Кто испытывает новые самолеты профессия. Летчик-испытатель — профессия и судьба

24 ноября 2016 г. исполняется 70 лет известному авиатору, Герою России, Заслуженному летчику-испытателю, начальнику ЛИЦ ГосНИИ ГА Рубену Татевосовичу Есаяну.

Летчик-испытатель. Эти слова действуют на людей завораживающе, ведь за ними скрывается личность с большой буквы, обладающая высочайшим умом, многогранным опытом и сильной волей. Все, что должно быть в человеке, который управляет и испытывает новые современные воздушные суда.

Имена многих летчиков-испытателей навечно вписаны в золотой ряд великих соотечественников, прославивших нашу страну и внесших неоценимый вклад в укрепление ее могущества, развитие отечественной гражданской авиации. Среди них и летчики-испытатели нашего института, которые за более чем 85-летнюю историю ГосНИИ ГА дали путевку в небо многим самолетам и вертолетам советского и российского производства.

Свое законное и достойное место в этом ряду занимает наш уважаемый коллега по ГосНИИ ГА Рубен Татевосович Есаян — Герой России, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, заместитель генерального директора — начальник Летно-испытательного центра (ЛИЦ). Говорить о человеке, которого знаешь более 20 лет, и с которым связан и профессионально, и человечески многие годы, всегда хочется с чувством гордости и глубокого уважения. Не будет преувеличением сказать, что личность Рубена Татевосовича Есаяна вполне сравнима с выдающимися людьми из серии книг «Жизнь замечательных людей».

Рубен Татевосович Есаян родился 24 ноября 1946 г. в Ереване в семье участника Великой Отечественной войны. Занимался в аэроклубе, впервые поднялся в воздух в 17 лет.

Он получил фундаментальное авиационное образование: Сасовское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза Г.А. Тарана, Академия гражданской авиации, Школа летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР им. М.М. Громова.

Работал командиром воздушного судна в Армянском управлении гражданской авиации. Еще работая линейным пилотом, Р.Т. Есаян показал себя незаурядным специалистом летного дела. В 1981-1984 гг., находясь в служебной командировке в Анголе, командир экипажа корабля Як-40 Р.Т. Есаян неоднократно летал в районы боевых действий. В 1983 г. при взлете в аэропорту Луанды его самолет был подбит зенитным огнем с поражением правого двигателя, возник пожар на борту. Р.Т. Есаян сумел сделать круг над аэропортом и благополучно посадить поврежденный самолет.

С 1984 г. Р.Т. Есаян возглавил летно-штурманский отдел Армянского управления гражданской авиации.

С 1986 г., уже 30 лет, Рубен Татевосович работает в ГосНИИ ГА на летно-испытательной работе, многие годы руководит Летно-испытательным центром института, является заместителем генерального директора.

Рубен Татевосович Есаян провел испытания многих типов и модификаций самолетов, в том числе: Ан-74, Ан-124, Ту-334, Ту-154, Ил-76МФ, Ил-96, Ил-114. На самолете-амфибии Бе-200 в 2004 г. он установил пять мировых авиационных рекордов. Особо хотел бы отметить, что как глубокий аналитик и первоклассный летчик-испытатель, Р.Т. Есаян занимается моделированием внештатных ситуаций в воздухе для выявления причин авиационных происшествий и катастроф с целью недопущения их в реальных условиях.

В составе рабочих групп в качестве эксперта-аудитора Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета Р.Т. Есаян участвовал в летных испытаниях зарубежных воздушных судов многих типов, включая самолеты Boeing 757, 767, 747, Falkon 900 и др.

В 2001 г., впервые после 10-летнего перерыва, экипаж ГосНИИ ГА под руководством Рубена Татевосовича выполнил на транспортном самолете Ил-76 рейс в Антарктиду. В течение последующих лет он ежегодно летал на этот континент с посадками на ледовые аэродромы. В 2007 г. выполнил уникальную операцию по десантированию с самолета Ил-76ТД 28 платформ с дизельным топливом на полярную станцию «Восток». Всего Р.Т. Есаян произвел более 80-ти полетов на Южный полюс и центральные районы Антарктиды.

В одной из воздушных экспедиций в Антарктиду в 2008 г. довелось участвовать и автору этих строк. В этих сложных, порой экстремальных условиях, Рубен Татевосович показал не только высочайшее летное мастерство, но и умение организовать работу экипажа максимально четко и слаженно с целью обеспечения эффективной деятельности российской антарктической экспедиции и проведения научно-исследовательских работ.

В том, что в 2015 г. Росгидрометом повторно выдано разрешение ГосНИИ ГА до 2020 г. на выполнение исследовательских полетов тяжелой транспортной авиации в Антарктиде и десантирование грузов на ледниковый покров — большая заслуга Рубена Татевосовича Есаяна.

В последние годы летным составом ГосНИИ ГА под руководством Р.Т. Есаяна проведен комплекс сертификационных испытаний различ-ных воздушных судов, в том числе, модификаций «старых» воздушных судов, оборудованных новыми навигационными и другими системами.

Важное место в деятельности ЛИЦ ГосНИИ ГА занимает и выполнение специальных полетов на воздушных судах, конструкция и характеристики которых не соответствуют типовой. Именно в этих случаях проявляется высочайшее летное мастерство Р.Т. Есаяна и его коллег. Так было и в сложной ситуации с выполнением взлета самолета Ту-154М с повреждением конструкции с посадочной площадки в Ижме, состояние которой не обеспечивало безопасный взлет. Экипаж ГосНИИ ГА под руководством Р.Т. Есаяна блестяще справился со взлетом и перелетом самолета на завод-изготовитель для восстановления воздушного судна.

Важное качество Р.Т. Есаяна, как наставника молодых авиаторов и коллег по летно-испытательному цеху — умение доходчиво излагать даже самую сложную техническую информацию. Широта и глубина его кругозора производят неизгладимое впечатление. С ним можно спорить, дискутировать, но, в конечном итоге, он все равно, как правило, убедит в своей правоте логикой приводимых аргументов.

Говоря о высоких человеческих, я бы сказал, нравственных, качествах Рубена Татевосовича — это понятие о чести и достоинстве, которые впитаны им с детства. Он, будучи удивительно скромным человеком, обладает большим чувством юмора. Мы, его коллеги по работе, гордимся тем, что работаем в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации и имеем возможность общаться с этим удивительным Человеком. Без преувеличения можно сказать, что Рубен Татевосович Есаян — золотой фонд не только ГосНИИ ГА, но и всей отечественной авиации.

Достижения и успехи в летно-испытательной работе Р.Т. Есаяна высоко оценены государством: орден «Дружбы народов» в 1985 г., орден Мужества в 1996 г. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель РФ», «Заслуженный работник ГосНИИ ГА» и «Почетный работник транспорта».

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации № 524 от 29 мая 2006 г. Р.Т. Есаяну присвоено высокое звание Героя Российской Федерации.

Вклад Рубена Татевосовича Есаяна в развитие отечественной гражданской авиации громаден. Он всегда был и остается преданным своему делу, своей профессии. Жизнь и биография Р.Т. Есаяна — яркий и замечательный пример всем нам, и особенно для молодежи.

В этой связи мне вспоминается известная библейская притча о трех заповедях: в своей жизни мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом. Если смысл притчи применить к Рубену Татевосовичу, то список нужно дополнить, так как есть и сыновья, и дом, и деревья. Он вырастил и воспитал двух достойных сыновей, один из которых также влюблен в небо и продолжает летную династию. Династию Есаяна.

Рубен Татевосович уже оставил свой зримый автограф в небе. Но это не дает оснований останавливаться. Жизнь продолжается, и планов громадье! По-другому и быть не может. Есть еще порох в пороховницах — его нужно использовать по назначению. И яркое свидетельство тому — предстоящий полет Рубена Татевосовича на борту Ил-76ТД в Кейптаун, а затем в Антарктиду! Поэтому расслабляться Вам, Рубен Татевосович, еще рановато. А значит, так тому и быть!

Василий Шапкин,

генеральный директор ГосНИИ ГА,

доктор технических наук,

Лётчик-испытатель - лётчик, испытывающий новую авиационную технику (самолёты, вертолёты).

Лётчик-испытатель - лётчик, испытывающий новую авиационную технику: самолёты и вертолёты. Профессия подходит тем, кого интересует физика, физкультура и ОБЖ (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Лётчик-испытатель проводит испытания абсолютно новых (экспериментальных) воздушных судов, оценивая их качества и этим помогая конструкторам их дорабатывать.
А когда уже начат серийный выпуск, самолёты вертолёты нуждаются в заводском облете, и этим тоже занимаются лётчики-испытатели.
Военный лётчик-испытатель - главный оценщик качества машин, полномочный представитель армии и флота при приемке их от производителя.
Военный лётчик-испытатель является также инструктором для лётного состава военной лётной машины.
Лётчик-испытатель - профессия редкая. Испытателем может быть лишь лётчик экстра-класса. По словам специалистов, очень нелегко найти будущего летчика-испытателя в большой массе летного состава ВВС. Хотя военные летчики - это элита армии и флота, прошедшие специальную подготовку.
На летчиков-испытателей учат уже подготовленных лётчиков.
Испытатели первыми апробируют ноу-хау отечественных авиационных фирм. Их подготовка ведётся с учётом внедряемых в практику самолетостроения новых подходов, инновационных технологий, вычислительной техники, систем индикации и т.д.
Как говорят преподаватели ГЛИЦ (Летно-испытательного центра им. В.Чкалова), обучающие лётчиков-испытателей, будущий лётчик-испытатель «в поте лица своего» должен совершенствовал свои знания:
«У нас слушатель при выпуске из центра пишет дипломную работу, равнозначную кандидатской диссертации… Да, планка высочайшая, но без этого в таком деле, как испытание опытных образцов боевых самолетов, нельзя никак обойтись».
Профессия лётчика-испытателя связана с риском. Техническое несовершенство машины может привести к трагедии.

Рабочее место

Военные лётчики-испытатели служат в лётно-испытательных центрах Министерства обороны.
Гражданские (невоенные) лётчики-испытатели служат в авиационной промышленности: в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ЛИИ), конструкторских бюро, на авиастроительных заводах, авиаремонтных заводах Гражданской авиации.

Важные качества

Лётчику-испытателю необходимы лидерские качества, собранность, умение принимать решения, ответственность, смелость, хорошее здоровье.
Необходим высокий интеллект, инженерный склад ума, любовь к технике.
Важна любовь к новизне: испытание неизвестного летательного аппарата должно не пугать лётчика, а доставлять ему удовольствие.
Среди кандидатов на учёбу проводится строгий отбор. Будущий испытатель должен быть в возрасте до 31 года, как правило, иметь диплом с отличием военного авиационного вуза и квалификацию военного летчика 1-го класса.
В лётчике должны сочетаться хорошие знания в области теории и устройства самолета, инженерные наклонности и высокий уровень управления самолётом (вертолётом).

Где учат

  • Государственный летно-испытательный центр ВВС им. В.Чкалова (ГЛИЦ)

при Государственном летно-испытательном центре.
г. Ахтубинск.
Профиль: подготовка военных лётчиков-испытателей.
Отделения: самолётное, вертолётное и штурманское.

  • Школа летчиков-испытателей им. А.В.Федотова (ШЛИ)

при Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова.
г. Жуковский.
Профиль: подготовка летчиков-испытателей и специалистов-испытателей экспериментальной авиации
для научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских бюро, предприятий авиапромышленности.

  • Две школы лётчиков-испытателей есть в США, одна - в Англии, одна - во Франции.
Подходящие образовательные специальности: Летная эксплуатация летательных аппаратов, техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта
Ключевые предметы: Математика; русский язык; физика

Стоимость обучения (средняя по России): 480000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата.

Лётчик-испытатель - лётчик, испытывающий новую авиационную технику: самолёты и вертолёты.

Особенности профессии

Лётчик-испытатель проводит испытания абсолютно новых (экспериментальных) воздушных судов, оценивая их качества и этим помогая конструкторам их дорабатывать.

А когда уже начат серийный выпуск, самолёты вертолёты нуждаются в заводском облете, и этим тоже занимаются лётчики-испытатели.

Военный лётчик-испытатель - главный оценщик качества машин, полномочный представитель армии и флота при приемке их от производителя.

Военный лётчик-испытатель является также инструктором для лётного состава военной лётной машины.

Лётчик-испытатель - профессия редкая. Испытателем может быть лишь лётчик экстра-класса. По словам специалистов, очень нелегко найти будущего летчика-испытателя в большой массе летного состава ВВС. Хотя военные летчики - это элита армии и флота, прошедшие специальную подготовку.
На летчиков-испытателей учат уже подготовленных лётчиков.

Испытатели первыми апробируют ноу-хау отечественных авиационных фирм. Их подготовка ведётся с учётом внедряемых в практику самолетостроения новых подходов, инновационных технологий, вычислительной техники, систем индикации и т.д.

Как говорят преподаватели ГЛИЦ (Летно-испытательного центра им. В.Чкалова), обучающие лётчиков-испытателей, будущий лётчик-испытатель «в поте лица своего» должен совершенствовал свои знания:

«У нас слушатель при выпуске из центра пишет дипломную работу, равнозначную кандидатской диссертации… Да, планка высочайшая, но без этого в таком деле, как испытание опытных образцов боевых самолетов, нельзя никак обойтись».

Профессия лётчика-испытателя связана с риском. Техническое несовершенство машины может привести к трагедии.

Рабочее место

Военные лётчики-испытатели служат в лётно-испытательных центрах Министерства обороны.

Гражданские (невоенные) лётчики-испытатели служат в авиационной промышленности: в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ЛИИ), конструкторских бюро, на авиастроительных заводах, авиаремонтных заводах Гражданской авиации.

Важные качества

Лётчику-испытателю необходимы лидерские качества, собранность, умение принимать решения, ответственность, смелость, хорошее здоровье.
Необходим высокий интеллект, инженерный склад ума, любовь к технике.

Важна любовь к новизне: испытание неизвестного летательного аппарата должно не пугать лётчика, а доставлять ему удовольствие.

Среди кандидатов на учёбу проводится строгий отбор. Будущий испытатель должен быть в возрасте до 31 года, как правило, иметь диплом с отличием военного авиационного вуза и квалификацию военного летчика 1-го класса.

В лётчике должны сочетаться хорошие знания в области теории и устройства самолета, инженерные наклонности и высокий уровень управления самолётом (вертолётом).

Где учат

Государственный летно-испытательный центр ВВС им. В.Чкалова (ГЛИЦ)
при Государственном летно-испытательном центре.
г. Ахтубинск.

Профиль: подготовка военных лётчиков-испытателей.
Отделения: самолётное, вертолётное и штурманское.

Школа летчиков-испытателей им. А.В.Федотова (ШЛИ)
при Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова.
г. Жуковский.

Профиль: подготовка летчиков-испытателей и специалистов-испытателей экспериментальной авиации
для научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских бюро, предприятий авиапромышленности.

Две школы лётчиков-испытателей есть в США, одна - в Англии, одна - во Франции.

В России одной из самых престижных считается профессия летчика. Фото пилотов в форме вызывают томные вздохи у женщин и неподдельную зависть у мужчин. Именно поэтому многие молодые люди так страстно мечтают покорить данную профессию. Однако сделать это довольно сложно, особенно если не знаешь, с чего начать.

Профессия летчика: описание

Пилот - это специалист, способный управлять определенным летательным аппаратом: самолетом, вертолетом, авиалайнером и так далее. Примечательно, что раньше пилотами называли только авиаторов гражданской авиации, а летчиками - военной. Сегодня эта грань смыта, однако само деление на гражданских и военных по-прежнему в силе.

К тому же существует определенная иерархия и на самом самолете. Капитаном судна выступает первый пилот, его заместителем - второй пилот, а на больших авиалайнерах их компанию дополняет штурман. Таким образом, молодой специалист не сразу попадает в кресло командира, а лишь по истечении испытательного срока, который зависит от типа судна и скорости обучения человека.

Главный вопрос

Но как осваивается сама профессия летчика? Ведь для управления самолетом необходимы навыки и знания, которые сами по себе не появятся. Что же, ответить на этот вопрос можно довольно просто - первым делом следует поступить в летное училище. Однако подбирать его следует исходя из того, каким именно летчиком вы хотите стать: гражданским, военным или испытателем.

Гражданская авиация

Гражданской авиации по праву считается одной из самых высокооплачиваемых в стране. Ежемесячный оклад у названных специалистов начинается с отметки 70 тыс. рублей и заканчивается порогом в 350-450 тыс. Согласитесь, весьма привлекательная зарплата, особенно для тех, кто любит небо. Однако прежде, чем устроиться в авиакомпанию, человеку придется пройти нелегкий путь обучения.

Начать его стоит с летного училища или авиаклуба. При этом второй вариант подходит лишь тем, кто планирует управлять небольшим самолетом. Остальным необходимо выбрать один из следующих вузов:

  • Санкт-Петербургский университет гражданской авиации;
  • Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ульяновске.

Любое из этих заведений позволяет обучиться летному мастерству. Для поступления нужно сдать несколько экзаменов (математику, физику, русский язык), а также обладать отменной физической формой. После окончания учебного заведения человеку будет доступна названная профессия. теперь сможет получить лицензию коммерческого пилота и устроиться в авиакомпанию.

На службе Военно-воздушных сил РФ

Военная авиация - это место, куда идут лишь крепкие телом и духом люди. Однако в конечном счете лишь немногие из них становятся настоящими летчиками. Это связано с большой сложностью обучения: пилоту необходимо не только освоить управление самолетом, но и понять, как необходимо действовать в боевых условиях.

К тому же следует быть готовым, что это довольно многогранная профессия. Летчик может быть капитаном истребителя, бомбардировщика, военно-транспортного самолета, боевого вертолета или даже разведывательного судна. Следовательно, нужно заранее выбрать определенное направление, дабы в совершенстве постичь его.

Что касается самого обучения, то оно проходит двумя способами:

  • Во-первых, призывник может изъявить желание служить в ВВС при прохождении комиссии военкомата. Если физические и умственные данные призывника в порядке, то его могут отправить в соответствующую часть. Правда, это не самый надежный способ, так как он не гарантирует 100%-го попадания в нужные войска.
  • Во-вторых, каждый гражданин России может поступить в военное летное училище. В нашей стране таких заведений несколько. Однако самой престижной считается Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.

И все же следует помнить о том, что военный пилот - чрезвычайно трудная профессия. Летчик должен быть готов к тому, что в случае необходимости ему придется открывать огонь по другим самолетам, в которых будут находиться живые люди. Не говоря уже о том, что в любой момент его жизнь может оказаться на волоске от гибели. И именно осознание этого факта чаще всего приводит к тому, что люди бросают карьеру военного пилота на полпути.

Опасная профессия летчика-испытателя

Пилот-испытатель - довольно редкая профессия. В число избранных попадают лишь те, кто проявил себя как настоящий специалист своего дела, как превосходный ас в небе. Чаще всего летчиками-испытателями становятся бывшие военные пилоты, отслужившие более пяти лет на благо родины. Но бывают и исключения.

Главная задача этих мастеров - испытание новых типов самолетов, вертолетов, систем управления, наведения и так далее. При этом пилот должен не только определять, насколько хорошо работает новая машина, но и уметь замечать недоработки и возможные недочеты конструкторов.

Проблема в том, что иногда новые самолеты могут давать сбои во время полета. Это приводит к возникновению опасных ситуаций. И если летчик не сумеет быстро найти выход из них, то он рискует поплатиться за это жизнью.

Плюсы и минусы работы в небе

Из достоинств следует отметить престиж работы, который подкреплен хорошей заработной платой. К тому же многие пилоты получают неописуемое удовольствие от управления самолетом. Не менее притягательным является и то, что человек имеет уникальную возможность увидеть весь мир, работая на крупные авиакомпании.

Но есть и минусы. Летчики всегда рискуют своей жизнью, отправляясь в полет. Кто-то больше, кто-то меньше, но шанс упасть есть у всех. К тому же не стоит забывать о больших нагрузках на здоровье, которые возникают из-за всевозможных стрессов.

Энциклопедия «Авиация»

лётчик-испытатель - лётчик испытатель — лётчик, профессионально подготовленный и занимающийся испытаниями в полёте (см. Лётные испытания) новых (опытных или серийных), модифицированных, подвергшихся ремонту или доработке образцов авиационной техники, а также… … Энциклопедия «Авиация»

лётчик-испытатель - лётчик испыт атель, лётчика испыт ателя … Русский орфографический словарь

Нагрудный знак «Заслуженный лётчик испытатель СССР» Заслуженный лётчик испытатель СССР почётное звание, присваиваемое лётчикам испытателям 1 класса авиационной промышленности и … Википедия

Заслуженный лётчик испытатель Российской Федерации … Википедия

Нагрудный знак «Заслуженный лётчик испытатель Российской Федерации» «Заслуженный лётчик испытатель Российской Федерации» звание, которое присваивается лётчикам испытателям I класса за заслуги в области лётных испытаний и исследований новой… … Википедия

Петров Александр Петрович Дата рождения 22 декабря 1952(1952 12 22) (59 лет) Место рождения город Липецк РСФСР, СССР Принадлежность … Википедия

Энциклопедия «Авиация»

«Заслуженный лётчик-испытатель СССР» - Нагрудный знак. «Заслуженный лётчик испытатель СССР» — почётное звание, учрежденное 14 августа 1958. Присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР лётчикам испытателям 1 го класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за… … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Надо уметь летать , В. А. Золотухин , Повесть-воспоминание "Надо уметь летать" интересна для прочтения не только любителям авиационной техники, но и молодым людям, которые готовятся к самостоятельномувыбору дальнейшей своей… Издатель: Слово ,
  • Дерево персиков. Сборник эссе , Ильюшина Марина Владимировна , Марина Ильюшина - автор составитель книги "Владимир Ильюшин. Лётчик-испытатель и его соратники о самолетах, любви и дружбе" . Эти эссе - небольшое лирическое дополнение к… Серия: