Концессия трест синдикат картель концерн. В общих чертах опишите организационные формы монополий (монополистических союзов: концерн, синдикат, картель и пр.) и особенности извлечения ими монопольной прибыли

Основными организационными формами экономических монополий являются следующие. Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, а договариваются лишь о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товаров осуществляется общей сбытовой конторой.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, т. е. производственную и коммерческую самостоятельность. Они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала бывшие владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. В наши дни картели, синдикаты, тресты потеряли свое значение и в чистом виде почти не встречаются.

В современных условиях на основе диверсификации капиталов создаются новые формы монополий - многоотраслевой концерн, конгломерат, консорциум.

Многоотраслевой концерн - это объединение десятков, даже сотен предприятий разных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Конгломерат - это огромный промышленный комплекс, в котором под единым финансовым контролем сосредоточены компании, действующие в разных, технологически не связанных между собой, сферах. Как правило, конгломераты принадлежат одной фирме и выпускают на одной или нескольких стадиях производства разнородные неконкурентные товары или оперируют на сегментах рынка, которые не пересекаются. Предприятия при этом имеют широкую автономию экономической деятельности, управление ими децентрализованное.

Консорциум создается на основе временных соглашений между несколькими банками и производственными корпорациями для проведения совместных крупномасштабных финансовых операций или осуществления производственных проектов (размещения крупных займов, строительства морских каналов, портов, трубопроводов и т. п.). После истечения общих работ консорциум распадается. Характерными особенностями современного рынка являются объединение, переплетение, взаимопроникновение разнообразных организационных форм монополий, что свидетельствует о дальнейшем развитии, углублении процессов монополизации современной экономики.


Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Опишем некоторые из этих способов.

1. Хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.

2. Демпинг - преднамеренная продажа товаров по “бросовым” ценам с целью разорения конкурента.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).

4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже).

6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их “поглощения” и “присоединения” к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют “промышленный шпионаж” (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги “перебежчиков” с предприятий конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Трест - монополия, в которой создастся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Существуют два способа объединения в трест: непосредственное слияние активов отдельных компаний и приобретение головной компанией треста доли акционерного капитала предприятий.

Ситуация, при которой на рынке действует только один продавец, является редкой. Значительно чаще в отрасли доминирует несколько крупных производителей (поставщиков). Для них становится выгодным создать союз, занимающий монопольное положение на рынке (монополию, основанную на сговоре). Видами (формами) таких монополистических объединений могут быть пулы, картели, синдикаты, тресты и концерны.

Исторически сложились три главные формы союзов: картели, синдикаты и тресты (табл. 1.). Основные различия между ними – широта соглашений участников и масштаб их объединений.

Таблица 1

Основные формы монополистических союзов

КАРТЕЛЬ представляет собой соглашение нескольких предприятий о разделе рынков, то есть устанавливающее для всех участников цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и производные квоты (кто и сколько производит) каждого участника в общем объёме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности. Картель редко контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнёров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создаёт условия для захвата части рынка. Ещё один способ скрытого установления монопольных цен – так называемое ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ. Суть его в том, что, когда ведущая в данной отрасли фирма предпринимает нужное изменение цен, другие фирмы “молчаливо” следуют за ней.

Картельная форма монополистических объединений получила наиболее широкое распространение в Германии. Число картелей здесь увеличилось с 300 в 1900 г. до 2200 в 1943 г.; Ярким примером картеля международного масштаба может служить организация стран-экспортёров нефти – ОПЕК. Особенно успешно (для себя) она действовала в 70-х годах. Договариваясь о количестве производимой продукции и ценах, страны ОПЕК господствовали на мировом рынке нефти.

Чтобы получить дополнительные доходы, монополисты используют и другие ценовые “хитрости”. Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (принтер и краска к нему) устанавливается “система связанных цен”. На принтер цена не велика, а на краску завышена.

Картельные соглашения, где они запрещены, часто заключаются путём ТАЙНОГО СГОВОРА (без существенного оформления). Но многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко.

СИНДИКАТ - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности. В картеле каждый участник объединения самостоятельно реализует свою продукцию по установленной картелем цене. В синдикате предусматривается сдача всей продукции синдикату, которые реализует ее через свои сбытовые организации. Синдикаты, как форма монополистических объединений, получили широкое развитие в России до октября 1917 г. Одной из первых была создана Продамета, официально называвшаяся Обществом по продаже изделий русских металлических заводов. Общество объединяло более 20% металлообрабатывающих заводов, производивших 80% всей продукции отрасли. Затем организовались Кровля, Трубопродажа, Гвоздь, Проволока, Продвагон, Медь, Продуголь и др . Возникали синдикаты и в легкой промышленности, хотя и меньше.

ТРЕСТ - это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности, как в коммерческом, так и в производственном отношениях.

При организации треста все входящие в его состав предприятия переходят в собственность треста. А входящие в состав треста предприниматели получают часть акций треста, соответствующую величине их капитала. Трест не только

реализует продукцию входящих в него предприятий, но и полностью распоряжается ими. Таким образом, тресты – самое сильное и антиобщественное проявление монополизма. Не случайно в большинстве стран мира они запрещены законом.

Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. КОНЦЕРН представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путем установления единого финансового контроля - ХОЛДИНГА через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений. От других форм монополистических объединений концерны отличаются следующими двумя особенностями:

1) они включают в свой состав не только предприятия различных отраслей промышленности, но также транспортные и торговые предприятия, банки и финансовые организации;

2) образование концерна происходит не путем соглашения между отдельными предприятиями об ограничении или утрате их самостоятельности, а путем скупки предпринимателями акций многих предприятий. В результате эти предприятия, хотя и сохраняют свою юридическую самостоятельность, экономически попадают под контроль этих крупнейших предпринимателей.

Например, германский концерн “Рейнише штальверке” в конце 50-х годов XX в. контролировал 113 компаний в металлургической, металлообрабатывающей, машиностроительной, судостроительной, химической промышленности с совокупным капиталом около 848 млн. марок. Итальянский концерн “Фиат” охватывает 150 компаний автомобильной, авиационной, машиностроительной и других отраслей; его активы составили в 1964 г. 1,3 млрд. долларов, а на его предприятиях было занято 124 тыс. человек.

Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий и добиваются высокой эффективности за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики.

Наиболее простым монополистическим объединением является временное соглашение между отдельными компаниями, именуемое пулом. Это могут быть соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отношении конкурентов, не вошедших в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т.д. Поскольку соглашение носит временный характер, то такое монополистическое объединение является неустойчивым.

ПУЛ - (от англ. pool – общий котел) - форма временного объединения ряда самостоятельных компаний, при котором прибыль поступает в общий фонд(котел), а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями. Далее в таблице 2 представлены отличительные признаки пула.

Таблица 2

2. Понятия реимпорта и реэкспорта

РЕИМПОРТ товаров - таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные ранее с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные законом сроки без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики.

Для помещения товаров под таможенный режим реимпорта они должны одновременно отвечать ряду условий:

Быть вывезенными с территории бывшего Союза ССР до 31.12.91 года, а с территории Российской Федерации - с 1.01.92 года в соответствии с таможенным режимом экспорта;

Быть до момента вывоза российскими товарами (до 31.12.91.) либо иностранное происхождение и были выпущены в свободной обращение на территорию Российской Федерации (31.12.91.) с полной уплатой всех таможенных платежей;

Быть ввезены на таможенную территорию РФ в течение 10 лет с момента вывоза;

Находиться в том же состоянии, в котором были на момент вывоза, за исключением естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Естественный износ (естественная убыль) определяется исходя из норм и стандартов, а также иной норамативно-технической документации, действующей в России.

Использование товаров в производственных или коммерческих целях за пределами страны не является препятствием для их помещения под таможенный режим реимпорта при условии выполнения вышеназванных условий.

Указанные товары могут также подвергаться операциям по обеспечению их сохранности, мелкому ремонту, приведению в порядок при условии, что стоимость их, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате таких операций.

Помещение товаров под рассматриваемый режим практикуется при обратном ввозе товаров, находившихся на консервации за рубежом.

Особенности оформления и исчисления платежей.

Идентичность товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, товарам, которые были вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта, факт их вывоза, момент вывоза, а также то, что товары являются российскими, должны быть установлены {подтверждены) способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на заинтересованное лицо. При отсутствии таможенной декларации или при не подтверждении дня пересечения границы моментом вывоза товара российского происхождения (до 31 декабря 1991 года - происхождения бывшего Союза ССР) считается день его изготовления. Если указан только месяц изготовления, то таким днем считается первое число этого месяца, если указан только год - 1 января этого года. При отсутствии документов, указывающих на день изготовления товара, может проводиться экспертиза.

Использование товаров в производственных или иных коммерческих целях за пределами Российской Федерации не является препятствием для помещения указанных товаров под таможенный режим реимпорта.

Товары могут помещаться под таможенный режим реимпорта любым лицом вне зависимости от того, какое лицо их вывозило.

При повреждении или ином ухудшении товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы такие товары могут помещаться под таможенный режим реимпорта при условии подтверждения факта аварии или действия непреодолимой силы способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности.

При нахождении за пределами Российской Федерации товары могут подвергаться операциям по обеспечению их сохранности, мелкому ремонту, включая приведение в порядок, и другим подобным операциям при условии, что стоимость таких товаров, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате таких операций. Соотношение стоимости на момент вывоза в стоимости на момент ввоза определяется на основе доллара США. Если цены в контракте или ином документе выражены в любой другой валюте, пересчет этих валют производится по курсу к доллару США соответственно на момент вывоза или ввоза.

Применение таможенных пошлин, налогов и иных платежей и возмещении

При реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенный орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин и налога на экспорт. Возврат уплаченных сумм производится при следующих условиях:

Если товары вывозились и ввозятся одним и тем же лицом, уплатившим вывозную таможенную пошлину или налог на экспорт, либо в интересах которого такие платежи были произведены;

Если в таможенный орган представлен экземпляр таможенной декларации, на основании которой начислялись и уплачивались вывозные таможенные пошлины или налог на экспорт, и письменное подтверждение таможенного органа, которому уплачивались эти платежи, или его правопреемника о фактическом поступлении платежей на счета таможенных органов или непосредственно в бюджет. Письменное подтверждение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к финансовым документам;

Если налог на экспорт уплачивался таможенным органам, расположенным на территории Российской Федерации;

Если лицо, уплатившее вывозную таможенную пошлину или налог на экспорт, либо в интересах которого такие платежи были произведены, подает в таможенный орган письменное заявление о возврате уплаченных сумм. Такое заявление составляется в произвольной форме. Заявление о возврате уплаченных сумм должно быть подано таможенному органу до истечения одного года с даты принятия грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещаются под таможенный режим реимпорта.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин и налога на экспорт не производится.

Возврату подлежит только уплаченная сумма таможенной пошлины и налога на экспорт. При этом возврат сумм пени, платы за отсрочку и подобных выплат не производится, а возвращаемые суммы не индексируются, проценты с них ее выплачиваются.

Выплата производится в валюте Российской Федерации независимо от того, в какой валюте были уплачены таможенные пошлины и налог на экспорт. Если платеж был произведен в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком России, пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка России, действующему на день принятия таможенной декларации с заявленным таможенным режимом реимпорта. Если же платеж был произведен в иной иностранной валюте, ее пересчет в рубли осуществляется по курсу, действовавшему на день уплаты платежа.

Возврат уплаченных сумм обеспечивается таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта.

При помещении под таможенный режим реимпорта части партии экспортированных товаров возврат уплаченных сумм производится по количественному отношению этой части к партии экспортированных товаров.

Ре - импортируемые товары при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации ввозными таможенными пошлинами не облагаются.

При реимпорте товаров, экспортируемых с территории Российской Федерации после 1 января 1992 г., декларант уплачивает таможенному органу суммы НДС, возвращенные в связи с экспортом, либо от которых товары были освобождены в связи с экспортом, а также акцизы по ставкам, действовавшим на момент вывоза товаров.

Суммы, подлежащие уплате, определяются по ставкам, действовавшим на момент вывоза товаров.

Льготы по уплате налога на добавленную стоимость, предоставляемые исключительно в отношении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, не применяются.

Таможенная стоимость для исчисления подлежащих уплате сумм определяется на день принятия грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой, товары помещаются под таможенный режим реимпорта. Таможенное оформление товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта

Таможенное оформление ре - импортируемых товаров производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится их получатель либо его структурное подразделение.

При помещении товаров под таможенный режим реимпорта в таможенный орган декларантом представляются следующие документы:

Грузовая таможенная декларация;

Разрешение иных государственных органов, если ре - импортируемые товары подлежат контролю этих органов;

Экземпляр грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой ре - импортируемые товары помещались под таможенный режим экспорта, либо иные документы, подтверждающие факт и момент вывоза таких товаров с территории Союза ССР (до 31 декабря 1991 года) или территории Российской Федерации (с 1 января 1992 года) - товаросопроводительные документы и т.д.;

Иные документы, предусмотренные Положением о таможенном режиме реимпорта товаров от 09.12.1993 г. либо вытекающие из него, необходимые для производства таможенного оформления.

При отсутствии достоверных и подтвержденных соответствующими документами сведений о соблюдении требований Положения от 09.12.1993 помещение товаров под таможенный режим реимпорта не допускается.

За таможенное оформление ре - импортируемых товаров взимаются таможенные сборы в валюте Российской Федерации в размере 0,1 % таможенной стоимости товаров и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ, в размере 0,06 % таможенной стоимости товаров.

РЕЭКСПОРТ товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (лицензирования и квотирования) (ст. 100 ТК РФ).

Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, представляемого в порядке, установленном ГТК РФ.

Таможенное оформление иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, осуществляется только с разрешения ГТК России и только в случае обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров.

Если товары при их ввозе заявляются таможенному органу Российской Федерации в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, срок их ввоза на таможенную территорию РФ не может превышать 6 месяцев. Такие товары, при невозможности их немедленного вывоза, должны быть помещены на склад временного хранения или таможенный склад.

Помещать под таможенный режим реэкспорта можно и товары, заявленные изначально под другой таможенный режим, например таможенный склад, однако сделать это можно по российскому законодательству не позднее 2-х лет с момента ввоза товаров. При этом реэкспортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменения вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, после подтверждения факта вывоза товаров заявителем режима, уплаченные ввозные пошлины и налоги возвращаются.

Список использованной литературы

1. Гравина А.А., Терещенко Л.К., Шестаков М.П., Комментарий Таможенного кодекса РФ. Юридическая литература., 2006 г.;

2. Грачев, Ю. Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника

внешнеторговых операции: учебн.-практ. пособие / Ю. Н. Грачев. –М. : Бизнес-школа «Интел-синтез», 2005. – 592 с.

3. Дегтярева, О. И. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие /Дегтярева О. И. [и др.]. – М. : Дело, 2008. – 320 с.

4. Куликов Л. М. «Основы экономических знаний» М.: Финансы и статистика, 2007 г.

5. Положение о таможенном режиме реимпорта товаров от 09.12.1993 г., № 525; в ред. 01.06.1999 г.;

6. О таможенном тарифе: Федеральный закон от 21 марта 2003 № 5003-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 2004. № 12.

7. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.-практич. пособие / Е. Ф. Прокушев. – М. : ИВЦ «Маркетинг Учебник», 2008. –208 с.

8. Трошкина Т. Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая правовая культура, 2004 г. - 330 с.

Q , ед.

Определение монопольной прибыли:

D – спрос;

MR – предельный доход;

MC – предельные издержки

При оптимальном положительном объёме для монополии, позволяющим максимизировать прибыль при условии, что фирма не прекращает производство, предельный доход должен равняться предельным издержкам (MR=MC).

1.2. Формы и виды монополий

Монополия имеет различные формы: корнер, картель, синдикат, отраслевой холдинг, трест, концерн, консорциум, конгломерат.

Корнер – способ, придуманный немецкими купцами еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход.

Например, в 1931г. участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший в свою очередь резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера год спустя распродали свои запасы металла с огромной прибылью.

Картель – соглашение предприятий одной и той же отрасли об объемах продаж, ценах, рынках сбыта, распределении прибыли. Однако картельное соглашение не касалось производственной и тем более снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. Регулирование такой монополией осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта. Типичным картелем является Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), включающая 14 стран, добывающих около 70% нефти. Она устанавливает не только единые цены на нефть, но и распределяет квоты на ее добычу.

Синдикат обычно представлен объединением предприятий, характеризующимся тем, что распределение заказов, закупка сырья, реализация произведенной продукции осуществляются через единую сбытовую организацию. Участники синдиката производственно независимы друг от друга, но в коммерческом плане свободой действий не обладают. Организационно-правовая форма, в которой действуют синдикаты, - многогранна. Это может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество и т.п.

Отраслевой холдинг – метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов акций конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест – о бъединение, в котором участники лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Руководство трестом осуществляется из специально созданного единого центра. Прибыль, получаемая по результатам хозяйственной деятельности данной организации, распределяется в соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. При этом обычно различают одноотраслевой и комбинированный, многоотраслевой трест, когда объединение захватывает предприятия другой отрасли. Комбинированный трест, объединяющий предприятия разных отраслей, получает возможность извлекать дополнительную прибыль, во-первых, за счет использования побочных продуктов и отходов другой отрасли, во-вторых, за счет организации вертикального комбинирования, когда одно предприятие перерабатывает сырье, другое изготовляет из него детали, третье превращает их в товары и т.д. В современной хозяйственной жизни данная форма монопольной организации производства встречается крайне редко.

Концерн – одна из сложных форм монополистических объединений. Как правило, в его состав входят предприятия различных отраслей промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Такое объединение предпринимается для того, чтобы уменьшить межотраслевую конкуренцию путем единого, централизованного руководства производством, снабжением, реализацией товаров, планированием своих действий по внедрению новой техники и перспективной стратегии общих действий в будущем. Важной особенностью деятельности концерна является, с одной стороны, жесткий внутрифинансовый контроль, а с другой – хозяйственная самостоятельность фирм, отделений, филиалов и децентрализация управления по основным группам продукции и территориям. Его цель состоит в том, чтобы специализировать и интегрировать свои предприятия в единый экономический комплекс. Считается, что концерн – наиболее развитая форма объединения предприятий, основанная на общих интересах и осуществляемая посредством системы участий, финансовых связей, личных уний.

Консорциум – временный союз независимых в хозяйственном и коммерческом плане производителей, целью которых является выполнение каких-либо конкретных экономических проектов. Консорциум формируется на базе соглашения участников, в котором предусматривают долю каждого из них в затратах, а также формы участия организации проекта, иные условия современной деятельности. Участниками консорциума могут быть юридические и физические лица, частные и государственные организации, само государство. Возглавляет консорциум один из его членов, функции которого оговариваются в соглашении.

Конгломерат – с лияние фирм, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Для такой формы организации монополии характерен высокий уровень децентрализации управления, в рамках которого производственные подразделения обладают достаточно широкой автономией. Конгломерат – одна из современных форм монополистических объединений, возникших в США в начале 1960-х гг.

На рынке действуют в основном предпринимательские, государственные и естественные монополии.

Предпринимательские монополии являются наиболее распространенными. Они возникают вследствие успешной конкуренции. К этому ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Но, как правило, такой монополизм имеет временный характер. Рано или поздно приходится уступать место еще более удачливым конкурентам.

Государственная монополия выражается, с одной стороны, в предоставлении отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности, например, производство спиртоводочных изделий, экспорт золота, пушнины. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

Современная Россия сохраняет присутствие государства в стратегически важных для страны производствах. Доля государства в пакетах акций различных предприятий колеблется по отраслям, основным секторам экономики. Большинство компаний с участием государства относится к промышленности, транспорту, связи и НИОКР.

К естественным монополиям относят отрасли и предприятия, по отношению к которым развитие конкуренции невозможно, неэффективно и нецелесообразно. Они возникают в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Также естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор – монополист по закону.

Выделяет два типа естественных монополий:

    природные монополии . Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Закон защищает права собственника, даже если он в итоге оказался монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста)

    технико-экономические монополии . Их возникновение продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Крупными монополиями естественного типа в Российской Федерации являются компании «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС. Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6 % инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО ЕЭС и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое больше, чем они.

Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром говорят, что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.

Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

1.3. Монополия и конкуренция

К. Маркс говорил: «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу».

Важнейшим фактором эффективного развития рыночной экономики страны является конкуренция. Конкуренция (позднелат. concurrentia – столкновение, от concurrere - сталкиваться) – состязание между экономическими субъектами, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Такое состязание неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в рыночной экономике. «Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены».

Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь также существует свободный, беспрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции.

Здоровая, нормальная конкуренция достигается при равенстве субъектов рыночных отношений, понимаемым не только как равенство на рынке товаропроизводителей, но и как равенство в отношениях между всеми субъектами рынка: производителями и потребителями, производственными структурами и инфраструктурой рынка, государственными органами и структурами рыночной экономики.

Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения. Преимущества монопольного положения настолько притягательны, что стремление к монопольному захвату рынка, вытеснению конкурентов с целью получения монопольно высоких доходов является объективной реальностью.