Обследование рабочих мест по условиям труда. Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест? Функции аттестационной комиссии

Вопрос: Добрый день. В феврале 2013 года была отменена аттестация рабочих мест для компаний, которые имеют только офисы. У меня есть противоречивая информация: одни юристы мне говорят, что аттестацию рабочих мест проводить нам не нужно вообще, другие юристы говорят, что 1 раз всё равно обязательно нужно проводить, но не нужно каждые 5 лет. Мне бы хотелось все-таки разобраться - как правильно?

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Какие рабочие места подлежат аттестации

Согласно п. 4 указанного приказа, с учетом внесенных изменений, аттестации подлежат, рабочие места, которые предполагают:

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Какие рабочие места не подлежат аттестации

Согласно п. 4 указанного приказа, с учетом внесенных изменений, аттестации не подлежат рабочие места, на которых работники:

  • заняты работой исключительно на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах);
  • эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную оргтехнику;
  • эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Таким образом, не подлежат аттестации рабочие места офисных работников организации при условии, что они относятся к числу исключений, указанных выше (например, работники заняты только на персональных компьютерах менее 50% рабочего времени, эксплуатируют аппараты копировально-множительную техники (настольного типа, стационарные), используемой периодически для нужд организации, иную офисную оргтехнику и т.п.). Если же работники заняты только на персональных компьютерах, но более 50% рабочего времени, то их рабочие места нужно аттестовывать в установленном порядке.

Порядок проведения аттестации рабочих мест, кто проводит аттестацию рабочих мест

В соответствии с п. п. 9 , 10 Порядка аттестация проводится аттестационной комиссией, в состав которой включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

Таким образом, созданная в организации аттестационная комиссия определяет, какие рабочие места, в том числе вновь организованные, подлежат аттестации.

Аттестация рабочего места офисного работника

Как можно подтвердить занятость офисного работника за персональным компьютером менее 50% рабочего времени?

Как уже было указано, аттестационная комиссия сама определяет, какие рабочие места подлежат аттестации.

Для того чтобы определить, занят ли работник за ПЭВМ более или менее 50% рабочего времени, согласно п.7 Приказа, аттестующая организация исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.

В данном случае такой документацией будут являться те документы, в которых указаны должностные обязанности работников, а также документация по учету времени, отработанного каждым работником.

Примерами являются:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • должностная инструкция;
  • коллективные договоры;
  • трудовой договор;
  • табель учета рабочего времени

Судебная практика по аттестации рабочих мест

Как указал Седьмой арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 3 июня 2013 г. по делу № А03-968/2013 лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени - это лица профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ. Документами, подтверждающие работу на ПЭВМ более 50% рабочего времени в данном деле были приказ о приеме сотрудников на работу, а также акт проверки рабочих мест, в которых отражен режим работы (в данном случае Общества). При этом суд отметил необходимость связанности работников с эксплуатацией ПЭВМ. Работниками были: приемщик-кассир, инженер электросвязи, главный бухгалтер.

В своем Апелляционном определении от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043 Саратовский областной суд отметил, что ответчиком предоставлены достаточные доказательства того, что рабочие места в ООО не подпадают под перечень, содержащийся в п. 4 Порядка, не содержат вредных и (или) опасных производственных факторов, сотрудники организации заняты на работе с ПЭВМ не более 50 процентов рабочего времени. При этом ответчик, ООО, предоставило копии должностных инструкций лиц, занятых за работой на ПЭВМ (среди них: директор, главный бухгалтер, управляющий ломбардами, бухгалтер, помощник бухгалтера, администратор АХЧ, старший товаровед, товаровед, помощник товароведа, оценщик-товаровед, менеджер по продаже и оценке бытовой техники).

Апелляционное определение Верховного суда республики Саха (Якутия) от 1июля 2013г. по делу №33-2267/2013: в деле указано, что все работники заняты работой исключительно на ПЭВМ. Суд пришел к выводу, что в данном случае аттестация рабочих мест являлась необходимой.

Рабочие места, подлежащие аттестации

Таким образом, аттестация рабочих мест должна проводиться в отношении тех рабочих мест, где лица заняты работой на ПЭВМ более 50% своего рабочего времени на профессиональной основе.

Документами, подтверждающими занятость работника на ПЭВМ менее 50 % своего рабочего времени, могут являться должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры и т.п.

Как часто необходимо проводить аттестацию рабочих мест

Согласно п.8 Приказа от 26 апреля 2011 г. № 342н на рабочих местах, где установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.

Согласно п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, проведение медосмотров обязательно для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени. Таким образом, аттестация рабочих мест работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

Ответственность и штрафы по аттестации рабочих мест

За неисполнение обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, предусмотренной статьей 209 Трудового кодекса РФ, работодатель или организация могут быть привлечены к административной ответственности (штрафу) в размере от 1000 до 5000 рублей; организация - от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в соответствии со ст. 5.27 КоАП.

  1. Аттестация должна проводиться в отношении тех рабочих мест, где офисные сотрудники заняты работой на персональных компьютерах более 50% своего рабочего времени на профессиональной основе не реже одного раза в пять лет.
  2. Доказывать проверяющему органу (трудовая инспекция или прокуратура) занятость своих офисных сотрудников на персональных компьютерах менее чем на 50% рабочего времени будет сам работодатель, путем предоставления локальных актов, содержащих трудовые обязанности работников, а также времени их занятости.
  • Законодательство
  • Сроки аттестации
  • Кто проводит аттестацию?

Законодательство

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Аттестация проводится на основании Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Основываясь на части второй ст. 212 ТК РФ аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели без исключений. Основная цель и задача данной процедуры - улучшение условий труда, а также выявление вредных и опасных производственных факторов. Процесс проведения аттестации включает в себя:

  • гигиеническую оценку условий труда работников;
  • оценку травмобезопасности на предприятии;
  • оценка соответствия нормам безопасности труда используемых инструментов и оборудования на предприятии;
  • обеспеченность работников организации средствами индивидуальной защиты.

Сроки аттестации

Организация сама определяет, когда ей нужно проводить аттестацию. Однако по закону, проводить её нужно не реже одного раза в 5 лет! Важно знать, что если на вашем предприятии появляется новое рабочее место или изменено производственное оборудование рабочего места, то его необходимо аттестовать в течении 60 дней.

Многие работодатели путают аттестацию рабочих мест с аттестацией работников. Важно понять, что аттестуется именно рабочее место, а не работник! Например, в вашей организации может работать 5 человек, а рабочих мест может быть 2, 3 или даже 8. Некоторые работники могут выполнять разные задачи и занимать соответственно несколько рабочих мест, каждое из которых обязан аттестовать работодатель!

Аттестация рабочих мест и штрафы

За нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест могут применяться различные санкции: от выдачи предписаний на устранение нарушений до привлечения руководителей и должностных лиц к административной ответственности. Осуществить проверку аттестации рабочих мест может как прокуратура, так и инспекция по труду и занятости. Визит данных структур, как правило, не сулит ничего хорошего.

На сегодняшний день максимальный штраф за не проведение аттестации рабочих мест составляет 50 тысяч рублей. Или может проводится административное приостановление деятельности предприятия или организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). Штраф для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей. Однако в планах Министерства здравоохранения и социального развития стоит увеличение данной суммы в несколько раз. Увеличение штрафов позволит повысить степень ответственности работодателя за жизнь и здоровье работников и призовет многие организации провести аттестацию своих рабочих мест.

Кто проводит аттестацию?

Для того, чтобы провести аттестацию, в соответствии с законодательством, необходимо иметь аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда согласно приказу Минздравсоцразвитие N205н от 01.04.2010. Как правило, такие организации обладают собственной лабораторией и всем перечнем измерительного оборудования для проведения измерений. Привлечение таких организаций происходит на договорной основе.

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации рабочих мест включает в себя:

  1. Формирование приказа по организации, в рамках которого создается специальная аттестационная комиссия, в которую входят специалисты аттестующей фирмы и сотрудники аттестуемой организации.

2) Определяется список рабочих мест, подлежащих аттестации. Далее устанавливается перечень опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и рассчитывается стоимость аттестации.

3) Процесс исполнения аттестации рабочих мест по условиям труда, в рамках которого проводится оценка степени травмоопасности каждого рабочего места и определяется:

  • безопасность применяемого оборудования, инструментария и материалов, участвующих в процессе труда;
  • обеспеченность работников СИЗ и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  • уровень информированности каждого работника о мероприятиях по обеспечению безопасности труда.

4) Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с приложением соответствующего пакета документов:

  • протоколы произведенных измерений;
  • карты аттестации рабочих мест на предприятии;
  • план мероприятий, направленный на улучшение санитарно-бытовых условий труда работников;
  • ведомости, приложения и прочие документы.

5) После проведения аттестации работодатель отправляет её результаты в государственную инспекцию труда. Полученные документы по результатам аттестации используются в рамках:

  • сертификации производственных объектов, подтверждающей соответствие требованиям по организации охраны труда;
  • для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве;
  • определения условий трудового договора и ознакомления работника с трудовым процессом;
  • разработки плана мероприятий, направленного на обеспечение безопасности труда;
  • определения порядка и размера компенсаций работникам;
  • выявления виновных в нарушении требований по охране труда и принятия соответствующих решений.

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость услуг по аттестации зависит от количества рабочих мест на предприятии. Для средних и крупных предприятий, где имеется большое количество рабочих мест существуют системы скидок. Средняя рыночная стоимость аттестации 1 рабочего места составляет от 1500 до 7000 рублей. Отдельно оплачиваются сложные исследования. При этом стоимость аттестации рабочего места сварщика будет выше, чем стоимость аттестации рабочего места бухгалтера.

Для обычного офиса примерная стоимость аттестации одного рабочего места с персональным компьютером составляет около 2000 рублей.

Существуют организации, которые предлагают оказать данные услуги по ценам значительно ниже средне-рыночных цен. Но следует учесть, что дешевый вариант может привести к значительным потерям в будущем.

На сегодняшний день, рынок подобных услуг в нашей стране весьма разнообразен. Однако из огромной массы организаций, предлагающих услуги аттестации, следует выбирать только честные и зарекомендовавшие себя с положительной стороны фирмы.

(Пока оценок нет)

Не так давно кадровые специалисты сомневались в том, обязательна или нет аттестация рабочих мест. Существовали исключительные отдельные категории, а вот любое другое место должно было пройти такую процедуру. В 2013 году ввели новый законодательный акт, которым обязательность процедуры отменена. В настоящее время необходимо делать специальную оценку условий труда - СОУТ. Она регламентирована ФЗ, изданным в конце декабря 2013 года под номером 426. СОУТ становится обязанностью любого законопослушного работодателя.

Особенности вопроса

Согласно действующему законодательству, СОУТ несколько отличается от прежней процедуры аттестации рабочих мест по условиям работы. Также изменен ряд нормативов, включая наказание на несоблюдение действующих правил. Если предприятие отказывается проводить СОУТ, придется заплатить административный штраф - расценки стали выше в сравнении с прежними правилами. Если на производстве случится несчастный случай, виновнику придется отвечать по всей строгости уголовного законодательства. Об этом дополнительно уточнено в 421-м федеральном законе.

Раньше кадровая служба почти никогда не сомневалась, обязательна или нет аттестация рабочих мест: законом оговаривался факт проведения такого мероприятия, а ответственность за него возлагалась на работодателя. Обязательства закреплялись сборником трудовых законов, а именно 212-й статьей. С 2014 года предприятия должны организовывать СОУТ. Поправки, посвященные этому вопросу, были вписаны в ТК. В настоящий момент в этом законодательном сборнике вообще не найти словосочетания «аттестация рабочего места».

В 426-м ФЗ можно найти определение СОУТ и правила, которым подчиняется процедура проведения мероприятия. Согласно действующим нормативам, оценка - комплексная процедура, состоящая из последовательных мер, позволяющих идентифицировать опасные, вредоносные факторы на производстве. Специалисты должны оценить, насколько велик уровень их влияния на трудоустроенного. Итоги оценки позволяют отнести конкретное место к классу, подклассу.

Ответственность и роли

Закон, рассказывающий о том, обязательна или нет аттестация рабочих мест, также декларирует, кто отвечает за организацию исследовательских процедур в рамках СОУТ. Специальная оценка - сфера ответственности работодателя. Подробно это объясняется в обновленном издании 212-й статьи кодекса законов, регламентирующих рабочие отношения. Кроме того, обязательства по проведению СОУТ оговариваются в первой части восьмой статьи ФЗ 426. Любое предприятие, даже индивидуальный предприниматель, обязано проводить СОУТ, если принимает на работу персонал.

О том, обязательна или нет аттестация рабочих мест, говорит законодательство, обращающее внимание на то, как много человек работает в фирме. Так, если предприниматель не нанимает никого со стороны, он не получает статус работодателя. Как следствие, на него не возлагаются обязательства по проведению специальной оценки. Едва будет принято решение о найме персонала, даже если это будет всего лишь один человек, придется обратиться к законам, чтобы разобраться в правилах проведения СОУТ, и осуществить это мероприятие относительно нового рабочего места. Не нужно организовывать оценку, если человека нанимает на работу физлицо, вовсе не имеющее предпринимательского статуса. Такие правила оговорены 426-м федеральным законом, а именно третьей статьей.

Где и как работаем?

Сегодня не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, ее место заняла оценка, причем правила организации такого мероприятия во многом определяются тем, какое рабочее место нужно исследовать. Для некоторых специфических мест законом оговорены специализированные правила. Перечень (включавший описание процедуры оценки) рабочих мест, оцениваемых по старым правилам, несколько отличается от действующего сегодня. Ранее аттестовать нужно было только места, на которых работником применялся ручной инструмент, агрегаты и аппараты, машины и установки, транспорт. Словом, любой потенциально опасный предмет уже становился поводом для организации аттестации. Для СОУТ таких ограничений нет. Эту процедуру нужно проводить всегда, вне зависимости от наличия источника потенциальной опасности на рабочем месте.

Ранее кадровики, разбираясь, обязательно ли проводить аттестацию рабочих мест, практически не обращали внимание на то, где таковое находится: на территории предприятия либо человек работает удаленно, из дома. Ранее были общие основания для дистанционных и трудящихся в пределах фирмы людей, но текущее законодательство не требует проводить оценку рабочих условий для людей, которые трудятся дома, т. е. работают удаленно.

А мы в офисе!

Ранее кадровики беспокоились насчет того, обязательна ли аттестация рабочих мест, если таковые организованы в офисном пространстве. Министерство труда даже издавало специальные пояснения - впрочем, после их публикации у многих по-прежнему были неясности. В настоящий момент поводов для разночтений нет в принципе. Текущее законодательство не содержит каких-либо исключений, как следствие, специализированная оценка необходима всегда и везде, даже если речь идет об офисном пространстве.

Часто ли?

Действующим законодательством уточняется, обязательна ли аттестация рабочих мест (нет), нужна ли специальная оценка (да), а также регламентируется частота проведения таких исследований. В общем случае мероприятие нужно организовывать раз в пятилетку или чаще. Если ранее место уже прошло процедуру аттестации, допускается провести специальную оценку спустя пять лет после момента аттестации. Есть некоторые специализированные случаи, требующие проведения внеплановой оценки. Наиболее характерная ситуация - введение нового рабочего места. Также придется организовать оценку, если меняется технологический процесс, в работе начинают использовать отличающиеся составы либо практикуются иные нововведения, потенциально корректирующие силу производственного фактора, риски, преследующие работников.

Прежде проводимая аттестация рабочих мест по вредным условиям труда и современная процедура СОУТ имеют ряд общего. В частности, если на производстве случился несчастный случай, необходимо в обязательном порядке организовать оценку. Она требуется, если у работника обнаружилось профессиональное заболевание. Прежде чем начинать СОУТ, необходимо подтвердить тот факт, что болезнь или несчастный случай обусловлены вредными трудовыми условиями. Иногда внеплановую проверку организуют, если предприятие получает тематическое предписание со стороны государственной инстанции, отвечающей за условия труда. Возможно дополненное объяснениями, почему необходима оценка, предложение профсоюза. Если таковое поступает от первичной организации, предприятие не имеет права отказаться от оценки.

С чего все начинается

В 2017 году обязательная аттестация рабочих мест уже была отменена, а на смену ей пришла СОУТ. Как и в 2017-м, в текущем году ответственность за организацию и проведение мероприятия полностью возлагается на работодателя. Чтобы начать процедуру специальной оценки, в первую очередь придется издать приказ о сборе ответственной за процедуру комиссии. Также выбирают стороннее юридическое лицо, имеющее право проведения оценки и лицензию, подтверждающую таковое. С фирмой заключают договоренность, регламентирующую взаимную работу. Как правило, составляют договор гражданского-правового характера как самый простой и удобный для указанной цели.

Комиссия обязательно должна включать представителя работодателя, лицо от профсоюзной организации, если таковая есть в компании, и стороннего либо нанятого на предприятие работника, отвечающего за охрану труда. В случае когда оценка требуется малому предприятию, комиссия обязательно включает руководителя, индивидуального предпринимателя. Глава комиссии - или представитель предприятия, или тот самый человек, который дает персоналу рабочие места.

С кем сотрудничать?

ТК, который ранее объяснял, когда и в каких случаях требуется обязательное проведение аттестации рабочих мест, в настоящий момент декларирует правила организации оценки рабочего пространства. Согласно нормативным актам, для этого необходимо привлекать стороннее юридическое лицо. Именно на него возлагаются обязательства по непосредственно оценке рабочего места. Предприятие должно специализироваться на СОУТ. Этот факт декларируют уставные документы. Кроме того, оно должно располагать не менее чем пятью экспертами в сфере СОУТ, получившими сертификат установленной формы, подтверждающий их право на проведение оценочных работ. Согласно законодательству, один из этих пяти должен специализироваться на общих гигиенических вопросах или обладать специализацией гигиениста в сфере труда или доктора в области лабораторных исследований, посвященных санитарии и гигиене на обследуемом объекте.

Чтобы организовать полноценную и удовлетворяющую нормативным актам СОУТ, пришедшую на смену аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательно следует иметь возможность прибегнуть к лабораторным услугам. Для этого у предприятия должна быть собственная лаборатория для испытаний. Таковую сперва аккредитуют, дабы подтвердить тот факт, что она применима для оценки опасности, вредоносности производственные факторов, рабочего процесса.

Все официально

Ранее узнать о том, кто проводит аттестацию рабочих мест, можно было из специальных перечней. В настоящее время для предпринимателей более актуальна информация о списке компаний, имеющих право проведения специальной оценки. Для их учета также ведутся специализированные перечни. Любое предприятие, получившее лицензию, набравшее соответствующий штат и располагающее лабораторией, может начать свою деятельность лишь после включения в реестр.

Ранее, выбирая, кто проводит аттестацию рабочих мест, необходимо было найти стороннее лицо, не связанное с исследуемым предприятием. В настоящее время эти нормативы не изменились. Специальную оценку должна проводить независимая компания. Несоблюдение указанных условий сделает процедуру оценки недействительной, как следствие, при первой же проверке инспекцией работодатель получит штраф.

Шаг за шагом

Во многом суть аттестации рабочих мест и СОУТ, пришедшей ей на смену, совпадает. В рамках оценочных работ ответственные за изучение предприятия специалисты должны оценить, есть ли на конкретном рабочем месте вредоносные опасные факторы, влияющие на персонал. Если не удается обнаружить подобных явлений, этот факт фиксируется в декларации, которую затем направляют в трудовую инспекцию.

Если инспекция показала наличие опасных вредоносных явлений, необходимо организовать испытательные, измерительные работы. Их итоги позволяют классифицировать все изученные места. Есть четыре класса. Самый комфортный для работы - это оптимальные условия. Несколько менее приятны допустимые рабочие условия. Есть вероятность вредного места, а наихудший вариант классифицируется как опасный. Вредные рабочие условия принято подразделять на четыре подкласса: с первого по четвертый.

Особенности процедуры

Если ранее предприниматели не всегда понимали, какой должна быть организация аттестации рабочих мест по условиям труда, сегодня действующие нормативы закона не оставляют возможностей для разночтений. Согласно декларированной нормативными актами процедуре, когда комиссия заканчивает специальную оценку, ее участники формируют официальный отчет, в котором фиксируют все полученные в ходе работы полезные сведения. Необходимо перечислить изученные рабочие места, для каждого из них указать, какие вредоносные, опасные факторы удалось обнаружить. Если проводились испытательные, измерительные работы, предоставляют протоколы об их организации. При наличии экспертного заключения его подшивают к делу.

Разобравшись в том, действительно ли обязательно проводить аттестацию рабочих мест или нет, нужно ли организовывать СОУТ (да), работодатель должен ответственно отнестись ко всем шагам процесса проведения оценки. Когда комиссия закончит работать над отчетом, с этим документом нужно ознакомить весь без исключения персонал предприятия. Факт ознакомления фиксируется личной подписью трудоустроенного. Сводная информация по итогам специальной оценки обязательно публикуется на сайте предприятия, если фирма таковым располагает.

Где пригодится?

Документация, полученная по итогам СОУТ, дает достаточно информации для заполнения граф бланка 4-ФСС. Сведения, извлеченные экспертами в ходе специальной оценки, необходимы для работников страхового фонда, дабы оценить величину надбавок, скидок по графам, связанным с возможным травматизмом в ходе производственного процесса.

Полученные в ходе специальной оценки сведения необходимы для определения тарифов для пенсионного фонда. Тариф варьируется в пределах 0-8%, причем конкретные показатели зависят от класса, подкласса рабочего места.

Исходя из итогов специальной оценки предприниматель может определить оптимальную частоту прохождения нанятыми работниками медицинского осмотра. Корректно используя информацию, можно удачно подобрать способы и меры оптимизации рабочего процесса, дабы условия стали лучше.

Особенности вопроса

Как выше было указано, нормативы, описывающие специальную оценку, впервые были изданы в конце декабря 2013 года, поэтому в настоящий момент еще есть предприятия, для которых последняя аттестация рабочих мест произошла менее пятилетия тому назад. Для всех таких фирм последняя аттестация законодательством была приравнена к специальной оценке, поэтому дополнительных мероприятий организовывать не требуется. Как только пройдет пять лет с момента последнего изучения производственных точек, необходимо будет организовать новую оценку, так как результаты прежней автоматически аннулируются.

Если предприятие не проводит такой оценки, можно привлечь предпринимателя, лицо, ответственное за предоставление персоналу рабочих мест, к ответственности. Наказание выбирают, исходя из административного законодательства. Величина штрафа для физического лица варьируется в границах 5-10 тысяч рублей, для предприятия - в пределах 60-80 тысяч. Кроме того, ответственная за проверку инстанция вправе приостановить работу компании. Длительность паузы может достигать 90 дней.

В некоторых случаях проверяющие могут ограничиться вынесением предупреждения. Если это не помогло и спустя некоторое время повторно выявлено такое же нарушение, применяются более строгие санкции. Если штраф уже был вынесен, его увеличивают для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц до 30-40 тысяч, а для компаний - до 100-200 тысяч. Есть вероятность наказания в форме дисквалификации. Мера будет длиться 1-3 года. Предприятие или индивидуальное предпринимательство могут закрыть. Пауза в ведении деятельности достигает 90 дней.

Варианты развития ситуации

Любая фирма, располагающая местами, на которые влияют опасные факторы, встречается с риском несчастного случая. Если таковой случится, при этом предприятие не сможет предоставить результаты проведенной ранее специальной оценки, можно говорить о вине работодателя в произошедшем. Если таковую удается доказать, наказание выбирают исходя из нормативов уголовного законодательства. Руководствуются обычно 143-й статьей, по которой могут оштрафовать на сумму до 400 тысяч включительно. Альтернативный вариант штрафа - заработная плата за 18 месяц или иной формат дохода за этот же срок.

Если вина доказана, провинившемуся могут назначить исправительные работы длительностью до двух лет. Возможны принудительные работы на период не более года или лишение свободы на срок до трех лет. Если несчастный случай повлек за собой смерть пострадавшего, руководителю предприятия могут назначить принудительную отработку в течение от 1 до 4 лет, могут лишить свободы. Если случай стал причиной смерти двух и более человек, максимальный срок увеличивается до пяти лет.

Важнейшим конкретным направлением в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, является аттестация рабочих мест по условиям труда , этот российский вариант классического анализа, оценки и управления рисками на рабочих местах.

Трудовой кодекс РФ определяет аттестацию рабочих мест по условиям труда как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда позволяет идентифицировать и объективно оценить опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах.

Проведение аттестации рабочих мест, в свою очередь, при условии установления порядка и норм бесплатной выдачи этих средств защиты, позволит работодателям более полно обеспечивать своих работников средствами защиты в зависимости от условий труда на каждом рабочем месте и тем самым способствовать значительному улучшению труда работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Аттестация рабочих мест дает возможность объективно оценить каждое рабочее место с ряда основных позиций:

  • по отдельным факторам производственной среды;
  • по напряженности и тяжести трудового процесса;
  • по травмобезопасности рабочего места;
  • по обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты.

Фактическим итогом аттестации становится знание ситуации об условиях труда и их опасностях, формальным – заполненные карты аттестации. Именно карты аттестации рабочих мест становятся основой всех последующих действий, и от правильности их заполнения зачастую зависит вся профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основные варианты проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

По первому варианту выполнение всего комплекса работ проводится полностью силами самого учреждения.

Практика проведения аттестации рабочих мест убедительно показывает, что лишь отдельные учреждения со средней численности работающих могут успешно справиться с этой работой.

По второму варианту выполнение всего комплекса работ полностью («под ключ») проводится сторонней организацией (имеющей разрешение на проведение данного вида работ.

По третьему, наиболее оптимальному, варианту, выполнение всего комплекса работ проводится преимущественно силами самого учреждения совместно и под методическим руководством специалистов сторонней специализированной организации (имеющей разрешение на проведение данного вида работ, как правило, региональным центрам охраны труда). При этом сторонняя организация обеспечивает квалификационную помощь в осуществлении замеров и подготовке кадров для проведения отдельных элементов аттестации рабочих мест на местах силами учреждения.

Основным нормативно-правовым документом по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда является «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее Положение), утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 12 (введено в действие с 1 июля 1997 года). 1 сентября 2008 года вступает в действие новый «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569.

Сроки проведения аттестации:

устанавливаются не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений;

обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены используемого оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда субъектов Российской Федерации в случае выявления нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к Карте аттестации рабочего места по условиям труда. Следует помнить, что аттестация рабочих мест по условиям труда – долговременная, фактически постоянная, работа любого учреждения!

Этапы проведения аттестации

1. Подготовительный этап;
2. Основной этап (собственно аттестация рабочих мест);
3. Заключительный этап;
4. Оценка и использование полученных результатов;
5. Подготовка учреждения к сертификации работ по охране труда.
Разберем теперь содержание работ на различных этапах их выполнения.
На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия.

1.1. Руководитель учреждения или по его поручению один из работников – будущий председатель аттестационной комиссии формирует состав аттестационной комиссии.
Для аттестации рабочих мест в небольших по численности организациях рекомендуется создавать аттестационную комиссию в составе: руководитель учреждения или его заместитель – председатель комиссии, специалист по охране труда, механик, специалист кадровой службы, специалист отдела труда и заработной платы, энергетик, технолог, председатель профсоюзного комитета и др. Каждое учреждение самостоятельно определяет состав аттестационной комиссии.
В учреждениях с большей численностью, как правило, создается центральная аттестационная комиссия и комиссии в подразделениях.
Состав комиссий утверждается приказом по учреждению. Возможен вариант проведения аттестации по подразделениям.

1.2. Целесообразно начинать аттестацию рабочих мест по условиям труда с обучения членов аттестационной комиссии, обратившись для этого в региональные центры охраны труда или другие учебные центры, желательно при органах управления по труду субъектов Российской Федерации, имеющие разрешительные документы для ведения образовательной деятельности и достаточный опыт работы по процедуре проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для этого председатель комиссии должен организовать оказание методической помощи путем приглашения регионального центра охраны труда и проведения двух-трех дневных занятий (образовательного семинара) с членами комиссий. Для этого осуществляется следующая последовательность действий.

1.3. Руководителем учреждения издается приказ об аттестации рабочих мест с указанием ее сроков.

1.4. Аттестационная комиссия разрабатывает график учреждения и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в котором необходимо распределить мероприятия и этапы аттестации, указать сроки и ответственных исполнителей.
Целесообразно проводить аттестацию рабочих мест сначала в основных подразделениях, а затем во вспомогательных. Это позволит избежать проведения измерений повторяющихся факторов в одном и том же месте для различных категорий работников. Например, результаты измерений факторов на рабочем месте основного производства могут быть взяты за основу для вспомогательных служб соответствующих рабочих мест (слесарей-ремонтников, руководителей и т.д.) при конкретизации времени воздействия и лишь при необходимости можно дополнительно произвести измерения недостающих факторов.

1.5. Поскольку при аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда, аттестационная комиссия формирует перечни рабочих мест, подлежащих аттестации, с указанием вредных факторов для инструментальных измерений.
Для составления перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, рекомендуется пользоваться штатным расписанием, «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94.
При составлении перечня аттестационная комиссия исходит из:
характеристик технологического процесса;
состава оборудования;
применяемых сырья и материалов;
аналогичных данных ранее проводившихся измерений уровней опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса;
жалоб работников на условия труда.
В учреждениях, где имеются технологические регламенты, характеристика технологического процесса может быть получена из этого документа. Там же приведены подробные данные о вредных производственных факторах, появление которых обусловлено технологическим процессом, а также описаны их основные источники.
Основными факторами, подлежащими обязательной оценке являются: напряженность трудового процесса, тяжесть трудового процесса. Здесь не требуется каких-либо специальных денежных средств. Эту работу могут и должны выполнить специалисты учреждения – члены аттестационных комиссий по методикам и предложенным образцам заполненных протоколов оценки тяжести и напряженности трудового процесса.
К обязательно измеряемым факторам следует отнести параметры микроклимата и освещенность на рабочих местах, уровни электромагнитного излучения (на рабочих местах с компьютерами).
Вся совокупность вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте образуется из-за присутствия сырья и материалов (или полуфабрикатов), а также продуктов переработки, обладающих вредными для человека свойствами, с которыми контактирует работник. К этому следует добавить вредные факторы, возникающие непосредственно от функционирования технологического оборудования (нагрев, охлаждение, шум и вибрация от работы оборудования, систем вентиляции и очистки воздуха, ручного и механизированного инструмента и т.д.).
Составленный перечень рабочих мест с указанием вредных факторов утверждается председателем аттестационной комиссии.

1.6. Аттестационная комиссия составляет перечень нормативных документов, который понадобится ей для оценки фактора травмобезопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Для целей травмобезопасности рабочих мест рекомендуется использовать два вида протоколов: один предназначен для систематического получения информации об обучении работников по охране труда, а также для проверки знаний по электробезопасности и т.д., другой – для занесения всего оборудования, инструментов и приспособлений для всех рабочих мест, включенных в Перечень рабочих мест. Аналогичные протоколы должны быть заполнены на СИЗ, тяжесть и напряженность труда и т.д.

Для оценки рабочих мест по тяжести и напряженности трудового процесса, а также времени воздействия вредных факторов рекомендуется на каждое рабочее место составить хронометраж рабочего времени (фотография рабочего дня). Протоколы предварительного обследования рабочих мест в значительной мере упорядочивают работу непосредственных исполнителей.

Для того чтобы упростить поставленные задачи перед непосредственными исполнителями, рекомендуется подготовить образцы заполненных протоколов аттестации на некоторые аналогичные рабочие места.

После организации такой работы и заполнения протоколов предварительного обследования, фотографий рабочего дня, составляется перечень нормативно-правовых документов. Если он заранее был составлен, то в него вносятся какие-либо изменения и дополнения.

Функции аттестационной комиссии:

  • осуществление методического руководства и контроля за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах во всех подразделениях;
  • формирование всей необходимой нормативно-справочной базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения участниками аттестационного процесса;
  • составление полного перечня рабочих мест учреждения с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда;
  • выявление на основе причин производственного травматизма в учреждении наиболее травмоопасных участков, работ и оборудования;
  • составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте, исходя из характеристик технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов, данных ранее проводившихся измерений показателей опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, жалоб работников на условия труда;
  • присвоение кодов производствам, цехам, участкам, рабочим местам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • проведение аттестации конкретных рабочих мест и принятие решения по дальнейшему использованию рабочих мест;
  • разработка предложений по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • подготовка учреждения к сертификации работ по охране труда.

В относительно крупных учреждениях, с численностью от 500 человек и более, создаются, как правило, комиссии в структурных подразделениях.

Если в обязанности (и ответственность) председателя центральной комиссии и его заместителей входит организация и руководство всей работой по процедуре проведения аттестации рабочих мест, включая обязанности по соблюдению графиков аттестации и качество оформления материалов аттестации, то председатели комиссий в структурных подразделениях являются ответственными:

  • за организацию и выполнение работ по аттестации рабочих мест (сбор исходных данных, выполнение инструментальных измерений вредных и опасных факторов, заполнение карт аттестации и др.);
  • за оформление сводной ведомости в структурном подразделении, за разработку мероприятий по улучшению условий труда работников, за проведение заседаний аттестационной комиссии;
  • за предоставление материалов аттестации рабочих мест в центральную аттестационную комиссию.

Определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах

При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда.

Эта оценка производится согласно гигиеническим критериям, определённым в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Руководство 2.2.2006-05) введённым в действие с 1 ноября 2005 года.
Обратим внимание, что в данном Руководстве произведена замена общепринятых и официальных (по Трудовому кодексу РФ) терминов «производственная среда», «опасный производственный фактор», «вредный производственный фактор» новыми, и, на наш взгляд, не совсем удачными, терминами «рабочая среда», «вредный фактор», «вредный фактор рабочей среды», «опасный фактор рабочей среды», практически без изменения их смысла и содержания понятия, что может вызвать известную сложность и путаницу при оформлении официальных документов охраны труда на практике и на что мы не можем не обратить внимания наших слушателей.

При проведении измерений необходимо использовать средства измерений, указанные в нормативных документах. Применяемые средства измерений должны быть метрологически аттестованы и поверены органами государственной поверки в установленные сроки.

Инструментальные измерения уровней производственных факторов оформляются протоколами.

Форма протоколов устанавливается нормативными документами, определяющими порядок проведения измерений уровней показателей того или иного фактора.

Протоколы должны содержать следующие данные:

  • наименование и код подразделения учреждения рабочего места;
  • дата проведения измерений;
  • наименование сторонней организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений;
  • наименование измеряемого производственного фактора;
  • средство измерения (наименование прибора, инструмента, дата поверки и номер свидетельства о поверке);
  • метод проведения измерений с указанием нормативного документа, на основании которого проводится измерение;
  • место проведения измерения, эскиз помещения с указанием на нем точки измерения (отбора пробы);
  • фактическое значение измеряемого параметра;
  • должность, фамилия, инициалы и подписи работника, проводившего измерения, и представителя администрации объекта, на котором проводились измерения;
  • подпись ответственного лица, печать сторонней организации (или штамп ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений.

Аналогичные сведения указываются при оформлении протоколов определения тяжести и напряженности трудового процесса. Учитывая, что оценка тяжести и напряженности трудового процесса проводится организацией самостоятельно, ниже приводятся методики оценки тяжести и напряженности трудового процесса, а также рекомендации по проведению измерений и оценке факторов производственной среды методами лабораторно-инструментальных исследований.

Оценка травмобезопасности рабочих мест

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются:

  1. производственное оборудование;
  2. приспособления и инструменты;
  3. обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Оценка производственного оборудования, приспособлений и инструмента производится на основе действующих и распространяющихся на них нормативных правовых актов по охране труда (государственных и отраслевых стандартов, правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда и др.).

Методической основой д ля проведения аттестации рабочих мест по фактору травмобезопасности являются «Методические указания по оценке травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда. МУ ОТ РМ 02-99».

Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда.

Оценка травмобезопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов. При этом необходимо учитывать наличие сертификатов безопасности установленного образца на производственное оборудование.

В случаях, когда производственное оборудование и приспособления на рабочих местах изготовлены до введения в действие распространяющихся на них нормативных правовых актов или когда эти документы не разработаны и не утверждены в установленном порядке, оценка травмобезопасности производственного оборудования и приспособлений проводится на соответствие требованиям, изложенным в общегосударственных нормативных правовых актах, обеспечивающих на рабочих местах безопасные условия труда, в том числе:

  • наличие средств защиты работников от воздействия движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности;
  • устройство ограждений кабелей и других элементов, повреждение которых может вызвать опасность;
  • наличие и соответствие нормативным требованиям сигнальной окраски и знаков безопасности;
  • обеспечение функционирования средств защиты в течение действия соответствующего опасного или вредного производственного фактора;
  • исключение возникновения опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также при повреждении цепи управления энергоснабжением;
  • защита электрооборудования, электропроводки (в том числе заземления) от механических воздействий, грызунов и насекомых, проникновения растворителей, выполнение соединений проводов и кабелей в соединительных коробках, внутри корпусов электротехнических изделий, аппаратов, машин;
  • соответствие размеров проходов и проездов нормативным требованиям; соответствующее расположение и исполнение средств управления (в т.ч. средств аварийной остановки) для транспортных средств;
  • оснащение транспортных средств средствами защиты и знаками безопасности;
  • наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам;
  • наличие и соответствие нормативным требованиям ручного инструмента и приспособлений.

Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом.

При выборе нормативно – правовых документов, которые требуются для оценки травмобезопасности, следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Согласно этому документу при оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений и инструментов рекомендуется пользоваться в первую очередь документами, находящимися в верхней части таблицы – межотраслевыми правилами по охране труда. Если для данного оборудования нет соответствующих Межотраслевых правил, то используют отраслевые правила по охране труда и т.д. При отсутствии утвержденных нормативных правовых актов по охране труда прямого действия или их недостаточного качества следует применять общегосударственные правила и стандарты по охране труда: ГОСТ 12.2.003-91 «Оборудование производственное. Общие требования безопасности»; ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности, разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»; ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и др. В протоколе оценки травмобезопасности следует использовать несколько НПА из перечня, поскольку часто не все особенности производственного оборудования удается оценить одним документом. Аналогичная ситуация возникает и при оценке приспособлений и инструментов, средств инструктажа и обучения по охране труда.

В протоколе травмобезопасности не следует полностью переписывать все разделы нормативных документов, которые используются при оценке, следует лишь отражать наиболее важные моменты и несоответствия условий труда на данном рабочем месте (по фактору травмобезопасности) с точки зрения нормативно – правовых документов. В раздел «Нормативные требования безопасности к рабочему месту» протокола оценки травмобезопасности вписываются, как отмечалось выше, наиболее важные с точки зрения оценщика пункты НПА.

В разделе «Соответствие НПА» пишется либо «Соответствует», либо «Не соответствует».

В разделе «Необходимые мероприятия и рекомендации» даются возможные технические и организационные решения, направленные на исправление выявленных несоответствий. Рекомендации и мероприятия данного раздела должны быть конкретными и выполнимыми.
В утвержденном протоколе оценки травмобезопасности, к сожалению, нет раздела «Требования безопасности к производственным помещениям». Тем не менее, иногда возникает ситуация, что оборудование соответствует требованиям нормативной документации, но находится в помещениях, не соответствующих требованиям, либо размещение оборудования не соответствует требованиям нормативной документации. Необходима оценка внешнего по отношению к оборудованию рабочего пространства и отражение данных условий в протоколах оценки травмобезопасности. Например, особые требования к размещению производственного оборудования; проходы между оборудованием; покрытие пола, облицовка стен; количество аварийных выходов и т.п. Как правило, это отражается в разделе «Требования безопасности к оборудованию».

Такие важные моменты, как наличие необходимых инструкций, журналов регистрации инструктажей, наличие протоколов, удостоверений по проверке знаний, паспортов и инструкций по эксплуатации оборудования и других, необходимых в практической, повседневной работе документов, Методика относит к подготовительному этапу при проведении рабочего места по фактору травмобезопасности. Однако, как показывает опыт проведения работ по аттестации, указанные сведения необходимо вносить в протоколы оценки травмобезопасности рабочего места.

Сведения по своевременности обучения, инструктажей по охране труда рекомендуется вносить в раздел «Требовании к средствам инструктажа и обучения по охране труда».

Рекомендации для оценки рабочего места по фактору травмобезопасности:

1) правильно составить перечень оборудования, приспособлений и инструментов. Данная задача может быть возложена на отдел механика или технологическое бюро. Следует обязательно согласовать перечень оборудования, приспособлений и инструментов, закрепленных за рабочим местом, с ответственными техническими службами;
2) перед заполнением протокола провести анализ травматизма на предприятии за предыдущие годы (не менее 5 лет);
3) выбрать нормативные документы и составить перечень требований, на соответствие которым будет проведена оценка рабочего места по фактору травмобезопасности. При этом нельзя пользоваться нормативно-правовыми актами, которые отменены (Правила, ГОСТЫ и др.);
4) провести оценку по фактору травмобезопасности с определением класса опасности (оптимальные, допустимые или опасные);
5) занести класс опасности в строку 61 карты аттестации рабочего места;
6) по результатам оценки разработать план мероприятий, обеспечивающих травмобезопасность рабочих мест.

Итоговой оценкой условия труда (по фактору травмобезопасности) каждого рабочего места должны быть отнесены к одному из ниже приведенных классов:

оптимальные (класс 1) – оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам (нормативным правовым актам). Установлены и исправны требуемые средства защиты, инструмент; средства инструктажа и обучения составлены в соответствии с требованиями, оборудование исправно;

допустимые (класс 2) – повреждены и неисправны средства защиты, не снижающие их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепежных деталей и т.п.);

опасные (класс 3) – повреждены, неисправны, или отсутствуют предусмотренные конструкцией оборудования средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.), неисправен инструмент. Отсутствуют инструкции по охране труда, либо имеющиеся инструкции составлены без учета соответствующих требований, нарушены условия их пересмотра. Отсутствуют средства обучения безопасности труда (правила, обучающие и контролирующие программы, учебные пособия и др.), либо имеющиеся средства составлены некачественно и нарушены условия их пересмотра.

При отнесении рабочего места по фактору травмобезопасности к классу 3, условия труда являются опасными, такое рабочее место считается условно аттестованным.

Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных СИЗ с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и др.), а также с учётом специфики и видов выполняемых работ.

Эффективность СИЗ оценивается:

  • наличием сертификатов соответствия;
  • соблюдением срока носки;
  • правильно составленным перечнем СИЗ.

Работа специалиста, проводящего такую оценку, включает два этапа

Первый этап:
определение порядка выдачи СИЗ, соответствия набора и степени обеспеченности ими требованиям Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утверждённых Постановлением Министерства труда и социального развития.
На этом этапе следует проверить:
наличие внутренних норм выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Как правило, такие нормы утверждаются руководителями учреждения и включаются в соответствующий раздел Коллективного договора;
соответствие внутренних норм Типовым отраслевым нормам по степени охвата ими работников учреждения, по перечню выдаваемых средств защиты и по их количеству.
порядок выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
посещение рабочих мест и беседы с работниками.

Второй этап оценки:
Для начала работы по этому этапу необходимо подготовить и иметь:
протоколы инструментальных измерений факторов производственной среды (микроклимата, освещённости, шума, вибрации, теплового излучения, химических факторов и др.);
протоколы оценки травмобезопасности;
протоколы оценки обеспеченности средствами индивидуальной защиты;
анализ травматизма на предприятии за последние пять лет.
Следует провести сравнение соответствия свойств фактически выданных СИЗ условиям производственной среды, данные о которых имеются в протоколах. Это касается, в первую очередь, специальной защитной одежды.
По анализу протокола оценки травмобезопасности и непосредственно на рабочих местах следует определить, необходимо ли применение защитной каски, лицевого щитка, защитных очков, правильно ли они выбраны по своим защитным свойствам. Следует также определить, способны ли защитить работника от травм выданные средства защиты рук и ног.
Особое внимание необходимо уделить оценке соответствия условиям производственной среды выданных средств индивидуальной защиты органов дыхания: правильно ли подобраны марки противогазовых средств, достаточны ли их защитные свойства при обнаруженных концентрациях вредных веществ.

Результаты оформляются в виде протоколов, куда вносятся сведения по каждому аттестуемому рабочему месту. Выявленные недостатки описываются в заключительной части протокола. Здесь же приводятся предложения по улучшению обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Данные о фактической обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты заносятся в строку 070 карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценки:

  • степени воздействия вредных и опасных производственных факторов;
  • степени травмобезопасности (т.е. опасности травмирования);
  • обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Оценка фактического состояния условий труда по степени воздействия вредных и опасных производственных факторов производится в соответствии с гигиеническими критериями оценки условий труда на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами.
Целесообразно проводить такие измерения только после выполнения работ подготовительного этапа, а также проведения оценки травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, включая их эффективность.

Рабочие места должны быть соответствующим образом подготовлены, т.е. перегоревшие лампы рекомендуется заменить на новые, окна помыть, оборудование должно работать по технологии, сырье и материалы – соответствовать технологии. Это поможет избежать повторных измерений и снизить затраты на выполнение инструментальных измерений.

На базе сопоставлений полученных результатов с нормативными требованиями определяется класс условий труда, как для каждого фактора в отдельности, так и для их комбинации и сочетания, а также для рабочего места в целом.

По протоколам оценки травмобезопасности рабочего места в соответствии с классификацией условий труда по травмобезопасности отдельно устанавливается класс опасности или дается заключение о полном соответствии рабочего места требованиям безопасности.

Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в Карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссией учреждения дается заключение о результатах аттестации.

При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. В этом случае рабочее место признается аттестованным.

В случаях, когда фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.

При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

После модернизации условно аттестованного рабочего места необходимо провести инструментальные измерения уровней производственных факторов, ранее превышающих ПДУ.

При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Карта Аттестации

Карта аттестациирабочих (его) мест (а) по условиям труда (далее – Карта) является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых льготах, компенсациях, доплатах работникам и соответствии их действующему законодательству, нормах выдачи спецодежды и защитных средств, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест и, в случае необходимости, предложения об отмене льгот и компенсаций или введении новых.

Карта предназначена для:

  • комплексной оценки существующих условий и содержания труда на рабочем месте или группы аналогичных (типовых) рабочих мест;
    оценки травмобезопасности;
  • выявления рабочих мест, не соответствующих нормам, правилам и стандартам безопасности труда;
  • обоснования льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда (доплаты к тарифным ставкам, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, пенсии на льготных условиях);
  • разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников;
  • ознакомления работников при приеме на работу с условиями труда, их влиянием на здоровье и необходимых средствах индивидуальной защиты.

На заключительном этапе формируются итоговые документы

При этом заполняют:
Ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работников, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты;
Сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в учреждении, где указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по учреждению, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.
Результаты работы аттестационной комиссии учреждения оформляют протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда.

К протоколу должны прилагаться:
Карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
Ведомости рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;
Сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в учреждении;
План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

Реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Реализация результатов аттестации рабочих мест состоит в разработке плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия, с учетом предложений, поступивших от структурных подразделений учреждения, отдельных работников, разрабатывает План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

В Плане указываются сроки исполнения мероприятий и ответственные исполнители. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с нормативными требованиями по охране труда.

План подписывается председателем аттестационной комиссии, и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по охране труда, профессиональными союзами, утверждается руководителем учреждения.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям трудадоводятся до сведения работников учреждения.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Порядок разработки и утверждения инструкций

Напомним, что за своевременность и правильность работы с инструкциями [по охране труда] отвечает руководитель учреждения (подразделения).

Первый руководитель учреждения организует своевременную разработку, утверждение и наличие инструкций по охране труда на все виды работ, выполняемых в его учреждении или в самостоятельном структурном подразделении типа филиала.

При наличии заместителей поручает им эту работу. Последние осуществляют контроль за своевременной разработкой, утверждением и наличием инструкций на все виды работ, выполняемые в подчиненных подразделениях.

Если в учреждении есть служба охраны труда или хотя бы инженер по охране труда, то они непосредственно участвуют в работе по составлению и утверждению инструкций. Если в учреждении есть система управления охраной труда, которая предусматривает и регламентирует обязанности всех руководителей по обеспечению безопасности труда, то она же регламентирует работу по написанию и утверждению инструкций. Если учреждение малочисленное, то эту работу придется выполнить самому руководителю или обратиться к специалистам. Разработка инструкций для работников осуществляется на основании приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения.

Основным звеном по работе с инструкциями является руководитель среднего звена – уровня начальника цеха, заведующего отделом. Он лучше других знает специфику своего производства и отвечает по законодательству за эту работу.

Он непосредственно,
во-первых, разрабатывает совместно со службой охраны труда и отделом труда и заработанной платы (ОТиЗ) перечень необходимых инструкций по охране труда,
во-вторых, разрабатывает сам лично или поручает своему заместителю или другому компетентному сотруднику такую разработку;
в-третьих, осуществляет контроль за своевременным утверждением и наличием инструкций по охране труда на все виды работ, выполняемые в руководимом им цехе, отделе.

Перечень разрабатывается на основе утвержденного на предприятии штатного расписания в соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих» и «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих». Перечень утверждается руководителем учреждения и рассылается во все структурные подразделения (службы, отделы и т.п.).

Непосредственно разработкой инструкций по охране труда занимаются лица, назначенные распоряжением руководителя самостоятельного подразделения (преподаватели-предметники и т.п.).

Мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих .

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2020 году нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения , даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии труда, потребуется повторная процедура.

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2020 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;

  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Кто может не проходить аттестацию рабочего места

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Вконтакте