Как делают елочные игрушки. Репортаж с фабрики Как делают стеклянные новогодние игрушки

23 декабря 2014, 06:58

К сожалению, сейчас на рынке ёлочных игрушек - сплошная китайская штамповка из пластика. Но ведь в России есть отличные фабрики настоящих стеклянных ёлочных игрушек! Да, другая ценовая категория, но такая красота стОит того...

Фабрики елочных игрушек ручной работы действуют в Сокольниках, Карачеве Брянской области, Красноярске, п. Селижарово Тверской области, дер. Данилово Павлово-Посадского р-она, наверное есть и другие.... Обо всех фабриках просто нереально рассказать в одном посте, поэтому рассказ о двух фабриках, для представления процесса.

Фабрика елочных украшений «Ариель» (г. Нижний Новгород) занимается производством уже 20 лет. Здесь круглый год – и весной, и летом, и осенью, и зимой – делают елочные шарики и забавные стеклянные фигурки, которые потом украшают елки в разных странах мира.

Какая красота!

Можно сделать спецзаказ и на шары нанесут изображения по вашему заказу. Например серия по заказу метрополитена:

А еще в коллекции нижегородских мастеров имеются шары с изображением Барака Обамы. Мастера рассказывают, что специальный заказ на их изготовление им сделала администрация президента США в 2009 году. Согласование шло долго и не просто: сначала художники нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знали, что эта обаятельная улыбка – его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. В итоге, за основу был принят вариант со сдержанной улыбкой. А широко улыбающийся Обама остался нижегородцам на память!

На производстве работают только женщины, мужчина у них единственный – директор. Ему же принадлежит идея сделать стропила под крышу в виде ёлочки:

Здесь же можно и купить их игрушки.

Каждый день фабрика принимает по 16 экскурсионных групп! Около 300 ребятишек самого разного возраста – от учеников младших классов до выпускников школ и студентов техникумов – приезжают на фабрику, чтобы познакомиться с процессом создания елочной игрушки.

Итак, сам процесс...

Главный художник фабрики разрабатывает эскизы и придумывает сюжеты, которые потом будут наносить на украшения.

На производство поступают вот такие длинные стеклянные заготовки:

Палку нагревают и делят на несколько небольших заготовок.

Нагрели, потянули:

Разделили:

Этот цех занимает один небольшой кабинет и работает здесь всего 4 человека.

Художников в 3 раза больше, чем стеклодувов:

Каждый художник наносит определенный сюжет. Все это делается вручную, но рисунки на шарах практически не отличить друг от друга:

Рисунок наносится в несколько этапов: берётся игрушка и наносится один слой краски, пока на нем краска подсыхает, художник наносит основной цвет на вторую игрушку и т.д. Затем художник возвращается к первой и рисует часть сюжета и опять подвешивает игрушку и т.д.

Производство относительно небольшое. Находится фабрика в этом симпатичном домике:

Фабрика «Елочка» (г. Клин) уже более 50-ти лет занимается изготовлением елочных украшений.

Первые мастерские по производству елочных игрушек открылись на территории Клинского уезда в середине XIX века. Случилось это после того, как в 1848 году князь Александр Меншиков построил здесь небольшой стеклодувный заводик. Местные крестьяне, поработав на производстве, оборудовали домашние мастерские, откуда и вышли первые российские елочные игрушки из стекла.

За полтора века процесс изготовления игрушек почти не претерпел изменений. Разве что работников, раздувавших огонь при помощь кожаных мехов, сменили работающие на сжатом газе горелки...

Работа со стеклом требует предельной концентрации и опыта. Дрон (стеклянная заготовка) сначала разогревается до нужной температуры, а после из него выдувается шар или фигурная игрушка. Для мастера главное - поймать нужный момент, когда дрон уже достаточно пластичный, но еще не слишком мягкий. Упустил секунду - и ничего не получится.

Из-за своей формы «Лебедь» считается одной из самых сложных в производстве елочных игрушек.

В стеклодувном цехе стоит очень сильный шум. Некоторые работники пользуются наушниками, однако большинство давно к нему привыкли.

Работают на производстве, в основном, женщины - мужчинам для этого ремесла не хватает терпения. Обычно в стеклодувном цехе трудится 17-20 человек. Большинство пришли сюда сразу после окончания школы.

Следующий этап производства - металлизация. В специальных вакуумных камерах игрушки покрывают тонким слоем алюминия, что делает их поверхность зеркальной.

После металлизации игрушки красят. Разумеется, тоже вручную.

Шар просто окунают в емкость с краской, а затем оставляют сохнуть на несколько часов.

В отличие от шаров, игрушки сложной формы невозможно равномерно прокрасить без использования пульверизатора.

Декабрь - пиковый сезон на предприятии. В преддверии Нового года «Елочка» работает в усиленном режиме.

После окраски игрушки отправляются в цех росписи, где на них по заранее подготовленным образцам наносятся рисунки.

Сверяясь с китайским календарем, на предприятии ежегодно выпускают игрушки с изображением символа наступающего года.

Помимо интересной работы, многих на «Елочке» удерживает хорошая, по местным меркам, зарплата.

Периодически на предприятие поступают и корпоративные заказы. Обычно просят изобразить на игрушках логотип компании или какой-то предмет, связанный с ее деятельностью.

После росписи у игрушек отпиливают «хвостики» - они больше не пригодятся.

Отпиливание - один из немногих процессов на производстве, который автоматизирован.

Часть игрушек лишается «хвостиков» вручную. В образовавшиеся отверстия вставляют держатель.

Готовые игрушки упаковывают в коробки и отправляют на прилавки магазинов, к нам с вами.

Елочные игрушки ручной работы напоминают наши игрушки из детства. Глядя на них, понимаешь, что именно такие елочные игрушки, или очень на них похожие, вешали на елку наши родители. А до них – их родители. Перебирая в картонной коробке подобные елочные игрушки, испытываешь непередаваемую ностальгию и единство с прошлым и будущим. Это не объяснить словами. Надо просто начать украшать елку игрушками с ручной росписью!

Согласитесь, самое приятное в подготовке к Новому Году - вовсе не стол и даже не подарки.
Ощущение праздника настигает нас ровно в тот момент, когда мы наряжаем главный символ новогодней ночи - ёлку.

Достаем из шкафа зеленую красавицу или покупаем живую ель, ставим во главе комнаты, украшаем сверкающими шарами, укутываем мишурой или зажигаем разноцветную гирлянду. С этого момента начинается отсчет - до Нового года осталось буквально несколько дней.

Пока все только готовятся начать предновогоднюю суету, есть время и подарки купить и решить, где и с кем провести эту самую ночь. И елку доставать еще рано. Но мы же знаем, как быстро летит время, не так ли?

Путешествие в зимний Нижний не было бы по-настоящему зимним, если не экскурсия в сказочную страну, о которой я собираюсь вам сейчас рассказать.

Мне удалось увидеть своими глазами, как делают одну из главных составляющих новогоднего праздника - ёлочную игрушку, и даже почувствовать себя немного художником.


Я уже была на подобном производстве, только не ёлочной игрушки, а керамики, и хорошо себе представляю, как происходит рождение таких художественных произведений как вазы,тарелки, кувшины, чашки, сувенирные фигурки и т.п. Много лет я училась в школе с художественным уклоном (Гжель) и даже имею сертификат (считай вторую профессию после журналиста) живописца. Хотя вот какой из меня художник. Однажды, о производстве гжельской керамики я написала большую статью в подмосковный журнал.

Но я никогда не видела, как делают стекло, и уж тем более такую хрупкую вещь, как ёлочная игрушка! Все слышали о Гусь-Хрустальном, елочные игрушки делают в Химках, Клину, Павловском Посаде. Нижегородская фабрика ёлочной игрушки "Ариель" - одно из таких производств.

1. Встречает фабрика вот такими романтичными рисунками на бетонном заборе.

2. Так и не скажешь, что фабрика! Домик фабрики - это музей, производсво начинается там, где "кирпич".

3.

4. Зашли внутрь и у всех разом перехватило дух. Волшебство! Взрослые люди как дети бросились рассматривать игрушки и фотографироваться в новогодних интерьерах.

5. Елочка на курьих ножках

6.

7.

8.

9.

Музей игрушки. Из прошлого в настоящее.

Музей игрушки - это настоящее путешествие в детство. Советские пластиковые елочки, металлического отлива ретро-игрушки, бумажные украшения и снег из ваты.

10. Экпозиция музея состоит из более чем тысячи экспонатов, которые собирались на протяжении 20 лет. Однако, сам промысел зародился на нижегородской земле в 1936 году. Фабрика "Ариель" своего рода продолжает традиции Горьковской промыслово-кооперативной артели "Детская игрушка".

11.

12.

13. Игрушки на прищепках, у всех такие были! У меня в закромах до сих пор сохранилось множество старых шариков и фигурок - на новый год мы их больше не вешаем на елку, жалко разбить. Дома кот - теперь только бездушный пластик на зеленой красавице:(

14. Точно такие же дома! Правду говорят, что в СССР у всех все было одинаковое.

15. Пока все разглядывали шарики, поспешила купить сувениров. Игрушки тут в среднем стоят 200-300 рублей за штуку, есть и за тысячу. Кому-то дорого, лично мне за такую красоту не жалко было денег.

16. Очень много сельских мотивов. Русская деревня, народные сказки.

17.

18. Зимние и такие же летние пейзажи. Очень душевные.

19. Есть и коллекция таких народных промыслов как Гжель.

Нижегородская фабрика ёлочной игрушки - единственная в России, чья продукция идет на экспорт. В Европу, Америку, Канаду и многие другие страны. Чего и в какой только технике они не рисуют! И европейские пейзажи и русскую деревню, самолеты (заказ от "Сухого") и нефтяные вышки ("Лукойл"), рисовали даже Барака Обаму! Путина только не изображали еще, не политкорректно, говорят.

20. На фабрике можно заказать любую тематическую партию игрушек. К новому году поступает столько корпоративных и индивидуальных заказов, что стеклодувы и художники работают по 12 часов в сутки!
Государственные заказы тоже приходят. Это патриотичная коллекция "города России".

21. А это заказ от московского метрополитена. Узнаете станции?

22. Павелецкая!

Стеклодувы. Тут игрушка обретает форму.

23. Пришло время рассказать, как же рождается такая красота. Сначала длинную стеклянную трубку нагревают над газовой горелкой и делят ее на заготовки. Потом эти части продолжают раскаливать на огне, после чего, мастер "надувает" шарик с одного конца трубочки.

24. Получаются вот такие "чупа-чупсы". Готовые леденцы

25. Но прежде мастер осторожно, под огнем, снимет одну из палочек.

26. А тут видно форму, в которой делают пупырчатые шарики.

27. Вот такие

Мастерская. Здесь рисуют Новый Год.

Игрушка-не игрушка, если ее не распишет художник. Пора заглянуть в мастерскую, где акварелью, акрилом и блестками расписывают будущие украшения.

28. Фабрика занимает здание бывшего автобусного парка. Это, видно, некогда учебный класс, видите по стенам плакаты?

Сегодня это мастерская, где трудятся живописцы. Только женщины, мужчинам не хватит усидчивости и терпения.
Единственный представитель сильного пола на "Ариель" - Аркадий Терсинских, директор фабрики.

29. Блогеры быстро заполнили комнату, стараясь отхватить удачный кадр. Бедные художницы!

30. Каждая девушка рисует свой сюжет. Здесь русская барыня

31. А тут матрешка. Не по наслышке знаю, как сложно обрисовать черным контуром готовое изделие. Лишь бы не дрогнула рука!

32. Рабочая обстановка. Кисти, краски, палитры, губочки и баночки с водой

33.

34. Рисуют акварелью и акриловыми красками, есть и специальные контурные, которые создают рельеф на изделии.

35. Кефир даже после смерти тоже служит искусству

36. Религиозные мотивы. Рождественская ночь

37. Офицеры

38. При полном параде и в блестках!

39.

40. Пряничная серия на фабрике существует уже не первый год. Очень нравится! Купила в подарок родным две игрушки из этой коллекции.

41. Барашки обзаводятся шубкой

42. Напоминаем, следующий год - год овцы/козы (имеется в виду 2015 год). Мой год, кстати (:

43.

44. Вазы и подсвечники тоже рисуют тут.

Главный по рисунку

То было ремесло, а кто же мастер? Главный художник! Именно он придумывает каждый сюжет, который изобразят на игрушке в этом году. Каждый заказ, каждую картинку на "Ариель" рисует Наталья Репина.

45.

46. Творческий беспорядок и свежие работы.

47. В кабинете художницы - примеры коллекций разных лет. Там на заднем фоне - "маленький принц", на переднем - российские и зарубежные пейзажи.
На первом шарике - Чкаловская лестница, Нижний Новгород.

48. Наталья призналась, что ее любимыми сюжетами являются пейзажи русской деревни.

49.

50.

51. Царь вдохновлен детскми сказками. Это новинка этого сезона.

52. А это необычная цветочная коллекция резко выделяется на фоне остальных игрушек. Совсем другая техника - наложение нескольких слоев краски.

Хочешь быть художником? Ну давай.

53. Ежели вам вдруг подумалось: "Я б тоже так смог, если бы захотел!" - это легко проверить. Можно побыть художником и самому расписать себе сувенир на память. Акриловые краски, кисти и вперед!

54. Кто-то рисовал по картинкам, кто-то ворчал, что не умеет рисовать, у некоторых выходили настоящие шедевры. Это нарисовал наш экскурсовод.

Как делают елочные игрушки? - статья

Как делают елочные игрушки?

Возьмите в руки стеклянный шарик, сделанный на предприятии "Ёлочка", присмотритесь к нему и почувствуйте, ЧТО вы держите в руках. Почувствуйте душу, которую в него вложили русские женщины, часто инвалиды, которые вот уже много-много лет работают на заводе елочных игрушек, принося праздник в каждый дом. Эти люди сделали этот шарик ВРУЧНУЮ. Целиком вручную.

Вы знаете, как делают настоящие шарики?

Думаю, будет хорошо, если вы об этом узнаете и расскажете своим друзьям, и мы все вместе поддержим отечественного производителя.

Вот в этом здании в Клинском районе Московской области круглый год делают сказку. Круглый год, за исключением одного летнего месяца (период профилактических работ) здесь кипит работа. Производят стеклянные шарики, наконечники для елок, фигурные игрушки и еще много-много всякой красоты.


К концу советского периода на фабрику было завезено автоматическое оборудование, но налажено не было, и в период упадка экономики в 1990-х годах пришло в негодность. Завод окунает в атмосферу «первых пятилеток», а возможно и конца 19 века. Новогодние украшения рождаются в тяжелейших условиях. В душных помещениях, в раскаленном воздухе маленьких комнатушек, где выдувают стеклянные формы, невозможно пробыть и пятнадцати минут, а там целый день работают люди.

Первый цех фабрики - горячий цех. Здесь в полумраке, шуме и жаре за 6-8 тысяч в месяц трудятся 50 женщин-стеклодувов, выдувающих с помощью газовой горелки и своего рта из стеклянных трубок заготовки игрушек. Рабочий день длится 8 часов. За это время каждая работница должна изготовить 200-250 заготовок в зависимости от формы будущей игрушки.

Сложность заключается в точности изготовления: диаметр шара, например, должен быть соблюден с точностью до 1-2 миллиметров. Если получилось чуть криво, шарик выбрасывают. Чтобы стать хорошим стеклодувом, надо обучаться в течении 6 месяцев и не менее 2-х лет отработать на производстве.

Далее заготовки шариков попадают в специальный цех, где на них под большим давлением наносится алюминиевое покрытие. А проще говоря, технология такова, что на шарик просто наматывается под давлением слой обыкновенной фольги. Если шарик после этого сразу не покрыть краской, фольга отвалится.

Сохнут шары вот в таких печах (см. фото ниже). Видите: просто песочек, шарики надевают на палочки. Каждый отдельный шарик. Потом каждый отдельный шарик снимают и отправляют в следующий цех.

Здесь все игрушки разрисовывают настоящие мастера. Вручную. Порой на шарик может уходить несколько часов, а то и целый день, в зависимости от сложности рисунка. Мастеров крайне не хватает. Такому ремеслу научиться непросто.

Например, чтобы разрисовать такой шарик, художнику потребуется несколько часов.

А эти шарики - ручной работы, фактически ведь каждый из них уникален! Эксклюзив, продающийся по сто рублей. Иностранцы вывозят эти шарики с завода (когда приходят на экскурсии) сумками - в Европе такое чудо обойдется в разы, а то и десятки раз дороже.

The Village побывал на нижегородской фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» и узнал, как рождаются нарядные новогодние фигурки.

Фотографии

Илья большаков

Сложно представить, но с 1927 по 1935 год в Советском Союзе ни Новый год, ни Рождество не праздновались - в них видели идеологическую угрозу. Но затем традиция ожила и стала развиваться с новой силой, хоть и с привкусом пропаганды. Фабрика «Ариель», основанная в 1996 году, - одно из всего лишь двух круглогодично работающих производств в стране. Она же - правопреемница стеклодувно-художественного цеха горьковской артели «Детская игрушка», открытого в 1936 году. После того как народу вернули праздник, стали появляться и стандарты по изготовлению игрушек, и методические пособия для учителей, как нужно правильно наряжать елку с детьми, потому что каждой эпохе соответствовала своя символика, призванная укрепить дух граждан, веру в вождей и далее по списку. Если вспомнить ретрофигурки, несложно догадаться, в период чьего правления на елки вешали, например, кукурузу и лучок. Все формы разрабатывались и утверждались централизованно, а на производство отправлялись готовые образцы. Сегодня же все продиктовано в основном модой, а фабрики сами решают, что и как они будут делать.

Разработка идеи

Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.

Работа со стеклом

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты - полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, - газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы - «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.

Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится), он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» - длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.

Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.

Околпачка

После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех, где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют заказчикам.

Роспись

Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки - востребованными. За годы работы здесь сложилась своя, узнаваемая школа росписи, детальная и реалистичная. А заказы приходят не только из других регионов, но и из Европы и США. Для сравнения: стеклодувов в штате всего четверо, а художников - шестьдесят.

На столе у каждого из них есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок - основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.

Поскольку основная аудитория - это все-таки дети, для них создали четыре тематические мастерские для самостоятельной росписи: кондитерскую, морскую, космическую и фэнтези. Каждый ребенок приносит домой с экскурсии игрушку, украшенную своим рисунком, пусть и далеким от совершенства, но не менее ценным. Рядом с мастерскими расположились музей со множеством работ, произведенных за всю историю существования стеклянной елочной игрушки, и фотозоны, условно поделенные на эпохи и стили. Здесь можно увидеть как традиционную ретроелку с игрушками на прищепках, пионерами и кукурузой, так и весьма концептуальные металлические каркасы-пирамиды, украшенные черными глянцевыми шарами. Но что удивительнее всего, эта рабочая атмосфера с круглогодичным праздником у работников фабрики ничуть не отбивает желания наряжать елки у себя дома. Единственное, что изменилось с их приходом сюда, - подход к выбору украшений стал более осознанным и вдумчивым.

Клавдиевская фабрика является одной из ведущих фабрик в бывшем СССР, которые занимались выпуском новогодних украшений (кроме нее, наиболее известна фабрика «Ёлочка» в г. Высоковск Московской обл.)Фабрика была создана в 1949 г. в поселке Клавдиево под Киевом и изначально занималась производством различных изделий из лабораторного стекла. В 50-х ее перепрофилировали и с того момента фабрика занимается производством новогодних украшений. В большинстве своём — это ёлочные шары, однако ими фабрика не ограничивается и может производить стеклянные украшения достаточно большой сложности. В Союзе фабрика занимала 1-е место как по объему производства, так и по площади (тогда фабрика включала в себя еще два предприятия в Киеве — на Святошине и на Подоле). Производительность всех предприятий в сутки достигала объема крытого грузового вагона. Сейчас осталось только одно предприятие в поселке Клавдиево (недавно оно частично перехало в с. Лубянка), которое работает на 25% от «союзной» мощности. В былые времена на фабрике работало около 600 человек, сейчас осталась лишь десятая часть. Практически все украшения (порядка 96%) сейчас идут на экспорт (Германия, Бельгия, Голландия, Франция, Великобритания, США и др.) и лишь 4% остаются в Украине.
Давайте посмотрим, как выглядит фабрика и процесс изготовления ёлочных украшений. Внешне (да и внутри) фабрика создает впечатление заброшенности. Действительно, после распада СССР за 5 лет с фабрики вынесли всё, что выносилось, и, когда наконец появился новый владелец, пришлось потратить не один год на восстановление работоспособности хотя бы до минимального уровня. Один из цехов:
Первый этап производства украшений — выдувка из стеклотрубки высотой примерно 1,5 м шарика или другого украшения. Для разных украшений используется стеклотрубка своего диаметра и со своей толщиной стенок. Вот такую трубку нам демонстрирует глава правления фабрики:
Механизированная выдувка у заказчиков не в почете: при отливе шарика остается шов от формы, поэтому весь процесс производства ручной. Для начала трубку разогревают над газовой горелкой, температура которой достигает 1 500 градусов, и вытягивают в длинные тонкие трубочки с промежутками из нетронутой трубки изначального диаметра:
Получаются заготовки под будущие украшения; там, где трубку оставили изначального диаметра, и получатся шарики:
Далее разогревается нетронутый промежуток и выдувается шар или другое украшение:

Тонкость этой работы заключается в том, что стеклодув должен набрать в лёгкие воздуха ровно столько, сколько нужно для создания шарика требуемого диаметра:
При этом шар нужно постоянно вращать вокруг своей оси, иначе неостывшее стекло просто обвиснет:

Несмотря на сложность процесса, стеклодувы легко выдувают шарики, укладываясь в допуск 0,2 мм. При нас выдували шары диаметром 80 мм:
Тем не менее, после каждого выдува шарика он проверяется на специальном шаблоне:
За смену мастер может выдуть до 200 шариков. А вот так рождается знакомая многим верхушка для ёлки:
Второй этап — серебрение. Выполняется оно с помощью такой вот нехитрой установки: емкости с реактивами и ванна с горячей водой
Внутрь украшения впрыскивается окись серебра, аммиак и дистиллированная вода в определенной пропорции.

Ёлочная игрушка с этой смесью помещается в горячую воду, происходит реакция и серебро испаряется, закрепляясь на внутренних стенках. Украшение несколько раз встряхивается, чтобы серебро равномерно растекалось по стенкам. После чего оставшаяся вода выливается:

Третий этап — покраска.
Посеребренные шарики протираются тряпочкой и обмакиваются в краску. При этом очень важна ее консистенция: если краска слишком густая, на шаре останутся потеки, если слишком жидкая — пробелы:

Выкрашенные шары отправляют в печь — здесь они высыхают под лампами. Реостатом регулируется напряжение, подаваемое на лампы, и, соответственно, температура:
Четвертый этап — художественное оформление. Если оно не требуется, шарик может миновать этот этап и сразу уйти на обрезку. При оформлении художницы наносят на игрушку необходимый рисунок:

Процесс рисования тигра:


Чтобы нанести на шарик рисунок из блёсток, его предварительно наносят клеем, а затем посыпают шарик блёстками:
Готовые тигры рядом с еще незавершенными братьями:
Художницы могут нанести рисунок на любой вкус:
Каждая художница может разрисовать от 50 до 100 шаров в день.
Пятый этап — обрезка кончика, оставшегося от стеклодувов. Делается при помощи алмазного круга:


Бздынь! Кончик улетает в сторону:
Остается только надеть знакомые всем колпачки с петелькой:
...и упаковать игрушки:
Напоследок несколько примеров того новогоднего разнообразия, которое выпускает фабрика:



Кстати, при посещении фабрики можно сразу прикупить игрушек «по ценам производителя» и сделать индивидуальный рисунок.
Вплоть до таких украшений