Менеджмент как аппарат управления. Аппарат управления предприятием и его функциональные подразделения Орган или аппарат управления

Организацию и управление работой предприятия осуществляет аппарат управления.

В бизнес словаре дается следующее определение «аппарат управления - органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации ».

Аппарат управления предприятием представляет собой коллектив работников, осуществляющих целенаправленное воздействие на управляемый объект. Сюда входят люди, принимающие управленческие решения, а также обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений. В соответствии с выполняемыми функциями в аппарате управления выделяются руководители, специалисты и технические исполнители.

Любой аппарат управления (контора, офис) представляет собой «фабрику информации». Его основная роль заключается в обработке информации подобно, собственно, промышленному предприятию, занимающемуся обработкой материалов и производством энергии.

Аппарат управления получает информацию в самых разных формах. В тех же формах офис и производит информацию. Это могут быть:

Данные, выдаваемые компьютером в электронной форме;

Документы, передающие информацию в численной или цифровой форме;

Устная информация, передаваемая по телефону, часто в электронной форме.

Между процессом получения и распространения информации аппарат выполняет ряд разнообразных действий. Он может: 1) преобразовать информацию (например, информацию о продажах в информацию о полученной выручке и выполненной работе); 2) объединять информацию (например, информацию о продажах с информацией о закупках в информацию о товарно-материальных запасах); 3) накапливать информацию (например, информацию о продажах для составления ежемесячных и годовых отчетов о доходах).

Как правило, аппарат управления использует полученные данные в качестве основы для производства другой своей важной продукции - решений. Это могут быть решения: а) местного и оперативного характера - такие, как решения, касающиеся закупок и продаж продукции, найма и увольнения работников, повышения или снижения цен; б) долгосрочного, стратегического характера - решения, связанные с расширением предприятия, инвестициями, снятием с производства изделия, вхождением в корпорацию и выходом из нее.

Таким образом, аппарат управления - это «фабрики, обрабатывающие информацию», с выходом продукции двух типов: информации (данные, документы, устная информация) и решений (краткосрочных и долгосрочных). В отдельных случаях аппарат управления специализируется в одной из этих областей.

К звеньям аппарата, производящим продукцию первого типа (информацию), относятся: подразделения, которые занимаются подготовкой технических инструкций; бухгалтерия и финансовые подразделения; подразделения, подготавливающие информацию для общественности.

К звеньям аппарата, основной продукцией которых является производство решений, относятся: подразделения по управлению производством; подразделения по управлению продажами; аппарат высшего руководства. Звенья аппарата, производящие продукцию и того и другого типа, включают: технические подразделения; офисы, занимающиеся кадровыми вопросами; маркетинговые подразделения.

Руководство предприятий должно заниматься вопросами продуктивности «фабрик информации» точно так же, как и подразделений по производству продукции. При производстве информации повышение продуктивности означает увеличение стоимости информации на единицу затрат. Это может быть больший объем информации (например, больше писем или технических инструкций); более высокое качество информации (более читабельные тексты, с меньшим количеством ошибок); более своевременная информация (техническая инструкция составляется одновременно с модификацией продукта). Применительно к решениям повышение продуктивности - это увеличение стоимости решений на единицу затрат. Практически это означает: большее число решений (например, на основе выбора из большего числа вариантов закупок и продаж или предложений рабочей силы); более высокое качество решений (выбор, который приводит к увеличению прибыли или улучшению качества работы подразделения); более своевременные решения (выбор, который оперативнее реагирует на изменение условий).

Аппарат управления функционирует в форме организационной структуры управления.

Структура управления организацией - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Организационная структура управления определяет необходимое количество управленческого персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления; устанавливает состав подразделений аппарата управления; регламентирует административные, функциональные и информационные взаимоотношения между работниками аппарата управления и подразделениями; устанавливает права, обязанности и ответственность работников управления; определяет требования к профессиональному уровню работников и т.п.

Существует ряд типов организационных структур, среди которых построения по принципу отделов (подразделений) является наиболее простым. Организации можно классифицировать по следующим типам построения управления:

· с линейной организацией управления;

· с линейным и функциональным управлением;

· с двухканальной структурой управления;

· с матричной системой управления;

· с использованием комитетов;

Линейная организация управления имеет место как правило на небольших предприятиях, где распределение задач управления ограничено наличием небольшого управленческого аппарата и производства, смотри схему 1.


Схема 1. Линейная организационная структура предприятия

Все полномочия прямые идут сверху вниз.

В числе преимуществ: чёткое распределение обязанностей, ответственности, оперативный процесс принятия решений, чёткость единоначалия, что способствует формированию стабильной и прочной организации. В числе недостатков – негибкость, жёсткость управления (всё в руках руководителя и его роль).

Линейно-функциональная структура это наиболее распространённый подход. Линейное управление подкрепляется вспомогательными службами по основным функциям управления (производство, сбыт, финансы).

Схема 2. Линейно-функциональная структура предприятия

Преимущества линейно-функциональной организационной структуры:

Высокий уровень компетентности специалистов и их квалификацию;

Данная форма эффективна для выполнения отработанных планов и действует при эффективной деятельности предприятия;

Позволяет легко управлять подчиненными.

К числу минусов относится:

Не эффективность в сложной ситуации на рынке, ибо затруднена инициатива и эффективная передача снизу вверх;

Решения принимаются на верхнем уровне, вследствие теряется оперативность;

Слабая координация действий функциональных подразделений;

Система продвижения и вознаграждения базируется на способности специалиста выполнять задачи внутри функционального подразделения, а не вкладом в конечный результат.

Дивизионная организационная структура.

В поисках выхода из ситуации неэффективности деятельности линейно-функциональных структур ряд американских компаний в 20-е годы осуществили децентрализацию управления путем создания так называемых дивизиональных структур (Дюнон, Дженерал моторс). В 60-70 годы для крупных фирм США это стал доминирующий подход. Сущность такого подхода в выделении в аппарат управления в качестве основного структурного элемента не функциональной службы, а полностью автономного в хозяйственном отношении производственного отделения – крупного завода или группы предприятий – выпускающих определенный вид изделия. На эти отделения возлагалась вся ответственность за разработку, производство и сбыт более или менее однородной продукции. Соответственно в них формировался аппарат управления и производственное подразделение, смотри схему 3.

Схема 3. Дивизионная организационная структура организации

Матричная система построения организации.

Данная схема предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы над проектом, смотри схему 4.

Ин – инженер, К – конструктор, МС – снабжение, Ф – финансы, М - маркетолог

Схема 4. Матричная организационная структура

Сотрудники матричной структуры имеют двойное подчинение как руководителю проектной группы, так и своим функциональным руководителям.

Такой подход обеспечивает – разработку инновационных технологий, оперативность, инициативу и т.д. Среди недостатков – алчность, расходы, борьба за власть.

Вместе с тем, что матричные подходы в различных модификациях (отделы разработки нового продукта, хозяйственные инновационные единицы, микроотделы рискованных инициатив, НХЗ (независимые хозяйственные единицы), стратегические хозяйственные центры с ХЦ) благодаря своей гибкости имеют место в крупных и средних компаниях. Необходимо иметь ввиду, что сами по себе они могут быть не эффектны. Опыт банка FM показал, что эффект в деятельности предприятия наступает, когда информационные технологии были «совмещены» со структурой банка.

Эффективность введения компьютерных технологий в деятельности банка была обеспечена созданием рабочих групп из экспертов в области финансов, маркетинга, компьютерных инженеров, действующих совместно на стадии обращения сделки. В то же время рабочая группа стала эффективной, благодаря использованию последних достижений информационных технологий, проникших в экономику. В FM были созданы многопрофильные группы, деятельность которых исправлена на комплексное обслуживание потребителя. Именно взаимодействие обновленных организационных структур и передовых технологий – причина роста производительности труда. В результате изменения организационной структуры FM избавимся от огромного числа управляющих среднего звена, сократив управленческий аппарат.

Менеджмент исходит из того, что идеальная организационная структура предприятия – понятие весьма относительное и формы могут изменяться при развитии фирмы, изменении её стратегии и условий рынка.

Сегодня проблема оптимального сочетания централизации и децентрализации – центральная при создании организационных структур управления.

Второе направление создания «плоских» структур, обеспечивающих сокращение аппарата (среднего звена) с передачей полномочий низовым звеньям.

Третье направление – определяет, что только глубокое изменение организационной культуры, всей системы ценностей в компании – может обеспечить повышение эффективности управления при реорганизации структур управления.

Эволюцию аппарата управления можно проследить начиная с древних цивилизации. Например, древние ассирийцы пользовались клинописью для записи количества произведенной, проданной и за­ложенной на хранение продукции, а также размера налогов. От кли­нописи до компьютеров и телекоммуникаций - такую многовековую эволюцию претерпели виды деятельности и методы работы аппарата управления.

«Контора писаря». О существовании таких контор свидетельству­ют литературные произведения, созданные свыше 150 лет тому назад. По описаниям Чарльза Диккенса, картину лондонского офиса того времени мы можем представить себе так: за высокой конторкой на табуретке сидит клерк и аккуратно вписывает счета в бухгалтерскую книгу или пишет письма гусиным пером, периодически погружая его в чернильницу. Основными орудиями конторщика того времени были перо, чернильница и бухгалтерская книга, средством связи - личный посыльный или пакетная служба. По современным стандартам про­изводительность такого офиса выглядит чрезвычайно низкой: каждое письмо отдельно переписывалось от руки. Если сделана ошибка, все письмо переписывалось заново. Счета подсчитывались вручную. Единственной базой для принятия решений были счета, другой ин­формации не было.

«Механизированный офис». Существенное изменение в техниче­ском оснащении аппарата управления произошло примерно 50 лет спустя, в 1880-х годах с появлением так называемого «механизиро­ванного офиса».

«Механизация офиса» началась с изобретением пишущей машин­ки и появлением ее на широком рынке. Но широкое распростране­ние она получила с появлением телефона, телеграфа, телекса и теле­тайпа, а также с развитием государственной почтовой системы и сети железных дорог. Все это вытеснило «контору писаря», на смену кото­рой пришел «механизированный офис»:

· механическим способом написанные под копирку письма (что сократило время их написания);

· оперативный обмен информацией между офисами посредством почтовой связи, телеграфа и телефона, что позволило принимать ре­шения на базе более полной информации и в более сжатые сроки;

· подготовка квалифицированных кадров с тем, чтобы клерки, бухгалтеры и другие счетные работники не занимались составлением окончательных документов.

В результате этих изменений значительно повысилась продуктив­ность аппарата управления. С изменением техники происходили из­менения в аппарате организации управления и его функциях. Осна­щенный техникой аппарат управления создал предпосылки для раз­вития современных бюрократических организаций, крупных корпо­раций, государственных органов, потому что он обеспечивал их жиз­ненно важной информацией и средствами для обработки документов.

«Электрифицированный офис». Индустриальная революция первой половины XX века характеризовалась широкой разработкой промыш­ленных и бытовых орудий труда, работающих на электроэнергии или электрических сигналах. Изменялась техника аппарата управления, особенно в 1940 - 60-е годы, когда стали широко применяться элект­рические пишущие машинки с заменяемыми головками, копироваль­ные устройства, работающие с ординарной бумагой, портативные дик­тофоны и факсимильные устройства. В результате появился так на­зываемый «электрифицированный офис».

Основной целью этого ряда нововведений было повышение уров­ня делопроизводства. Повысилась продуктивность аппарата управле­ния, качество документов. Электрическая пишущая машинка отли­чалась быстродействием и обеспечивала более четкую, качественную печать, а также позволяла варьировать шрифтом. Копировальное уст­ройство, работающее с ординарной бумагой, давало высококачествен­ные копии документов при незначительных затратах. При этом зна­чительно повысилась оперативность передачи информации.

Во многих странах мира «электрифицированный офис» является аппаратом управления сегодняшнего дня, но в целом ряде стран уже введена технология офиса нового поколения.

Список используемой литературы

1. Автономов, В.С. Введение в экономику: учебник. - М.: Вита-Пресс, 2008.

2. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции. учеб. пособие для студ. экон. вузов. - Минск: ООО «Мисанта», 2002.

3. Менеджмент: учебник / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 8-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2007. – 288 с. – (Среднее профессиональное образование. Экономика и управление) .

4. Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. - М.: Юрид. лит., 1974.

Производство без должного управления превращается в полный хаос. По мере роста предприятия, усложняется и приобретает официальный характер и его аппарат управления.

Традиционно организация и управление предприятием концентрируется в трех основных сферах деятельности:

производство,

финансовая деятельность.

К этим сферам добавляется НИОКР. Именно на этом подходе и создаются аппараты управления предприятием.

Аппарат управления - орган организационной структуры, предназначенный для реализации задач менеджмента посредством выполнения функций управления силами специалистов для достижения организацией поставленных целей.

Служащие системы менеджмента специализируются в одной из указанных сфер, и осуществляют руководство данным направлением.

Целесообразно рассматривать формирование аппарата управления в генезисе предприятия от небольшого предприятия до крупной компании, что даст ключ к пониманию структуры аппарата управления и его функционального предназначения.

А. Фирма, управляемая владельцем.

По опыту США и изучением деятельности Российских фирм автором, владелец, управляющий сам может выполнять все функции управления (до тех пор, пока число занятых в фирме составляет до 30-50 человек и не имеет сложной более 2 уровней иерархической структуры.

  • 1). Он планирует работу фирмы,
  • 2). Занимается снабжением,
  • 3). Контролирует процесс производства,
  • 4). Занимается сбытом,
  • 5). Решает финансовые вопросы.

В лучшем случае ему помогают мастера или помощники (отличие Российских фирм как правило предприниматель принимает на работу бухгалтера в силу своего непрофессионализма в этом вопросе и сложность отчетной и налоговой системы). Таким образом аппарат управления данного типа предприятия - это руководитель (смотри схему 1.1.)

Схема 1.1 Аппарат управления (мастерская по ремонту обуви)

Б. Растущая фирма

Расширение фирмы начинается с того, что владелец нанимает двух новых работников: для выполнения функций сбыта; для финансовой деятельности. Владелец и два новых специалиста составляют аппарат управления, смотри схему 1.2.

Схема 1.2. Аппарат управления (мастерская по ремонту и пошиву обуви)


При данной структуре аппарата ряд функций, сбыт и финансы передаются от руководителя его подчиненным, тем самым сокращается его функция.

Если предприятие продолжает расти, то вскоре к трём сотрудникам аппарата управления добавляется управляющий производством, который приравнивается к специалистам сбыта и финансам, смотри схему 1.3.

Схема 1.3 Аппарат управления ООО «Каталуния хауз» г. Хабаровск


Управляющий на этой стадии развития аппарата управления сам продолжает отвечать и исполнять «компактные» и «стабильные» функции управления.

Под первыми понимаются: принятие решений, отдача распоряжений, организация производства, мотивация сотрудников, коммуникации в организации.

Под вторыми: планирование, сбор информации, координация деятельности, контроль и учет, консультирование, канцелярская работа. По мере роста предприятия аппарат управления усложняется: 1) появление иерархических уровней управления, 2) разделение деятельности на «командную» (линейную) и «штабную». Специалисты, непосредственно отвечающие за функции производства, сбыта, финансов, НИОКР являются линейными руководителями и занимаются «командной» деятельностью. Технические и канцелярские специалисты, не занимающиеся напрямую руководством данными видами деятельности относятся к платным специалистам и осуществляют сбор информации, калькулирование, учет и контроль, разработку стандартов и т.п., смотри схему 1.4.

Схема 1.4. Аппарат управления СП Мирметалл г. Хабаровск




На данном предприятии аппарат управления имеет функциональное разделение по видам деятельности (сбыт, производство, финансы + юридическая деятельность, охрана), и по типу деятельности линейные руководители (ген. директор, гл. инженер, коммерческий директор, гл. бухгалтер, руководители 3 и 4 уровня) и штабные специалисты (помощник ген. директора, юрист, начальник ХЧ, нач. охраны), так же штабные специалисты 2 уровня управления (гл. механик, гл. энергетик, диспетчер, контролеры, маркетолог). Вместе с ним генеральный директор продолжает совмещать «командные» и «штабные» функции, это касается вопросов планирования деятельности предприятия, развитие структуры компании и т.п.

В условиях крупной компании создание штабных подразделений является условием успешного управления предприятием. Рост предприятия заставляет организовать его в виде системы координирующих структурных подразделений. Аппарат должен обеспечивать достижение основной цели предприятия - получение прибыли.

В. Крупное предприятие.

Основными взаимосвязанными задачами предприятия являются производство, НИОКР, сбыт, финансовая деятельность. Поэтому так и создается аппарат управления, исходя из этих функций. Обособление функций в целях выполнения каждой из задач, дробление каждой функции на подфункции, правильное распределение рабочей силы, использование материальных средств - это и есть основание организованного плана.

Построение аппарата управления на этом подходе обеспечивают достижение целей. Вместе с тем совмещение командных и штабных функций приводит к снижению эффективной деятельности аппарата управления. Поэтому их разграничение становится необходимостью.

Существует два подхода: специалисты штабной ориентации первого уровня управления децентрализованный (см. «Мирметалл»), или как к примеру на крупных американских компаниях централизованы т.е. объединены в один отдел. По данному пути пошло предприятие «Радон» смотри схему 1.5.

Схема 1.5. Структура аппарата управления предприятия «Радон»


Схема 1.6. Структура аппарата исполнительного директора «Радона»


Данный подход определяет координацию и взаимодействие всех штабных структур 1 уровня под единым руководством и главным отличием является создание органа отвечающего за планирование деятельности предприятия в целом. Создание административной службы наряду с производственной, сбытовой, финансовой обеспечивает крупному предприятию больше возможностей для достижения целей. Вместе с тем в менеджменте нет правильных ответов и данный подход можно считать как альтернативный.

Важен сам подход в создании структуры аппарата управления исходящий, как из видов деятельности (производство, сбыт, финансы), так и из характера деятельности (линейное управление, штабные дирекции).

Штабные работники оказывают влияние на решения, принимаемые линейными руководителями, но не несут ответственности за процесс управления линейными службами и не имеют права вмешиваться в их деятельность. Важно отметить, что как правило проблемы взаимодействия линейных и штабных структур на мелких и крупных фирмах нет, на первых они неразделимы и выполняются руководителем на вторых имеется прямая необходимость их разграничения. На средних все зависит от понимания этого вопроса (так к примеру, если специалист по контролю качества подчинен начальнику цеха, то его смысл потерян, если директору производства, контроль более действителен), смотри схему 1.7.


Таким образом, аппарат управления управление предприятием для достижение целей предприятия посредством выполнения функций менеджмента, создавая для этого структуры аппарата, которые обеспечивают решение задач производства, НИОКР, сбыта, финансовой деятельности и административной деятельности.

Структура аппарата управления зависит от задач, стоящих перед предприятием, размеров, категории менеджмента по вопросам структуры аппарата.

При формировании аппарата управления целесообразно учитывать следующие факторы:

Анализ деятельности, которую выполняют специалисты и способы координации с другими.

Уровень принятия решений и роль специалистов в их принятии.

Вклад менеджера в достижении конечного результата.

Определение допустимого объема возложенных обязанностей и количества подчиненных.

Расчет рабочего времени, методы организации труда.

Формирование структуры по целям и задачам, а не по иным критериям.

Формирование отделов зависит от положенных в их основу признаков, среди них можно выделить:

Деление по равным размерам группы.

По функциональному признаку (производство, сбыт, финансы и т.п.).

По территориальному признаку (все функции поручены территориальному отделу).

На основе выпускаемой продукции (как правило на крупных предприятиях).

На основе интересов потребителя.

Практика показывает, что существует совмещение использования этих признаков, смотри схему 1.8.

Схема 1.8. Аппарат управления

(совмещение функционального и территориального признаков)


Эффективность аппарата управления длительное время связывают с экономическими показателями предприятия. Достижение передовых компаний свидетельствует, что в этом вопросе целесообразно вводить стратегическую переменную - увеличение затрат на аппарат сегодня может при эффективном стратегическом планировании принести значительный эффект. Свидетельство тому введение в 60 годах в США административных служб было сравнено с революцией в управлении.

Его структура и функции органов управления
Понятие организационной структуры управления предприятием

Управление состоит из двух частей: управляемой (объект управления) и управляющей, они связаны между собой потоками информации и команд (рис. 5).

Управляемая система на предприятии представляет собой комплекс цехов, установок, станков, машин и т. п.

Управляющая система - совокупность органов управления. Обе системы находятся в тесной взаимосвязи и по уровню должны соответствовать друг другу. Управляющая система пользуется внешней информацией в виде плановых заданий, сведений от потребителей, сведений о научно-техническом прогрессе и т. д. Внешняя информация поступает в управляющую систему эпизодически, а из управляемой системы - систематически. Каждая система самоуправляема, но в процессе управления она испытывает внешние воздействия (со стороны государства через министерства, Госплан, Госбанк и т. д.).

Отношения между управляемой и управляющей системой строятся на основе различных форм, к основным из которых относятся следующие виды управления:

    линейное;

    функциональное;

    линейно-штабное.

Линейное управление (рис. 6) характеризуется сочетанием прямого воздействия на производство и сосредоточением в одних руках всех функций управления. При этом подчиненные не получают противоречивых и неувязанных между собой заданий и распоряжений, обеспечивается полная ответственность руководителя за результаты работы.

Недостаток системы - необходимость обладания руководителем разносторонними знаниями при отсутствии специалистов по реализации отдельных функций управления.

Функциональное управление (рис. 7) предусматривает дифференцированное руководство, осуществляемое функциональными звеньями. Оно позволяет более компетентно решать производственные вопросы специалистами, разгрузить и упростить работу линейных руководителей. Однако функциональное управление нарушает единство распорядительства и ответственности за работу, так как исполнитель может получать указания сразу от нескольких руководителей-специалистов.

Линейно-штабное управление (рис. 8) характеризуется наличием у руководителя-единоначальника штаба, состоящего из функциональных ячеек, соответствующих определенной функции управления. При линейно-штабной системе действуют специальные советы, коллегии и т. д.

В нижнем звене (участке) целесообразно линейное управление производством, в среднем (цехе) - функциональное или линейно-штабное, в верхнем (предприятие или объединение) - линейно-штабное.

Структура управления складывается из ступеней и звеньев. Звено управления - самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенную функцию управлений (планирующую, учетную, регулирующую и т. д.), ее часть или совокупность нескольких функций. Ступень управления - это уровень управления, единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (цехоуправление, управление производственными участками и др.).

Совокупность ступеней и звеньев представляет собой организационную структуру управления предприятием - аппарат управления. Принимаемые им решения должны быть своевременны и оитимальны, отвечать требованиям и ходу производства, обеспечивать надежное функционирование предприятия, исключающее ошибки, недостатки информации, необъективную подготовку решений.

В основе построения организационной структуры управления лежит производственно-территориальный принцип (выделяется столько ступеней управления, сколько их в производственной структуре) с линейной структурой подчинения.

Линейная структура подчинения означает, что во главе каждого производственного подразделения (завод, цех, установка, участок) стоит руководитель, которому подчинены все работники этого подразделения. Каждый работник подчинен только одному руководителю. В таком построении управления отражается принцип единоначалия и исключается двойственность управления.

Успешность работы управленческого аппарата зависит от четкости построения органов управления и разделения круга обязанностей каждого звена, ликвидации параллелизма в работе.

Основой разработки рациональной структуры аппарата управления являются: а) специализация отдельных звеньев; б) концентрация аппарата в небольшом числе звеньев; в) децентрализация решения оперативных вопросов, приближение органов оперативного руководства непосредственно к производству при централизации органов перспективного руководства промышленностью.

Формы организационной структуры предприятий (объединений) различны. Они зависят от их размеров, специализации, характера производственного процесса и других условий.

Процесс управления производством на предприятии осуществляется коллективом работников, организованных в аппарат управления, важнейшей характеристикой которого является его структура. Структура управления – это организационная форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчинённость подразделений управления и должностных лиц, сформированные исходя из целей функционирования предприятия.

Под функцией управления понимают конкретный целенаправленный вид управленческой деятельности, обусловленный разделением труда в аппарате управления. Иногда в связи с большим объёмом работы функция управления реализуется не одним, а несколькими структурными подразделениями. В то же время на отдельного работника может быть возложен ряд функций.

Структура и численность аппарата управления для каждого данного предприятия зависят от многих факторов, которые можно сгруппировать следующим образом:

- Технические (масштаб производства; сложность продукции, технологических процессов и оборудования; уровень автоматизации производства и управления);

- Организационно-экономические (степень централизации функций, характер связей между различными ступенями и звеньями управляющей системы, между объектом и субъектом управления);

- Внешние связи и условия (уровень кооперации, система снабжения и сбыта, климатические и природные условия);

- Организационно-правовые отношения (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество).

Поэтому нет и не может быть единой структуры заводоуправления для предприятий даже одной и той же отрасли.

Структура аппарата управления, дополненная связями соподчинённых единиц и звеньев аппарата управления, называется организационной структурой управления . Она показывает специализацию, количество, соподчинённость и взаимосвязь органов управления. Правильно построенная структура управления предприятием создаёт предпосылки высокой оперативности управления.

В условиях командно-административной системы управления отраслями производства структура управления предприятием создавалась на основе утверждённых министерством типовых структур, штатов и нормативов численности инженерно-технических работников и служащих, разработанных на основе рекомендаций НИИ труда. В условиях рыночной экономики структура аппарата управления предприятиями всех форм собственности разрабатывается администрацией предприятия или собственником предприятия с учётом организационно-правовой формы предприятия, предусмотренной Гражданским кодексом РФ.

В настоящее время на промышленных предприятиях из трёх типов структур управления (линейной, функциональной, линейно-функциональной ) практически применяют лишь линейно-функциональную . Сущность её заключается в том, что линейный персонал предприятия (директор, начальники цехов, начальники участков) имеют в своём подчинении ряд функциональных органов, каждый из которых по своей функции, на основе сбора и обработки информации, разрабатывает проект решения соответствующей задачи, который после утверждения линейным руководителем является обязательным для соответствующего исполнителя. Функциональные органы не отдают команд исполнителям.



Аппарат управления по вертикали делится на ступени, которые отражают последовательность подчинения одних подразделений предприятия другим. Высшая ступень управления на предприятии – заводоуправление, низшая – производственная бригада.

При выборе организационной структуры управления предприятиям необходимо установить: уровень централизации управления с учётом отраслевых специфических условий производства, оптимальное число ступеней, количество звеньев управления, численность управленческого персонала, а также регламент взаимосвязи органов аппарата управления и должностных лиц. Централизация управления на предприятии эффективна в пределах, при которых общее время передачи информации и выработки решения объектом управления меньше того периода, в течение которого на производстве могут произойти необратимые изменения, т.е. когда указания руководства не оказываются запоздалыми. Рациональный уровень централизации функций управления зависит от организационно-правовой формы предприятия, числа его подразделений и их масштаба, от уровня механизации и автоматизации управления.

Применительно к производственной структуре предприятия линейно-функциональная структура управления имеет ряд разновидностей: корпусную , цеховую и бесцеховую .

Корпусная структура управления (рисунок 11) применяется на очень больших предприятиях, прежде всего, машиностроения, где выпускается разнообразная продукция в массовых количествах для данного вида продукции.


Рисунок11 – Корпусная схема управления предприятием

Цеховая структура управления получила широкое распространение на крупных и средних предприятиях и включает следующие главные элементы, представленные на рисунке 12.


Рисунок12 – Цеховая схема управления предприятием

При цеховой организационной структуре управления имеет место значительная дифференциация функционального аппарата управления, т.е. на предприятии организуется большое число административно-управленческих служб, отделов, бюро, отдельных должностей.

Бесцеховая структура управления (рисунок 13) целесообразна для небольших предприятий с численностью рабочих менее 1000 человек (для предприятий машиностроительного комплекса). Преимущество этой структуры в том, что производственные цехи, независимо от места их размещения на заводской территории, освобождаются от выполнения административно-хозяйственных функций, которые перекладываются полностью на заводоуправление. Следовательно, цехи превращаются исключительно в производственные единицы и соответственно переименовываются в производственные участки, возглавляемые начальником (старшим мастером) участка. В этом случае высвобождается значительное число работников, выполнявших при цеховой системе в основном административные функции. Бесцеховая структура управления применяется на предприятиях малого бизнеса различных форм собственности и организационно-правовых форм.


Рисунок 13 – Бесцеховая схема управления предприятием

При всём многообразии форм предприятий и организаций их структура управления по своему содержанию в основном однородна, т.к. в ней представлена та или иная комбинация одних и тех же видов работ по управлению. Это обстоятельство обеспечивает единый подход к проектированию конкретных структур управления при соблюдении следующих принципов:

- Единство распорядительства , т.е. исключение двойственности подчинения;

- Разграничение прав и обязанностей между линейными и функциональными руководителями;

- Минимизация ступеней управления ;

- Соблюдение норм управляемости , т.е. количества подчинённых у одного руководителя;

- Оптимальное сочетание централизации и децентрализации выполнения функций управления .

На предприятии различают следующие функции управления :

- Общее руководство , которое осуществляет директор предприятия;

- Производственно-техническое руководство – первый заместитель директора предприятия или главный инженер;

- Внутризаводское экономическое руководство – заместители директора по экономике и главный экономист;

- Руководство внешними хозяйственно-экономическими связями – заместитель директора по коммерческим вопросам или коммерческий директор.

Чтобы каждый из этих руководителей компетентно выполнял свои обязанности, на предприятии работает ряд специализированных функциональных органов. Директор предприятия в соответствии с принципом единоначалия осуществляет общее руководство и несёт всю полноту ответственности за производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Ему непосредственно подчиняются следующие функциональные органы предприятия : главная бухгалтерия, отделы технического контроля, кадров, капитального строительства, ценных бумаг, юридический, социально-экономические службы и др. У директора, помимо вышеперечисленных руководителей служб, может быть ещё несколько заместителей или помощников, которые не являются руководителями определённой сферы деятельности предприятия в целом, а имеют в своём ведении отдельные узкоспециализированные службы, хозяйства.

Главный инженер руководит работой цехов предприятия, технической подготовкой и техническим обслуживанием производства. Ему непосредственно подчиняются отделы: главного конструктора, технолога, энергетика, механика, металлурга (сварщика), а также отделы стандартизации и производственно-диспетчерский, бюро или инженер по технике безопасности, технической информации и др. У главного инженера может быть несколько заместителей.

Главный экономист осуществляет руководство технико-экономическим планированием, нормированием, экономическим стимулированием, организацией труда, производства и управления. Ему подчиняются: планово-экономический отдел, отдел труда и доходов, экономическая лаборатория, информационно-вычислительный центр и др. Если должность главного экономиста не предусмотрена штатным расписанием, то его обязанности выполняет начальник планового отдела в соответствии с приказом директора предприятия.

Коммерческий директор руководит службами материально-технического обеспечения производства и реализации готовой продукции, а также руководит финансовыми ресурсами предприятия. Ему подчиняются: отдел материально-технического обеспечения производства, маркетинговая служба, финансовый отдел, транспортный отдел и др. Возможна и несколько другая подчинённость ряда функциональных отделов, например, финансового отдела, вычислительного центра, что регулируется приказами директора предприятия.

Руководящие деятельностью производственной системы в целом. Они строятся по принципу иерархии , предусматривающей разделение подразделений на вышестоящие и нижестоящие. Линейный орган каждой ступени выполняет весь комплекс функций управления соответствующим объектом, в качестве которого выступает нижестоящее линейное подразделение связь между подразделениями разных ступеней осуществляется по одному вертикальному каналу. Этот тип структур наиболее полно отвечает принципу централизма и повышает ответственность руководства и исполнения. Эффективность линейных структур значительно снижается при усложнении производственных систем, так как расширяется круг специальных вопросов по разным функциям управления , которые должен решать один руководитель, увеличивается звенность структуры управления , возрастает опасность волокиты из-за необходимости использования только вертикальных связей . Для управления современным предприятием применение линейных структур аппарата управления в чистом виде практически невозможно. Однако линейные органы и связи при построении структуры аппарата управления предприятием и производственным объединением применяются.  

В зависимости от задач и характера программы, организационных рамок ее выполнения (предприятие, объединение, отрасль, ведомство), типов создаваемых программно-целевых структур содержание функций отдельных органов может значительно различаться, однако их распределение между уровнями и основными звеньями аппарата управления должно основываться на соблюдении определенных принципов, вытекающих из объективных закономерностей осуществления организационных связей в социально-экономических системах.  

Председатель ГТК 1) руководит на принципах единоначалия деятельностью ГТК, иных таможенных органов РФ, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 2) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ГТК задач и функций 3) представляет ГТК и обеспечивает его взаимодействие с другими государственными органами РФ 4) распределяет обязанности между заместителями председателя ГТК и устанавливает степень их ответственности 5) подписывает (утверждает) нормативные акты в пределах компетенции ГТК, организует проверки их исполнения 6) назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников ГТК, руководителей и главных бухгалтеров региональных таможенных управлений и таможен РФ, руководителей таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 7) устанавливает правомочия подведомственных таможенных органов РФ по самостоятельному решению организационных , кадровых, финансовых и иных вопросов 8) утверждает положения о главных управлениях и иных структурных подразделениях ГТК, региональных таможенных управлениях , таможнях и таможенных постах РФ, таможенных лабораториях , а также положения (уставы) других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 9) утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру , штатное расписание ГТК, а также смету расходов на содержание аппарата управления 10) присваивает в пределах своих полномочий специальные звания и работникам подведомственных учреждений, в установленном порядке вносит представления о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава должностным лицам таможенных органов и работникам учреждений 11) награждает нагрудными знаками и применяет иные формы поощрения работников таможенных органов , таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 12) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами РФ 13) применяет в полном объеме установленные законодательством РФ меры дисциплинарного воздействия в отношении работников таможенных органов , руководителей таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 14) осуществляет другие функции и пользуется другими правами в соответствии с законодательством РФ.  

Государственная организация - обобщающее понятие. Сюда относятся государственные учреждения и предприятия. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в их назначении, роли в обществе, содержании основной деятельности. Предприятия занимаются прежде всего производственной деятельностью , учреждения - управлением, социальным обслуживанием населения. На государственных предприятиях существует администрация (ее органы), но ее функции сводятся к решению вопросов внутреннего управления, и она не выступает вовне как управленческий орган. Существуют разные виды предприятий по характеру своей деятельности (производственные, торговые и др.), по подчиненности и структуре (государственные, муниципальные, акционированные, унитарные и т.д.). Государственные предприятия не входят в состав государственного аппарата.  

Расширение функций объединения. Одним из главных направлений повышения эффективности производства является его концентрация. В нефтяной промышленности основной производственной единицей должно стать производственное объединение - единый территориально-производственный комплекс большого числа юридически самостоятельных предприятий бурения, добычи, подсобно-вспомогательных служб. Орган управления объединения (аппарат объединения) уже в настоящее время осуществляет ряд планово-распределительных снабженческих функций упр,. гния осуществляет административные функции, распределяет оизводственные задания между предприятиями, обеспечивает сбыт продукции , реализацию фондов, бесперебойное снабжение и планомерную работу предприятий, изучает и обобщает опыт их работы, разрабатывает перспективные планы развития объединения в целом и всех его предприятий и т.д. С переходом на новую структуру управления производством функции объединения значительно расширились, так как большинство предприятий подчиняется объединению непосредственно, минуя промежуточные инстанции управления (трест, управление). В будущем, по мере развития специализации и кооперации труда , автоматизации и механизации производства, внедрения АСУ - нефть, совершенствования