Все о нефти. История открытия нефти 1 история как и кто нашел нефть

Доля нефти в общем потреблении энергоресурсов постоянно растет: если в 1900 году на долю нефти приходилось 3% мирового энергопотребления, то к 1914 году ее доля выросла до 5%, в 1939 году - до 17.5%, достигла 24% в 1950 году, 41.5% в 1972 году и примерно 65% - в 2000 году.

Примерно 3 тыс. лет до н. э. Жители Ближнего Востока начинают использовать нефть в качестве топлива, для изготовления оружия, для светильников и строительного материала (битум, асфальт). Нефть собирали с поверхности открытых водоемов.

347 год н. э. В Китае впервые пробурили скважины в земле для получения нефти. В качестве труб использовались полые стволы бамбука.

7 век н. э. В Византии или Персии изобретено супероружие того времени - "греческий огонь", изготавливаемый на основе нефти.

1264 год. Итальянский путешественник Марко Поло, проезжавший по территории современного Азербайджана, сообщил, что местные жители собирали нефть, просачивающуюся из земли. Примерно в это же время отмечено начало торговли нефтью.

Примерно 1500 год. В Польше впервые стали использовать нефть для освещения улиц. Нефть поступала из района Карпат.

1848 год. Первая в мире нефтяная скважина современного типа пробурена на Апшеронском полуострове неподалеку от Баку.

1849 год. Канадский геолог Абрахам Геснер\Abraham Gesner впервые получил керосин. В 1857 году была изобретена керосиновая лампа. Это изобретение позволило сохранить мировое поголовье китов, поскольку керосин, заменивший китовый жир, стал более популярным и удобным источником энергии для освещения жилищ. До начала массового производства керосина галлон (около 4 литров) китового жира стоил около $1.77. После появления керосиновых ламп цена упала до $0.40 - керосин продавался по цене $0.07 за галлон. Мировой китобойный промысел оказался в глубоком кризисе.

1858 год. Нефть начали добывать в Северной Америке (Канада, провинция Онтарио).

1859 год. Начало нефтедобычи в США. Первая скважина (глубиной 21 метр) пробурена в штате Пеннсильвания. Она позволяла добывать 15 баррелей нефти в день.

1962 год. Появление новой единицы объема, которой измерялось количество нефти -"баррель"\ barrel\"бочка". Нефть тогда перевозили в бочках - железнодорожные цистерны и танкеры еще не были изобретены. Баррель нефти равен 42 галлонам (в одном галлоне примерно 4 литра). Этот объем нефтяной бочки равен официально признанному в Великобритании объему бочки для перевозки селедки (соответствующий указ в 1492 году подписал король Эдуард Четвертый). Для сравнения, "винный баррель" равен 31.5 галлонам, "пивной баррель" - 36 галлонам.

1870 год. Первый опыт создания нефтяной монополии. Джон Рокфеллер\J.D.Rockerfeller основал компанию Standard Oil, которая на момент создания контролировала 10% нефтедобычи в США. Через два года доля Standard Oil выросла до 25%, а еще через пять лет - до 90%. Впоследствии, политика Standard Oil привела к принятию в США первого в мире антимонопольного законодательства. В 1911 году Верховный Суд США\Supreme Court постановил разделить Standard Oil на 39 мелких компаний, чтобы положить конец монополизму в нефтяной сфере.

1877 год. Россия впервые в мире начинает использовать танкеры для доставки нефти из бакинских месторождений в Астрахань. Примерно в том же году (данные из различных источников расходятся) в США построена первая железнодорожная цистерна для перевозки нефти.

1878 год. Американский изобретатель Томас Эдисон\Thomas Edison изобрел электрическую лампочку. Массовая электрофикация городов и снижение потребления керосина на короткое время ввергло мировую нефтяную промышленность в состояние депрессии.

1886 год. Германские инженеры Карл Бенц\Karl Benz и Вильгельм Даймлер\Wilhelm Daimler создали автомобиль, работавший на бензиновом двигателе. Ранее бензин был лишь побочным продуктом, образовавшимся при изготовлении керосина.

1890 год. Германский инженер Рудольф Дизель\Rudolf Diesel изобрел дизельный двигатель, способный работать на побочных продуктах переработки нефти. Ныне индустриально развитые страны мира активно ограничивают использование дизельных моторов, которые наносят значительный ущерб окружающей среде.

1896 год. Изобретатель Генри Форд\Henry Ford создал свой первый автомобиль. Через несколько лет он впервые в мире стал применять конвейерный метод сборки, что значительно снизило стоимость автомобилей. Это стало началом эры массовой автомобилизации. В 1916 году в США было 3.4 млн. автомобилей, через три года их количество увеличилось до 23.1 млн. За это же время среднестатистический автомобиль стал проезжать вдвое большее расстояние за год. Развитие автомобилестроения привело к бурному росту числа автозаправочных станций. Если в 1921 году в США было 12 тыс. АЗС, то в 1929 - 143 тыс. Нефть стала рассматриваться, прежде всего, как сырье для производства бензина.

1903 год. Первый полет самолета. Его совершили братья Райт\Wilbur and Orville Wright, считающиеся "отцами" современной авиации. В начале развития авиации (примерно до 1917 года) к авиационному бензину не предъявлялось особых требований. В 1920-е годы начались масштабные исследования, поставившие своей задачей создать особо чистое авиационное топливо - от этого напрямую зависели и продолжают зависеть летные качества самолетов.

1904 год. Крупнейшими странами-производителями нефти стали США, Россия, современная Индонезия, Австро-Венгрия, Румыния и Индия.

1905 год. В Баку (Азербайджан, тогда Российская Империя) случился первый в мировой истории масштабный пожар не нефтяных приисках.

1907 год. Британская компания Shell и голландская Royal Dutch слились в Royal Dutch Shell

1908 год. Открыты первые нефтяные месторождения в Иране. Для их эксплуатации создана Англо-Персидская Нефтяная Компания\Anglo Persian Oil, позднее ставшая компанией British Petroleum.

1914- 1918 годы. Первая Мировая война. Впервые война велась, в том числе, и для получения контроля за месторождениями нефти.

1918 год. Впервые в мире Советская Россия национализировала нефтяные компании.

1924 год. Первый "нефтяной" скандал в большой политике. Президент США Уоррен Хардинг\Warren Harding доверил надзор за нефтяными резервами, предназначенными для снабжения военно-морского флота, главе Министерства Внутренних Дел Альберту Фоллу\Albert Fall. Фолл обязан был курировать состояние дел в стратегическом нефтехранилище "Типот Дом"\Teapot Dome - поэтому скандал и получил это название. От Фолла зависел выбор поставщиков ВМФ. Нефтяные компании, которые были заинтересованы в государственных заказах, сумели подкупить чиновника. Проверка показала, что Фолл не только получал взятки, но и закупал нефтепродукты худшего качества по более высоким ценам. В отношении президента Хардинга проводилось расследование, но Хардинг умер до его окончания. Его подлинная роль в нефтяном скандале осталась неясной. Фолл был заключен в тюрьму. Нефтяные бароны, которые давали ему взятки, были оправданы судом.

1932 год. Месторождения нефти открыты в Бахрейне.

1938 год. Месторождения нефти открыты в Кувейте и Саудовской Аравии.

1939-1945 год. Вторая Мировая война. Контроль над месторождениями нефти в Румынии, Закавказье и на Ближнем Востоке был важнейшей частью стратегии противоборствовавших сторон.

Нацистская Германия и Италия полностью зависели от поставок нефти из Румынии. Одной из целей нападения Германии на СССР была попытка получить доступ к советским месторождениям нефти на Кавказе. Аналогичные цели преследовало наступление нацистов на Сталинград. Африканский экспедиционный корпус Роммеля должен был разбить британские войска в Северной Африке и перекрыть Суэцкий канал, через который британские войска в Средиземноморье снабжались нефтью. Более масштабные планы Германии предусматривали захват ближневосточных месторождений нефти. После того как Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, и поставки нефти в Германию прекратились, германская армия оказалась практически без топлива. Наступление германских войск в Арденнах против армий западных союзников было предпринято с целью захватить склады горючего, которыми пользовались англо-американо-французские войска. Наступление было успешным, но союзники успели уничтожить запасы горючего.

Впервые в истории Германия предприняла значительные усилия, чтобы найти замену нефти. Германские химики смогли изготовить эрзац-бензин из каменного угля. Впоследствии эта технология практически не применялась.

Япония получала 88% нефти от канадских, голландских (тогда контролировали территорию современной Индонезии) и американских компаний. Япония напала на США, в том числе и потому, что незадолго до этого США ввели эмбарго на поставку нефти в Японию. Это эмбарго поддержали Великобритания и правительство Нидерландов в изгнании. Япония рассчитывала, что ее нефтяных запасов хватит на 2-3 года войны. Япония захватила Индонезию (тогда колония Нидерландов), чтобы получить доступ к месторождениям нефти.

1951 год. Впервые в истории США нефть стала главным источником энергии, оттеснив уголь на второе место.

1956 год. Суэцкий кризис. После вторжения англо-французских войск в Египет мировые цены на нефть за короткое время выросли вдвое.

1956 год. Месторождения нефти открыты в Алжире и Нигерии.

1959 год. Первая попытка создать международную организацию поставщиков нефти. В Каире (Египет) прошел Арабский Нефтяной Конгресс, участники которого заключили джентльменское соглашение о совместной нефтяной политике, которая должна была увеличить влияние арабских государств в мире.

1960 год. В Багдаде (Ирак) образована Организация Государств-Экспортеров Нефти (ОПЕК)\OPEC. Ее основателями стали Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Ныне в состав ОПЕК входят 11 стран.

1967 год. Шестидневная Война между Израилем и коалицией арабских государств. Мировые цены на нефть выросли примерно на 20%.

1968 год. Открыты крупные нефтяные месторождения на территории Аляски.

1969 год. Первая крупная экологическая катастрофа, причиной которой стал разлив нефти. Причиной стала авария на нефтедобывающей платформе неподалеку от побережья Калифорнии.

Месторождения нефти открыты в Северном море, их промышленная разработка начата в 1975 году.

1971 год. Первое международное соглашение о согласованном повышении цен на нефть. Ливия, Саудовская Аравия, Алжир и Ирак договорились поднять цены на нефть с $2.55 до $3.45 за баррель.

1973 год. Первое нефтяное эмбарго. В канун еврейского праздника Йом Кипур войска Сирии и Египта, поддержанные СССР, атаковали Израиль. Израиль обратился за помощью к США, которые ответили на эту просьбу согласием. В ответ арабские страны-экспортеры нефти постановили ежемесячно снижать добычу нефти на 5% и полностью запретить экспорт нефти в страны, которые поддержали Израиль - США, Нидерланды, Португалию, ЮАР и Родезию (ныне Зимбабве).

В результате, мировые цены не нефть выросли с $2.90 до $11.65. В США автомобильный бензин подорожал в 4 раза. США ввели жесткие меры, направленные на экономию нефти. В частности, все АЗС не работали в воскресенье, одна заправка машины ограничивалась 10 галлонами (около 40 литров). США начали строить нефтепровод с Аляски. Европейские государства и США начали масштабные научные изыскания, призванные найти альтернативные источники энергии. Начиная с 1978 года Министерство Энергетики США\Department of Energy ежегодно вкладывает в научные исследования, призванные найти способы экономичного использования нефти, более $12 млн.

В 1974 -1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. В свою очередь, СССР получил колоссальные доходы от продажи нефти (на его долю СССР приходилось 15% мировой добычи), что позволило не только стабилизировать ситуацию в экономике, но и начать масштабные программы военного строительства и поддержки дружественных режимов и движений в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Кризис показал, что нефть стала также важна для мировой экономики, как и доллар.

1975 год. Конгресс США\US Congress принял решение создать стратегический нефтяной запас в стране для того чтобы снизить зависимость экономики от экспортной нефти в будущем. Запасы нефти находятся в глубоких пещерах, их объем оценивается в 700 млн. баррелей - по состоянию на начало 2003 года в них хранилось около 600 млн. баррелей. Кроме того, Конгресс принимает решение ввести жесткие правила экономии энергии. Аналогичные шаги предпринимают все индустриально развитые страны мира. В 1977 году Президент США Джимми Картер\Jimmy Carter принимает решение создать Национальный Энергетический План. Его цель - снизить зависимость от импортируемой нефти. План, в частности, предусматривал введение норм экономичности (миль на галлон бензина) для автомобилей.

1979 год. Череда политических событий привела к резкому повышению цен на нефть - исламская революция в Иране, после чего в Тегеране были взяты в заложники американские дипломаты, крупномасштабный инцидент с АЭС в США, Саддам Хусейн стал президентом Ирака, нападение Ирака на Иран. За два года цены на нефть выросли с $13.00 до $34.00 за баррель.

1981 год. Страны ОПЕК снизили производство нефти примерно на четверть по сравнению с 1978 годом. Цены на нефть удвоились.

1982 год. Страны ОПЕК впервые установили квоты на добычу нефти. К 1985 году производство нефти еще более уменьшилось: если в 1980 году Саудовская Аравия добывала 9.9 млн. баррелей в день, то в 1985 году - 3.4 млн. Однако появление экономичных автомобилей позволило смягчить этот кризис.

1986 год. Резкое падение мировых цен на нефть.

Авария на Чернобыльской АЭС.

1986 - 1987 годы. "Танкерная война" между Ираком и Ираном - нападения авиации и военно-морских сил враждующих сторон на нефтепромыслы и танкеры. США создали международные силы по охране коммуникаций в Персидском заливе. Этим было положено начало постоянному присутствию ВМФ США в зоне Персидского залива

1988 год. Крупнейшая в истории авария на нефтяной платформе. Британская платформа в Северном Море Piper Alpha загорелась. В результате погибло 167 человек из 228, находящихся на ней.

1989 год. При посредничестве ООН Ирак и Иран подписали соглашение о прекращении огня.

Крупнейшая в истории авария нефтяного танкера Exxon Valdez у побережья Аляски. Более 2.1 тыс. км. побережья Аляски были загрязнены. Спасательные работы продолжались почти два года. Несмотря на все усилия спасателей, погибло огромное количество обитателей моря (к примеру, популяция лосося в этом районе уменьшилась в 10 раз и не восстановилась до сих пор). Цены на нефть несколько выросли.

1990 год. Ирак захватил Кувейт. ООН ввела санкции против Ирака. Мировые цены на нефть выросли вдвое. За период с конца июля до конца августа мировые цены на нефть поднялись с $16 за баррель до $28. В сентябре они достигли $36.

1991 год. Войска коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Отступая иракцы подожгли кувейтские нефтяные скважины. После того как скважины были потушены, мировые цены на нефть резко упали.

Война сопровождалась крупнейшей в истории экологической катастрофой. До 4 млн. баррелей нефти вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий.

Распад СССР, после которого поставки советской нефти за рубеж резко уменьшились.

1993 год. Впервые в истории США импортировали больше нефти, чем добыли ее.

1994 год. Создан первый автомобиль, использующий в качестве топлива водород - VW Hybrid.

1995 год. Компания General Motors продемонстрировала первый электромобиль - EV1.

1997 год. Компания Toyota создала первый массовый автомобиль, работающий на бензине и электричестве - Prius.

1998 год. Крупномасштабный экономический кризис в Азии. Мировые цены на нефть резко снизились. Причиной этого стала необычно теплая зима в Европе и Северной Америке, увеличение производства нефти в Ираке, потребление нефти странами Азии и ряд других факторов. Если в1996 году средняя цена барреля нефти составляла $20.29, в 1997 году - $18.68, то в 1998 году она упала до $11. Падение цен на нефть привело к крупнейшему финансовому кризису в России. Чтобы остановить падение цен страны ОПЕК уменьшили производство нефти.

Подписан 50-летний мораторий на разработку месторождений нефти в районе Антарктиды.

Крупные слияния нефтяных компаний: British Petroleum приобрела Amoco, а Exxon -компанию Mobil.

1999 год. Слияние крупнейших французских нефтяных компаний: Total Fina и Elf Aquitaine.

2000 год. Россия заняла третье место в мире по объемам добытой нефти, пропустив на первую и вторую позицию Саудовскую Аравию и США. Россия добыла 9.1% мировой нефти, Саудовская Аравия - 12%, США - 10%. Для сравнения, по данным Международного Энергетического Агентства\International Energy Agency, в 1973 году на долю СССР приходилось 15% мировой добычи. Большинство импортируемой нефти США получали из Канады, Саудовской Аравии, Венесуэлы, Мексики и Нигерии.

2001 год. Террористическая атака на США.

2002 год. В результате общенациональной забастовки Венесуэла резко уменьшила экспорт нефти. По данным Администрации Энергетической Информации\Energy Information Administration, в 2001 году главным поставщиком нефти в США была Саудовская Аравия. В 2002 году крупнейшим поставщиком нефти на рынок США стала Канада (1 926 тыс. баррелей в день). В десятку крупнейших стран-поставщиков нефти в США ныне входят лишь две страны из Персидского залива - Саудовская Аравия (1 525 тыс. баррелей) и Ирак (449 тыс. баррелей). Большую часть нефти США получают из Канады (1 926 тыс.), Мексики (1 510 тыс.), Венесуэлы (1 439 тыс.), Нигерии (591 тыс.), Великобритании (483 тыс.), Норвегии (393 тыс.), Анголы (327 тыс.) и Алжира (272 тыс.).

Начато строительство нефтепровода Баку-Джейхан.

Объединились крупнейшие нефтяные компании Conoco и Phillips.

У побережья Испании потерпел крушение танкер Prestige - в море вылилось вдвое больше топлива, чем в 1989 году (Exxon Valdez).

Начались массовые продажи автомобилей, работающих на альтернативном топливе.

2003 год. США начали войну в Ираке. British Petroleum приобрела 50% крупной российской нефтяной компании THK. Сенат США отверг предложение начать разработку нефти на территории крупнейшего заповедника на Аляске. Мировые цены на нефть значительно выросли (главные причины - война в Ираке, забастовка в Венесуэле, разрушительный ураган в Мексиканском заливе) и достигли примерно $30 за баррель.

2004 год. Цены на нефть достигли рекорда, превысив $40 за баррель. Главными факторами считаются проблемы США в Ираке и рост потребления нефтепродуктов в странах Азии, особенно в Китае, который впервые в истории стал импортировать нефть. В пятерку крупнейших мировых импортеров нефти в мире входят США, Япония, Южная Корея, Германия и Италия.

По оценкам аналитиков компании Amoco, на территории государств Персидского залива содержится две трети всех мировых запасов нефти. Государства Персидского залива в 2001 году обеспечили 22.8% всего импорта нефти в США. На территории Ирака разведаны нефтяные месторождения, в которых находится 112.5 млрд. баррелей нефти. По данным BP Statistical Review of World Energy, Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире, уступая только Саудовской Аравии (261.8 млрд. баррелей). Запасы Кувейта оцениваются в 98.6 млрд. баррелей, Ирана - 89.7, России - 48.6. При этом себестоимость иракской и саудовской нефти самая низкая в мире.

Нефть известна человеку с древнейших времен. Люди уже давно обратили внимание на черную жидкость, сочившуюся из-под земли. Есть данные, что уже 6500 лет назад люди, жившие на территории современного Ирака, добавляли нефть в строительный и цементирующий материал при строительстве домов, чтобы защитить свои жилища от проникновения влаги. Древние египтяне собирали нефть с поверхности воды и использовали ее в строительстве и для освещения. Нефть также использовалась для герметизации лодок и как составная часть мумифицирующего вещества.

Во времена древнего Вавилона на Ближнем Востоке велась довольно интенсивная торговля этим «черным золотом». Некоторые города уже тогда буквально вырастали на торговле нефтью. Одно из семи чудес света, знаменитые Висячие сады Серамиды (по другой версии - Висячие сады Вавилона ), также не обошлись без использования нефти в качестве герметизирующего материала.

Не везде нефть собирали только с поверхности. В Китае более 2000 лет назад при помощи стволов бамбука с металлическим наконечником бурили небольшие скважины. Изначально скважины предназначались для добычи соленой воды, из которой извлекалась соль. Но при бурении на бОльшую глубину из скважин добывали нефть и газ. Неизвестно нашла ли нефть применение в древнем Китае, известно только, что газ поджигали для выпаривания воды и извлечения соли.

Примерно 750 лет назад известный путешественник Марко Поло в описании своих путешествий на Восток упоминает использование нефти жителями Апшеронского полуострова в качестве лекарства от кожных болезней и топлива для освещения.

Первые упоминания о нефти на территории России относятся к XV веку. Нефть собирали с поверхности воды на реке Ухта. Также как и другие народы, здесь ее использовали в качестве лекарственного средства и для хозяйственных нужд.

Хотя, как мы видим, нефть была известна с древнейших времен, она находила довольно ограниченное применение. Современная история нефти начинается с 1853 года, когда польский химик Игнатий Лукасевич изобрел безопасную и удобную в обращении керосиновую лампу. Он же по данным некоторых источников открыл способ извлекать из нефти керосин в промышленных масштабах и основал в 1856 году нефтеперегонный завод в окрестностях польского города Ulaszowice.

Еще в 1846 году канадский химик Абрахам Геснер придумал, как получать керосин из угля. Но нефть позволяла получать более дешевый керосин и в гораздо большем количестве. Растущий спрос на керосин, использовавшийся для освещения, породил спрос на исходный материал. Так было положено начало нефтедобывающей промышленности.

По данным некоторых источников первая в мире нефтяная скважина была пробурена в 1847 году в районе города Баку на берегу Каспийского моря. Вскоре после этого в Баку, входящем в то время в состав Российской империи, было пробурено столько нефтяных скважин, что его стали называть Черный город.

Тем не менее, рождением российской нефтяной промышленности принято считать 1864 год. Осенью 1864 года в Кубанской области был осуществлен переход от ручного способа бурения нефтяных скважин к механическому ударно-штанговому с использованием паровой машины в качестве привода бурового станка. Переход к этому способу бурения нефтяных скважин подтвердил свою высокую эффективность 3 февраля 1866 года, когда было закончено бурение скважины 1 на Кудакинском промысле и из нее забил фонтан нефти. Это был первый в России и на Кавказе фонтан нефти.

Датой начала промышленной мировой нефтедобычи, по данным большинства источников, принято считать 27 августа 1859 года. Это день, когда из пробуренной «полковником» Эдвином Дрейком первой в США нефтяной скважины был получен приток нефти с зафиксированным дебитом. Эта скважина глубиной 21,2 метра была пробурена Дрейком в городе Тайтусвиль, штат Пенсильвания, где бурение водяных скважин часто сопровождалось проявлениями нефти.

Новость об открытии нового источника нефти с помощью бурения скважины разнеслась по округе Тайтусвиля со скоростью лесного пожара. К тому времени переработка, опыт обращения с керосином и подходящий тип лампы для освещения уже были отработаны. Бурение нефтяной скважины позволило получить достаточно дешевый доступ к необходимому сырью, дополнив, таким образом, последний элемент в зарождение нефтяной отрасли.

Нефть издавна транспортировали от мест добычи к местам потребления.

Археологи установили, что за 6000 лет до н.э. на берегу Евфрата в Иди существовал древний нефтяной промысел. Добытая нефть, в частности, переправлялась вниз по Евфрату к городу Ур и применялась в строительном деле. Для перевозки нефти по реке строились специальные наливные сосуды. Грузоподъемность этих древних "танкеров" достигала 5 т.

Издавна нефть хранили и перевозили в специальных сосудах. Так, нефть с территории бывшего Тмутараканского княжества Киевской Руси (Таманский полуостров) вывозилась византийскими кораблями в амфорах. Именно таманская нефть использовалась византийцами для изготовления их грозного боевого оружия - "греческого огня".

После разорения Константинополя крестоносцами и последующего крушения Византийской империи спрос па нефть упал и тмутараканские промыслы были надолго забыты. Позднее основным поставщиком нефти стал район Баку. Перевозили ее на верблюдах или арбах в кожаных мешках (бурдюках) в различные районы - в Шемаху, Гилян и даже в Западную Европу.

Во времена царствования Бориса Годунова (1598...1605 гг.) нефть привозили в Москву из Печорских лесов с реки Ухты в бочках. Бочки различного размера длительное время служили емкостями для перевозимой нефти на трактах и на водных путях как в нашей стране, так и за рубежом.

Первая в России инструкция о правилах перевозки нефти на судах по Каспию и Волге была утверждена Петром I в 1725 г. Использовались для этих целей сухогрузы - гребные, парусные и паровые суда, на которые нефть грузилась в амфорах или бочках. Первые нефтеналивные суда, отличающиеся тем, что в их трюме размещались специальные емкости для налива нефти, появились в конце XIX века, когда на нее резко возрос спрос. В 1873 г. братья Артемьевы приспособили под налив нефти деревянную парусную шхуну "Александр". А первым в мире металлическим нефтеналивным судном стал пароход "Зороастр", построенный в 1878 г. по русскому проекту на шведской верфи. Для обеспечения пожарной безопасности его грузовые трюмы (танки) были отделены от машинного отделения двойной перегородкой, внутрь которой заливалась вода. Пароход "Зороастр" грузоподъемностью 250 т, ходивший по Каспийскому морю, стал первым в мире танкером. В 1882 г. российскими инженерами был создан танкер "Спаситель", машинное отделение которого впервые в мировой практике было вынесено на корму - так, как это делается теперь у современных танкеров.

Большую роль в развитии отечественного нефтеналивного флота сыграл выдающийся русский инженер В.Г. Шухов. Под его руководством в Саратове были построены первые речные нефтеналивные баржи русского проекта. Впервые в мире они собирались из отдельных секций, что позволило сократить сроки спуска барж со стапелей.

Железнодорожную цистерну придумали американцы. К началу нефтяной лихорадки территория США уже была покрыта сетью железных дорог. Поэтому вполне естественно, что эта сеть стала использоваться для транспортирования нефти. Русские владельцы железных дорог долго сопротивлялись применению железнодорожных цистерн, с одной стороны, справедливо опасаясь пожароопасное™ нефти, а с другой - учитывая, что кпд цистерн составляет 50%, т.к груз перевозится только в одном направлении, а в обратную сторону цистерны движутся порожняком. Однако их достоинства - значительная грузоподъемность, возможность быстрой разгрузки и заполнения цистерн в конце концов сделали свое дело. В 1872 г. мастерскими Московско-Нижегородской железной дороги были изготовлены первые в России железнодорожные нефтеналивные цистерны.

В 1863 г.Д.И. Менделеев, посетивший нефтеперегонный завод В.А. Кокорева близ Баку, предложил использовать трубопровод для перекачки нефти от нефтяных колодцев до завода и от завода до причала на Каспийском море. Тогда его предложение не было осуществлено.

А в 1865 г. в США фирмой "Стандарт ойл" был построен первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км. "Американцы как бы подслушали мои мысли", - с некоторой горечью писал впоследствии Дмитрий Иванович.

Строительство первого в мире нефтепровода было осуществлено с целью сбить высокие железнодорожные тарифы на перевозку нефти. Сама же идея транспортирования жидкостей по трубам не являлась новой.

Еще в пятом тысячелетии до нашей эры китайцы транспортировали воду по бамбуковым трубам на рисовые поля.

В настоящее время для транспортирования энергоносителей используют железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный транспорт

На заре нефтяной промышленности транспортировка нефти осуществлялась в деревянных бочках. Но вскоре нефтяные компании осознали, что гораздо выгоднее транспортировать нефть по трубопроводам.

Современная транспортировка нефти осуществляется различными видами транспорта:

  • · Трубопроводным
  • · Железнодорожным
  • · Водным
  • · Автомобильным
  • · Воздушным

Основным достоинством трубопроводного транспорта является низкая себестоимость перекачки. Но при этом есть и недостатки. Основной недостаток - это крупные единовременные капитальные вложения в строительство, т.к. прежде чем начать использовать нефтепровод, необходимо построить его от начальной точки и до конечного пункта.

В России транспортировка нефти в основном осуществляется именно трубопроводным транспортом - по нефтепроводам. Транспортировку нефти и нефтепродуктов осуществляют 2 компании:

ОАО «АК «Транснефть» осуществляет транспортировку нефти;

ОАО «АК «Транснефтепродукт» осуществляет транспортировку нефтепродуктов.

Водный транспорт нефти можно разделить на речной и морской. По рекам и озерам нефть перевозится в баржах и в речных танкерах. Морской транспорт нефти осуществляется морскими танкерами и супертанкерами. Грузоподъемность современных морских супертанкеров достигает миллиона тонн. Самый большой в мире нефтяной супретанкер Knock Nevis имеет длину 458,4 метра. Это больше, чем американская Эмпайр Стейт Билдинг, но поменьше, чем Останкинская телебашня, если их положить на бок. Ежедневно около 30 миллионов баррелей нефти находится в танкерах на пути следования к пункту назначения. Общий действующий флот нефтяных танкеров в мире составляет около 3,5 тысяч судов.

Часть нефти и особенно нефтепродукты перевозятся железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах грузоподъемностью 50, 60 и 120 тонн. Достоинством железнодорожного транспорта является его универсальность. В цистернах можно перевозить все виды нефти и нефтепродуктов. К недостаткам можно отнести довольно высокие эксплуатационные затраты и низкую эффективность использования подвижного состава, так как обратно цистерны идут порожними.

Автомобильный транспорт используют для перевозки нефти и нефтепродуктов только на небольшие расстояния. Для перевозки нефти его используют крайне редко (обычно в пределах нефтепромысла на период строительства трубопровода). Основное применение автотранспорт находит для доставки нефтепродуктов к местам их потребления (на АЗС, заводы, фабрики и т.п.)

Для транспортировки нефти воздушный транспорт из-за высокой себестоимости практически не применяют. Его используют лишь для снабжения нефтепродуктами отдельных пунктов на Крайнем Севере, дрейфующих станций и зимовок в Арктике. Как правило, доставка нефтепродуктов воздушным транспортом осуществляется в бочках.

Учитывая важность этого всего, в данном курсовом проекте рассматривается Эксплуатация оборудования на НПС.

нефть станция гидравлический удар

Нефть представляет собой одно из главных богатств страны, в которой ее добывают. История открытия этого удивительного творения природы сложна и противоречива, как и само земляное масло. Первые упоминания о горючей жидкости встречаются еще в Библии.

Согласно Ветхому Завету во время переселения в Индию древние иудеи скрыли в колодце священный жертвенный огонь, из-за чего вода стала густой и пылающей ярким пламенем. По преданию именно черное золото, которым Ной обмазал свой ковчег, помогло выстоять судну в безудержном потоке Всемирного потопа. Не обошлось без нефти и строительство Вавилонской башни. Природный асфальт, полученный в процессе длительного выветривания горючего вещества, заменял связывающий раствор.

Целебная сила нефти

Историки утверждают, что впервые черное золото начали добывать еще за 5-6 лет до н. э. К древнейшим месторождениям причисляют Ближний Восток, берег Евфрата, китайскую провинцию Сычуань, район Мертвого моря, а также Керченский и Тасманский полуострова. В письменных источниках Древнего Египта говорится о том, что земляное масло использовали в медицине и при бальзамировании мумий. Нефтяные «ванны» помогали излечиться от боли в суставах, а битумные мази назначали при нарывах и заболеваниях кожи.

Да будет свет!

Есть сведения о том, что огонь Прометея тоже на половину состоял из нефти. Народы, проживающие на южном берегу Каспийского моря, издавна использовали горючее вещество в качестве источника света для своего жилища. В средневековье нефть помогала освещать улицы в городах Южной Италии и на Ближнем Востоке. В XIX веке из нее научились получать керосин, которым наполняли лампы.

Первая нефтяная скважина

Поначалу нефть добывали в небольшом количестве из колодцев небольшой глубины. Во второй половине XIX века с появлением паровых машин и интенсивным развитием промышленности потребность в источниках света и надежном смазочном веществе стала возрастать. По этой причине дата 28 августа 1859 года известна миру как начало добычи нефти из первой пробуренной американским полковником Эдвином Л. Дрейком скважины на глубине 22 м.

Нефтяная промышленность зародилась в США в штате Пенсильвания поблизости реки Оил-Крик. В то время автомобилей еще не было, поэтому «каменное масло» активно использовали в фармацевтики. В то время нефть уже имела внушительную цену в 40 долларов за один баррель. Сегодня земляное масло и природный газ позволяют поддерживать мировой топливно-энергетический баланс. Без продуктов нефтяной переработки невозможно представить деятельность ни одной отрасли. Значимость этих природных ископаемых во многом превышает ценность золота самой высокой пробы.

История нефти как источника энергии и её применение описана во многих в том числе и древних писаниях. Это и понятно потому что добыча и эволюция мировой нефтяной промышленности имела огромное значение для мировых событий, которые в свою очередь влияли на технологическое развитие.

История мировой нефтяной промышленности и нефти как источника энергии

VI в. до н. э – империя Ахеменидов существовавшая в VI-IV вв. до н. э. (в настоящее время – Иран), использует Апшеронскую нефть как оружие для вторжения в замки и города.

Когда открыли нефть: в VI в. до н. э на Апшеронском полуострове на западном побережье Каспийского моря, ныне Азербайджан

450г. до н.э. – древнегреческий историк Геродот описал ямы жидких полезных ископаемых вблизи Вавилона

325г. до н.э. – Александр Великий использует жидкое полезное ископаемое как источник энергии в пылающих факелах для отпугивания врагов

100 г. н.э. – древнегреческий философ Плутарх описал горючий продукт из земли возле Киркука в настоящее время Ирак

347 г. н.э. – китайцы, согласно сообщениям, просверлили отверстия в земле, используя бамбук для извлечения сероводорода

8-м веке нашей эры – в Баку люди использовали землю, пропитанную маслом как источник энергии для отопления из-за отсутствия древесины

9 веке нашей эры – арабский путешественник Ахмед аль-Белазури описывает в «Завоевание стран» что политической и экономической жизни на Абшероне давно связано с маслом.

10-м веке нашей эры – арабский путешественник Абу Дулафа посещает и описывает Апшерон с нефтяными источниками и отмечает, что существуют два основных источника – черно-белого вещества. Белое масло было экспортировано в Иран, Ирак и Индию как ценный товар

12 век нашей эры – уникальная лекарственное масло из Нафталан (Азербайджанский район), был использован для лечения различных проблем со здоровьем. Он был перевезен в мехах через территорию современной Грузии до берегов Черного моря, а оттуда в другие страны мира

1273 г. – Марко Поло записал, посетив персидский город Баку, на берегу Каспийского моря в современном Азербайджане, что видел вещество, собираемое из просачивающейся земли для использования в медицине и освещении

1500 г. – масло просачивающееся в Карпатских горах в Польше было использовано в уличные фонарях, чтобы обеспечить свет в польском городе Кросно.

1568 г. – под спонсорством англичанин Томас Баннистера и Джеффри Дакетта, английская торговая компания обладающая монополией на торговлю с Россией посетила Азербайджан и писала о Бакинской нефти

1594 г. Аллахяр Магомед вручную вырыл нефтяную скважину (колодец) 35 метров в Баку (в поселке Балаханы);

1618 – итальянский путешественник Пьетро Делла Валле говорил о большом количестве мазута вокруг Баку. Это было дешевое топливо приносящее много дохода шаху каждый год.

1637 – история нефти отмечает, что Бакинское вещество помечается как страшное оружие в списке акций Московского государства.

1647 – Турецкий путешественник Эвлия Челеби анализирует и детально описывает нефтяные месторождения в Баку. По его данным Баку нефть принесли 7000 туманов годового дохода шаху казначейства и экспортировалось в Персию, Среднюю Азию, Турцию и Индию.

1666 – голландский мореплаватель и путешественник Ян Страус (был взят в плен в Иране нарисовал карту Каспийского моря) посетил Азербайджан и писал в своей работе под названием «Путешествие», что там были колодцы, построенные с камнями внутри и с белым и черным маслом на поверхности (ныне – Сиазань район Азербайджана).

1723 г. – Петр Великий (1672-1725 гг.) выпускает специальные указы о порядке добычи нефти.В письме генерал-майору Майкл Матюшкину, который координирует Баку, он потребовал направления «одна тысяча пудов белого масла или как много как можно и искать увеличение производства». Персидская кампания (1722-1723) Петра на восточном побережье Каспийского моря присоединила Баку и Дербент к России.

1739 г. – немецкий и впоследствии российский естествоиспытатель и физиолог академик Иосия Вейтбрехт издает трактат «о нефти», который содержит много данных о нефти Апшерона.

1741 г. – директор русско-торговая компания Ионас Хануэй исследовал состояние нефтяных месторождений Баку и в 1754 году о опубликовал «Исторический очерк о английской торговле в Каспийском море» в Лондоне.

1771 – академик Самуил Гмелин (1745-1774) посещает Баку и подтверждает, что белое масло сублимировано для производства керосина и описывает технику добычи через скважины.

1781 – Марко Войнович (1750-1807 гг.), начальник Каспийской экспедиции, находит признаки горючего вещества и газа на дне Каспийского моря недалеко от острова Чилов, вблизи Апшеронского полуострова. В 1781-1782 гг. Войнович м наметил подробную карту Восточной части Каспийского моря

1836 – впервые академик Гесси исследовал природный газ Апшерона с научной точки зрения и определил его состав

1803 г. – первая промышленная добычи нефти и в Биби-Эйбат заливе Каспийского моря (Азербайджан) с двух колодцев 18 и 30 метров от береговой линии. Первое нефтяное месторождение прекратило свое существование в 1825 году, когда огромный шторм разорил все скважины в Каспийском регионе

1807 – улицы Лондона начали освещаться продуктами сероводорода

1814 – одна из первых скважин для добычи нефти, которая была пробурена возле Мариетта, штат Огайо. Ну, на самом деле была пробурена для соленой воды, масло было бесполезно побочным продуктом, которое затем использовали. В Огайо скважина была на 150 метров глубиной и производила около баррели горящего вещества в неделю, и была стоимостью 10-15 центов/литр

1818 г – в Юго-Восточном штате Кентукки началось производство нефти. К 1820 году нефть из этого колодца была отгружена в Европу, а также ряду других южных штатов. Таким образом, предприниматель американец Битти, первым начал производство нефти в Северной Америке.

1816 – Начало производства газовой промышленности США, образование газовой компании Балтимор, началось

1837 – Франция – первые попытки из нефтяных сланцев, шахты были закрыты в 1957 году

1846 – Баку первая скважина пробуренная ударными инструментами на глубину 21 метр для разведки жидких полезных ископаемых

1849 – канадский геолог Авраам Геснер разработал метод перегонки керосина из сырой нефти

1857 – разработка керосиновой лампы для света

1857 – первое бурение нефтяных скважин на изгиб, к северо-востоку от Бухареста, на румынской стороне Карпат.

1858 – история нефти: как первая добыча в Северной Америке в Онтарио, Канада

1861 – впервые доставлена нефть между странами – из Пенсильвании в Лондон на парусном корабле «Элизабет Уоттс»

1862 – во Франции запатентован четырехтактный двигатель работающий на нефтепродуктах

1863 – Джон Дэвисон Рокфеллер основал нефтеперерабатывающую компанию в Кливленде

1878 – первая нефтяная скважина на озере Маракайбо, Венесуэла

1885 – обнаружено это жидкое полезное ископаемое на острове Суматра (сейчас часть Индонезии)

1893 – первая пробуренная скважина в Лос-Анджелесе

1895 – добыча битума из битумного песка с использованием горячей воды в Калифорнии

1895 – изобретение двигателя внутреннего сгорания

1896 – генри Форд изготовил первый автомобиль

Развитие и история нефти и нефтяной промышленности с 20 века

1903 – первый полет братьев Райт с двигателем на топливе из нефтепродуктов

1908 – в Персии, обнаружена нефть и образована Англоперсидская нефтяная компания

1910- первое открытие нефти в Мексике в Тампико на побережье Мексиканского залива

1914-1918 гг. – I мировая война, первый конфликт, где контроль поставок нефти действительно имел значение необходимой для танков, кораблей и самолетов. Британские войска захватили Багдад в 1917 г.

1916 – военно-морских нефтяных сланцевые резервы созданные в Колорадо и Юта

1932 – в Бахрейне обнаружена нефть

1933 – Саудовская Аравия предоставили концессию по нефти стандарта Калифорнии

1934 – первая плавучая буровая установка в Каспийском море

1933 – Техас компания представила первую баржу для бурения, которая была использована в штате Луизиана

1938 – Мексика национализирует иностранные нефтяные компании, все активы, находятся под контролем мексиканской государственной нефтегазовой и нефтехимической компании

1938 – обнаружена нефть в Кувейте и Саудовской Аравии

1939-1945 гг. – II мировая война – контроль поставок нефти из Баку и Ближнего Востока сыграли огромную роль в событиях войны и окончательной победе союзников. Отрезав поставки нефти союзники значительно ослабили Японию во второй половине войны

1942 – Япония вторглась в Индонезию для доступа к их запасам нефти

1948 – обнаружено в Саудовской Аравии крупнейшее нефтяное месторождение в мире (около 80 млрд баррелей)

1950 – образование национальной нефтяной компании Саудовской Аравии “Арамко” мира, сейчас крупнейшая по показателю добычи нефти и размеру нефтяных запасов

1951 – Англо-иранская нефтяная компания национализирована

1954 – Англо-персидская нефтяная компания переименована в Бритиш Петролеум

1955 – Египет национализировал Суэцкий канал

1956 – кризис Суэц – Англия, Франция и Израиль попытались восстановить контроль над Суэцким каналом

1956 – обнаружена нефть в Нигерии и Алжире

1959 – природный газ обнаружен в Нидерландах

1959 – Арабской нефтяной конгресс в Каире – «джентльменское соглашение» для нефтедобывающих стран имеет большее влияние на добычу нефти и маркетинг так возрастает

1960 – ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) основана в Багдаде – из Саудовской Аравии, Венесуэлы, Кувейта, Ирака и Ирана, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар

1964 – запуск проекта сланцев в штате Колорадо, США – для извлечения нефти из незрелых источников пород

1967 – шесть дней войны между Израилем и арабским миром, Суэцкий канал закрыт

1967 – открыты великие канадские нефтеносные пески (позже Suncor), начато производство битуминозных песков к северу от Форт-Макмюррей, Альберта, Канада – первое коммерческое производство крупнейших нефтяных ресурсов в мире

1968 – масло обнаружено на северном склоне Аляски

1969 – в Санта-Барбара произошел нефтяной разлив в 6 милях от берега, штат Калифорния. Произошли основные реакции экологов против промышленности.

1971 -Ливия, Саудовская Аравия, Алжир и Ирак переговоры рост цен от $2,55 до $3,45 за баррель

1971 – страны ОПЕК начинают национализацию нефтяных активов – Ливия национализирует концессии

1971 – США добыча нефти достигла своего пика

1972 – Ирак национализирует концессию (договор)

1973 – Иран национализирует нефтяные активы

1973 – Саудовское правительство приобрела 25% нефтяных акций

1973 – арабского нефтяное эмбарго на экспорт нефти в США из-за Израиля цены на нефть растут от $2.90 до $11.65

1975 – Венесуэльская нефтяная промышленность национализирована

1975 – история нефти как первая нефтедобыча из Северного моря

1975 – запущен стратегический нефтяной резерв уполномоченный в США – для хранения чрезвычайных поставок нефти в соляные купола

1977 – строительство нефтепровода на Аляску завершено

1979 – шах Ирана свергнут, аятолла Хомейни принимает власть

1979-1981 годы – рост цен на нефть с $13 до $34

1980 – саудовцы выкупила “Арамко”у американских нефтяных компаний понимая, что нефть основной источник энергии

1980 – Ирак начинает войну против Ирана

1982 -первые квоты ОПЕК

1986-87 – война между Ираном и Ираком на которой уничтожаются нефтяные танкера в Персидском заливе

1991 – январь – война в Персидском заливе – операции Буря в пустыне, Кувейт поджог нефтяные месторождения

1997 – Катар открывает в мире первый значительный экспорт сжиженного природного газа

1997 – киотское соглашение предлагает ограничить парниковые газы

1998 – азиатский экономический кризис

1998 – 50-летний мораторий на добычу и разведку нефти в Антарктике одобрен

1999 – США вводит санкции против Ливии

1999 – Панамский канал возвращается к власти Панамы

2002 – строительство по обходу трубопровода из Баку в Средиземноморье

2003 – сентябрь – Михаил Ходорковский, Генеральный директор “ЮКОС” крупнейшей российской нефтяной компании арестован

2004 (25 октября) – рекордная цена 55,67 долларов США за баррель в связи с обеспокоенностью по более высоким спросом и возможные перебои в Ближнем Востоке и повреждения на побережье Мексиканского залива от урагана «Иван».

2004 (декабрь) – приобретение «Роснефтью» крупнейшего подразделения ОАО “ЮКОС” в связи с банкротством из-за неуплаты налогов.

2005 (31 марта) – цена превышает 58 долларов США за баррель в связи с продолжением сильного спроса и озабоченности по поводу поставок

2005 (29 августа) – ураган «Катрина» поражает побережья Мексиканского залива США с разрушительными результатами

2006 (Сентябрь) – Россия влияет на многие национальные нефтяные компании – Shell, Exxon и ConocoPhillips

2008 (2 января) – цена на нефть WTI превышает 100 долларов США за баррель из-за проблем предложения и слабого доллара США

2008 (18 марта) – Венесуэла объявляет о планах продажи в евро для защиты от снижения стоимости доллара США

2008 (11 июля) – сырая нефть имеет рекордно высокий уровень $147,27 за баррель и сохраняющуюся обеспокоенность поставок и слабого доллара США.

2008 (20 ноября) – цена на нефть падает ниже 50 $/ баррель. Уменьшается в разных технологиях.

2009 (январь) – газовый экспорт в Европу, значительно сокращает поставки из-за спора между Россией и Украиной, это причина прекращения экспорта газа через Украину

2009 (1 квартал) – снижение цен на природный газ в Северной Америке вызывают значительное сокращение газовых скважин в Канаде и США

2009 (20 октября) – цена выше 80 долларов США за баррель – обусловлено главным образом слабостью доллара США

2010 (27 апреля) – Россия и Норвегия подписали соглашение по Баренцеву морю, который был в споре в течение более 40 лет. Считается, что район является весьма перспективным.

2011 – «Роснефтью» изучает возможность добычи для нефти и газа в южном Карском море Российской Арктики

2011 – волнения в различных странах арабского мира создают озабоченность по поводу поставок энергии и повышают цены на нефть

2011 (8 ноября) – австралийский парламент принял закон по выбросам углерода – принуждая 500 главныз загрязнителей платить за выбросы углерода

2011 (31 декабря) – добыча природного газа США в декабре 2011 года на рекордно высоком уровне снизив цену до 1973 года

2012 (16 апреля) – “Роснефть” подписала сделку в приобретении 30% акций в Северной Америке «Роснефтью» в обмен на доступ российских оффшорных холдингов в Арктике и Черном море

2012 – форум стран-экспортеров газа – члены: Алжир, Боливия, Экваториальная Гвинея, Египет, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго, Венесуэла.

2015 постоянные встречи ОПЕК по вопросу ограничения добычи нефти

2016 – покупка “Роснефтью” 100 % акций «Башнефти»

2016 – «Роснефть» выкупает часть своих акций у государства в ходе приватизации.

Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Кто первым добыл нефть?

Кто первым добыл нефть?

Сырая нефть, которая добывается на поверхности Земли, была известна еще древним людям. Она иногда использовалась в лампах и факелах. В Соединенных Штатах в районе гор Аллеганов имеются большие залежи нефти. В некоторых местах нефть залегает так близко к поверхности Земли, что струей прорывается наружу.

Сырая нефть использовалась как медицинское средство, и вскоре в этом появилась большая необходимость. Но никто не догадался бурить поверхность земли для добычи нефти. Первооткрывателем идеи бурения для добычи нефти был нью-йоркский юрист Георг Бисселл.

Бисселл получил образцы нефти для анализа, и химики сделали вывод, что нефть обладает многими полезными качествами. В 1857 году Бисселл нанял человека по имени Эдвин Л. Дрейк, которому поручил заботиться о нефтяной собственности в Нефтяном заливе в штате Пенсильвания.

Дрейк решил бурить землю в поисках нефти. Но скважина забилась обвалившейся в нее землей. У Дрейка возникла идея – почему бы не установить в скважине железную трубу, чтобы поддерживать стенки скважины. С тех пор так и делают в любой нефтяной скважине.

В воскресенье, 28 августа 1859 года, была пробурена скважина глубиною в 21 метр. Дрейк решил проверить содержимое скважины. Внизу он увидел темную жидкость. Он опустил черпак на веревке, вынул его назад, понюхал содержимое. Это была нефть! Он был первым, кто добыл нефть путем бурения. Новость быстро распространилась, и мир охватила нефтяная лихорадка. Она началась во всех уголках Соединенных Штатов, в Канаде и Европе. Начался новый век.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Что такое нефть? Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли. Без нее все двигатели остановятся из-за трения.Из нефти получают технический спирт, парафин, топливо,

Из книги 100 великих изобретений автора Рыжов Константин Владиславович

63. БУРЕНИЕ НА НЕФТЬ До появления керосина во многих странах основным средством освещения служили восковые свечи и китовый жир. Ради последнего были истреблены сотни тысяч китов. Вскоре киты стали редкостью, и появилась необходимость в замене китового жира каким-нибудь

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Кто первым добыл нефть? Сырая нефть, которая добывается на поверхности Земли, была известна еще древним людям. Она иногда использовалась в лампах и факелах. В Соединенных Штатах в районе гор Аллеганов имеются большие залежи нефти. В некоторых местах нефть залегает так

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

автора

Когда разливается нефть… История нефтяной промышленности – это история непрерывных катастроф, результатом которых становится загрязнение окружающей среды. Терпят аварию танкеры, дают течь нефтепроводы, изливаются в море нефтепродукты, используемые в качестве

Из книги 100 великих тайн Земли автора Волков Александр Викторович

Скоро ли кончится нефть? В XVII веке, случалось, нефтью смазывали колеса повозок и лечили подагру. В XVIII веке из нее научились изготавливать керосин. В XIX веке началась ее промышленная добыча.Черная жижа нефти стала теми чернилами, которыми пишется история. Уже в годы Первой

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Как образовалась нефть? Другое название нефти - петролеум, и это дает нам ключ к разгадке, как она образовалась. Слово «нефть» означает «скальное масло». Ученые предполагают, что нефть образовалась из растений и животных, живших на берегах теплых морей и в воде,

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Откуда под землей взялась нефть? Считается, что нефть образовалась из останков древних живых организмов. Миллионы лет назад большая часть сегодняшней суши была под водой. Морские растения и животные собирали в своих телах солнечную энергию. Когда они умирали, останки их

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Зернистые мысли наших политиков автора

Нефть и газ Моя жизнь прошла в атмосфере нефти и газа. Виктор Черномырдин («Новое время», 1999, № 43) Александр III говорил, что у России два союзника – армия и флот. Сейчас у России тоже два союзника – нефть и газ. Леонид Радзиховский, журналист («Сегодня», электронная версия, 23

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Нефть и газ См. также «Большой и малый бизнес» (с.16)Там, где есть мусульмане, есть нефть; обратное утверждение неверно.Чарлз Иссави, британский востоковедСправедливая цена за бензин – столько, сколько можно за него получить, плюс десять процентов.Арабский бизнесмен Али