Виды и формы планирования деятельности в доу. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп ределенный порядок, последовательность осуществления воспи тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус ловий, средств, форм и методов.
Основой для планирования педагогического процесса явля ется та Программа, по которой работает дошкольное учреждение. Пла нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст ной группе. Основной Целью планирования является определение конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи вающих выполнение программы.
Принципы планирования: научность, перспективность, конк ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж но отвечать определенным Требованиям:
- 1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.
- 2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.
- 3. Планирование воспитательной работы должно предусматри вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.
- 4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.
Виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.
Годовой план - это совмест ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет ского сада.
Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:
- 1. Деятельность детей вне занятий
- 2. Обучение на занятиях.
- 3. Индивидуальная работа с детьми.
- 4. Работа с родителями.
- 5. Учет работы.
- 6. Дополнения.
К плану прилагаются список детей группы, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.
Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.
Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Организация как функция управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), содержание организационной деятельности его руководства. Структура и методика разработки годового плана ДОУ. Анализ методов стимулирования и мотивации деятельности педагога.
контрольная работа , добавлен 16.12.2010
Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе. Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства. Логика построения управленческого цикла.
контрольная работа , добавлен 23.08.2013
Особенности управления автономным учреждением. Характеристика дошкольного учреждения и анализ его деятельности. Анализ показателей МАДОУ "Детский сад № 37". Совершенствование управления муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.
дипломная работа , добавлен 06.03.2014
Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.
отчет по практике , добавлен 31.01.2011
История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.
курсовая работа , добавлен 12.06.2009
Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.
контрольная работа , добавлен 03.04.2012
Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.
отчет по практике , добавлен 24.06.2010
Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.
курсовая работа , добавлен 19.02.2011
института переподготовки и повышения квалификации
работников образования;
, учитель-дефектолог;
, заведующий МДОУ д/с № 000 «Ягодка»,
г. Архангельск
(УДОУ, № 3-12)
В связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) возникла необходимость пересмотра подходов к планированию образовательной деятельности. Дошкольным учреждениям следует проанализировать планирование педагогов с учетом принципов, заложенных в ФГТ: интеграции и комплексно-тематического подхода; с учетом десяти образовательных областей и восьми видов деятельности. Однако не стоит одномоментно ломать и рушить то, что наработано годами. Необходимо внести изменения в существующее планирование. При этом стоит помнить, что педагогу сейчас намного труднее. Авторские коллективы выпустили новые редакции программ, мониторинг, но методические пособия остались прежние. Как педагогу сориентироваться в таком большом потоке информации?
Понятие «планирование» широко представлено в методической литературе. Рассмотрим определения, предложенные разными авторами.
«Планирование - заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы» .
«Планирование - принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью» .
«Планирование в ДОУ деятельность участников образовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достижения посредством совокупных средств, способов и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние» .
«Планирование работы воспитателя - вид планирования работы в ДОУ, который осуществляется непосредственно воспитателем применительно к его работе в конкретной возрастной группе» .
Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, определение наиболее точно характеризует сущность планирования в соответствии с учетом современных требований. Планирование отражает реализацию образовательной программы с учетом специфики группы. Таким образом, педагог заблаговременно определяет порядок, последовательность осуществления образовательной работы, отмечает необходимые условия, используемые средства, формы и методы работы с детьми конкретной группы. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательной работы в целом.
Любая деятельность, в том числе и планирование, основывается на определенных принципах:
- коллегиальности (планирование осуществляется совместно педагогами группы, во взаимосвязи с педагогами ДОУ и родителями);
- систематичности, последовательности, регулярности педагогических воздействий; взаимодействия разных видов детской деятельности;
- непрерывности;
- интегративности (ребенок видит мир целостно, поэтому необходима интеграция содержания образовательных областей);
- практичности, реальности;
- учета конкретных условий.
Таким образом, план должен быть: целенаправленным, реальным и прогностичным, экономичным, максимально ясным, удовлетворять требованию единства и непрерывности, точным и гибким.
Анализ планов педагогов ДОУ позволил выявить недостатки планирования.
§ Не все задачи образовательной программы проходят через планирование. Зачастую выпадают целые направления, например, формирование «искусствоведческих» знаний. Знакомство с творчеством художников, писателей, композиторов и пр. Таким образом, можно сделать вывод, что программа реализуется не полностью.
§ Планирование часто осуществляется по предметному принципу, отдельным разделам, направлениям, педагог не предусматривает интеграции содержания, интегрированных форм работы с дошкольниками (комплексных и интегрированных мероприятий).
§ Цели и задачи часто ставятся нечетко, без учета специфики группы. Иногда это просто переписывание задач из имеющейся методической литературы.
§ Педагоги, как правило, планируют однообразные формы и методы работы - рассматривание, внесение игрушки и пр. Отсутствует дифференцированный подход, разноуровневые задания не находят отражения в планах педагогов.
С позиции менеджмента в образовании планирование должно быть представлено со стратегического, тактического и оперативного направлений.
Стратегическое планирование включает программу развития ДОУ, основную общеобразовательную программу дошкольного образования, модель выпускника.
Тактическое планирование включает годовой учебный план учреждения, рабочие программы специалистов, индивидуальные программы развития воспитанников.
Оперативное планирование включает календарно-тематические планы педагогов и диагностические карты развития детей.
При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Представляем вашему вниманию разработанный нами алгоритм планирования.
АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Аналитический этап:
- изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов;
2. Организационный этап:
Разработка проекта Положения о планировании образовательного процесса;
Составление и утверждение учебного плана, расписания периодов непрерывной непосредственной организованной деятельности;
Разработка циклограмм совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов с учетом режима дня, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
Создание циклограмм деятельности специалистов сопровождения, системы взаимодействия с педагогами групп;
Разработка календарно-тематического планирования (годового, недельного и пр.).
3. Практический этап:
Ведение календарного планирования;
Семинары, консультации по содержанию календарных планов.
4. Заключительный этап:
Анализ планирования, выявление недостатков, внесение изменений;
Рассмотрение Положения о планировании на педагогическом совете, утверждение приказом заведующего.
На первом этапе целесообразно создать в ДОУ творческую группу по разработке системы планирования, в задачи которой входит изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов и разработка проекта положения о планировании.
На этапе анализа существующего планирования важно обратить внимание на следующие моменты:
Перечень программ, реализуемых в образовательном учреждении;
Обоснование соответствия выбранных программ виду ДОУ. Приоритетное направление развития воспитанников в ДОУ может обеспечиваться реализацией одной или нескольких парциальных программ;
Обоснование обеспечения целостности педагогического процесса, единства принципов и подходов в процессе воспитания и образования при использовании набора программ. Принципы взаимодействия взрослых и детей в педагогическом процессе, предусмотренные различными программами должны быть идентичными; в тех случаях, когда образовательная программа по одному или нескольким разделам дополняется парциальной программой, необходимо установить, что содержание, методы и приемы организации развития ребенка в данном виде деятельности дополняют друг друга, не содержат противоречий в основных концептуальных принципах, исключают дублирование содержания;
Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка в соответствии с требованиями СанПиН. Необходимо предусмотреть интеграцию видов детской деятельности и образовательных областей с целью исключения перегрузки и выполнения программы.
В каждом ДОУ должны быть созданы соответствующие условия.
Соответствие уровня квалификации и компетентности педагогических кадров. Педагоги должны знать реализуемую программу по всем возрастным группам, владеть методикой и технологией организации образовательной деятельности, методами диагностики, обеспечивать предполагаемую программой модель взаимодействия. Следует учитывать, что ряд программ («Развитие», «Детский сад - Дом радости») предполагает обязательное прохождение курсов повышения квалификации педагогов непосредственно у авторов программ.
Соответствие развивающей среды, материально-технической базы требованиям программы. Предметно-развивающая среда должна предусматривать оптимальное расположение оборудования, детской мебели для развития воспитанников в организованных формах обучения и свободной деятельности. Кроме того, дается оценка обеспеченности образовательного процесса дидактическим и методическим материалом по реализуемой программе.
На втором этапе разрабатывается проект Положения о планировании образовательного процесса, устанавливающей единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в ДОУ с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой общеобразовательной программы.
Например, в Положении может быть определена документация педагогов по следующим разделам.
Первый раздел «Нормативно-правовые основы деятельности педагога». Перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога: Закон РФ «Об образовании», СанПиН 2.4.1.2660-10, приказы Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Устав ДОУ, должностная инструкция педагога, локальные акты учреждения по профилю педагогической деятельности.
Второй раздел «Организационно-методические основы деятельности». Учебный план с пояснительной запиской , расписание периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ, циклограммы совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов, взаимодействия педагогов ДОУ, работающих с детьми конкретной группы.
Третий раздел «Планирование образовательной деятельности» включает в себя календарно-тематический план в утвержденной форме.
Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:
Организованная (все периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности);
Совместная по основным направлениям (познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное);
Самостоятельная (создание условий, пополнение предметно-развивающей среды в разных видах деятельности).
Планирование на день также осуществляется в утвержденной в ДОУ форме. Планируется первая и вторая половина дня, где указываются следующие формы организации деятельности:
Работа с родителями, совместная деятельность с детьми (например, работа и труд в уголке природы, работа с книгой, ситуация общения);
Организованная деятельность (периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности согласно расписания);
Прогулка (все пять обязательных частей: наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений, самостоятельная деятельность; 1 раз в неделю планируется целевая прогулка или экскурсия).
Планирование реализуется педагогами группы совместно на основе циклограммы и ка-лендарно-тематического планирования на неделю. Для удобства и обеспечения полноты реализации программы целесообразно разработать и принять в установленном порядке табличную форму планирования.
Согласно Закону РФ «Об образовании» учебный план - составляющая часть образовательной программы. Именно его разработка наиболее сложна для ДОУ.
Учебный план - нормативный документ, отражающий структуру образовательного процесса данного ДОУ с учетом его специфики, методического, кадрового и материально-технического оснащения. Он составляется на каждый учебный год в соответствии с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность ДОУ.
Учебный план состоит:
Из таблицы, в которой определены образовательные области, рассчитано количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности, объем образовательной нагрузки;
Пояснительной записки.
Он включает инвариантную и вариативную части, взаимосвязанные и дополняющие друг друга. В инвариантной части обозначены образовательные области в соответствии с реализуемой программой. В вариативной части отражаются дополнительные образовательные услуги с соответствии со спецификой и возможностями ДОУ, региональными особенностями. В соответствии с ФГТ инвариантная часть составляет не менее 80%, вариативная часть - не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной общеобразовательной программы.
Основные компоненты структуры пояснительной записки:
Нормативные, на основании которых составлен учебный план (СанПиН, ФГТ, реализуемые программы);
Обоснование сочетания комплексных и парциальных программ (в том числе коррекционных);
Распределение недельной нагрузки с учетом содержания инвариантной и вариативной
частей плана;
Обоснование формы организации образовательного процесса в группах ДОУ;
Обоснование содержания инвариантной части плана. При сокращении числа периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности, рекомендуемых примерной общеобразовательной программой , полнота реализации конкретной образовательной области обеспечивается за счет ее интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности;
Обоснование содержания вариативной части плана. Вариативная часть должна соответствовать виду учреждения. Ее содержание органично дополняет инвариантную часть.
Заключительная ступень второго этапа - координация педагогической деятельности с помощью составления циклограмм (взаимодействие между участниками образовательного процесса; совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов).
На третьем этапе вводится принятая форма планирования, проводятся промежуточные опросы, заслушиваются мнения педагогов, вносятся изменения с целью достижения единства и полноты планирования образовательного процесса.
В соответствии с ФГТ планирование образовательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детей и родителей, отраженного в разных формах:
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследователь-ской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
Самостоятельную деятельность детей;
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В процессе планирования учитываются потребности всех участников образовательного процесса, создаются условия для реализации активной родительской позиции.
На четвертом этапе педагогическим советом проводится анализ планирования педагогов, заслушиваются отчеты членов творческой группы о положительных моментах новой формы планирования и подводятся итоги. Рассматривается, обсуждается и принимается Положение о планировании.
Предлагаем вашему вниманию примерный вариант положения.
Положение
о планировании образовательного процесса
в МДОУ д/с № 000 «Ягодка» г. Архангельска
1. Общие положения
1.1. Данное Положение устанавливает единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой общеобразовательной программы.
1.2. Система планирования отражает требования Закона РФ«Об образовании», федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.3. Основа планирования педагогического процесса - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (название программы) .
2. Цели и задачи
2.1. Обеспечение полноты реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения с учетом направленности групп.
2.2. Осуществление системности и последовательности в организации образовательного процесса.
2.3. Обеспечение взаимодействия между педагогами ДОУ.
3. Принципы планирования
3.1. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
3.2. Учет конкретный педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.
3.3. Интеграция образовательных областей.
3.4. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
4.1. С целью обеспечения единых требований к структуре и форме планирования в дошкольном учреждении утвердить документацию следующих видов:
Нормативно-правовые основы деятельности педагога;
Организационно-методические основы деятельности;
Планирование (перспективное и календарное) в утвержденной форме.
4.2. Планирование работы на день осуществляется на основе циклограммы и календарно-тематического планирования на неделю.
4.3. Планирование реализуется педагогами группы совместно.
4.4. В плане должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.
5. Документация и ответственности
5.1. План является обязательным документом педагогов.
5.2. Контроль за планированием осуществляется заместитель заведующего МДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой в листе контроля за состоянием планирования.
Литература
1. Дошкольное образование: Словарь терминов / Сост. и др. М., 2005.
2. Дошкольная педагогика/ под ред. . М., 1988
3. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник/ Сост. . М., 2008.
Гатаулина Клавдия Геннадьевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ Детский сад № 9 "Дружок"
Населённый пункт:
г. Улан–Удэ
Наименование материала:
консультация для молодых специалистов
Тема:
Вида планирования в ДОУ
Дата публикации:
26.09.2018
Раздел:
дошкольное образование
МКУ Комитет по образованию г.Улан-Удэ
МБДОУ детский сад № 9 «Дружок»
комбинированного вида г. Улан-Удэ
Консультация для молодых специалистов
ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Подготовил: Гатаулина К.Г.,
воспитатель 1кв.категоррии
г. Улан-Удэ
Виды и формы планирования в ДОУ
Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к
реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных
документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что
первым шагом к деятельности должно стать планирование.
Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при
составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР
от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».
Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования:
годовой и календарный план.
Планирование
заблаговременное
определение
последовательности
осуществления
воспитательно-образовательной
указанием
необходимых
условий, средств, форм и методов.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении
используется несколько различных видов планирования:
1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3
2. Годовой план ДОУ;
3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Годовой
план
работы
является
важнейшим
локальным
дошкольного
учреждения.
соответствовать
Федеральному
закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному
муниципальному
законодательству
основываться
современных
достижениях
педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.
календарной (разбитой по месяцам),
цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),
текстовой (иметь текстовое описание содержания),
табличной (иметь табличную форму написания),
блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).
Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является
«анализ работы за прошедший учебный год».
Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.
Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-
тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является
модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.
Комплексное
планирование
процесса
возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной
программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.
планирование
составляется
методистом
педагогами
возрастной
совместно
разрабатывается
учебного
сентября
включительно).
планирования
называют комплексно-тематическим.
планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.
Перспективное
планирование
воспитательно-образовательного
процесса
возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности
осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением
является
о сновная
общеобразовательная
программа
дошкольного
учреждения.
Перспективный
составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год
(допустима
коррекция
Перспективный
разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и
осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с
учетом комплексно-тематического планирования.
Т е п е р ь
о Календарно-тематическом
планировании
во спит ательно-
образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение
последовательности
осуществления
воспитательно-образовательной
указанием
необходимых
используемых
устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.
Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех
видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать
разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной
на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской
жизни в трех формах:
Непосредственно образовательная деятельность;
Нерегламентированные виды деятельности;
Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной
спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо
отдельном
планировании
отдельно
выписывать
педагогов
мероприятия
планирования
используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.
технологии модульного планирования . При составлении плана на
основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на
неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты
наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.
Создание
начинается
распределения
деятельности,
организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.
Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно
ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в
виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.
оформлению
документов
отводится
второстепенная
оформленный
своевременно
корректно
помощником.
подыскивая
планировании,
некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают,
мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас, каков будет конечный итог. Но есть один
который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на
планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.
Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с
требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.
Рассмотрим
подробнее
планирования
необходимые
воспитателю
перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели,
используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.
ПРИНЦИПЫ
ПЕРСПЕКТИВНОГО И
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
Давайте назовём первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.
Соблюдение
оптимальной
нагрузки
(количество
длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
Соответствие
планируемого
педагогического
процесса
физиологическому
развитию
(учитываются
биоритмы,
планируются
вторник, среду).
медико-гигиенических
требований
по следовательно сти,
длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных
процессов.
региональных
особенностей
комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в
коррекции не нуждаются.
Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при
проведении
прогулок,
закаливающих
оздоровительных
мероприятий,
экологии.
Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента
ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его
вовлечению в педагогический процесс).
Разумное
чередование
организованной
самостоятельной
деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя,
а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
изменения
работоспособности
планировании
требования
сочетаемости
(планирование
максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с
занятиями с высокой двигательной активностью).
Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы,
игр по подгруппам).
Взаимосвязь
процессов
обучения
развития
(обучающие
планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
Регулярность,
последовательность
повторность
воспитательных
воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи –
познакомить
выполнять
воспитывать
доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и
Рассмотрим
ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут
быть запланированы в течение 1 – 2 недель:
1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого
поведения;
2 день – учить детей заранее придумывать план игры;
3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин», обратить внимание на
культуру общения;
4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;
5 день - воспитывать доброжелательное отношение к детям.
Включение
элементов
деятельности,
способствующих
эмоциональной
разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.
Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной
проведение
индивидуальной
подготовке
занятиям,
проведение
интегрированных занятий.
Планируемая деятельность должна быть мотивирована.
Мотив – это интерес, желание.
Мотивация практическая – научиться сделать.
Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости
Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)
Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как живут
птицы в лесу?…).
Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально
возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать
разнообразную
деятельность,
полноценную
предметно-
развивающую
экологический,
спортивный,
театрально-музыкальный,
патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр.
сенсорный;
«Занимательной
математики»,
сюжетно-ролевых игр.
Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих
задачах ДОУ.
Предполагается
обязательное
привлечение
родителей
образовательный
процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что
должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях
дается только на выходные дни.
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
Использование
принципа
повторности
усложнением
небольшим интервалом.
Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.
используется
занятиях
выносить
нерегламентированную деятельность.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен
мнениями
результатам
наблюдений
усваивают
пройденный
материал,
выполняют
обязанности,
культуры
поведения,
проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть
плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в
ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) социальное развитие;
в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,
подвижные игры);
г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,
эксперименты);
д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,
изобразительная);
е) элементы трудовой деятельности.
3. Работа с семьей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематиче ское
планирование
– структурирует
образовательного
процесса.
разработать
подробный
календарно-
тематический план необходимо:
Установить объем плана в условно-учебных часах.
Определить
тематику,
количество
прохождения
каждой темы.
Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.
Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для
достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится
очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по
ходу календарного планирования в течении года.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Организация
целостного,
непрерывного,
педагогического
процесса.
Педагогический
совокупность
различных
мероприятий,
направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей
и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план является обязательным документом (1987 г).
Компонентами календарного планирования являются:
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
Организационно-действенный
компонент
соответствовать поставленным задачам).
Результат
запланировали
получили
совпадать).
Планируемые
календарно-тематическом
диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а
формировать
бережное
отношение
цветнике
(поливать,
диагностируемая цель.
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика
показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.
Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию
детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать
следующим требованиям:
Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут),
ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные
игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
желательно
планировать
деятельность
предполагающую
большую подготовку.
планировать
деятельность,
предполагается
использование колющих и режущих предметов труда.
Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии
комплекс меняется через две недели.
ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную,
интересную деятельность и снять утомление.
Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие
(музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или
спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее,
что нужно планировать на прогулке:
1 . Наблюдение
природой,
транспортом,
взрослых,
сезонными
изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.
Подвижная
(сюжетная
«Гуси-гуси…»,
бессюжетная
соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она
планируется с учетом погоды, особенностей сезона.
3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших
группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .
4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.
5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике,
развитию речи), с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными
детьми, по подготовке к праздникам.
6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо
формировать потребность в труде.
Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от
настроения и желания детей.
7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.
ВЕЧЕР. Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с
удовольствием шел в детский сад. В данный отрезок времени планируются:
Настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные,
дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.
2 . Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз
неделю (в четверг или пятницу).
Примерные
названия
праздников:
праздник
«Мыльных
пузырей», «Воздушных
шаров», «Бумажных
снежинок», «Нитяных (бумажных)
кукол», «Пушистиков»,
«Летящих
голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются
различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи,
песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.
3. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам. Планировать
знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.
Индивидуальная
работа по
деятельности.
изобразительной
деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя.
До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в
данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя
увереннее.
5. Чтение художественной литературы.
6. Работа с родителями.
Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима
циклограмма.
Непосредственно образовательная деятельность.
Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:
Задачи (программное содержание).
(учебная,
развивающая
воспитательная).
сформировать,
психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и
какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.
как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить
на всех НОД.
ВОСПИТЫВАТЬ
доброжелательность,
заботиться
выражать
сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не
шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов,
развлечений.
Оборудование.
Активизация словаря.
Методы и приемы.
Источник.
В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и
зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).
ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
планирования
программы
профессионального
воспитателя. Существуют следующие формы планирования:
Текстовая –
подробная
Она необходима
начинающим
воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и
2. Схема-сетка.
1 страница – список детей.
2 страница – сетка занятий.
3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти
задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и
заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем
младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в
недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением
вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.
В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.
Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,
Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки»
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это
обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.
СХЕМА - СЕТКА
календарное планирование на 1 неделю
наблюдение
познават.
развлече
индивид.рабо
1 половина
Дидактические,
настольные.
математическим
Наблюдения
из окна за
состоянием
(нравств,
Самообслужив
математике,
развитию
экологии
Подвижные,
спортивн.
2. за животн.
и растен.
Беседы на
нравственны
Закрепление
Хозяйственно-
бытовой труд
Труд в природе
Развитие
Подготовка
к праздникам
2 половина
строительные,
театральные,
Составление
рассказов.
Пересказ.
Заучивание
стихотворен
Ручной труд
Хозяйственно-
бытовой труд,
самообслужива
развлече
конструирова
Математика
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ НОД С______ ПО ______ _________________
наблюдение
познават.
развлечение
1 половина
Д/и «Чудесный
мешочек» - закреп.
зн.геом. фигур
Д/и «Из чего что
варят» овощи –
1. Рассмотреть
распустивший
ся цветок
ухаживать)
котором мы
архитект.
самостоятельн
о готовить
материал к
занятиям.
Правильно
пользоватьс
я вилкой –
ПРОГУЛКА
П/и «Бездомный
П/и «У медведя во
П/и «День и ночь»
1. За облаками
– чтение
стихотворения
покупками в
магазин» -
закр. знания
об овощах,
рябины для
ручного труда
2. Привлечь
1.Закрепить
временные
утро, день,
вечер, ночь
2 половина
С/р и «Библиотека»
С/р «Семья»
С/р Магазин»
изменилось»
Составление
рассказа
«Если бы я
строительн.
работать по
Литературна
я викторина
сказку» (по
правильно
полоскать
Приобщение к
национальной
культуре:
Знакомство со
сказками.
Приобщение к
национальной
культуре:
Заучивание загадок,
пословиц,
поговорок.
Приобщение к
национальной
культуре:
Знакомство с
народными
промыслами.
Приобщение к
национальной
культуре:
заучивание
потешек, песенок.
Хозяйственно-
бытовой труд.
Хозяйственно-
бытовой труд.
Хозяйственно-
бытовой труд.
Хозяйственно-
бытовой труд.
Наблюдение за
сезонными
изменениями в
Наблюдение за
сезонными
изменениями в
Наблюдение за
сезонными
изменениями в
Наблюдение за
сезонными
изменениями в
Словесные игры и
упражнения.
Словесные игры и
упражнения.
Словесные игры и
упражнения.
Словесные игры и
упражнения.
Забочусь о своем
здоровье.
Забочусь о своем
здоровье.
Забочусь о своем
здоровье.
Забочусь о своем
здоровье.
Труд в природе.
Труд в природе.
Труд в природе.
Труд в природе.
Наблюдение за
животными.
Наблюдение за
Наблюдение за
насекомыми.
Наблюдение за
неживой природой.
Знакомство с
творчеством
художников.
Знакомство с
творчеством
художников.
Знакомство с
творчеством
композиторов.
Знакомство с
творчеством
композиторов.
ПДД (чтение).
ПДД (игры).
ПДД (беседа).
ПДД (наблюдение).
Экскурсия.
Целевая прогулка.
Целевая прогулка.
Целевая прогулка.
математическим
Количество, счет.
математическим
Форма, величина.
математическим
математическим
Ориентировка в
пространстве.
Культурно-
гигиенические
Культурно-
гигиенические
Культурно-
гигиенические
Культурно-
гигиенические
Литературный час.
(мировое народное
творчество)
Литературный час.
(поэтические
произведения)
Литературный час.
(заучивание)
Наблюдение за
растительным
Наблюдение за
растительным
Наблюдение за
растительным
Наблюдение за
растительным
Театрализованные
Театрализованные
Театрализованные
Театрализованные
Работа по
закреплению темы
по познавательному
развитию.
Работа по
закреплению темы
по познавательному
развитию.
Работа по
закреплению темы
по познавательному
развитию.
Работа по
закреплению темы
по познавательному
развитию.
ППБ (беседа)
ППБ (чтение)
ППБ (игра).
ППБ (чтение).
Вечер развлечений.
Вечер развлечений.
Вечер развлечений.
Вечер развлечений.
Игры на развитие
памяти, внимания.
Игры на развитие
памяти, внимания.
Игры на развитие
речи, мышления.
Игры на развитие
речи, мышления.
Наблюдение за
неживой природой.
Наблюдение за
неживой природой.
Наблюдение за
неживой природой.
Наблюдение за
неживой природой.
ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.
Развивающие
«Веселый счет»
«Количество»
Логические
упражнения.
Ориентировка,
«День да ночь»
«Семь братцев»
«Времена года»
«Календарь»,
Наблюдение
Изменения в
Изменения в
Изменения в
Изменения в
Самообслуживани
Самообслуживани
Самообслуживани
Самообслуживани
«Российская
словесность»
развитие речи,
Составление
рассказов,
творческое
рассказывание
Пересказ.
Словесные игры.
Литературные
викторины.
природы»
Растительный
Животный мир.
Взаимосвязь
человека с
природой.
Экология: беседы,
ситуации.
Наблюдение
Животный и
растительный
Животный и
растительный
Животный и
растительный
Животный и
растительный
Хоз.-бытовой.
Хоз.-бытовой.
Хоз.-бытовой.
Хоз.-бытовой.
«Учимся быть
здоровыми»
Безопасность
Культура
поведения,
правила этикета.
Безопасность
Гигиенические
Художественна
я литература
драматизация,
театрализованные
Заучивание
наизусть.
Знакомство с
писателями.
Загадки и отгадки.
Наблюдение
За погодой.
За погодой.
За погодой.
За погодой.
Труд в природе.
Труд в природе.
Труд в природе.
Труд в природе.
«Мир вокруг
«Космос»
«Воздух».
«Наша Родина –
«Наш город»
Труд взрослых.
«Открою сам» в
«Почемучек».
Наблюдение
Труд взрослых.
Труд взрослых.
Труд взрослых.
Труд взрослых.
В уголке природы.
В уголке природы.
В уголке природы.
В уголке природы.
произведений.
Рассматривание
плакатов,
иллюстраций,
Создание
проблемных
ситуаций, игры.
Приобщение к
национальной
культуре
праздники.
Пословицы,
поговорки,
народные
Экскурсия
Целевая прогулка
Наблюдение
За транспортом.
За транспортом.
За транспортом.
За транспортом.
Ручной труд
С бумагой.
С природным
материалом,
бросовым
материалом.
Строитель,
составление
С тканью.
Формы работы во второй младшей группе.
Понедельник
Беседы по
иллюстрациям
(развитие речи,
ознаком. с
окружающим).
Дидактическая игра
Театрально-игровое
творчество.
Индивидуальная
работа по изо-
деятельности.
Подвижная игра.
Настольные
развивающие игры с
правилами.
Артикуляционная
гимнастика.
Наблюдения в
уголке природы
(экологическое
воспитание,
артикуляция
Рассказывание
сказок по
пиктограммам.
Подвижная
Логоритмика.
пальчиковая
гимнастика.
Индивидуальна
я работа по
ознакомлению с
окружающим
(игра, общение)
Беседа по
нравственному
воспитанию.
Индивидуальная
работа по изо-
деятельности.
Подвижная игра.
Разучивание
Логоритмика.
Индивидуальная
работа по
активизации
Театрализованная
деятельность.
Беседы по ОБЖ,
рассказы из
личного опыта.
Дидактическая
формирование
грамматического
строя речи.
Индивидуальная
работа по
трудовому
воспитанию.
Элементы ТРИЗ.
Подвижная игра.
Индивидуальная
работа по
формированию
самообслуживания
Подвижная
Дидактическа
я игра по
Составление
описательного
рассказа.
Работа по
развитию
моторики рук.
эксперимент.
Подвижная игра.
Индивидуальная
работа по РЭМП
(предварительная
подготовка к
будущему занятию).
экспериментирование
Проблемно-игровая
ситуация (воспитание
гуманизма,
ознакомление с
окружающим).
Подвижная
Индивидуальна
я работа по
развитию
внимания,
мышления.
ролевая игра.
художественной
литературы.
«обыгрывание»
поделок и
речевая работа.
Элементы ТРИЗ.
Подвижная игра.
Конструирование,
«Обыгрывание»
упражнение на
развитие
артикуляции
(звукоподражание
Чистоговорки).
Динамический
Сюжетно-ролевая
Подвижная игра.
Сюжетно-ролевая
Индивидуальная
по закреплению
навыков владения
ножницами,
кисточкой клеем.
Игра на развитие
памяти, внимания,
мышления.
художественной
литературы.
Подвижная
ролевая игра.
Хозяйственно-
деятельность
подгруппам).
драматизация.
Дидактическа
я игра на
расширение и
активизацию
Музыкально-
спортивное
развлечение.
Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».
Формы работы в средней группе .
Понедельник
Наблюдение в
уголке природы.
Разучивание стихов.
Дидактическая игра
по развитию речи.
Индивидуальная
работа по ознак. с
окружающим.
Элементы ТРИЗ.
Составление
рассказов по
(описание).
Подвижная
Индивидуальна
я работа по
развитию
Беседа по
нравственному
воспитанию
проблемных
ситуаций,
рассказы из
личного опыта,
рассуждение).
Составление
рассказов по схеме
(повествование).
Подвижная игра.
Индивидуальная
работа по
грамматическому
строю речи.
Элементы ТРИЗ.
Подвижная
Элементы
Дидактическая
развитию речи.
Индивидуальна
я работа по
Развитие
фонематического
(автоматизация
моторики рук.
Дидактическая
развитию речи.
Индивидуальна
я работа по
физическому
воспитанию.
Индивидуальна
я работа по
Подвижная
Индивидуальна
я работа по
грамматическом
у строю речи.
Элементы
Дидактическая
развитию речи.
Дидактическая игра
по развитию речи.
Народная игра.
Трудовое
воспитание.
окружающим.
Активизирующ
ее общение
(рассказы из
личного опыта,
проблемных
ситуаций).
Подвижная игра.
Сюжетно-ролевая
экспериментировани
Предварительная
работа по
подготовке к
будущему занятию
изобразительного
Дидактическая игра
по развитию речи.
Индивидуальная
работа по РЭМП.
Индивидуальна
я работа по
окружающим.
ролевая игра.
Предварительн
ая работа по
подготовке к
аппликации (с
бумагой и
ножницами).
Элементы
художественно
й литературы.
Развивающая
развитие
внимания,
мышления.
Подвижная
Индивидуальна
я работа по
нравственному
воспитанию.
ролевая игра.
Составление
рассказов по
Развивающая
развитие
внимания,
мышления.
Конструирован
«обыгрыванием
» поделок.
Динамический
Подвижная игра.
Индивидуальная
работа по развитию
мелкой моторики
Развивающая игра
на развитие памяти,
внимания,
мышления.
Работа по
дифференциации
Сюжетно-ролевая
экспериментировани
Элементы ТРИЗ.
Подвижная
Индивидуальна
(предварительн
ая подготовка к
будущему
занятию по
познавательном
у развитию).
ролевая игра.
художественной
литературы.
Театрально-
творчество.
Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».
Формы работы в старшей группе .
Понедельник
(социально-
нравственное
воспитание).
Дидактическая
игра по развитию
Индивидуальная
работа по
изодеятельности.
Подвижная игра.
Индивидуальное
обсуждение
выполнения
«домашних
заданий» в
тетрадях.
Составление
рассказов по
(описание).
Дидактическая
игра по РЭМП.
Дидактическая
развитию речи.
Индивидуальная
работа по
развитию
моторики рук.
Подвижная игра.
Наблюдение в
Дидактическая
игра по ознак. с
окружающим.
Артикуляционная
и пальчиковая
гимнастика.
Подвижная игра.
Индивидуальная
работа по РЭМП.
Составление
рассказов из
личного опыта
(повествование и
рассуждение).
Дидактическая
подготовке к
обучению
Артикуляционная
и пальчиковая
гимнастика.
Подвижная игра.
Индивидуальная
работа в тетрадях
по развитию
мелкой моторики
рук, активизации
мышления и речи.
Активизирующее
общение (решение
проблемных
ситуаций).
Развивающая игра
(пространственное
и логическое
мышление,
воображение).
Разучивание
Подвижная игра.
Дидактическая
игра по ознак. с
окружающим.
Подвижная игра.
ролевая игра.
Индивидуальная
работа по
Подвижная игра.
Индивидуальная
работа по
развитию
Подвижная игра.
Сюжетно-ролевая
Элементы ТРИЗ.
Динамический
Подвижная игра.
эксперимент.
Элементы ТРИЗ.
Подвижная игра.
Индивидуальная
работа по
активизации
формированию
грамматического
строя речи.
Элементы ТРИЗ.
Дидактическая
игра по РЭМП.
Разучивание
внимания,
мышления.
художественной
литературы.
Театрально-
творчество.
Индивидуальная
работа по
физическому
воспитанию.
Конструирование
«обыгрыванием»
художественной
литературы.
Драматизация
Сюжетно-ролевая
Индивидуальная
работа по
развитию
фонематического
Хозяйственно-
бытовой труд.
Музыкально-
спортивное
развлечение;
конкурс чтецов,
загадок и т.п.
Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».
Формы работы в подготовительной к школе группе .
Понедельник
Активизирующе
е общение
(рассказы из
личного опыта,
проблемных
ситуаций).
Наблюдение и
труд в уголке
Индивидуально
е обсуждение
выполнения
«домашних
заданий» в
тетрадях.
Подвижная
Составление
рассказов по
(повествование,
описание).
Дидактическая
игра по ознак. с
окружающим.
Артикуляционна
я и пальчиковая
гимнастика.
Подвижная игра.
Элементы ТРИЗ.
Индивидуальная
работа по
развитию
моторики рук.
эксперимент.
Хозяйственно-
бытовой труд.
Развивающая
игра (логическое
пространственно
е мышление.
Подвижная игра.
Логоритмика.
Разучивание
(социально-
нравственное
воспитание).
Развивающая
(пространственно
е и логическое
мышление,
воображение).
Подвижная игра.
Артикуляционная
и пальчиковая
гимнастика
применением
пиктограмм по ОБЖ.
Артикуляционная и
пальчиковая
гимнастика
Подвижная игра.
Игра-забава
(народная,
хороводная, малой
подвижности).
Драматизация
Подвижная
Индивидуальная
работа по ознак.
с окружающим.
ролевая игра.
Дидактическая
подготовке к
обучению
Дидактическая
игра по РЭМП.
Индивидуальная
по развитию
фонематическог
элементов
звукового
анализа слова.
Предварительна
я работа по
подготовке к
будущему
занятию по
познавательному
развитию.
ролевая игра.
Подвижная игра.
Индивидуальная
работа по
Дидактические и
развивающие
упражнения с
использованием
карточек
(внимание,
моторика рук).
Предварительная
работа по
подготовке к
будущему
изобразительного
Подвижная игра.
художественной
литературы.
Дидактическая
активизацию
Индивидуальная
работа по
развитию мелкой
моторики рук.
Хозяйственно-
бытовой труд.
Элементы ТРИЗ.
экспериментировани
Дидактическая игра
(грамматический
строй речи).
Индивидуальная
работа по РЭМП.
Конструирование,
обыгрывание
поделок (2-я неделя-
музыкально-
спортивное
развлечение).
Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).
Вариант 1.
Тема нод.
Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).
Оборудование.
Активизация словаря.
Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):
Организационный момент (мотивация)
Первая часть (закрепление пройденного материала)
Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий
словарного запаса)
Третья часть (закрепление нового материала)
Итог занятия в соответствии с поставленными целями.
Вариант 2.
Тема нод.
Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)
Специально организованное рабочее пространство.
Активизация словаря.
Методические приемы:
а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на
активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность
предстоящей деятельностью.
б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности –
стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию
в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной ситуации,
поиск выхода из нее.
Г) Четвертая часть (заключительная).
Разнообразие методов и приемов.
Словесные:
Воспитателю увлекаться словесными методами обучения нельзя – это приводит к
формальному усвоению знаний.
Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала всех органов
чувств – слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):
Наблюдение
Демонстрация
Рассматривание
Самые необходимые методы в процессе первоначального обучения.
Организационные:
интригующее начало
эмоциональная завязка
сюрпризный момент и т. д.
Мотивирующие:
создание ситуации занимательности
загадывание загадок
создание ситуации новизны
эффект удивления и т.д.
Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:
создание ситуации столкновения мнений
игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
игровое упражнение
эвристический метод – метод открытий
проведение опыта
10. экспериментирование
Данный вид планирования разрабатывается на весь учебный год.
Количество НОД должно соответствовать учебному плану ДОУ.
Программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и
требованиям программы.
В 5 графе обязательно указание метод.литературы и страницы.
Темы должны соответствовать программе.
Совместная деятельность определяется по выбору педагога.
Педагогическая деятельность всегда целенаправленная. Цель работы педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений социально значима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».
Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, определенные традиции национального и местного значения. Педагогические коллективы таких учреждений часто нестабильны. Поэтому естественно, что управление образовательным учреждением, в том числе и дошкольным, требует определенной плановости в работе, предвидений всей системы учебно-воспитательной работы с воспитанниками, педагогическим коллективом и четкое предвидение ее результата.
Воспитательно-образовательная работа в дошкольном образовательном учреждении осуществл5штся на основе плана. План для всего учреждения составляется на год. Кроме того, воспитатели и педагоги-специалисты составляют планы на определенный промежуток времени.
На основании методических рекомендаций и практике работы дошкольных образовательных учреждений сложились разнообразные виды и формы подготовки годовых планов. Сам годовой план работы дошкольного учреждения может быть схематично-блочным, календарно-месячным, календарно-сетевым и т. п. При составлении годового плана всегда следует помнить, что он будет выполняться всем педагогическим коллективом и обязательно учитывать, по каким программам работает детский сад
Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.
Планирование помогает воспитателю и всему педагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкретный отрезок времени, отобрать наиболее рациональные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обоснованный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их деятельности, позволяет наметить интересные перспективы в работе с детьми.
Составить план – значит увидеть ход педагогического процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагогический коллектив, особенно воспитатели, могут не только представить содержание деятельности с детьми, но и предусмотреть ее результаты.
К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана работы детского сада и при планировании работы отдельными воспитателями и педагогами-специалистами.
1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса. Данное педагогическое требование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные задачи на определенный отрезок времени.
При этом учебные задачи отражаются в планах-конспектах учебных занятий. В отборе задач педагогического процесса воспитателю помогают новые варианты программ для детских садов по каждой возрастной группе. Реализуются выдвинутые воспитательные задачи не изолированно друг от друга, а в комплексе, в едином педагогическом процессе.
2. Разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффективной в том случае, если план предусматривает использование методов приучения, упражнения, рассказа, беседы и т. д. в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность.
3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей. Данное педагогическое требование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы развития, воспитания и обучения дошкольников и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или другим воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенностей детей не означает полного приспособления к ним. Содержание воспитательной работы должно в определенной степени опережать развитие ребенка. Эту особенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивидуальные виды деятельности детей.
4. Реальность плана, его систематичность и последовательность. При составлении годового плана дошкольного учреждения или плана работы воспитателя важно продумать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу с природным материалом и т.п. Везде необходима помощь взрослых.
Поэтому в планах любого уровня планируется определенное количество интересных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь детям. Если таких дел будет запланировано много, то ясно, что их невозможно подготовить на высоком уровне и, следовательно, воспитательный эффект не будет достигнут. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радостью ожидать любого праздника, утренника, встречи со старшими детьми.
Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный заряд. Последовательность и систематичность любого плана детского сада или воспитателя помогает реализовать воспитательные задачи и соблюсти непрерывность самого воспитательного процесса.
5. Согласованность всех планов работы, особенно плана воспитателя с годовым планом дошкольного учреждения. План работы детского сада обычно составляется на год. В нём указываются ведущие направления деятельности дошкольного учреждения в соответствии с общими задачами воспитания и образования; конкретизируется работа с педагогическим коллективом, родителями, социумом и т. д. Например, в годовом плане детского сада указывается, что приоритетным направлением деятельности в текущем году является художественно-эстетическое. Воспитатель, зная это, планирует задачи эстетического воспитания и развития детей – научить детей видеть прекрасное в природе, познакомить детей с созданием красивых аппликаций, развивать у детей способность воспринимать прекрасное в полотнах художников и т. п. В соответствии с этими задачами воспитатель подбирает определенный материал для работы с детьми. Большую помощь воспитателю при планировании своей деятельности оказывают комплексные программы развития, воспитания и обучения детей.
Годовой план дошкольного учреждения может иметь разную структуру. Он составляется коллективно. К планированию привлекаются педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель. Годовой план обсуждается и утверждается на педагогическом совете.
Годовой план дошкольного учреждения и план работы воспитателя являются рабочими документами и должны быть удобными для работы.
Все воспитатели дошкольных образовательных учреждений составляют свои планы по направлениям процесса воспитания – игровая деятельность, социально-нравственное воспитание и развитие детей, физическое развитие и т. д. При этом учитывается время учебных занятий с детьми.
В последнее десятилетие дошкольные образовательные учреждения составляют перспективные планы, которые рассчитаны на 5 лет. Иногда вместо перспективных планов можно увидеть разработанные концепции. В любом случае в структуре этих планов и концепций прослеживаются следующие направления: анализ работы учреждения за последние 2 – 3 года; перспективы развития наполняемости групп детей по каждому году; обеспеченность методическим материалом, его обновление, внедрение педагогических инноваций; повышение квалификации педагогических кадров; социальная защита педагогов и детей; материально-техническая база учреждения; связь детского сада с другими учреждениями и научными коллективами; работа с родителями.
Во многих дошкольных образовательных учреждениях на основе годового и перспективного планов составляются планы на неделю. Такое планирование особенно удобно для воспитателя детской группы, который корректирует задачи работы на каждую неделю, подбирает содержание деятельности детей.
Недельный план в большей степени позволяет реализовать личностно-ориентированную модель воспитания. Удобно, когда недельные планы учреждения или воспитателя составляются на месяц. При этом очень четко расписываются учебные занятия, а к ним составляются планы-конспекты и подбирается методический материал. Недельное планирование иногда называют календарным планом работы воспитателя на определенный промежуток времени.
Годовой план работы дошкольного образовательного учреждения соответствует избранной комплексной программе, виду дошкольного учреждения (общеразвивающее, комбинированное, компенсирующее) и приоритетным направлениям деятельности.
В последние годы приоритетными направлениями в работе разного вида детских садов являются – художественно-эстетического воспитания и развития детей, физического воспитания. Приоритетное направление определяет содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Подробные рекомендации к планированию работы воспитателя на год содержатся в программе «Радуга». В соответствии с этими рекомендациями план должен иметь следующие разделы: периоды (бодрствование, сон, бодрствование), режимные процессы (прием детей, завтрак, свободная самостоятельная деятельность, организованная деятельность, ужин, прогулка, длительность режимных моментов), педагогическое содержание.
Планирование работы детского сада, воспитателя – процесс творческий; он может изменяться в зависимости от погодных условий, складывающейся педагогической ситуации, праздников, традиций, желаний родителей.
Таким образом, при планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо учитывать режимные моменты и их длительность, медико-гигиенические требования к организации жизни детей в детском саду, климатические условия, региональные особенности, контингент детей и их индивидуальные особенности. В план работы должны включаться эмоциональные моменты, создающие радостное настроение, снимающее усталость детей, побуждающие их к новой активной деятельности.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите виды планов дошкольного образовательного учреждения.
2. Раскройте педагогические требования к составлению планов работы.
3. Что должен знать и уметь воспитатель, чтобы составить эффективный план воспитательно-образовательной работы?
4. На конкретном примере раскройте содержание работы воспитателя старшей группы с родителями.
5. Проанализируйте содержание годового плана дошкольного образовательного учреждения, имеющего какое-либо приоритетное направление в развитии и воспитании детей.