Справочно библиографическая работа и информационное обслуживание читателей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры

  1. Оптимизация информационно-библиографического обслуживания ученых и специалистов

    Документ

    Библиотеки Язык предметных рубрик Информационно - библиографиче­ское обслуживание ученых с использованием ре­сурсов Интернет Информационно -библиографиче­ское обслуживание Научные работники Сетевые...

  2. Информационные технологии (5)

    Конспект

    ... Виды обрабатываемой информации Виды информационных ... обслуживания покупателей через Интернет информационные ... их хранение и реализацию помощь и обслуживание ... библиографические ...

  3. Информационные технологии (11)

    Конспект

    ... Виды обрабатываемой информации Виды информационных ... обслуживания покупателей через Интернет . 6. Авторские и интегрированные информационные ... их хранение и реализацию ; монтаж, эксплуатацию, ремонт; техническую помощь и обслуживание ... библиографические ...

  4. Информационный отчет мук «ростовская-на-дону городская цбс» за 2010 год

    Отчет

    Других видов (указать вид и... Интернет , справочно-библиографического аппарата и фонда. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание ... информационная поддержка, реализация творческих возможностей» – МНО ЦГБ им. Горького; «Библиотека – в помощь ...

  5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС за 2011 год Ростов-на-Дону 2012 Содержание

    Отчет

    Библиотек 123 1.1.3 других видов (указать вид и количество) 81 ... Интернет , справочно-библиографического аппарата и фонда; Справочно-библиографическое и информационное обслуживание ... процессе реализации программы «Библиотека – в помощь преподавателю...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История появления и развития первых компьютерных справочно-правовых систем. Консультант Плюс как самая распространенная компьютерная справочно-правовая система в Российской Федерации. Краткий обзор популярных справочно-правововых систем Гарант и Кодекс.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2014

    Структура справочно-поисковых систем сети Интернет, работа механизмов поиска. Сравнительный обзор справочно-поисковых систем (Gopher, WAIS, WWW, AltaVista, Yahoo, OpenText, Infoseek). Поисковые роботы, наиболее популярные справочно-поисковые системы.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Справочно-правовые системы как особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Назначение справочно-правовых систем. Коммерческие и государственные системы в России и СНГ.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

    Назначение и история развития справочно-правовых систем в России. Современные методы обучения. Описание возможных средств разработки и обоснование выбора среды разработки. Общие сведения о программном продукте, его описание, основные требования.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2014

    Организация и эволюция развития поискового аппарата электронного каталога библиотеки. Функции и структурные особенности справочно-библиографического аппарата. Электронные каталоги библиотек г. Омска. Общий функционал программного обеспечения OPAC.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Изменения в традиционном справочно-библиографическом обслуживании. Появление виртуального справочного обслуживания. Технологические аспекты реализации на примере ВСС РНБ "Спроси библиографа". Особенности аудитории удаленных пользователей библиотек.

    реферат , добавлен 11.12.2010

    Возможности российских справочно-правовых систем и история их развития. Системы, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств. Интегрирование бухгалтерских программ и правовых баз.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2009

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) на протяжении многих лет остается одним из важнейших направлений деятельности в библиотеке. Необходимым условием успешной работы библиотеки является эффективная работа информационно-библиографической службы. В процессе справочно-библиографического обслуживания наиболее полно используется технический потенциал библиотеки, но это совсем не умаляет роли карточных каталогов и картотек в информационном обслуживании.

Выполнение библиографом запросов читателей традиционно базируется на справочно-библиографическом фонде (СБФ) и справочно-поисковом аппарате (СПА) библиотек. Основным местом реализации традиционной модели СБО всегда был и до настоящего времени остается библиографический пункт, обычно расположенный в доступном для читателей месте. Дежурящие на пунктах высококвалифицированные библиографы отвечают на любые запросы пользователей -- от простых до сложных запросов, требующих специальных библиографических разысканий. Обслуживание базируется на фонде справочно-библиографических изданий, использование которых позволяет им выполнять все типы справок (тематические, уточняющие, фактографические, адресные и методические). Такая модель обслуживания. характерная как для зарубежных, так и для отечественных библиотек. просуществовала многие десятилетия. Библиографический пункт стал своеобразным символом простоты и равенства информации, а также гарантией определенного уровня обслуживания. Однако внедрение современных информационных технологий, одновременный количественный рост потоков электронных и традиционных документов, увеличение количества запросов, изменение и усложнение информационных потребностей пользователей в соединении с постоянным дефицитом высококвалифицированных кадров заставляет по-новому взглянуть на организацию справочного обслуживания.

Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все структурные подразделения, обслуживающие читателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографического аппарата. Библиографический запрос принимается в устной (лично и по телефону) и письменной форме. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевое назначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.

Чрезвычайно важно оценить состояние фондов школьных библиотек, их соответствие образовательным и воспитательным задачам модернизации содержания образования. Следует отметить, что в структуре фондов школьной библиотеки все большую роль играют фонды нетрадиционных носителей информации: аудио-, видео-, электронные издания. Именно школьная библиотека должна дать возможность доступа к самой разнообразной информации, предоставить широкие возможности всем участникам образовательного процесса (педагогам, школьникам, родителям) формировать информационную культуру, культуру умственного труда, развивать логическое и творческое мышление, используя на практике достижения новых информационных технологий. Создание медиатек на базе библиотек, формирование библиотек-медиатек - это наиболее научно разработанный в настоящее время путь развития школьных библиотек.

библиографический обслуживание школьник чтение

В последнее время в библиотечной практике не пользуются методами руководства чтением, ибо считают, что принцип свободы в получении информации в библиотеке реализуется через самостоятельный выбор читателем ассортимента и объема необходимой литературы. Исключение функции консультанта, методиста, воспитателя книжной культуры из профессиональной деятельности библиотекаря, превращает массовую библиотеку из культурно-информационного центра в простое книгохранилище.

На сегодняшний день снижение интереса к чтению вызывает тревогу у всех, кто занимается этой проблемой профессионально. Физиологами установлено, что у не читающих людей снижена скорость биотоков в мозгу. Неработающий в полную силу мозг ослабевает, атрофируется, заболевает. Именно чтение, более чем что-либо дает максимальную нагрузку мозгу человека, спасает его от узости представлений, а вместе с тем от душевной черствости, от нетерпимости, от интеллектуального оскудения. Следствием неумения читать является как минимум функциональная неграмотность, т.е. неспособность гражданина цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и жизненные обязанности. Навык самостоятельного чтения формируется с детства, именно с детства закладываются необходимые читательские умения. Чтение книг - это особый вид общения, беседы между автором и читателем, а посредником при этой беседе является текст. Содержание текста - это взгляд автора на мир, его умение выразить этот взгляд словами, делающими этот текст увлекательным и понятным читателю. Но для школьника понимание текста - очень трудоемкая работа. Слово - знак вторичной сигнальной системы, но именно в слове собираются все наши ощущения, восприятия, чувства. Оно лежит в основе чтения. Отсутствие специальной подготовки в работе с книгой приводит к тому, что ученик охладевает к учебе вообще.

Почему школьники так мало читают, как сделать класс читающим, как дойти до каждого, чтобы чтение стало интересным и нужным занятием, как научить ребят думать, воспитывать в них неутомимую потребность в чтении? Не секрет, что значительная часть школьников кроме учебников читает только то, что рекомендует учитель или то что «модно». Наиболее успешно руководство чтением осуществляется на уроках внеклассного чтения. Для планирования таких уроков большое значение имеет отбор книг. Это должны быть произведения доступные и интересные школьнику.

Данные социологов:

· Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%.

· А тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%

· 40% читают книги от случая к случаю.

За эти годы произошло падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004-только 20%. (Книжное обозрение,№39, 2005 г.).

Интерес-это единственное из всех мотивов, который обеспечивает влияние книги на читателя. Многие считают телевидение не только конкурентом книги, но и из-за обилия вредной информации-главной помехой воспитания в целом Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Необходимо от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника - предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла. Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер, но через Интернет школьнику открыт доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, ребенок может получить оперативную информацию по любому вопросу. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать, создавать информацию. Вместе с тем, компьютер используется ребенком во вред самому себе, когда он просиживает часы за компьютерными играми.

Художественная литература становится для подростка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания - самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы для подростка, который озабочен поиском своего «я».

Итак, разобраться в праве, читать или не читать сам ребенок, пока он мал, не может, помочь, пробудить интерес к чтению лучших книг, научить читать - задача взрослых, родителей, учителей, библиотекарей, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры, за воспитание интеллектуального развитого поколения.

7.2 Справочно -библиографическое обслуживание индивидуальных пользователей и коллективных абонентов. Развитие системы СБО с использованием ИТК.Основной целью деятельности библиотек системы в справочно – библиографическом обслуживании является качественное информационное и справочное обслуживание читателей и пользователей библиотек.

Для достижения поставленной цели библиотеки системы выполняют следующие задачи:


  • Оперативное, полное, качественное предоставление информации в области общественно-политических, социальных и гуманитарных наук;

  • Информационно-библиографическое и справочное обслуживание пользователей на основе традиционных и современных информационных технологий, включая ресурсы Интернет;

  • Повышение информационной культуры пользователей;

  • Методическая помощь библиотекам системы по информационно – библиографическому обслуживанию;

  • Информационная поддержка социально – значимых проблем;

  • Подготовка и издание библиографических и информационных материалов;

Для реализации поставленных задач библиотеками системы осуществляются следующие функции:


  • Консультативная помощь пользователям в работе со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

  • Индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с документами;

  • Оказание библиографической, методической, консультационной и практической помощи библиотекам системы;

  • Информационная деятельность;

  • Выполнение уточняющих библиографических справок на документы;

  • Выполнение фактографических справок;

  • Выполнение справок о наличии документов в других библиотеках;

  • Составительская и издательская деятельность;

В течение отчетного периода библиотеками выполнялись библиографические запросы различного характера. Согласно статистическим данным в 2015 году было выполнено 13302 библиографических запроса. По сравнению с 2014 годом это на 3280, справок больше.


2015 г.

Всего

Тематические

Адресные

Фактографические

Уточняющие

ЦБС

13302

9451

1655

1493

719

ЦБ

9190

6976

1432

481

301

По сравнению с 2015 годом наблюдается увеличение количества справок. По-прежнему наибольшее количество справок – тематического характера. Это связано с тем, что чаще всего пользователи обращаются в библиотеку с запросами связанные с образовательными программами (право, экономика, экология, философия, психология…) для написания рефератов, курсовых, дипломных работ, контрольных, сообщений на определенную тему.

Основными потребителями справочной информации, по-прежнему, являются учащиеся школ, студенты Томского аграрного колледжа, ВУЗов, преподаватели школ и учреждений дополнительного образования детей. Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все библиотекари отделов обслуживания и сельских библиотек – филиалов. 70% библиотечно-библиографических справок выполняет центральная библиотека.

В ЦБС традиционно уделяется большое внимание дифференцированному обслуживанию в виде массового, группового и индивидуального информирования.
Количество абонентов информирования (группового, индивидуального)


Индивидуальное информирование

Групповое информирование

Массовое информирование

(Фронтальное библиотечное информирование)

Кол-во абонентов


Из них

кол-во аб-в ЦБ

Кол-во абонентов ЦБС


Из них

кол-во аб-в ЦБ


Выставки

Обзоры (175), публикации в СМИ (37статей), информационные буклеты, дайджесты, краеведческие календари, плакаты, экскурсии (22), буктрейлеры, видеоролики, презентации (69), WEB- сайт библиотеки (33), сайт соц. сети Одноклассники, группа «Библиотека села Подгорного» (13)

Кол-во

2015 г.

208

82

22

7

244

общее

230

Органов местной власти

2

Групп делового или профессионального обучения

В 2015 году использовались все формы библиографического информирования – индивидуальные, коллективные, массовые.

Библиотеки системы старались удовлетворить все виды информационной потребности: и учебные, и производственные, и досуговые.

В рамках массового и группового информирования были составлены и изданы библиографические пособия «малых форм»: буклеты, тематические папки, афиши.

(Буклеты:«Я думал, что поэзия игра» (к 80-летию В.И. Казанцева), «Портал Госуслуг в любом возрасте», «Кулинарные рецепты из произведений А.П. Чехова», «Десять заповедей друзей леса» и др.);

Наглядность и актуальность книжных выставок способствует формированию интереса к чтению. Радует разнообразие форм выставок: книжные выставки, фотовыставки, виртуальные выставки, выставки, посвященные разным предметам, тематические выставки - просмотры, позволяющие традиционные книжные выставки наполнить новым содержанием, чтонесомненно, делает её более привлекательной, интересной, и посещаемой.

фотовыставки: «В глазах моих небо» (к 80-летию Василия Казанцева), Листая прошлого страницы», «Известное – неизвестное Подгорное (постоянно действующая фотовыставка из истории села), «Всему начало здесь, в краю моём родном», посвящённая М. В. Андрееву (к году литературы), «Удивительный мир насекомых» и др.;

выставки - просмотры: «Эхо Чернобыля», «Самая интересная книга – 2014», «Книги нашей молодости», «Нет милее дружка, как родная матушка», «Рябиновая осень» и др.

виртуальные выставки: «Всё снится мне луг сквозь года…»

Удачной формой массового (группового) информирования являются электронные презентации, видеоролики, которые привлекают читателя наглядностью, оригинальностью, разнообразием представленного материала. В 2015 году библиотеками системы было составлено 69 презентацийи видеороликов: «Афганский вальс», «В глазах моих небо», «Терроризму – нет!», «Письмо, пришедшее с войны», «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» и др.

Информирование осуществлялось так же, посредством экскурсий, электронных и устных сообщений, обзоров, бесед, объявлений.

ЦБС плодотворно сотрудничает со СМИ, выставляет информацию на WEB – сайт библиотеки– важнейшиесоставляющие части рекламной и информационной деятельности. В течение 2015 г. на официальном сайте Чаинской МБУ «МЦБС», в районной газете «Земля Чаинская» было размещено70 статей об основных событиях жизни, мероприятиях, прошедших в библиотеках района.

Сегодня самая динамично развивающаяся среда – социальные медиа, позволяющие библиотеке быть современной, ориентированной на пользователя и расширяющая информационное пространство.

Социальные медиа делают возможным заявить о себе огромнейшей аудитории, рекламировать свои библиотеки и услуги, а также делиться информацией, интересными идеями, проектами, материалами проделанной работы, делиться своим мнением, опытом, знаниями.

Они позволяют привлечь новых пользователей, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, преодолевать географическую изоляцию.

Поэтому, в 2015 году на сайте соц. сети «Одноклассники» была создана группа «Библиотека с. Подгорное Чаинский район».

В этой группе выкладывается различная полезная информация. С первых же дней после публикации группа стала популярна у пользователей. Об этом говорит высокий рейтинг посещаемости, который виден на счётчике посещений группы. (Группа была создана в октябре 2015 г. и за период октябрь - декабрь её посетило примерно 3000 человек). Интересен, в первую очередь, видеоматериал, который ЦБ выкладывает.

В 2015 г. были выставлены видео с творческого вечера-портрета, посвященного 80-летию нашего земляка, знаменитого поэта современности Василия Казанцева, видео с творческого вечера ещё одного нашего поэта-земляка – Михаила Андреева. Замечательна виртуальная выставка-вернисаж работ учащихся ДХШ на стихи Василия Казанцева «Все снится мне луг сквозьгода…», фотоальбомы «Интересные моменты библиотечной жизни», «Из жизни библиотеки» (более 100 фотографий) и др. В будущем планируется продолжать вести этугруппу и расширить рамки информирования.

Преимуществом СМИ, WEB – сайта, социальных медиа является оперативность выхода материала, доступность, возможность обсуждения и обратная связь.

На протяжении многих лет стабилен состав абонентов группового информирования: детские дошкольные учреждения, коллективы средних школ, коллективы музыкальной и художественной школ, коллективы, объединённые по увлечениям (садоводы, рукодельницы, любители прекрасного, автолюбители и др.), коллектив ДК, группа делового или профессионального обучения (библиотекари ЦБС).

Надо отметить, что вотчетном году в ЦБС увеличилось число группового информирования (см. диаграмму).

Это связано с возросшим числом желающих (в большинстве это люди пенсионного возраста) пройти начальный курс обучения по пользованию ПК (такая группа появилась в ЦБ «Информационные технологии»). Объединение людей в клубы по общим интересам и увлечениям тоже указывает на увеличение данного показателя («Всё о рыбалке», «Народный доктор», «Погода и народные приметы»(Бундюрская сельская библиотека)).

Групповое информирование велось с помощью книжных выставок, обзоров, устных сообщений, презентаций, издательской продукции (буклеты, рекомендательные списки литературы), консультаций, обучения. Здесь можно отметить активную деятельность ЦБ, Варгатерской, Усть–Бакчарской,Ново-Коломинской,Гришкинской, Бундюрскойбиблиотек-филиалов.

Темы информирования: Информация о поступлении новой литературы, информационная грамотность, ведение личного подсобного хозяйства, тема садоводства, рукоделия, по профессиональной деятельности для группы библиотекарей (это и по созданию презентаций, буктрейлеров, видеороликов, оформлению к/выставок, поиску информации в Интернете) и др.

Такие формы группового информирования, как День специалиста, День библиографии не являются для библиотек нашей системы приоритетными (что видно из отчетов) в виду отсутствия поступлений новой отраслевой литературы, библиографических указателей (поступления за 2015г. – 0). Если книги библиотека и приобретает, по каким-то отраслям знаний, то это, как правило, 1-2 экз. И в данной сложившейся ситуации речь может идти скорее об индивидуальном информировании читателя, чем о групповом.

Абонентами индивидуального информирования являются воспитатели, преподаватели, специалисты отдела образования, госслужащие, представители малого бизнеса, учащиеся средних школ, студенты, пенсионеры.

Большее количество информации для индивидуальных абонентов подбирается через Интернет, используются услуги Межбиблиотечного абонемента и Электронной доставки документов. Они получают интересующую их информацию по телефону, предлагаются буклеты. А также информирование абонентов осуществляется при личном общении. Запросы самые разнообразные. Много запросовсвязанных с учебной и преподавательской деятельностью.В отчетном году была отмечена особая популярность среди пенсионеров такого вида информации, как информационные технологии.

Библиотека работает с людьми, ограниченными возможностями по здоровью, что позволило выработать доверительные формы общения с этой группой читателей. Практикуется индивидуальное обеспечение информацией и доставка литературы на дом. При центральной библиотеке работает пункт выдачи для слабовидящих. Здесь выдаются «говорящие книги», которые скачиваются со специального сайта http://www.av3715.ru ТОУНБ им. А. Пушкина. В 2015 г. было выдано – 142 книги.

Каждая библиотека ЦБС ведет картотеку индивидуальной и групповой информации.

В информационном обслуживании пользователей использовались:


  • печатные источники (фонд ЦБС);

  • фонды периодических изданий;

  • фонды ТОУНБ им. Пушкина (ЭДД, МБА);

  • электронные ресурсы библиотеки: электронный каталог (ЭК);

  • полнотекстовые базы данных (СПС «Консультант+»;

  • собственная краеведческая база данных «Исток»);

  • Интернет;

  • электронная почта;

  • собственные БД законодательства местных органов власти, которые складываются из печатных источников и предоставляются сельскими поселениями, Думой и Администрацией Чаинскогорайона;

  • полнотекстовая БД на CD-ROM;

  • веб-сайт библиотеки.
Трудности, возникающие в процессе справочно - библиографического и информационного обслуживания при выполнении запросов:

Сложность библиографического информирования для библиотек системы состоит в том, что требуется оперативность и регулярность доведения новой библиографической информации до потребителя, а это невозможно ввиду недостаточного финансирования на пополнение фондов библиотек системы (книжного, фонда периодики). Эта сложность была и остаётся актуальной для всей ЦБС.

Так как процессы библиографического обслуживания постепенно перемещаются в Интернет, то сегодня информационно-библиографическая работа ЦБ и ряда сельских библиотек строится в большей степени на работе с новыми компьютерными технологиями. Трудности в этой сфере возникают в том, что ещё не во всех сельских библиотеках есть компьютеры, низкая скорость Интернета и то, что сельские библиотекари только изучают методы поиска информации в сети Интернет и осваивают навыки анализа и синтеза полученной информации.
Развитие системы СБО с использованием ИКТ.

Быстрый рост и динамичное развитие информационно-коммуникативных технологий в библиотеках повлияли на ресурсную базу и функции справочно-библиографического обслуживания (СБО). В настоящее время в Чаинской ЦБС справочно-библиографическое обслуживание активно развивается на основе информационных технологий.

Сегодня можно использовать собственный электронный каталог, который входит в систему каталогов ЦБС,обращаться онлайн к электронным сводным каталогам, различным БД, пользоваться электронной почтой для переписки и выполнения/получения справок, осуществлять электронную доставку документов,обращаться к электронной цифровой библиотеке, к инсталлированным документам («Консультант +») и т. д

Современной формой обслуживания пользователей и оперативным каналом доступа к информации и библиотечным ресурсам становится имеющейся веб-сайт библиотеки. На нем представлена работа библиотеки: услуги ее отделов, информация о фондах, каталогах, ресурсах. Постоянно идет наполнение разделов сайта библиотеки: «Новости», «Выставки». Сайт стал новым инструментом информационного обслуживания, решая задачу обеспечения свободного доступа к электронному каталогу библиотеки, расширенным информационным ресурсом библиотеки.

В последние годы наряду с традиционными изданиями появились документы на электронных носителях: СD-ROM,широкое распространение получили полнотекстовые БД СПС «Консультант+», которые ежедневно автоматически обновляются; собственная краеведческая полнотекстовая база данных «Исток», которая пополняется из районной газеты «Земля Чаинская» и из областных и Российских периодических изданий (общий объём записей – 1722), краеведческие ресурсы на электронных носителях, краеведческий цифровой продукткак для пользователей в стенах библиотеки, так и для удалённых пользователей.

Воплощением новых форм справочно-библиографической работы в ЦБС является организация виртуальной справочной службы. В 2014 г. ЦБС присоединилась к Виртуальной справочной службе ТОУНБ им. Пушкина: корпоративная электронная справочная служба «Задать вопрос библиографу».

На сайте библиотеки функционирует раздел «Обратная связь», в котором посетители сайта задают вопросы. Тематические запросы выполняются из фондов библиотеки, данных районного архива. Виртуальная справочная служба позволяет осуществлять работу с удаленными пользователями. В отчётном году было удовлетворено – 6 запросов удаленных пользователей.

Библиотека ЦБС предлагает:


  • Полнотекстовые БД СПС «Консультант+», которые ежедневно автоматически обновляется;

  • Собственную краеведческую полнотекстовую базу данных «Исток», которая пополняется из районной газеты «Земля Чаинская» и из областных и Российских периодических изданий;

  • Собственный электронный каталог;

  • Электронный каталог ТОУНБ им Пушкина и др. библиотек;

  • Полнотекстовая БД на CD-ROM;

  • Удаленные ресурсы Интернет;

  • Электронная доставка документов

  • Вебинары

  • Веб-сайты библиотек

  • Краеведческие ресурсы на электронных носителях;
Для читателей МБУК «МЦБС» предоставлено 23 (10 – ЦОД) компьютеров для работы с электронными изданиями и онлайновыми ресурсами Интернет (2 рабочих места для читателей – детей в ДБ).

Кол-во справок, выполненных с помощью ИКТ


2015 год

Электронные ресурсы

Кол-во справок

Интернет ресурсы


Полнотекстовая краеведческая база Исток»

157

Электронный каталог


корпоративная электронная справочная служба «Задать вопрос библиографу».

2

«Обратная связь» - выполнение справок с сайта МБУК «МЦБС»

4

Электронный каталог ТОТОУНБ им.А.С.Пушкина


108

Информационное обеспечение инвалидов по зрению

142

электронная доставка документов

-

Обслуживание по телефону, факсу, эл. почте, ICQ

63

Полнотекстовая БД на CD-ROM

1366

«Консультант +»

1053

Всего

9725

Динамика информационных запросов

Имеющейся вышеперечисленный в ЦБС электронный информационный потенциал позволяет полномасштабный доступ пользователей к информационным ресурсам библиотеки, и не только в локальном режиме, но и в удаленном. Справочно-библиографическое обслуживаниенаселенияс применениеминформационных технологий открывает новые комфортные условия для работы с читателями (пользователями), способствует получению результатов СБО в удобном электронном виде, минимизации временных затрат пользователей, пользующихся услугами СБО.

Справочно- информационное обслуживание: новые технологии

Введение

Глава1 Справочно – информационное обслуживание: новые технологии

1.1. Представление о справочно – информационном обслуживании

1.2 Новые технологии в библиографическом обслуживании

ВВЕДЕНИЕ.

Библиографическая деятельность – область документально-ин-формационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации, т. е. всестороннее обеспече-ние (выявление, удовлетворение и формирование документаль-ных информационных потреб-ностей), осуществляемое в на-учно-вспомогательных, произ-водственных, воспитательных, пропагандистских и иных целях библиотеками, органами НТИ, издательствами и другими об-щественными институтами в системе документальных комму-никаций; с системной точки зре-ния охватывает процессы (биб-лиографирование, библиографи-ческое обслуживание и др.), ор-ганизационные формы, субъек-ты, объекты, результаты и сред-ства.

Библиотечно-библиографическое обслуживание - это деятельность, осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиографическую и фактографическую информацию, сами документы или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, производственных, образовательных и других потребностей.

Именно обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех других подразделений библиотеки, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния.

Комплектование фонда, обработка документов, создание СБА, подключение к компьютерной сети должны строиться так, чтобы обеспечивать бесперебойную работу отделов обслуживания.

Библиографическое информирование- регулярное библиографи-ческое обслуживание без за-просов и (или) в соответствии с долговременно действующими запросами.

Исторически первоначальные формы библиографической инфор-мации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, вместе с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библио-графического описания книг и, наконец, выделяется в особую об-ласть профессиональной человеческой деятельности. В ходе исторического усложнения библиографической деятель-ности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библио-графической деятельности неизбежно начинается процесс разделе-ния труда. Разграничи-ваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание,.

Цели библиографической деятельности чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.

Наиболее общей конечной целью является содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Эта цель дифференцируется (конкретизируется) в понятиях основных общественных функций библиографической информации, которые, представляя собой способы достижения конечной цели библиографической деятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели (найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются еще более конкретные цели, свя-занные с различными участками и направлениями библиографичес-кой деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, их субординация и координация практически беспредельны. Насколько сложны и разно-образны сама библиографическая деятельность и ее связи с окружа-ющей действительностью, настолько сложны и разнообразны цели, которые ставят перед собой библиографы.

Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности, являющейся по своей сути культурной, состоит в духовной самореализации личности. Библиотека помогает ее осуществлению, содействуя развитию индивидуальных способностей, благодаря чему пользователь библиотеки усваивает и преумножает накопленный человечеством жизненный опыт

Объект исследования: Библиографическое информирование в Тасеевской ЦБС.

Предмет исследования: Направления деятельности и виды библиографического информирования в Тасеевской ЦБС.

Задачи:

1. Изучить организацию справочно-информационного обслуживания (СБО).

2. Выявить основные формы и методы организации библиографического информирования.

Гипотеза: Эффективность использования библиографического

Глава 1. Справочно-информационное обслуживание: новые технологии.

Шаг за шагом, постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не только самых крупных федеральных и областных библиотек, но и городских и даже сельских. В то же время многие библиотеки еще только приступают к компьютеризации, и выражение «Организация локальной сети» звучит для их сотрудников непривычно и пугающе.

Еще в 80-егг. страна не думала о таком буме информационных технологий. Обслуживание читателей традиционными методами составляло предмет особой гордости. Непременной составной частью библиографической работы библиотек всех систем и ведомств являлось справочно-библиографическое обслуживание (СБО), которое предполагает наличие конкретных (разовых) запросов., с ними в библиотеку обращаются отдельные читатели или коллективные абоненты. Библиотека обязана удовлетворить запрос или оказать содействие в поиске ответа за пределами данной библиотеки. СБО часто называют библиографическим обслуживанием в режиме «запрос- ответ». Сегодня многие библиотеки, не имеющие компьютеров, работают в этом режиме. Цели обращения в библиотеку с запросами очень разнообразны. Это- самообразовательные, учебные, производственные, научные.

Первоочередным требованием к СБО является достижение максимально возможной оперативности удовлетворения запросов в сочетании с высоким качеством выдаваемых читателям справок. Качество справки, прежде всего, измеряется ее релевантностью (степенью соответствия найденной библиографической информации запросу читателя) и пертинентностью (степенью соответствия выданной библиографической информации действительной потребности читателя).

Качество и оперативность справочно-библиографического обслуживания зависит от следующих факторов: состояния справочно-библиографического аппарата библиотеки; уровня координации и взаимодействия библиотек в области справочно-библиографического обслуживания; квалификации и опыта библиографа; уровня библиографической грамотности читателей.

Потребность в справочно-библиографическом обслуживании возникает у читателя тогда, когда другие каналы получения справочно-библиографической информации не оказывают ему необходимой помощи. Чем богаче СБА библиотеки, чем лучше он организован, тем чаще читатели получают нужную им информацию.

Таким образом, библиотека на всех этапах развития Российского государства всегда играла важную социальную и культурно-просветительную роль. Наряду с выполнением своих основных функций по организации, сбору, хранению и предоставлению читателям во временное пользование рукописей и произведений печати, в советский период она вынуждена была выполнять также идеологические функции. Нельзя выпускать из виду и то, что библиотека всегда сближала под одной крышей людей разных поколений и профессий, различных мировоззрений и вероисповеданий. «И в этом она похожа,- как справедливо полагает директор Библиотеки Российской Академии наук В.П. Леонов, – на церковь, да это и неудивительно, ведь первыми хранилищами и популяризаторами книг как раз и были монастыри и церкви- источники формирования библиотечного процесса».*

В конце прошлого столетия отечественные библиотеки все больше стали превращаться в научно-информационные учреждения, в работе которых (наряду с организацией библиотечного и справочно-библиографического обслуживания) заметное место отводится научно-методическому и информационному обеспечению библиотечной деятельности.

Особенно актуальным данное направление становится в условиях формирования информационной среды российского общества и быстрого развития в последние годы общемировых процессов глобальной информатизации. Поэтому, в принятом, в 1994г. Государственной думой Федеральном законе «О библиотечном деле» библиотеку определяют как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее

организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам»

В условиях информационной революции, все больше затрагивающей и библиотечные вопросы, в последнее время в Российские библиотеки внедряются компьютеры, даже в сельские библиотеки.

Сейчас, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации. С внедрением новых технологий в библиотеки, качественно улучшилось и обслуживание читателей. Появился новый термин «информатизация». В последнее время говорят «Справочно-информационное обслуживание». Рассмотрим, что означает данное понятие.

Представление о справочно-информационном обслуживании.

Ресурсы социальной информации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных, экономических и культурных проблем заключается в том, как найти, получить нужную информацию.

Другими словами это проблема разрыва между накапливаемой информацией и ее использованием. При наличии в обществе многих миллиардов документов, миллионов баз данных, человек часто не получает ответа на свой вопрос (запросы на которые потенциально можно предоставить информацию). Можно назвать разные причины, почему это происходит: все возрастающий объем информации, с которой трудно справиться, низкий уровень технической оснащенности библиотек, а также отсутствие координационной связи между библиотеками разных структур и ведомств (не везде даже в крупных библиотеках есть факсы); недоступность накапливаемой информации для читателей, слабая их информированность, низкая информационная культура для читателей (неумение сформулировать запрос, осуществлять поиск и т. п.), а также недостаточная квалификация библиотечных работников.

см. О библиотечном деле: Федеральный закон РФ. Принят Гос. Думой 23 декабря 1994г. // Библиотека и закон. Справочник. – М., 1996. с. 37

Для того, чтобы получить необходимую информацию читатели и обращаются в библиотеку. Деятельность, которая обеспечивает удовлетворение информационных потребностей людей, есть информационное обслуживание (информационный сервис).

Библиотеки специально созданы для информационной деятельности, в рамках ее функционально (иногда и организованно) выделено справочно-информационное обслуживание, которое существует в режиме вопрос- ответ.

Следует отметить, что библиотеки осуществляют долгосрочную кумулятивную функцию (т.е. собирают, организовывают и длительное время хранят документальную информацию) и трансляционную функцию, которая реализуется в процессе справочно-информационного обслуживания. Данная функция содействует распространению информации, обеспечению доступа читателей к накопленным информационным ресурсам, удовлетворению их информационных и культурных потребностей.

Кроме того библиотеки предоставляют, главным образом, документы и информацию широкого распространения для разнообразных групп населения (что не исключает хранение и выдачи некоторыми библиотеками рукописных материалов).

Итак, термин «информационное обслуживание» в ГОСТе 7.0.-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» определяется как «обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг» (5, с.4).

Предоставление информационных услуг пользователям- один из общих признаков, характерных для библиотек (и других учреждений), занятых обслуживанием читателей. Информационная услуга трактуется в ГОСТе 7.0.-99 как «предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу» (5, с. 5). Отметим следующие ее свойства- полезность, способность облегчить доступ к информации, расширить возможности ее выбора, интеллектуальный характер услуги, неотделимость от исполнителя и т. п.

В каждой библиотеке свой набор информационных услуг- это предоставление документов во временное пользование, выполнение справок, тематический подбор литературы для рефератов, дипломных, курсовых, составление сценариев и т. п.

В последнее время в библиотеках широко используется такая услуга, как копирование документов, позволяющая не выдавать документы во временное пользование, а продавать копии документов.

Таким образом в ходе справочно-информационного обслуживания посредством выполнения услуг удовлетворяются потребности читателей в информации (информационные потребности), -это второе общее свойство справочно-информационного обслуживания. Потребности бывают: познавательные, учебные, профессиональные и др.

Третья черта справочно-информационного обслуживания- это обеспечение доступа пользователей к информации. В библиотеках создаются информационные ресурсы- информационный фонд, справочный аппарат в виде БД, каталогов и т. п., являющихся необходимым условием для справочно-информационного обслуживания.

Итак, цель справочно-информационного обслуживания- удовлетворение информационных потребностей читателей разной направленности (книга, информация, справка и др.).

Следует отметить, что в структуру информационного обслуживания, согласно ГОСТу 7.0 -99 (раздел 3.2.2) входит библиографическое, включая справочно-библиографическое, обслуживание, и библиотечное обслуживание., в том числе внестационарное библиотечное обслуживание (5, с. 4). Это означает, что в стандарте понятие «информационное обслуживание» мыслится как обобщающее по отношению к библиографическому и библиотечному обслуживанию. В терминологическом словаре «Библиотечное дело» (4), библиотечное обслуживание и информационное обслуживание рассматриваются изолированно. Между тем, пользователь- один: он может обратиться и в библиотеку и в информационный центр, и ему должна быть предоставлена информация, независимо от ее местонахождения.

Характер запроса определяет выбор вида информационного обслуживания. В ГОСТе 7.0-99 представлены такие виды обслуживания, как справочно-библиографическое (разновидность библиографического, реализуется в ответ на просьбу о библиографических сведениях), информирование (библиографическое информирование, индивидуальное, групповое, массовое информирование), информационное обеспечение (информационно-библиографическое обеспечение), которые направлены на получение пользователями информации по так называемому «постоянному информационному запросу». Упоминание этого термина имеется в дефиниции «избирательное распространение информации» в ГОСТе 7.73- 96 «Поиск и распространение информации (6).

Необходимо отметить, что в разделе «Информационное обслуживание» ГОСТа 7.0- 99 представлены услуги: «информационная услуга», «библиотечная услуга», «библиографическая услуга», «»библиографическая справка», «фактографическая справка» и др. Понятие «информационная услуга» имеется также в законе «Об участии в международном информационном обмене» (5).

Отражены в стандартах и некоторые организационные формы обслуживания- «библиотечный абонемент», «заочный библиотечный абонемент», «межбиблиотечный абонемент», «библиотечный читальный зал», «фонотека», «фильмотека», «фототека», «видеотека» (возникшие в течение ХХ века). (5)

Новые формы организации обслуживания определены в ГОСТе 7.73-96: служба экспресс- информации, служба сигнальной информации, служба избирательного распространения информации (ИРИ), служба реферирования, служба обзоров. (6)

Следует отметить, что в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» и в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», определены термины «международный информационный обмен», «средства международного информационного обмена», «информационная безопасность» и др. (12, 14).

Таким образом, в связи с введением нового термина «информационное обслуживание» произошли изменения и в стандартах, и в законах. Следовательно, будут приняты и разработаны еще новые ГОСТы и законы, в которых будут отражаться дальнейшие изменения в информационной деятельности.

Последнее десятилетие (в передовых странах ранее) характеризуется проникновением информационной деятельности во все сферы жизни.

Современная цивилизация при всех ее социальных, этических, экологических и других проблемах отличается ростом аудиовизуальной и информационной культуры, высоким уровнем информационной деятельности, переживающей подъем- новое качество, связанное, прежде всего с внедрением новейших информационных технологий.

Новые технологии в библиографическом обслуживании.

Развитие новых технологий в последнее десятилетие ХХ века в новом, постиндустриальном обществе, массовое использование ресурсов Интернет в повседневной и научной жизни привели к существенным изменениям как в представлениях людей об окружающем их мире, так и в профессиональной деятельности.

Сегодня, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации.

С внедрением в работу библиотек новых компьютерных технологий, справочное обслуживание читателей вышло на новый уровень: за последние 2-3 года потребность в информации на электронных носителях значительно возросла. Использование электронных каталогов позволяет осуществлять быстрый поиск по любому из элементов описания документа или их комбинациям, а также выполнять сложные читательские запросы

Следует отметить, что эффективность использования совокупного информационного потенциала зависит, прежде всего, от качественной структурной организации библиографических ресурсов и оптимального их использования. Об этом свидетельствует опыт библиотек Сибири и Дальнего Востока, где ГПНТБ СО РАН сумела внедрить интеграционные основы в библиотечно-библиографические процессы. Эффективно используются новые технологии: богат набор электронных каталогов, баз данных, в том числе содержащих документальную информацию по всем аспектам природных ресурсов, экономики, культуры, науки, истории региона. Ученые Сибири предлагают внедрить общегосударственную программу «Доступность информации», в которой разработаны меры по поддержке комплектования фондов, льготы на МБА и т. п. (16)

Оперативное получение информации независимо от места проживания или сферы деятельности в настоящих условиях возможно лишь при внедрении и развитии в библиотеках новых электронных технологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним из факторов развития образования, науки и культуры в стране, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса. К сожалению, внедрение новых информационных технологий в библиотеки, пока весьма проблематично. Многие сельские библиотеки (ЦБС), на сегодняшний день вообще не имеют компьютеров. Можно выделить три основных направления информатизации:

Автоматизация внутри библиотечных процессов;

Формирование и актуализация библиотечных информационных ресурсов, и в первую очередь электронных каталогов;

Использование сетей для передачи данных для межбиблиотечного обмена данными. (15)

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступа и реализует основные критерии качества информационного обслуживания (ИО)- полноту и оперативность получения данных. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития библиотек признано использование электронных ресурсов: базы данных (БД), в том числе полнотекстовые; организация удаленного доступа; оптимизация электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п.

В настоящее время библиотекам, как российским, так и зарубежным, очень трудно приобретать все печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно возрастают. Благодаря широкому распространению библиографических БД информация о необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках.

Поиск альтернатив и путей решения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современных информационных технологий, называемых электронной доставкой документов (ЭДД). Эта служба ЭДД предоставляет электронные копии документов, которые хранятся в библиотеке, а также отсутствующие в ее фондах материалы в виде файлов или их распечаток, полученных от организаций -поставщиков. В основном ЭДД имеются в крупных библиотеках.

Необходимо отметить, что использование баз данных «Статьи» и «Книги» позволяют быстро и качественно удовлетворять запросы читателей, выполнять справки. Опыт работы с новыми технологиями показал необходимость проведения комплекса мероприятий по нормированию процессов, связанных со справочным обслуживанием. Библиотеки проводят исследования в различных читательских группах для того, чтобы лучше знать информационные потребности читателей, а также четко планировать справочно-информационное обслуживание.

Мощную информационную систему для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первую очередь статей, материалов конференций и т. п.) выходит только в электронном виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность получения актуальной информации.

Популярность источников на традиционных носителях имеет свои причины. Большое значение имеет пугающий фактор новизны, непривычности, однако есть и более объективные основания. В частности, книги, а особенно микроформы, имеют долгий срок хранения (для серебряных фиш до 500 лет), в то время как, по мнению некоторых специалистов, длительное хранение информации в электронном виде бесперспективно: оно полностью зависит от меняющихся форматов, аппаратного и программного обеспечения.

Между типами информации, записанной на микроформы и на электронные носители, существует смысловая разница: на микрофишах и микрофильмах осуществляются ретроспективные и оригинальные (т.е. ранее не издававшиеся) публикации, в то время как полнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной, актуальной информации.

Итак, автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно, оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышать их информационную культуру- это и есть основная цель любой библиотеки.

Сегодня для повышения эффективности информационно-библиографической деятельности необходимы высококвалифицированные кадры в совершенстве владеющие компьютерами.

Все более глубокое внедрение компьютерной культуры в профессиональную культуру библиотечно-информационного специалиста требует существенных изменений в содержании образования. Не первый год библиотечный факультет называется библиотечно-информационным, что предполагает изменение ориентиров в наборе специализаций и квалификаций, наполнении учебных планов, содержании самих дисциплин в применяемых формах преподавания и обучения, оснащении учебного процесса. (7).

Несмотря на то, что внедрение компьютерных технологий- приоритетное направление деятельности библиотек, существует немало проблем, связанных с автоматизированным обслуживанием потребителей. Самая острая- нехватка техники и средств на ее приобретение, а также сотрудников для ввода информации (высококвалифицированных специалистов, как уже отмечалось выше).

Итак, интенсивное внедрение информационных технологий во многом изменило направление обслуживания читателей. Поэтому необходимы новые подходы для организации справочного обслуживания, переосмысление его места и роли в общей структуре библиотеки. С внедрением новых технологий в библиотеки следует отметить: высокую информативность, оперативность предоставления информации, комфортность и сервис справочно-информационного обслуживания.

Таким образом, наличие высококвалифицированных кадров, оснащение библиотек средствами автоматизированного поиска, переработка, передача и распространение информации сделает возможным подключение их к национальным и международным банкам и базам данных, что позволит превратить библиотеки в подлинные центры, обеспечивающие доступ к мировым информационным ресурсам потребителей- читателей на любом уровне. Применение новых технологий в библиотеках способствует качественному справочно-информационному обслуживанию читателей.