Упражнение на выявление лидера. Упражнения на развитие лидерских качеств

П.Херси и К.Бланчерд в книге "Менеджмент организованного поведения" выделяют семь рычагов власти, которые обеспечивают положение лидера:

1. Специальные знания.

2. Обладание информацией.

3. Наличие связей и их использование.

4. Законная власть.

5. Особенности личного характера и поведения.

6. Возможность награждать отличившихся.

7. Право наказывать.

В группе разные люди испытывают на себе различное влияние перечисленных выше рычагов власти. Есть такие, которые готовы принять лидера и идти за ним исключительно в силу готовности подчиниться власти. Для них сам фактор принадлежности (формальной или неформальной - благодаря волеизъявлению группы) лидера к иному уровню в иерархии является достаточной причиной, чтобы следовать за ним и выполнять его указания.

Для других сильным мотивом будут факты обладания лидером специальными знаниями и недоступными для остальных участников группы каналами информации. Именно это повлияет на готовность прислушиваться к мнению руководства даже в том случае, когда решения кажутся не вполне оправданными и логичными ("Значит, он что-то знает! Нет дыма без огня!").

Политика кнута и пряника в течение тысяч лет давала успех руководителям различных рангов, возможность поставить знак препинания в классическом предложении "Казнить нельзя помиловать" ("Казнить, нельзя помиловать!" или "Казнить нельзя, помиловать!") - одну запятую, стоящую многих признаков власти! Покопавшись в анналах народной мудрости, найдем немало советов для руководителя, который строит свою пирамиду власти именно на возможности поощрять и наказывать. "Люби, как душу, но тряси, как грушу!" - лишь одна сентенция из множества других подобных.



При всем при том личность руководителя - самый сильный, перспективный рычаг власти. Как человеческие, личностные качества проявятся в той или иной ситуации, можно лишь прогнозировать. Но даже прогноз погоды бывает обманчив. Лидерский тренинг дает возможность обкатки исходной ситуации на практике. Он делает лидерское поведение зримым и конкретным в искусственно созданных ситуациях, которые порой банальнее, чем жизнь, а иногда - гораздо запутаннее, чем реальность. Тренинговые упражнения создают ощущение безопасности (всегда можно переиграть!) лидерства; с другой стороны, они обнажают личностные качества руководителя, делают наглядными его отношения с другими членами группы, подвергают испытаниям на прочность его позицию власти, отношения с организационными, социальными, естественными и искусственно созданными структурами.

Как уже было сказано выше – лидер может быть неформальным (член коллектива, не наделенный должностными полномочиями) и формальным (руководитель), но для работы любой организации гораздо полезнее, если эти понятия являются синонимами. Для того, чтобы стать лидером, необходимо не только представлять себе законы существования и развития группы, но и обладать специальными знаниями о себе самом, необходима самостоятельная работа человека по развитию его профессиональных и личностных компетенций. Предложенные упражнения могут помочь специалисту, который организует работу с персоналом, при подготовке программы тренинга развития лидерских качеств руководителей и кадрового резерва в организации.

Визитная карточка

Цель: создание условий для развитияспособности к анализу Я-концепции - реальной самоидентификации лидера.

Количество участников: не более 20 участников.

Оборудование и материалы: ватманы по количеству участников, фломастеры, ножницы, скотч, краски, клей, большое количество печатной продукции (рекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы и газеты).

Время: около 1 часа.

Ход упражнения. Ведущий: "Визитная карточка" - серьезное задание, предоставляющее нам возможность стимулировать самоанализ, самоидентификацию каждого участника. Такая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации - вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков, которыми обладает претендент на лидерство".

Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и делает в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Затем участник надевает на себя лист, превратившись в "живую рекламную тумбу", у которой есть лицевая и тыльная сторона.

На передней части листа участники тренинга составляют индивидуальный коллаж, рассказывающий о их личных особенностях. Здесь, на "грудке", нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют особой радости. На тыльной стороне ватманского листа ("спинке") участники отражают то, к чему стремятся, о чем мечтают, чего хотели бы достичь. Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющейся печатной продукции и дополнить при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.

Когда работа по созданию визитной карточки завершена, все надевают на себя получившиеся коллажи и совершают променад по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, задают вопросы.

Вопросы для обсуждения:

Как вам кажется, возможно ли эффективно руководить другими, не зная толком, кто ты есть сам?

Считаете ли вы, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек?

Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?

Что было легче – отражать свои достоинства или свои недостатки?

Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто похож на вас? Кто очень отличается от вас?

Чей коллаж запомнился вам больше всего и почему?

Как может подобный вид работы повлиять на развитие лидерских качеств?

Резюме: Наше восприятие - то зеркало, которое формирует наше впечатление о себе, нашу Я-концепцию. Окружающие нас люди (семья, друзья, коллеги) корректируют нашу самоидентификацию, иногда до такой степени, что представление о собственном "Я" изменяется до неузнаваемости у человека, склонного воспринимать мнение со стороны и доверять другим гораздо больше, чем самому себе.

Некоторые люди имеют очень детально разработанную Я-концепцию. Они свободно могут описать собственную внешность, умения, навыки, черты характера. Считается, что чем богаче представление человека о себе, тем проще ему справиться с решением различных проблем, тем более спонтанным и уверенным будет его поведение.

Рекомендации ведущему: Это упражнение отлично работает на начальной стадии тренинга, так как оно предполагает знакомство участников группы друг с другом. Кроме того, условия работы потребуют от участников многообразных и недирективных контактов с членами команды. В заключительной части упражнения ("парад индивидуальностей") отличным фоном будет приятная негромкая музыка.

Ты и твое имя

Цель: развитие навыков анализа личностных качеств, самостоятельности, креативности при выполнении задания.

Количество участников: без ограничений.

Материалы и оборудование: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и ручка для каждого участника.

Время: 15-30 минут.

Ход упражнения. Ведущий: "Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать напротив каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените".

М - мечтать (умею)

И - интеллигентность

X - харизма

А - активная позиция в коммуникации

И - интеллект

Л - любовь к жизни.

После завершения индивидуальной работы участники представляют полученные результаты группе, записав их на доске.

Харизматическая личность

Цель: рассмотреть признаки харизматического поведения (качества лидера).

Количество участников: без ограничений.

Материалы и оборудование: не требуются.

Время: около 30 минут.

Ход упражнения. Группе предлагается обсудить понятие "харизматическая личность". После того как участники придут к решению, что харизма - это способность человека притягивать и удерживать внимание других людей, излучать энергию, которая способствует принятию такого человека, ощущению легкости и желательности его присутствия, приходим к выводу, что харизматический лидер наделен неуловимым шармом, который обеспечивает ему возможность влияния на людей. Харизматический человек уверен в себе, но не самоуверен, он приветлив, но не "сладок" и не льстив, общение с ним приятно, к словам его хочется прислушиваться.

Ах, как хочется быть харизматическим! Что для этого сделать? Ну, во-первых, попытаться проанализировать, как выглядит и как ведет себя харизматическая личность. Во-вторых, попытаться "настроиться на волну" харизматического лидера, поискать подсказки в стиле его поведения, в его жестах, мимике, манере вести разговор, держаться с другими людьми.

Через 10-15 минут предлагаем группам перейти к следующему этапу работы: выстроить на базе рассказов живую скульптуру, отражающую смысл услышанных историй. Даем каждой группе возможность показать свою композицию другим группам. Обсуждаем, как в бессловесной статической композиции проявляется харизматичность личности. Какие элементы качеств характера лидера мы можем определить визуально? Просим участников тренинга дать яркое и емкое название скульптуре товарищей.

Вопросы для обсуждения:

Нужно ли лидеру быть харизматичным?

Как шла работа в подгруппах?

Какие из историй, рассказанных товарищами, вам запомнились?

Что вы могли бы сделать, чтобы стать харизматической личностью?

Как можно научиться этому?

Стили лидерства

Цель: отработатьна практике различия, присущие лидерам различных стилей в решении задачи, исполнении своих лидерских функций, а также влиянии позиции лидера на результат групповой деятельности.

Количество участников: до 25 человек.

Материалы и оборудование : не требуются.

Время: 1-1,5 часа.

Ход упражнения.

1 этап. У частникам предлагается сесть поудобнее, сосредоточиться и представить себе, как бы они продолжили предложение "Когда я думаю о лидере, то я представляю себе...".

Вопросы группе:

· Кого рисует память?

· Чья личность приходит на ум?

· Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?

· Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: "Лидер - тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов"? Что бы вы могли добавить/изменить в предложенной формулировке?

· Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?

· Лидеры могут быть двух типов: ориентированный на задачу и ориентированный на человеческие отношения. К какому из двух типов (или - к смешанному) относится личность, загаданная вами?

· Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, - демократический, авторитарный, попустительский?

2 этап. Делим группу на три подгруппы, в каждой просим выбрать одного представителя на роль руководителя группы. После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для него роль лидера, работающего в демократическом стиле. Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский. А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства.

Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех групп-участниц): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается пять минут.

Обсуждение: Прежде всего, проверяем, какая группа лучше других справилась с задачей, какая - на втором, а какая - на третьем месте? Вопросы для обсуждения:

Как группа реагировала на демократического/ попустительствующего/ авторитарного лидера?

Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы?

Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд?

Какой оптимальный стиль лидерства предполагает ситуация бытовой ссоры между супругами? и др.

Или – или

Цель: создание условий для осознания участниками факторов, влияющих на принятие решений и поступки (это важно, чтобы понять, почему лидеры управляют, а подчиненные повинуются).

Количество участников : в идеале - около 15 человек, но может быть и 5-6, и 50 человек, и более. Если людей много, то необходимо большое пространство.

Материалы и оборудование : не требуется.

Время: 20 минут.

Ход работы:

1. Участники строятся в колонну посередине комнаты.

2. Ведущий объясняет, что будет задавать кое-какие вопросы, на которые они будут отвечать тремя шагами влево, или вправо, или оставаться на месте. Первая серия вопросов такая:

- "Вы - Вчера?" (Если да, переместитесь влево).

- "Вы - Сегодня?" (Оставайтесь на месте).

- "Вы - Завтра?" (Переместитесь вправо).

При необходимости нужно повторить вопросы несколько раз, обращая внимание на то, что участникам необходимо отождествиться с этими словами во всей полноте значений, которые те им приписывают.

3. Вначале возможно некоторое замешательство, после которого несколько человек отступят влево или вправо. Нужно дождаться, когда шарканье прекратится; затем попросить тех, кто принял зримое решение, объяснить, почему они выбрали то или иное слово. Например, они могут назваться "Вчера" из-за своей любви к прошлому - старым привычкам, зданиям и т. д.; или "Завтра" - поскольку молоды, и им принадлежит будущее. Когда остальные игроки услышат эти заявления и сообразят, что от них требуется, некоторые из них могут покинуть центр и перейти налево или направо. Другие останутся в "Сегодня". Почему люди "проголосовали ногами" так, а не иначе?

Можно придумать сколько угодно собственных "или - или", но вот несколько вариантов:

Вы - табличка с надписью: "Открыто для посетителей"? "Вход воспрещен"? или "Скоро вернусь"?

Вы - гора? долина? или равнина?

Вы - земля? море? или небо?

Вы - город? деревня? или спальный район?

Вы - да? нет? или может быть?

Рекомендации ведущему: важно побудить участников задать друг другу вопросы насчет их выбора. Объяснения всегда интересны; слушатели находят их содержательными. Весь процесс должен повысить самосознание и понимание своей и чужой мотивации.

Круг и я

Цель: развитие таких лидерских качеств,какумение анализировать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям, умение убеждать других людей, проявлять гибкость в ситуациях межличностного взаимодействия.

Количество участников: 8-15 человек.

Материалы и оборудование: не требуются.

Время: 20 минут.

Ход упражнения.

1 этап.Для этого упражнения выбирается смельчак-доброволец, готовый первым выполнить задание. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него смелого участника. Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.

Доброволец отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки. По команде ведущего участник начинает действовать.

Завершение. В конце упражнения обязательно идет обсуждение стратегии поведения игроков. Вопросы для обсуждения:

Как вы вели себя здесь, а как - в обычных житейских условиях?

Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если да\нет, то почему?

2 этап. Ведущий: "А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому - "бить на жалость", а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно... Попытайтесь максимально вжиться в новую роль".

Вопросы для обсуждения:

Легко ли играть по чужому сценарию?

Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека?

Что нового вы открыли в себе, в товарищах?

Синхронный перевод

Цель: развивать концентрацию внимания, способствовать повышению уровня эмпатии.

Количество участников: без ограничений, подгруппы 5-7 человек.

Материалы и оборудование: просторная аудитория, газета, книга или журнал - что-нибудь, что можно читать вслух.

Время: 20 минут.

Ход работы:

1. 5-7 участников сидят кружком, один из них читает вслух книгу или газету.

2. Ведущий просит игрока, сидящего справа от чтеца, повторять каждое слово сразу, как только он его услышит, следующему слушателю, и т. д., по кругу, пока все не вернется к чтецу. Со временем команды могут так наловчиться, что чтецы будут слышать свои слова, словно собственное эхо.

Завершение. В процессе обсуждения участники могут сделать выводы, что развивать способность к концентрации внимания и эмпатию не так уж трудно, - именно это обстоятельство делает упражнение таким эффективным.

Рекомендации ведущему : это упражнение можно легко приспособить для повышения беглости речи и понимания иностранного языка. Переводчики с иностранных языков достигают в своей специальности такого совершенства, что их именуют "синхронными переводчиками" - отсюда и название данного упражнения. Они развивают в себе почти бессознательное единство с говорящим, даже если никогда не работали с ним прежде, из-за чего действительно кажется, что они заранее знают, что скажет оратор, еще до того, как тот раскроет рот. Участников упражнения "Синхронный перевод" не просят переводить услышанное на другой язык (хотя это могло бы стать еще одной полезной игрой), они должны просто повторять то, что слышат.

Игра Роджера

Цель: показать способность лидеров заставить людей вести себя так, как те, возможно, не стали бы вести себя при иных обстоятельствах.

Количество участников: минимум 8-10 человек; желательно - около 15-20; максимум - около 30. В "Игру Роджера" удобно играть в аудитории, где достаточно места, чтобы все могли по очереди выходить к доске.

Материалы и оборудование: просторная аудитория, доска, разноцветные ручки или мелки, денежный фонд (в идеале он должен быть образован из взносов участников. Если по каким-то причинам этого не происходит, ведущему нужно иметь достаточное количество мелочи, чтобы выдать(не одолжить) каждому участнику минимальную сумму для создания фонда). Денежный фонд можно заменить, например, конфетным фондом, важно, чтобы конфет было достаточное количество.

Время: 20 минут.

Ход работы.

1. Ведущий объявляет, чтоупражнениепосвящено выигрышам и проигрышам.

2. Ведущий берет у каждого игрока 5,10, 20 или 50 копеек, чтобы создать призовой фонд. Как правило, чем больше денег в фонде, тем лучше мотивированы игроки.

3. На доске расположено поле из 36 (6 х 6) клеток.

4. Два человека из группы назначаются капитанами команд.

5. Капитаны набирают себе команды, выбирая по одному человеку из группы, пока не разберут всех.

6. Если кто-то один останется, то этот человек станет судьей. Если не останется никого, то судьей будет ведущий.

7. Когда команды будут набраны, капитанам вручается по мелку разного цвета.

8. Группе дается инструкция: "Игра представляет собой разновидность "крестиков и ноликов". В версии Роджера члены команды по очереди ставят на доске либо нолик, либо крестик. Всего будет 18 ходов. Задача каждой команды - закончить как можно больше горизонтальных или вертикальных рядов крестиков или ноликов. За каждый завершенный ряд побеждающая команда получает 20 копеек (или 50, или 10 конфет, или что-то еще)".

9. Капитанам предлагается проинструктировать свои команды и дается несколько минут на обсуждение стратегии. Возможно, что они будут делать это шепотом, чтобы не услышала команда противников.

10. Командам предлагается построиться перед доской, капитанам выйти вперед, проверяется готовность к игре.

11. Ведущий дает команду начала работы: "На старт... внимание... МАРШ!" Приступив к игре, член каждой команды имеет в своем распоряжении 15 секунд на то, чтобы подойти к доске, поставить крестик или нолик, передать мелок товарищу по команде и проследовать в конец шеренги. Таким образом, каждая команда поочередно делает отметки на доске, пока не исчерпаются все ходы. Если кто-то будет двигаться слишком медленно, ведущему необходимо отсчитывать секунды вслух. Важно выдерживать темп и при необходимости нагнетать обстановку, чтобы повысить напряженность. В каждой команде как минимум кто-то один умышленно помешает противникам закончить ряд. Как правило, товарищи по команде в устной форме подгоняют саботажников. Обычно исходом игры бывает либо ничья, либо ошибка, допущенная кем-то от волнения, позволяющая сопернику достроить ряд. Если такое происходит, победителям вручается приз (фонд).

Завершение. В процессе обсуждения ведущий обращает внимание участников на то, что каждая команда теоретически может достроить максимальное число рядов - по три каждая, что принесет заслуженную награду и той, и другой; это, однако, возможно лишь в случае сотрудничества друг с другом.

Что означают слова "выиграть" и "проиграть"?

Сопряжена ли победа с неизбежной потерей, когда выигрыш обязательно означает чей-то проигрыш?

Любое сомнение в этом может оказаться для некоторых участников полной неожиданностью и даже шоком: "Конечно!".Они могут заявить: "Вы должны побить своих конкурентов!" Может быть, так: "Нужно побеждать своих противников!"

Ведущий может высказать предположение, что выигрывать легче с чьей-либо помощью; или что другие помогут выиграть, если увидят, что могут извлечь из этого некую пользу для себя. Кроме того, ведущий может раскрыть стратегию, к которой он прибег, чтобы "настроить их" на "Игру Роджера", и рассказать, что он:

Выбрал капитанами участников, которые были больше других расположены к соревнованиям;

Назвал игру состязанием и этим предопределил отношение к ней игроков;

Установил такие временные ограничения, что у игроков не было возможности остановиться и подумать об альтернативных способах выполнения задания;

Мотивировал игроков к соревнованию, учреждая призы за победу.

С учетом перечисленных влияний можно отметить, что тактика участников базировалась не только на объективных критериях. На их восприятие существенно повлиял способ, которым было представлено упражнение.

Рекомендации ведущему. Наиболее наглядные результаты будут в случае, если на роль капитанов будут выбраны участники, которых уже выделили прежде за их склонность к соперничеству и темперамент, поэтому лучше всего играть в "Игру Роджера" тогда, когда группа хорошо знакома. Для повышения боевого духа соревнующихся используйте слова "член команды" и "капитан".

Судоходная линия

Цель: развитие навыков убеждения других людей, развитие логического мышления.

Количество участников: любое, от 5 человек.

Материалы и оборудование: не требуются.

Время: 20 минут.

Ход работы. Группе дается задание, которое они могут решить любым понравившимся способом. Задача: "Много лет назад ежедневно в 12.00 корабль тихоокеанской судоходной линии отправлялся из Гонолулу в Сидней. Обычно путешествие занимало 7 дней. В те же годы ежедневно в 12.00 корабль тихоокеанской судоходной линии покидал Сидней и направлялся в Гонолулу. Маршрут был тот же, путешествие занимало те же 7 дней. Однажды я сел на один из этих кораблей в Гонолулу, направляясь в Сидней. Сколько кораблей тихоокеанской линии я повидал за время путешествия?"

Завершение. В действительности неважно, каким будет "правильный" ответ на эту задачу, поскольку попытки отыскать его зайдут чрезвычайно далеко, начнутся споры. Иногда полезно не знать ответа на загадку. В этом случае весь груз ответственности ложится на группу. Повозмущавшись какое-то время из-за того, что им дали загадку, ответ на которую не лежит на поверхности (или когда можно пассивно дождаться, пока «учитель» все объяснит), несколько человек возьмутся за проблему всерьез и придут к решению, в правильности которого обычно удается убедить всех, - и это явится хорошим примером лидерского стиля.

Принцесса и крестьянин

Цель: развитие навыков убеждения других людей, активизация творческого мышления участников.

Количество участников: от5 до 15 человек.

Материалы и оборудование: по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Время: 20 минут.

Ход работы. Ведущий рассказывает историю о принцессе и крестьянине (Приложение 2). Каждому участнику раздается по экземпляру истории и предлагается обсудить проблему в течение того времени, которое понадобится (скорее всего, это займет 5-10 минут).

Завершение. Участники представляют свои варианты ответов. Затем ведущий дает правильный ответ, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Правильный ответ следующий: крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет "свадьбу", я буду знать, что моей картой была "смерть", и я смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет "смерть", я пойму, что моей была "свадьба", и смогу жениться на принцессе».

Копировальная машина

Цель: отработать навыки убеждения, необходимые для лидера; рассмотреть возможные пути разрешения конфликта.

Количество участников: без ограничений.

Материалы и оборудование: не требуются.

Время: от 30 минут.

Ход работы. Важно, чтобы всем участникам было все хорошо видно и слышно. Ведущий: "Я хочу, чтобы вы представили, что сегодня утром в вашем офисе сломался копир, а починили его только что. Сейчас 16.30, а в 17.00 все обычно расходятся по домам. Но к завтрашнему утру, к 8.30, в каждую из 150 папок нужно положить по 20 листов материалов для конференции. Ваша задача как менеджера офиса - убедить соответствующего сотрудника задержаться и подготовить копии. К несчастью, дело осложняется тем, что этот человек, как вам известно, приобрел билеты на единственный джазовый концерт, который знаменитая на весь мир группа дает сегодня вечером. Этот сотрудник всю ночь простоял в очереди, чтобы достать билеты, и несколько недель говорил о предстоящем концерте".

Участникам предлагается по желанию исполнить роль менеджера и роль подчиненного. Им необходимо дать немного времени для обсуждения игровой ситуации. Затем ситуация обыгрывается. Когда сцена естественным образом заканчивается (неважно, как), или когда один игрок сообщает, что «с них хватит», можно предложить разыграть ситуацию другим участникам, проверить, насколько далеко они сумеют продвинуться в своих переговорах.

Завершение. После каждого выступления ведущий спрашивает аудиторию: "Как вы считаете, исходя из только что увиденного и услышанного: будут ли папки лежать утром перед делегатами конференции?"

Э. Кристофер и Л. Смит приводят пример из практики, когда все участники ответили на это: "Да!" Менеджера играл мужчина по имени Джим. Обращаясь к своему "сотруднику", он начал со слов: "Послушай, Том, я не собираюсь тебя ругать. Я знаю, что ты не виноват: так получилось. Тут ничего не поделаешь".

Том ответил: "Что ж, спасибо, Джим, я это ценю", - несмотря на необоснованное предположение Джима, что именно Тома нужно ругать в первую очередь. "Не думай об этом, - продолжал Джим. - Я знаю, что ты сделаешь все возможное, чтобы исправить ситуацию, и это у тебя получится. Ты один из самых надежных людей в моей команде, и я полностью тебе доверяю. И скажу тебе, что сделаю я - я позвоню жене и сообщу, что буду поздно. Правда, она позвала на ужин гостей и рассвирепеет из-за моей задержки, но с этим ничего не поделать. Я задержусь хотя бы на час и помогу тебе".

Том снова с искренней признательностью поблагодарил его, и сценка на этом закончилась. У Тома не только не было возможности заикнуться о билетах на концерт - он даже не пожелал о них упомянуть. "Начальник" так ловко управлял его чувствами, что в результате Том не только рвался выполнить работу, но даже поблагодарил менеджера за разрешение ее сделать".

Вопросы для обсуждения:

· Выявило ли данное упражнение различия в способах проведения переговоров разными людьми?

· Помогает ли оно исследовать возможности компромиссного разрешения конфликта?

· Что вы узнали об искусстве убеждать как качестве, необходимом лидеру?

Ведущий дискуссии

Цель: освоить активный стиль общения, совершенствовать лидерские умения управлять группой, поупражняться в риторике - науке убеждать.

Количество участников: без ограничений.

Материалы и оборудование: доска/флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием скрытых ролей: "Ведущий дискуссии", "Спорщик", "Скептик", "Единомышленник", "Философ", "Дипломат", "Альтернативный лидер", "Равнодушный".

Время: 30-60 минут.

Ход работы. В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки ведения публичной дискуссии. Группе раздают записки. Разворачивая их так, чтобы никто не видел написанного, каждый участник тренинга поймет, какую роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии. Затем определяют тему, которая по-настоящему занимает всех присутствующих. После краткого обсуждения, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тренинга просит ведущего дискуссии обнаружить себя. (Вся полнота власти с этой минуты переходит к тому, кто в своей записке обнаружил роль ведущего дискуссии.)

Объявляется трехминутный перерыв, необходимый для подготовки аудитории, расстановки стульев. Все игроки собираются с мыслями по поводу избранной для обсуждения темы и в связи с полученной ролью.

Дискуссия продолжается 15-20 минут. Затем группа переходит к обсуждению игры.

Завершение. Обсуждение строится на нескольких уровнях.

Первый уровень: все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.

Второй уровень: самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Группа пробует самостоятельно определить, кто был "спорщиком", кто "альтернативным лидером", а кто "занудой". Затем игроки "открывают свои карты" и объявляют о полученных ролях. Они анализируют свое поведение, стиль игры. Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?

Третий уровень: самоанализ и обсуждение группой роли ведущего дискуссии. Что получилось, а что - нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мнение меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем - его несомненный успех? Соответствовали ли друг другу "язык тела" ведущего и содержание его речи? Поддерживался ли контакт глаз с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимулирующие выражение собственного мнения слушателями, использовал ведущий?

Smart, spin, swot u дp.

Цель: научить пользоваться моделями планирования как инструментом эффективной деятельности; развивать способность видеть проблему в многообразии подходов.

Количество участников: без ограничений.

Материалы и оборудование: флип-чарт или листы ватмана, маркеры.

Время: 30-60 минут.

Ход работы. Человек творческий - личность целеустремленная, работающая продуктивно. Это требует тренировки дополнительных мыслительных навыков: планирования и постановки целей.

В НЛП и других методах психологической работы и коррекции успешно применяются несколько моделей, часть из которых для удобства и простоты запоминания названы мнемоническими аббревиатурами - сокращениями, каждая буква которых является напоминанием о базовом принципе, идее.

1. Классической и одной из наиболее известных моделей постановки целей, прогнозирования изменений и планирования является модель SMART:

S (specific) – конкретный

М (measurable) - измеримый

A (attainable) - достижимый

R (realistic) - реалистичный

Т (timebound) - определенный по времени.

Проверьте свои планы по этой модели, и вы избежите многих ошибок, промахов и проблем, таких, как невнятность и неконкретность планов, невозможность определить успешность выполненных действий, спланировать количество материальных ресурсов, рабочих рук, необходимых для осуществления планов.

Знать, что ваше планирование реально и цели достижимы, - это значит иметь мощную эмоциональную поддержку, которая обеспечит вам целостность восприятия и готовность стойко перенести трудности и кризисы на пути к поставленной задаче.

Определяя время реализации всего проекта и каждого из его этапов, мы структурируем задачу, делаем возможной коррекцию и проверку успешности на каждом из этапов...

2. Другая техника - "Закон десяти W". Почему десять "w"? Потому что именно с этой буквы в английском языке начинаются вопросы "зачем?" и "почему?" Решая какую-то проблему, запишем в два столбика 10 ответов на вопрос "зачем?" и 10 - на вопрос "почему?" Формулировка ответов на поставленные вопросы займет ваш мозг концентрированным обдумыванием разнообразных (вот почему не один ответ, а целых 10!) подходов к проблеме.

3. Модель SWOT- техника анализа проблемы. В этой аббревиатуре тоже заложены слова-коды, определяющие ход размышления и разработки процесса.

S (strong) - сильные стороны

W (weak) – слабости

О (opportunity) – возможности

Т (threat) – угрозы.

Проанализируйте свою проблему в этой модели и вы получите ответы на вопросы, что является сильными сторонами вашего проекта, каковы его слабости и как минимизировать ущерб или устранить его, какие новые возможности откроет перед вами успешная реализация идеи, чего вы лишитесь, если процесс решения задачи окажется неудачным.

4. Еще одна модель, являющаяся эффективной техникой планирования и анализа проблем, модель СПИН заключается в творческом обдумывании следующих элементов плана/идеи:

С - ситуация. Какова она? Максимально реалистическое описание исходных позиций.

П - проблема. В чем заключается проблема? Где нарушен баланс сил, равновеси

ТРЕНИНГ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

17.03.2016 9147 524 Пеньковская Анжела Валерьевна

ТРЕНИНГ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Описание
Цели тренинга:
1.Раскрытие личностного потенциала участников группы.
2.Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.
Задачи тренинга:
1.Формирование взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.
2.Формирование навыков понимания друг друга.
3.Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.
4.Выявление и развитие представлений о лидерстве.
5.Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.
Материалы и оборудование: ватман, карандаши, фломастеры, клей, журналы и газеты, свеча, ножницы, листы А4, карточки с ролями, бланки с тестами.
Время проведения:2 часа.
РАЗОГРЕВ
Физминутка
«Веселые ребята»
Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.
Материалы: ватман, карандаши (фломастеры),клей, листы А4, ножницы.
1.Упражнение «Аквариум»
Цель: знакомство.
Задачи: зарядить группу энергией.
Время:15 – 20 мин.
Материалы: ватман, листы А4, ножницы, карандаши (фломастеры), клей.
Ход упражнения:
Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 15 - 20 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.
На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.
Вопросы для обсуждения:
2.Возникали ли у вас затруднения при рассказе?
3.Какие чувства вы при этом испытывали?
2.Упражнение «Я рад тебя видеть…»
Цель: определение положительных сторон участников.
Время:15 мин.
Материалы: нет.
Ход упражнения:
Каждый из участников обращается к своему соседу со словами:«Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.
Вопросы для обсуждения:
1.Легко ли вам было выполнять упражнение?
2.Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
3.Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»?
4.Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?
5.Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель: выявление лидерских качеств.
Материалы:листы бумаги, маркеры,карандаши,газеты,журналы,ножницы,клей.
1.Игра «Лидер это-...»
Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.
Задачи: потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.
Время:40 мин.
Материалы: листы полуватмана, ножницы, клей, маркеры, карандаши, множество рекламных проспектов, журналов, газет.
Ход игры:
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30 - 40 минут они готовят (поодиночке либо в парах) некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.
Тема работы: «Лидер – это» . В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмическая музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.
Когда время на подготовку закончено, музыка микшируется – это знак участникам начать уборку рабочих мест, освобождение комнаты от обрезков и мусора. В это время тренер нумерует полученные от участников анонимные листы и развешивает их. После того как «субботник» завершен и место освобождено для продолжения работы, начинаем «лидерский променад». Все лидеры прогуливаются по комнате, на стенах которой закреплены скотчем рекламные постеры, и делают для себя пометки, кто является, по их мнению, авторами увиденных работ.
Завершение
Собираемся вместе и обсуждаем увиденное. Участники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привлекательным, ярким в работе товарищей.
Вопросы для обсуждения:
1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
2.Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?
3.С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
4.Как вы считаете кто такой лидер?
В заключение на доске или флип-чарте записываем набор лидерских качеств.
Итак, лидер – это... (защита плаката)
2.Тест «Лидер ли я?»
Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов».
Тестовый материал
1.Что для вас важнее в игре?
А)Победа.
Б)Развлечение.
2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А)Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б)Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А)Да.
Б)Нет.
4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А)Да.
Б)Нет.
5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А)Да.
Б)Нет.
6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А)Да.
Б)Нет
7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А)Да.
Б)Нет.
8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А)Нет.
Б)Да.
9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А)Да.
В)Нет.
10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А)Да.
Б)Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.
Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Вопросы для обсуждения:
1.Довольны ли вы полученным результатом?
2.Узнали ли для себя что – то новое?
3.Игра «Проникнуть в круг»
Цель игры: способствует тренировке лидерских умений.
Время:10 мин.
Материалы: нет.
Ход игры:
Участники образуют тесный круг, всячески препятствующий попаданию в него водящего, которому нужно за 3-5 минут по пасть в круг, используя разные инструменты влияния: уговоры, угрозы, обещания, ловкость, хитрость, убеждения и др. Проиграть с тремя-пятью водящими.
Вопросы для обсуждения:
1.Какие чувства вы испытывали при выполнении игры?
2.Легко ли вам было выполнять задание?
3.Какие стратегии чаще всего использовали водящие?
4.Что в них было общего, что оказалось эффективнее?
4.Игра «Ведущий телепередачи»
Цель игры: Развитие умения брать на себя ответственность.
Задачи: научиться планировать и реализовывать поставленные цели, работая в группе. Самораскрытие посредством творческой деятельности.
Время:20 – 30 мин.
Материалы: нет.
Ход игры:
Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся на необычную телестудию, где вы сможете попробовать себя в роли телеведущего разных программ.
Остаемся в тех же подгруппах, как на «Выборе царя зверей» (по 5 – 6 человек). Вы побываете на нескольких передачах. На каждую программу команде необходимо выбирать телеведущего, без повторов участников.
Первая передача «Новости»
Выбранному телеведущему нужно будет продумать и показать со всей своей группой сюжет новостей (сюжет может быть любым). Время на подготовку (5 минут).
Вторая передача «Спорт»
Телеведущему нужно будет продумать и показать утреннюю разминку в течение 3 – 5 минут. Ведущий может быть сам в роли тренера группы, а может быть в роли комментатора. Разминка должна включать в себя не менее пяти различных упражнений. Время на подготовку (5 минут).
Показ придуманных сюжетов (3 – 5 минут на каждую группу).
Третья передача «Самый умный»
Телеведущие выходят в центр, а оставшиеся участники являются группой поддержки, которые могут помочь своему руководителю получить дополнительные баллы.
В течение З минут вам нужно написать как можно больше простых предложений, состоящих из трех слов, каждое слово которого начиналось бы на букву «Л» (например: «Ласточки любят лето»). После объявления предложений может добавлять свои варианты группа поддержки.
Четвертая передача «Про животных»
Телеведущему нужно будет продумать и показать со всей своей Группой пантомиму из жизни животных. Время на подготовку (5 минут).
Показ придуманных сюжетов (3 – 5 минут на каждую группу).
Пятая передача «Культура»
Телеведущему нужно будет продумать и показать со всей своей группой сюжет на любую тему музыка. архитектура, живопись. Время на подготовку (5 минут).
Показ придуманных сюжетов (3 – 5 минут на каждую группу).
Вопросы для обсуждения:
1.Сложно ли было в роли телеведущего (продумывать, организовывать и реализовывать свои сценарии)?
2.Кто из телеведущих вам понравился больше всего, почему?
З.При обсуждении и планировании сценария трудно ли было договориться между собой?
4. Что вы делали для того, чтобы прийти к сотрудничеству и взаимопониманию в группе?
ЗАВЕРШЕНИЕ
Цель:сохранение положительного климата в группе в конце тренинга.
Материалы:свеча,бланки с тестом.
1.Упражнение – шутка «Тест с подтекстом»
Цель:поднять настроение в группе.
Время:5 мин.
Ход упражнения:
Участникам раздаются представленные ниже бланки теста и объявляется: «Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны и готовы следовать инструкциям.
Вам необходимо быстро выполнить маленький тест.
В вашем распоряжении – всего три минуты.
Тест на внимательность
ФИО ______________________________________ Дата ____________
Инструкция: До того как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте и следуйте указаниям. Время на выполнение – три минуты.
1.Впишите в отведенном месте Вашу фамилию, имя и отчество и поставьте сегодняшнюю дату.
2.Впишите номер Вашего контактного телефона. Если у Вас его нет, то напишите номер 100.
3.Обведите этот номер.
4.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
5.Обведите этот знак треугольником.
6.Громко произнесите номер, который вы написали в пункте 2, так, чтобы всем было слышно.
7.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4.
8.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой три маленькие дырочки.
9.Попробуйте посмотреть на мир сквозь эти дырочки.
10.Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
11.Громко крикните: «Я почти закончил».
12.Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.
2.Упражнение «Дерево успеха»
Цель: получение обратной связи.
Время:10 мин.
Материалы:нарисованное дерево и нарисованные яблоки трех цветов.
Ход упражнения:
Участники по очереди выходят и выбирают тот цвет яблока который им понравился и вещают на макет дерева. Говорят немного слов о тренинге.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Класс:

Лидерство - желанная цель для многих. Лидера уважают, прислушиваются
к его замечаниям и советам, пытаются ему подражать и дружить с ним.

Пояснительная записка.

Современное общество требует от человека наличия таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими навыками формируют в человеке лидера. Общество требует от своих граждан наличие “активной гражданской позиции”, что подразумевает в числе прочих наличие своего мнения и умения отстаивать его; решимость в достижении намеченных целей, стремление вперед. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.

Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха. Наша задача показать детям, что каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха. В подростковом возрасте у человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.

Подростковый возраст чрезвычайно важный период в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения.

Развитие лидерских качеств у подростков ярко выражено: уже в школе видно, кто из детей раскрывает свой внутренний потенциал или хотя бы пытается, а кто и вовсе не видит в этом необходимости. Хорошо, если ребенок стремится быть лидером, быть первым в своей компании. Данная программа тренинговых занятий разработана для воспитания ответственных, инициативных, творческих, целеустремленных лидеров. Программа ориентирована на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь подросткам более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

Цель: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в коррекционно-практические занятия.

  • Развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;
  • Развитие активной социально-психологической позиции участников тренинга;
  • Сплочение группы;выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;
  • создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;
  • организовать занятия по овладению подростками знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
  • определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации лидерского потенциала.

Целевая группа: дети школьного возраста (13–16 лет).

Необходимый материал: спички, свечка, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, карточки с эмоциями.

Продолжительность тренинга: 5 дней, 1 час ежедневно. Количество человек в группе: 10-15.

Занятие 1. Лидер – кто он?

Цель: знакомство, создание атмосферы доверия и взаимопонимания; побуждение интереса к занятиям; актуализация знаний о лидерстве, развитие коммуникативных способностей.

Материал: спички, карточки с эмоциями, свеча.

1. Знакомство.

Каждый участник рассказывает о себе, пока горит спичка.

Имя. Кто по знаку зодиака?

Любимое время года, блюдо, хобби?

Какое качество своего характера вы считаете наиболее ценным?

2. Снежный ком.

Участник называет свое имя и свое качество на первую букву имени. Следующий участник повторяет предыдущего и называет свое имя и качество. Последний участник должен повторить имена и качества всех участников.

3. Принятие правил работы в группе:

Доверительный стиль общения

Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

Персонификация высказывания “от собственного имени”.

Недопустимость оценок в адрес другого.

Активное участие во всех упражнениях.

Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

4. Дискуссия “Кто такой лидер”.

Лидер это авторитетный человек, которому доверяют в коллективе, с мнением которого считаются и позволяют принимать решения за весь коллектив. Лидера никто не назначает, не выбирает, он появляется в ходе развития отношений в коллективе. Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки, чем другие люди в коллективе. Коллектив доверяет ему. Бытьлидером нелегко, почему же у некоторых это получается само собой? Можно ли добиться признания и повести за собой весь класс?

Давайте по-рассуждаем, как стать лидером в коллективе, а для начала выясним, как вы понимаете, кто такой лидер (ответы уч-ся). В психологии принято различать следующие типы лидеров..

  • Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе;
  • Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны;
  • Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи;
  • Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками;
  • Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности;

Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.

5. Упражнение “Передать одним словом”

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово “Здравствуйте” с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок “уронили мишку на пол”.

Список эмоций.

  • Радость.
  • Удивление.
  • Сожаление.
  • Разочарование.
  • Подозрительность.
  • Грусть.
  • Веселье.
  • Холодное равнодушие.
  • Спокойствие.
  • Заинтересованность.
  • Уверенность.
  • Желание помочь.
  • Усталость.
  • Волнение.
  • Энтузиазм.
  • Рефлексия:

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

6. Упражнение “Всеобщее внимание”

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

Занятие 2. Чемодан лидера.

Цель: развитие коммуникативных и организаторских качеств; создание атмосферы доверия; развитие.

Материал: текст прогноза погоды, свеча.

1. Нетрадиционное приветствие.

Хаотично передвигаясь по комнате, участники при встрече с кем либо приветствуют его следующим образом:

  • Кивком головы;
  • Улыбкой;
  • Глазами;
  • Рукопожатием;
  • Прикосновением плечом к плечу;
  • Прикосновением спины к спине;
  • Прикосновением коленки к коленке.

2. Меняются те, кто...

Один участник – ведущий. Стульев на одного меньше. Ведущий продолжает фразу “меняются те кто...”. Те, кто подходят под признак – меняются местами. Ведущий старается занять свободное место. Тот, кто не успел занять стул, становится ведущим.

3. Чемодан лидера.

Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы замерзли, как будто во рту горячая каша.

“А знаете ли вы, что у индейцев есть поверье, что медведи являются человеческой расой. И свои убеждения они подтверждают тем, что у них по пять пальцев на лапах, все представители их рода имеют общие характерные особенности, а также медведи могут ходить и бегать на двух лапах и у них портятся зубы от сладкого, как и у человека ”.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3. Посидите на стуле так, как сидят председатель Верховного Совета, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

Упражнение 4. Изобразите, как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индейский вождь.

Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбаются очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, волк зайцу.

Упражнение 6. Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.

4. Упражнение “Без командира”.

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

В колонну по росту

В два круга

В треугольник

В шеренгу по росту

В четыре колонны с одинаковым количеством участников

В шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Занятие 3. Понимание – ключ к успеху.

Цель: развитие умения понимать друг друга, как важное качество настоящего лидера.

Материал: свеча.

1.Стройся!

Участники без слов должны построиться по росту, по цвету волос, месяцу рождения, в 2 круга, в треугольник.

2. Упражнение “Земляне и инопланетяне” (15 минут)

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Каждый Землянин может выбрать того Инопланетянина, который ему симпатичен, но ни один Инопланетянин не должен остаться без пары.

Земляне получают задание так, чтобы его не слышали инопланетяне: установить контакт с иной цивилизацией, объяснить им, где они находятся, кто их приветствует, и выяснить, с какой целью инопланетяне прилетели на Землю.

Инопланетянам наедине дают инструкцию: “они не знают языка землян, поэтому не реагируют на фразы, но могут реагировать на мимику, жесты, звуки. Как только они почувствуют, что землянин, вступивший в контакт им симпатичен, то могут с ним вступить в контакт на уровне звуков, мимики, пантомимики и объяснить, откуда они прилетели и с какой целью.

Вопросы к “землянам”:

  1. Что помогло прийти к решению?
  2. Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?
  3. Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

3. Скульптура “Я – Лидер!”

Участникам дается задание составить всем скульптуру на тему “Я – Лидер!”. В качестве материала – сами участники.

4. “Начали!”.

Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: “Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую “Начали!”. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание”. Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание . Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. “Начали!”

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. “Начали!” Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры “Карабас”: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и “заяц”. “Итак, кто быстрее?!” Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль “зайца”. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. “Начали!” Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо “отверженным”. Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Занятие 4. “Лидер в тебе”.

Цель: развитие коммуникативных и организаторских навыков.

Материалы: карандаши, бумага, фломастер, свеча.

1. “Я никогда не....”

Участники по очереди продолжают фразу. Если кто то делал (видел, участвовал пробовал) то, что назвали, то загибает палец. Выиграет тот, кто первый зажмет все пальцы.

2. “Карабас”.

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: “Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово “КА-РА-БАС” и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции”.

В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

3. “Большая семейная фотография”.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать “фотографа”. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается “дедушка”. Он тоже может участвовать в расстановке членов “семьи”. Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль “фотографа” и “дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других “членов семьи”. Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трех. На счет “три!” все дружно и очень громко кричат слово “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.

Участникам раздаются листы бумаги, карандаши. Задание: придумать и изобразить свой герб, отражающий особо ценные личные качества, которые характеризуют участника как лидера.

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Занятие 5. “Лидер ли я?”

Цель: закрепление знаний о лидерских качествах.

Материалы: ватман, карандаши, фломастеры, бланки социометрии, свеча.

1. Упражнение “Тростинка на ветру”. Чтобы ощутить поддержку и сплоченность группы, проводится данное упражнение, в котором принимает участие тот, кто полностью доверяет группе и может положиться на ее поддержку. После выполнения упражнения проводится короткая беседа, где выясняются ощущения игроков и их чувства.

2. Упражнение “Лидер - это”

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это...”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.

3. Упражнение “Круг и Я”

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

4. Социометрия.

Раздаются бланки с вопросами, каждый участник записывает имена и фамилии своих товарищей по группе.

5. Свечка.

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Список литературы.

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006. – 271с..
  2. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192с.
  3. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99с

Дети занимаются один учебный год, 1раз в неделю. Продолжительность занятия — 2 часа. Это дает возможность все полученные знания превратить в навык.

Занятия по развитию подростка проходят в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала.

Цена:
1. Работа с тренером под руководством Елены Березовской в месяц (4 занятия) — 1500 грн.

2. Работа в группе лично с Еленой Березовской в месяц (4 занятия) — 2500 грн.

Внимание! Оплата производится сразу за первый и последний месяц обучения.


Записаться на курсы для подростков в Харькове можно ☎️050 302 24 63 ☎️096 577 09 59

РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА — ЛУЧШАЯ ИНВЕСТИЦИЯ В НАШЕ БУДУЩЕЕ!!!
ТРЕНИНГИ В ШКОЛЕ ЛИДЕРСТВА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПОМОГУТ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ СТАТЬ УСПЕШНОЙ, ПРОАКТИВНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ!!!

На курсе Школа Лидерства для детей и подростков в Харькове не учат быть всегда первым и вести за собой других людей. Все тренинги в Школе Лидерства направлены на развитие лидерского характера подростков, а именно развитие основных лидерских компетенций: уверенности, коммуникабельности, ответственности за свою жизнь, самоорганизации, критическому мышлению, умению работать в команде, осознанности, принятию себя со всеми своими особенностями.

Результаты обучения на курсе Школа Лидерства для подростков:

Во-первых : дети становятся более уверенными в себе, участники осознают свою уникальность особенность, грамотно анализируют свои недостатки и преимущества и умеют с этим «работать». Дети умеют анализировать свои личные ресурсы, что придаёт им уверенности в себе.

Во-вторых : подростки знают типы личности и это помогает им понимать самих себя и окружающих людей. Участники знают, как общаться с разными типами людей и эффективнее разрешают конфликтные ситуации. Подростки изучают конфликтологию, что помогает им находить общий язык с учителями и сверстниками.

В-третьих : участники умеют выступать публично, структурировано доносить информацию, управлять аудиторией и убеждать, эффективно аргументировать, вести дебаты и полемику.

В-четвёртых : осознанность подростков достигает высокого уровня, они становятся проактивными, готовыми брать ответственность за свою жизнь на себя. Дети лучше понимают себя, знают свои ценности, свои особенности. Это поможет подростку лучше ориентироваться в выборе будущей профессии.

В-пятых : подростки получают много информации по навыкам управления денежными и временными ресурсами. Такие тренинги мотивируют их, помогают ставить амбициозные цели и делать все возможное, чтобы достичь их.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.