Проектная деятельность в работе логопеда. проект по логопедии на тему

Светлана Чагина
Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда

Чагина С. В.

п. Коноша, Архангельской области. МБДОУ общеразвивающего вида детский сад «Теремок» .

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность . Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей , в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности , цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Творческий проект «Волшебный мир сказок»

Вид проекта : творческий, долгосрочный, групповой.

Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Актуальность : Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на дошкольников. Актуальность проекта состоит в том , что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении, создание мультфильмов, книжек-самоделок объясняется тем, что это позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность . Исходя из этого, было решено по максимуму включить творческую деятельность в логопедическую работу .

Цель : коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности .

Задачи :

Развивать речь старших дошкольников через театрально – игровую деятельность ;

Использовать современные технологии в логопедической работе ;

Использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;

Включить детей с ОВЗ в образовательный процесс;

Вовлечь педагогов и родителей в коррекционно -педагогический процесс.

Этапы реализации :

1. Начальный этап. (Определение цели, постановка задач, изучение литературы) .

2. Продуктивный этап. (Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта ).

3. Результативный этап. (Продукт проекта : изготовление детьми и родителями книжек-самоделок; показ русских народных сказок с использованием настольного театра детям младших групп, участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем» , создание мультфильмов).

Направления проектной деятельности :

Работа по развитию речи

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;

Закрепить правильное произношение звуков в театрализованной и свободной речевой деятельности ;

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;

Совершенствовать умение отвечать на вопросы полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок со зрительной опорой, умение передавать характер героя.

Театрально – игровая деятельность :

Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;

Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;

Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;

Развивать умение инсценировать сценки по знакомым сказкам;

Совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;

Воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.

Творческая деятельность

Пересказ русских народных сказок с использованием настольного театра «Заюшкина избушка» , «Курочка-ряба» , «Маша и медведь» , «Теремок» , «Колобок» .

Совместное творчество детей и родителей : составление сказок, рассказов, иллюстрирование книжек-самоделок;

Презентация детьми книжек-самоделок;

Инсценировка произведения В. Сутеева «Под грибом» . Участие в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем» ;

Рисование иллюстраций к мультфильмам : «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» ;

Озвучивание мультфильмов.

Работа с родителями

Знакомство родителей с проектом на первом групповом собрании в сентябре.

Конкурс книжек-самоделок «Сказка на новый лад» ;

Выставка детских рисунков по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом» , «Яблоко» ;

Презентация мультфильмов для детей и родителей на итоговом собрании;

Распространение среди родителей копии мультфильма для домашнего просмотра.

Участие воспитателей группы в проекте

Знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева. Чтение сказок «Под грибом» , «Мышонок и карандаш» , «Петух и краски» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» , «Разные колеса» ;

Просмотр мультфильмов «Под грибом» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» ;

Рисование иллюстраций к мультфильмам.

Результаты :

Внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу ;

Повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность ;

Раскрытие творческого потенциала дошкольников;

Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

Позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.

Список литературы :

1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников »

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Одним из важнейших направлений моей деятельности в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие - достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка.

Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Срок проведения: 9 месяцев.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;
  • разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Речевичок»;
  • составить и выпустить периодический детско-родительский журнал «Речевая полянка»;
  • создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;
  • выработать и принять единые требования родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в процессе коррекции речи.

Ожидаемые результаты: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

  • анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;
  • выпуск информационных листов: «Оцените речевое развитие вашего ребенка». Смотреть Приложение 2;
  • папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;
  • сбор методических материалов к картотеке и журналу; разработка мероприятий.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

  1. Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Речевичок». Смотреть Приложение 4.
  2. Представление картотеки: «Ваш домашний логопед» (за основу взяты «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми» Ю.Б. Жихаревой-Норкиной).
  3. Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 13.
  4. Выпуск журнала «Речевая полянка» 1 раз в 3 месяца. Смотреть Приложение 2.
  • Для любознательных родителей.
  • Беседуем и играем - речь развиваем.
  • Почитай-ка.
  • Наши руки не для скуки.
  • Анонс.

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Мероприятия: проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге клуба «Речевичок».

В результате реализации проекта «Ваш домашний логопед» был достигнут желаемый результат : так по данным опроса 85% родителей стали лучше ориентироваться в вопросах речевого развития детей, 60% родителей приняли активное участие в детско-родительских мероприятиях, 95% родителей научились выполнять задания из картотеки «Ваш домашний логопед». Родителям, которые не смогли посещать клуб «Речевичок», были предложены материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки. Смотреть Приложение 11 , Приложение 12 , информационные листы, журналы «Речевая полянка».

Список литературы:

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 2000.

Проект «Ваш домашний логопед»

Журнал «Речевая полянка»

В условиях современности педагогам и в частности логопедам необходимо использовать разнообразные педагогические технологии в работе с детьми. Одной из таких технологий является проектный метод.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Главная цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, и готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

Метод проектов позволяет ребенку стать непосредственным участником всех этапов работы. Возраст участников может варьироваться от младших до старших дошкольников. Но наиболее продуктивная деятельность получается у детей старшего дошкольного возраста. Т.к. главные преимущества проектногометода в работе логопеда это значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных.

Коррекционно-развивающие тематические проекты, обеспечивают мотивацию к успешному обучению.

Старшие дошкольники уже в состоянии принять выявленную самостоятельно проблему, осмыслить цель, которую надо достичь и выбрать тот путь, который приведёт к успеху.

Но проектный метод можно модернизировать внеся в него элемент арт-терапии- фототерапию. Именно о таком экспериментальном проекте хочу рассказать.

Фототерапия предполагает работу с готовыми фотографиями, и создание авторских снимков.

Это может быть сочинение историй, рассказов описаний, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, театрализованная деятельность, художественные описания и т. д.). Детские снимки становятся инструментами, которые служат для совершенствования коммуникативных навыков.

Начиная с определенного возраста, дети с удовольствием снимают все вокруг себя, «Запускается» процесс «коммуникации» с фотографией: выясняется, какие эмоции, чувства, ассоциации или воспоминания она вызывает, почему она понравилась ребенку, кто и в каких обстоятельствах делал снимок.

Проекты с использованием элементов фототерапии могут быть как долгосрочными так и краткосрочными. Краткосрочный проект может основываться на лексической теме недели, например: осень, огород-овощи, мебель, бытовая техника, одежда и др.

Представляю вашему вниманию проект с элементами фототерапии.

Тема проекта: Человек.

Вид проекта: информационно-творческий.

Цель: формировать лексико-грамматическую компетенцию дошкольников с ОНР на основе практического опыта детей (фотографирование, составление рассказов, описаний)

Задачи:

обучение составлению описательных рассказов с использованием фотографий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Организатор проекта: логопед

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, логопед, воспитатель.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта проходила в три этапа.

I этап.

Подготовительный.

На подготовительном этапе мы создали фотографии, сделанные как педагогом, так и самими детьми. Детям предлагалось поиграть в фотографов - сделать фотопортреты своих друзей в группе.

Параллельно проводилась коррекционно-развивающая работа.

II этап.

Основной.

Основной этап работы был совмещен с практическим. На этом этапе были проведены:

ОУД Составление рассказа «Человек» с опорой на фото.

Заучивание стихотворения «Тело человека» М. Ефремова

Чтение художественной литературы Г. Ладонщикова «Я под краном руки мыла», детская энциклопедия «Тело человека» М.Ефремова

Дидактические игры: «Эмоции», «Какого цвета волосы?», «Девочка-мальчик»

Сюжетно-ролевая игра «Осмотр доктора»

Игры импровизации «Что умеет твое тело?»

Практические задания «Заштриховать части тела»,«Обведи и вырежи ладошку»

Подвижные игры с воспитателем «Быстрые и ловкие ножки», «Море волнуется раз…»

Заключительная беседа

На этом этапе мы приступили к оформлению стенгазеты. Для работы нам потребовались фотографии детей, которые помогли детям объяснить назначения частей тела человека, наглядно увидеть собственные эмоции (смех, грусть, гнев). Это был, пожалуй, самый главный момент, так как именно тогда у детей появилось желание узнать больше о человеке. Рассказы детей были очень эмоциональными, а творческие работы являлись наглядной опорой при составлении рассказов. Наличие оформленных рассказов помогло в организации диалогов между детьми. Дошкольники охотно обменивались впечатлениями о фотографиях, на которых видели самих себя и товарищей.

III этап.

Итоговый.

Итогом работы стали: презентация и выпуск стенгазеты воспитанников нашей группы.

Опыт использования проектного метода в основе которого лежит фотографирование способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, повышает мотивацию и познавательную активность дошкольников.

В феврале, планируется создать проект на тему «Мой любимый город», приуроченный ко Дню города с привлечением родителей. Основой для этого проекта, послужат фотографии, сделанные во время прогулки родителей с детьми по городу. Фотографируются памятники, архитектурные сооружения, скверы и другие достопримечательности или просто места в городе, которые по какой-то причине нравятся ребенку.

Стрельникова Ольга Сергеевна, Я/С № 23 «Акниет», г. Караганда, логопед

Чтобы скачать материал или !

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая обучающихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение школьников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в нашей жизни, в учёбе. Нужно только найти его и подсказать детям, что приведёт их самих к интересным и необычным находкам и открытиям. Посещая логопункт, дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, исследовать, делать выводы.

Коррекционная работа, на нашем логопункте происходит в ходе активной учебной деятельности школьников, что обеспечивает их развитие. А это определяет самостоятельную постановку задач, сопоставление различных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного, владение всеми видами самоконтроля и самооценки. Основной метод такого развития - учебное исследование. Любое исследование по своей природе коллективно, оно предполагает сопоставление позиций, методов, результатов. Организация занятий проводится в форме развёрнутого коллективного учебного диалога. Чтобы организовать. Направлять и поддерживать такой диалог, учитель-логопед обязан владеть техникой педагогического общения “изнутри”, то есть включаться в диалог как один из его участников. Познание обучающихся движется при тесном постоянном переплетении новых знаний с ранее ими полученными. Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или постепенно с нарастанием меры помощи со стороны учителя-логопеда. Или занятие развёртывается в виде постепенного углубления. Главное - не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодолением инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.

Работая в этом направлении, мною совместно с детьми создано и реализовано несколько долгосрочных творческих проектов (“Знакомьтесь - апельсин”,“С помощью пальцев рук развиваем речь”, “Ах, эта сказка!”, “Скороговорки…?”)

К их созданию побудило то, что овладение новыми знаниями помогает и способствует компенсации речевого недоразвития ребёнка, психических процессов, а также способствует развитию самостоятельности, настойчивости, толерантности, формированию интереса к логопедическим занятиям.

Метод проектов помог в формировании социально-личностных качеств ребенка – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе. У детей сложились интеллектуальные предпосылки для успешного дальнейшего обучения.

Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.

Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Моя задача, как учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

В результате работы по реализации проектов у школьников значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и развилась связная речь. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлек школьников в творческую деятельность, а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

Строя учебный процесс на основе развивающего обучения, по словам Л.С.Выготскго “Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности”.

Литература

  1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
  3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Современный логопедический урок:опыт работы/авт. Сост. Е.А.Лапп, Н.Г. Фролова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Выготский.Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное/ Л.С.Выготский. – М., 2001.
  7. Коррекцинно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты/ по ред. С.Г.Шевченко.- М.: ВЛАДОС, 2001.
  8. Ресурсы Интернет-сети

Опыт работы по теме: Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ.

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата.

В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда.

Наше учреждение имеет опыт работы по использованию технологии совместной проектной деятельности, который распространялся нашими педагогами на уровне района, города, края.

За последние годы в ДОУ были реализованы проекты: «О правах, играя!», «День самоуправления», «Кем быть, каким быть», «Спорто-няня», «Волшебница — Вода», «Я и мое имя», «Моя семья, моя родословная» и др. Предстояло адаптировать новую технологию на детях с ФНР и ФФНР с учётом особенностей детей-логопатов.

Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом.

Таким источником, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации мы ведём работу по формированию связной речи, приучаем детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками, обучаем правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение.

Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания ребятишек. Участниками проектов являются в основном дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Единая цель, совместные значимые для ребёнка мероприятия развивают коммуникативные и нравственные качества личности.

Детские проекты «Волшебные звуки природы», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Книжное царство – мудрое государство», «Путешествие по городу Красивой речи», реализованные учителем-логопедом, не оставили равнодушным ни одного ребенка. В ходе работы над проектами создавалась атмосфера сотворчества с ребенком, использовался индивидуальный подход. Старались ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы
проекта
Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Проект «Путешествие по городу Красивой речи»

Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности;

Цель перед детьми: отправиться в путешествие по городу Красивой речи (используя карту-путеводитель);

Масштаб проекта: временной – 3 недели.

1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.
2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.
3. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.
4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
6. Прививать любовь к родному языку.
7. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.

Трансляция проекта:

Презентация проекта перед детьми группы
- Фотосессия для родителей
- Выступление на педагогическом совете

Во время «путешествия» дети «побывали в гостях» у «умелых пальчиков и веселых язычков», у «Бабушки — загадушки», «прогулялись» по «Проспекту потешек, чистоговорок, скороговорок», по «Улице волшебных палочек и слов», и узнали много интересного.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту мы приглашаем гостей (педагогов), родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Таким образом, мы убедились, что выбранная нами технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:

Расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;
- совершенствовать звуковую сторону речи;
- развить способность к словотворчеству;
- формировать личностные качества ребенка;
- развить коммуникативные навыки;
- добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Перспективой нашего исследования станет попытка адаптирования технологии ведения портфолио ребёнка, с целью развития коммуникативных способностей дошкольников и повышения качества образования.

Харина Альфия Салимзяновна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Центр развития ребенка
детский сад №268″, г. Пермь