Электронный паспорт – против чего боремся? Коммунисты против введения электронных паспортов.

Сбор подписей под данной инициативой проходил по инициативе Рабочей группы при фракции КПРФ в Мосгордуме и Координационного Комитета «Против внедрения УЭК», которые выступают против закона №210-ФЗ, но между тем выступают за принятие Федерального закона о паспорте гражданина РФ в виде стандартного документа без биометрических данных и электронных носителей. По мнению коммунистов, партия действует, опираясь на обещание президента Владимира Путина, согласно которому любая инициатива, собравшая не менее 100 тысяч подписей, будет в первоочередном порядке вноситься на рассмотрение Думы.
Стоит отметить, что история с выпуском «многофункциональной» универсальной электронной карты длится не первый год. Пилотный проект по выпуску данных карт с бюджетом в 150 млрд. рублей стартовал в России еще в 2010 году.
На тот момент, по мнению разработчиков «электронного чуда» ID-карта должна была стать незаменимым атрибутом каждого россиянина достигшего 14 –летнего возраста, и пригодится на все случаи жизни, этакая альтернатива, знакомая например, московским пенсионерам как «Социальная карта москвича» только с большими возможностями. На карте планировалось сохранять всю информацию о владельце: страховой полис, пенсионное удостоверение, социальные и банковские карты, и даже, проездной билет на все виды городского транспорта. Более того, в электронное новшество собирались внести семейное положение, данные об имуществе и группу крови – если не дай бог с человеком приключится беда.
В ряде регионов помимо стандартных услуг на картах пробовали разместить и дополнительные функции. Например, на электронных картах в Краснодарском крае предлагалось ввести приложение, с помощью которого можно оплатить коммунальные услуги, штрафы ГИБДД и проезд в общественном транспорте. В Астраханской области с помощью УЭК - ввести систему контроля посещения занятий школьниками, оплату питания в столовой и получение детьми библиотечной литературы.
Несмотря на пилотный запуск в отдельно взятых регионах РФ, идея всероссийского обеспечения населения электронными картами до сих пор не была реализована. Среди причин переноса выдачи карт назывались разные проблемы. Это и сложности, связанные с требованием федеральных властей, чтобы УЭК имела отечественный чип, и что идёт поиск аттестованных специалистов – разработчиков. Также в СМИ появлялась информация, что правительство почти вдвое сократило госфинансирование проекта и решило перенести ответственность за его реализацию на коммерческие банки. Затем Госдума в свою очередь приняла закон, в соответствии с которым выдача ID-карт переносится с 2012 г. на 2013 г. Теперь же срок начала обязательной выдачи россиянам универсальной электронной карты, которую, объединят с удостоверением личности, перенесли еще на год с 2014 на 2015 год. И предполагается, что в 2015 году УЭК заменят электронные паспорта, которые смогут иметь те же расширенные функции. Срок действия такой электронной карты рассчитан на 10 лет, в течение этого периода внутренние паспорта еще будут действительны, а выдавать паспорта нового образца в виде карт будет Федеральная миграционная служба.
«Два месяца назад фракция КПРФ внесла в Госдуму законопроект о бумажном паспорте. Мы считаем, что в нём не должно быть никаких чипов, никаких машиносчитываемых записей. Всё должно быть просто и понятно, только фамилия отчество, год рождения, группа крови и, возможно, вероисповедание», - уверен депутат Госдумы и основной разработчик законопроекта «О паспорте гражданина Российской Федерации» Владимир Федоткин .
«Больше всего меня пугает то, что на небольшом куске пластика можно написать не только имя, фамилию и отчество человека, но и всю его судьбу. Кто этой информацией воспользуется и для чего – это вопросы без ответа», - считает он.
Стоит отметить, что несколько лет назад, принятый 9 марта 2011 года закон Москвы « Об универсальной электронной карте» вызвал недовольство среди самых разных категорий граждан. Перспектива оказаться «под колпаком» у чиновников москвичей, не порадовала. Так после принятия закона «Об универсальной электронной карте» в городской парламент поступило до 10 тысяч обращений нацеленных против внедрения УЭК - услуг. В Государственной Думе таких обращений зафиксировано еще больше - свыше 10 тысяч. Москвичи не однократно устраивали акции протеста перед зданием мэрии и на Пушкинской площади. На тот момент почти 38% граждан выступило против того, чтобы их личные данные были под контролем. С чем же это было связано?
Ситуация с защитой персональных данных в нашей стране слишком далека от совершенства, никого не удивишь очередной «скандальной» историей с продажей базы данных на рынке. Неудивительно, что закон вызвал негативную реакцию москвичей. Ещё на Нюрнбергском процессе было установлено, что присвоение людям обезличивающих номеров является преступлением, не имеющим срока давности, - отмечает депутат городского парламента Андрей Клычков , - получается, что каждому человеку присваивается номер, и одной кнопкой можно отключить его от всех услуг и вычеркнуть из истории. Поэтому сегодня мы вместе с общественными организациями выступаем против введения цифровых носителей, за сохранение действия паспорта и за отмену 210-го федерального закона»
Что характерно, в ряде стран, в частности в Южной Корее, Китае, Германии и Англии, опыт по выпуску электронных карт показал свою несостоятельность, а в силу невозможности обеспечить безопасность персональных данных эти услуги были приостановлены и отменены.
Мария Климанова

Православные активисты и авторы общецерковного документа «об ИНН» высказали свою озабоченность введением электронных паспортов. Протоиерей Всеволод Чаплин не разделил их богословских соображений, но согласился с опасениями, подчеркнув, что введение электронных средств идентификации может угрожать гражданским свободам.

«Есть определенное количество граждан, которые никогда не примут электронных документов, а в крайней ситуации уйдут в леса, - подчеркивает руководитель Синодального отдела по отношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , убежденный в том, что к этим опасениям нужно относится с уважением.. - У них есть на то разные причины: как религиозные так и иные, не связанные с богословскими оценками идентификационных технологий. Первый вариант общецерковного документа предполагал некоторый анализ этих причин, но президиум Межсоборного присутствия принял решение исключить их из итогового текста».

Как стало известно из опубликованного в интернете текста законопроекта, бумажные паспорта в скором времени должны заменить пластиковые идентификационные карты. Новые документы, не оснащенные чипом, будут содержать электронный ключ, который объединят воедино разрозненные доселе электронные базы различных государственных ведомств (медицинская страховка, ГИБДД, ФМС, социального и пенсионного обеспечения). Старые бумажные документы продолжат свое хождение лишь в течение некоторого времени, так что по истечении переходного срока, всем гражданам на безальтернативной основе придется принять новые паспорта, которые совместят функции идентификационной карты, универсального доступа к государственным базам и коммерческим услугам, став одновременно и паспортом и банковской картой.

Напомнив, что Архиерейский Собор воздержался от богословских оценок систем идентификации, отец Всеволод заметил, что объединение электронных баз посредством пластикового паспорта может позволить государству или иным структурам аккумулировать информацию о здоровье гражданина, его привычках, узнать какие книги он покупает и в каких местах бывает: «Предположим, что вы собираетесь устроиться на государственную службу, а специальная программа анализирует ваши покупки, передвижения и определяет вашу степень благонадежности и автоматически выдает цифру, которая определяет имеете ли вы право работать на данной должности или нет».

Полный контроль

С этими словами, сказанными протоиереем Всеволодом на круглом столе, состоявшемся в Общественной палате Российской Федерации 25 февраля, солидаризировалось большинство представителей традиционных религиозных конфессий страны, также принявших участие в обсуждении.

Так поддержал отца Всеволода глава Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской, Сергей Ряховский , заявив, что: «Задача, которая стоит перед законодателями - обеспечить не только государственную безопасность, но и безопасность граждан».

Сомнения религиозных лидеров попытались развеять представители профильных государственных ведомств, пришедших на круглый стол. Они постарались убедить критиков в надежности и безопасности предлагаемых технологий, напомнив, что когда ФМС выдает обычные бумажные паспорта, все паспортные данные и так давно вносятся в специальную электронную базу, которая используется не только ФМС и милицией, но и другими государственными ведомствами, например ГБДД при выдаче водительских прав. Случаев несанкционированного доступа к этим базам до сих пор не было - утверждают сотрудники Федеральной миграционной службы.

«Нужно бороться не с технологией, а со злоупотреблениями, - считает и председатель Московской городской Думы Владимир Платонов. - Даже если на Горбушке можно купить информацию из баз ГИБДД, это не значит, что совсем не нужно регистрировать машину. Нужно совершенствовать систему контроля, а не отказываться от баз».

«С развитием общества человек все более и более попадает под государственный контроль: сотовый телефон и банковская карта позволяют установить нахождение человека. Можно их использовать на вред человеку? Да, как любую другую технологию», - подчеркивает он.

Хуже чем водка

В ответ на реплику председателя Московской думы, со стороны религиозных объединений прозвучало мнение, что если государство усиливает контроль за гражданином, то и граждане должны получить возможность усилить свой контроль над государством, во всяком случае, над теми данными, которые будет содержать и транслировать новый паспорт.

Кроме того, с неожиданно резкой критикой систем идентификации выступила председатель Всероссийской общественной организации многодетных родителей «Много деток - хорошо!» Татьяна Боровикова , она высказалась не только против электронных паспортов, но и против полисов пенсионного страхования, уже давно имеющих форму пластиковой карты, и содержащих так называемый СНИЛС (Страховой номер индивидуального лицевого счета) назначаемый владельцу карты государством и обязательный для получения практически всех услуг, связанных с системой обязательного пенсионного страхования.

«Я считаю сто СНИЛС такой же греховный предмет, как бутылка водки! - убеждена она. - Мы вынуждены организовывать крестные ходы вокруг школ и госдумы для того, чтобы обеспечить защиту нашей территории от чиновников которые пускают эту страшную электронную заразу в нашу страну».

Кроме того, она призналась, что по религиозным убеждениям не пользуется услугами Сбербанка, который при совершении денежных операций в своих отделениях принуждает клиентов принимать порядковый номер в электронной очереди, распечатываемый на бумаге специальным терминалом.

«Принимать какой-то номер вместо имени недопустимо, это тяжкий грех» -- убеждена Татьяна Боровикова. Не так давно она была вынуждена забрать среднего ребенка из школы, после введения там электронных дневников и так и не смогла устроить младшую дочь в школу, из-за того, что для этого ей бы пришлось записаться в электронную очередь на сайте департамента образования.

Во всех этих ограничениях она видит дискриминацию верующих, с не менее радикальной критикой выступил и депутат Мосгордумы Дмитрий Мишустин , признавшийся что свой паспорт «содержащий три шестерки» он принял «еще до воцерковления».

Новый мировой порядок

Традиционно, документы, разрабатываемые комиссиями Межсоборного присутствия анонимны. Хотя для их составления порой и привлекаются внешние эксперты, не входящие официально в состав Присутствия, сами тексты представляются для общецерковной дискуссии без подписи. Как признался председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев , принявший участие в работе круглого стола, среди экспертов призванных озвучить мнение церковной общественности 25 февраля присутствовали люди, участвовавшие в работе профильной комиссии и ответсвенные за содержание документа отвергнутого Пленумом межсоборного присутствия, не назвав этих экспертов поименно. Часть соображений, не вошедших в итоговый вариант, утвержденный собором, но содержащихся в изначальном проекте озвучил православный писатель, однин из лидеров движения «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов» Валерий Филимонов, поддерживавший скандально известного епископа Диомида до его разрыва с церковной иерархией и уклонения в раскол.

Он подчеркнул, что сегодня мир стоит на пороге формирования глобального информационного общества, чьи общие контуры уже очерчены соответствующими международными соглашениями, подписанными на конференциях в Окинаве, Орлеане и Монреале. Эти документы, по его словам, предполагают создание универсальной формы электронных удостоверений во всем мире и объединении их в единую глобальную сеть. Стандарты этих соглашений в целом совпадают с характеристиками Универсальной электронной карты и будущих паспортов, вводимых российским правительством. «Россию вписывают в глобальное сообщество, а средство идентификации - это лишь инструмент. Компьютерная бездушная система идентифицирует человека как некий товар. Сама человеческая личность низводится на уровень товара, - убежден писатель. - Не меньшей угрозой является и сбор биометрической информации. База, содержащая генетический фонд народа, может стать инструментом для создания генетического оружия».

Разработчики идентификационных систем поспешили уверить православного эксперта, что новые паспорта не подразумевают биометрии, кроме того за их владельцем не желающим пользоваться электронными услугами останется возможность получить соответствующие услуги традиционным способом, ограничившись лишь идентификацией, в том числе неэлектронной: все данные, которые будут записаны на чип карты будут продублированы традиционным печатным способом на ее тыльной стороне, в том числе фамилия, имя и фотография владельца.

В заключение отец Всеволод Чаплин предложил не касаться в нынешнем составе богословской проблематики и предложил сосредоточиться на светском измерении вопроса, еще раз напомним, что именно так поступил Архиерейский Собор. В то же время он усомнился в прозвучавших из уст православных активистов сотериологических доводах: «Православное учение не вполне допускает лишение спасения в таких вопросах, кроме случаев тяжкого нераскаянного греха. И хотя я знаю, что некоторые люди считают принятие документов именно таким грехом - это все-таки дискуссионный вопрос».

«Секуляризация под видом демократизации в действительности высвободила в европейском сверхгосударстве, являющемся культурным наследником Римской империи, колоссальную энергию властного подчинения. Эта кипучая энергия сегодня стремится окончательно порвать с христианством, сдерживавшим ее тоталитарные импульсы в течение семнадцати веков», - заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, выступая на Папском Богословском факультете Южной Италии в пригороде Неаполя. Об этом сообщает Интерфакс-Религия.

Врезультате, как отметил архипастырь, эта энергия бессознательно стремится к установлению «абсолютной диктатуры, которой потребуется установление полного контроля над каждым членом общества».

«Не к этому ли мы идем, "в целях безопасности" соглашаясь на обязательное введение электронных паспортов, всеобщей дактилоскопии и повсеместное насаждение фотокамер? Ведь все это можно легко использовать и в других целях, которые также можно приписать "усилению мер безопасности"», - заявил он.

По мнению митрополита, сегодня в странах Запада провозглашается деструктивная свобода от нравственных начал, общечеловеческих ценностей, вместо уважения к чувствам других людей "она проповедует вседозволенность, игнорирующую убеждения и ценности большинства", утверждает принцип неудержимого удовлетворения человеческих страстей и пороков.

«Агрессивный настрой такой ложно понятой свободы приближает ее к тоталитаризму эпохи гонений (на первых христиан - "ИФ") и безбожию XX века. "Тоталитарная свобода", основанная на человеческих страстях, возвращает нас во времена язычников, пусть и в более лукавой и изощренной форме», - заявил он.

По словам представителя Церкви, «воинствующее безбожие, нередко в самых уродливых и гротескных формах, вновь подняло голову и смело заявило о себе на просторах Европы».

«И вот уже мы видим, как по Лондону разъезжают автобусы с надписями "Бога нет, наслаждайся жизнью" или "Ты гей, гордись этим". Слышим о том, как в Париже дубинками и слезоточивым газом разгоняют демонстрацию сторонников традиционных семейных ценностей, не желающих усыновления детей однополыми парами. Становимся свидетелями того, как на амвоне главного храма Москвы появляются кощунницы, своими действиями вызывающие одобрение некоторой части общества, и как потом аналогичное действо разыгрывается в парижском Нотр-Даме», - констатировал он.

Справка.

Выпуск электронных удостоверений личности начнется с 2016 года. До 2025 года россияне будут пользоваться и электронными, и бумажными паспортами. Полная замена документов в их действующем формате должна завершиться в 2030 году. На электронной карте будут размещены фотография, имя, фамилия и отчество, информация с адресом на специальном чипе, ИНН, страховой номер, цифровая подпись, а также оставлено место для отпечатков пальцев.

Каждому, кто до 1 января 2015 года не обратится с письменным отказом от УЭК в соответствующие органы, такой документ будет выдан в автоматическом порядке.