХ, жильцы многоквартирных домов активно жалуются на то, что не могут добиться от ресурсников приемлемого качества услуг. Вот история от Петра Никеричева из Екатеринбурга. Собственник живет на десятом этаже многоквартирного дома относительно недавней постройки, и у него в квартире настолько слабый напор воды, что даже душ принять проблематично: из крана едва капает. Люди, проживающие на верхних этажах здания, пишет форумчанин, исправно платят РСО, с которыми были заключены прямые договора. «Несмотря на это мы понимаем, что оплаченная нами услуга поставляется не должным образом: слабый напор воды, низкая температура. Обращались с соответствующими претензиями к РСО, но получаем примерно такой ответ: ресурс в дом поставляется исправно, а если у вас есть какие-то жалобы, обращайтесь в ту инстанцию, которая будет проверять трубы в доме или давление в водопроводе. Таким образом, ресурсники снимают с себя всю ответственность за качество поставляемой услуги. Она оказана, а дальше разбирайтесь как хотите!» - возмущается жилец.

Между тем в законе ничего не сказано про то, что делать жильцу в таком случае. «Когда документ находился на стадии принятия, разработчики говорили о том, что все жалобы должны быть адресованы ресурсникам, а за состояние внутридомовых инженерных сетей должна отвечать управляющая компания, что следует из Жилищного кодекса и прочих постановлений, - говорит Разворотнева. - На деле все эти нюансы нигде не прописаны». Сейчас, продолжает представитель Общественной палаты, в очередном проекте постановления пытаются ситуацию исправить и прописать четкий порядок: по всем вопросам, связанным с ненадлежащим качеством поставки коммунального ресурса, потребитель обращается в управляющую компанию, а она, в свою очередь, должна разбираться с ресурсниками. Если выяснится, что проблема возникла до ввода ресурса в дом, ответственность должна нести РСО, если внутри дома, то виновата в этом управляющая компания.

Разворотнева отметила, что пока непонятно, как вся эта схема будет функционировать на деле, потому что у УК есть только один вид договорных отношений с РСО: на закупку ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды. Теоретически ко всему остальному УК отношения не имеет. Получается сложная правовая коллизия: как заставить «управляшку» на законных основаниях защищать собственников, если она не является стороной договора. Пока все жалобы переадресовывают УК, но все работает только «по понятиям». Однако, по мнению эксперта, если дело вдруг дойдет до суда, у «управляшек» будут большие шансы оспорить переброшенные на них жалобы собственников.

Если в кране нет воды

«Схема непрямых договоров хороша тем, что там есть одна УК и она в одиночку отвечает за все коммунальные услуги и за общее имущество», - говорит Гордеев. Сергей Астафьев, еще один участник профильного форума из Мурманска, пишет: «Если в кране нет воды, жильцы знают, что виновата в этом их УК и что бы ни происходило вне дома, например, у водоканала что-то сломалось, с этим тоже должна забираться управляющая организация. При прямых договорах с РСО, если в квартире нет воды, нужно выяснять: проблема находится во внутренних коммуникациях дома или же вне здания и вода просто не дошла до строения».

Проблема заключается в том, что при наличии прямых договоров собственник жилья остается один на один с РСО. Именно он становится, по сути, покупателем воды непосредственно у производителя. И требовать с ресурсника надлежащее качество поставляемой услуги гражданину придется в одиночку, в то время как у управляющей компании были свои рычаги воздействия на РСО, например, квалифицированные юристы.

Сейчас, чтобы сгладить все эти недоработки нового закона, к нему принимаются подзаконные акты. Но и тут жильцов подстерегают свои ловушки. К примеру, РСО хотят, чтобы параметры качества поставляемого коммунального ресурса проверялись не в самой квартире, а на вводе в дом. Но конкретному потребителю - к примеру тому самому, живущему на десятом этаже, - легче от этого не станет. «Получается, за то давление, за тот напор воды, которой на десятом этаже, РСО не отвечает. Они скажут: давление на вводе в дом нормальное, а дальше не наш вопрос. Впрочем, не отвечают ресурсники и за химический состав воды. Они могут сказать, что в колодце, откуда воду поставляют в дом, она должного качества, а то, что ржавая течет непосредственно из крана, - не их забота», - поясняет Гордеев.

Эксперт убежден, что отвечать за качество коммунальной услуги должен тот, кто отвечает за внутридомовые инженерные системы. А при переходе на прямые договора этот принцип единой ответственности оказался сломан, и теперь жильцам и жаловаться-то некому: ресурсники кивают на «управляшек», и наоборот.

Полгода действия закона о прямых платежах за услуги ЖКХ показали, что в лучшую сторону для жильцов ничего не изменилось. Меньше «коммуналка» стоить не стала, а то, что путь платежей оказался несколько короче, с лихвой компенсируется тем фактом, что гораздо меньше у организаций оказалось и ответственности за качество предоставляемых услуг.

На прямой вопрос - что же делать жильцу многоквартирного дома в случае, если зимой его квартира будет недостаточно отапливаться, а теплоснабжающая организация отказывается за это отвечать, Дмитрий Гордеев ответил односложно: «Бодаться».

Читайте НАС ВКонтакте

"Смысл вступивших в силу изменений в – это попытка законодателя попробовать упростить собственникам и нанимателям жилых помещений процедуру заключения напрямую с ресурососнабжащими организациями договоров, в случае если управляющая компания по каким-либо причинам не исполняет надлежащим образом свои обязанности и качество ее услуг оставляет желать лучшего. Одновременно, данные изменения объективно делают более прозрачным процесс прохождения коммунальных платежей конечному получателю, исключают из цепочки отношений между потребителями (собственники и наниматели жилых помещений) и ресурососнабжащими организациями посредника – управляющую компанию."

"Прямые договоры – это некая попытка введения института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом в сфере ЖКХ.

Как группа управляющих компаний мы, конечно, за переход на прямые договоры и прямые платежи. Это избавит нас от ненужного посредничества при контроле денег потребителей, которые транзитом идут через наши счета на счета поставщиков ресурсов. Для нас это лишняя нагрузка – никаких наценок сверх установленного ресурсоснабжающими организациями мы не делаем, выгоды от этого посредничества для нас нет никакой. Наоборот, мы еще и в минусе: ведь собираемость коммунальных платежей не превышает 95% – и это еще в лучшем случае. Всегда есть те потребители, которые не платят, – и деньги за них поставщикам ресурсов платим мы.

В среднем управляющие компании доплачивают ресурсоснабжающим организациям за недобросовестных потребителей от 5% до 30%. Эти деньги мы вынуждены "изымать" из планируемых затрат на текущий ремонт и содержание домов – так и получается, что вместо покраски подъездов или замены окон на лестницах мы оплачиваем счета тех, кто сам за коммуналку не платит. А при больших неплатежах населения управляющая компания становится вечным должником ресурсоснабжающей организации – до благоустройства ли тут?

К тому же прямые договоры потребителей с поставщиками ресурсов снимают с нас примерно половину проблем, связанных с недолжным оказанием услуг со стороны монополистов. Ведь в таком случае ресурсоснабжающие организации отвечают за то, что происходит на пути ресурса к дому – а мы за то, что случается внутри дома. Сейчас чуть что не так – потребители идут к нам, и мы вынуждены разбираться с поставщиками ресурсов. А так зоны ответственности будут четко разграничены. И если, допустим, где-то прорвало трубу и в дом не поступает отопление – это проблема ресурсоснабжающей организации. А если трубу прорвало в подвале – тот тут уже да, наша зона компетенций, и мы с ней работаем."

"С переходом на прямые договоры удастся минимизировать риски банкротства управляющих компаний и связанных с этим последствий. Напомню, что в результате банкротства управляющих организаций жильцы многоквартирных домов могут столкнуться с изменением тарифов, цен и качества предоставляемых услуг по соглашениям, заключенным ранее.

Также переход поможет избежать "так любимой" для управляющих организаций солидарной ответственности всех жителей за неплательщиков – то есть, когда долги жильцов-неплательщиков раскидывают на добросовестных соседей. Как бы это не казалось абсурдным, управляющая организация вправе распределять долги на соседей пропорционально размеру их общей площади, однако все расходы на общедомовые нужды не могут превышать установленного в регионе норматива, а разницу вынуждена оплачивать управляющая организация."

Получится ли платить за коммуналку меньше?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний "ГОСТ":

"Нет, стоимость услуг при этом дешевле не станет – тарифы на услуги ЖКХ как росли в среднем на 4% по стране в год, так и будут расти. Зато у потребителя появится твердая уверенность, что его платежи ушли по назначению. Прямые договоры между жильцами и поставщиками ресурсов исключают посредника в лице управляющей компании, делая поставки коммунальных ресурсов и их оплаты более прозрачным для всех.

К тому же, при некачественно оказанных услугах, потребитель может их не оплачивать, предварительно осуществив необходимые замеры и поставив в известность монополиста. Если оплата идет через общую квитанцию, то "вычленять" некачественную услугу из оплаты становится сложнее."

Как осуществить переход?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний "ГОСТ":

"Для того чтобы платить напрямую поставщику за холодную и горячую воду, электричество, газ, отопление и водоотведение собственники квартир должны сначала собраться на общее собрание, затем на нем принять соответствующее решение, зафиксировать его в протоколе и передать документ в ресурсоснабжающую организацию (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ " " (далее – Закон № 59-ФЗ)."

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО "СК Наружные Инженерные Коммуникации":

"Прямой договор считается заключенным с даты принятия соответствующего решения общим собранием. Срок вступления договора в силу может быть перенесен ресурососнабжающей организацией не более чем на три месяца, о чем она должна уведомить собственников помещения в течение пяти рабочих дней с даты получения ресурососнабжающей организацией протокола и решения общего собрания ()."

Если собственники не хотят переходить на прямые договоры, возможен ли переход по инициативе управляющей компании?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

"Нет, у управляющей организации таких полномочий нет."

А по инициативе ресурсоснабжающей организации?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний "ГОСТ":

"Да, сама ресурсоснабжающая организация может стать косвенным "виновником" заключения прямых договоров с потребителями. Это произойдет тогда, когда управляющая организация накопила двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов. Процедура регламентирована . В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией – после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья. По нашим оценкам, из примерно 1,2 трлн руб. общероссийской задолженности по услугам ЖКХ около 250-300 млрд рублей – это долги именно управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями."

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО "СК Наружные Инженерные Коммуникации":

"Как уже было сказано, собственников помещений проинформируют одновременно с направлением уведомления об отказе от договора путем размещения информации в общедоступных местах. По истечении 30-дневного срока с даты отправки уведомления в адрес управляющей компании прямой договор между ресурсоснабжащей организацией и каждым собственником помещения в многоквартирном доме будет считаться заключенным ()."

Что будет с должниками?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО "СК Наружные Инженерные Коммуникации":

"Если это возможно технически, то ресурсоснабжающие организации сначала предупредят, а потом ограничат или приостановят подачу коммунальных ресурсов, но только если это не нарушает права других абонентов (п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ).

В случае, когда ограничить или приостановить поставку коммунальных ресурсов не представляется возможным, а требование должником добровольно не исполнено, следующим шагом будет предъявление поставщиком услуг иска в суд. Если сумма долга не превышает 500 тыс. руб., то результатом рассмотрения требований о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг будет вынесение судом судебного приказа, который одновременно является исполнительным документом (). Ответчиком по иску будет непосредственно гражданин-должник."

А если есть долг по общедомовому потреблению?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

"Если с неплательщиками в отношении пользования ими услуг в своей квартире все ясно, то проблема накопления долгов дома перед ресурсоснабжающими организациями остается. И принцип работы с таким долгом пока законодателем не разъяснен. Правда, за сбор этих средств будет отвечать обслуживающая компания, если это будет предусмотрено в вашем договоре. Кстати, такие долги могут переложить на плечи добропорядочных собственников, так как в соответствии с ответственность по уменьшению потерь того или иного ресурса, а также необходимость борьбы с незаконными подключениями и действий по сокращению долгов можно вполне законно переложить на плечи жителей."

Что делать, если переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями произведен, а управляющая компания продолжает присылать квитанции?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО "СК Наружные Инженерные Коммуникации":

"Законодатель сделал попытку предотвратить возможные злоупотребления со стороны управляющей компании: в таком случае она будет обязана уплатить собственникам штраф в двухкратном размере суммы, которую собственник уплатит по такому счету (). Данная норма работает, в случае если платеж был совершен. Денежные средства могут истребованы гражданами от управляющей компании в судебном порядке. Штраф возместит гражданам расходы при повторной оплате услуг ЖКХ напрямую поставщику коммунальных ресурсов."

С какими сложностями могут столкнуться собственники, если примут решение перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающами организациями?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний "ГОСТ":

"Как в любом нововведении, в заключении прямых договоров, конечно же, есть узкие места. Потребителям может показаться неудобным наличие большого числа разных квитанций и счетов. К привычным "платежкам" за услуги управляющей компании, электричество и капремонт прибавятся квитанции на отопление, водоснабжение и газ. Технически оплатить услуги станет сложнее и дольше. К тому же по вопросам платежей или перерасчетов придется обращаться в организации, которые счета выставляли, – и это вместо контактов с бухгалтерией управляющей компании. Именно управляющие компании до сих пор являлись для жильцов ответственным лицом по качеству предоставляемых услуг. Их персонал следил за своевременностью начислений и за выставлением счетов по коммунальным ресурсам. Управляющие компании, по сути, являются тем самым "одним окном", куда жильцы направляют все свои претензии по поводу качества ресурсов или их оплате.

В случае заключения прямых договоров эти функции "регулировщика" лягут непосредственно на плечи самих жильцов. То есть выяснять, что, почему, когда и сколько, они будут непосредственно с региональными "энерго…", "водо…", "тепло…". А в новом законе остается не до конца определенными границы зон ответственности между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. Очевидно, что за то, что "вне дома", отвечает поставщик ресурсов, а то, что "внутри дома" – на совести управляющей компании. Но с юридической точки зрения эти понятия все-таки еще размыты, что оставляет поле для манипуляций. Могу предвидеть, что именно это в будущем станет камнем преткновения в спорах между жильцами, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а претензии жильцов о, скажем, слабом напоре воды или недостаточно горячих батареях будут "перекидываться" между организациями. Ресурсоснабжающие организации, ответственные за трубы "до границы дома" будут кивать на управляющие компании, чьи трубы "внутри дома" прогнили, сломались и т.п., а те, в свою очередь, будут апеллировать к изношенным коммуникациям поставщика ресурса. Конечно, подобные истории сплошь и рядом происходят и без прямых договоров, но здесь у жильцов есть крайний – управляющая компания, с которой они вправе требовать.

Большое количество новых договоров, счетов, актов и прочего документооборота осложнит и жизнь монополистов, точнее, сотрудников низшего и среднего звена, которые вплотную столкнутся с этим бумажным валом. Ведь на деле подобный закон уже действует: собственники нежилых помещений уже давно имеют право заключать прямые договора с поставщиками ресурсов – эта норма закреплена . Но в действительности монополисты это саботируют под различными предлогами – как раз из-за нежелания взваливать на себя лишнюю работу."

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

"Увеличение числа квитанций, и как следствие, проведение соответствующих расчетов в большем размере, а также необходимость проведения взысканий с неплательщиков должны привести к расширению штата ресурсоснабжающих организаций, а это значит, что и к возрастанию затрат предприятия. Возникает вопрос: каким образом будет производиться компенсация таких расходов? Не получится ли, что заложенные денежные средства на прокладку и ремонт коммуникаций направят на печать, изготовление квитанций и оплату труда юристов?

Законодатель также не разъяснил порядок и не указал, кто будет отвечать за готовность внутридомового хозяйства к отопительному сезону, а это важнейший вопрос.

Еще можно добавить, что в случае судебных споров каждому потребителю придется самостоятельно решать возникающие вопросы с монополистами, в то время как до нововведений это делают управляющие организации."

Какие перспективы у данного нововведения?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний "ГОСТ":

"Так как по нашим оценкам, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из трех, то можно предположить, что на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по собственной инициативе в обозримом будущем перейдут лишь 30% домов."

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

"Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической."

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО "СК Наружные Инженерные Коммуникации":

"Как уже было сказано неоднократно: расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ должны стать более прозрачными."

В минувшем году в Госдуму на рассмотрение поступил закон, который в скором будущем позволит жильцам домов и квартир оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсопоставляющим организациям, убрав посредников в виде управляющих компаний (УК). Сейчас собственники заключают договоры с УК, которые собирают деньги за коммуналку (газ, свет, воду, тепло) и передают их ресурсоснабжающим учреждениям.

Но если собственники заплатят за услуги не в полном объёме, недостающие денежные средства вкладывают управляющие конторы, поскольку договор поставщики заключают именно с ними. Рассматривается ситуация, когда жильцы исправно платят, а управляющая компания не перечисляет поставщикам полученные суммы, тратит их не по назначению, а позже банкротятся, оставляя жителей без посредника и с неоплаченными счетами.

Плюсы законопроекта о прямых расчетах

Для уменьшения долгов населения перед ресурсопоставляющими учреждениями правительством было принято решение о прямых расчетах между поставщиками и конечными потребителями. Предполагается, что оплата коммунальных услуг в ресурсоснабжающую организацию исключит работу недобросовестных УК, и долги сократятся на 10-15%. При сравнении с полными объемами потребления эти суммы велики, так как сейчас общая задолженность граждан за коммунальные услуги составляет более 1 триллиона рублей.

Законопроект вступил в силу с 1 июля 2018 года. В случаях, когда у управляющей компании перед организацией-поставщиком имеется долг более чем за 2 расчетных периода, произойдет перераспределение и жители будут напрямую вести расчеты с поставщиками. Собственники могут самостоятельно принять решение об оплате ЖКХ напрямую, минуя посредников.

Оплата счетов сегодня

Сейчас управляющая организация может как самостоятельно проводить начисления, так и использовать для выставления счетов сторонний расчетный центр. В этом случае жители подают показания счетчиков в УК, а она уже передает данные расчетным центрам.


Снабжающие ресурсами учреждения выставляют счета по платежам ЖКХ за использованные средства в указанный период управляющим организациями, которые занимаются распределением потребления в многоквартирном доме между жильцами.

Изменения в структуре ЖКХ

С принятием данного проекта УК отойдут от управления счетами, потребители будут совершать прямые платежи за коммунальные услуги и ресурсоснабжение и платить непосредственно компаниям-поставщикам ресурсов.

Во всех регионах созданы расчетные центры, которые будут специализироваться на платежах и расчетах ЖКУ, либо вовлечен уже действующий. Основными направлениями их деятельности будут сбор информации по потреблению ресурсов, оформление документов и выставление счетов.

Значение законопроекта для собственников квартир

После перехода на новую систему платежи за ЖКХ будут начисляться, как и прежде, изменится лишь получатель денежных средств. В квитанции будут указаны реквизиты прямых поставщиков потребляемых ресурсов.

Важно! С введением законопроекта собственники будут уверены, что платеж дошел до адресата и не затерялся среди недобросовестных подрядчиков.

Закон имеет существенный плюс: так как управляющая организация не будет отвечать перед поставщиками за долги плательщиков, полученные деньги можно пустить на благоустройство жилищного хозяйства, ремонт подъездов, детских площадок и прочие нужды.


На данном этапе рассматривается вопрос переданных владельцами квартир показаний. Расчетная организация не является лицом, заинтересованным в проверке показаний на корректность, они будут начислять оплату по тем данным, которые им предоставят жители. В ситуации, при которой выявлена разница в показаниях, сумму расхождения должны оплатить управляющие организации. Т.е. вопрос возвращается к ответственности за недобросовестных плательщиков — кто будет отвечать за них?

Большим вопросом для управляющей конторы будет являться процесс расщепления и распределения поступивших от жителей денежных средств среди всех получателей в квитанции и прозрачность этого распределения между действующими участниками процесса.


В случае отсутствия четкого порядка в распределении оплаты от собственников квартир, при неполной оплате по счетам за коммуналку у жильцов возможно возникновение задолженностей. И нет ясности в вопросе распределения этих долгов.

Важно! Так, если в квитанции указана сумма в 3 тысячи рублей, а я плачу только 2 тысячи рублей, то за какую услугу пойдет задолженность? Либо оплачены полностью 3 тысячи рублей, но ушли они на оплату какой-либо одной услуги из перечня поставщиков. В таком случае появится задолженность перед определенной организацией поставщиком коммунальных ресурсов.

Значение закона в масштабе страны

Существенного снижения долгов за ЖКУ при введении указанных мер не предполагается, однако прекратится их наращивание в геометрической прогрессии. Средние цифры по сбору коммунальных платежей — 90%, и это хороший результат. Критичными являются показатели сборов на Северном Кавказе, там за коммуналку платят 60-65% жителей.

Изменения на рынке управляющих компаний

Согласно прогнозам, после введения прямых расчетов, около 30% УК обанкротятся или уйдут из данной сферы деятельности. Ввод законопроекта в силу обяжет их согласовывать графики платежей с поставщиками ресурсов. В случае накопления многомиллионных долгов за коммуналку, деятельность неплатежеспособной организации прекратится. Произойдет очищение рынка услуг от недобросовестных управляющих контор.

Как будут бороться с должниками

Взыскание долга по неоплате коммунальных платежей — обязанность УК. Расчетные центры же взыскивают задолженность с УК путем направления исковых заявлений в судебные органы. После принятия законопроекта взысканием задолженности с населения будут заниматься расчетные центры либо непосредственно поставщики ресурсов. Для управляющих контор это будет являться огромным плюсом, т.к. снимет обязательство оплачивать долги неплательщиков из средств компании.


Меры по пресечению неуплат:

  1. Увеличение сумм штрафов для неплательщиков.
  2. Введение упрощенной процедуры взыскания долга через суд.
  3. Пожизненное вето на создание УК и ТСЖ для руководителей уже обанкротившихся компаний, наделенных данными функциями.
  4. Введение обязательной банковской гарантии со стороны УК, ТСЖ, расчетного центра или любого другого государственного учреждения в отношении поставщика ресурсов.

Введение указанных мер позволит снизить рост постоянно увеличивающегося долга по ЖКХ. Так, огромные долги за газ снижают газификацию в стране, т.к. новые неплательщики лишь увеличивают задолженность. Только после снижения убыточности системы ЖКХ можно будет планировать налаживание работы энергосистем и говорить о том, что в данной сфере происходят существенные изменения.

В декабре 2017 года был принят законопроект в России, согласно которому россияне могут платить за ЖКХ напрямую поставщику, а именно – ресурсоснабжающим компаниям. Особенности оплаты за коммунальные услуги и жилые помещения установлены в Жилищном кодексе страны.

Владельцы и арендаторы жилья с 2018 года смогут оплачивать коммунальные услуги, минуя главную управляющую организацию. Власти решили принять этот законопроект для того, чтобы сократить задолженность россиян за ЖКХ, поскольку должников становится все больше и больше. Годовая недоплата за воду, электроэнергию и другие услуги составляет минимум 15-20%. По статистическим данным, в этом году долги населения за ЖКХ превысили 1 триллион рублей.

Вступит в силу закон с 01.07.2018 года. С июля владельцы и арендаторы квартир смогут перейти на прямые расчеты, если они должны за коммунальные услуги больше 2 месяцев. На прямую оплату могут сразу же перейти собственники недвижимости. Всю нужную информации владельцы жилья смогут получить в ЖКХ Российской Федерации и Министерстве строительства.

Как россияне оплачивают сейчас услуги жилищно-коммунального хозяйства?

Сейчас граждане страны платят за услуги в расчетных центрах. Собственник или арендатор снимает показания со счетчиков и подает их в управляющую компанию, которая самостоятельно их перенаправляет в определенный расчетный центр.

Организации, занимающиеся ресурсосбережением, выставляют счет управляющей компании за общее потребление ресурсов домом, но не занимается распределением коммунальных платежей между квартирами и людьми. Поставщики по результатам 30 календарных дней смотрят, сколько воды, электричества и иных ресурсов было израсходовано домом и выставляют материнской компании счет.

Главная компания самостоятельно распределяет объемы ресурсов между жителями дома.

Кому люди будут оплачивать ЖКХ?

Управляющие компании согласно закону будут исключены из системы расчетов за жилищно-коммунальное хозяйство. Потребители будут оплачивать напрямую ресурсоснабжающим организациям. На счет главной компании будут поступать только деньги за оплату жилого помещения.

В каждом округе в 2018 году будет создан расчетный центр или будут привлечены уже имеющиеся организации, которые в дальнейшем будут выставлять счета собственникам. Центры станут заниматься аккумуляцией данных от поставщиков и главных компаний, и выставлять счета.

После начала осуществления прямых расчетов около 30-45% материнских компаний закроются или станут банкротами. Если в организации будет задолженность около 200 миллионов рублей, она не сможет ее оплатить и будет вынуждена уйти из рынка.

При закрытии многих управляющих компаний будут проводиться конкурсы, в результате которых будут выбраны компании для управления жилыми домами. Также есть вероятность, что власти создадут специальную комиссию по чрезвычайным ситуациям, которая выберет временную управляющую организацию на время проведения конкурса. С 1 июля владельцы смогут поменять форму управления дома, например, на товарищество собственников жилья или товарищество собственников недвижимости.

Вопрос: В нашем доме жильцы приняли решение оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации. Прошу разъяснить порядок заключения договоров между гражданами и поставщиками энергоресурсов.

Отвечает прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан Папанов С.В.: Жилищным кодексом РФ (ч. 7.1 ст. 155) предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

С 01.09.2012 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила). Указанным правовым актом установлен порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, закреплены права и обязанности исполнителя (в данном случае, исполнителем коммунальной услуги будет непосредственно ресурсоснабжающая организация).

Так, согласно пункту 25 Правил для заключения в письменной форме договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления с ресурсоснабжающей организацией собственник жилого помещения в многоквартирном доме подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, по месту ее нахождения, по почте или иным согласованным с ресурсоснабжающей организацией способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее необходимую информацию о потребителе.

Исполнитель, получивший заявление и прилагаемые к нему документы, обязан их зарегистрировать в день поступления, сделать на втором экземпляре заявления отметку о дате принятия заявления и прилагаемых к нему документов и передать их заявителю. Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в 2 экземплярах (пункт 23 Правил).

При этом, согласно пункту 30 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий (действий, свидетельствующих о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор) считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами (пункт 7 Правил).

Такой механизм оплаты напрямую в ресурсоснабжающую организацию исключает возможность образования задолженности управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов, что напрямую влияет на бесперебойное предоставление коммунальных услуг потребителям-гражданам.

Органами прокуратуры выявлялись факты неправомерного расходования должностными лицами управляющих организаций денежных средств, полученных от населения в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги.

В частности, только в истекшем периоде 2014 года по инициативе прокурора г. Курска возбуждено 2 уголовных дела в отношении ООО «Чистый Курск» и ООО «УК Виктория», которыми более 3,3 млн. рублей, полученных от граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг, в ресурсоснабжающие организации перечислены не были, а израсходованы на иные цели.