§13. Закат Римской империи

Правление пяти принцепсов династии Антонинов (Нервы, Траяна, Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия) считается периодом стабильности Империи, временем устойчивой центральной власти. Большинство источников говорят о равновесии в социальной и политической сферах, которое положительным образом отразилось на государстве. Эпоха так называемого «золотого века» , наступившая после гражданских войн и террора, представляется временем, когда происходит трансформация системы принципата, переход её на более высокий уровень.
Причина, почему именно это время рассматривается многими историками, как золотое время Римской империи, заключается в следующем. Старый республиканский принцип устройства государственной власти в Древнем Риме постепенно изживал себя. Этот принцип правления возник на самой ранней стадии развития римского общества после того, как плебеи (торговцы, ремесленники и вообще низы общества) сумели в жесткой политической борьбе с патрициями (старая аристократическая верхушка) добиться для себя равных политических прав. Это способствовало развитию демократических традиций в Риме, но одновременно ограничило возможности обращения в рабство граждан города. Если раньше в рабы мог попасть любой задолжавший и не имеющий шансов вернуть долг плебей, то после обретения равных с патрициями прав это было уже невозможно. Должник мог потерять все имущество, но свободу сохранял. Однако, невысокий уровень развития производительных сил того времени требовал постоянного притока рабской силы. И если нельзя было получить рабов внутри города, значит следовало их искать вне города. По этой причине Рим встал на путь постоянной агрессии против соседних народов. Постоянные войны для приобретения рабской силы из числа завоеванных соседних народов способствовали развитию военного дела и процветанию экономики. Но они же подрывали демократические основы государственного устройства города. Политическое влияние армии и удачливых полководцев постоянно росло. Солдаты привыкали зависеть от своего командира, а не от далекого и чуждого им римского Сената. В этой ситуации рано или поздно обязательно должен был наступить момент, когда наиболее удачливые полководцы попробуют захватить в свои руки верховную власть. И такие честолюбцы появились: это Марий, Сулла, Помпей, Красс и наконец Цезарь. Но захват власти и установка монархического строя правления в государстве с продолжительными демократическими традициями обязательно сопровождается тяжелыми гражданскими войнами: старый строй просто так не уходит. Для того, чтобы идея монархии прочно установилась в государстве, нужно чтобы она вначале прочно установилась в сознании большинства граждан государства. А для этого требуется много времени. Пока монархическая идея не овладела массами, всегда будут происходить попытки ее свержения. И значит, будут возникать постоянные заговоры, военные и политические потрясения. А вот когда она наконец становится господствующей, тогда эти потрясения кончаются: новое окончательно победило старое. И чисто исторически получилось так, что монархическая идея стала господствующей в римском обществе именно к началу правления Антонинов. Поэтому в их правление прекратились заговоры, потрясения и гражданские войны, постоянно терзавшие Рим в предшествующие времена. С другой стороны, к этому времени сильных соседей, способных угрожать существованию Рима, у империи уже не осталось. Поэтому внешняя угроза также исчезла. Неудивительно, что именно это время стало восприниматься современниками и их ближайшими потомками, как "золотое время" империи.

«Золотой век» Римской империи (96-192 годы н.э.)

В это время коренным образом меняются идеологические установки, определявшие взаимоотношения власти и общества. На рубеже I-II вв. в среде греко-римской интеллектуальной элиты происходит переоценка ценностей в отношении принципата как системы единоличной власти: на смену философской оппозиции с ее критикой единовластия и связанных с ним злоупотреблений пришло теоретическое обоснование монархии как наилучшей формы правления во главе с добродетельным принцепсом, который в своей деятельности руководствуется интересами граждан и соображениями высшей справедливости. Эта теория получила свое воплощение в четырех речах «О царской власти» Диона Хризостома и в «Панегирике» Плиния Младшего (100 г.).

Траян во многом соответствовал образу идеального принцепса, созданному греческими и римскими интеллектуалами. Это был незаурядный государственный деятель: разумный политик, способный полководец и опытный администратор, скромный, простой и доступный человек, чуждый властолюбия, стяжательства и страсти к наслаждениям . В своей политике Траян ориентировался главным образом на сенат, армию и провинциальную знать. С сенатом император вел конструктивный диалог, поставив его законодательную деятельность под контроль своей администрации.

В знак своей признательности сенат наградил Траяна титулом «наилучший император» (princeps optimus). В 100 г. Плиний Младший от имени сенаторов обратился к императору с такими словами: «Мы любим тебя настолько, насколько ты этого заслуживаешь, и любим тебя не из любви к тебе, а из любви к себе».

Армия была послушным и эффективным инструментом политики ирин- цепса. Значительное внимание Траян уделял жизни провинций, строго контролируя деятельность наместников. Многие знатные провинциалы при нем были включены в состав сената 1 . Это означало, что провинции окончательно перестали быть объектами грабежа имперских властей и стали органическими компонентами Римской державы. С наместниками провинций Траян состоял в регулярной переписке , стараясь держать в поле зрения всю Римскую империю.

11а фоне экономического подъема провинций тем более заметным был упадок экономики Италии. Для оказания эффективной помощи беднеющему сельскому населению первые Антонины создали так называемую алиментарную систему: государство выделило денежный фонд, из которого выдавались кредиты под 5% годовых для вложения в хозяйство. Полученные проценты шли на выплату пособий сиротам и детям бедняков (в одном только Риме пособия получали 5 тыс. детей малоимущих граждан). Кроме того, государство оплачивало их обучение в начальной школе. Алиментарная система способствовала не только возрождению сельского хозяйства Италии, но и подготовке людских резервов для римской армии.

Стабилизация внутриполитического и экономического положения империи создала предпосылки для проведения активной внешней политики. Траян довел число легионов до 30. В ходе военных кампаний 101-103 и 105-107 гг. огромная римская армия во главе с самим императором покорила сильное дакийское царство Децебала . Разбитый на иоле боя Децебал покончил с собой, римляне захватили столицу даков, город Сармизегетузу, Дакия стала римской провинцией (107 г.). Завоевание Дакии с ее плодородными почвами, золотыми приисками и природными запасами соли явилось важнейшей внешнеполитической акцией Траяна как с экономической, так и с военно-стратегической точки зрения. Огромная добыча позволила императору произвести щедрые выплаты и раздачи преторианцам, армии и плебсу, устроить в Риме грандиозные зрелища, продолжавшиеся 123 дня, травли и бои гладиаторов , а также развернуть активное строительство: были возведены великолепные термы Траяна, новый водопровод и роскошный форум Траяна с 40-метровой колонной, увенчанной статуей императора.

В 106 г. римляне завоевали Набатейское царство и превратили его в провинцию Аравию. Затем Траян стал готовиться к войне с Парфией: император хотел вытеснить парфян из Месопотамии и подчинить Армению. Выступив в поход осенью 113 г., Траян в следующем году оккупировал Армению и превратил ее в провинцию. В 115-116 гг. он разгромил войска парфянского царя Вологеза III (105-147 гг.), захватил его столицу Ктезифон и завоевал всю Месопотамию вплоть до побережья Персидского залива. На парфянский трон Траян посадил своего ставленника Партама- спата (116 г.). Однако растянутые коммуникации, недовольство местного населения римской оккупацией и серьезные волнения в восточных провинциях вынудили Траяна отвести легионы за Евфрат. Огромные материальные затраты оказались напрасны: вновь завоеванные на Востоке земли удержать не удалось. На пути в Италию, в Киликии, 64-летний Траян заболел и умер в августе 117 г. Как и его предшественник, он был обожествлен. Несмотря на провал восточной экспедиции 114-117 гг., римляне сохранили о Траяне добрую память: с тех пор в Риме вошло в обычай желать новому императору «быть счастливее Августа и лучше Траяна».

Наследником бездетного Траяна стал его двоюродный племянник и приемный сын 41-летний Публий Элий Адриан (117-138 гг.). Он стал достойным преемником «наилучшего принцепса»: умный и образованный человек, блестящий администратор и опытный военный, энергичный и дальновидный политик, новый император оказался на высоте понимания задач, стоявших перед ним. В частности, осознав бесперспективность завоевательной политики на Востоке и полное истощение государственных ресурсов, Адриан заключил с Парфией мирный договор на условиях восстановления status quo (граница была зафиксирована по Евфрату) и начал сооружение мощной оборонительной полосы на восточных рубежах империи. Благодаря предпринятым мерам мир с Парфией сохранялся в течение 44 лет. Как писал биограф императора, «при Адриане совсем не было крупных военных походов; войны также заканчивались почти без шума. Он был очень любим воинами за свою исключительную заботу о войске и за то, что по отношению к ним он был очень щедр. С парфянами он всегда был в дружбе, потому что удалил от них царя, которого дал им Траян. Армянам он позволил иметь своего царя, тогда как при Траяне у них был римский легат. От жителей Месопотамии он не требовал дани, которую наложил на них Траян. В албанах и иберах он имел верных друзей, так как их царей он щедро одарил, хотя они и отказались прибыть к нему с визитом».

Завершив дела на Востоке, Адриан взялся за аналогичное обустройство границ империи в Европе и Африке. Повсеместно начались грандиозные работы по возведению пограничных укреплений, получивших название limes. Римский лимес представлял собой систему небольших крепостей, фортов и полевых лагерей, между которыми был вырыт ров и насыпан вал, укрепленный стеной или палисадом (за ними шла дорога для оперативной переброски войск). Широкомасштабное строительство оборонительных укреплений на границе означало окончательный отказ империи от политики территориальной экспансии и переход к стратегической обороне на всех рубежах. Адриан заботился о поддержании армии в состоянии постоянной боеготовности. Он санкционировал пополнение легионов за счет не имевших римского или латинского гражданства провинциалов, поскольку количество добровольцев из числа римских граждан непрерывно сокращалось. Так была создана основа для варваризации римской военной машины, что со временем повлекло за собой серьезные социально- политические последствия.

Адриан осуществил ряд мер, направленных на укрепление имперской системы управления. Он реорганизовал совет принцепса, в состав которого вошли высшие чиновники, руководители ведомств и крупные юристы. Возросло число самих ведомств, получивших государственный статус: вместо вольноотпущенников их теперь возглавляли всадники. Отныне все управленцы имели каждый свой ранг, положенный по штату, и состояли на жалованьи (т.е. стали чиновниками). Аналогичным образом было организовано управление провинциями. Император осуществлял постоянный контроль за деятельностью наместников. Время от времени в провинции наведывались с инспекциями кураторы (curatores ) из Рима. В 118 г. Адриан простил недоимки за 16 лет на общую сумму в 980 млн сестерциев. Он учредил государственную почту и ликвидировал систему откупов, развивал алиментарную систему (в частности, император увеличил размер детских пособий) и принял ряд эффективных мер для возрождения сельского хозяйства Италии. Наконец, он упорядочил судопроизводство: по его распоряжению в 130 г. юрист Публий Сальвий Юлиан 1 на основе преторских эдиктов разработал так называемый Вечный эдикт (Edictum peipetuum), опубликованный от имени самого Адриана. С тех пор судебное правотворчество стало исключительной прерогативой императора.

Адриан часто путешествовал и много строил (особенно в Греции). Страстный поклонник греческой культуры, интеллектуал и эстет , он прославился любовью к искусству и утонченным вкусом, оставив в наследство потомкам великолепный архитектурный ансамбль виллы в Тибу ре (совр. Тиволи) площадью около 300 га, грандиозный храм Венеры и Ромы , знаменитый римский Пантеон и другие сооружения. Адриан много сделал для развития городской жизни. Одним из немногих всплесков социально- политической напряженности в его правление стало восстание в Иудее под руководством Симона Бар-Кохбы 1 (132-135 гг.). Под конец жизни, страдая от тяжелой болезни, Адриан без суда казнил нескольких сенаторов, чем навлек на себя всеобщую ненависть.

В июле 138 г. 62-летний император умер и был похоронен в огромном круглом мавзолее (ныне замок Святого Ангела в Риме). Адриан, подобно Нерве и Траяну, был бездетен. На престоле его сменил усыновленный им 52-легний Антонин Пий (138-161 гг.), давший имя всей династии. Он добился от сената обожествления покойного Адриана 1 , за что и получил агномен Pius («Благочестивый»). Биограф Антонина Пия так писал о нем: «Он выделялся своей наружностью, славился своими добрыми нравами, отличался благородным милосердием, имел спокойное выражение лица, обладал необыкновенными дарованиями, блестящим красноречием, превосходно знал литературу; был трезв; заботился о том, чтобы поля обрабатывались хорошо; был мягким, щедрым, не посягал на чужое; при всем этом у него было хорошее чувство меры и отсутствие всякого тщеславия. Он был от природы очень милосердным и во время своего правления не совершил ни одного жестокого поступка».

Получив в наследство от своего приемного отца государство в состоянии благополучия и стабильности, Антонин Пий продолжал политику предшественника и преуспел в этом. В правление благородного и гуманного принцепса римляне надолго забыли, что такое произвол и злоупотребления властей. Это был редкий для империи период относительного благоденствия и процветания. В отношении плебса продолжалась политика «хлеба и зрелищ». Император издал ряд декретов, которые регулировали отношения рабов и их хозяев: в частности, отныне господин нес ответственность за убийство раба или жестокое с ним обращение; закон предусматривал для рабов возможность заниматься коммерцией, иметь семью и вступать в деловые отношения с господами. Придерживаясь мирной политики, Антонин Пий тем не менее был вынужден много воевать: его легаты побеждали британцев и мавров, германцев и даков, подавляли волнения в провинциях и отражали набеги варваров. Кроткий и добродетельный император умер в марте 161 г. на 75-м году жизни, передав власть усыновленным им соправителям, 40-летнему Марку Аврелию (161-180 гг.) и 30-летнему Луцию Веру (16-169 гг.). Последний вел разгульный образ жизни и в управлении империей участия не принимал.

Утонченный интеллектуал, прекрасно образованный поклонник стоической философии, Марк Аврелий вошел в историю как философ на троне. После него осталось написанное по-гречески философское произведение «К самому себе». В этом сочинении Марк Аврелий писал: «Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью; и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к условиям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой. Ты видишь, как немногочисленны требования, исполнив которые, всякий сможет жить блаженной и божественной жизнью. Да и сами боги от того, кто исполняет эти требования, ничего больше не потребуют. Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, - подобно потоку, относящееся к душе - подобно сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение».

Марк Аврелий был человеком долга, нравственным и скромным; превыше всего он ставил интересы государства и в полной мере сознавал свою ответственность за судьбы империи. При нем продолжался количественный и качественный рост имперской бюрократии. Сам император активно занимался судопроизводством. Его отношения с сенаторским и всадническим сословиями были идеальными. Марк Аврелий ввел в сенат многих знатных провинциалов, особенно восточного и африканского происхождения. Император-философ, подобно своим предшественникам, ублажал столичный плебс зрелищами и хлебными раздачами, сохранил алиментарную систему и в целом довольно успешно обеспечивал внутриполитическую стабильность. Легаты Марка Аврелия без особого труда подавили восстания в Британии и Египте, а когда в 175 г. лучший полководец империи, Гай Авидий Кассий, поднял на Востоке мятеж, император отреагировал на это событие характерной фразой: «Не так плохо мы живем, чтобы он мог победить». Вскоре Кассий был убит собственными солдатами, и мятеж прекратился. За 19 лет правления против Марка Аврелия не было организовано ни одного заговора.

В то же время миролюбивому и гуманному императору пришлось вести тяжелые войны, грозившие империи крупными неприятностями. В 161- 165 гг. с переменным успехом шла война с парфянами , которые вторглись в Армению и Сирию. Вытеснив оттуда парфян, римские легионы оккупировали значительную часть Месопотамии, но закрепиться в ней не смогли и вынуждены были отступить. Тем не менее в 166 г. римским дипломатам удалось заключить с Парфией выгодный мирный договор, по которому Северная Месопотамия стала частью империи, а Армения вошла в сферу римского влияния.

В 167 г., воспользовавшись тяжелым положением Рима в связи с Парфянской войной, эпидемией чумы и неурожаями в Италии, германские племена квадов и маркоманнов, принадлежавшие к конфедерации све- вов, а также сарматы прорвали рейиско-дунайскую границу и вторглись в Северную Италию (Первая Маркоманнская война, 167-175 гг.). Для спасения Италии сенат, как и во время войны с Ганнибалом, принял чрезвычайные меры: в армию мобилизовали даже разбойников, рабов и гладиаторов, а сам Марк Аврелий распродал часть императорского имущества, чтобы добыть средства для снаряжения войск. В 169 г. римляне вытеснили варваров из Италии. В дальнейшем римские легионы очистили от врага дунайские провинции и перешли Дунай 1 . В 175 г. был заключен мир, по которому германские и сарматские племена оказались под римским протекторатом. Однако вскоре варвары возобновили свои набеги. В 177 г. Марк Аврелий был вынужден начать Вторую Маркоманнскую войну (177-180 гг.). Натиск варваров удалось отразить, обстановка на границе стабилизировалась. В марте 180 г. на 59-м году жизни Марк Аврелий умер от чумы в Виндобоне (совр. Вена). В Риме в честь императора была воздвигнута колонна, увенчанная его статуей.

Преемником Марка Аврелия стал его 18-летний сын Коммод (ISO- 192 гг.), последний представитель династии Антонинов. Это был грубый, жестокий и сластолюбивый деспот. После смерти отца Коммод заключил с квадами и маркоманнами мирный договор, после чего немедленно отбыл в Рим, где доверил управление государством своим алчным клевретам, а сам предался дикому разгулу, пьянству и разврату. Казнив жену, он завел себе гарем. Отличавшийся необычайной физической силой и крепким телосложением, император провозгласил себя «Непобедимым римским Геркулесом», появлялся на публике в шкуре льва и с палицей на плече, лично участвовал в травлях диких зверей, собственноручно убивая львов и слонов, и выступал на арене амфитеатра как гладиатор. Вконец обезумев, Коммод переименовал в свою честь все месяцы календаря и даже Рим нарек «городом Коммода» (190 г.). Его биограф писал о Коммоде: «Пьянствуя до рассвета и расточая средства Римской империи, он по вечерам таскался по кабакам и домам разврата. Для управления провинциями он посылал либо соучастников своих позорных похождений, либо людей, рекомендованных этими соучастниками. Сенату он стал до такой степени ненавистен, что и сам в свою очередь начал жестоко свирепствовать па погибель этому великому сословию и из презренного превратился в страшного».

“Золотой век” Империи. После жестоких императоров- деспотов в Риме надолго воцарилась мирная династия Антонинов, оставившая по себе добрую память. Время правления Антонинов называется “золотым веком” Империи, этот “век” занимает почти все второе столетие новой эры. Самыми знаменитыми императорами “золотого века” были полководец Траян и философ Марк Аврелий.

Во II в. н.э. Империя наслаждалась внутренним покоем. Императоры Антонины не вели завоевательных войн, но крепко оберегали главные границы Римской державы, которые проходили по рекам Евфрату, Дунаю и Рейну. За Евфратом простиралось великое Парфянское царство (бывшая Персия); на берегах Дуная в нынешней Румынии возникло царство воинственных даков; Рейн отделял римскую Галлию от диких германских племен. Не раз в этих районах вспыхивали пограничные войны, во время которых римские легионы вторгались на вражескую территорию.

При Антонинах установились нормальные отношения между императорами и сенатом, прекратились казни и гонения, люди получили возможность свободно высказывать свои мысли. Историк Тацит, доживший до этого времени, писал: “Настали годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает”.

При Антонинах изменилось положение провинций: они стали постепенно уравниваться в правах с Италией. Многие провинциалы сделались римскими гражданами, самые знатные из них вошли в римский сенат. Греческий писатель II в. Элий Аристид говорил, обращаясь к римлянам: “При вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин государственной должности, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является одной семьей”. Вскоре после того как прервалась династия Антонинов, завершилось единение Римской державы, осуществлявшееся при ее правлении: в 212 г. н.э. по эдикту императора Каракаллы все население Империи получило римское гражданство.

Траян. Марк Ульпий Траян царствовал в начале династии Антонинов. Родился он в знатной римской семье, проживавшей в Испании. С юных лет Траян служил в армиии под руководством отца прошел путь от подчиненного офицера до командующего рейнскими легионами. Когда ему было 45 лет, старый император Нерва усыновил его, видя в нем самого достойного гражданина и преемника своей власти. В 98 г. н.э. Траян стал императором.

Новый глава Римского государства обладал выдающимися качествами воина: он был очень силен, великолепно владел оружием, без страха схватывался в лесной чаще с хищными зверями, любил плавать в бурном море.

Ел он всегда простую солдатскую пищу, в походе шел пешком впереди войска. С этими мужественными качествами соединялись скромность, справедливость, трезвый ум, жизнерадостный нрав.

Когда Траян стал императором, его личная жизнь и привычки мало переменились. Он ходил по Риму пешком и был доступен просителям. Заговорщиков он не боялся, а доносы совершенно уничтожил тем, что не обращал на них внимания. Он говорил, что хочет быть таким правителем, какого сам пожелал бы себе, если бы оставался простым подданным. Вручая меч начальнику дворцовой гвардии, он торжественно провозгласил: “Бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и чтобы воспользоваться им против меня, если я буду править плохо”. Сенат официально признал Траяна наилучшим императором. Впоследствии при вступлении правителей Рима на престол им желали быть счастливее Августа и лучше Траяна.

В правление Траяна велись большие войны на Евфрате и Дунае. В двух походах император разгромил царство даков, угрожавшее северной границе Империи, и вывел римских поселенцев на левый берег Дуная. В память об этих победах в Риме была воздвигнута величественная колонна Траяна, украшенная рельефами с изображением Дакийской войны.

Поход за Евфрат против парфян закончился захватом парфянской столицы. Римляне дошли до берегов Персидского залива, но восстания, вспыхнувшие в тылу, заставили Траяна отвести легионы назад. На обратном пути домой он внезапно заболел и умер (117 г. н.э.).

Марк Аврелий. Правлением Марка Аврелия заканчивался “золотой век” Империи.

С давних пор выдающиеся мыслители мечтали видеть во главе государства мудреца, “философа на троне”. Марк Аврелий оказался воплощением этого идеала: он был императором и знаменитым философом-стоиком. Наукой он начал заниматься с 12 лет и продолжал эти занятия всю жизнь. После него осталось большое философское сочинение на греческом языке под названием “К самому себе”. В нем высказаны самые задушевные мысли императора о жизни, о душе, о долге.

Мировоззрение Марка Аврелия было довольно мрачным. Время человеческой жизни, писал он, один миг, тело - смертно, судьба - непонятна; жизнь - это борьба и странствие по чужбине, посмертная слава - забвение. Несмотря на такие мысли, Марк Аврелий наставлял самого себя в бодрости. Он считал, что божественное начало, обитающее в нашей душе, велит нам жить в согласии с природой, выполняя все требования жизни. Главное - любовь к людям и исполнение долга перед ними.

Марк Аврелий жил в полном соответствии со своими правилами. Он тяготился императорской властью, но добросовестно и хорошо выполнял все обязанности правителя, даже такое тяжелое дело, как командование войском. С посторонними людьми он был приветлив и справедлив, близких - почитал и любил. С удивительным терпением сносил он дурной нрав своей красивой жены, ее постоянные измены. Выражение лица его было всегда спокойным.

При Марке Аврелии на Империю обрушились многочисленные беды, предвещавшие конец благополучных времен: мавры нападали на южные границы, парфяне - на восточные, германцы и сарматы перешли Дунай. В довершение несчастий по всей Империи прокатилась эпидемия чумы.

Император лично предводительствовал войском в двух больших и победоносных войнах на Дунае против германцев и сарматов. Здесь настигла его чума. В 180 г. н.э. последний достойный император династии Антонинов скончался от эпидемии в военном лагере Виндобоне (современная Вена). Сын его, возобновивший дурные обычаи императоров-деспотов, процарствовав 12 лет, стал жертвой дворцового заговора. Его бесчинствами и гибелью завершилась почти столетняя счастливая эпоха Антонинов.

В Риме сохранились два памятника Марку Аврелию: великолепная конная статуя императора и колонна, воздвигнутая в честь победы его над сарматами и германцами:

Расцвет имперских городов во II в. н.э. В западных странах - Испании, Франции, Германии, Британии - часто встречаются полуразрушенные временем, но все еще величественные римские сооружения: храмы, амфитеатры, арки, валы. Некоторые римские дороги и водопроводы служат людям до сих пор. Большинство этих сооружений относится к веку Антонинов. Именно во IIв. н.э. города римских провинций, как западных, так и восточных, умножались в числе и благоустраивались. Их форумы освобождались от торговых лавчонок, превращаясь в парадные площади, украшенные храмами, базиликами (судебными зданиями), статуями. Появились колоннадные улицы - проспекты, по обеим сторонам которых стояли колонны, поддерживавшие крыши над пешеходными дорожками. В начале и конце этих улиц нередко ставились триумфальные арки. Многие города по Рейну и Дунаю возникли на месте римских военных лагерей - от них произошли такие знаменитые современные столицы, как Бонн, Вена, Будапешт. Постепенно романизировались, т.е. превращались в города римского типа, поселения западных туземных племен; например, центр галльского племени паризиев стал городом с латинским именем Лютеция, а впоследствии получил название Парижа. Земли вокруг романизированных городов покрывались оливковыми садами и виноградниками. Некогда дикие страны - Галлия и Испания - начинали торговать собственным вином и оливковым маслом. Упоминавшийся выше Элий Аристид писал: “В наше время все города соперничают между собой в красоте и привлекательности. Везде множество площадей, водопроводов, торжественных порталов, храмов, ремесленных мастерских, школ. Города сияют блеском и красотой, и вся земля цветет, как сад...”

Акведуки. Среди архитектурных памятников Империи особенно большое впечатление производят водопроводы-акведуки. Они стоят в низменных местах, где водопроводные желоба, ради сохранения единого уровня над землей, были подняты на высокие, мощные аркады, протянувшиеся на десятки километров.

Пон-дю-Гар - самый высокий сохранившийся древнеримский акведук:

длина 275 метров, высота 47 метров.

Самый большой в мире акведук, Карфагенский (II в. н.э.), имеет протяженность 132 км, высота его двухъярусной аркады достигает 40 м. Акведук в Испанском городе Сеговия (II в. н.э.) работает до сих пор. Во всей Империи около 100 городов снабжались водой с помощью акведуков.

Термы. По акведукам поступала вода в общественные бани, или термы , распространившиеся по Империи от Британии до Евфрата. Римляне заимствовали идею греческого гимназия, прибавив к паркам и спортивным площадкам банные помещения. Собственно бани состояли из трех отделений с холодной, теплой и горячей водой. Отапливались они полыми керамическими трубами, через которые проходил горячий пар. В целом же термы включали в себя плавательные бассейны, помещения для отдыха и беседы, библиотеки, беговые дорожки, спортивные площадки, цветники. Огромными размерами и роскошью отличались императорские термы, сооружавшиеся в дар римскому народу. Их посещали средние городские слои и бедняки. Знатные и богатые люди предпочитали маленькие домашние баньки. Самыми знаменитыми термами II в. н.э. были термы Траяна в Риме.

Лимесы. До сих пор внушительное зрелище являют римские пограничные укрепления, называемые лимесами (лимес в переводе с латыни - “межа”, “граница”). Хорошо укрепленный лимес представлял собой земляной вал или каменную стену длиною в сотни километров. Иногда перед валом выкапывали еще ров и ставили частокол. Вдоль вала, недалеко друг от друга, располагались башни со сторожевыми отрядами. Через несколько башен стояли крепости, примыкавшие к валу. В тылу этих укреплений располагался большой легионный лагерь, связанный с ними военными дорогами. Более простые лимесы состояли из одних укреплений, соединенных удобными путями. Остатки лимесов хорошо видны в Британии, на Рейне, на Дунае. Часть Траянова вала проходит по территории Молдавии, входившей в состав Дакийского царства. Мощный Антонинов вал сохранился на севере Англии.

Реконструированный лимес в Вельцхайме

Знаменитые сооружения Рима. Во II в. в Риме были возведены знаменитые на весь свет сооружения - это Пантеон и Форум Траяна. Пантеон, храм всех богов, представляет собой круглое здание, перекрытое огромным куполом (одним из самых больших в мире). В отличие от греческих храмов Пантеон похож не на дом бога, а на круг земель, осененный небесным сводом. Из отверстия в потолке в центр храма льется поток света, рассеивающийся по краям обширного внутреннего пространства. Контраст света и полумрака создает таинственное, молитвенное настроение.

Форум Траяна был сооружен в память о победе императора над даками. Через триумфальную арку посетитель входил на широкую площадь, в центре которой стояла конная статуя императора. Вдали за статуей на высоком постаменте возвышалась роскошная мраморно-гранитная базилика, над ее позолоченной крышей виднелась верхушка стоящей за нею триумфальной колонны. Поднявшись по ступеням и пройдя насквозь базилику, полную серых и золотистых колонн, путник оказывался на второй, полукруглой площади. По бокам ее стояли библиотеки для латинских и греческих рукописей, а между ними возносилась колонна, обвитая, как лентой, раскрашенными рельефами с изображением военных сцен. В постамент колонны был замурован прах Траяна, на вершине ее стояла в древности статуя императора.

Форум Траяна и Пантеон построил гениальный греческий архитектор Аполлодор Дамасский. В обоих сооружениях выразился светлый дух как греческого искусства, так и того времени, когда они были созданы.

Форум Траяна

Западные и восточные провинции. Хотя огромная Римская империя была единым государством, по ней как бы проходила невидимая граница между восточными и западными Провинциями. Восток говорил на греческом языке, строил сооружения из камня и сохранял старинную греческую и греко-восточную культуру. Запад перенял латинский язык, римскую культуру и римские строительные материалы - бетон и обожженный кирпич. Греки, становясь римскими гражданами, продолжали считать себя греками. Испанцы и галлы, говорившие по-латыни, считали себя римлянами. Ныне эти народы говорят на романских языках, произошедших от латыни.

Галльские мученики. В середине II в. н.э. война между Империей и христианской Церковью приутихла. В это время христианская религия, завоевав города, проникла в училища, во дворцы сенаторов, в армию. Но в начале и в конце “золотого века”, при Траяне и Марке Аврелии, в Риме и провинциях происходили преследования христиан. Особенно жестокое гонение вспыхнуло в Галлии во времена Марка Аврелия.

В галльском городе Лугдуне (Лионе) и в соседнем с ним городе Виенне языческое население долго травило христиан, изгоняя их из всех общественных мест - из бань, с рынков, площадей; их принимали за людей, совершающих тайные преступления. Наконец вспыхнул погром: христиан хватали, били, волокли на судилище к городским властям. Начальник города, учиняя допрос, приказывал бросать исповедников веры в тюрьму. Заключенных набралось так много, что они умирали в темницах от духоты, но только 10 человек отреклись от веры в Христа. Упорных подвергали пыткам: их бичевали, растягивали им ноги, сажали их на раскаленный металлический стул. Мученики, вынося все страдания, продолжали твердить: я христианин. Удивительную твердость проявили женщины, особенно молодая хрупкая рабыня Бландина; тело ее превратилось в сплошную рану, даже палачи устали от пыток, а она, словно не чувствуя боли, повторяла: “Я христианка, у нас не делается ничего плохого”. Расправа завершалась в городском амфитеатре, где христиан бросали на растерзание диким зверям или убивали какими-нибудь другими способами.

Рассказ о галльских мучениках сохранился в письме, которое написали уцелевшие христиане своим собратьям по вере в Малую Азию. (см. дополнение к §21)

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

Золотой век Римской империи связывают с правлением пяти хороших императоров из династии Антонинов, правивших с 96 по 180 гг. Они последовательно сменяли друг друга без династических кризисов, при этом все пять активно участвовали в управлении империей лично решая возникавшие проблемы. Имеются в виду:

Марк Кокцей Нерва (96-98 гг.):

Марк Ульпий Траян (98-117 гг.):

Публий Элий Адриан (117-138 гг.):

Антонин Пий (138-161 гг.):

Марк Аврелий (161-180 гг.).

2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Как менялись хозяйственный уклад и социальная структура римского общества и права его граждан?

Причины кризиса Римской империи.

Падение среднегодовых температур привело к кризису в сельском хозяйстве.

Император Септимий Север изменил систему управления армией. До него командирами (легатами) легионов были политики, для которых эта должность была всего лишь кратким эпизодом в карьере. Солдаты не считали их своими. Север ввёл практику назначения легатов легионов из командиров низшего звена. Вскоре появились люди, всю жизнь проведшие в армии, которым доверяли солдаты и которые стали получать высшие командные должности, то есть политический вес. Именно такие люди становились так называемыми солдатскими императорами, гражданские войны между которыми несколько десятков лет терзали Римскую империю.

После хороших императоров настало правление нескольких плохих на рубеже II-III веков. Некоторые из сменявших тогда друг друга императоров совсем не занимались управлением империей, а только удивляли народ своими чудачествами и жестокостями.

Длившиеся несколько десятков лет гражданские войны нарушили экономические связи между провинциями, сделав нерентабельными товарные хозяйства, процветавшие до этого крупные латифундии, большинство хозяйств становилось натуральными, экономически единая империя при натуральном хозяйстве уже не была нужна.

Легионы несколько десятков лет занимались войной друг с другом, а не с внешними врагами. За это время дикие племена на границах империи привыкли к успешным походам в империю, которые приносили богатую добычу, разведали маршруты таких походов и не собирались отказывались.

– Во время гражданских войн все стороны привыкли использовать варваров в качестве наёмников, после окончания гражданских войн эта практика была продолжена. В результате римская армия состояла уже преимущественно не из римлян, а из варваров, причём на всех уровнях, включая высшие командные должности.

Казавшаяся людям нескончаемой полоса бедствий привела к духовному кризису в империи в результате которого популярность набрали новые культы, главными из которых оказались митраизм и христианство.

В результате гражданских войн, как было сказано выше, в Римской империи возобладало натуральное хозяйство. При натуральном хозяйстве, в отличии от товарного, использование рабов перестало быть эффективным, их доля в обществе сокращалась. Вместо них увеличивалось число колонов – зависимых людей, работавших на земле хозяина за часть урожая (из этого института позже развилось сословие крепостных). В ходе кризиса римскими гражданами стали все жители империи. Из-за этого гражданство перестало быть привилегией, как раньше, оно перестало нести дополнительные права, остались только обязанности в виде налогов. А после обожествления правителя граждане окончательно превратились в подданных.

3. Подумайте: какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина?

Диоклетиан и Константин обожествили власть императоров, надеясь этим предотвратить дальнейшие выступления военно начальников (добиться этой цели они не смогли). Кроме того, новое административное деление империи на более мелкие по размеру провинции и перевод многих чиновников с денежного на натуральное довольствие (которое проще было доставлять в центры более мелких провинций) отвечала изменившимся экономическим условиям, фактическому переходу империи к натуральному хозяйству.

4. Заполните таблицу. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

Как видно из таблицы, внутренних причин падения Западной Римской империи было больше, они играли большую роль. Рим времён хороших императоров, возможно, смог бы выдержать натиск Великого переселения народов, ослабленное кризисом государство с этой задачей не справилось. С другой стороны, именно варварский натиск привёл к усугублению кризиса и не дал времени на его преодоление. Потому по-настоящему нельзя разделять внутренние и внешние причины, к падению Западной Римской империи привело их сочетание.

5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.

В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.

6. Составьте развернутый план ответа по теме «Падение Западной Римской империи».

1. Усиление натиска народов из потока Великого переселения на границы Римской империи.

2. Разрешение вестготам селиться на римской территории.

3. Восстание вестготов в 378 г. и их успешные действия против римских войск.

4. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную после смерти Феодосия Великого в 395 г.

5. Поселение новых варварских племён на римской территории и их восстания.

6. Периодические восстания римских полководцев (со временем всё чаще из числа варваров), их попытки узурпировать престол.

7. Борьба против вторжения гуннов.

8. Правление в Западной Римской империи часто сменявшихся слабых, нередко малолетних императоров.

9. Переворот Одоакра, конец Западной Римской империи.

Золотым веком Римской империи принято называть период столетнего правления династии Антонинов. Это период, когда Древний Рим достиг наибольшего уровня экономического развития.

Правление Марка Траяна: внутренняя и внешняя политика

Немаловажную роль в этом сыграла мудрая политика его правителей. В 98 году римским Императором стал Марк Ульпий Траян, выходец из семьи знатных римских колонистов, которому удалось пройти путь от офицера армии до главнокомандующего римскими легионами.

Император строго следил за исполнением всех законов, его политика отличалась несвойственной для того времени либеральностью.

Император дал возможность крестьянам брать ссуды под небольшие проценты из государственной казны для развития сельского хозяйства.

Благодаря этому, Римская Империя получила независимость от иностранных поставок хлеба. При правлении Траяна жизнь в Римских провинциях стала экономически стабильной.

Траян смог не только поднять уровень жизни внутри страны, но и вел активную внешнюю политику. Император смог победить давнего римского врага Парфию, со стороны которого были постоянные угрозы захвата Рима.

Благодаря победоносной серии походов римлян под началом Траяна на племена Даков, Рим смог не только утвердить свое могущество на берегах Дуная, но и создать там римскую провинцию Дакию.

Правление Марка Авелия: право на образование

Еще одним монархом, во времена правления которого Рим продолжал процветать – это знаменитый древнеримский император-философ, Марк Аврелий.

Он, помимо своей политической деятельности, вошел в историю еще и как литературный деятель. В своих произведениях будущий император писал о равенстве всех людей, о том, что каждый человек в первую очередь должен отстаивать моральные и духовные принципы.

Когда Марк Аврелий стал римским императором, он смело начал применять свои теоретические идеи на практике. Император всегда обращался к гражданам Рима, как к равным, никогда не делал разницы между представителями разных сословий общества.

Марк Аврелий открывал различные учебные заведения, в которых преподавалась грамматика и арифметика. Правом на образование обладали все, независимо от возраста и положения.

Марк Аврелий отличался спокойным нравом, однако когда над Римом нависла угроза захвата варварами, император смог отстоять город.

Рим в период Золотого века: мудрость и гуманизм правителей

В период золотого века, Рим стал большим и процветающим городом. Слава о нем ширилась другими государствами. В этот период в Риме строились новые храмы, дороги, дома, общественные здания. Каждые из них отличались непревзойденными архитектурными формами.

Все города Империи начали ровняться на столицу. В глазах граждан Римской Империи, Рим был символом мировой власти и наиболее развитой из всех существующих цивилизаций.

Естественно это увеличило поток людей, которые искали свое счастье в Риме. На момент окончания правления последнего Императора из Антонинов – Комода, в Риме насчитывалось более полутора миллиона жителей.