Отечественное оружие и военная техника. ПАК ДП: ожидается мировой рекорд скорости Миг пак

В настоящее время российская авиационная промышленность занимается модернизацией самолетов-перехватчиков МиГ-31 по новому проекту МиГ-31БМ. Предлагаемая замена комплектующих, узлов и агрегатов позволяет повысить характеристики техники, а также продлить сроки ее службы. Тем не менее, уже сейчас авиастроители занимаются проработкой облика перспективной машины, которая в будущем заменит существующие самолеты. Этот проект известен под названием «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП. Кроме того, неоднократно упоминалось возможное название серийных перехватчиков – МиГ-41.

По имеющимся данным, работы по проекту ПАК ДП стартовали несколько лет назад, однако по ряду причин программа до сих пор остается на ранних стадиях. Из-за этого, в частности, неоднократно сообщалось о тех или иных планах военных и конструкторов, но большая часть технических подробностей пока остается неизвестной. Возможно, в некоторых случаях это связано с продолжающимся формированием облика перехватчика и отсутствием соответствующих наработок.

Впервые о намерениях военного ведомства получить новый перехватчик для замены МиГ-31 было объявлено в 2013 году. Тогда главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал о планах военного ведомства по созданию перспективного самолета. На тот момент рассматривалась возможность разработки проекта в рамках текущей Госпрограммы вооружений. В таком случае проект должен был появиться до 2020 года. Последующее серийное производство самолетов позволило бы к 2028 году полностью заменить все имеющиеся машины типа МиГ-31.

Перехватчик МиГ-31БМ. Фото Wikimedia Commons

Следующие сообщения появились в начале весны 2014 года. По данным того времени, начальник Генерального штаба подписал документ о начале разработки нового самолета, предназначенного для замены существующей техники. Отмечалось, что перспективный перехватчик будет разрабатываться на основе имеющегося МиГ-31 и получит обозначение МиГ-41. Технические подробности нового проекта не уточнялось, хотя высказывались различные оценки. К примеру, утверждалось, что максимальная скорость нового МиГ-41 может превышать М=4.

Через несколько месяцев появились новые сведения о проекте, затрагивавшие тему сроков его реализации. В августе 2014 года главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал, что уже начаты научно-исследовательские работы по программе ПАК ДП, а с 2017-го стартуют опытно-конструкторские. По оценке командующего, серийные самолеты нового типа должны были пойти в войска к 2025 году. Нетрудно заметить, что примерно за год планы заметно изменились, однако теперь они выглядели более проработанными.

Задолго до планируемого начала опытно-конструкторских работ, в феврале 2015 года, руководство российской самолетостроительной корпорации «МиГ» выразило готовность к участию в новой программе ПАК ДП. Глава организации Сергей Коротков отметил, что проект такого масштаба может осуществляться только в рамках государственной программы. РСК «МиГ» имеет большой опыт в деле разработки самолетов-перехватчиков, и потому могла бы принять участие в планируемых работах. Вскоре С. Коротков рассказал, что его корпорация в инициативном порядке разрабатывает перехватчики тяжелого класса, способные в перспективе заменить имеющуюся технику.

В августе 2015 года командование военно-воздушных сил объявило об изменении текущих планов. В. Бондарев заявил, что опытно-конструкторские работы по теме ПАК ДП начнутся не ранее 2019 года, т.е. на два года позже изначально планировавшихся сроков. В то же время, подобное изменение графика работ не должно будет сказаться на состоянии парка перехватчиков, имеющегося у ВВС. Для сохранения требуемого потенциала следовало продолжать модернизацию строевой техники.

Тогда же, в августе 2015-го, намерение участвовать в программе «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» выразила еще одна организация оборонной промышленности. Генеральный директор Научно-исследовательского института приборостроения имени В.В.Тихомирова» (г. Жукорвский) Юрий Белый рассказал о начале работ по формированию облика радиоэлектронных систем будущего самолета. Он отметил, что создание РЛС «Заслон», используемой на перехватчиках МиГ-31, стала этапной для НИИП им. Тихомирова, а сама станция в итоге оказалась «визитной карточкой» организации. В связи с этим институт проявил интерес к новой программе и решил присоединиться к ней.

На тот момент уже проводились научно-исследовательские работы по определению облика авионики самолета ПАК ДП. Рассматривалась возможность создания нового комплекса на основе изделия «Заслон» или более новых систем типа «Барс», «Ирбис» и т.д. Среди прочего, изучалась возможность разработки перспективной РЛС и сопутствующего оборудования на базе аппаратуры, созданной для истребителя пятого поколения ПАК ФА / Т-50. При этом, однако, по состоянию на август 2015 года НИИП им. Тихомирова еще не был официально назначен разработчиком бортовых радиоэлектронных систем.

В декабре 2015 года о ходе работ вновь рассказал генеральный директор РСК «МиГ». По словам С. Короткова, корпорация уже начала разработку нового самолета-перехватчика. К этому времени специалисты имели понимание, каким должен быть перспективный ПАК ДП, и начали определять его технический облик. В частности, в проекте планировалось использовать самые современные материалы и новые принципы военного авиастроения. При этом все работы, как утверждалось, проводились за счет государственного бюджета. Какие-либо сведения о завершении тех или иных работ тогда не оглашались.

В дальнейшем тема разработки перехватчика ПАК ДП неоднократно поднималась различными официальными лицами и средствами массовой информации, но новые сведения о сроках выполнения работ, планах заказчика и промышленности или технические подробности проекта не появлялись. В результате за весь 2016 год и первые месяцы текущего 2017-го объем доступной информации о перспективной программе почти не поменялся.

Всего несколько дней назад, 14 июня 2017 года издание «Коммерсант» опубликовало интервью с новым генеральным директором корпорации «МиГ» Ильей Тарасенко. В ходе беседы с журналистами руководитель предприятия рассказал о последних преобразованиях, планах по развитию корпорации, а также об имеющихся успехах в деле разработки и строительства авиационной техники. Среди прочего, была затронута тема создания перспективного самолета-перехватчика. По словам И. Тарасенко, в настоящее время конструкторы «МиГ» работают над концепцией проекта и прорабатывают облик самолета. Работы ведутся в инициативном порядке, но с привлечением смежных организаций.

Пока новый самолет ПАК ДП не готов к серийному производству и эксплуатации, войска должны будут использовать модернизированные машины МиГ-31. Согласно нынешним планам, в будущем военному ведомству может быть предложен еще один проект модернизации имеющейся техники. Впрочем, к тому времени, когда обновленные МиГ-31БМ вновь будут нуждаться в ремонте и модернизации, новый ПАК ДП планируется довести до эксплуатации. Пока же ведется проработка облика будущего перехватчика, а также модернизация состоящих на вооружении машин.

Возможность замены перехватчиков МиГ-31 в отдаленном будущем обсуждалась на протяжении долгих лет, однако до определенного времени не выходила за рамки разговоров и предварительных проработок. Только в 2013 году было принято принципиальное решение о разработке нового самолета требуемого типа. Тем не менее, в связи с наличием удачного проекта модернизации имеющейся техники, разработку новой программы ПАК ДП сместили на несколько лет вперед. Из-за этого, как неоднократно сообщалось, первые серийные перехватчики нового типа отправятся в войска только в середине следующего десятилетия.

Согласно последним сообщениям на этот счет, опытно-конструкторские работы по теме «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» стартуют только в 2019 году. Пока же авиационная промышленность и смежные предприятия занимаются научно-исследовательскими работами, целью которых является формирование технического облика и создание требований к машине. Как следствие, на данный момент рано говорить о каких-либо технических подробностях проекта. В то же время, на протяжении нескольких последних лет неоднократно упоминались некоторые варианты возможного подхода к созданию ПАК ДП и, как следствие, особенности его облика.

Еще в 2013-14 годах несколько раз упоминалось, что новый перехватчик ПАК ДП / МиГ-41 может быть разработан на основе существующего самолета МиГ-31. Такая версия до сих пор имеет своих сторонников, однако пока не получила официальных подтверждений. Более того, в ходе нынешних научно-исследовательских работ подобный подход к созданию новой техники могут посчитать невыгодным. В результате этого новый самолет вряд ли будет основываться на идеях и решениях существующего проекта. В то же время, нельзя исключать определенное сходство, обусловленное реализацией тех или иных концепций.

Следует отметить, что первая попытка создания замены для МиГ-31 была предпринята еще в восьмидесятых годах. В рамках проекта с рабочим названием «701» предполагалось создать перспективный дальний перехватчик, отличающийся значительным ростом основных характеристик. В итоге был предложен самолет, построенный по схеме «бесхвостка» с развитым центропланом и передним горизонтальным оперением. Два двигателя планировалось размещать над крылом в хвостовой части машины. При взлетной массе более 70 т такой самолет мог бы брать на борт более 12 т вооружения, в том числе ракеты «воздух-воздух» большой дальности. Максимальную скорость планировалось довести до 2500 км/ч, дальность – до 7 тыс. км. Проект был остановлен в начале девяностых годов в связи с отсутствием финансирования.


Возможный облик самолета "701". Рисунок Bastion-opk.ru

В сложившейся ситуации фактически отсутствует возможность спрогнозировать облик будущего ПАК ДП, не допустив серьезные ошибки. Можно лишь пытаться представить те или иные особенности подобной техники, при помощи которых она сможет не только полноценно заменить имеющиеся машины, но и дать воздушно-космическим силам новые возможности. Очевидно, что нынешние предположения могут совпасть с реальным результатом программы ПАК ДП, но вероятность этого не слишком велика.

Важнейшей особенностью серийных МиГ-31 является максимальная скорость полета до 3000 км/ч, позволяющая им в кратчайшие сроки выходить на рубеж пуска ракет. Нельзя исключать, что при формировании облика перспективной машины военное ведомство сочтет необходимым сохранение подобных возможностей. Еще одной характерной чертой существующей техники является РЛС «Заслон» / «Заслон-М», позволяющие обнаруживать крупные объекты на дистанциях до 400 км. Современный прогресс в области радиоэлектронных систем, как минимум в теории, позволяет получить новый прирост характеристик с очевидными последствиями для боевой эффективности. Наиболее мощным МиГ-31 является ракета большой дальности Р-33, последние модификации которой способны поражать цели на дистанциях около 300 км.

Нетрудно заметить, что серьезный рост боевой эффективности перехватчиков может быть получен даже при сохранении «платформы» в виде планера с силовой установкой. Таким образом, вариант с глубокой модернизацией самолета МиГ-31, подразумевающей использование новой авионики и перспективного оружия, выглядит весьма интересным. Тем не менее, в силу тех или иных причин авторы технического задания программы ПАК ДП могут отвергнуть эту возможность и порекомендовать разработку перехватчика с нуля, пусть даже и с использованием имеющихся наработок.

По имеющихся данным, вопросы технического облика «Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата» рассматриваются специалистами до сих пор, и этот этап программы будет продолжаться в обозримом будущем. Разработка проекта ПАК ДП / МиГ-41 стартует только в конце текущего десятилетия, а первые ощутимые результаты будут получены лишь в середине двадцатых годов. До появления достаточного количества новых самолетов задачи перехвата будут решаться машинами МиГ-31 существующих модификаций.

Существующие планы по развитию группировки самолетов-перехватчиков не отличаются высокой скоростью выполнения, но их реализация позволит сохранять требуемую обороноспособность в течение нескольких следующих десятилетий. Разработка проекта ПАК ДП, стартующая в 2019 году, со временем приведет к постепенной замене имеющихся МиГ-31 и соответствующему росту потенциала воздушно-космических сил. Пока же следует ждать новые сообщения о ходе программы, которые, в частности, смогут раскрыть и технические особенности перспективного проекта.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://kommersant.ru/
http://bastion-opk.ru/

Для выполнения задач ПВО в небе Арктики требуются перехватчики с большой скоростью полёта и большим радиусом действия. Именно такими машинами являются дальние тяжёлые перехватчики МиГ-31 и МиГ-31 БМ, которые вместе с другими типами самолётов образуют мощный кулак арктической ПВО. Планируется также, что к концу 2020-х годов на боевое дежурство в северных широтах (и не только) заступят перспективные авиационные комплексы дальнего перехвата (ПАК ДП).

Что касается МиГ-31, то следует напомнить, что конструкция этого самолёта была выбрана и оптимизирована именно под условия сверхзвукового полёта на скорости 3000 км/ч (2,8 Маха). Его корпус, состоящий на 55% из стали, на 33% из высокоустойчивого алюминиевого сплава и на 13% из титана, хорошо выдерживает тепловые нагрузки от кинетического нагрева именно на этих рабочих скоростях.

Но ПАК ДП, которому, например, придётся иметь дело с типа разрабатываемых США SR-72, видится только гиперзвуковым. Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур предполагает, что ПАК ДП должен летать на скоростях не ниже 4-4,3 М (4500 км/ч). Однако в таких условиях начинает резко расти кинетический нагрев. Металлический корпус МиГ-31 на подобные нагрузки просто не рассчитан. Значит, должны быть другие решения, потому что использование МиГ-31 в качестве прототипа ПАК ДП исключается. Как на самом деле будет выглядеть самолёт для арктического перехвата, можно будет узнать, лишь дождавшись результатов проработки проекта. ПАК ДП потребует решения проблем гиперзвуковой аэродинамики, тепловых нагрузок, выбора конструкционных материалов, компоновки, режимов работы двигателей, решения проблемы размещения вооружения на самолёте и его отделения на гиперзвуковых скоростях, а также многих других проблем, которые неизбежно возникнут в процессе разработки самолёта.

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 хоть и является засекреченным проектом, тем не менее, находится у всех на слуху. Однако это далеко не единственная разработка российских авиаконструкторов. Что известно про другие разрабатываемые авиакомплексы?

ПАК ДА – перспективный авиационный комплекс дальней авиации, работы по которому были запущены в 2009 году. В результате планируется получить единый тип дальнего бомбардировщика, который составит компанию Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Контракт на разработку выиграло ОАО «Туполев», после чего прошел этап определения облика машины.
Техническое задание на бомбардировщик военные выдали в декабре 2011 года, а к началу 2012 года была завершена научно-исследовательская часть программы и начата разработка аванпроекта.
Считается, что машина будет дозвуковой, выполненной по схеме «летающее крыло»; требования к самолету формулировались исходя из экономичности силовой установки и увеличения времени патрулирования с высокой боевой нагрузкой. В состав бортового вооружения включат значительный перечень управляемого оружия, в том числе перспективных гиперзвуковых крылатых ракет. В корпорации «Тактическое ракетное вооружение» отметили, что дополнительно в боекомплект войдут ракеты типа «воздух-воздух». Двигатели для самолета делает ОАО «Кузнецов» на базе модернизированных НК-32 от Ту-160.

ПАК КА - комплекс корабельной авиации, новый палубный самолет, младший брат ПАК ФА. Работа в этом направлении еще только началась и по большей части не оформлена. Но точно известно, что гипотетический ПАК КА будет создаваться на базе ПАК ФА.

ПАК ТА - разработка семейства новых тяжелых и сверхтяжелых военно-транспортных самолетов (комплекса транспортной авиации) началось в 2013 году в рамках проекта «Ермак», или ПТС (перспективного транспортного самолета).
Согласно планам, в проекте будет создана целая линейка унифицированных по бортовому оборудованию машин с максимальной грузоподъемностью от 80 до 200 тонн.

ПАК ДП - перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата, который будет разрабатываться для замены перехватчиков МиГ-31, которые занимают особую нишу в обороне страны от средств воздушного нападения (в том числе от крылатых ракет). МиГ-31 используются для усиления ПВО плохо защищенных участков границы - в частности, до недавнего времени они составляли основу российской арктической группировки ПВО.
Самолеты типа МиГ-31 не зря прозвали «летающими ЗРК»: их радары и система управления огнем (бортовой комплекс «Заслон») дают им солидные возможности по контролю воздушного пространства и перехвату целей (в том числе групповых). У МиГ-31 есть возможность работы в режиме самолета радиолокационного дозора и наведения для других машин.

ПСШ - перспективный самолет-штурмовик на базе самолета типа Су-25. Разработчики решили создать самолет с минимальными конструктивными изменениями относительно базового Су-25. В частности, планируется, что он получит усовершенствованные двигатели Р-195 и практически полностью сохранит планер. Машина получит новый прицельно-навигационный комплекс и возможность применять новые управляемые средства поражения (в том числе со спутниковой системой наведения). Также будут проведены работы по снижению радиолокационной заметности самолета.

12 августа 2015 года агентство РИА Новости , главнокомандующий Воздушно-Космических сил (ВКС) России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил в среду журналистам, что о пытно-конструкторские работы по разработке перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП), который в будущем сменит МиГ-31, начнутся не ранее 2019 года.

"Начало проведения опытно-конструкторской работы по созданию ПАК ДП спланировано не ранее 2019 года. В настоящий момент Министерство обороны России успешно проводит модернизацию существующих комплексов перехвата — самолетов МиГ-31", — сказал Бондарев.

Бондарев отметил, что сроки проведения ОКР по созданию ПАК ДП не скажутся на состоянии парка истребителей-перехватчиков ВКС.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 (бортовой номер "91 синий") из состава 22-го истребительного авиационного полка 303-й смешанной авиационной дивизии еще 3-го командования ВВС и ПВО Восточного военного округа. Центральная Угловая, июнь 2014 года (с) alexeyvvo.livejournal.com

В свою очередь генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова» («НИИП имени В.В. Тихомирова», находится в Жуковском) Юрий Белый 12 августа заявил , что в "НИИП имени В.В. Тихомирова" уже начаты р аботы по определению облика радиоэлектронного комплекса перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП), который в будущем заменит МиГ-31 .

"Разработка системы "Заслон" истребителя-перехватчика МиГ-31 явилась этапной для нашего института и стала его "визитной карточкой". Поэтому, конечно, мы не могли остаться вне участия в работе по созданию нового радиоэлектронного комплекса для ПАК ДП. Начаты научно-исследовательские работы по определению облика системы на базе не только модернизированного "Заслона", но и всех последних разработок, включая "Барс", "Ирбис", радиоэлектронная система для ПАК ФА и других", — сказал Белый.

Он отметил, что для нового перехватчика должны быть разработаны на современной основе и все остальные системы.

"В случае если НИИП будет выбран разработчиком радиоэлектронного комплекса, то необходимо будет обеспечивать взаимодействие со всеми бортовыми системами. К этому мы тоже готовы, необходимый опыт имеется", — добавил гендиректор разработчика.

НИИП — разработчик систем управления вооружением (СУВ) истребительной авиации, а также разработчик зенитных ракетных комплексов средней дальности ПВО Сухопутных войск, задачей которых является защита от средств воздушного нападения. В настоящее время акционерами "НИИП имени В.В. Тихомирова" являются "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" (56% акций) и "Концерн Радиоэлектронные Технологии" (44%), входящий в госкорпорацию "Ростех".

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», используя внутренние экономические резервы, ведет разработку нового перехватчика, который должен заменить МиГ-31. Об этом сообщил генеральный директор корпорации Илья Тарасенко . Разработка на аналогии с перспективными истребителем и бомбардировщиком называется «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП).

В настоящий момент разработка на стадии выбора концепции самолета и проработки его технического облика. То есть — до получения полностью готового продукта, исходя из опыта создания подобного рода машин, уйдет еще как минимум 10 лет. Именно эти сроки называют в корпорации — 2028 год. Дата привязана и к тому моменту, когда МиГ-31 потребуется следующая модернизация. Если в срок появится новый истребитель, модернизации, скорее всего, и не понадобится.

Казалось бы, к 2028 году МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, совсем состарится. Ему будет почти полсотни лет, что нормально разве что для самолетов Военно-транспортной и Дальней авиации. Однако, как выясняется, советские еще конструкторы заложили в наш перехватчик громадный летно-технический ресурс. Самолет в настоящее время является абсолютным рекордсменом по скорости среди всех, в том числе и лучших зарубежных истребителей. И оснащен самой дальнобойной в мире ракетой «воздух-воздух».

То есть, когда натовские самолеты-разведчики опасно приближаются к российским границам, МиГ-31 способен, особо не напрягаясь, догнать их и дать сокрушительный ответ. Если же надумают наведаться к нам «незванными гостями» лучшие в мире американские истребители F-22, то и у них невелики шансы безнаказанно вернуться на свои аэродромы. Поскольку МиГ-31 в связке с наземными комплексами Радиотехнических войск способен бороться с любым самолетом-невидимкой. И принцип «раньше увидел — раньше поразил» на стороне российского перехватчика со сверхдальней ракетой, наводящегося на цель, скажем, с помощью РЛС «Небо-М».

К тому же совсем недавно перехватчик модернизировали до модификации МиГ-31БМ. И это вполне современный, с точки зрения качества авионики, истребитель.

О том, что российский самолет сильно опередил свое время, свидетельствуют неопровержимые факты. Этот истребитель, ставший первым советским самолетом четвертого поколения, начал поступать в части авиации ПВО в 1980 году. И до 2000 года был единственным в мире с бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой. До сих пор МиГ-31 является самым скоростным (3000 км/ч) и высотным (20000 м) в мире. В свое время американцы пытались превзойти его возможности, разработав перехватчик F-14 Tomcat, который также вооружили ракетой большой дальности. Однако F-14 по основным характеристикам не смог даже приблизиться к МиГу.

Главное качество перехватчика — предельный рубеж перехвата. То есть удаление цели, когда перехватчик, стартовав по тревоге, способен догнать ее и уничтожить. При скорости цели в 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее, чем на расстоянии в 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.

И это при том, что дальность ракет у «американца» на 25 км выше — 185 км против наших 160 км. Однако возможности бортовых РЛС несоизмеримы. F-14 мог одновременно отслеживать лишь 4 цели, МиГ-31 — 18.

В 2006 году F-14 был снят с вооружения. И заменен на авианосцах многоцелевым истребителем F/A-18E/F Super Hornet. Он имеет более ограниченные возможности воздушного перехвата, чем F-14. При примерно одинаковых с F-14 летных характеристиках его ракеты имеют дальность 40 км. А сухопутных перехватчиков у США вообще нет, поскольку американцы считают, что Североамериканский материк недоступен для авиации противника.

А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится модернизация перехватчика до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Добавили супердальнобойную ракету Р-37, летающую на 300 км. А пушку сняли, поскольку она не имеет никакого смысла для дальнего перехватчика, которому нет необходимости ввязываться в ближний бой. Именно по этой причине у самолета низкая максимальная техническая перегрузка — всего 5g. В то же время у современных истребителей, предназначенных для завоевания господства в воздухе, этот параметр доходит до 9,5g.

Важнейшее обновление — РЛС «Заслон-М». Станция обнаруживает бомбардировщики, находящиеся на расстоянии 400 км, истребители — на 320 км. При этом осуществляется сопровождение 24 целей, одновременно можно атаковать до 8. Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость до 5 М. А также спутники на низких (до 150 км) орбитах.

В МиГ-31БМ появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М — 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Установлена двухканальная оптико-локационная система, позволяющая осуществлять поиск целей без включения РЛС, чтобы снижать заметность перехватчика.

Также на самолет установлена современная станция радиоэлектронной борьбы, работающая в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Есть возможность автоматической наводки на цель с наземного или воздушного КП.

Для МиГ-31БМ несколько расширили круг решаемых задач. Теперь самолет способен работать и по наземным целям — в боекомплект введены противорадиолокационные ракеты, ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы.

Таким образом, МиГ-31БМ упрочил свое положение лучшего в мире перехватчика. Однако в конце 2020-х годов его придется заменять на новый самолет, который должен решать те же самые задачи, но на более высоком техническом уровне.

О перспективной разработке мало что известно. Наверняка можно сказать лишь, что это будет самолет пятого поколения. С присущими этому поколению качествами — РЛС с активной фазированной антенной решеткой, бесфорсажная сверхзвуковая скорость, низкая заметность, встроенность в единое информационное поле для проведения сетецентрических операций, высокий уровень компьютеризации, когда система управления способна «мыслить» на уровне пилота и оператора. При этом сверхманевренность не понадобится.

Определенный задел для создания новой машины у РСК «МиГ» имеется. Здесь в 80-е годы проводились активные работы по развитию линии успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. К концу 80-х годов были созданы пять прототипов, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. Был частично скорректирован планер, повышена на 5 тонн взлетная масса, появилось новое оборудование. Начались испытания. Однако вскоре закончились деньги и всё встало.

Что-то из этого было использовано в МиГ-31БМ. Что-то может пригодиться для ПАК ДП. Также ОКБ может использовать задел по фронтовому истребителю МиГ-1.44, прототип которого уже летал, но впоследствии работа была свернута. Этот самолет способен развивать скорость, равную 3200 км/ч.

Однако американский журнал The National Interest, порой распространяющий самые невероятные слухи, похоже, знает о новой разработке даже то, что неведомо и самим разработчиком. Он утверждает, что новый перехватчик (неверно называя его МиГ-41) будет развивать гиперзвуковую скорость (правда, чуть меньшую — 4500 км/ч) и получит на вооружение гиперзвуковыми ракетами.

Однако этого авторам публикации показалось маловато. Приводится высказывание некоего «авиационного эксперта»: «Новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 90-х под шифром „проект 701“. Новая разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным боевым самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег».

Несомненно, американские пилоты почитывают такое для того, чтобы поднять настроение. Этакий Петросян по-американски.