Виды и формы планирования деятельности в доу. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп ределенный порядок, последовательность осуществления воспи тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус ловий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса явля ется та Программа, по которой работает дошкольное учреждение. Пла нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст ной группе. Основной Целью планирования является определение конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи вающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конк ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж но отвечать определенным Требованиям:

  • 1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.
  • 2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.
  • 3. Планирование воспитательной работы должно предусматри вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.
  • 4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.

Виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - это совмест ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет ского сада.

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

  • 1. Деятельность детей вне занятий
  • 2. Обучение на занятиях.
  • 3. Индивидуальная работа с детьми.
  • 4. Работа с родителями.
  • 5. Учет работы.
  • 6. Дополнения.

К плану прилагаются список детей группы, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организация как функция управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), содержание организационной деятельности его руководства. Структура и методика разработки годового плана ДОУ. Анализ методов стимулирования и мотивации деятельности педагога.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе. Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства. Логика построения управленческого цикла.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2013

    Особенности управления автономным учреждением. Характеристика дошкольного учреждения и анализ его деятельности. Анализ показателей МАДОУ "Детский сад № 37". Совершенствование управления муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2014

    Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.

    отчет по практике , добавлен 31.01.2011

    История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2009

    Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.

    отчет по практике , добавлен 24.06.2010

    Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

института переподготовки и повышения квалификации

работников образования;

, учитель-дефектолог;

, заведующий МДОУ д/с № 000 «Ягодка»,

г. Архангельск

(УДОУ, № 3-12)

В связи с введением феде­ральных государственных требо­ваний к структуре основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования (ФГТ) возникла необходимость пересмотра подходов к плани­рованию образовательной дея­тельности. Дошкольным учреж­дениям следует проанализиро­вать планирование педагогов с учетом принципов, заложенных в ФГТ: интеграции и комплекс­но-тематического подхода; с учетом десяти образовательных областей и восьми видов дея­тельности. Однако не стоит од­номоментно ломать и рушить то, что наработано годами. Необхо­димо внести изменения в суще­ствующее планирование. При этом стоит помнить, что педаго­гу сейчас намного труднее. Ав­торские коллективы выпустили новые редакции программ, мо­ниторинг, но методические по­собия остались прежние. Как педагогу сориентироваться в таком большом потоке инфор­мации?

Понятие «планирование» ши­роко представлено в методичес­кой литературе. Рассмотрим определения, предложенные разными авторами.

«Планирование - заблаго­временное определение порядка, последовательности осущест­вления программы воспитатель­но-образовательной работы с указанием необходимых усло­вий, используемых средств, форм и методов работы» .

«Планирование - принятие решений на основе соотноше­ния результатов педагогическо­го анализа с поставленной це­лью» .


«Планирование в ДОУ деятельность участников обра­зовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достиже­ния посредством совокупных средств, способов и воздей­ствий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние» .

«Планирование работы вос­питателя - вид планирования работы в ДОУ, который осуще­ствляется непосредственно вос­питателем применительно к его работе в конкретной возрастной группе» .

Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, оп­ределение наи­более точно характеризует сущ­ность планирования в соответ­ствии с учетом современных требований. Планирование от­ражает реализацию образова­тельной программы с учетом специфики группы. Таким об­разом, педагог заблаговременно определяет порядок, последова­тельность осуществления обра­зовательной работы, отмечает необходимые условия, исполь­зуемые средства, формы и мето­ды работы с детьми конкретной группы. От того, насколько про­думано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффек­тивность образовательной ра­боты в целом.

Любая деятельность, в том числе и планирование, основы­вается на определенных прин­ципах:

- коллегиальности (планиро­вание осуществляется совмест­но педагогами группы, во вза­имосвязи с педагогами ДОУ и родителями);

- систематичности, последо­вательности, регулярности педа­гогических воздействий; взаимодействия разных ви­дов детской деятельности;

- непрерывности;

- интегративности (ребенок видит мир целостно, поэтому необходима интеграция содер­жания образовательных облас­тей);

- практичности, реальности;

- учета конкретных условий.

Таким образом, план должен быть: целенаправленным, реаль­ным и прогностичным, эконо­мичным, максимально ясным, удовлетворять требованию един­ства и непрерывности, точным и гибким.

Анализ планов педагогов ДОУ позволил выявить недостатки планирования.

§ Не все задачи образователь­ной программы проходят через планирование. Зачастую выпада­ют целые направления, напри­мер, формирование «искусство­ведческих» знаний. Знакомство с творчеством художников, пи­сателей, композиторов и пр. Та­ким образом, можно сделать вывод, что программа реализу­ется не полностью.

§ Планирование часто осу­ществляется по предметному принципу, отдельным разделам, направлениям, педагог не пре­дусматривает интеграции содер­жания, интегрированных форм работы с дошкольниками (комп­лексных и интегрированных мероприятий).

§ Цели и задачи часто ста­вятся нечетко, без учета специ­фики группы. Иногда это просто переписывание задач из имеющейся методической ли­тературы.

§ Педагоги, как правило, пла­нируют однообразные формы и методы работы - рассматрива­ние, внесение игрушки и пр. Отсутствует дифференцирован­ный подход, разноуровневые задания не находят отражения в планах педагогов.

С позиции менеджмента в образовании планирование дол­жно быть представлено со стра­тегического, тактического и опе­ративного направлений.

Стратегическое планирова­ние включает программу разви­тия ДОУ, основную общеобра­зовательную программу до­школьного образования, модель выпускника.


Тактическое планирование включает годовой учебный план учреждения, рабочие программы специалистов, индивидуальные программы развития воспитан­ников.

Оперативное планирование включает календарно-тематические планы педагогов и диаг­ностические карты развития де­тей.

При выборе модели планиро­вания следует учитывать профес­сиональную подготовку каждо­го педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятель­ности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Представ­ляем вашему вниманию разрабо­танный нами алгоритм планиро­вания.

АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Аналитический этап:

- изучение вариантов существу­ющего планирования, выявле­ние положительных и отрица­тельных моментов;

2. Организационный этап:

Разработка проекта Положе­ния о планировании образо­вательного процесса;

Составление и утверждение учебного плана, расписания периодов непрерывной не­посредственной организован­ной деятельности;

Разработка циклограмм со­вместной и самостоятельной деятельности детей и педаго­гов с учетом режима дня, воз­растных и индивидуальных особенностей воспитанников;

Создание циклограмм дея­тельности специалистов со­провождения, системы взаи­модействия с педагогами групп;

Разработка календарно-тематического планирования (го­дового, недельного и пр.).

3. Практический этап:

Ведение календарного плани­рования;

Семинары, консультации по содержанию календарных пла­нов.

4. Заключительный этап:

Анализ планирования, выявле­ние недостатков, внесение изменений;

Рассмотрение Положения о планировании на педагоги­ческом совете, утверждение приказом заведующего.

На первом этапе целесообраз­но создать в ДОУ творческую группу по разработке системы планирования, в задачи которой входит изучение вариантов су­ществующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов и раз­работка проекта положения о планировании.

На этапе анализа существую­щего планирования важно обра­тить внимание на следующие моменты:

Перечень программ, реализу­емых в образовательном уч­реждении;

Обоснование соответствия выбранных программ виду ДОУ. Приоритетное направле­ние развития воспитанников в ДОУ может обеспечиваться реализацией одной или не­скольких парциальных про­грамм;

Обоснование обеспечения це­лостности педагогического процесса, единства принци­пов и подходов в процессе воспитания и образования при использовании набора программ. Принципы взаимо­действия взрослых и детей в педагогическом процессе, предусмотренные различными программами должны быть идентичными; в тех случаях, когда образова­тельная программа по одно­му или нескольким разделам дополняется парциальной программой, необходимо ус­тановить, что содержание, ме­тоды и приемы организации развития ребенка в данном виде деятельности дополняют друг друга, не содержат про­тиворечий в основных кон­цептуальных принципах, ис­ключают дублирование содер­жания;

Набор программ, используе­мый в педагогическом про­цессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ре­бенка в соответствии с требо­ваниями СанПиН. Необходи­мо предусмотреть интеграцию видов детской деятельности и образовательных областей с целью исключения пере­грузки и выполнения про­граммы.

В каждом ДОУ должны быть созданы соответствующие ус­ловия.

Соответствие уровня квали­фикации и компетентности пе­дагогических кадров. Педагоги должны знать реализуемую про­грамму по всем возрастным группам, владеть методикой и технологией организации обра­зовательной деятельности, мето­дами диагностики, обеспечивать предполагаемую программой модель взаимодействия. Следу­ет учитывать, что ряд программ («Развитие», «Детский сад - Дом радости») предполагает обязательное прохождение кур­сов повышения квалификации педагогов непосредственно у авторов программ.

Соответствие развивающей среды, материально-технической базы требованиям программы. Предметно-развивающая среда должна предусматривать опти­мальное расположение оборудо­вания, детской мебели для раз­вития воспитанников в органи­зованных формах обучения и свободной деятельности. Кроме того, дается оценка обеспечен­ности образовательного процес­са дидактическим и методичес­ким материалом по реализуемой программе.

На втором этапе разрабаты­вается проект Положения о планировании образовательного процесса, устанавливающей еди­ные требования к форме и со­держанию планирования обра­зовательной работы в ДОУ с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой обще­образовательной программы.

Например, в Положении мо­жет быть определена докумен­тация педагогов по следующим разделам.

Первый раздел «Нормативно-правовые основы деятельности педагога». Перечень норматив­ных документов, регламенти­рующих деятельность педаго­га: Закон РФ «Об образова­нии», СанПиН 2.4.1.2660-10, приказы Минобрнауки России «Об утвер­ждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основ­ной общеобразовательной про­граммы дошкольного образова­ния», «Об утверждении федеральных го­сударственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования»; Устав ДОУ, должностная инст­рукция педагога, локальные акты учреждения по профилю педагогической деятельности.

Второй раздел «Организаци­онно-методические основы дея­тельности». Учебный план с пояснительной запиской , распи­сание периодов непрерывной непосредственно образователь­ной деятельности в соответ­ствии с ФГТ, циклограммы со­вместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов, взаимодействия педагогов ДОУ, работающих с детьми конкрет­ной группы.

Третий раздел «Планирование образовательной деятельности» включает в себя календарно-тематический план в утвержден­ной форме.

Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:

Организованная (все периоды непрерывной непосредствен­но образовательной деятель­ности);

Совместная по основным на­правлениям (познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое, соци­ально-личностное);

Самостоятельная (создание условий, пополнение предмет­но-развивающей среды в раз­ных видах деятельности).

Планирование на день также осуществляется в утвержден­ной в ДОУ форме. Планирует­ся первая и вторая половина дня, где указываются следую­щие формы организации дея­тельности:

Работа с родителями, совмест­ная деятельность с детьми (например, работа и труд в уголке природы, работа с кни­гой, ситуация общения);

Организованная деятельность (периоды непрерывной не­посредственно образователь­ной деятельности согласно расписания);

Прогулка (все пять обязатель­ных частей: наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуаль­ная работа по развитию дви­жений, самостоятельная дея­тельность; 1 раз в неделю пла­нируется целевая прогулка или экскурсия).

Планирование реализуется педагогами группы совместно на основе циклограммы и ка-лендарно-тематического пла­нирования на неделю. Для удобства и обеспечения полно­ты реализации программы це­лесообразно разработать и принять в установленном по­рядке табличную форму пла­нирования.

Согласно Закону РФ «Об об­разовании» учебный план - составляющая часть образова­тельной программы. Именно его разработка наиболее сложна для ДОУ.

Учебный план - норматив­ный документ, отражающий структуру образовательного процесса данного ДОУ с учетом его специфики, методического, кадрового и материально-техни­ческого оснащения. Он состав­ляется на каждый учебный год в соответствии с нормативными документами, регламентирую­щими образовательную деятель­ность ДОУ.

Учебный план состоит:

Из таблицы, в которой опреде­лены образовательные обла­сти, рассчитано количество периодов непрерывной не­посредственно образователь­ной деятельности, объем обра­зовательной нагрузки;

Пояснительной записки.

Он включает инвариантную и вариативную части, взаимосвя­занные и дополняющие друг друга. В инвариантной части обозначены образовательные области в соответствии с реали­зуемой программой. В вариатив­ной части отражаются дополни­тельные образовательные услуги с соответствии со спецификой и возможностями ДОУ, регио­нальными особенностями. В со­ответствии с ФГТ инвариантная часть составляет не менее 80%, вариативная часть - не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освое­ние основной общеобразова­тельной программы.

Основные компоненты струк­туры пояснительной записки:

Нормативные, на основании которых составлен учебный план (СанПиН, ФГТ, реализу­емые программы);

Обоснование сочетания комплексных и парциальных программ (в том числе коррекционных);

Распределение недельной на­грузки с учетом содержания инвариантной и вариативной
частей плана;

Обоснование формы органи­зации образовательного про­цесса в группах ДОУ;

Обоснование содержания ин­вариантной части плана. При сокращении числа периодов непрерывной непосредствен­но образовательной деятель­ности, рекомендуемых при­мерной общеобразовательной программой , полнота реализа­ции конкретной образова­тельной области обеспечива­ется за счет ее интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности;

Обоснование содержания вариативной части плана. Вариативная часть должна соответствовать виду учреж­дения. Ее содержание орга­нично дополняет инвариан­тную часть.

Заключительная ступень вто­рого этапа - координация педагогической деятельности с помощью составления цикло­грамм (взаимодействие между участниками образовательного процесса; совместной и само­стоятельной деятельности детей и педагогов).

На третьем этапе вводится принятая форма планирования, проводятся промежуточные опросы, заслушиваются мнения педагогов, вносятся изменения с целью достижения единства и полноты планирования образо­вательного процесса.

В соответствии с ФГТ плани­рование образовательной рабо­ты основывается на сотрудни­честве педагога, детей и роди­телей, отраженного в разных формах:

Образовательную деятель­ность, осуществляемую в про­цессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследователь-ской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

Образовательную деятель­ность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Самостоятельную деятель­ность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основ­ной общеобразовательной программы дошкольного об­разования.

В процессе планирования учитываются потребности всех участников образовательного процесса, создаются условия для реализации активной родитель­ской позиции.

На четвертом этапе педаго­гическим советом проводится анализ планирования педагогов, заслушиваются отчеты членов творческой группы о положительных моментах новой формы планирования и подводятся итоги. Рассматривается, обсужда­ется и принимается Положение о планировании.

Предлагаем вашему внима­нию примерный вариант поло­жения.

Положение

о планировании образовательного процесса

в МДОУ д/с № 000 «Ягодка» г. Архангельска

1. Общие положения

1.1. Данное Положение уста­навливает единые требования к форме и содержанию планиро­вания образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с целью обеспечения полноты выполнения реа­лизуемой общеобразовательной программы.

1.2. Система планирования отражает требования Закона РФ«Об образовании», федеральных государственных требований к структуре основной общеобра­зовательной программы до­школьного образования.

1.3. Основа планирования пе­дагогического процесса - при­мерная основная общеобразо­вательная программа дошколь­ного образования (название программы) .

2. Цели и задачи

2.1. Обеспечение полноты реализации основной общеоб­разовательной программы до­школьного учреждения с учетом направленности групп.

2.2. Осуществление системно­сти и последовательности в организации образовательного процесса.

2.3. Обеспечение взаимодей­ствия между педагогами ДОУ.

3. Принципы планирования

3.1. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач про­цесса образования детей до­школьного возраста.

3.2. Учет конкретный педаго­гических условий: возрастного состава группы, условий разви­тия детей.

3.3. Интеграция образователь­ных областей.

3.4. Регулярность, последова­тельность, повторность воспита­тельных воздействий.

4.1. С целью обеспечения еди­ных требований к структуре и форме планирования в до­школьном учреждении утвер­дить документацию следующих видов:

Нормативно-правовые осно­вы деятельности педагога;

Организационно-методичес­кие основы деятельности;

Планирование (перспектив­ное и календарное) в утверж­денной форме.

4.2. Планирование работы на день осуществляется на основе циклограммы и календарно-тематического планирования на неделю.

4.3. Планирование реализует­ся педагогами группы совмес­тно.

4.4. В плане должны учиты­ваться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

5. Документация и ответственности

5.1. План является обязательным документом педагогов.

5.2. Контроль за планированием осуществляется заместитель заведующего МДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой в листе контроля за состоянием планирования.

Литература

1. Дошкольное образование: Словарь терминов / Сост. и др. М., 2005.

2. Дошкольная педагогика/ под ред. . М., 1988

3. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник/ Сост. . М., 2008.

Гатаулина Клавдия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 9 "Дружок"
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: консультация для молодых специалистов
Тема: Вида планирования в ДОУ
Дата публикации: 26.09.2018
Раздел: дошкольное образование

МКУ Комитет по образованию г.Улан-Удэ

МБДОУ детский сад № 9 «Дружок»

комбинированного вида г. Улан-Удэ

Консультация для молодых специалистов

ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Подготовил: Гатаулина К.Г.,

воспитатель 1кв.категоррии

г. Улан-Удэ

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к

реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных

документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что

первым шагом к деятельности должно стать планирование.

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при

составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР

от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования:

годовой и календарный план.

Планирование

заблаговременное

определение

последовательности

осуществления

воспитательно-образовательной

указанием

необходимых

условий, средств, форм и методов.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении

используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Годовой

план

работы

является

важнейшим

локальным

дошкольного

учреждения.

соответствовать

Федеральному

закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному

муниципальному

законодательству

основываться

современных

достижениях

педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

календарной (разбитой по месяцам),

цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),

текстовой (иметь текстовое описание содержания),

табличной (иметь табличную форму написания),

блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).

Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является

«анализ работы за прошедший учебный год».

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-

тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является

модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное

планирование

процесса

возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной

программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

планирование

составляется

методистом

педагогами

возрастной

совместно

разрабатывается

учебного

сентября

включительно).

планирования

называют комплексно-тематическим.

планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное

планирование

воспитательно-образовательного

процесса

возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности

осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением

является

о сновная

общеобразовательная

программа

дошкольного

учреждения.

Перспективный

составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год

(допустима

коррекция

Перспективный

разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и

осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с

учетом комплексно-тематического планирования.

Т е п е р ь

о Календарно-тематическом

планировании

во спит ательно-

образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение

последовательности

осуществления

воспитательно-образовательной

указанием

необходимых

используемых

устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех

видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать

разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной

на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской

жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной

спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо

отдельном

планировании

отдельно

выписывать

педагогов

мероприятия

планирования

используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

технологии модульного планирования . При составлении плана на

основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на

неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты

наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание

начинается

распределения

деятельности,

организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно

ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в

виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

оформлению

документов

отводится

второстепенная

оформленный

своевременно

корректно

помощником.

подыскивая

планировании,

некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают,

мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас, каков будет конечный итог. Но есть один

который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на

планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с

требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

Рассмотрим

подробнее

планирования

необходимые

воспитателю

перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели,

используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО И

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

Давайте назовём первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.

Соблюдение

оптимальной

нагрузки

(количество

длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).

Соответствие

планируемого

педагогического

процесса

физиологическому

развитию

(учитываются

биоритмы,

планируются

вторник, среду).

медико-гигиенических

требований

по следовательно сти,

длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных

процессов.

региональных

особенностей

комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в

коррекции не нуждаются.

Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при

проведении

прогулок,

закаливающих

оздоровительных

мероприятий,

экологии.

Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента

ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его

вовлечению в педагогический процесс).

Разумное

чередование

организованной

самостоятельной

деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя,

а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).

изменения

работоспособности

планировании

требования

сочетаемости

(планирование

максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с

занятиями с высокой двигательной активностью).

Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы,

игр по подгруппам).

Взаимосвязь

процессов

обучения

развития

(обучающие

планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).

Регулярность,

последовательность

повторность

воспитательных

воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи –

познакомить

выполнять

воспитывать

доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и

Рассмотрим

ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут

быть запланированы в течение 1 – 2 недель:

1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого

поведения;

2 день – учить детей заранее придумывать план игры;

3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин», обратить внимание на

культуру общения;

4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;

5 день - воспитывать доброжелательное отношение к детям.

Включение

элементов

деятельности,

способствующих

эмоциональной

разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной

проведение

индивидуальной

подготовке

занятиям,

проведение

интегрированных занятий.

Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости

Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)

Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как живут

птицы в лесу?…).

Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально

возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать

разнообразную

деятельность,

полноценную

предметно-

развивающую

экологический,

спортивный,

театрально-музыкальный,

патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр.

сенсорный;

«Занимательной

математики»,

сюжетно-ролевых игр.

Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих

задачах ДОУ.

Предполагается

обязательное

привлечение

родителей

образовательный

процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что

должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях

дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

Использование

принципа

повторности

усложнением

небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

используется

занятиях

выносить

нерегламентированную деятельность.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен

мнениями

результатам

наблюдений

усваивают

пройденный

материал,

выполняют

обязанности,

культуры

поведения,

проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть

плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в

ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

а) игровая деятельность;

б) социальное развитие;

в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

подвижные игры);

г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,

эксперименты);

д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,

изобразительная);

е) элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематиче ское

планирование

– структурирует

образовательного

процесса.

разработать

подробный

календарно-

тематический план необходимо:

Установить объем плана в условно-учебных часах.

Определить

тематику,

количество

прохождения

каждой темы.

Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для

достижения поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится

очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по

ходу календарного планирования в течении года.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Организация

целостного,

непрерывного,

педагогического

процесса.

Педагогический

совокупность

различных

мероприятий,

направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей

и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

Организационно-действенный

компонент

соответствовать поставленным задачам).

Результат

запланировали

получили

совпадать).

Планируемые

календарно-тематическом

диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а

формировать

бережное

отношение

цветнике

(поливать,

диагностируемая цель.

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика

показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.

Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию

детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать

следующим требованиям:

Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут),

ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные

игры длительны и не планируются в средних и старших группах.

желательно

планировать

деятельность

предполагающую

большую подготовку.

планировать

деятельность,

предполагается

использование колющих и режущих предметов труда.

Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.

Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

комплекс меняется через две недели.

ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную,

интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие

(музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или

спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее,

что нужно планировать на прогулке:

1 . Наблюдение

природой,

транспортом,

взрослых,

сезонными

изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.

Подвижная

(сюжетная

«Гуси-гуси…»,

бессюжетная

соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она

планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших

группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике,

развитию речи), с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными

детьми, по подготовке к праздникам.

6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо

формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от

настроения и желания детей.

7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

ВЕЧЕР. Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с

удовольствием шел в детский сад. В данный отрезок времени планируются:

Настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные,

дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.

2 . Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз

неделю (в четверг или пятницу).

Примерные

названия

праздников:

праздник

«Мыльных

пузырей», «Воздушных

шаров», «Бумажных

снежинок», «Нитяных (бумажных)

кукол», «Пушистиков»,

«Летящих

голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются

различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи,

песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

3. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам. Планировать

знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

Индивидуальная

работа по

деятельности.

изобразительной

деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя.

До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в

данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя

увереннее.

5. Чтение художественной литературы.

6. Работа с родителями.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима

циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:

Задачи (программное содержание).

(учебная,

развивающая

воспитательная).

сформировать,

психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и

какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить

на всех НОД.

ВОСПИТЫВАТЬ

доброжелательность,

заботиться

выражать

сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не

шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов,

развлечений.

Оборудование.

Активизация словаря.

Методы и приемы.

Источник.

В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и

зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

планирования

программы

профессионального

воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

Текстовая –

подробная

Она необходима

начинающим

воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и

2. Схема-сетка.

1 страница – список детей.

2 страница – сетка занятий.

3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти

задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.

Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и

заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем

младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в

недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением

вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.

В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.

Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.

Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,

Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки»

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это

обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

СХЕМА - СЕТКА

календарное планирование на 1 неделю

наблюдение

познават.

развлече

индивид.рабо

1 половина

Дидактические,

настольные.

математическим

Наблюдения

из окна за

состоянием

(нравств,

Самообслужив

математике,

развитию

экологии

Подвижные,

спортивн.

2. за животн.

и растен.

Беседы на

нравственны

Закрепление

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

Развитие

Подготовка

к праздникам

2 половина

строительные,

театральные,

Составление

рассказов.

Пересказ.

Заучивание

стихотворен

Ручной труд

Хозяйственно-

бытовой труд,

самообслужива

развлече

конструирова

Математика

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ НОД С______ ПО ______ _________________

наблюдение

познават.

развлечение

1 половина

Д/и «Чудесный

мешочек» - закреп.

зн.геом. фигур

Д/и «Из чего что

варят» овощи –

1. Рассмотреть

распустивший

ся цветок

ухаживать)

котором мы

архитект.

самостоятельн

о готовить

материал к

занятиям.

Правильно

пользоватьс

я вилкой –

ПРОГУЛКА

П/и «Бездомный

П/и «У медведя во

П/и «День и ночь»

1. За облаками

– чтение

стихотворения

покупками в

магазин» -

закр. знания

об овощах,

рябины для

ручного труда

2. Привлечь

1.Закрепить

временные

утро, день,

вечер, ночь

2 половина

С/р и «Библиотека»

С/р «Семья»

С/р Магазин»

изменилось»

Составление

рассказа

«Если бы я

строительн.

работать по

Литературна

я викторина

сказку» (по

правильно

полоскать

Приобщение к

национальной

культуре:

Знакомство со

сказками.

Приобщение к

национальной

культуре:

Заучивание загадок,

пословиц,

поговорок.

Приобщение к

национальной

культуре:

Знакомство с

народными

промыслами.

Приобщение к

национальной

культуре:

заучивание

потешек, песенок.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Словесные игры и

упражнения.

Словесные игры и

упражнения.

Словесные игры и

упражнения.

Словесные игры и

упражнения.

Забочусь о своем

здоровье.

Забочусь о своем

здоровье.

Забочусь о своем

здоровье.

Забочусь о своем

здоровье.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Наблюдение за

животными.

Наблюдение за

Наблюдение за

насекомыми.

Наблюдение за

неживой природой.

Знакомство с

творчеством

художников.

Знакомство с

творчеством

художников.

Знакомство с

творчеством

композиторов.

Знакомство с

творчеством

композиторов.

ПДД (чтение).

ПДД (игры).

ПДД (беседа).

ПДД (наблюдение).

Экскурсия.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

математическим

Количество, счет.

математическим

Форма, величина.

математическим

математическим

Ориентировка в

пространстве.

Культурно-

гигиенические

Культурно-

гигиенические

Культурно-

гигиенические

Культурно-

гигиенические

Литературный час.

(мировое народное

творчество)

Литературный час.

(поэтические

произведения)

Литературный час.

(заучивание)

Наблюдение за

растительным

Наблюдение за

растительным

Наблюдение за

растительным

Наблюдение за

растительным

Театрализованные

Театрализованные

Театрализованные

Театрализованные

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

Работа по

закреплению темы

по познавательному

развитию.

ППБ (беседа)

ППБ (чтение)

ППБ (игра).

ППБ (чтение).

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Игры на развитие

памяти, внимания.

Игры на развитие

памяти, внимания.

Игры на развитие

речи, мышления.

Игры на развитие

речи, мышления.

Наблюдение за

неживой природой.

Наблюдение за

неживой природой.

Наблюдение за

неживой природой.

Наблюдение за

неживой природой.

ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.

Развивающие

«Веселый счет»

«Количество»

Логические

упражнения.

Ориентировка,

«День да ночь»

«Семь братцев»

«Времена года»

«Календарь»,

Наблюдение

Изменения в

Изменения в

Изменения в

Изменения в

Самообслуживани

Самообслуживани

Самообслуживани

Самообслуживани

«Российская

словесность»

развитие речи,

Составление

рассказов,

творческое

рассказывание

Пересказ.

Словесные игры.

Литературные

викторины.

природы»

Растительный

Животный мир.

Взаимосвязь

человека с

природой.

Экология: беседы,

ситуации.

Наблюдение

Животный и

растительный

Животный и

растительный

Животный и

растительный

Животный и

растительный

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

«Учимся быть

здоровыми»

Безопасность

Культура

поведения,

правила этикета.

Безопасность

Гигиенические

Художественна

я литература

драматизация,

театрализованные

Заучивание

наизусть.

Знакомство с

писателями.

Загадки и отгадки.

Наблюдение

За погодой.

За погодой.

За погодой.

За погодой.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

«Мир вокруг

«Космос»

«Воздух».

«Наша Родина –

«Наш город»

Труд взрослых.

«Открою сам» в

«Почемучек».

Наблюдение

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

произведений.

Рассматривание

плакатов,

иллюстраций,

Создание

проблемных

ситуаций, игры.

Приобщение к

национальной

культуре

праздники.

Пословицы,

поговорки,

народные

Экскурсия

Целевая прогулка

Наблюдение

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

Ручной труд

С бумагой.

С природным

материалом,

бросовым

материалом.

Строитель,

составление

С тканью.

Формы работы во второй младшей группе.

Понедельник

Беседы по

иллюстрациям

(развитие речи,

ознаком. с

окружающим).

Дидактическая игра

Театрально-игровое

творчество.

Индивидуальная

работа по изо-

деятельности.

Подвижная игра.

Настольные

развивающие игры с

правилами.

Артикуляционная

гимнастика.

Наблюдения в

уголке природы

(экологическое

воспитание,

артикуляция

Рассказывание

сказок по

пиктограммам.

Подвижная

Логоритмика.

пальчиковая

гимнастика.

Индивидуальна

я работа по

ознакомлению с

окружающим

(игра, общение)

Беседа по

нравственному

воспитанию.

Индивидуальная

работа по изо-

деятельности.

Подвижная игра.

Разучивание

Логоритмика.

Индивидуальная

работа по

активизации

Театрализованная

деятельность.

Беседы по ОБЖ,

рассказы из

личного опыта.

Дидактическая

формирование

грамматического

строя речи.

Индивидуальная

работа по

трудовому

воспитанию.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

формированию

самообслуживания

Подвижная

Дидактическа

я игра по

Составление

описательного

рассказа.

Работа по

развитию

моторики рук.

эксперимент.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по РЭМП

(предварительная

подготовка к

будущему занятию).

экспериментирование

Проблемно-игровая

ситуация (воспитание

гуманизма,

ознакомление с

окружающим).

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

развитию

внимания,

мышления.

ролевая игра.

художественной

литературы.

«обыгрывание»

поделок и

речевая работа.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Конструирование,

«Обыгрывание»

упражнение на

развитие

артикуляции

(звукоподражание

Чистоговорки).

Динамический

Сюжетно-ролевая

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая

Индивидуальная

по закреплению

навыков владения

ножницами,

кисточкой клеем.

Игра на развитие

памяти, внимания,

мышления.

художественной

литературы.

Подвижная

ролевая игра.

Хозяйственно-

деятельность

подгруппам).

драматизация.

Дидактическа

я игра на

расширение и

активизацию

Музыкально-

спортивное

развлечение.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в средней группе .

Понедельник

Наблюдение в

уголке природы.

Разучивание стихов.

Дидактическая игра

по развитию речи.

Индивидуальная

работа по ознак. с

окружающим.

Элементы ТРИЗ.

Составление

рассказов по

(описание).

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

развитию

Беседа по

нравственному

воспитанию

проблемных

ситуаций,

рассказы из

личного опыта,

рассуждение).

Составление

рассказов по схеме

(повествование).

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

грамматическому

строю речи.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная

Элементы

Дидактическая

развитию речи.

Индивидуальна

я работа по

Развитие

фонематического

(автоматизация

моторики рук.

Дидактическая

развитию речи.

Индивидуальна

я работа по

физическому

воспитанию.

Индивидуальна

я работа по

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

грамматическом

у строю речи.

Элементы

Дидактическая

развитию речи.

Дидактическая игра

по развитию речи.

Народная игра.

Трудовое

воспитание.

окружающим.

Активизирующ

ее общение

(рассказы из

личного опыта,

проблемных

ситуаций).

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая

экспериментировани

Предварительная

работа по

подготовке к

будущему занятию

изобразительного

Дидактическая игра

по развитию речи.

Индивидуальная

работа по РЭМП.

Индивидуальна

я работа по

окружающим.

ролевая игра.

Предварительн

ая работа по

подготовке к

аппликации (с

бумагой и

ножницами).

Элементы

художественно

й литературы.

Развивающая

развитие

внимания,

мышления.

Подвижная

Индивидуальна

я работа по

нравственному

воспитанию.

ролевая игра.

Составление

рассказов по

Развивающая

развитие

внимания,

мышления.

Конструирован

«обыгрыванием

» поделок.

Динамический

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по развитию

мелкой моторики

Развивающая игра

на развитие памяти,

внимания,

мышления.

Работа по

дифференциации

Сюжетно-ролевая

экспериментировани

Элементы ТРИЗ.

Подвижная

Индивидуальна

(предварительн

ая подготовка к

будущему

занятию по

познавательном

у развитию).

ролевая игра.

художественной

литературы.

Театрально-

творчество.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в старшей группе .

Понедельник

(социально-

нравственное

воспитание).

Дидактическая

игра по развитию

Индивидуальная

работа по

изодеятельности.

Подвижная игра.

Индивидуальное

обсуждение

выполнения

«домашних

заданий» в

тетрадях.

Составление

рассказов по

(описание).

Дидактическая

игра по РЭМП.

Дидактическая

развитию речи.

Индивидуальная

работа по

развитию

моторики рук.

Подвижная игра.

Наблюдение в

Дидактическая

игра по ознак. с

окружающим.

Артикуляционная

и пальчиковая

гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по РЭМП.

Составление

рассказов из

личного опыта

(повествование и

рассуждение).

Дидактическая

подготовке к

обучению

Артикуляционная

и пальчиковая

гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа в тетрадях

по развитию

мелкой моторики

рук, активизации

мышления и речи.

Активизирующее

общение (решение

проблемных

ситуаций).

Развивающая игра

(пространственное

и логическое

мышление,

воображение).

Разучивание

Подвижная игра.

Дидактическая

игра по ознак. с

окружающим.

Подвижная игра.

ролевая игра.

Индивидуальная

работа по

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

развитию

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая

Элементы ТРИЗ.

Динамический

Подвижная игра.

эксперимент.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

активизации

формированию

грамматического

строя речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая

игра по РЭМП.

Разучивание

внимания,

мышления.

художественной

литературы.

Театрально-

творчество.

Индивидуальная

работа по

физическому

воспитанию.

Конструирование

«обыгрыванием»

художественной

литературы.

Драматизация

Сюжетно-ролевая

Индивидуальная

работа по

развитию

фонематического

Хозяйственно-

бытовой труд.

Музыкально-

спортивное

развлечение;

конкурс чтецов,

загадок и т.п.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в подготовительной к школе группе .

Понедельник

Активизирующе

е общение

(рассказы из

личного опыта,

проблемных

ситуаций).

Наблюдение и

труд в уголке

Индивидуально

е обсуждение

выполнения

«домашних

заданий» в

тетрадях.

Подвижная

Составление

рассказов по

(повествование,

описание).

Дидактическая

игра по ознак. с

окружающим.

Артикуляционна

я и пальчиковая

гимнастика.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Индивидуальная

работа по

развитию

моторики рук.

эксперимент.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Развивающая

игра (логическое

пространственно

е мышление.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Разучивание

(социально-

нравственное

воспитание).

Развивающая

(пространственно

е и логическое

мышление,

воображение).

Подвижная игра.

Артикуляционная

и пальчиковая

гимнастика

применением

пиктограмм по ОБЖ.

Артикуляционная и

пальчиковая

гимнастика

Подвижная игра.

Игра-забава

(народная,

хороводная, малой

подвижности).

Драматизация

Подвижная

Индивидуальная

работа по ознак.

с окружающим.

ролевая игра.

Дидактическая

подготовке к

обучению

Дидактическая

игра по РЭМП.

Индивидуальная

по развитию

фонематическог

элементов

звукового

анализа слова.

Предварительна

я работа по

подготовке к

будущему

занятию по

познавательному

развитию.

ролевая игра.

Подвижная игра.

Индивидуальная

работа по

Дидактические и

развивающие

упражнения с

использованием

карточек

(внимание,

моторика рук).

Предварительная

работа по

подготовке к

будущему

изобразительного

Подвижная игра.

художественной

литературы.

Дидактическая

активизацию

Индивидуальная

работа по

развитию мелкой

моторики рук.

Хозяйственно-

бытовой труд.

Элементы ТРИЗ.

экспериментировани

Дидактическая игра

(грамматический

строй речи).

Индивидуальная

работа по РЭМП.

Конструирование,

обыгрывание

поделок (2-я неделя-

музыкально-

спортивное

развлечение).

Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).

Вариант 1.

Тема нод.

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).

Оборудование.

Активизация словаря.

Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):

Организационный момент (мотивация)

Первая часть (закрепление пройденного материала)

Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий

словарного запаса)

Третья часть (закрепление нового материала)

Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Вариант 2.

Тема нод.

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)

Специально организованное рабочее пространство.

Активизация словаря.

Методические приемы:

а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на

активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность

предстоящей деятельностью.

б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности –

стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию

в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной ситуации,

поиск выхода из нее.

Г) Четвертая часть (заключительная).

Разнообразие методов и приемов.

Словесные:

Воспитателю увлекаться словесными методами обучения нельзя – это приводит к

формальному усвоению знаний.

Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала всех органов

чувств – слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

Наблюдение

Демонстрация

Рассматривание

Самые необходимые методы в процессе первоначального обучения.

Организационные:

интригующее начало

эмоциональная завязка

сюрпризный момент и т. д.

Мотивирующие:

создание ситуации занимательности

загадывание загадок

создание ситуации новизны

эффект удивления и т.д.

Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

создание ситуации столкновения мнений

игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)

игровое упражнение

эвристический метод – метод открытий

проведение опыта

10. экспериментирование

Данный вид планирования разрабатывается на весь учебный год.

Количество НОД должно соответствовать учебному плану ДОУ.

Программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и

требованиям программы.

В 5 графе обязательно указание метод.литературы и страницы.

Темы должны соответствовать программе.

Совместная деятельность определяется по выбору педагога.

Педагогическая деятельность всегда целенаправ­ленная. Цель работы педагогических коллективов дош­кольных образовательных учреждений социально зна­чима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дош­кольного возраста.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что в помощь семье действует сеть дошколь­ных образовательных учреждений «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития инди­видуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».

Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, определенные традиции национального и местного значения. Педагогические коллективы таких учреждений часто нестабильны. Поэтому естественно, что управление образовательным учреждением, в том числе и дошкольным, требует определенной плановос­ти в работе, предвидений всей системы учебно-воспи­тательной работы с воспитанниками, педагогическим коллективом и четкое предвидение ее результата.

Воспитательно-образовательная работа в дошколь­ном образовательном учреждении осуществл5штся на основе плана. План для всего учреждения составляет­ся на год. Кроме того, воспитатели и педагоги-специ­алисты составляют планы на определенный промежу­ток времени.

На основании методических рекомендаций и прак­тике работы дошкольных образовательных учреждений сложились разнообразные виды и формы подготовки годовых планов. Сам годовой план работы дошкольно­го учреждения может быть схематично-блочным, календарно-месячным, календарно-сетевым и т. п. При составлении годового плана всегда следует помнить, что он будет выполняться всем педагогическим коллек­тивом и обязательно учитывать, по каким программам работает детский сад

Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому про­цессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитан­никами и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.

Планирование помогает воспитателю и всему пе­дагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкрет­ный отрезок времени, отобрать наиболее рациональ­ные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обосно­ванный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их дея­тельности, позволяет наметить интересные перспек­тивы в работе с детьми.

Составить план – значит увидеть ход педагогичес­кого процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагогический коллектив, особенно вос­питатели, могут не только представить содержание де­ятельности с детьми, но и предусмотреть ее результаты.

К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана работы детского сада и при планировании работы отдельными воспитателями и педагогами-специалистами.

1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-об­разовательного процесса. Данное педагогическое тре­бование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные за­дачи на определенный отрезок времени.

При этом учебные задачи отражаются в планах-конспектах учеб­ных занятий. В отборе задач педагогического процесса воспитателю помогают новые варианты программ для детских садов по каждой возрастной группе. Реализу­ются выдвинутые воспитательные задачи не изолиро­ванно друг от друга, а в комплексе, в едином педаго­гическом процессе.

2. Разумное сочетание словесных методов педаго­гического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффек­тивной в том случае, если план предусматривает ис­пользование методов приучения, упражнения, расска­за, беседы и т. д. в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетичес­кую деятельность.

3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуаль­ным особенностям детей. Данное педагогическое тре­бование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы развития, вос­питания и обучения дошкольников и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или другим воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенно­стей детей не означает полного приспособления к ним. Содержание воспитательной работы должно в опреде­ленной степени опережать развитие ребенка. Эту осо­бенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивидуальные виды деятельности детей.

4. Реальность плана, его систематичность и по­следовательность. При составлении годового плана дошкольного учреждения или плана работы воспи­тателя важно продумать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу с природным материалом и т.п. Везде необходима помощь взрослых.

Поэтому в планах любого уровня планируется определенное количество инте­ресных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь детям. Если таких дел будет запланировано много, то ясно, что их невозможно подготовить на высоком уровне и, следовательно, воспитательный эффект не будет достигнут. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радо­стью ожидать любого праздника, утренника, встре­чи со старшими детьми.

Каждое запланированное дело должно быть целе­сообразным, нести в себе воспитательный заряд. По­следовательность и систематичность любого плана детского сада или воспитателя помогает реализовать воспитательные задачи и соблюсти непрерывность самого воспитательного процесса.

5. Согласованность всех планов работы, особен­но плана воспитателя с годовым планом дошкольно­го учреждения. План работы детского сада обычно составляется на год. В нём указываются ведущие на­правления деятельности дошкольного учреждения в соответствии с общими задачами воспитания и обра­зования; конкретизируется работа с педагогическим коллективом, родителями, социумом и т. д. Например, в годовом плане детского сада указывается, что при­оритетным направлением деятельности в текущем году является художественно-эстетическое. Воспита­тель, зная это, планирует задачи эстетического вос­питания и развития детей – научить детей видеть прекрасное в природе, познакомить детей с со­зданием красивых аппликаций, развивать у детей способность воспринимать прекрасное в полотнах ху­дожников и т. п. В соответствии с этими задачами вос­питатель подбирает определенный материал для работы с детьми. Большую помощь воспитателю при планировании своей деятельности оказывают комп­лексные программы развития, воспитания и обуче­ния детей.

Годовой план дошкольного учреждения может иметь разную структуру. Он составляется коллектив­но. К планированию привлекаются педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель. Годовой план обсуждается и утверждается на педагогическом совете.

Годовой план дошкольного учреждения и план работы воспитателя являются рабочими документами и должны быть удобными для работы.

Все воспитатели дошкольных образовательных учреждений составляют свои планы по направлениям процесса воспитания – игровая деятельность, соци­ально-нравственное воспитание и развитие детей, физическое развитие и т. д. При этом учитывается вре­мя учебных занятий с детьми.

В последнее десятилетие дошкольные образова­тельные учреждения составляют перспективные пла­ны, которые рассчитаны на 5 лет. Иногда вместо пер­спективных планов можно увидеть разработанные концепции. В любом случае в структуре этих планов и концепций прослеживаются следующие направле­ния: анализ работы учреждения за последние 2 – 3 года; перспективы развития наполняемости групп детей по каждому году; обеспеченность методическим материалом, его обновление, внедрение педагогичес­ких инноваций; повышение квалификации педагоги­ческих кадров; социальная защита педагогов и детей; материально-техническая база учреждения; связь детского сада с другими учреждениями и научными коллективами; работа с родителями.

Во многих дошкольных образовательных учрежде­ниях на основе годового и перспективного планов со­ставляются планы на неделю. Такое планирование особенно удобно для воспитателя детской группы, ко­торый корректирует задачи работы на каждую неде­лю, подбирает содержание деятельности детей.

Недельный план в большей степени позволяет реализовать личностно-ориентированную модель воспитания. Удобно, когда недельные планы учрежде­ния или воспитателя составляются на месяц. При этом очень четко расписываются учебные занятия, а к ним составляются планы-конспекты и подбирается методи­ческий материал. Недельное планирование иногда называют календарным планом работы воспитателя на определенный промежуток времени.

Годовой план работы дошкольного образователь­ного учреждения соответствует избранной комплекс­ной программе, виду дошкольного учреждения (общеразвивающее, комбинированное, компенсирующее) и приоритетным направлениям деятельности.

В после­дние годы приоритетными направлениями в работе разного вида детских садов являются – художествен­но-эстетического воспитания и развития детей, физи­ческого воспитания. Приоритетное направление опре­деляет содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Подробные рекомендации к планированию рабо­ты воспитателя на год содержатся в программе «Раду­га». В соответствии с этими рекомендациями план должен иметь следующие разделы: периоды (бодрство­вание, сон, бодрствование), режимные процессы (при­ем детей, завтрак, свободная самостоятельная деятель­ность, организованная деятельность, ужин, прогулка, длительность режимных моментов), педагогическое содержание.

Планирование работы детского сада, воспитате­ля – процесс творческий; он может изменяться в за­висимости от погодных условий, складывающейся педагогической ситуации, праздников, традиций, же­ланий родителей.

Таким образом, при планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо учитывать режимные моменты и их дли­тельность, медико-гигиенические требования к орга­низации жизни детей в детском саду, климатические условия, региональные особенности, контингент детей и их индивидуальные особенности. В план работы долж­ны включаться эмоциональные моменты, создающие радостное настроение, снимающее усталость детей, побуждающие их к новой активной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите виды планов дошкольного образователь­ного учреждения.

2. Раскройте педагогические требования к составле­нию планов работы.

3. Что должен знать и уметь воспитатель, чтобы со­ставить эффективный план воспитательно-образо­вательной работы?

4. На конкретном примере раскройте содержание работы воспитателя старшей группы с родителями.

5. Проанализируйте содержание годового плана до­школьного образовательного учреждения, имею­щего какое-либо приоритетное направление в раз­витии и воспитании детей.