Бесстрашный 956 го проекта. Отечественное оружие и военная техника

в Избранное в Избранном из Избранного 8

По-видимому политическое решение модернизировать эсминцы проекта 956 принято, и я не смог остаться в стороне

Текст и чертежи модернизации эсминцев проекта 956 - далее.

Министр обороны Российской Федерации пристально смотрел на Главкома ВМФ. За окном шел снег и.. двое солдат срочной службы. Рапорт «О результатах выполнения гособоронзаказа за 2013 год по направлению Военно-Морской флот» уныло лежал на приставном полированном столике между ними.
Да.. – проговорил министр. – Вероятно бывает хуже, но я о таком не слышал. Подведу итог прочитанному: Французы затягивают сдачу «Мистралей», ОСК нарушила сроки по всем без исключения заказам. Оба корвета (и Совершенный, и Стойкий) перенесены с 2013 на 2014 год, при том, что заложены в 2006. Фрегаты 11356 тоже отстают - «Адмирал Григорович» перенесли на 2014, а остальные из первой тройки – с 2014 на 2015. Но вряд ли выдержат и это. По оценкам Главкомата скорее всего первая тройка войдет в строй в 2016 году.. Когда войдет в строй первый фрегат проекта 22350, не говоря о последующих - так и вовсе не ясно. Но понятно что даже не в 2014 и не в 2015. По новым вооружениям – того хлеще. Универсальные артиллерийские установки (как А-190 и А-192) очередями не стреляют. Противовоздушная оборона отсутствует - морского ЗРК дальнего действия нет и в проекте, от морского ЗРК среднего радиуса действия есть только наименование ЗРК «Редут», но комплекс пока так и ни разу не попал ни в одну цель, а комплекса ПВО ближнего действия (ни на основе Панциря, ни какого-либо другого) нет и в обозримом будущем не будет. Из работоспособного - только Гибка (турель с ПЗРК) и старый добрый АК-630. Торпед, сравнимых по характеристикам с мировыми аналогами нет. РЭБ нет. Неатомных современных подлодок нет. Воздухонезависимой двигательной установки нет, срок, когда она будет представлена на госиспытания - не понятен. Атомные подлодки есть, но им нечем стрелять (кроме Калибра). Булава 50% пусков 2013 года провалила. И даже банальный ремонт редко обходится без пожара. Я прав?
- в целом - да. подтвердил Главком.

Сколько будете ремонтировать Петра Великого?

Лет пять. Если сроки не сорвут

А если как всегда?

То десять. И по Кузнецову – также.

Ну а как ты будешь выполнять приказ Верховного Главнокомандующего о усилении присутствия в Средиземном Море. Арктике и Тихом Океане?

Прикажут - сделаем. Пошлю тральщики и МПК.

Ты еще буксиры пошли- возмутился министр

А что делать? - спросил Главком

Наконец, решившись, министр достал из верхнего ящика стола письмо на причудливом бланке с иероглифами и протянул Главкому ВМФ.

Южнокорейский судостроительный концерн Hanjin Heavy Industries & Constructions Co. предлагал провести модернизацию эсминцев проекта 956 за.. 14 календарных дней до варианта эсминца- вертолетоносца, близкого к японскому DDH-143 Shirane

П**ж или провокация – сразу отреагировал Главком

Не в казарме – насупился не одобряющий ненормативную лексику министр – ты дальше читай!

Далее по тексту письма корейцы сообщали, что готовы за 3 месяца с момента получения аванса изготовить и собрать новые кормовые секции эсминца, включая двигательную установку и винты, предусмотрев также фундаменты и кабельные трассы для последующего монтажа средств ПВО на российских мощностях. Сетевой график предусматривал разгрузку боекомплекта в пункте базирования силами ТОФ, затем переход эсминца в Пусан, а после постановки в док - демонтаж существующей кормовой части и пристыковку готовой кормовой части. Срок этого этапа составлял 14 дней, включая швартовые испытания, но без учета ходовых испытаний. В результате Россия получала ударный эсминец-вертолетоносец на ходу, правда без ПВО самообороны. При необходимости корейцы были готовы оставить кормовую часть у себя для резки на металл. или герметизировать и отбуксировать во Владивосток.

А что, мысль. ЗРК Ураган и ПКР Москит можно модернизировать, а в носовой артустановке и трогать ничего не надо, кроме РЛС СУО - все равно лучше не сделают, а то и сломают. Только противоторпедную защиту поставим, скажем тот же Пакет-НК - и в путь. Уж это-то за годик осилим - несмело улыбнулся Главком.

Годик я тебе не дам. Если в конце 2014 года не введешь в строй хотя бы два корабля – сниму с должности – неожиданно жестко, с нажимом завершил разговор министр.

В Главкомате ВМФ предложение корейцев детально рассмотрели и, с сожалением, отвергли. Во-первых, тут требовалась еще новая гидроакустика, как буксируемая, так и активная, а с ее производством пока не все было ясно. Кроме конечно того, что успеть за 2014 год и спроектировать, и произвести, и отладить гидроакустику никак не выходило. Да и вообще, противолодочных возможностей у ВМФ РФ пока было достаточно, в отличие от авианесущих. Да и честно говоря, не хотелось признаваться, но офицерам было не понятно - куда делись дымоходы

Но идея о превращении эсминца в эсминец-вертолетоносец показалась Главкомату ВМФ не лишенной определенного смысла.

Во-первых, его можно использовать в учебных целях: ВМФ уже получил часть авиагруппы на Мистраль, вертолеты стоят в ангарах, а у вертолетчиков опыта полетов над морем недостаточно.

Во-вторых, эсминец-вертолетоносец вполне годится на роль огневой поддержки десанта: тройка вертолетов Ка-52К гораздо лучше усилит высадившуюся морскую пехоту, чем малый артиллерийский корабль с пушкой калибра 100 мм, или даже с реактивной системой залпового огня. Для собственно же транспортировки морпехов у флота уже имеется вполне достаточное число специализированных десантных кораблей, и при десантировании эсминец-вертолетоносец будет удачно действовать с ними совместно.

В-третьих, эсминец-вертолетоносец с ударным ракетным комплексом будет вполне на своем месте при политической необходимости обеспечить присутствие российского флота у берегов Сирии или в районе Курильских островов.

В ходе дискуссии сформировалось и название получающегося класса кораблей - ударный вертолетоносец.

Тендер на эскизное проектирование ударного вертолетоносца провели за три недели, и выиграло его почему-то КБ МГТУ им Баумана, которое через неделю после подписания договора представило Заказчику готовый эскиз. Столь рекордный срок был вызван тем, что фактически бауманцы чертили проект с момента объявления конкурса, а после подписания договора только внесли в чертеж несколько штрихов. Корабль получил две артустановки АК-630М-2 «Дуэт» и 8 барабанных пусковых установок ЗРК Кинжал, а также комплекс ПЛО/ПТЗ Пакет-НК

Преимуществом проекта автор считал его дешевизну и скорость реализации (все вооружение находилось на хранении в арсеналах, куда его переправили в момент разоружения кораблей флота в 90х годах). При этом производители вооружения с удовольствием взялись модернизировать и ЗРК «Ураган», и ПКР «Москит» и ЗРК «Кинжал», обещая за относительно скромные деньги новую электронику с повышенной надежностью и более низким энергопотреблением и новые ракеты с помехоустойчивыми ГСН и увеличенной дальностью.

Как и японский эсминец-вертолетоносец DDH-143 Shirane, проект 956B предполагал постоянную авиагруппу из 3 вертолетов (например Ка-52К или Ка-29), или мог нести взамен них 3..4 контейнера с пусковыми установками универсальных ракет семейства Калибр(для их перемещения использовались рельсовые пути).

«Альтаир» умолял разрешить им замену «Урагана» на Штиль-1 с ВПУ, и «Москита» до уровня «Москит-МВЕ». Дальше всех пошел «Купол», и пообещал не только доработать ЗРК «Кинжал» под уровень Тор-М2, но и поменять устаревшие подпалубные барабаны на современную вертикальную пусковую установку, хотя, конечно, не в 2014 году.

К сожалению, жесткий срок возможности провести серьезную модернизацию не давал - ограничились новыми ракетами и новыми СУО для всех трех систем, но одновременно оплатили «Куполу» разработку вертикальной пусковой установки. В конце концов, именно семейство Тор-2 заслужило уважительные отзывы сухопутных ракетчиков, и к 2015 году флот вполне мог надеяться на новый ЗРК на его базе.

В марте 2014 года по утвержденному эскизному проекту (он получил название 956В) Главкомат ВМВ провел тендер на рабочее проектирование и модернизацию двух головных кораблей. Тендер в апреле выиграло известное судостроительное предприятие. К концу апреля туда на буксирах пришли «Боевой» и «Бурный». Первого июня (через месяц после подписания договора) предприятие неожиданно посетил офицер генеральной инспекции при Главкоме ВМФ, и рапортовал, что аванс предприятие получило, к работам ни по рабочему проектированию, ни по реконструкции фактически не приступило. Ограничились только пескоструйной обработкой небольшого фрагмента корпуса.

Разразился скандал, в результате Главком ВМФ провел повторный тендер, но уже не среди кораблестроителей, а среди обычных строительных компаний, который выиграло московское ООО, широко известное в узких строительных кругах.

В июле москвичи оперативно привезли на судостроительное предприятие (док которого им передали в оперативное управление приказом сверху) интернациональную команду строителей (македонский прораб управлял белорусскими стропальщиками, украинскими сварщиками, таджикскими слесарями и молдавскими малярами). Главный (имеющий модную в московских кругах, но непонятную должность руководитель проекта) быстро договорился с крановщиками местного судоремонтного завода о подработке за нехилую прибавку к заплате, с проходной и Первым отделом - о пропуске людей в ночное время и расписал график поступления баллонов с кислородом и пропаном. Никаких супер-навороченных заплечных сварочных агрегатов у «москвичей» не было, а были обычные газорезки. Но их было много, и рабочие трудились по 12 часов в день без выходных. К истечению третьей недели демонтажные работы на корабле были завершены. С эсминца срезали все что надо, и кое-какие лишние переборки. Впрочем, выяснив от представителя заказчика в чем ошибка - оперативно приварили обратно.

Наблюдающий от ВМФ, осмотрев качество сварки, задумался на тему «а не предложить ли москвичам, кроме демонтажа, еще и реконструкцию, но тут вступил в игру новый фактор.

В июле главный инженер судостроительного завода был твердо уверен, что москвичи облажаются, и флот приползет к нему на коленях. А вот в начале августа ему стало.. по мужски обидно. Как же так – неграмотные узбеки могут делать так быстро, а ему слабо? Главный инженер пошел на принцип, и добился своего – к сентябрю заменили движительные установки (их начали изготавливать еще в январе 2014 по отдельному договору), к октябрю закончили дымоходы и вертолетные ангары, смонтировали Пакет-НК и спустили корабли в воду.

Наконец, в ноябре 2014 был завершен монтаж ЗРК «Кинжал» и 30-мм артавтоматов.

В последний день, когда ледовая обстановка еще позволяла провести ходовые испытания, их успешно провели, и с неполностью отлаженными системами «условно» «Боевой» и «Бурный» приняли в строй.

В действительности, зимой 2014/2015 года на формально вошедших в строй кораблях продолжалась пусконаладка, но весной 2015 года оба ударных вертолетоносца вышли в море и приступили к задачам К-1 и К-2.

В течении 2015 года по опробованной технологии были модернизированы «Быстрый» и «Расторопный».

К началу 2016 года настало счастье – ракетчики доработали вертикальную пусковую установку ЗРК «Кинжал» и убедили флот на замену ЗРК «Ураган» на Штиль-1. Чести стать первыми ударными вертолетоносцами с вертикальными пусковыми установками обоих ЗРК удостоились «Безбоязненный» и «Гремящий».

В 2017 году, кроме всего прочего, на оставшейся тройке эсминцев поменяли Москит на универсальные наклонные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр». Так повторно были введены в строй «Беспокойный», «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков», поменявший свое имя на «Бесстрашный».

Приложение:

Эсминец проекта 956:

Фрегат проекта 11356:

Эскадренные миноносцы проекта 956 - эсминцы третьего поколения, которые строились в СССР с 1976 по 1992 год. Судна данного проекта стали последними советскими эсминцами. Серия имела шифр «Сарыч», а по классификации НАТО ее называли Sovremenny class destroyer - по названию первой модели, миноносца «Современный». Постройка суден производилась на ленинградском заводе имени Жданова. Сегодня мы познакомимся с эсминцами проекта 956 подробнее.

Современная ситуация

На сегодняшний день в составе ВМС РФ находится 6 эсминцев типа «Сарыч». Три из них в строю, два стоят в резерве, а еще один проходит плановый ремонт. В составе тихоокеанского флота, до сих пор служит эсминец «Быстрый». А в балтийском флоте службу несут корабли «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков». Эсминец «Быстрый» является самым старым из кораблей серии, находящихся до сих пор в строю. После распада Советского Союза закладка кораблей проекта 956 прекратилась из-за недостаточного финансирования. В 1997-2000 годах два судна были достроены для продажи в КНР по проекту 956-Э. Индекс «Э» означает «экспорт». Немного позже эскадренные миноносцы проекта 956Э были доработаны, и экспортный проект получил название 956ЭМ. Индекс «М» обозначает «модернизированный».

Изначально планировалось, что эсминец проекта 956 станет наиболее массовым в своем классе и в советском флоте в принципе. Всего планировалось построить порядка пяти десятков суден. В действительности же на вооружение СССР (а позже РФ) поступило всего 17 кораблей «Сарыч». Теперь давайте познакомимся с историей создания этого судна.

Предпосылки для создания

Эскадренными миноносцами (эсминцами) называют многоцелевые быстроходные маневренные корабли. Они могут бороться с подводными суднами, уничтожать самолеты, противостоять надводным кораблям, прикрывать соединения кораблей и, наконец, сопровождать конвои. Кроме того, эсминцы можно применять для дозорных, десантных и разведывательных операций, а также постановки минных заграждений.

Первые эсминцы появились еще в конце девятнадцатого века. Они активно использовались во времена Первой и Второй мировой войн. Расширяющийся с каждым годом спектр задач, выполняемых эскадренными миноносцами, сделал их очень значимыми для флота. С появлением ракетного вооружения роль эсминцев в морском сражении возросла еще больше.

В начале 1960-х надводный флот стал развиваться особенно активно. Когда ВМФ Советского Союз стал океанским, перед кораблями появились новые задачи: охрана районов патрулирования ракетных подводных лодок, слежение за подводными лодками врага, проведение внешнеполитических акций и контроль водных коммуникаций. Для выполнения этих задач лучше всего подошли бы авианосцы, но они были очень затратными в строительстве. Большие противолодочные корабли (БПК) были советской альтернативой авианесущих крейсеров, однако они нуждались в эскорте, а суден для прикрытия в СССР сильно не хватало. Кроме того, стоящие на тот момент на вооружении эсминцы уже морально устарели и не могли противостоять зарубежным аналогам на равных. Океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году, наглядно это проиллюстрировали. Таким образом, советский флот нуждался в новом, хорошо вооруженном эсминце, способном действовать как самостоятельно, так и в составе корабельных группировок.

Судостроительная программа на 1971-1980 годы, предусматривала создание такого корабля. Новый эсминец должен был участвовать в десантных операциях, подавлять противодесантную оборону врага, уничтожать мелкие цели на берегу и обеспечивать в зоне высадки противовоздушную оборону. Будущий корабль назвали «кораблем огневой поддержки десанта». В качестве прототипа для строительства был выбран эскадренный миноносец проекта 56, поэтому новый проект получил номер 956.

Проектирование

Разработка эсминца проекта 956 началась в 1971 году. Продвигалась она очень медленно. Дело в том, что заказчик прямо во время проектирования несколько раз менял целевое назначение будущего судна. На советских военных большое влияние оказывали конструкторские решения, воплощенные в американском эсминце Spruance - первом действительно многоцелевом корабле ВМФ Америки. Кроме того, новые суда предполагалось использовать вместе с БПЛ проекта 1155. Советские военные считали, что такой тандем будет эффективнее, чем пара американских эсминцев.

Аванпроект нового судна разрабатывали в ленинградском ЦКБ-53. По мере выполнения работ перед конструкторами появлялись новые задачи, тип силовой установки корабля и варианты его вооружения постоянно менялись. Кроме того, разработчики были ограничены возможностями завода имени Жданова, где предполагалось строить новые суда. Согласно требованиям завода, длина корабля должны быть не больше 146, а ширина - 17 метров. В общей сложности было разработано 17 проектов, каждый из которых изучался с точки зрения эффективности и экономической целесообразности.

В конечном итоге было принято решение, что в будущем эсминце должны быть:

  1. Паротурбинная энергетическая установка.
  2. ПКР «Москит».
  3. ЗРК «Ураган».
  4. Вертолетная площадка для Ка-252.
  5. Артустановки АК-130.

В конце 1972 года эскизный проект утвердил адмирал Горшков. Несмотря на появившуюся ясность, даже после утверждения в проект продолжали вносить изменения. Паротурбинную энергетическую установку поменяли на котлотурбинную. В качестве главного гидроакустического комплекса выбрали ГАК «Платина». Более совершенный ГАК «Полином» нельзя было установить на эсминец из-за крупных габаритов комплекса. В конечном итоге корабли проекта так и не приблизились к американским аналогам. Единственное, в чем они превосходили конкурента, - артиллерийская мощь. Создание проекта нового эсминца обошлось бюджету СССР в 165 тысяч, а рабочее проектирование - в 2,22 млн рублей.

Строительство

В начале лета 1975 года было начато строительство первой модели проекта 956 - эсминца «Современный». Согласно изначальному плану, в перспективе должно было быть построено до 50 таких суден. В 1988 году это количество уменьшили до 20 единиц. Но и этого показателя СССР не смог достичь - ВМФ получил лишь 17 экземпляров корабля. Каждый эсминец проекта 956 строился в среднем четыре года.

Чтобы увеличить объем выпуска, была предпринята попытка наладить строительство эсминцев на Николаевском заводе им. 61 Коммунара. Однако в 1986 году от такой идеи отказались, а два заложенных корпуса корабля законсервировали. К моменту распада СССР было построено 14 эсминцев. Остальные три достраивались в РФ.

В постройке суден использовали секционный метод сборки корпуса. На момент строительства головного судна его стоимость составила порядка 90 млн рублей. Следующие два судна стоили примерно также (последним дорогим кораблем был эсминец «Отличный»), а дальнейшие корабли подешевели на 20 млн. Причиной этого стала освоенность технологии и налаживание производственного процесса.

Изначально боевой корабль создавался сугубо под нужды советского флота. Никто не собирался продавать новейшее судно за рубеж. Тем не менее после распада Советского союза отсутствие финансирования привело к поиску сторонних заказчиков. Тем более что к началу «нулевых» вооружение «Сарычей» начало устаревать.

Конструкция

Все корабли, созданные «Северным ПКБ», отличаются характерным внешним видом, и проект 956 не стал исключением. Судна этого проекта часто называют агрессивными, зловещими и выразительными, и это явно не совпадение. Так как военные корабли символизируют мощь государства, их внешнему виду уделяется едва ли не столько же внимания, сколько и техническим параметрам.

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м 2 . Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Водоизмещение судна колеблется от 6,5 (стандартное) до 8,48 (с перегрузом) тысяч тонн.

Оснащение

Силовая установка первых модификаций кораблей проекта 956 включает в себя два котлотурбинных агрегата марки ГТЗА-674. Их суммарная мощность составляет 100 тысяч лошадиных сил. Агрегаты располагаются в носовом и кормовом машинных отделениях. В каждом из машинных отделений находятся два котла и одна паровая турбина. Частота вращения на различных режимах работы установки регулируется турбозубчатым агрегатом. Важно отметить, что «Сарычи» стали единственными в мире боевыми суднами 3-го поколения с котлотурбинной энергетической установкой. Начиная с седьмой модели (эсминец «Стойкий»), корабли стали оснащаться более надежными котлами КВГ-3. Тем не менее котлы остались слабым местом суден, так как они очень требовательны к чистоте подаваемой воды. Кроме основных котлов, силовая установка имеет аварийный котел, который дает 14000 кг пара.

Эсминец имеет пару малошумных винтов. В состав рулевого агрегата входит гидравлическая машина и полусбалансированный руль. Корабль может развить скорость в 33,4 узла. Благодаря запасу топлива, составляющему 1,7 тысячи тонн, максимальная дальность плаванья судна составляет 3900 морских миль.

Электроэнергией эскадренные миноносцы проекта 956 обеспечиваются посредством двух парогенераторов (суммарная мощность равна 2500 кВт) и двух дизель-генераторов (суммарная мощность равна 1200 кВт).

Обитаемость

В условиях мирного времени численность экипажа эсминца составляет 196 человек, в том числе 48 мичманов и 25 офицеров. В военное время экипаж увеличивается до 358 моряков. Офицеры проживают в одно- и двухместных каютах, мичманы - в двух- или четырехместных, а матросы - в кубриках на 10-25 человек. В любом случае на каждого члена экипажа приходится не менее 3 м 2 жилой площади.

На борту оборудованы две кают-компании для питания офицеров и мичманов, а также несколько столовых, в которых питаются матросы. Для купания на судне есть несколько душевых и сауна. Кроме того, в распоряжении экипажа - библиотека, кинозал, и даже сборной бассейн.

Жилые и рабочие помещения судна оборудованы системой кондиционирования. В плане условий обитания экипажа эсминцы данной модели выгодно отличаются от других советских кораблей.

Стандартного запаса провизии достаточно, чтобы судно автономно существовало на протяжении 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая - за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету - с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия - на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

Живучесть

Эсминец проекта 956 имеет серьезную систему обеспечения живучести. Потенциально опасные помещения судна (машинное отделение и погреба) ограждены противопожарные отделениями с усиленными стальными стенками.

В качестве средств борьбы с возгоранием на судне оборудованы противопожарная магистраль, система объемного пожаротушения, система пенотушения, а также система водяного орошения переборок и сходов. Кроме того, для защиты погребов есть отдельные системы орошения и затопления.

От водной угрозы судно могут спасти системы осушения, балансировки цистерн и водоотлива. Для защиты от заражения внешней поверхности судна предусмотрена система обмыва.

Броневой противоосколочной защитой обеспечены лишь артиллерийские установки и пусковые устройства ПКР «Москит».

Модификации

В ходе производства серии суден их устройство поддавалось частичной модернизации. С 6-го корпуса (эсминец «Боевой») суда получили РЛС «Фрегат-М2» с двумя плоскими антеннами. Начиная с седьмого корпуса («Стойкий»), корабли оснащались более совершенными котлами КВГ-3. С 14-го корпуса (эсминец «Гремящий», ранее «Ведущий»), начался выпуск версии 956А. Он отличалась зенитной установкой «Ураган-Торнадо», а также новым радиолокационным и навигационным оборудованием.

Название корабля

Год выпуска

«Современный»

«Отчаянный»

«Отличный»

«Осмотрительный»

«Безупречный»

«Боевой»

«Стойкий»

«Окрыленный»

«Бурный»

В ремонте

«Гремящий»

«Быстрый»

В составе КТОФ

«Расторопный»

«Безбоязненный»

В резерве

«Безудержный»(«Гремящий»)

«Беспокойный»

В резерве ДКБФ

«Настойчивый»

В составе ДКБФ

«Адмирал Ушаков»

В составе КСФ

«Внушительный»

Разрезан на металл

«Ханчжоу» («Важный»)

В составе ВМС Китая

«Фучжоу»
(«Вдумчивый»)

«Тайчжоу»(«Внушительный»)

«Нинбо» («Вечный»)

Модели проекта 956

Кратко познакомиться с хронологией создания эсминцев проекта 956 и их теперешним статусом поможет приведенная выше таблица.


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956ЭМ (РОССИЯ/КИТАЙ)
THE DESTROYERS OF THE PROJECT 956EM (RUSSIA/CHINA)

16.11.2016


Китай проводит модернизацию эсминцев типа «Современный», приобретенных в России, сообщает «Военный Паритет».
В настоящее время в составе ВМС НОАК насчитывается четыре корабля данного класса с водоизмещением 6500 т – «Ханчжоу» (136), «Фучжоу» (137), «Цзинчжоу» (138) и «Нинбо» (139). Сообщается. что на на кормовой части корабля «Ханчжоу» вместо артсистемы установлена установка вертикального пуска ЗУР типа НHQ-16.
ЭМ класса «Современный» характеризуется огромной огневой мощью, однако размеры российского вооружения столь велики, что компоновка корабля представляет собой «хаотичную конструкцию», пишут китайские источники. Отмечается, что ПКРК корабля из 2х4 ПУ ракет «Москит» будет заменена на ракеты YJ-18.
Что касается силовой установки, здесь все еще дело обстоит неясно. Были сообщения, что устаревшие паровые котлы будут заменены на газотурбинную или дизельную ЭУ, но пока нет подтверждений. Сообщается, что модернизация «Ханчжоу» будет завершена к концу этого года или в начале следующего.
Военный Паритет

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ»


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956ЭМ

Построенные на «Северной верфи» эсминцы проекта 956Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но предлагалось строить следующие два корабля по измененному проекту 956ЭМ, который был разработан Северным ПКБ. Работы по проекту 956ЭМ (экспортный модернизированный) были начаты в Северном проектно-конструкторском бюро, главный конструктор В.П.Мишин, в 2001 году. Как сообщил генеральный конструктор и начальник бюро В.Е.Юхнин, корабль будет существенно отличаться от предшественников. Планируется модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. По мнению В.Е.Юхнина, работа над проектом «во многом стимулируется успешной реализацией контракта от 1997 года на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956Э».
В начале января 2002 г. «Рособоронэкспорт» при непосредственном участии Северном верфи и Северного ПКБ подписал контракт на поставку в КНР двух кораблей пр.956ЭМ, боеприпасов и ЗИП для технического обслуживания комплексов и систем в период эксплуатации. До подписания контракта было подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве с Китаем по теме 956ЭМ.
ВМС НОАК был предложен принципиально новый корабль:
Внсены существенные конструктивные усовершенствования для повышения боевой устойчивости корабля и повышения эксплуататционных характеристик оружия и технических средств с учетом опыта эксплуатации кораблей пр.956Э в южных широтах;
Оптимизировано взаимодействие корабельного вооружения в целях решения задач противовоздушной, противолодочной обороны и нанесения ракетного удара по корабельным группировкам противника.
Установлен современный ракетный комплекс «Москит-МВЕ» с повышенной дальностью за счет введения комбинированной траектории полета.
В дополнение к зенитному комплексу «Штиль-1» установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан»
Предусмотрено постоянное базирование вертолета Ка-28 и хранение авиационного боезапаса.
Установлен новый гидроакустический комплекс с возможностью обнаружения торпед, атакующих корабль.
Все изменения проекта нашли отражение в контрактной спецификации, которая была согласована с китайскими специалистами еще в августе 2001 г. Технический проект был разработан в 2002 году, а параллельно шла разработка рабочих чертежей, в первую очередь – чертежей по корпусу. На этапе рабочего проекта Северным ПКБ были разработаны трехмерные модели насыщенных помещений в системе «Foran» (совмещенные чертежи в электронном виде), которые позволял Северной верфи оптимизировать технологию строительства корабля.


Модель эсминца проекта 956ЭМ

Эсминцы проекта 956ЭМ отличаются от кораблей первой поставки увеличенной дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Одновременно на корабле будет установлен полноценный ангар для вертолета, вместо раздвижного укрытия для проекта 956Э, который позволит постоянно базировать вертолет, установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Каштан» и демонтирована кормовая 130-мм башенная установка.


Модель эсминца проекта 956Э

В июне 2003 года на 1-ом Международном военно-морском салоне (МВМС) в Санкт-Петербурге была продемонстрирована модель модернизации корабля на базе проекта 956. Тогда по этому поводу не было комментариев, однако в последствии стало известно, что был представлен эсминец проекта 956ЭМ. Первоначально трудно заметить в ней отличия, от стоящей рядом модели «штатного» эсминца проекта 956. Но все же она имеет определенные отличия. На модернизированном корабле может быть размещен ангара нового типа, который имеет несколько большие габариты и явно является не сдвижным, как у российских эсминцев типа «Современный». На моделе, в отличие от построенных кораблей, так же установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Каштан» (или «Каштан-М») и демонтирована кормовая 130-мм башенная установка АК-130.


Модель эсминца проекта 956ЭМ

Еще на 1-ом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге ГНПО «Альтаир» представило ЗРК средней дальности «Штиль-1», который уже установлен на трех индийских фрегатах проекта 11356, он также поставляется для строящихся в Китае эсминцах проекта 052B. «Штиль-1» будет установлен на китайских ЭМ проекта 956ЭМ. Модернизированный ЗРК отличается возможностью использования новой ракеты 9М317Э с улучшенными характеристиками Долгопрудненского НПП и новой цифровой системой отображения и обработки информации. В предыдущей модификации ЗРК «Штиль» применяется ракета 9М38М1Э. Максимальная дальность стрельбы ЗРК «Штиль-1» достигает 32 км, ПКР комплекс может поражать на дальности 8-12 км, высота поражения цели от 5 м до 15 км, скорость поражаемых целей – до 830 м/с.
Многоканальный зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» (экспортное наименование «Каштан») был разработан в КБ приборостроения (КБП) под руководством А.Г.Шипунова, в 1989 году он был принят на вооружение отечественного ВМФ. В состав комплекса «Каштан» обычно входят: один командный модуль, несколько боевых модулей (на проекте 956ЭМ два таких модуля), боекомплект зенитных ракет и артиллерийских выстрелов. Боевой модуль имеет систему управления с радиолокационным и телевизионо-оптическим каналами, на нем устанавливается до восьми зенитных ракет 9М311-1Э в ТПК и две 30-мм шестиствольные артсистемы АО-18КД с беззвеневой системой подачи боеприпасов. Боекомплект модуля составляет 32 ракеты и 1000 выстрелов. В настоящее время в КБП создан усовершенствованный ЗРАК «Каштан-М» с увеличенной в 4 раза зоной поражения зенитной ракеты (дальность до 10 км), в нем используется командный модуль с собственной трехкоординатной станцией обнаружения целей «Позитив-МЭ1.2». Последний позволяет сократить время допоиска цели в два раза.
3 января 2002 года ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской народной республики. По нему корабли должны будут передаваться заказчику до июля 2006 года. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила около 1 млдр. дол. (по другим данным 1,4 млрд. дол.). Вице-премьер правительства РФ И.И.Клебанов сразу после подписания контракта официально заявил, что производство эсминца – дело серьезное, и на него будет объявлен тендер. Но как оказалось, Агентство по судостроению не готово к объявлению тендера на столь крупный проект. Конкурс на размещение заказа КНР был объявлен. Очень быстро были представлены проекты Балтийского завода, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и калининградского предприятия «Янтарь».
Уже 19 января 2002 года на закрытом заседании правительственная комиссия под председательством И.И.Клебанова сделала выбор в пользу Балтийского завода. Это объяснялось тем, что завод предложил наиболее выгодные условия. Стоимость постройки эсминцев была ниже, чем у других участников тендера. Но этим все не закончилось. Как оказалось позднее, единогласия в тендерной комиссии не было. Вероятно, что против такого решения высказались представители Министерства обороны РФ, ФСБ, Комитета по военно-техническому сотрудничеству (КВТС). Но в марте результаты тендера были пересмотрены и решением правительства заказ на строительство кораблей проекта 956ЭМ для ВМС был передан «Северной верфи».

За Балтийским заводом закрепилась поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев проекта 956ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта, который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, запорную арматуру.
Первый эсминец проекта 956ЭМ (заказ №891) был заложен на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в июне 2002 года. 15 ноября 2002 года на «Северной верфи» произошла церемония закладки второго эсминца проекта 956ЭМ (заказ №892) для ВМС Китая. В августе 2003 года судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух эсминцев проекта 956ЭМ.
На строительство двух эсминцев проекта 956ЭМ для ВМС Китая в 2003 году «Альфа-банк» выделил кредит на общую сумму в 45 млн. дол. В середине марта 2004 г. «Альфа-банк» предоставил заводу «Северная верфь» дополнительный кредит в размере 40 млн. дол.
И вот, не смотря на все трудности с выполнением заказа, наступил момент, 23 июля 2004 года четвертый ЭМ типа «Современный» заказ №892 (главный строитель Федоров) для ВМС Китая был спущен на воду. Официальная церемония началась ровно в 13.00, где выступали официальные представители китайской стороны, администрации Санкт-Петербурга, «Рособронэкспорта», «Северной верфи», а уже через пол часа начался торжественный спуск корабля. Эта процедура происходила несколько часов, эсминец спускали в плавучем доке. По сложившейся традиции о борт корабля была разбита бутылка шампанского. Корабль был отбуксирован к достроечной набережной, где фактически сразу начинается его достройка на плаву. Там же уже находится его старший собрат, первый эсминец проекта 956ЭМ, спущенный ранее.

Первый построенный по проекту 956ЭМ эскадренный миноносец Taizhou был реализован из недостроенного российского эскадренного миноносца «Внушительный» (заводской номер 891), который после 28 декабря 2005 года получил китайское наименование. Он был заложен на Северной верфи в Санкт-Петербурге 27 июня 2002 года, спущен на воду 27 апреля 2004 года, вступил в строй 28 декабря 2005 года и в январе 2006 года совершает переход в Китай и вступил в ВМС НОАК.
Второй однотипный ЭМ Ningbo проекта 956ЭМ был достроен из российского ЭМ «Вечный» (заводской номер 892), который после 28 сентября 2006 года так же был переименован. 15 ноября 2002 года корабль был заложен на Северной верфи, спущен он на воду 23 июля 2004 года. Уже при строительстве ЭМ по контракту ВТС для ВМС НОАК 27 апреля 2005 года на корабле произошел пожар, что задержало его сдачу китайскому заказчику. 28 сентября 2006 года в 12:27 на корабле был спущен российский флаг и в 13:16 поднят китайский. Осенью 2006 года корабль перешел в Китай – 13 ноября 2006 года прибыл в Нимбо и вошел в состав восточного флота ВМС НОАК.

Эскадренный миноносец проекта 956 относится к суднам третьего поколения. Его проектированием и реализацией занимались в СССР. Шифр проекта – «Сарыч». В документальной литературе корабль часто упоминают под разными названиями. Это обусловлено серией модернизацией и разнообразием миноносцев. Название для эсминца – Сарыч, дали в честь хищной птицы, отряда ястребиных.

История

В начале 1950 года большинство кораблей СССР были ликвидированы. Это связано с их неэффективностью и невозможностью справляться со своими прямыми обязанностями (обороной). В указанном году, руководством было принято решение о разработке более качественных и выносливых кораблей.

Так, впервые заговорили об эсминце Адмирал Ушаков. Решение о создании нового универсального боевого судна было принято быстро, но реальные варианты проектирования и разработки, отсутствовали.

В 1960 году Военно-Морской Флот принимает решение о необходимости наращивания морских суден. Советский ВМФ активно выходил на просторы Мирового океана, но соответствующего его масштабам корабля не было.

ВМС СССР необходимо было решать поставленные боевые задачи:

  • содержать лодки подводного типа;
  • отслеживать передвижение лодок врага;
  • моментально приходить в полную боевую готовность;
  • осуществлять разведывательную работу;
  • определять месторасположение кораблей противника.

Справиться с поставленными задачами могли только корабли нового поколения, которых не было. Руководством ВМФ принимает решение о создании универсальных суден, которые смогут преодолеть любые трудности.

Устаревшие эсминцы нуждались в незамедлительной ликвидации и замене более маневренными кораблями. Так, в 1970 году вступил в силу проект 956, согласно которому проектировщикам необходимо было создать универсальные боевые машины.

История создания

Создание эсминцев проекта 21956 началось в 1969 году. Первые указания о необходимости замены боевых машин упоминались в постановлении ЦК КПСС№715-250 от 1 сентября 1969 года. На заседании был утвержден план по дальнейшему проектированию и строительству кораблей и суден. Его действие распространялось на 1971-1980 годы.

Согласно документально описанию, история создания начинается с проекта. За его разработку принялись в 1971 году. Современные миноносцы предназначались для:

  • подавления атаки со стороны противника;
  • противодесантной обороны;
  • огневой поддержки при обстреле с воздуха;
  • уничтожения вражеских кораблей;
  • ликвидации противника совместно с боевыми машинами наземного типа.

Эскадренные миноносцы нового проекта 21956 работали в унисон с кораблями противолодочного типа (проект 1155). Разработчики считали, что не смогут справляться с типовыми задачами в совместной работе.

Проектирование

Аванпроект “Адмирал Ушаков” разрабатывался в Ленинграде. Эскизы постоянно видоизменялись, будущую конструкцию постоянно дополняли новыми деталями. Проект занимал длительный срок, ведь прототипов новому судну не должно быть.

Предполагалось создать крупносерийное строительство, с более чем 50 единицами боевых машин. Основные корабли проекта 956: Современный, Боевой и Адмирал Ушаков.

В 1971 году проектировщики приступили к созданию эскиза. Работа выполнялась под руководством А.К. Перькова, согласно договору о создании нового эсминца проекта 956 под названием Сарыч.

Кропотливая проектная работа предполагала глубокий анализ состава вооружения, всего было представлено более 30 вариантов. Выбор пал на №4. Этот вариант не отличался хорошими характеристиками в плане веса вооружения и боезапаса. Для ликвидации возможных недочетов, параллельно установленному проекту, разрабатывались и дополнительные. Эскиз несколько раз изменялся, вносились новые конструктивные элементы. Самым последним вариантом оказался №10. Он полностью удовлетворял потребности ВМФ СССР.

Выбор оптимальной конфигурации

Для эсминца Ушакова подобрали энергетический тип установки, вместо привычного газотурбинного варианта. Такое решение было принято не просто так. Основной поставщик газотурбин был переполнен заказами, а времени на ожидание у ВМФ не было. Несколько аргументов в сторону энергетического типа заставило руководством отдать предпочтение непосредственно ему.

Технический проект миноносца Сарыча была разработан в 1973 году. Договор был подписан, и команда разработчиков приступила к работе. Составление проекта обошлось в 204 000 рублей, а за весь период было затрачено порядка 9 447 000 рублей.

Окончательный вариант эсминца проекта 956 был завершен к 1973 году. Но некоторые изменения все же вносились по мере конструирования.

Испытания новых миноносцев

Строительство эсминцев началось в 1973 году. Все действия осуществлялись на судостроительном заводе №190. По мере завершения работы, проводились активные испытания. Первым миноносцем оказался «Современный. Его начали испытывать в 1980 году. Следом за ним отправился «Отличный».

Корабли удачно прошли испытания, но на совете было принято решение отстроить всего 30 суден, вместе 50 запланированных. Двадцать из них сразу отправились в состав Военно-Морского Флота, а остальные отданы в КНР.

Примечательно, что испытания новых эсминцев проходили на Феодосиевском полигоне. Балтийские полигоны не были готовы к работе с новыми комплексами оружия.

Описание конструкции

Для тщательного изучения корпуса эсминца была разработана объемная модель. Отличительной чертой кораблей проекта 956 является внешняя эффективность, тесно перекликающаяся со строгим экстерьером. По мнению экспертов, это сделано с целью создания пропагандистского эффекта.

Примечательно, что военная техника должна была решать ряд задач. Основная из них заключалась в политическом убеждении. Внешний вид корабля и его эффективность показывали, насколько хорошо поработали разработчики СССР.

Проект 956 – это уникальное сочетание целесообразности и многофункциональности. При этом во время разработки корабля учитывалась внешняя эстетика и художественная стилистика.

Корпус корабля

Отличительная черта боевых машин проекта 956 заключалась в самой конструкции. Она представляла собой длиннополубачный тип с -образной седловатостью в носовой части. Конструктивная особенность обеспечивала хорошие углы обзора во время активных боевых действий. Согласно документальным данным, КУД корпуса составлял 8,7.

Площадь корпуса эсминца составляла 1700 кв.м. Все палубы выстроены вдоль конструктивной ватерлинии. Подобное решение положительно отражалось на установке пушек и артиллерии.

Все обводы изготовлены с учетом сопротивления воды. Это действие позволило обеспечить достойный уровень незаливаемости в период активного шторма. Дополнительная отличительная черта заключается в наличии антенны гидроакустического комплекса.

Постройка носовой части корпуса отвечает за маневренность боевой машины. Корабли свободно преодолевали волны, и в случае необходимости, осуществляли быструю смену курса.

Все миноносцы оснащены шестью палубами. Большинство элементов корпуса изготавливали из стали нержавеющего типа. Подобное решение уберегало от преждевременного выхода из строя и гарантировало длительный срок службы.

Надводные части корпуса изготавливали из листов прочной стали. Кормовую часть дополнительно оснащали ребрами жесткости. Надстройки дополняли алюминиево0магниевыми сплавами. В совокупности, такое решение позволило создать прочный корпус эсминца, который свободно преодолевал любые расстояния.

Основные характеристики кораблей:

  • водоизмещение – 7900 т;
  • габариты: максимальная длина и ширина 156,5м х 17,2м;
  • габариты: длина и ширина ватерлинии 145м х 16,8 м;
  • средний параметр осадка – 6м.

Последние эсминцы проекта 956 отличались неограниченной мореходностью. Оружие можно было использовать в любых условиях качки, вплоть до 15°.

Энергетическая установка

Примечательно, что корабли нового поколения стали единственными моделями с энергетической установкой котлотурбинного типа. Она состояли из двух агрегатов, один располагался в носовой части судна, второй занимал выжидающую позицию в кормовой.

Автоматизированная система управления позволяла регулировать и контролировать все процессы и изменения. Наличие высоконапорных котлов усилило выработку пара, что положительно отразилось на уровне давления. Производимая энергия обеспечивала быстрый нагрев воздуха, что приводило в действие основные турбины.

Модернизация

Некоторые модели миноносцев потерпели преображения в процессе проектирования. Обновленные корабли располагали лучшими техническими характеристиками. Модели современного типа оснащались двумя паротурбогенераторами с максимальной мощностью 1250 кВт. Примечательно, что у каждого из них был резервный дизель-генератор, с адаптированной мощностью 2400 кВт.

Вооружение эсминцев «Сарыч»

Артиллерийское и ракетное вооружение представлено ЗРК М-22 «Ураган». Установка является модернизированной версией Бука. Это один из самых лучших комплексов, которые участвовал во многих сражениях. Для повышения эффективности, конструкция неоднократно подвергалась модернизации.

Каждое судно оснащалось двумя системами пускового типа, общей массой 194 тонны. Полноценный боекомплект был представлен 48 ракетами управляемого типа. Оснащенные ракетным вооружением корабли поражали цели в радиусе 25 км. У модернизированной версии «Ураган-Торнадо» дальность обнаружения составляла целых 70 км.

Эсминцы проекта 956 всегда отличались мощным артирелийским вооружением, основанным на многоканальной системе управления. Каждая установка осуществляла до 90 выстрелов в минуту, а дальность полета составляла 24 км. По мере усовершенствования, все процессы были автоматизированы, что позволило вести огонь до полного расходования боеприпасов.

Еще одной особенностью эсминцев являлась зенитная артиллерия. Каждое судно было оснащено автоматическими комплексами АК-630М. Дальность выстрела установки составляла 4 км, в минуту вылетало порядка 4 тыс. боеприпасов.

Минное вооружение

На особом счету было противокорабельное вооружение – ракеты типа «Москит». Они поражали цель на расстоянии до 140 км, а средняя масса одного боеприпаса составляла целых 300 кг.

Что касалось минного вооружения, то в его основе лежали два стандартных миномета реактивного типа. Они свободно вели огонь на дистанции до одного километра. Основная задача минометных установок заключалась в поражении подводных лодок противника.

Боевая эффективность

Отличительной чертой всех эсминцев считалась внушительная боевая эффективность. Каждая конструкция была оснащена адаптированной информационно-управляющей системой. Дополнительно использовались системы разведки, с применением средств активного и пассивного противодействия. Продуманная система значительно повышала боевую эффективность кораблей. Судна готовы были в любую минуту отразить атака и уничтожить противника.

Вспомогательное оборудование

Все корабли проекта оснащались специализированными цистернами для утилизации сточных и фановых вод. Наличие модернизированной системы являлось обязательным условием санитарного режима.

Для пополнения продовольственных и топлевных запасов было установлено специальное устройство передачи грузов. Оно осуществляло свою деятельность согласно традиционному кильватерному способу.

Экипаж корабля увеличивался с линейной прогрессией. На борту могли находиться 340 человек, включая 25 офицеров. По мере строительства новых единиц, экипаж постепенно увеличивался, что позволяло размещать на борту до 360 человек. Примерно с седьмой серии модернизации, на корабле появилась штатная группа ОСНАЗ, ведущая разведывательную деятельность.

Оценка проекта

Дать точную оценку техническим характеристикам проект, сложно. Особое внимание уделялось экипажу, каютам и условиям существования. Офицеры желали пребывать в удобных условиях, а механики сетовали над имеющимися установками. К сожалению, корабль не отвечал всем требованиям.

Но, отсутствие удобных элементов, позволило проектировщикам внести внушительные изменения в корабли последующих поколений. Они смогли обрести требуемые боевые качества, что положительно отразилось на флоте ВМС.

Корабли проекта 956 Сарыч навечно остались лучшими эсминцами, созданными в СССР. Они разрабатывались и строились на пике экономической мощи страны и воплотили в себе самые передовые технические решения того времени. Эсминцы Сарыч заняли на флоте место многоцелевых кораблей, способных самостоятельно решать задачи в любой точке мира.

Проект Сарыч — корабль в походе

Основные параметры проекта 956 «Сарыч»

История развития


Артиллерийский легкий крейсер «Куйбышев». Предшественник «Сарычей» не имел ракетного оружия и не мог быть модернизирован

К концу 60-х основная боевая сила ВМФ Советского Союза - артиллерийские крейсера, полностью исчерпали свой ресурс. Их пушки были бессильны против ракетных комплексов американского флота, что нарушало баланс сил.

Для их замены было решено разрабатывать современные российские эсминцы Сарыч для дальней морской зоны, установив на них новейшие советские противокорабельные ракеты.

Проект получил код 956 «Сарыч».

Новый современный эсминец России должен был решать сразу множество задач:

  • прикрытие ракетных подводных лодок;
  • противодействие подлодкам противника;
  • проекция силы на удалённые прибрежные территории;
  • противодействие УДК, фрегатам, корветам, сторожевикам противника;
  • борьба против коммуникаций противника.

Работники ленинградского конструкторского бюро смогли придать боевому кораблю внешний вид настоящего хищника. Стремительный силуэт заставляет вспомнить приземистые корпуса, которыми обладали эсминцы ВМФ России, воевавшие на русско-японской войне.


Агрессивная внешность подкреплялась впечатляющим вооружением. По бортам разместились 2 счетверенных ПУ ПКР «Москит» и два спаренных 130-мм орудия, готовых обрушить на противника до 180 снарядов за минуту.

Эсминцы типа Сарыч вооружены артиллерией, которая до сих пор остается лучшей в мире. Ни один эсминец ВМФ США не способен победить 956-го в артиллерийском бою. «Сарычи» демонстрировали силу советского оружия во время показательных учений и дальних походов по всему Мировому океану. Эсминцы 956 проекта — легендарные корабли России.


Всего было запланировано построить 32 «Сарыча», но развал Советского Союза не позволил этим планам сбыться. Для флота СССР/РФ было сдано всего 17 единиц. Еще 4 корабля были проданы Китаю. Один корпус был разобран. Сколько эсминцев в России останется через несколько лет, никто не знает.

3 эсминца

на данный момент в боевом составе российского флота

В боевом составе российского флота, на данный момент, состоят три эсминца, еще три могут быть возвращены из резерва. Остальные миноносцы России в количестве 12 единиц либо уже порезаны на металлолом, либо дожидаются такой же участи.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Осадка, м 6 метров
Водоизмещение первых 11 кораблей, т 6500 – 7904 тонн
Водоизмещение после модификации, т 6600 – 8000
Длина, м 145.2 - 156.6
Ширина, м 17.2
Движитель, количество винтов 2
Двигатель 2 котлотурбинных ГТЗА-674
Мощность двигателя, л.с 100 000
Максимальная скорость, узлы 32
Крейсерская скорость, узлы 18.4
Экипаж мирного времени, чел 296 (25 офицеров)
Экипаж во время войны, чел До 350 (31 офицер)
Средства радиоэлектронной борьбы Две спаренные установки пассивных помех ПК2М, начиная с 9 корпуса к ним добавились от 4 до 8 (в зависимости от модификации) 122-мм постановщика помех ПК10
Артиллерия 2 спаренных 130-мм артустановки
ПВО 4 установки АК-630
Противолодочное вооружение ГАС «Платина-С», 2 бомбомета РБУ-1000
Противокорабельные ракеты 2 счетверенных установки ракет «Москит»
Зенитные ракеты ЗРК «Ураган»
Торпеды 2 двухтрубных калибра 533 мм
Авиация Вертолет Ка-27

Российский эскадренный миноносец «Современный»

Эсминцы проекта 956 Сарыч имеют шесть палуб, разделенных переборками на 16 водонепроницаемых отсеков. Излом носовой части снижает радиозаметность, хотя сам эсминец изготовлен не по технологии «стелс». Для создания надстроек использовался алюминиевый сплав.

Корабль Сарыч оборудован системой кондиционирования, кинозалами и даже разборным бассейном. Это одни из лучших кораблей ВМФ России по уровню комфорта для экипажа. Разумное использование внутренних объемов позволило получить более 3 м2 жилой площади для одного человека.

Обзор вооружения эсминца проекта 956 «Сарыч»

Установка АК-130, разработанная в 70-х годах, до сегодняшнего дня остается одной из лучших. Может делать до 90 выстрелов за минуту, отправляя 30-килограммовые снаряды на дистанцию 23 километра. Снаряды с радиолокационными взрывателями позволяют сбивать самолеты.


Орудия АК-630 защищают эсминец проекта 956 Сарыч от самолетов и ракет, подлетевших ближе 2000 м. Выпуская до 5000 снарядов за минуту, они могут быть эффективны не только против авиации, но и топить надводные цели. Гражданские суда, часто используемые пиратами, такая установка на ЭМ Сарыч может просто распилить пополам одной очередью.


Противокорабельные ракеты «Москит», хотя несколько устарели, все еще могут произвести ликвидацию любого противника, кроме авианосца - тому понадобится 3-4 ракеты. Реактивные бомбометы эффективны против подводных лодок.

Модификации

Проект 956Э

Первый пример российско-китайского сотрудничества в военно-морской сфере. Два недостроенных корпуса были доделаны для китайских ВМФ с минимальными изменениями
Проект 956ЭМ
Еще пара 956ЭМ была построена уже специально для Китая. Добавился полноценный ангар для вертолета. ГАС была заменена более современной. Ракетам «Москит» увеличили ударную дальность до 200 км.

Эскадренные миноносцы России проекта «Сарыч»

«Быстрый» Тихоокеанский флот РФ
«Адмирал Ушаков» Северный флот РФ
«Настойчивый» Балтийский флот РФ
«Бурный» Резерв
«Боевой» Резерв
«Безбоязненный» Резерв
«Беспокойный» Резерв
«Гремящий» Ждет утилизации
«Окрыленный» Ждет утилизации
«Расторопный» Ждет утилизации
«Современный» Демонтирован
«Отчаянный» Демонтирован
«Отличный» Демонтирован
«Осмотрительный» Демонтирован
«Безупречный» Демонтирован
«Стойкий» Демонтирован
«Внушительный» Демонтирован
«Буйный» Демонтирован
«Ханчжоу» Флот КНР
«Фучжоу» Флот КНР
«Тайчжоу» Флот КНР
«Нинбо» Флот КНР

Достоинства и недостатки

Достоинства, которыми обладает проект Сарыч:

  • Универсальная огневая мощь - российский эсминец пр.956 имеет возможность эффективно действовать как истребитель кораблей противника с помощью ПКР «Москит». Корабельные орудия могут перемолоть в пыль любые береговые укрепления - сопротивляющиеся высадке десанта или угрожающие коммуникациям;
  • Длительная автономность - хороший запас продовольствия и топлива позволяют действовать оторванным от снабжения не меньше месяца;
  • Продуманная жилая зона - удобство экипажа всегда недооценивалось в русском флоте, но комфорт в долгом походе спасает моряков от излишнего стресса.

Недостатки:

  • Отсутствие модернизаций - сегодня «Сарычи» проекта 956 устарели. Им требуются РЛС, ГАС и ракетное оружие нового поколения;
  • Капризные машины - передовые для своего времени котлотурбинные установки выдают высокую мощность, но имеют большой размер и часто требуют ремонта.