Презентация что такое информационная культура. Презентация на тему "информационная культура"






Культура (лат. cultura возделывание, земледелие, воспитание, почитание) область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д.лат.культ подражаниесубъективностихарактеранавыковумениязнаниймаркеромцивилизаций культурологиипериодовэпохспособов производствапроизводственных отношений


"Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества" (Эдуард Барнетт Тейлор)


" Культура есть информационный бассейн, а индивидуум - активный пловец. С точки зрения эволюционной психологии культура является водоемом различных категорий информации, обрабатываемой мозгом различными способами. Индивид отбирает информационные единицы, "редактирует " их, модефицирует, и, самое главное, использует их. (Джером Баркоу)







Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект- субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей. (Соснина Т.Н., Гончуков П.Н. Словарь трактовки понятия "Информация" С.48)


Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. (Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно - культурологических исследований / Науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.; Магнитогорск, С. 57).


Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. (Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер С.3).


Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. (Хангельдиева И.Г. О понятии "информационная культура" // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, сент г.: Тез. докл. - Краснодар С.2).


Информационная культура- уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию. (Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс С.59).


Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиямСтандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям ориентирован на овладение школьниками умениями организовывать собственную информационную деятельность и выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; Овладения умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации; Вы работка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.



















Умения и качества, необходимые человеку 21-го века Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения. Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения. Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах. Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения. Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы. Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую. Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.


Памятка по проведению исследования Выбери одну из предложенных тем и укажи автора Поставь проблемный вопрос Выдвини свои гипотезы Продумай ход своего исследования Результаты оформи в виде таблицы или диаграммы Сделай выводы Не забудь указать использованную литературу





References http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= mhttp:// m _resursy_po_predmetam/literatura/urok_litera tury_i_informacionnaja_kultura_uchenika/ http://rrc.3dn.ru/publ/cifrovye_obrazovatelnye _resursy_po_predmetam/literatura/urok_litera tury_i_informacionnaja_kultura_uchenika/

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Изучив эту тему, вы узнаете: какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»; как проявляется информационная культура человека; каковы основные факторы развития информационной культуры.

3 слайд

Описание слайда:

Введение Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей. Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

4 слайд

Описание слайда:

Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.

5 слайд

Описание слайда:

Информологический подход В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

6 слайд

Описание слайда:

Культурологический подход При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

7 слайд

Описание слайда:

Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

8 слайд

Описание слайда:

Проявления информационной культуры в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

9 слайд

Описание слайда:

Факторы развития информационной культуры система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Презентация по слайдам

Текст слайда: МУК «МИБС» Библиотека им. Б. Машука Презентацию подготовила Толстых Т.С.


Текст слайда: В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы


Текст слайда: Вступив в двадцать первый век, человечество открыло новый этап развития - информационный. С.В.Симонович


Текст слайда:


Текст слайда:


Текст слайда: Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека


Текст слайда: Информационная культура - это знания и умения в области информационных и коммуникационных технологий, а также знание юридических и эстетических норм в этой сфере


Текст слайда: Информатизация общества меняет умения и навыки, необходимые для социальной адаптации


Текст слайда: Информационная культура проявляется в следующих аспектах: в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;

Слайд №10


Текст слайда: во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией, то есть уметь извлекать информацию из любого вида источника; он должен знать правовые и этические нормы информационной деятельности человека

Слайд №11


Текст слайда:

Слайд №12


Текст слайда: А для чего всё это? Чтобы не быть эмигрантами в обществе!

Слайд №13


Текст слайда:

Слайд №14


Текст слайда: Древо информационной культуры

Слайд №15


Текст слайда: Информационная грамотность – комплекс необходимых навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию

Слайд №16


Текст слайда: ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе

Слайд №17


Текст слайда: Информационное мировоззрение - система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности

Слайд №18


Текст слайда: Что характеризует ученика как информационно грамотного Умение формулировать потребность Умение искать информацию Умение отбирать и оценивать информацию Умение обрабатывать и предоставлять

Слайд №19


Текст слайда: Недоверие со стороны взрослых к возможностям детей и упрощение работы себе Что мешает ребенку на этом пути

Слайд №20


Текст слайда: Что дает молодым людям школьная библиотека Учение через получение знаний Учение через исследования Процесс четко организован, линейный Темы, по которым надо получить уже существующие знания Структура понятия задана, учащемуся нужно ее уяснить Учащиеся бывают несколько пассивны как получатели «готовых знаний» Процесс нередко имеет нелинейный, разветвленный, периодически возвратный характер и основан на постоянной рефлексии и самооценке Вопросы, на которые нет простого ответа. Ученик должен сам сделать выводы на основе найденной информации Ученик сам формирует структуру понятий Ученик должен быть активно вовлеченным и заинтересованным Потребность в знании Учащийся узнает то, что знают другие Ученик формирует собственное понимание Процесс Структура Работа ученика Глубокое понимание, основанное на концепциях и фундаментальных вопросах


Культура человека определяется: Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения людей. Способами и формами взаимного общения людей.




Это значит, что чем больше человек развивает свои умственные способности, чем больше он думает, размышляет, тем больше повышается уровень его личной культуры, и человек, занимающийся искусством или наукой должен иметь очень высокий уровень культуры, что совсем не обязательно для человека физического труда.







В связи с этим ИК человека должна проявляться в следующем: 1. В навыках использования различными техническими устройствами – от телефона до ПК и КС. 2. В способности владеть информационными технологиями. 3. В умении извлекать информацию из электронных коммуникаций. 4. В умении представить информацию в понятном виде и правильно её использовать с максимальным эффектом. 5. В знании различных методов обработки информации. 6. В умении работать с разными видами информации.




0 – не владею 1 - плохо владею 2 – владею на среднем уровне 3 - хорошо владею Семенова Саша Федоров Олег Вихрян Саша Быкова Вика 1. В навыках пользования различными техническими устройствами – от телефона до ПК и КС В способности владеть информационными технологиями В умении извлекать информацию из электронных коммуникаций В умении представить информации в понятном виде и правильно её использовать с максимальным эффектом В знании различных методов обработки информации В умении работать с разными видами информации.2222 ИТОГО:12 (67%)11 (61%) 10 (56%)


Вывод: Учащиеся нашей группы владеют информационной культурой на среднем уровне. В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась еще одна категория – информационная. Поэтому на уроках информатики мы как раз и будем формировать и повышать уровень информационной культуры.