Нефтеналивной терминал ворота арктики на карте. Проект «Новый порт

Владимир Путин дал сегодня в режиме видеосвязи команду к отгрузке нефти Новопортовского месторождения через новый арктический терминал «Ворота Арктики».

«Мы сегодня начнём новый этап освоения Ямала, по сути новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект - один из самых капиталоёмких в нефтегазовой отрасли в России, - сказал президент. - За последние три года 186 миллиардов было направлено на реализацию этого проекта, применены новейшие технические решения, высокотехнологичные решения, связанные с работой в таких суровых условиях на полуострове Ямал, в самой северной его точке. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем».

О готовности терминала к работе доложил председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер. Он рассказал, что объект находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры, с Новопортовским месторождением терминал соединяет нефтепровод длиной более 100 километров, проектная мощность терминала составляет до 8,5 миллионов тонн.

«Терминал позволяет осуществлять отгрузку нефти в экстремальных природно-климатических условиях: это температура до минус 50 градусов Цельсия, скорость ветра до 40 метров в секунду и толщина льда в Обской губе до 2,5 метров, - сообщил Миллер. - Терминал является морским, с берегом его соединяет морской нефтепровод. Терминал является терминалом башенного типа, высота крана над уровнем воды составляет 61 метр, 78 метров это длина поворотного стола».

Председатель правления «Газпрома» также отметил, что «Ворота Арктики» полностью соответствуют самым высоким требованиям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. На терминале применена так называемая технология нулевого сброса, это значит, что ни при каких условиях вредные, загрязняющие вещества не попадут в акваторию Обской губы.

«Терминал полностью автоматизирован и управляется с берега. Аналогов таких терминалов в мире нет, нет таких промышленных объектов с такими характеристиками за Полярным кругом. Без сомнения, с вводом терминала Россия делает серьезный шаг к дальнейшему освоению богатейших углеводородных ресурсов Крайнего Севера и развития Северного морского пути», - резюмировал Миллер.

После него слово взял генеральный директор «Газпром нефть» Александр Дюков. Он доложил об обустройстве Новопортовского месторождения, долго остававшемся неосвоенным по причине отсутствия технологий по разработке, а также невозможности вывоза, транспортировки нефти с данного месторождения.

«Если говорить о качестве нефти Novy Port, то этот сорт характеризуется высоким качеством, относится к легким нефтям с низким содержанием серы, что дает ему дополнительные конкурентные преимущества на мировых рынках нефти. Эта нефть более качественна, чем нефть марки Brent и торгуется с премией к нефти марки Brent, - представил продукт Дюков. - Мы продолжаем строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении. Расширяем и развиваем наземную инфраструктуру. Ведется строительство мощной электростанции. На Выборгской судоверфи мы приступили к строительству новых современных, мощных ледоколов, которые будут работать на этом проекте».

Глава «Газпром нефти» также заверил президента в том, что многомиллиардные инвестиции в проект обязательно окупятся - за время эксплуатации данного терминала налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 триллиона рублей.

Президент России Владимир Путин в режиме видеосвязи дал старт работе нового терминала «Ворота Арктики» на Новопортовском месторождении, сообщают РИА Новости . Как отметил президент, при строительстве «Ворот Арктики» были «применены новейшие технические решения, связанные с работой в очень суровых условиях на полуострове Ямал».

«Это новый этап освоения Ямала, по сути, новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект – один из самых капиталоемких в нефтегазовой отрасли России», — сказал президент в ходе открытия терминала.

Проект действительно «капиталоемкий»: на его реализацию было направлено 186млрд. рублей «Газпром нефти». Однако, судя по подсчетам гендиректора компании Александра Дюкова, расходы окупятся. «За время эксплуатации данного объекта налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 трлн рублей», — заявил Дюков на открытии терминала.

Ямал находится за Полярным кругом, а Новопортовское месторождение – одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в этом регионе, на которое «Газпром нефть» имеет большие планы. В текущем году компания планирует добыть там 2,5 млн тонн нефти, а в 2018г. – уже 6,3 млн тонн. Однако добычу и транспортировку осложняют экстремальные погодные условия Крайнего Севера: температура воздуха может достигать -50 градусов по Цельсию, скорость ветра – 40 м/с, а толщина льда в Обской губе – 2,5м.

Представители «Газпром нефти» говорят о «Воротах Арктики» как об уникальном, надежном, высокотехнологичном проекте, однако эксперты настроены не так воодушевленно, считая, что строительство подобных терминалов – обычная мировая практика для месторождений, которые удалены от трубопроводной системы. «Примеры есть и в России: нефть с месторождения Требса и Титова транспортируется через терминал «Варандей», выносной терминал есть у «Сахалин-2». Условие нулевого сброса – обязательный стандарт при разработке месторождений Арктики: в отличие от более южных широт нефть здесь не разлагается. А уникальность может заключаться только в крайне суровых условиях строительства», —

Релиз

Сегодня в поселке Мыс Каменный (полуостров Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». В мероприятии приняли участие Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения дал по видеосвязи Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Новопортовcкое нефтегазоконденсатное месторождение — самое крупное по запасам нефти на Ямале — находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. Поэтому было принято решение, что впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывоз ямальской нефти будет осуществляться морским путем.

Использование новейших технологий при создании добычной , транспортной и, главное, отгрузочной инфраструктуры позволило всего за четыре года организовать промышленную добычу нефти на месторождении. Уже в 2018 году здесь планируется добыть 6,3 млн тонн сырья. План дальнейшего развития месторождения будет определен до конца 2017 года.

По нефтепроводу протяженностью более 100 км нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы. Она имеет критически малую для навигации глубину судоходного фарватера — 11 метров, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен непосредственно в море — в 3,5 км от берега. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год. Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Морской терминал «Ворота Арктики» является уникальным сооружением. Терминал рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже —50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать два метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что крайне важно для сохранения экологии Арктики. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

«„Газпром“ последовательно осваивает российскую Арктику. Успешно идет добыча нефти на Приразломном месторождении — единственном на российском арктическом шельфе проекте по разработке углеводородов. На полуострове Ямал полным ходом развивается центр газодобычи, не имеющий мировых аналогов. Теперь здесь вместе с газовым центром мы создаем новую нефтяную провинцию. „Ворота Арктики“ открыты для нефти Ямала, которая будет круглогодично поступать европейским потребителям по Северному морскому пути», — сказал Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

Справка

Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в юго-восточной части полуострова Ямал, в 250 км к северу от г. Надыма и в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы жидких углеводородов категорий C1+С2 составляют более 250 млн тонн. Оператор разработки месторождения — ПАО «Газпром нефть».

Сорт нефти Novy Port относится к сортам средней плотности и содержит меньше серы (около 0,1), чем смесь Urals.

Возможность вывоза нефти морским путем была подтверждена в 2011 году после опытной проводки атомного ледокола из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до мыса Каменный. Первый в российской истории опыт вывоза нефти с Ямала танкером по морю был получен летом 2014 года.

К настоящему времени объем инвестиций в развитие Новопортовского месторождения составил 180 млрд руб., ожидаемые налоговые поступления за время реализации проекта превысят 1,5 трлн руб.

В период разработки месторождения реализуется программа по увеличению популяции северных промысловых рыб. В частности, в 2015 году в Обь и реки Обь-Иртышского бассейна было выпущено около 4 млн мальков муксуна и других видов рыб. В 2016-2018 годах запланирован выпуск еще 24 млн мальков муксуна.

Управление информации ПАО «Газпром»

Я снова на Ямале... Только тут еще снег, я нахожусь совсем в другом районе региона и меня ожидают совсем иные впечатления. Но зато есть повод вспомнить прошлый год и рассказать уже в моем блоге о "Воротах Арктики" (до этого была публикация на Bigpicture - чуть более простая версия).

Самолет от Москвы или Санкт-Петербурга до столицы Ямала донесет вас всего за три часа. Вот Уральские горы, а вот уже и великая Обь под крылом и за ней - Салехард. Казалось бы, недолго, но этого достаточно, чтобы оказаться в бескрайних просторах, богатых археологическими находками, урожаем ягод и грибов, олениной и множеством рыб в реках.

Ямал принято считать газовым краем, но это не совсем так. Тундра хранит в своих недрах еще и черное золото - нефть. И сейчас разработка ямальских месторождений, что ранее было невозможным из-за сложностей в извлечении природных запасов, играет очень важную роль в развитии региона.

Нам (группе журналистов) выдался уникальный шанс посмотреть, пощупать нефть в прямом смысле слова и увидеть, как она добывается. Масштабы производства в сочетании с природой этого края произвели на нас яркое впечатление.

Итак. Раннее утро. Салехард.

Вертолетная площадка и первый в моей жизни полет на вертолете. Небольшой инструктаж, ремни пристегнуты, вместо беруши - наушники в уши, а за бортом бескрайние пейзажи, от которых не оторваться. С нами летит Александр Липатников, начальник отдела эксплуатации нефтеналивного терминала «Ворота Арктики», который больше всех знает о трудностях и особенностях добычи нефти на Ямале. Наш путь лежит к месторождению, неподалеку от села Новый Порт, а на следующий день еще дальше - Мыс Каменный, где находится самый главный объект нашего посещения - нефтеналивной терминал.

По прилету мы сразу отправились на промысел. Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал, а по запасам жидких углеводородов - крупнейшее. Извлекаемые запасы по категории C1 и С2 составляют более двухсот пятидесяти миллионов тонн нефти и конденсата, а также более трехсот двадцати миллиардов кубометров газа. Это очень много!

Если углубиться в историю Ямала, то наличие здесь значительных запасов нефти и газа было доказано еще в 1964 году, однако отсутствие транспортной инфраструктуры, а также сложная геология долгое время оставались непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки Новопортовского. К 1987 году на месторождении было пробурено 117 разведочных скважин, однако в активную фазу проект освоения актива вступил лишь после 2010 года, когда «Газпром» принял решение о его передаче «Газпром нефти». Сегодня оператором проекта выступает ООО «Газпромнефть-Ямал».

Эффективности добычи в условиях арктических широт и вечной мерзлоты компания достигает за счет использования современных технологий. Например, одна из них - бурение многоствольных скважин, что позволяет увеличить зону охвата пласта. Именно здесь пробурена многоствольная скважина с длиной горизонтального участка в 2000 метров. Этот показатель является рекордным для «Газпром нефти».

Кстати, о рекордах. На промысле работают действительно увлеченные люди, впрочем, других этот край и не признает. Нужно быть упертым и любить свое дело, чтоб проводить вахты в этих условиях. Удивительным открытием оказалось, что бригады не просто ставят рекорды по темпам строительств скважин, но еще и соревнуются между собой. Здесь присутствует все: и названия команд, и соревновательный процесс. У рекордсменов имя команды как раз соответствующее - «Победа» (как корабль назовете, так он и поплывет). А есть даже «Снежные барсы». Когда-то на строительство скважин уходило в среднем 40 суток, сейчас же - 22, а есть и рекорд - 14 дней!

Новопортовское месторождение растет быстрыми темпами. По состоянию на июль 2017 года пробурены 84 скважины, а планируется почти четыреста! Вы только подумайте о масштабе богатств этого края.

Конечно же, для такой усердной работы и условия должны быть соответствующие. Построена опорная база промысла с общежитием, налажена инфраструктура для быта. Всего на вахте работает около 450 человек. Часть работников живут по-прежнему в вагончиках, но в комфортабельных - даже полы с подогревом. Уже в следующем году должен войти в строй жилой комплекс на 600 человек, будет запущена газотурбинная электростанция, которая обеспечит электроэнергией не только объекты нефтяников, но и ближайшие поселки.

Освоение территории не может проходить без взаимодействия с местным населением. «Мы здесь в гостях», - признается начальник промысла Владимир Саблин, поэтому принимаются все меры, чтобы максимально обезопасить природу от вторжения человека и конечно же жить в дружбе и согласии с кочевыми народами, которые издревле живут в тундре.
Трубопроводы подняты над землей так, чтобы не мешать оленям, на месте сложившихся веками троп животных сделаны безопасные переходы через трубопроводы, чистятся сезонные дороги. В общем, «Газпром нефть» делает все для того, чтобы не мешать местным жить, как им удобно. Очень приятно удивляет подобный симбиоз крупного предприятия и населения. Так, совместными усилиями возобновили праздник оленеводов, не показушный, а самый настоящий, куда съезжаются со всех концов бескрайней Ямальской тундры, проводят день рыбака и вообще всячески откликаются на нужды населения.

Кстати, к разговору об экологической чистоте. «Газпром нефть» совместно с ведущими российскими НИИ проводит оценку уровня антропогенного воздействия на флору и фауну полуострова Ямал, в том числе на виды, занесённые в «Красную книгу». К примеру, планируется провести опытные работы по определению растений, которые можно наиболее эффективно использовать для восстановления нарушенных поверхностных слоев почвы в ямальской тундре.

Вы только посмотрите, где трясогузка сделала гнездо? Прямо в основании цистерн резервуарного парка Центрального пункта сбора нефти.

Хотите попробовать нефть? - задали нам очень нетривиальный вопрос. Конечно же да! Правда не на вкус, как вам могло показаться. А вот потрогать и понюхать - пожалуйста! Это очень интересный опыт. И да, запах напоминает бензиновый и этим ямальская нефть отличается от других брендов.


Здесь на Новопортовском месторождении добывают уникальный сорт нефти, который так и называется - Novy Port. Эта нефть очень привлекательна для покупателей, ее знают и ценят в Европе за высочайшее качество, то есть низкое содержание серы (около 0,1%), воды, других примесей. Novy Port превосходит не только российскую смесь Urals, но и европейский маркерный сорт Brent. На сегодняшний день Novy Port можно с уверенностью назвать брендом Ямала.


Коротко о том, какой путь проходит нефть. Из скважин на узел дополнительных работ поступает нефтяная эмульсия, которую нужно избавить от воды и газа. Сначала смесь встречается с двумя видами сепараторов, потом отделившийся газ уходит на блок подготовки топливного газа для местной электростанции и факельных установок, а водонефтяная смесь идет через следующую сеть сепараторов, после которых выходит основательно подогретая, до 40-45 градусов, без газа и с водой на уровне 0,03 процента.
Подготовленная товарная нефть по стокилометровой трубе уходит из Нового Порта в Мыс Каменный, оттуда терминалом «Ворота Арктики» отгружается на танкер, который идет через Мурманск покупателю в Европу.


Вот и мы по пути следования нефти полетели на Мыс Каменный к «Воротам Арктики», чтоб своими глазами увидеть, как это происходит и, чтобы навсегда влюбится в эти суровые дали, не переставать восхищаться трудом людей, которые здесь несут вахту.

То, что Новопортовское месторождение уникальное, думаю, вы уже поняли. Но «Ворота Арктики» еще сильнее выделяют его среди других месторождений. Только подумайте, впервые в истории развития нефтегазовой промышленности в России круглогодичная транспортировка нефти осуществляется не по трубопроводам, а Северным морским путем. Чтобы это стало возможным, проделана огромная работа специалистов, в результате которой построен крупный нефтеналивной терминал - единственный, расположенный в пресных водах за Полярным кругом, аналогов ему нет в мире.

«Ворота Арктики» рассчитаны на работу в экстремальных природно-климатических условиях. Мощность терминала по перевалке сырья — 8,5 млн тонн/год. Огромная конструкция имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Принцип «нулевого сброса» исключает любой контакт продукта с атмосферой, что крайне важно для сохранения экологии Арктики.


С удивлением узнаем из разговора с операторами терминала, что работать зимой гораздо комфортнее - нет волны и ветра. В зимний период «Ворота Арктики» более доступны в плане выездов специалистов, обслуживания, постановки танкеров под отгрузку. Но как можно подниматься на высоту более 80 метров в мороз? В основном все механизировано и управляется на расстоянии, из центра, где стоит все необходимое оборудование и видеонаблюдение. Здесь же, на берегу, находится и лаборатория, которая контролирует качество передаваемой нефти и выдает сертификат на партию, загружаемую на танкер в данный момент.

Первая отгрузка сырья с помощью терминала состоялась 25 мая 2016 года, команду к запуску дал Президент России Владимир Путин. С этого времени в Европу ушло не мало тысяч тонн новопортовской нефти. Весной этого года «Газпромнефть-Ямал» отгрузил юбилейную - пятимиллионную - тонну сырья на танкер «Штурман Альбанов».

К слову о морских судах. «Газпром нефть» специально для работы на проекте «Новый Порт» развивает собственный флот. До конца 2017 года к транспортировке нефти поступят шесть танкеров наивысшего арктического класса - Arc7. Такой танкер способен перевозить по 40 тысяч тонн, преодолевать Северный морской путь по льдах толщиной 1,8 метра.

Параллельно на Выборгском судостроительном заводе строятся дизель-электрические ледоколы, которые будут носить титул самых мощных ледоколов в Арктике. Их главной задачей станет - обеспечение отгрузки нефти и сопровождение танкеров. Таким судам не страшен мороз даже в минус 50 градусов.

Путешествие на Мыс Каменный подходит к концу, можно еще выйти на берег Обской губы, кинуть монетку и загадать желание, ведь эти края еще хранят в себе много интересного и неизвестного, может, это новые месторождения, а, может, новые люди, которые встретятся нам на пути. Кто знает. Точно уверена в одном, что Ямал - удивительный край с удивительными открытиями внутри и с замечательными людьми, которые осваивают эту суровую землю и живут тут.