Грядёт очередная генерация грузовиков. Внешняя и внутренняя среды оао "камаз" Оао камаз директор по развитию

Помимо корпоративной газеты, радио и телевидения, деятельность ПАО «КАМАЗ» также освещает корпоративный журнал KAMAZ , регулярную публикацию материалов из которого мы начинаем нижеследующим интервью.

Решения руководителя при реализации социальных и экономических задач имеют важнейшее значение. Вот почему проводятся специальные конкурсы, определяющие лучших руководителей и поощряющие их. Попасть в номинанты такого конкурса, а тем более победить в нём - дело очень непростое, и если уж кого-то наградили, то на этого специалиста обращают внимание многие. Сегодня в гостях у журнала победитель республиканского конкурса «Руководитель года» в номинации «За активную инновационную деятельность» Ирек Флорович Гумеров, заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ», директор по развитию.

Ирек Флорович Гумеров родился 18 мая 1960 года в г. Казани Татарской АССР.
Трудовую деятельность начал в 1977 году слесарем механосборочных работ 3 разряда в моторном корпусе Автозавода им. Лихачёва. В 1982 году окончил завод-втуз при Московском автомобильном заводе им. Лихачева по специальности «двигатели внутреннего сгорания», затем там же аспирантуру (1986 г.). В 1987 году И.Ф. Гумеров получил диплом Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана.
На работу в Камское объединение по производству большегрузных автомобилей «КАМАЗ» Ирек Флорович поступил в 1986 году. Здесь он прошёл большой трудовой путь от инженера-конструктора второй категории до заместителя генерального директора ОАО «КАМАЗ».
Ирек Флорович Гумеров - кандидат технических наук (1987). Руководит кафедрой материалов, технологий и качества, входит в состав учёного совета Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Член «Совета по вопросам управления правами на интеллектуальной деятельности» в государственной корпорации «Ростех». Член «Экспертного совета при комитете Государственной думы по промышленности по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники», член Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», член партии «Единая Россия».
Награды и почётные звания: Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан (2005), медаль «В память 1000-летия Казани» (2005), звание «Почётный машиностроитель Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации» (2006), знак отличия «За заслуги перед городом Набережные Челны» (2010), звание «Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан» (2010).

- Ирек Флорович, практика показывает: ничто так не заставляет руководство предприятия сосредоточиться на инновационной идее, как осознание, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим. Насколько это утверждение актуально для вашего предприятия?
- В грузовом автомобилестроении конкуренция имеет глобальный характер. Чтобы соответствовать всё возрастающим требованиям и выпускать современную конкурентоспособную технику, сроки разработки и постановки на производство нового продукта не должны превышать 5-6 лет. Этот комплекс инжиниринговых работ, в свою очередь, должен опираться на опережающий научно-исследовательский задел по перспективным направлениям развития техники и технологий. Процесс этот организован на «КАМАЗе» в непрерывном режиме, благодаря этому удаётся успешно разрабатывать и своевременно выводить на рынок новые модели и семейства автомобильной техники.

- Что Вы считаете основополагающим принципом инновационной деятельности «КАМАЗа»?
- Основной принцип инновационной деятельности «КАМАЗа»: думать о потребителе, сотрудничать с инновационными лидерами по направлениям, непрерывно наращивать свои инновационные компетенции.

- Какие показатели характеризуют динамику инновационного процесса на «КАМАЗе»?
- Динамику можно оценить по главному результату инновационного процесса - выводу на рынок новых моделей автомобилей. За последние пять лет «КАМАЗ» кардинально обновил линейку своего модельного ряда: освоен выпуск автомобилей с современными компонентами ведущих мировых производителей (двигатель Cummins, коробка передач ZF и другие), что позволило улучшить технические параметры, повысить качество и надёжность; выполнен переход на автомобили с повышенными экологическими характеристиками, соответствующими стандарту Euro 4; на конвейер поставлены рестайлинговые семейства автомобилей со значительно улучшенными потребительскими свойствами. В настоящее время модельный ряд насчитывает более 40 моделей и 1500 комплектаций, включая семейства грузовых автомобилей, шасси и автобусов, работающих на газомоторном топливе.

В 2013 году начался новый этап в развитии «КАМАЗа» - стартовал выпуск автомобилей нового поколения с принципиально другими техническими характеристиками и потребительскими свойствами. Первое семейство - магистральные тягачи, их выпуск динамично растёт, следом за ними пойдут в серию транспортные автомобили, затем - тяжёлые шасси и самосвалы и так далее по всей выпускаемой гамме.

- Что нужно делать и чего делать не следует в нынешних экономических условиях, говоря о нововведениях на предприятии?
- Проявление негативных явлений в экономике страны незамедлительно ведёт к падению спроса на автомобильную технику, вынуждая производителей принимать жёсткие меры экономии. В таких условиях очень важно умение компании проходить кризисы, не теряя потенциал развития. «КАМАЗ» в своей истории неоднократно преодолевал такие трудности. Нужно уметь говорить и «да», и «нет»: выделять приоритеты, определяющие успех на рынке в перспективе и секвестировать
неключевые направления. В шторм можно сбрасывать груз и рубить мачты, главное - сохранять понимание и слаженность совместных действий команды.

- В чём и в каких изменениях сегодня нуждается производственный процесс на предприятии, чтобы адаптироваться к условиям международной конкуренции?
- Нам необходимо кардинально, как минимум в два раза повысить производительность труда, а также улучшить эффективность, гибкость и качество производства. Этого можно достичь, только выполнив масштабную технологическую модернизацию - такой проект реинжиниринга на «КАМАЗе» стартовал в 2014 году. Реализация проекта предусмотрена по модульному принципу, что позволяет гибко управлять инвестициями и снизить риски недозагрузки мощностей при колебаниях рыночной конъюнктуры.

Первый этап предполагает создание производственных мощностей для выпуска до 35 тысяч автомобилей в год перспективного модельного ряда. Второй этап - увеличение уровня локализации комплектующих и наращивание мощностей для выпуска до 70 тысяч автомобилей нового поколения в год.

- Какие изменения в деятельности «КАМАЗа» носят наиболее радикальный характер? Что нужно сделать, чтобы превратить эти изменения в источник развития?
- Помимо проекта технического реинжиниринга трансформация затронет все бизнес-процессы компании, включая маркетинг, проектирование и подготовку производства, закупки, продажи и сервис, бизнес-планирование и контроллинг, управление персоналом. Нужно вывести систему управления на качественно новый уровень, повысить адаптивность и эффективность, обеспечив глобальную конкурентоспособность компании. Отмечу, что практическая реализация столь масштабных проектов была бы невозможна без внедрения современных информационных технологий проектирования и передового опыта: впервые в отечественном автомобилестроении была разработана и внедрена система компьютерного проектирования на основе самых передовых программных комплексов. Создана электронная база данных конструкторской документации и система её оборота. Внедрена система «виртуальных» испытаний, гибридного моделирования, инженерного анализа конструкции на ранних этапах проектирования.

- Инновация всегда ориентируется на рынок, руководствуется его потребностями. Каковы потребности на рынке грузовой и строительной техники (российского, мирового) и насколько требования этого рынка по плечу «КАМАЗу»?
- Мировой рынок грузовых автомобилей тяжёлого класса составляет более 1,7 млн штук с прогнозом долгосрочного среднегодового роста 4%. Российский рынок, несмотря на сильную волатильность, пятый в мире и имеет высокий потенциал.

Мировые и российские тренды отраслевого развития одинаковы: растут требования клиентов к эффективности техники, условиям приобретения, послепродажному сервису. Ужесточаются нормы по экологии и безопасности автотранспорта, усиливается значение комфорта, дизайна, информационных технологий. Техника усложняется, растёт энергоэффективность, в том числе за счёт применения альтернативных видов топлива, гибридных и электрических силовых установок. Возрастает применение новых материалов, электронных систем, телематики, роботизации.

ЕСЛИ БЕДНЫЙ, ТО САМ ВИНОВАТ

Как сообщается в отчете, по итогам работы в январе-сентябре 2012 года ОАО «КАМАЗ» направило на выплаты членам совета директоров и правления 122,6 млн. рублей. За 9 месяцев 2011 года выплаты составляли 46,62 млн. рублей. Таким образом, по сравнению с прошлым годом выплаты выросли в 2,6 раза.

Члены совета директоров в количестве 11 человек получили выплаты свыше 18 млн. рублей, что составляет в среднем за месяц 180 тыс. рублей. Довольно скромные цифры. Другое дело, члены правления. Так, за 9 месяцев 2012 года 7 членов правления во главе с гендиректором камского автогиганта Сергеем Когогиным получили 104,6 млн. рублей, что составляет 1,66 млн. рублей в месяц на каждого (как сообщил газете "БИЗНЕС Online" руководитель пресс-службы кабмина Андрей Кузьмин , премьер-министр Ильдар Халиков , входящий в состав совета директоров, вознаграждения не получал, так как работает в СД как представитель государства).

Тем временем средняя зарплата по КАМАЗу, мягко говоря, скромнее. Из того же отчета за январь-сентябрь следует, что она равна в среднем 23 тыс. рублей в месяц. Так называемый децильный коэффициент (разрыв в доходах между членами правления и трудящимися КАМАЗа) составляет 72 раза! Здесь можно процитировать слова авторитетного главы Института экономики РАН Руслана Гринберга , сказанные им в 2007 году: «Как только децильный коэффициент достигает 10, в стране появляются условия для социальных беспорядков. Это правило не действует разве что в Америке, где коэффициент держится на уровне 10 - 12. Но там это считается нормальным, поскольку философия американцев отличается от нашей. Там считается: если ты бедный, то сам виноват».

КАМАЗ - НЕ «КРАЙСЛЕР»

В департаменте КАМАЗа не стали комментировать информацию. Олег Афанасьев - директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ», в ответ на просьбу газеты "БИЗНЕС Online" разъяснить мотивы, которыми руководствуется компания, назначая вознаграждение, отметил, что таково решение совета директоров, и он его не комментирует.

Конечно, топ-менеджмент может утверждать, что как раз за эти 9 месяцев текущего года завод получил 3,3 млрд. рублей чистой прибыли по РСБУ по сравнению с убытком годом ранее, и поскольку выплаты топ-менеджеров привязаны к показателям чистой прибыли, то необходимо увеличение вознаграждения. Но если брать тот же сопоставимый период прошлого года, то тогда при убытке в 2,7 млрд. рублей за 9 месяцев члены правления в среднем получали не менее 556 тыс. рублей в месяц. Весь завод получал тогда те же 23 тыс. рублей в среднем. Так что видно, что зарплата всего персонала мало зависит от результатов деятельности предприятия, а у членов правления есть свой minimum minimorum.

Можно, конечно, вспомнить хрестоматийный пример генерального менеджера автомобильной американской компании Chrysler Ли Яккоки , когда в 1979 году возглавляемой им компании для спасения от банкротства пришлось прибегнуть к госгарантиям правительства США. Конгрессменов удалось убедить, и «Крайслер» получил госгарантии в $1,5 млрд., которые необходимо было вернуть до 1990 года (на деле). Одним из эффектных шагов Якокки было то, что сам он установил себе зарплату 1 доллар в год. Этим он хотел убедить всех в том, что для спасения корпорации придется идти на определенные жертвы…Такая самооотдача привела к тому что «Крайслер» расплатился по гарантированным правительством кредитам уже в 1983 году, на 7 лет раньше.

Что касается КАМАЗа, то только помимо госзаказа на машинокомплекты у него есть госсубсидии процентных ставок по кредитам. Только за первое полугодие 2012 года они составили 192 млн. рублей. А еще есть государственные гарантии по кредитам на 4,9 млрд. рублей. В числе кредиторов КАМАЗа банки с госучастием, а заказы на производство ремонтных работ от компаний, подконтрольных правительством РФ и РТ, составляют по данным первого полугодия 2012 года цифру в 11,2 млрд. рублей.

P.S. Уже после выхода публикации редакция БИЗНЕС Online получила на условиях анонимности комментарий по поводу вознаграждения членов руководящих органов КАМАЗа от источника, близкого к топ-менеджменту компании. Как рассказал источник, в докризисный период совету директоров и членам правления были начислены бонусы. Но в связи с наступлением кризиса советом директоров и членами правления было принято решение эти бонусы не выплачивать и на период кризиса от них отказались. В этом году и по итогам прошлого года КАМАЗ показывает неплохие финансовые результаты. Поэтому было решено разморозить те выплаты, которые полагались еще до кризиса. Отсюда и возникли такие большие суммы вознаграждения. Никаких выплат сверх этого не было и не предполагается, утверждает собеседник БИЗНЕС Online. По его словам, бонусы за текущий год будут выплачены на докризисном уровне, какие именно, пока неизвестно.

Справка

Список членов совета директоров ОАО «КАМАЗ», избранных на годовом общем собрании акционеров 29 июня 2012 года.

Бройтман Михаил Яковлевич - генеральный директор ЗАО «СИБ Финансовый консультант».
Варданян Рубен Карленович - управляющий директор ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог».
Дмитриев Владимир Александрович - председатель государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Завьялов Игорь Николаевич - заместитель генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии».
Когогин Сергей Анатольевич - генеральный директор ОАО «КАМАЗ».
Нуретдинов Гумер Хасанзанович - председатель профсоюзного комитета работников ОАО «КАМАЗ».
Салонен Илкка Сеппо (Ilkka Seppo Salonen) - партнер Septem Partners Oy.
Скворцов Сергей Викторович - управляющий директор ЗАО «Финансовый брокер «Тройка Диалог».
Троска Губертус (Hubertus Troska) - руководитель «Мерседес-Бенц Тракс», член правления «Даймлер Тракс».
Халиков Ильдар Шафкатович - премьер-министр Республики Татарстан.
Чемезов Сергей Викторович - генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии».

Список членов коллегиального исполнительного органа ОАО «КАМАЗ» - правления ОАО «КАМАЗ»

Гумеров Ирек Флорович — заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» — директор по развитию.
Клочков Юрий Петрович — первый заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» — исполнительный директор.
Когогин Сергей Анатольевич — генеральный директор ОАО «КАМАЗ».
Милинова Елена Михайловна — заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по экономике и финансам - финансовый директор.
Пронин Евгений Павлович — заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по продажам и сервису.
Пузырьков Кирилл Юрьевич — заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию.
Урманов Ахат Фаритович — заместитель председателя правления ОАО «КАМАЗ».

Какое вознаграждение должны получать члены совета директоров и правления КАМАЗа? (12.11.12 -)

5% Все правильно, КАМАЗ наращивает производство, руководству тоже надо увеличивать выплаты

81% Вознаграждение должно быть адекватным и не превышать зарплату персонала в десятки раз

5% Если топ-менеджменту не платить очень хорошо, то эффективные кадры уйдут и будут воровать

9% Нужно руководству не выплаты большие устанавливать, а сделать опционную программу

Ваш голос учтен

Организационная структура ОАО "КАМАЗ"

ОАО "КАМАЗ" использует линейно-функциональный тип организационной структуры.

Преимущества такого типа организационной структуры:

  • · Стимулирует деловую и профессиональную специализацию;
  • · Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях;
  • · Улучшает координацию в функциональных областях

Недостатки:

  • · Цепь команд от руководителя до непосредственно исполнителя становится слишком длинной;
  • · Замедленная реакция на внешние изменения;
  • · Проблемы с распределением ответственности за устранение проблем.

Непосредственно на автомобильном заводе в производстве используется принцип "Сквозной бригады".

Такой принцип имеет ряд преимуществ:

  • · Один руководитель отвечает за результат работы;
  • · Проблемы выявляются и исключаются;
  • · Заработная плата персонала привязана к результатам работы потока в целом.

Внешняя и внутренняя среды ОАО "КАМАЗ"

Анализ факторов макросреды:

Группа факторов

Характер влияния на организацию "+","-"

Действия организации

Экономические

"-" Снижение продаж грузовиков.

"-" Затоваривание складов.

Приостановка производства на несколько дней.

1. Падение спроса.

2. Государственные защитные меры, направленные на поддержание отечественных производителей автотехники.

"+" Увеличение объема производства, увеличение доли грузовиков "Камаз" в общем объеме продаж.

"-" Усиление конкурентов.

Укрепление лидирующих позиций на российском рынке.

Политические

1. Присоединение России к ВТО (Снижение ставок таможенных пошлин на импортируемую технику).

"-" Рост конкуренции.

Введение нового сбора на импортируемые иномарки со стороны государства, соответственно повышение цен и увеличение качества сборки со стороны ОАО "КАМАЗ".

"-" Снижение доли отечественной техники на российском рынке, Угроза остановки развития грузового автопрома.

Ввод программы утилизации старых грузовиков.

"-" Падение спроса.

Сокращение рабочей недели до 4-х дней.

Технологические

1. Появление новых технологий.

"+" Расширение перспектив развития.

Использование новых технологий с целью повышения качества продукции и удовлетворения европейским стандартам.

  • 1. Падение спроса;
  • 2. Государственные защитные меры, направленные на поддержание отечественных производителей автотехники;
  • 3. Присоединение России к ВТО;
  • 4. Появление новых технологий.

В связи с нестабильной ситуацией на рынке тяжелых грузовиков и для недопущения затоваривания складов готовой продукции, КАМАЗ приостанавливает производство грузовиков. Так, 26 и 27 ноября 2014 года объявлены на КАМАЗе днями простоя с оплатой в размере двух третей средней заработной платы.

Данные меры позволят сэкономить свыше 57 млн. рублей, обеспечить выполнение социальных обязательств перед трудовым коллективом и будут способствовать сохранению финансовой устойчивости компании в условиях снижения рынка.

Вместе с тем дни простоя будут использованы для модернизации производства и монтажа нового оборудования в рамках программы "Реинжиниринга". Также будут проводиться работы по освоению нового модельного ряда.

После вступления в ВТО российскому производителю грузовой техники приходится конкурировать с импортируемыми новыми, а особенно с подержанными грузовиками. Это вызывает усиление конкуренции, снижение активности спроса и как следствие замедление динамики продаж на внутреннем рынке, на который ОАО "КАМАЗ" делает основную ставку. По этим причинам предприятию приходится сокращать свою рабочую неделю до 4 дней, чтобы избежать затоваривания складов.

Для того чтобы защитить свой автопром от неизбежного снижения пошлин на импортные автомобили Россия принимает закон об обложении импортируемых иномарок новым сбором, это позволит внутренним автопроизводителям поднять цены на свою продукцию.

Введение утилизационного сбора должно стать положительной мерой для КАМАЗа, так как КАМАЗ освобожден от утилизационного сбора, в отличие от импортных производителей-конкурентов. Таким образом, вступление в ВТО снизит таможенную стоимость импортируемых авто, а утилизационный сбор покроет это снижение. Но ситуация касается только некоторых бортовых грузовиков, самосвалов и шасси.

Чтобы поднять долю грузовиков "КАМАЗ" на российском рынке, было принято решение о включении в государственную программу по утилизации старых автомобилей. В рамках этой программы, КАМАЗ предлагает сдать старый грузовой автомобиль и получить взамен новый или капитально отремонтированный всего за доплату разницы в стоимости.

ОАО "КАМАЗ" продолжают активное внедрение новых технологий в производственные процессы, которые позволяют существенно улучшить качество выпускаемых узлов, агрегатов и комплектующих.

Например в ОАО "КАМАЗ" постоянно ведется работа по улучшению качества с помощью новых технологий. С внедрением новых флюсов, уменьшающих порообразование в отливках, на отливке головки цилиндра удалось снизить уровень внутреннего и внешнего брака.

Анализ факторов микроокружения:

Группа факторов

Характер влияния на организацию "+", "-"

Действия организации

Покупатели

Недовольство покупателей моральным устареванием модельного ряда.

"-" Снижение спроса.

Расширение модельного ряда компании.

Недовольство ростом цен на продукцию.

Создание ОАО "Лизинговой компании "КАМАЗ".

Поставщики

Ненадежные поставщики.

"-" Перебои в снабжении.

"-" Поставка бракованных материалов.

Внедрение системы оценивания поставщиков.

Производительные и надежные поставщики.

"+" Улучшение продукции и процессов путем

внедрения новых технологий и использования новаторских идей.

Максимальное использование данной возможности.

Некомпетентность поставщиков.

"-" Перебои в снабжении.

"-" Низкое качество продукции.

Обучение персонала поставщиков.

Конкуренты

Усиление конкуренции на российском рынке грузовых автомобилей.

"+" ОАО "КАМАЗ" является лидером в стране и занимает значительную долю рынка.

Удержание позиций предприятия; за счет более низкой цены и более выгодных условий обслуживания.

Снижение ценового преимущества иностранных автопроизводителей по причине роста ставок таможенных пошлин.

"+" Увеличение спроса и продаж.

Повышение цены на грузовики и увеличение качества сборки.

В качестве основных факторов, влияющих на деятельность общества, можно выделить:

  • 1. моральным устареванием модельного ряда;
  • 2. рост себестоимости продукции;
  • 3. квалификация поставщиков;
  • 4. усиление конкуренции.

Продолжительное время автозавод "КАМАЗ" выпускал лишь те модели грузовых автомобилей, которые прошли проверку временем и зарекомендовали себя как надежные. Но настал такой момент, когда спрос на продукцию стал падать, это было связано с тем, что на фоне высоко технологичных и не дорогих иномарок, модельный ряд КАМАЗа выглядел устаревшим. Спасти ситуацию могло только увеличение и разнообразие выпускаемых моделей грузовиков, что автозавод "КАМАЗ" и стал осуществлять.

Сегодня ОАО "КАМАЗ" выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 40 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей - от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн.

Так же были улучшены технические характеристики и потребительские свойства автомобилей - как путём применения автокомпонентов ведущих производителей, так и внедрения собственных оригинальных разработок. Все это позволило не только вернуть прежних покупателей, но и привлечь большую массу новых.

Применение новых технологий в производстве, совершенствование конструкций моделей, увеличение комфортабельности невозможно без роста себестоимости продукции. Рост цен на продукцию "КАМАЗ" спровоцировал некоторое недовольство покупателей и соответственно снижение спроса. Для того чтобы удовлетворить потребность покупателей в грузовых автомобилях производимых ОАО "КАМАЗ" была проведена реализация одного из наиболее эффективных инструментов бизнеса - лизинга.

ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" является 100% дочерним обществом ОАО "КАМАЗ", специализируется на реализации автомобилей производства КАМАЗ и спецтехники на базе шасси КАМАЗ в лизинг.

ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" постоянно внедряет новые схемы клиентского финансирования, рассчитанные на самых различных клиентов - от частных предпринимателей до крупных корпораций, предлагая самые безопасные, удобные и выгодные способы решения их транспортных задач.

Для того чтобы сотрудничать только с проверенными и ответственными поставщиками ОАО "КАМАЗ" проводит ежеквартальную оценку поставщиков. После проведения оценки составляется список поставщиков, продукция которых не удовлетворяет требованиям ОАО "КАМАЗ". Затем проводится процедура по принятию мер к поставщикам, отнесенным к категории "ненадежный". Если после принятых мер поставщик снова не оправдывает ожидания, осуществляется поиск и рассмотрение сотрудничества альтернативных поставщиков.

Качество продукции во многом зависит от компетентности и уровня подготовки персонала. В целях развития Поставщиков ОАО "КАМАЗ", Корпоративный университет ОАО "КАМАЗ" совместно с Региональным институтом передовых технологий и бизнеса проводит обучение персонала поставщиков.

Основные конкуренты грузовиков КамАЗ на российском рынке большегрузного транспорта являются, во-первых, производители стран ближнего зарубежья МАЗ, "Урал", КрАЗ, во-вторых, недобросовестные китайские поставщики, в-третьих, лидирующие в мире фирмы, например, "Вольво", "Скания", ИВЕКО, "ДаймлерКрайслер", в-четвертых, подержанные машины производства мировых лидеров.

На российском рынке грузовые автомобили КАМАЗ остаются недосягаемыми благодаря сочетанию цены и качества. Их достоинством является простота в ремонте и эксплуатации.

И все же, автомашины КамАЗ нередко сравнивают с поставщиками, работающими в Китае, которые еще дешевле предлагают свои автомобили. Однако китайская спецтехника известна своим весьма коротким эксплуатационным сроком, не говоря уже о том, что качество ее исполнения оставляет только надежды на лучшее. Также необходимо заметить, что в отличие от конкурентов КАМАЗ, работает практически при любых погодных условиях, выдерживая при этом любые сложности внешних дорожных условий. Заодно салоны сервисного обслуживания данного автомобиля находятся во всех крупных городах нашей страны и за ее пределами, а также, и найти комплектующие к нему не составит труда.

Также значимым является и подобный аспект, что ОАО "КАМАЗ" на рыночном секторе реализует серьезный спектр различной транспортной техники. У клиентов есть возможность по своей нужде подобрать и молоковоз и военный и вездеход, при этом в зависимости от прихоти клиента, он может выбрать грузовик с грузоподъемностью от 10 до 25,5 тонн.

Анализ внутренней среды предприятия:

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Маркетинг

  • 1. Достаточная доля российского рынка.
  • 2. Освоение новых рынков.
  • 2. Соотношение цены и качества - преимущество перед другими участниками рынка.
  • 1. Низкий уровень маркетинговых исследований.
  • 2. Недостаточное финансирование иногородних рекламных кампаний.

Менеджмент

  • 1. Высококвалифицированные управленческие кадры.
  • 2. Хорошая система краткосрочного планирования.
  • 3. Небольшое количество управляющих.

1. Слабое развитие системы долгосрочного планирования.

Персонал

  • 1. Наличие высококвалифицированных кадров.
  • 3. Отсутствие текучести кадров.
  • 1. Отсутствие эффективных стимулов в системе мотивации.
  • 2. Низкая заинтересованность персонала в развитии компании.

Организационная культура

  • 1. Высокая дисциплина.
  • 2. Устоявшиеся нормы и ценности.

18.07.2018

Правительство Москвы, «КАМАЗ», «НАМИ» и «Яндекс» заключили соглашение о сотрудничестве в области развития и внедрения беспилотного транспорта в столице.

Подписание состоялось на главной площадке Московского урбанистического форума в концертном зале «Зарядье». Свои подписи под документом поставили мэр Москвы Сергей Собянин, директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров, гендиректор института «НАМИ» Сергей Гайсин и гендиректор «Яндекса» Елена Бунина. Соглашение подписано на пять лет с возможностью продления.

Документ предполагает развитие и внедрение в Москве технологий беспилотного управления на всех видах городского пассажирского транспорта, технологий телематических транспортных и интеллектуальных автомобильных систем, формирование нормативной правовой и технической базы. Отдельный пункт – подготовка кадров в сфере разработки, испытаний и эксплуатации беспилотного транспорта. В том числе будет создана система независимой оценки квалификации работников, претендующих на осуществление трудовой деятельности по новым профессиям. Кроме того, предусматривается разработка и апробация решений, связанных с кибербезопасностью при эксплуатации «беспилотников». Безопасность тестирования беспилотного транспорта обеспечат городские системы: комплексная схема организации дорожного движения и интеллектуальная транспортная система.

Отмечается, что в работе будут использовать преимущественно российские технологии. «Я благодарен своим коллегам, которые активно работают над новыми образцами транспорта, прорывными технологическими решениями, – сказал Сергей Собянин во время церемонии подписания документа. – Город со своей стороны сделает всё возможное, чтобы такие новации внедрялись в Москве, чтобы мы были лидерами и в этой сфере».

В свою очередь, Ирек Гумеров подчеркнул, что такое партнёрство между столицей, производителями и ИТ-компаниями даст возможность для развития новых технологий. «Беспилотный транспорт открывает огромные перспективы для города и его жителей, – сказал он. – И конечно, лидерство Москвы – это большой потенциал для успеха в этой программе». Также Ирек Гумеров напомнил, что в период проведения чемпионата мира по футболу в Казани были продемонстрированы возможности беспилотника «ШАТЛ», разработанного на «КАМАЗе» совместно с «НАМИ». «Возили там наших пассажиров и видели их реакцию. И понятно, что такой транспорт уже в ближайшее время будет входить в нашу жизнь и менять её», – отметил Гумеров.

Ирек Гумеров также принял участие в панельной дискуссии «Осторожно – беспилотники. Экономика и технологии перехода к беспилотному городу». В ходе обсуждения он отметил, что беспилотный транспорт может повысить безопасность на дорогах города, снизить трафик и дать новые возможности для общественного транспорта «Будет примерно на 70% меньше парковок, потому что беспилотный транспорт будет более эффективно использоваться. Безопасность движения может повыситься на 90%, так как автономные автомобили более предсказуемы, – сказал Гумеров. – Также за счёт более плотного потока и умения двигаться на более близких расстояниях, за счёт общения автомобиля с автомобилем, ожидается рост пропускной способности на 30%».

Московский урбанистический форум – это крупнейший международный конгресс, посвященный вызовам развития глобальных мегаполисов. Он объединяет представителей городских администраций России и мира, архитекторов, градостроителей, девелоперов, руководителей финансовых компаний, инвесторов и т.д. Тема форума этого года – «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни». В рамках деловой программы проходят панельные дискуссии, презентации, интервью, стратегические сессии, пленарные заседания и т.д.