Сущность и виды международных транспортных перевозок. Транспортное обслуживание международных экономических связей Схема процесса доставки товара в международной торговле

В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав, а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы, относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

Международные перевозки - это перевозки грузов и пассажиров из одной страны в другую на взаимно согласованных или принятых на международном уровне экономических и правовых условиях.

Под международной перевозкой грузов понимают перевозку грузов для нужд промышленности или торговли за плату или без таковой в том случае, когда на пути следования имеется, по крайней мере, один переезд границы между двумя странами.

Международным перевозкам присущи два основных признака:

1) они осуществляются между двумя и более странами;

2) их выполнение регулируется условиями, установленными международными соглашениями.

Первый признак следует из особенности международного транспорта, которая состоит в наличии иностранного элемента: перевозка выполняется за границу. При этом возникают специфические вопросы транспортного характера, отличающие международные перевозки от внутренних.

Второй признак связан со спецификой правовых отношений при международных перевозках. Поступление грузов и пассажиров на территорию иностранного государства может осуществляться в двух различных юридических ситуациях: при наличии двустороннего или международного соглашения о международном сообщении либо при его отсутствии. Различия в эксплуатации тех или иных видов транспорта в разных государствах часто не позволяют осуществить перевозку на дорогах на основании норм внутреннего права (особенно это касается железнодорожного транспорта). Для устранения возникающих трудностей на практике заключают международные соглашения о перевозке.



Перевозки не являются международными, когда транспортный процесс ограничен территориальными пределами одного государства, несмотря на то, что один из его участников (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир или перевозчик) - иностранец. В таких ситуациях могут возникать международно-правовые вопросы, но они не затрагивают процесса международного перемещения.

Международные перевозки классифицируют по ряду признаков.

В зависимости от предмета транспортных операций их подразделяют на перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа.

В зависимости от вида транспорта выделяют перевозки водные (морской и речной транспорт); наземные (железнодорожный и автомобильный транспорт); воздушные (авиационный транспорт); трубопроводные (нефтепровод, газопровод).

По количеству используемых транспортных средств перевозки бывают прямого сообщения (обслуживаются одним видом транспорта) и смешанного сообщения (используются два и более видов транспорта).

В зависимости от периодичности транспортных операций перевозки бывают регулярными (линейными) и нерегулярными (чартерными).

С учетом порядка прохождения пограничных пунктов (пунктов следования) перевозки подразделяют на бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные).

По характеру перевозки на территории иностранного государства выделяют перевозки соседские (груз доставляется в соседние страны); транзитные (маршрут проходит через промежуточные страны); сквозные (например, Москва - Калининград через Беларусь и Литву).

В зависимости от состава участников перевозочного процесса перевозки подразделяют на осуществляемые изготовителем товара, продавцом или покупателем, перевозчиком, посредником.

В зависимости от места проведения перевозки могут осуществляться внутри страны или на территории других стран. К первой группе операций относятся организация доставки груза к пограничным пунктам, передача грузов, транспортных средств и различного транспортного оборудования за границу. Ко второй группе операций, осуществляемых за рубежом, относится переадресование груза, заключение нового договора перевозки, транспортно-экспедиторское, агентское, лизинговое, брокерское и другие виды обслуживания внешнеторгового грузооборота и транспортных средств.

Процесс транспортировки груза, его доставку к месту потребления, можно разделить на основной (перевозочный, выполняемый транспортом) и дополнительный (охватывающий комплекс различных, сложных и трудоемких операций, связанных с перевозкой груза, но выходящих за пределы обязанностей перевозчика) этапы.

В свою очередь все операции можно разделить на три основных группы.

Первая группа транспортных операций включает действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В нее входят: планирование внешнеторговых перевозок; анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе; планирование транспортных расходов и т.д.

Вторая группа транспортных операций появляется в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит:

Из включения транспортных условий в контракт;

Подготовки товара к транспортировке;

Заключения договоров перевозки и их оформления;

Разработки транспортной и товаросопроводительной документации;

Страхования;

Организации контроля за движением груза;

Расчетов продавца или покупателя с перевозчиком;

Оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций, включающая в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем).


1.Сущность международных транспортных операций

Транспортные связи -- важная и непременная составляющая функционирования международных экономических отношений. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг на мировых рынках от поставщиков к потребителям. Функционально транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения, сливаясь с ним полностью. Вне транспортного обслуживания трудно себе представить процесс обращения товаров и услуг.

Транспортировка товаров и услуг как бы продолжает процесс производства. Затраты на транспортировку созданной продукции добавляются к общим затратам данного товара и входят в себе-стоимость и цену. Они составляют дополнительные издержки об-ращения и выступают в качестве важного компонента цены. При этом доля транспортных затрат в цене может быть весьма существенной (до 30% себестоимости продукции). Поэтому успех внешнеторгового контракта и его экономическая эффективность в немалой степени зависят от того, как перевозится тот или иной груз, использованы ли для перевозки самые экономичные и быстроходные транспортные средства.

Транспортный фактор всегда рассматривался в качестве важной предпосылки итенсификации мировой торговли. Великие географические открытия XVI--XVIII веков были непосредственно обусловлены ростом морского судоходства, что дало мощный толчок развитию мировой торговли. Овладев силами паровой и электрической энергии в XIX веке, человечество существенно усовершенствовало средства транспорта. Пароходы, железные дороги сделали настоящую революцию на транспорте. Все это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию мирохозяйственных связей.

Международные хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров из одних стран в другие. Сама по себе транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем. Все виды транспорта (за исключением морского) имеют, прежде всего, внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи; Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются: 1) темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;

2) научно-технический прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств.

Транспортное обслуживание международных экономических отношений осуществляется в двух направлениях: перевозка товарных грузов и перевозка пассажиров. Мы рассмотрим главным образом первое направление, ибо оно непосредственно связано с внешнеторговыми контрактами. За последние 20--25 лет наметилась тенденция к сокращению объемов перевозимых грузов. В начале 70-х годов суммарный объем международных перевозок оценивался в 4,5--4,6 млрд т. В 1996 г. тоннаж перевозок сократился до 3,8 млрд т. Это факт свидетельствует не о падении темпов международной торговли, а о качественных переменах в структуре товарообмена, где сократилась доля топливно-сырьевой продукции как наиболее «транспортоемкой».

Лизинг в международном бизнесе и договор как правовая форма регулирования лизинговых сделок в РФ

Наибольшее распространение в международной коммерческой практике приобрела долгосрочная аренда, получившая название лизинговые операции. Лизинг как своеобразная форма аренды существенно отличается от других ее форм, от сдачи в наем...

международный лизинг и его роль в современной экономике

В мировой практике реализация схем международного лизинга находится под влиянием особенностей правовой среды государств-участников, что в свою очередь определяется системой факторов правовой среды...

Организация и техника проведения международных торгов с участием российских предприятий

Международные торги - международные конкурсы на право получения заказов, связанных с поставкой оборудования, строительством объектов, выполнением инжиниринговых услуг в разных странах. Условия таких конкурсов объявляются заранее ...

Транспортные связи -- важная и непременная составляющая функционирования международных экономических отношений. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг на мировых рынках от поставщиков к потребителям...

Организация международных перевозок в сфере внешнеэкономической деятельности. Базисные условия поставки

Основной объем грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки - почти 65% . Перевозки грузов в заграничном плавании выполняются между портами Казахстана и зарубежных стран...

Организация расчетных отношений в международном экономическом обороте

Международные расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами...

Роль международных взаиморасчетов

Торгово-экономические отношения России и стран Северной Америки

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, таких...

Среди всех видов транспорта самым распространенным в международной торговле является морской транспорт. Этот вид транспорта обеспечивает примерно 65% объема международных грузовых перевозок...

Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности предприятия

Международные транспортные связи подлежат международно-правовой регламентации довольно давно. Первые попытки международных соглашений, которые касались бы общих правил перевозки и страхования грузов, относятся к XVII-XVIII векам...

Услуги как объект международной торговли

Сфера услуг завоевывает в последние десятилетия все более устойчивые позиции в мировой экономике. Для многих стран характерны увеличение объемов производства услуг, возрастание доходов от сервисной деятельности...

Участие России в международных финансовых институтах

В организационном плане одним из действительно ключевых элементов финансовой системы любой страны с развитой рыночной экономикой являются финансовые рынки и финансовые институты...

Формы международных расчетов, применяемые при расчетах по экспорту и импорту товаров

Значительная часть операций в иностранной валюте, осуществляемых уполномоченными банками, связана с обслуживание международного товарного оборота, т. е. с расчетами за товары и услуги...

Ценовая политика в международном бизнесе, виды цен на рынке международных транспортных перевозок

Особыми факторами, определяющими уровень цен на внешнем рынке, являются условия платежа и базисные условия поставок в международных сделках купли-продажи товаров, а также специфика форм внешней торговли (встречная торговля...

Процесс доставки товара в международной торговле включает прежде всего его перевозку от внутреннего пункта производства А до пограничного пункта (порта) Б страны-экспортера; далее международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) В страны-импортера (если страны-партнеры по торговле не имеют общей сухопутной границы); и, наконец, транспортировку товара от пункта В до внутреннего пункта его потребления Г (рис. 20.1).

Под транспортными операциями в их непосредственном значении понимается обеспечение перевозки груза на участках А-Б; Б-В; В-Г. Эти операции осуществляются по договору перевозки между грузовладельцем и перевозчиками соответствующих видов транспорта общего пользования, к которым относятся перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие транспортным организациям, предоставляемые грузовладельцам по договорам.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-экспортера и страны-импортера участках маршрута перевозки Б-В. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер.

Рис. 20.1. Схема процесса доставки товара в международной торговле

Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг (тарифы, фрахты, сборы и т.д.) и другие условия их предоставления, в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, а в других - устанавливаются самими перевозчиками.

Уровень тарифов (фрахтовых ставок - на перевозки грузов на морском транспорте) тесно связаны с погрузочным объемом, длиномерностью или тяжеловесностью груза, его стоимостью, состоянием товарного рынка, конъюнктурой фрахтового рынка, условиями рейса судна и связанными с ними расходами. Большую роль играют качественные характеристики груза: его совместимость с другими грузами, род упаковки, его способность влиять на устойчивость судна, подверженность порче и хищению и др.

Таким образом, услуги по перевозкам грузов являются предметом купли-продажи на различных транспортных рынках. Страны, участвующие в междуна­родных экономических связях, продавая и покупая через свои грузовладельческие, транспортные и другие организации транспортные услуги, осуществляют экспорт и импорт своих товаров.

Взаимоотношения участников транспортного процесса регулируются транспортными условиями договора купли-продажи, договорами перевозки, а также другими письменными документами.

В международных перевозках транспортные операции начинаются и завершаются внешнеторговыми сделками, а затраты на транспортировку непосредственно учитываются и включаются в цену товара.

Осуществление процесса транспортировки товара от производителя (продавца) до потребителя (покупателя) связано с необходимостью подготовки его к перевозке, выбору наиболее рациональных транспортных средств и способа транспортирования, а также выполнения ряда коммерческих, санитарно-эпидемиологических и других операций. Для этого в соответствии с транспортными условиями договора купли-продажи товара продавец и покупатель должны заключить договора перевозки и страхования, оплатить расходы по доставке груза перевозчику, комиссионные вознаграждения, а также застраховать товар от возможных рисков.

Различные варианты контрактов по экспорту и импорту товаров изложены в специальном сборнике Международной торговой Палаты (2000, который называется ИНКОТЕРМС-2000 г., а также в целом ряде других международных соглашений. Они в комплексе регламентируют организацию международных перевозок.

Международные транспортные операции.(Лекции)

Казанцева Ольга Васильевна (экзамен)

Курсовой проект. Тема: Выбор оптимального варианта доставки груза (на примере продукции …)

Тема 1. Мировая транспортная система: состояние и тенденции развития.

      Транспорт во внешнеэкономических операциях.

Транспорт – совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств (составов), различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия.

Благодаря транспорту, создаются необходимые условия для завершения производственных процессов по выработке различной продукции. Продукция транспорта – это сам процесс перемещения товара от изготовителя к потребителю

Транспортные операции во внешней торговле по сравнению с операциями, выполняемыми на внутреннем рынке, отличаются большей сложностью. Это объясняется большими расстояниями, большим числом сторон, задействованных в процессе перевозки, а также наличием специфических факторов и условий транспортировки грузов в международной торговле. (см. таблицу 1.1.)

(вставить таблицу).

Транспортное обеспечение внешне экономических сделок является одним из ключевых элементов их эффективной реализации. Под транспортным обеспечением ВЭД понимают – систему, представляющую совокупность технических, технологических элементов, экономических, правовых, организационных воздействиях, форм и методов управления транспортными процессами и операциями.

К особенностям транспортного обеспечения можно отнести то, что продукция транспорта выступает на международных рынках, как объект купли-продажи и поэтому она подвержена воздействию всех факторов, влияющих на развитие мировой экономики в целом. Другой особенностью транспортного обеспечения ВЭД является особо острое восприятие и учет на международных транспортных рынках качества транспортного обслуживания, которое проявляется в цене транспортной продукции.

В международной торговле решение по транспортному обслуживанию принимается до фактического начала перевозочного процесса.

На первом уровне - продавца и покупателя товара.

На втором уровне – изготовителя и продавца.

На третьем уровне – транспортных предприятий и организаций.

Во внешней торговле используются следующие основные виды транспорт:

Железнодорожный;

Морской;

Внутренний водный (речной);

Автомобильный;

Воздушный;

Трубопроводный.

Характеристика отдельных видов транспорта приведена в таблице 1.2.

Вставить таблицу 1.2.

В последнее время технология международных перевозок связана с использованием грузовых терминалов и терминальных комплексов.

Основные операции грузовых терминалов:

    Приемка грузов;

    Погрузка-разгрузка;

    Краткосрочное хранение;

    Сортировка;

    Грузо-переработка партий грузов;

    Маркетинговые исследования транспортного рынка;

    Информационная поддержка сервисных услуг терминалов.

    Коммерческое и информационное обслуживание грузополучателей;

    Проведение расчетов по транспортным и прочим сопроводительным операциям.

При осуществлении внешнеторговых операций, управление транспортировкой состоит из следующих основных этапов:

    Выбор способа транспортировки;

    Выбор вида транспорта;

    Выбор транспортных средств;

    Выбор перевозчиков и экспедиторов.

Международные транспортные операции (МТО) – операции, связанные с перемещением внешнеторговых грузов на внешних участках маршрута перевозки, относительно страны-продавца и страны-покупателя.

    Видом транспорта (водный, ж\д, смешанный и т.д.);

    Транспортной характеристикой груза (сухой, наливной, контейнеропригодный, пакетированный);

    Периодичность перевозки (регулярная и нерегулярная);

    Порядок прохождения границы (перегрузочные и бесперегрузочные перевозки);

    Видом транспортно-технологической системы (пакетная, контейнерная, паромная, баржа-буксирная, река-море);

    Местом завершения перевозки (в соседней стране, транзит, кольцевые перевозки);

    Видом сообщений (прямое или переотправкой).

Классификация международных транспортных операций.

    Необходимо выделить 3 группы транспортных операций, связанных между собой последовательностью их осуществления во временном разрезе.

1-я группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки: планирование внешнеторговой перевозки, анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе, планирование транспортные расходов.

2-я группа операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки: включение транспортных условий в контракт, подготовка товара к транспортировке, заключение договоров перевозки и их оформление, разработка транспортной и товаро-сопроводительной документации, страхование, организация контроля за движением груза, расчетов продавца или покупателя с перевозчиком, оформление таможенных и пограничных, а также санитарных и ветеринарных операций.

3-я группа операций включает в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером и импортером.

    По составу участников международного перевозочного процесса.

Изготовитель продукции;

Продавец и покупатель;

Заказчик;

Экспедитор;

Посредники;

Перевозчик экспортно-импортного груза.

    В зависимости от места проведения транспортных операций.

Операции, осуществляемые внутри страны;

Операции, осуществляемые на территории других стран.

    В зависимости от характера операции.

Основные перевозочные, выполняемые транспортом.

Дополнительные: агентские операции, бункерные операции, страховые, стивидорные операции, операции фрахтования судов, шипчандлерские операции,транспортно-экспедиторские операции.

    В зависимости от вида грузов.

Транспортная характеристика грузов. Все грузы можно отнести к 2 категориям:

Наливные.

Сухие грузы подразделяются на:

Навалочные (перевозимые на валу – уголь, руда);

Насыпные (зерно, цемент, фосфаты);

Генеральные. Термин «генеральные» является внешнеторговым. К ним относятся грузы: штучные, тарно-штучные, тарно-упаковочные. Например: станки, оборудование, товар народного потребления, автомобили и прочее.

Товары, перевозимые наливом: нефть и продукты ее переработки, жидкие химические грузы, растительные масла, жиры, вино и др.

Навалочные, насыпные и наливные грузы имеют одну независимую метрическую характеристику – массу или объем. По генеральным грузам в перевозочных документах указывается количество мест.

Классификация грузов по транспортным характеристикам имеет большое значение с позиции технологии их погрузки, выгрузки, перевозки, перевалки и хранении. Оказывает существенное влияние на принципы формирования транспортных тарифов и выбор условий транспортного страхования грузов.

      Транспортные условия контракта международной купли-продажи.

Транспортные условия представляют собой особый раздел договора международной купли-продажи товаров. Содержание данного раздела контракта зависит от предмета сделки, способа транспортировки и вида груза, базисного условия поставки (ИНКОТЕРМС).

К транспортным условиям относят:

    Сроки отгрузки товара;

    Место и порядок сдачи товара продавцом-покупателю;

    Наименование перевозчика;

    Наименование портов, ж\д станций, пунктов перехода границы, пунктов перегрузки;

    Определение сторон, оплачивающих расходы по транспортировке, погрузочно-разгрузочные работы, прочие расходы;

    Назначение и порядок расчетов с агентами, брокерами, операторами, экспедиторами и другими посредниками.

    Порядок страхования транспортного риска;

    Документы, сопровождающие груз;

    Порядок информирования продавца\покупателя о подходе транспортного средства в пункты, указанные в контракте;

    Сведения о транспортировке груза транзитом через территорию третьих стран.

Ключевым моментом является определение и распределение между сторонами договора расходов, связанных с транспортировкой груза:

Расходы, связанные с:

Подготовка товара к отгрузке (проверка качества, упаковка, маркировка, хранение в пунктах перевалки груза, перевозка товаров до пограничных пунктов, погрузка на транспортное средство, страхование, таможенное декларирование, выгрузка в пункте назначения, оплата ввозных таможенных пошлин и сборов, оплата по доставке товара на склад покупателя).

Транспортная составляющая – это условная величина транспортных затрат, включаемых во внешнеторговую цену товара, в зависимости от установленного в контракте базиса поставки.

Транспортные затраты – фактическая стоимость перевозки экспортно-импортной продукции в процессе реализации торговой сделки.

      Базисные условия поставки.

ИНКОТЕРМС-2010 (вставить)

Распределение обязанностей сторон внешнеторговой сделки, в соответствии с ИНКОТЕРМС (в 1 колонке обязанности продавца, а во второй обязанности покупателя).

2 таблица. Вид транспортировки и соответствующий термин ИНКОТЕРМС.

Тема 8. Международные перевозки

§ 1. Понятие и виды международных перевозок. Особенности правового регулирования

§ 2. Международные воздушные перевозки.

§ 3. Международные железнодорожные перевозки

§ 4. Международные автомобильные перевозки

§ 5. Международные морские перевозки

§ 6. Международные смешанные перевозки

Понятие и виды международных перевозок. Особенности правового регулирования

Понятие международной перевозки. В науке имеется ряд определений международной перевозки, так как единое определение в национальных нормативных и международных актах отсутствует. Международная перевозка – это такая перевозка грузов, пассажиров и багажа, которая осуществляется, по крайней мере, между двумя государствами в соответствии с условиями, предусмотренными межгосударственными соглашениями.

Такое определение достаточно приблизительно. Спорным остаётся вопрос, является ли международной перевозка с территории одного государства на территорию этого же государства, но транзитом через территорию другого государства (например, перевозка из Москвы в Калининград через территорию одной из стран Прибалтики). В ряде Конвенций отмечается, что такая перевозка будет международной при условии остановки на территории этого другого государства.

Так, в соответствии с российским законодательством по автомобильным перевозкам остановка на территории иностранного государства не является обязательным критерием отнесения автомобильной перевозки к международной перевозке.

Следует отметить, что в международных соглашениях по перевозкам даются автономные определения относительно международных перевозок отдельными видами транспорта в отношении различных объектов перевозки, применимые только к перевозкам, регулируемым этими конвенциями. Если перевозка не подпадает под действие соответствующей Конвенции, её международный характер определяется согласно применимому праву. Например, согласно Варшавской конвенции 1929 г. перевозка, при которой место отправления и назначения расположены на территории одного и того же государства – участника считается международной, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является участником Конвенции (п.2 ст.1). Перевозка без подобной остановки не рассматривается в смысле Варшавской Конвенции как международная.

Спорным остаётся и вопрос об отнесении перевозок к международным перевозкам лишь при условии регулирования их международными соглашениями. По мнению некоторых авторов при отсутствии международного соглашения перевозка с пересечением границ не является международной и регулируется национальным законодательством.По логике этих авторов, если страна не является участницей транспортных конвенций, то она не осуществляет международных перевозок. И в Конвенциях, и в национальном праве стран имеются коллизионные нормы, определяющие право, применимое к перевозкам. Речь идёт не о национальных, а международных перевозках, которые по ряду причин регулируются правом, избранным на основе коллизионных норм. В отношении национальных перевозок вопрос о коллизионных нормах вообще не стоит. В частности, одной из таких причин является отсутствие регулирования спорного вопроса в соответствующей Конвенции. Другой причиной может быть неучастие конкретной страны в Конвенции, регулирующей соответствующую перевозку. Так, Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. до сих пор не вступила в силу, но это не означает, что договоры смешанных перевозок грузов из одной страны в другую, заключаемые сторонами, не являются международными. Другое дело, что пересечение границ требует соглашений между государствами, которым принадлежат границы. Что касается регулирования договоров международных перевозок, то они вполне могут регулироваться на основании коллизионных норм (национальных или унифицированных конвенционных), что и делалось до принятия соответствующих Конвенций. В настоящее время международные перевозки на всех видах транспорта урегулированы целым рядом Конвенций, имеющих большое число участников, и практически они большей частью регулируются международными соглашениями.

Особенностью международных перевозок является определение иностранного элемента, делающего перевозку международной. Здесь неприменима традиционная классификация иностранных элементов, характеризующая отношение как международное (трансграничное). Таким иностранным элементом не является субъект перевозочных отношений. Например, иностранная фирма осуществляет перевозку груза в пределах России. Перевозка не является международной. Перевозка является международной, если в соответствии с договором она должна быть осуществлена из одного государства в другое. Иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему суть транспортной деятельности.

Для признания перевозки международной не обязательно, чтобы груз или пассажир фактически пересекали территориальные или таможенные границы государства. Достаточно заключения договора международной перевозки. Например, при утрате груза в пункте отправления из государства А в государство Б перевозка квалифицируется как международная, однако пересечение границ не имеет места. Таким образом, не следует отождествлять заключение договора международной перевозки с её осуществлением.

Виды международных перевозок. Так же как и внутренние перевозки различаются в зависимости от видов транспорта и объекта транспортировки.

По видам транспорта различают: международные автомобильные, железнодорожные, воздушные, речные и морские перевозки; смешанные перевозки;

По объекту транспортировки различают: перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Определённую специфику имеют транзитные, смешанные, контейнерные и комбинированные перевозки.

Особенности правового регулирования. Регулирование международных перевозок осуществляется международными соглашениями, национальным законодательством и обычаями, сложившимися в практике перевозочных отношений.

Правовое регулирование различных видов международных перевозок имеет свои особенности. Вместе с тем, следует отметить общие принципы такого регулирования.

Основное значение в правовом регулировании международных перевозок принадлежит международным договорам. Только в области автомобильного, морского и речного транспорта действует более 110 межгосударственных и межправительственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, участницей которых является Россия.

Международные договоры в основном содержат материальные нормы. Коллизионные нормы конвенций обычно касаются вопросов, не урегулированных материальными нормами. Как правило, они отсылают к праву страны суда. Россия является участницей большинства Конвенций по перевозкам.

В международных договорах по всем видам перевозок решается практически, хотя и по-разному, один и тот же круг вопросов.

Это, прежде всего, требования к перевозочным документам .

Во всех видах международных перевозок регулируются такие вопросы, как ответственность перевозчика и установление её пределов, распределение бремени доказывания вины, закрепление оснований освобождения от ответственности перевозчика, сроки исковой давности и предъявления претензий. Бремя доказывания своей невиновности лежит в основном на перевозчике. Стороны не вправе уменьшить или исключить, но вправе увеличить ответственность перевозчика. При наличии умысла или грубой вины перевозчика или его персонала в причинении вреда пределы ответственности, как правило, не применяются.

Особенностью перевозочных отношений является то, что они тесно переплетаются с отношениями права собственности и иных вещных прав на транспортное средство, обязательствами по причинению вреда, трудовыми отношениями перевозчика с членами экипажей транспортного средства и т.д. Международный характер перевозки создаёт дополнительные трудности при квалификации правоотношений как перевозочных и определении применимого права к различным видам отношений, связанных с перевозкой, поскольку к ним применяются различные коллизионные привязки.

Особенностью договоров перевозки является то, что во многих странах внутренние перевозки подчиняются тем же правилам, что и международные перевозки, т.е. нормам, установленным в международных конвенциях (инфильтрация унифицированных норм международного частного права в национальные правовые системы).

В договорах международной перевозки применяются различные коллизионные привязки: закон места отправления или назначения; закон места заключения договора; закон флага и т.д.

В соответствии с ГК РФ к договорам перевозки всеми видами транспорта применяется право, выбранное сторонами (ст. 1210). Если стороны не выбрали права, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан (п.2 ст.1211). Таким правом является право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности перевозчик (подпункт 6 п.3 ст. 1211). Следует иметь в виду, что в силу п.3 ст.1186 ГК, если договор перевозки урегулирован международным соглашением, содержащим материальные нормы, выбор права с помощью коллизионных норм не производится. Вопросы, не урегулированные в таких конвенциях, решаются с помощью коллизионных норм, установленных в самих конвенциях, которые, как правило, отсылают к национальному праву страны суда. Если же в конвенциях коллизионные нормы отсутствуют, применимое право определяется с помощью коллизионных норм страны суда.

Следует иметь в виду, что в соответствии с российским законодательством (ст.800 ГК РФ) ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется по правилам обязательств вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК), если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчик. Эти правила будут применяться в случае, если в качестве применимого права будет определено российское право.

Международные транспортные организации . Большое значение в деле разработки проектов конвенций, унифицированных правил и технических регламентов принадлежит международным транспортным организациям . Они создаются по видам транспорта.

Самой авторитетной по воздушному транспорту является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Она создана в соответствии с Конвенцией 1944 г. как специализированное учреждение ООН. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. приняла Устав ИКАО.

К основным уставным целям ИКАО относятся:

Обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всём мире;

Организация и координация международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок. Одна из целей ИКАО – предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.

18 приложений к Конвенции 1944 г. являются документами ИКАО – международные авиационные регламенты (стандарты, рекомендательная практика, процедуры).

В рамках ИКАО разработан и принят ряд конвенций, в том числе Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г.

В области морского транспорта действует Международная морская организация (ИМО), созданная в 1949 г. Она представляет собой специализированное учреждение в системе ООН. В настоящее время её членами являются более 160 государств, в том числе и Россия. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем 1974 г., Международная конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. и др.

В 1905 г. образована Балтийская и международная морская организация (БИМКО). Её основная задача – подготовка и пересмотр проформ чартеров и другой транспортной документации; издание типовых форм перевозочных документов. Организации в области водного транспорта являются наиболее многочисленными. Их насчитывается более 100.

На железнодорожном транспорте : Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ), Совет по железнодорожному транспорту государств участников Содружества, Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

В сфере автомобильного транспорта функционируют:

Организация по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП), Международная автодорожная федерация (МАФ), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и др.

На речном транспорте действуют такие известные организации как Дунайская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну.