Профессиональная культура руководителя доу. Профессиональные качества и характеристики менеджера библиотеки Профессиональные требования к руководителю библиотеки

Чтобы руководитель мог выполнять функции центральной фигуры системы управления библиотекой, он должен соответствовать определенным требованиям. Они определяются прежде всего “Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников культуры Российской Федерации (см. приложения 10 и 11). В этом документе характеристика должности включает три раздела. В разделе “Должностные обязанности” перечислены основные функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность. В разделе “Должен знать” содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений и других нормативных документов, методов и средств, которые он должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. В разделе “Требования к квалификации по разрядам оплаты” определены уровень и профиль специальной подготовки работника, требования к стажу работы, необходимые для присвоения соответствующего разряда оплаты труда. При этом для занятия должностей директора библиотеки (ЦБС) и заведующего отделом требуется высшее профессиональное образование, а для заведующего филиалом - либо высшее, либо среднее специальное образование. Это требование специального профессионального образования для руководителей библиотек и их структурных подразделений является принципиально важным, поскольку, к сожалению, даже среди библиотечных специалистов бытует мнение, что для руководителя библиотеки специальное образование необязательно. В наиболее утрированной форме это нашло выражение в суждениях, что библиотекарь без специального образования ценнее для библиотеки, чем тот, кто имеет специальное библиотечное образование. При этом, как ни странно, к недостаткам деятельности последнего отнесено умение принимать компетентные решения1. Нельзя не согласиться с Ю. Н. Столяровым, который охарактеризовал эти высказывания “поистине чудовищными”2. Под квалификацией специалиста понимается его способность выполнять работы различной степени сложности. Эта способность складывается из знаний и умений специалиста. О знаниях и умениях обычно судят по уровню образования и опыту работы, но фактические знания и умения могут отличаться от формально зарегистрированных в документах. Умения в значительной степени зависят от деловых и личностных качеств руководителя, некоторых черт его характера. Поэтому термин “квалификация” не является выражением однажды измеренного уровня знаний и умений. Существующие квалификационные характеристики, определяющие требования к руководителям библиотек, сугубо формальны и не дифференцируют потребность в знаниях, способностях в соответствии с типом и видом библиотеки, с выполняемыми функциональными обязанностями. Перечень должностных обязанностей конкретных руководителей разрабатывается уже непосредственно в библиотеке в виде должностных инструкций. Текст должностной инструкции состоит, как правило, из следующих разделов:



1. “Общие положения”. В этом разделе следует указать:

Полное наименование должности;

Место в системе управления (для руководителей);

В чьем непосредственном подчинении находится работник;

Порядок назначения на должность;

Порядок замещения в случае временного отсутствия;

Способы организации работы (самостоятельно, в соответствии с планом структурного подразделения или в ином порядке);

Входит ли работник в состав коллегиального органа по должности;

Чем работник руководствуется в своей деятельности (действующее законодательство, правила внутреннего распорядка, действующие нормативные и технологические документы и т. д.);

Чьи устные и письменные распоряжения выполняет;

Квалификационные требования;

Что должен знать и уметь.

2. “Функции”. В этом разделе необходимо перечислить основные направления работы, указать, какие функции работник выполняет самостоятельно, а в каких участвует.

3. “Должностные обязанности”. Раздел включает перечисление работ и операций, выполняемых работником ежедневно или с большой периодичностью. Данный раздел может быть разделен на две части - “работник выполняет самостоятельно” и “работник участвует”.

4. “Права”. Этот раздел строится по следующей схеме:

Право работника на самостоятельное принятие решений;

Право на получение информации;

Право на контроль;

Право требовать (от подчиненных) выполнения

Определенных действий; право давать распоряжения, указания и контролировать их исполнение;

Право визировать, согласовывать, подписывать и утверждать документы различных видов;

В тексте раздела необходимо закрепить правоработников вносить предложения по совершенствованию деятельности, связанной с выполнением непосредственных функциональных обязанностей, совершенствованию технологии, право входить в состав рабочих групп по подготовке и реализации проектов и участвовать в разработке коллегиальных решений;

5. “Ответственность”. Раздел предусматривает закрепление ответственности за нарушение действующего законодательства, организационно-правовых и других документов, несоблюдение технологии и т. п.

6. “Взаимоотношения”. В данном разделе содержится регламентация осуществляемых работником информационно-документационных связей. Текст раздела может быть представлен в виде таблиц с заголовками типа: “работник передает”, “работник получает”; в графах таблиц указывается наименование структурного подразделения, вид документа или содержание информации и форма ее представления, сроки и периодичность.

7. “Условия оплаты труда”. Здесь указывается, что работнику устанавливается должностной оклад в соответствии со штатным расписанием, право на надбавки, условия повышения заработной платы, возможность совмещать профессии и материальное вознаграждение в этом случае и т. п.

8. “Показатели оценки”. В этом разделе устанавливаются общие показатели оценки деятельности (полнота реализации задач, должностных обязанностей и предоставленных прав, качество составления и оформления документов, отсутствие ошибок и служебных нарушений и т. д.). Должностная инструкция может использоваться как самостоятельный документ или как приложение к трудовому договору (пример должностной инструкции заместителя директора по экономическим вопросам см. в приложении 12). На основании этих документов проводится аттестация, выявляющая определенные профессиональные качества руководителя и степень соответствия занимаемой должности. Наряду с этим выявляется эффективность практического применения профессиональных знаний в конкретных организационных условиях и творческом процессе. Аттестация считается традиционным способом решения проблемы измерения деловых качеств специалистов, но далеко не идеальным и не совсем объективным1. Поэтому в настоящее время,задача надежно го, отбора квалифицированных специалистов и их деловой оценки окончательно не решена. В отличие от квалификационных характеристик, в которых отсутствуют требования к личным качествам руководителей, в настоящее время разрабатываются профессио-граммы, отражающие не только требования к работнику вообще, а именно те, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей в конкретной должности. Профессиография - это описание профессии или специальности с точки зрения требований, предъявляемых человеку. Результатом профессиографии являются профессиограммы - описание системы требований, предъявляемых к человеку определенной специальности, профессии (см. приложение 14). Совокупность необходимых знаний, навыков, умений и личностных качеств определяется на основе детальной проработки деятельности руководителей, дополненной изучением основных задач и функций соответствующих уровней управления. Комплекс требований к профессиональной компетенции должен адекватно отражать структуру и содержание выполняемых руководителем работ, реализуемые при этом связи, а также используемые методы и средства. Общая комплексная оценка руководителей библиотек может базироваться на оценке :

Личности (деловых и профессиональных качеств);

Качества трудовой деятельности;

Эффективности и результатов труда коллектива, то

Есть непосредственно управленческого воздействия

Руководителя. В литературе по библиотечному менеджменту называются различные предпочтительные качества личности, которыми должен обладать руководитель библиотеки. Обычно они основываются на результатах опроса сотрудников библиотек. Например, проведенный опрос заведующих отделами, секторами и главных библиотекарей в ГПНТБ СО РАН позволил установить наиболее предпочтительные качества личности, которым должен соответствовать руководитель библиотеки, а именно:

1. Организаторские качества:

Умение заинтересовать подчиненных результатами работы;

Способность организовать труд подчиненных;

Способность быстро и самостоятельно принимать решения;

Самоконтроль.

2. Профессиональные качества:

Способность анализировать свои действия и предвидеть последствия;

Умение применять современные методы научного управления;

Умение быстро и эффективно решать практические дела.

3. Творческие качества:

Способность улавливать новое в науке и практике (чувство новаторства);

Аналитический склад ума; ,

Инициативность.

4. Педагогические качества:

Способность поддерживать контакты;

Умение прислушиваться к мнению подчиненных;

Требовательность и пунктуальность.

5. Морально-этические качества:

Честность;

Чуткость;

Объективность;

Высокий уровень культуры.

6. Общественно-политические качества:

Личный пример в труде;

Социальная ответственность;

Умение завоевывать доверие .

Существуют и другие группировки требований к руководителям. Так, Е. Ю. Гениева дает следующую характеристику хорошего руководителя: он вполне осознает ответственность за собственное саморазвитие; его поступки мотивированы, он инициативен, умеет формировать ясные реалистические цели; полон жизненной энергии; не ленится учиться и сам ищет способы повышения собственной профессиональной квалификации; знает свои слабые стороны и просит совета и помощи у тех, кто сильнее его в тех или иных областях; умеет находить общий язык и с теми, кто ниже его, и с теми, кто выше. Хороший руководитель никогда не говорит никому “нет”. Е. Ю. Гениева отмечает, что руководителем все же надо родиться, то есть существуют определенные качества, которые даются человеку от природы, и их очень трудно развить в процессе учебы. Хотя никто не отрицает, что научиться можно практически всему, просто руководителю и от природы будет требоваться меньше труда и времени на выполнение служебных обязанностей, чем тому, у кого не было предрасположенности к управленческой деятельности. Н. В. Жадько считает, что руководитель должен обладать информационной.культурой, .основным компонентом которой является владение аналитическим чтением. Для руководителя библиотеки любая книга, текст могут стать источником информации, ресурсом профессиональной деятельности, и поэтому умение быстро ориентироваться в тексте, понимать прочитанное становится важным компонентом информационной культуры. Кроме того, руководитель библиотеки должен уметь самостоятельно создавать тексты, вести деловую переписку и документацию, должен быть готов к выступлению перед аудиторией в официальной обстановке с речью или докладом. Искусство выступать становится обязательнымкомпонентом информационной культуры руководителя библиотеки, поскольку в условиях информатизации иформирования информационного рынка требуется по стоянное освоение новых контактных аудиторий, привлечение к сотрудничеству потенциальных спонсоров и читателей. Попытку представить модель современного библиотечного руководителя-библиоменеджера предприняла И. К. Джерилиевская, выделив следующие основные элементы этой модели:

Главные факторы, определяющие поведение руководителя в условиях рынка - изменение отношения к самому себе, изменение отношения к подчиненным, осознанность собственного поведения;

Мировоззренческий уровень управленческой деятельности, характеризуемой терминальными ценностями, составляющими сущность и смысл деятельности и одновременно являющимися основным продуктом этой деятельности;

Поведенческий уровень деятельности, обусловленный инструментальными ценностями, характеризующими отношение руководителя к самому себе и своим подчиненным как основному инструменту деятельности;

Иерархию терминальных инструментальных ценностей, составляющую идеологию управленческой деятельности;

Индивидуальный процесс отбора инструментальных ценностей и их подчинение терминальным ценностям, придающие управленческой деятельности личностный смысл и осознанный характер;

Навыки извлечения информации, ее интерпретации и использования в процессе формирования собственной поведенческой стратегии, характеризующие управленческую культуру. Под терминальными ценностями понимаются ценности, определяющие управленческую деятельность, являющиеся ее сущностью и выступающие в качестве движущей силы развития библиотечной деятельности: раскрепощение энергетического ресурса библиотекарей и совершенствование способов и условий их деятельности. По мнению И. К. Джери л невской, терминальные ценности могут выступать и в качестве специфического продукта управленческой деятельности. Чем совершеннее сама деятельность, тем качественнее ее продукт и более оптимальны возможности решения библиотечных производственных задач. К инструментальным ценностям относятся: умение управлять собой (способность придерживаться выдвинутых целей в любой ситуации); четкая шкала личностных ценностей (однозначное представление о том, что для руководителя хорошо, а что плохо); вполне определенные личные цели (твердо знает, чего хочет); установка на постоянный личностный рост (готовность к самоизменению и самосовершенствованию), творческий подход к делу (постоянный поиск новых, более эффективных способов разрешения профессиональных задач), способность формировать творческий коллектив (настойчивое желание работать в условиях “разномыслия”). Другой ряд инструментальных ценностей характеризует отношение руководителя к подчиненным и взаимоотношения с ними: способность влиять на людей; навыки эффективного руководства (максимальное использование потенциала сотрудников для наиболее эффективного разрешения профессиональных задач), способность обучать и развивать своих подчиненных и определять для них рабочие задачи, делегирование полномочий и ответственности (передача собственных обязанностей с целью развития потенциала сотрудников), приемы эффективного материального стимулирования и способности планирования профессионального роста (карьеры) подчиненных. Инструментальные и терминальные ценности обусловливают поведенческую стратегию руководителя, его осознанное и целенаправленное поведение. Требования к набору качеств руководителя зависят и от уровня занимаемой должности. Если руководитель высшего звена решает стратегические задачи, для него важны широта мышления, стремление к самостоятельным действиям, то руководитель среднего звена управления сосредоточен на решении задач по организации деятельности библиотеки, удовлетворении социальных потребностей подчиненных, и поэтому ему необходимы такие черты лидера, как коммуникабельность, умение наладить работу. Еще в большей степени качества лидера важны для руководителей низового звена, непосредственно связанных с коллективом. Они должны проявлять способность к организации работы подчиненных, уметь реализовывать идеи, быть добрыми и отзывчивыми к потребностям подчиненных, но проявлять волю и строгость в том, что касается непосредственно работы. Такое разделение требований в зависимости от принадлежности руководителя к тому или иному уровню управления возможно лишь в крупных библиотек ках, в небольших же руководитель зачастую заменяет собой весь аппарат управления. В работе руководителя библиотеки есть и другие моменты, на первый взгляд кажущиеся не такими важными, но которые также отражаются на эффективности его работы - это то, что называется научной организацией труда или культурой организации труда руководителя. В первую очередь это относится к рациональному использованию его рабочего времени, состоянию рабочего места и документации. Важна для руководителя и культура внешнего облика, включающая и культуру управления собой, и культуру внешнего вида, деловой одежды и т. п., ведь зачастую по внешнему виду и поведению руководителей судят о библиотеке в целом.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Директора библиотеки

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность директора библиотеки [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Организация).

1.2. Директор библиотеки относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Директор библиотеки подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.

1.4. На должность директора библиотеки назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в органах культуры, библиотеках не менее 5 лет.

1.5. Директор библиотеки должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие научно-производственную, хозяйственную и финансово-экономическую деятельность библиотек;
  • основы управления экономикой и финансами;
  • методические и нормативные документы, касающиеся деятельности библиотек;
  • профиль, специализацию и особенности структуры библиотеки;
  • перспективы технического, экономического и социального развития отрасли культуры и библиотеки;
  • виды современных информационных технологий;
  • порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;
  • теорию и практику менеджмента;
  • психологию управления;
  • устав библиотеки;
  • порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. В период временного отсутствия директора библиотеки его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Директор библиотеки исполняет следующие обязанности:

2.1. Руководит научно-производственной, хозяйственной и финансово-экономической деятельностью библиотеки.

2.2. Организует взаимодействие структурных подразделений библиотеки, направляет их деятельность на развитие и совершенствование работы библиотеки с учетом социально-культурных приоритетов и современного уровня развития библиотечного дела.

2.3. Обеспечивает выполнение библиотекой обязательств перед федеральным (региональным, муниципальным) бюджетом, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнерами по договорам.

2.4. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности библиотеки, использование правовых средств для финансового управления, укрепления договорной и финансовой дисциплины, повышение инвестиционной привлекательности библиотеки в целях ее развития, регулирование трудовых отношений.

2.5. Защищает имущественные интересы библиотеки в органах государственной власти и управления.

2.6. Обеспечивает сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении библиотекой.

2.7. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию благоприятных условий труда, соблюдению требований трудового законодательства.

2.8. Обеспечивает на основе принципов социального партнерства выполнение коллективного договора, заключенного с трудовым коллективом библиотеки.

В случае служебной необходимости директор библиотеки может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Директор библиотеки имеет право:

3.1. Осуществлять руководство подчиненными.

3.2. На предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

3.3. На рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

3.4. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

3.5. Осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

3.6. Получать материалов и документов, относящихся к вопросам своей деятельности.

3.7. Осуществлять взаимодействие со всеми подразделениями Организации для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Директор библиотеки несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы директора библиотеки осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы директора библиотеки является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы директора библиотеки определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью директор библиотеки обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

3.5. Этика руководителя библиотеки

Нерешенность этических проблем особенно сильно сказывается на важнейшем участке работы библиотеки - обслуживании читателей. В наших библиотеках, безусловно, работают энтузиасты, преданные библиотечной профессии люди. Их компетентность, опыт, чувство долга бесспорны. Но наряду с этим мы часто сталкиваемся с фактами, когда читателей обслуживают профессионально несостоятельные, малоквалифицированные работники. Например, вчерашние выпускницы школ, пришедшие в библиотеку с единственной целью - подготовить себя к поступлению в вуз. Эти факты говорят о неэтичном отношении администрации библиотек к читателям и сотрудникам.

Работа администрации библиотеки тесно связана со многими этическими проблемами. Управленческая этика во многом тождественна педагогической этике. Она строится на уважении к каждом) человеку, требовательности к себе, на умении разговаривать с подчиненными без заносчивости, на основе взаимопонимания. Это искусство постигать этические глубины профессии. Сегодня как никогда неприемлемы авторитарные методы работы с людьми, субъективные оценки и безапелляционные утверждения. Там, где существует подобная практика, создается гнетущая обстановка в коллективе. Именно по причине неэтичности и авторитарности руководства библиотеку подчас покидают лучшие работники.

Этика руководителя библиотеки проявляется в знании личностных особенностей сотрудников: их темповых характеристик, темперамента, амбиций, профессионального уровня, обусловленного образованием, местом в коллективе, индивидуальными особенностями. Современный руководитель должен не гасить в коллективе разнообразие точек зрения, а, напротив, поощрять их, поскольку организации, позволяющие, даже поощряющие разногласия в коллективе, лучше адаптируются к переменам, которые происходят сейчас в библиотеках.

Библиотечное дело сегодня переживает период реорганизации, связанный прежде всего с технологическими преобразованиями. По этой причине появляется много сложных ситуаций и конфликтов в коллективе. Здесь как никогда важна роль руководителя. Его методы, стиль руководства давно стали предметом детального изучения.

Из многочисленных исследований библиотековедов можно выделить в основном три стиля руководства библиотекой.

- «Пассивный» стиль свойственен тем руководителям, которые терпимо относятся к неприемлемому поведению подчиненных и всячески избегают выяснения отношений. Неодобрение они высказывают в иносказательной форме или адресуют коллективу в целом. При этом обходят проблемы, игнорируя их, поручают задание кому-то другому или сами выполняют его, предпочитая избегать конфронтации. Такой стиль саморазрушителен для личности руководителя, он приводит к стрессам, снижению самооценки, разрушению авторитета. Он губителен и для библиотеки, проблемы которой только множатся.

- «Агрессивный» стиль руководства характерен для энергичной личности, способной твердо отстаивать свои позиции. Этот стиль присущ тем, кто ведет себя воинственно по отношению к окружающим. Хотя агрессивность может быть скрытой (сарказм, намеки и т. п.), она, как правило, означает неуважение к альтернативным точкам зрения и является, по сути, самозащитой, а не способом решения проблемы.

В отличие от пассивных руководителей агрессивные склонны к поспешным умозаключениям, огульным обвинениям, выражению неудовольствия, не заботясь о форме и эмоциональной окраске высказываний, к шумной реакции на проблемы, к упорному отстаиванию собственного мнения, отказу от выяснения точек зрения окружающих и пренебрежению к чужим приоритетам, антипатии к переговорам и компромиссам.

Преобладающее эмоциональное состояние агрессивных руководителей на рабочем месте - гнев, чаще всего выраженный в резкой атаке на присутствующих. Агрессивное поведение лишено логики и меры: высказывания изобилуют словами «всегда», «никогда» и выражены в форме требования, а не просьбы.

Агрессивный стиль руководства столь же порочен для личности и опасен для коллектива, как и пассивный. Сотрудники библиотеки в этой ситуации думают только о том, как бы не попасться под горячую руку руководителя и работать ровно столько, чтобы избежать наказания. В худшем случае возникает атмосфера недоверия, деморализации, враждебности и антагонизма. Обладая способностью к энергичному решению краткосрочных проблем, агрессивные руководители создают долгосрочные проблемы.

- «Позитивный» стиль руководства свойственен руководителям, принимающим на себя ответственность за все, что входит в должностные обязанности. Он берет за правило четко определять и распределять обязанности между всеми специалистами и членами коллектива. В отличие от «агрессивного» он решает вопросы, избегая выпадов в адрес мнений и прав окружающих, не наживая врагов, не деморализуя коллектив, не вредя творческим настроениям, не принимая ничьей стороны.

Это не всегда легко, поэтому руководителям целесообразно усвоить определенные приемы:

1. Руководитель прежде всего должен уметь слушать, чтобы уяснить истинную природу проблемы. Исследования показали, что из четырех способов коммуникации - слушания, речи, чтения и письма - слушание руководителем используется значительно чаще. Средний человек приблизительно 70% своего времени проводит, общаясь, и примерно 45% этого времени он слушает, 30% - разговаривает, 16% - читает и 9% - пишет.

По тем же исследованиям, от 55% до 80% содержание речи передается невербально - слушанием, организованным так, чтобы получить как можно больше информации, не смущая собеседника и не оказывая на него давления .

Вопросы руководителя, особенно открытые, - также эффективный метод поощрения собеседника. Синтаксис ответов часто формируется по образцу синтаксиса вопроса, поэтому формулировать вопрос важно так, чтобы не влиять на результаты разговора. Хорошим приемом руководителя всегда будет вопрос: «Что руководитель должен сделать в данной ситуации?» Опытный руководитель будет также время от времени резюмировать услышанное, намечая план дальнейших действий. Доказано, что пересказ - испытанный прием. Поощряющий активное слушание всех участников разговора.

2. Руководитель всегда четко формулирует задание.

Метод руководства «по наитию», фраза «сами могли бы догадаться» - негативны. Руководитель часто заблуждается, полагая, что как только проблема названа, подчиненный сразу понимает, что надо делать. Опытный руководитель при работе с коллективом учитывает, что индивидуальные способности восприятия на слух у всех людей разные, поэтому эффективность указаний руководителя зависит от резюме, суммирующих замечаний: выводов, выделения специфических проблем, требующих первоочередного решения, определения роли каждого участника совещания в решении проблем.

3. Руководитель фокусирует внимание на реальной проблеме.

Известный теоретик управленческой культуры Д. Мак-Грегор отмечает, что люди в определенных условиях способны к самоуправлению и творчеству. Задача руководителя - разбудить творческий потенциал в каждом. Руководители библиотек имеют дело с коллективом профессионалов, творческих, разносторонних личностей. Поэтому у них есть все возможности направлять усилия коллектива на достижение поставленных целей. Привычка решать проблемы, не откладывая, экономит нервную энергию коллектива. Замечено: как только неэффективная работа войдет в привычку, ее трудно исправить.

Успешный стиль руководства можно выразить в схеме: поднять проблему - информировать о ней коллектив - дать конкретные задания - назвать конечные результаты.

4. Руководитель объясняет особенности сложившейся ситуации.

В крупных библиотеках распространен коллективный метод руководства, руководитель библиотеки всегда точно определяет соотношение коллегиальности и авторитарности. Ничто не снимает с руководителя ответственности за происходящее.

Коллективное руководство будет успешным только тогда, когда все члены коллектива понимают реальную степень своей ответственности.

5. Руководитель библиотеки идет на переговоры и компромиссы, когда это требуется в интересах дела.

Работая с людьми, руководитель библиотеки неизбежно встречается с противодействием отдельных членов коллектива, когда их убеждения не совпадают с действиями администрации. Директор в этих случаях прорабатывает альтернативные предложения, чтобы найти компромиссное решение, не задевающее ничьих интересов и идущее на пользу дела. Сама просьба предложить альтернативу поможет сгладить конфликт, погасить противодействие. Этичный руководитель всегда понимает, что в любом коллективе существует множество точек зрения, готов к тому, чтобы пересмотреть свою собственную, когда появляется новая, меняющая обстоятельства информация. «Чтобы конфликт был погашен, кто-то должен принять на себя ответственность за движение по направлению к более конструктивным решениям».

Важными качествами руководителя являются настойчивость и терпеливость. Работа библиотеки не всегда дает немедленные и сразу заметные результаты. Не все сразу принимают перемены, некоторых членов коллектива они пугают, вызывают их подсознательное сопротивление. Здесь важно умение руководителя проявить понимание и в то же время настойчивость, смягчить обстановку. Например, когда библиотека переходит от ручных операций к автоматизированным, необходимо объяснять преимущества, привносимые переменами, поощрять труд тех, кто оперативно включился в работу.

Авторы исследований по эффективному руководству библиотекой утверждают, что очень важен в руководстве «результат» (похвала, критика). В библиотеках не всегда есть возможность материально стимулировать хороший труд, но не менее эффективны бывают такие меры руководителя, как спросить совета, повысить в должности, похвалить и доложить в вышестоящие инстанции об успехах работника. Поощрение всегда должно быть индивидуальным, поскольку конкретность похвалы влияет на «Я - концепцию», способствует повышению самооценки человека.

Если руководитель своевременно отмечает, что люди хорошо справляются с работой, и благодарит их, он способствует сохранению морального климата в библиотеке.

Как и любому руководителю, руководителю библиотеки в интересах дела всегда приходится преодолевать так называемые «барьеры» на пути руководителя: стремление нравиться, слышать комплименты в свой адрес, искать подтверждения правоты своих поступков. В то же время он обязан заботиться о подчиненных, относиться ко всем с симпатией, быть в курсе личных дел членов коллектива. Ничьи права не должны ущемляться, а забота руководителя должна распространяться как на благо личности, так и на благо организации в целом.

Вот характерные примеры последствия действий руководителя в свете отзывов рядовых сотрудников библиотеки. «В нашей библиотеке, - рассказывает на семинаре студентка-заочница университета культуры, - многие библиотекари, особенно молодые, приходят на работу, полные новых планов и идей. Они хотят улучшить работу своей библиотеки, заинтересовать читателей, раскрыть свои профессиональные и творческие возможности. Что же мешает этому в нашей библиотеке? Среди причин прежде всего можно назвать разобщенность работников библиотеки. Каждый занят только своим делом: за выставки отвечает один, за обслуживание - другой. Давать какие-то советы, особенно если ты рядовой сотрудник, почему-то считается неудобным. Во многом нашими действиями правит обычный страх. Страх, что тебя не поймут, страх испортить отношения с коллегами, страх показаться «слишком умным». Ведь в нашей библиотеке до сих пор знания и ум значат так мало. Мы часто задаем себе вопрос, а как посмотрит на твое поведение непосредственный начальник. И не всегда можем ответить на этот самый вопрос положительно. Вот и сидим каждый по своим углам. А в это время наши читателя уходят из библиотеки».

А вот другое высказывание библиотекаря: «В нашей библиотеке часто проводятся семинары, где значительное место отводится дискуссиям по профессиональной этике библиотекаря. Заведующая отделом Степочкина И. В. выступает с лекциями по этой проблеме. И не только в библиотеке, но и на республиканских семинарах. Наша библиотека работает по эксперименту «Психолого-педагогические основы работы с читателями». Большое внимание уделяется работе с молодежью. На рабочих семинарах решаем вместе профессиональные задачи, проводим деловые игры. Мы все охвачены чувством коллективного творчества, каждый из нас чувствует свою причастность к общему делу. На работу каждый из нас идет как на праздник».

Это примеры двух разных подходов руководителей к соблюдению этики взаимоотношений в коллективе. В первом случае авторитарные методы руководства порождают в коллективе нездоровую атмосферу, страх и неверие в свои силы. Здесь ни о каком самоутверждении личности не может идти и речи. Люди пассивны, не решаются брать на себя ответственность за свои же решения. Во втором - администрация строит свою работу в духе коллективного творчества, уважения к каждой личности и признания ее значительности. Коллектив выполняет одно общее дело и каждый удовлетворен своей работой.

Анализ примеров

Пример №1

Юлия около трех лет работала в научной библиотеке. Начала она работать в читальном зале для научных работников, но была настолько невнимательна и некомпетентна в подборе литературы, что ее вскоре перевели на абонемент. Но и здесь молодая сотрудница не показывала прилежания в работе: не нашла общего языка с коллегами, раздражалась по поводу любого замечания, была обидчива и мнительна. При этом откровенно грубила читателям. Директор знал о плохой работе сотрудницы, неоднократно беседовал с ней, пытался выяснить причины ее постоянного неудовольствия окружающей обстановкой, конфликтов с коллегами и читателями.

Юлия признавала свои ошибки, обещала их исправить и хорошо работать. Но все повторялось сначала, и директор понял, что Юлии не место в библиотеке и ее нужно уволить. Тем более, что в последнее время она стала часто отпрашиваться с работы, а то и уходить раньше времени. Твердо уверившись в своем решении, директор пригласил Юлию в кабинет, чтобы высказать свое решение.

Прежде всего он спросил, почему Юлия так часто покидает свое рабочее место без ведома руководства. На что она, расплакавшись, сказала директору, что работа в научной библиотеке ее не устраивает, не соответствует ее увлечениям и характеру. Она любит искусство и отпрашивалась с работы для того, чтобы найти библиотеку, которая работает с произведениями художественной литературы и искусства. Теперь, когда она такую работу нашла, ей нужна рекомендация, и она просит директора дать ее.

Директор был в явном смятении. С одной стороны, сотрудница откровенно рассказала о своих проблемах и мотивах поведения. С другой - он не мог в силу своих моральных установок рекомендовать сотрудника, о котором был невысокого мнения. У него не было уверенности, что Юлия на новом месте изменить свой неуживчивый характер. Однако директор понимал и то, что решает судьбу человека, который имеет шанс получить любимую работу и найти свое место в жизни.

Вопросы для анализа

1. Как должен поступить директор в данной ситуации?

2. Одобряете ли Вы тайные методы поиска работы, которые использовала Юлия? Были ли у нее на это причины?

3. Верите ли Вы, что на новом месте Юлия будет работать лучше?

5. Как бы Вы поступили на месте директора?

Пример №2

Преподаватель одного из московских вузов был приглашен на стажировку в американскую библиотечную школу. Посещая лекции профессоров, он с грустью отметил, что часто в них звучит такое сравнение: «Чем отличаются библиотеки, допустим, Бостона и Санкт-Петербурга? Прежде всего тем, что в любой библиотеке Америки можно сделать в считанные минуты дешевую и качественную ксерокопию любого документа. В библиотеках же России это весьма проблематично и очень дорого. Это неудобство порождает массу проблем: теряется дорогое время, создаются предпосылки к порче книг и их расхищению».

При прощании американские коллеги подарили преподавателю небольшой ксерокс, и он, по возвращении на родину, решил облегчить работу своих коллег, установив подаренный ксерокс в библиотеке института. С такой просьбой он и обратился к директору института, в котором работал. Свою просьбу преподаватель аргументировал тем, что услуги по ксерокопированию читателям библиотеки будут значительно дешевле, да и библиотека, обслуживая ксерокс, будет иметь свою выгоду.

Директор в принципе идею одобрил, отметил энтузиазм преподавателя, но не дал разрешения установить ксерокс в библиотеке, поскольку прибыль от работы, по его мнению, получила бы только библиотека, а дирекция и институт в целом - ничего.

Вопросы для анализ

1. Не упустил ли директор возможность руководить институтом, в котором была одна из лучших библиотек города?

2. Какие аргументы могли бы убедить директора удовлетворить просьбу преподавателя?

3. Как поступит преподаватель в этой ситуации?

4. Какую позицию в этом вопросе должен был занять директор библиотеки?

Из книги В поисках морального абсолюта: сравнительный анализ этических систем автора Латцер Ирвин У

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

3. Этика Аристотеля Творчество Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) считают вы–сшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возмож–ным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу истины.Всем нам известно высказывание философа: «Хотя Платон и

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Этика Много писалось об этических нормах древних египтян. Мы знаем, что с древнейших времен жители этой страны отличались высокими моральными принципами. Первым было моральное обязательство по отношению к богу, но, поскольку царь и бог были едины, значит, моральное

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

автора Мильчина Вера Аркадьевна

Andante - Синтаксис библиотеки В том, что есть общее правило, благодаря которому музыкант может извлекать из партитуры симфонию, благодаря которому можно воспроизвести симфонию из линий на граммофонной пластинке и - по первому правилу - снова воспроизвести

Из книги От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы автора Рейтблат Абрам Ильич

Largo - Границы библиотеки Две вещи стали для меня абсолютно очевидны. Во-первых, тот, кто претендует быть на Миссисипи лоцманом, должен узнать больше, чем любой самый дотошный человек, который посчитал бы, что знает уже вполне достаточно. Во-вторых, он обязан узнавать всё

Из книги Барабанщики и шпионы. Марсельеза Аркадия Гайдара автора Глущенко Ирина Викторовна

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 3 автора Коллектив авторов

Глава III БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ИХ ЧИТАТЕЛЬ Существует точка зрения, что в России в XIX в. ощущалась острая нехватка книг и библиотек. Но при этом странным образом почти игнорируется существование так называемых «библиотек для чтения». В исследовательской и

Из книги Библиотечный коллектив: гендерный ракурс автора Коленко Лариса Валентиновна

Глава Х ЗЕМСКИЕ СЕЛЬСКИЕ «НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ» И ИХ АУДИТОРИЯ Одним из основных средств приобщения крестьянства к чтению книг явились организованные земством «народные библиотеки». К началу 1890-х гг. библиотека на селе была редким явлением, основными каналами

Из книги автора

Книга из библиотеки Но была еще одна книга о французском барабанщике, и у нас есть все основания предполагать, что герой Гайдара взял в библиотеке именно ее. Это книга Евгения Хазина «Барабанщик революции», вышедшая в 1930 году. На обложке изображен юный санкюлот во

Из книги автора

А. А. Кащеев, Э. Б. Ефимова, Н. В. Мантуровская. Использование метода седиментации и прибора ПУ-1Б при исследовании микробиологического состояния воздуха книгохранилищ библиотеки Специалисты научно-исследовательского центра консервации документов Российской

Из книги автора

2-я глава. Территория за пределами столиц: библиотеки провинции и их роль в стандартизации культурных процессов 2.1. Библиотеки Астраханского региона как фактор формирования провинциальной культурной среды2008-й год для Астраханской областной научной библиотеки был

Введение 3 ГЛАВА 1. Требования к профессии и личности руководителя библиотеки 6 1.1. Требования к профессии руководителя библиотеки 6 1.1.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке 6 1.1.2. Управление библиотекой. Функции менеджера. Управление коллективом 9 1.1.3.Менеджер – профессиональный руководитель 13 1.1.4.Руководитель, как лидер инновационных процессов 16 1.2. Требования к личности библиотечного руководителя 20 1.2.1. Личностные характеристики руководителя библиотеки 21 1.2.2.Руководитель и лидерство 22 ГЛАВА 2. Деятельность менеджера на примере библиотек ______ 24 2.1. Анализ ситуации на примере библиотек_____ 24 2.2. Результаты исследования 25 2.3. Практические рекомендации 34 Заключение 36 Список использованной литературы 39 Приложения 41

Введение

Актуальность исследования. Сегодня перед библиотеками России стоит много задач: это и качественное и доступное обслуживание читателей, выживание в непростых условиях рынка, применение новых методов и форм работы. И все эти задачи невозможно решить без решения проблем управления библиотекой. Управление библиотекой предполагает эффективное и планомерное использование всех технических, экономических, организационных, технологических и социальных возможностей для достижения целей деятельности библиотеки. Сложные условия современного мира, приводит к возрастанию роли управления. Действия руководителя не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Мы отказываемся от командно-бюрократических принципов управления и ищем новые пути решения проблемы. Сегодня библиотека – это открытая система, которая не только научилась конкурировать с различными учреждениями образования и культуры, но и сотрудничает с ними, достигая при этом свои конкретные цели – более полное удовлетворение читательских интересов. Современная библиотека – это не только книжное хранилище и пропагандист книги, но и проводник в мире информационных ресурсов. Формируется новый имидж библиотеки и формируется новый корпус управленческих кадров. Руководители с одной стороны должны решать задачи сохранения традиций, а с другой - обеспечивать высокий уровень обслуживания, разнообразие этих услуг, знание читательских потребностей и их удовлетворение в современных рамках управленческих моделей. А это невозможно без данных моделей, разработанных менеджментом. Объект исследования: управленческая деятельность менеджера. Предмет исследования: требования, предъявляемые к профессии и личности библиотечного менеджера. Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач: 1) проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время 2) определить сущность и значение руководителя в новых условиях; 3) изучить опыт работы в управлении библиотек на примере библиотеки г. Братска, Иркутской области; 4) разработать практические рекомендации по совершенствованию управления. Методы, применяемые к решению данных задач: анкетирование руководящего состава библиотек; анкетирование сотрудников библиотек; изучение и обобщение опыта работы в России; изучение работ российских библиотековедов по данному вопросу. Базой выявления источников явились документы, каталоги и картотеки библиотек г. Братска, Иркутской области. В курсовой работе использовались также материалы из специальных периодических изданий: «Научно-технические библиотеки», «Библиотековедение», «Библиотека», «Библиополе», «Вестник ДВГНБ», «Управление персоналом». В специальной литературе уделяется внимание положению, в котором приходится работать современным руководителям и библиотекам. Публикуется много работ, учебно-практических пособий по управлению библиотекой таких авторов, как: Джерелиевская И.К., Жданько Н.В., Фенелонов Е.А., Ванеев А.Н. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав теоретического и практического характера, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

В результате исследования можно сделать выводы, что «успешная библиотечная карьера зависит от трех вещей – характера, специальных знаний и опыта». Эти слова принадлежат знаменитому американскому библиотекарю Мелвилю Дьюи. И поэтому библиотечный менеджер в наше время полностью должен подходить под данный критерий. Руководитель может поддерживать сложившиеся в организации ценности профессиональной деятельности (принципы функционирования) или способствовать их изменению. Его личностные качества, его поведение не должно пугать работников. Руководитель должен располагать к открытости, с уважением относиться к сотрудникам и способствовать их профессиональному росту. Библиотечное дело, как и любая другая система, столкнулась с кризисом систем управления, который выражается в разрыве классической теории с реальной практикой. Поэтому в рамках концепции библиотечного менеджмента разработаны принципы стратегического управления, позволяющего библиотеке справляться с проблемами, реагировать на изменения во внешней среде, достигать своих целей в долгосрочной перспективе. Пришла новая парадигма управления, ориентированная на предвидение изменений, гибкость, экстренность управленческих решений на основе инициативы, творчества В наше время экономических и социальных изменений во многом от руководителя зависит, будет ли библиотека успешно выживать среди огромной конкуренции на рынке предоставления информационных услуг. От его позитивного мышления зависит, насколько успешно будут происходить инновационные процессы в библиотеке. На основе проведенного исследования выявлено, что успешная деятельность руководителя – это творческий процесс, где важны не только знания общих основ теории управления, специальные знания, но и социально-психологические качества руководителя, помогающие более эффективно управлять библиотекой. Талант руководителя заключается в сочетании своих способностей, приоритетными из которых являются дар общения, умение создавать условия для раскрытия потенциала работников библиотеки. Подводя итог, можно сказать, что менеджер – «это яркая личность, с четко определенным кругом задач, носитель инновационного типа организационной культуры, способный позитивно мыслить и управлять, настроенный на достижение результата и знающий, как это сделать. (клюев) В рамках данной курсовой работы было проведено исследование, которое позволило выявить следующие закономерности современного библиотечного руководителя: это человек, облеченный властью, руководящий определенным количеством людей; это лидер, ведущий за собой коллектив, используя при этом свой профессионализм; это дипломат, который устанавливает контакты с различными организациями, сообществами, предприятиями; это педагог, обладающими высокими нравственными качествами, умеющий преодолевать конфликты; это инноватор, умеющий внедрить в производство новые методы и технологии; это человек, умеющий с пользой организовать свое рабочее время; это человек, обладающий высокими знаниями, способностями, уровнем культуры, решительностью, рассудительностью, быть образцом для окружающих его людей. На основе данных исследования курсовой работы, руководителю конкретной библиотеки даны практические рекомендации по организации своей управленческой деятельности. Для обеспечения скоординированной деятельности библиотекой нужны компетентные, умные профессионалы, настойчивые и смелые руководители. Они мыслят глобально, действуют в соответствии со спецификой работы, ориентируются на международные стандарты эффективного управления.

Список литературы

1. Авраева, Ю. Как стать хорошим руководителем. / Ю. Авраева // Библиотека. – 2001. - № 7. – С. 8 – 10. 2. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря. / Г.А Алтухова. – М.: МГУКИ, 2002. – 104 с. 3. Андреева, Н. Е. Персонал-стратегия. Эффективное кадровое планирование в библиотеке. / Н. Е. Андреева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. - № 4. – С. 70 – 89. 4. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 219 с. – (Серия «Высшее образование»). 5. Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты: сб. статист. И аналитич. материалов о состоянии библиотечной сферы. – М.: Либерея, 2002. – 224 с. 6. Библиотечный коллектив: формирование и управление: учеб. Пособие / Сост. А.Н. Ванеев, Н.И. Мошкина и др. – СПб, 1996. – 58 с. 7. Ванеев, А.Н. Проблемы управления в библиотеках / А.Н. Ванеев. – Проблемы управления в библиотеках // Библиотека. – 2006. - № 6. – С. 24 – 28. 8. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский. – М.: Гардарика, 2003. – 416 с. 9. Гениева, Е.Ю. Что значит быть хорошим менеджером или теория геоцентрических кругов / Е.Ю. Гениева // Библиотека. – 1995. - № 9. – С. 16 – 19. 10. Жданько, Н.В. Информационная культура библиотечного менеджера / Н.В. Жданько // Науч. и техн. б-ки. – 2003. - № 12. – С.3 – 11. 11. Качанова, Е.Ю. Особенности подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности в ХГИИК: оценка современной ситуации // Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства ДВ. – Хабаровск: ХГИИК, 2006. – С. 67 – 74. 12. Качанова, Е.Ю. Руководитель библиотеки и библиотечный менеджер: изменение слов или представлений / Е.Ю. Качанова Непрерывное библиотечное образование. – 2001. - № 3-4. – С. 35 – 48. 13. Толканюк, Н.А. Инновационные процессы в библиотечном деле. Теория и методика: автореф. дис. / Н.А. Толканюк. – М.: МГУК, 2009. – 16 с. 14. Управление библиотекой: учеб. пособ. – СПб.: Профессия, 2002. – 302 с. – (Библиотека). 15. Управление персоналом в современных условиях: учеб. пособ. / Под ред. А.К. Казанцева. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 199 – 214.

Как и что читают сегодня сибиряки? На этот и другие вопросы ГодуЛитературы.РФ ответила директор Новосибирской государственной библиотеки (НГОНБ) Светлана Тарасова

Интервью: Наталья Решетникова/РГ, Новосибирск
Фото: Татьяна Кравченко/РГ, Новосибирск

Светлана Антоновна, к своему стыду, я как читатель много лет не была в библиотеке. А в воспоминаниях осталось, что я всегда в ней засыпала…

Светлана Тарасова: Так это же классно! Германии, Голландии гордятся тем, что читатели могут уснуть у них. Это высшая степень доверия человека к тому месту, куда он пришел. И только в нашем обществе считается чем-то неправильным. Мне иногда коллеги говорят: «Позвольте, они же спят!» Так это замечательно. Человек работал, пришел к нам, читал и, наконец, расслабился, уснул. Пусть отдохнет.

В век смартфонов, планшетов, когда у тебя тексты все время под рукой, для чего нужна библиотека в том понимании, к которому мы все привыкли?

Светлана Тарасова: Аналогичный вопрос можно задать относительно кинотеатров, театров, музеев. Когда любое до выхода его в официальный прокат можно скачать себе на айпед и посмотреть, то зачем идти в кинотеатр? У человека, к счастью, сохраняется потребность в подлинном, истинном, в том, что является настоящим. Один наш читатель сказал: «Я хотел бы получить в вашей библиотеке доступ ко всем книгам мира, в том числе в цифровом виде. Например, на языке суахили». А почему бы и нет? И почему люди должны искать в интернете непонятно что? Библиотека продолжает оставаться тем местом, которому доверяют. Где не будет обмана, а будет точная информация, которую хотел бы получить человек.

Сама технология - интернет - не дает возможности реализовать право человека на максимально свободный доступ к информации. Чем дальше граждане живут от мегаполиса, тем больше трудностей в получении информации, книг, документов. В некоторых случаях доступа нет вообще. В нашей области в пятидесяти процентах небольших и маленьких населенных пунктах нет библиотек. Мы приезжаем туда на машине, которая называется «Комплекс информационно-библиотечного обслуживания» (). Его область получила по федеральной программе. Он оснащен всем необходимым. Так, мы приближаем электронные услуги, выдаем книги, ищем информацию. И вот в книге отзывов появилась запись: «Когда к нам стала приезжать библиотека, мы поняли, что мы не богом забытые и никому не нужные, а теперь знаем, как нам обустроить Россию». Видимо, была прочитана книга «Как обустроить Россию». Библиотека нужна людям во многих смыслах.

Какой вы видите современную библиотеку?

Светлана Тарасова: На этот вопрос должны отвечать наши читатели. Мы часто спрашиваем у них, проводим опросы. В одном получили ответ: «Библиотека должна быть легкой и радостной. Чтобы проснувшись с утра, ты знал, что интереснее места в городе нет». Понимаете: люди желают проснуться и пойти в библиотеку. Потому что это самое лучшее место, в котором комфортно, свободно и безопасно. Это тоже очень важно.

Как руководитель я считаю, что библиотека должна быть синтезом и культуры. Как вы правильно заметили, мы живем в такой век, что было бы глупо отвергать все новое. Сегодня технологии определяют все, и библиотека не должна оставаться только с традиционной бумажной книгой, должна уметь пользоваться и предлагать те технологии, которыми владеют наши читатели. Если есть , значит, мы должны осуществлять электронную книговыдачу. НГОНБ на протяжении нескольких лет сотрудничает с электронной библиотекой , которая содержит в себе более 140 тысяч наименований книг, в том числе художественную литературу, периодику, литературу по праву, экономике. Мы платим деньги за пользование этого ресурса, взамен получаем доступ, своим читателям выдаем пароль. То есть обладатель нашего абонемента не платит за то, чтобы скачать книгу с ЛитРеса. Это удобно.

Последние три года деньги, которые областная библиотека получала из регионального бюджета на комплектование фонда, делились на три части: приобретение периодических изданий, книг и электронных ресурсов. Нам удалось приобрести базы данных пятнадцати электронных ресурсов. Мы открыли читальные залы в районных библиотеках. Договорились с держателями электронных баз данных, чтобы они разрешили пользоваться ими не только жителям областного центра, но и районов. Средства, вложенные в электронные ресурсы, работали эффективно. С этого года нам не стали давать деньги на эти цели. Это плохо для читателей, которые вдруг получили отказ. Например, в начале года я получила электронное письмо, в котором читательница спрашивает: «Мы у вас на протяжении пяти лет пользовались электронной библиотекой издательского дома Гребенникова, брали информацию по экономике предприятий. А сейчас где нам ее брать?» Я задала этот вопрос в министерстве культуры Новосибирской области, мне ответили, что пока бюджет ограничен. В 2014 году произошло частичное бюджета, в 2015-м мы смогли оплатить пользование только Библиотекой диссертаций Российской государственной библиотеки. А читателям надо больше.

Библиотеки формируют фонд, как мы говорим, гибридный. Он состоит из тех книг, которые мы покупаем (они стоят у нас на стеллажах), а также из электронных ресурсов. И каждая библиотека - в зависимости от того, каких читателей она обслуживает, - подбирает ресурсы и подписывается на них. Для самой библиотеки это платная услуга. Но для читателей - бесплатно. Потому что Конституцией РФ гарантировано, что доступ к информации бесплатен на всей территории страны.










Есть замечательный проект Русского музея. В Новосибирской области он будет реализован?

Светлана Тарасова: Это наша гордость. Статус виртуального филиала Русского музея получила Искитимская городская библиотека. Уже приобретено оборудование, благодаря которому ресурсы музея будут доступны жителям Искитима. Это восхитительно! Вы приходите в библиотеку и знакомитесь с экспозициями. И это не только открытые ресурсы, которые есть и на сайте музея, а максимальный объем произведений искусства, который хранится в Русском музее. И он будет доступен через специально подобранные программы.

Сейчас есть возможности смотреть виртуальные московских театров. Так почему бы не сделать так, чтобы местом просмотра на селе стала библиотека? Для этого нужен качественный интернет и оборудование. И делать это надо повсеместно.

Библиотеки должны быть максимально полезными для людей и органов власти. Например, в областной библиотеке и еще в двенадцати районах ведется обучение пенсионеров компьютерной грамотности. Мы помогаем муниципальным библиотекам оснащать компьютерные классы. Поддержку оказывают общественные организации и бизнес. Государство это направление работы библиотек не поддерживает, так как у нас нет лицензии на эту деятельность. Скажите, а зачем пенсионерам свидетельство государственного образца о том, что они научились пользоваться компьютером? Пожилым людям нужны практические знания.

Светлана Антоновна, знаю, что вы в свое время много ездили по разным странам и знакомились с библиотеками. Составили для себя мнение, какой должна быть библиотека в наше время?

Светлана Тарасова: Когда мы говорим о новой библиотеке, то отталкиваемся от мирового опыта. Удивительное дело, но ведь в Германии, Франции, США и интернет доступен, и уровень жизни высок, но люди продолжает читать бумажные книги. А газеты как читают! Два года назад вместе с другими библиотекарями я была в Германии. На пять минут произошел сбой в станциях возврата книг (у нас тоже такая есть). Выстроилась очередь. Но мне сегодня не стыдно сказать, что мы - библиотекари - деньги получаем не зря. И у нас стало больше читателей. Еще три года назад в летний период даже страшно было от пустоты в залах, а сегодня нет такого.

Мне очень жаль, что в нашей области остановилась работа по проектированию новой библиотеки. Была проведена большая подготовительная работа. Мы опросили читателей, они высказывались на этот счет. Нарисовали безумно интересную картину. Кто-то сказал, что «должно быть мое личное пространство», место для общения и групповой работы. Один читатель написал: «Я представляю, как прихожу в библиотеку с семьей. У нас есть знакомая пара с ребятишками. И вот мы все приходим, общаемся, играем, читаем с детьми». Кто-то пожелал, чтобы был зимний сад, так как нас, сибиряков, погода не очень балует. А так можно было бы брать книгу и уходить читать «на природе». Молодые люди высказались, чтобы здание библиотеки было высоким: «Хочу читать и созерцать город с высоты». Кто-то хочет прийти и поиграть на музыкальном инструменте. Кстати, сегодня у нас есть такая возможность в зале искусств. Тот, кто много работает, мог бы отдохнуть или позаниматься на тренажерах или даже . А почему нет?! Это правильные мысли. Сегодня можно сделать библиотеку, интегрированную с театром, выставочным пространством, музеем, книжным магазином. Все эти примеры уже есть в мировой практике.

Нужно не отталкивать людей, а создавать для них условия. К сожалению, качественных библиотек, уровня современного понимания, в российских регионах не построено. Я все же надеюсь, что разум возобладает, и наше областное правительство вернется к вопросу строительства новой библиотеки. Региону, претендующему на статус научного и образовательного центра, нужно пространство, которое будет удивлять, восхищать, радовать, манить.

В Италии меня поразили библиотеки при железнодорожных вокзалах. Люди вкатывают туда свои чемоданы, берут кофе, пиццу, книги с полок и усаживаются на диванах. А нас воспитывали так, что книга и еда несовместимы в библиотеке. Вы как к этому относитесь?

Светлана Тарасова: Я - за. В библиотеке должно быть много всего. И к библиотеке должны вести множество дорог (дорога как интерес) широких, и тропиночек узких, по которым к нам будут приходить люди. Важно быть в диалоге с читателями. Например, по их желанию мы стали выдавать книги на дом, раньше такого не было. Увеличили время работы, отменили вход по читательскому билету (он нужен только, чтобы взять книгу на дом). Оборудовали места, где можно попить кофе. Библиотека должна стать третьим местом - после дома и работы, — куда приходит человек.

За какими книгами приходят в библиотеку новосибирцы?

Светлана Тарасова: Всероссийский срез указывает на «Пятьдесят оттенков серого», произведения , . У нас всегда востребованы премиальные произведения — книги, авторы которых получили литературные премии. Всплеск интереса к той или иной книге возникает после творческой встречи с писателем, поэтом. Так, невероятной популярностью продолжает пользоваться автобиография . После того как у нас побывал Владимир Владимирович, нам пришлось докупать его книгу, так как все на руках.

Этому способствует и литературный фестиваль «Белое пятно», который несколько лет назад вышел за рамки одного жанра - . Кого у нас благодаря этому событию не было! Я невероятно благодарна судьбе и фестивалю за то, что к нам несколько раз приезжала выдающийся филолог, библиотечный, культурный и общественный деятель, руководитель Всероссийской библиотеки иностранной литературы . Ее интереснейшие профессиональные семинары запомнятся всем надолго. Ее недавний уход — невосполнимая для нас всех утрата.

А вообще, разные интересы и потребности у людей. Наверное, не надо ориентироваться на читаемых книг. На мой взгляд, лучше прислушиваться к рекомендациям людей, которых вы уважаете и цените. Вот наш региональный министр культуры Василий Кузин пользуется невероятным авторитетом. Стоит ему упомянуть какого-нибудь автора, как у меня разрывается телефон с просьбой найти эту книгу.

Читатели не забывают произведения - Михаила Щукина, Петра Дедова, Геннадия Прашкевича, Евгения Мартышева, Вячеслава Шалыгина и других замечательных писателей. В сентябре мы представим новосибирцам трехдневную программу межрегиональной выставки-фестиваля