Презентация по литературе "Биография Гоголя: интересные факты". Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви.

3 слайд

Описание слайда:

В 1824 году гимназическое начальство разрешило учащимся открыть свой собственный театр. Гоголь с увлечением отдался этому начинанию: сам рисовал декорации к спектаклям, выступал в роли режиссера-постановщика и ведущего комического актера. Особенно удавались ему роли стариков и старух, и однажды он покорил публику мастерским исполнением роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».

4 слайд

Описание слайда:

Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.

5 слайд

Описание слайда:

Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.

6 слайд

Описание слайда:

Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня.

7 слайд

Описание слайда:

Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть "Нос".

8 слайд

Описание слайда:

Сюжет "Ревизора" был основан на реальных событиях, и был подсказан писателю Пушкиным. И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над "Ревизором", когда Гоголь решал покончить с произведением.

9 слайд

Описание слайда:

Знаменитое произведение писателя "Вий" скорее всего было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета "Вия" в народном фольклоре.

10 слайд

Описание слайда:

Гоголь не был женат. Также истории ничего не известно о его романах и связях с какими-либо женщинами. Тот факт, что он часто жил у друзей-мужчин, вместе с отсутствием в его жизни женщин, подтолкнул некоторых исследователей к предположению о латентном гомосексуализме Гоголя.

11 слайд

Описание слайда:

В конце жизни психологическое состояние Гоголя существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он уничтожает продолжение "Мертвых душ". Также он распорядился чтобы его надгробие соответствовало православным канонам и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 - 1852), рус. писатель. Лит. известность Г. принёс сб. "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32), насыщенный укр. этногр. и фольклорным материалом, отмеченный романтич. настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сб-ков "Миргород" и "Арабески" (оба 1835) открывают реалистич. период творчества Г. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в пов. "Шинель" (1842), с к-рой связано становление натурольной школы. Гротескное начало "петерб. повестей" ("Нос", "Портрет" и др.) получило развитие в комедия "Ревизор" (пост. 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократич. мира. В поэме-романе "Мёртвые души" (1-й том - 1842) сатирич. осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религ.-публицистич. кн. "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критич. письмо В. Г. Белинского. В 1852 Г. сжёг рукопись 2-го тома "Мёртвых душ". Г. оказал решающее влияние на утверждение гуманистич. и демокр. принципов в рус. лит-ре.

Биография

Родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32), повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями. Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 - 1840 читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 1841.

Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму "творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим".

Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.

В 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.

В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно поселился в России. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, после революции его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

1 слайд

2 слайд

Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь согласно христианскому идеалу. «Поэзия – это незримая ступень к христианству». Писатель видит один путь: это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нём света мало, но теплоты много». Вопрос о свете – коренной вопрос для Гоголя. «Страшна душевная чернота, и зачем видится только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами», - писал художник в «Завещании». Тема душевной чистоты – тема «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Страшной мести», «Вия», «Записок сумасшедшего», «Мёртвых душ». Главное для Гоголя – донести до читателя мысль о том, что полюбить людей «чёрненькими» - значит спасти их души.

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Задушевная и печальная история несчастной панночки, поэтические отношения Левко и Ганны завораживают. В произведении тесно переплетаются несколько планов повествования: поэтический, фантастический, реальный.

6 слайд

«И через несколько минут всё уже уснуло на селе; один только месяц плыл так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба». «Не бойся: никого нет. Вечер тёпел».

7 слайд

«Что-то неизъяснимо трогательное слышалось в речи Утопленницы, и ручьи слёз катились по её прекрасному лицу»... Читаешь и невольно, как и Левко, проникаешься состраданием к загубленной молодости и красоте панночки. Она ведь тоже могла быть любима и счастлива, как ясноокая Ганна, но её красота ушла на дно, и панночка несчастна и одинока.

8 слайд

Тема греха и наказание за него. Человек и ответственность его в борьбе со злом. В борьбе со злом человек не должен переступать христианские заповеди. Не отвечай злом на зло. Вот основные проблемы, поднятые Гоголем в рассказе.

9 слайд

Как победить зло? Грех Ивана в том, что он не простил. А Евангелие учит: прощай грешнику, обидчику, врагу своему. Иван в борьбе со злом переступил эти заповеди и сам стал грешником. «Борьба со злом,- считает Гоголь, – дело ответственное».

10 слайд

Повесть «Вий» «Вий» - одно из самых противоречивых созданий Гоголя. Реальность и фантастика, быт и символы – всё переплелось в повести. Это философское произведение о познании мира, о жизни и смерти, о власти тёмных сил над человеческой судьбой.

11 слайд

Мир, считали язычники, двуедин. Мир без конца и без времени. Образ панночки двуедин: это красавица – панночка и старуха – ведьма, внешняя и внутренняя личность человека. При дневном свете она красавица с пышною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Ночью она страшная, старая, костлявая, как смерть, старуха. Хома Брут не проиграл в единоборстве с Вием. Он победил его, стал «Человекобогом», равным по силе Вию. В гибели философа и трагедия, и величие подвига. Хома–язычник, верящий в открывшийся ему мир Страха, Хаоса, но не верящий в Бога. В этом причина его гибели. А вторая причина его гибели – цена познания. Цена дерзновения – смерть. Он получил заслуженное: постиг и погиб.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. На фото: Портрет Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского (1777-1825) - отца писателя Н.В.Гоголя. Музей-заповедник Н.В. Гоголя на Украине.

Слайд 5

Слайд 6

Гербарий, собранный Н.В.Гоголем, - экспонат Музея-заповедника Гоголя на Украине.

Вид на село Васильевка (ныне Гоголево) под Полтавой, в котором Н.В.Гоголь провел детские и юношеские годы.

Слайд 7

Нежин. Гимназия высших наук.

В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан".

Слайд 8

Государственная служба. Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал профессор Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права.

Слайд 9

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.

Слайд 10

В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника). Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

Слайд 11

Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Слайд 12

Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.

Собственноручный рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене "Ревизора"

Слайд 13

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию. Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.

Слайд 14

В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.

Слайд 15

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" - вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий. В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет. После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.

Слайд 16

Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома. Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".

Слайд 17

В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию - и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей - сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.

Слайд 18

В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850, Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

Слайд 19

В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.

Слайд 20

1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома

(сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

Слайд 24

“Завещаю тела моего не погребать, до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного оцепенения, сердце и пульс переставали биться...” Не вняв этим словам, его все же отпели и похоронили, что называется, заживо. Известный поэт А. Вознесенский в 1972 году написал об этом событии стихотворение “Похороны Н. В. Гоголя”, отрывки из которого, небезынтересно будет вспомнить читателям.

Слайд 25

Вы живого несли по стране. Гоголь был в летаргическом сне. Гоголь думал в гробу на спине: ................................................... “Из-под фрака украли исподнее. Дует в щель, но в нее не просунуться. Что там муки Господние перед тем, как в гробу проснуться.” .......................................................... Вскройте гроб и застыньте в снегу. Гоголь, скорчась, лежит на боку. Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу.

Презентацию подготовила ученица 9 класса Смирнова Роксана

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Этапы биографии и творчества Н.В.Гоголя 10 класс

Н.В.Гоголь (1809-1852) Николай Васильевич Гоголь – один из величайших русских писателей. Именем Гоголя называют целый период русской литературы, что свидетельствует об огромном значении его творчества.

Викторина Где и когда родился Гоголь?

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ родился 20 марта (по новому стилю - 1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии будущий

Викторина Какое образование получил Николай Гоголь?

Нежин – город юности Гоголя. Здесь он учился с 1818 по 1820 гг. в гимназии высших наук князя А.А.Безбородко.

Викторина Как назывались гимназические литературные журналы, организатором которых был Гоголь?

Журналы: «Северная заря» «Звезда» «Метеор литературы»

Гоголя нельзя представить без Петербурга, где он стал писателем. Уже три месяца он жил в столице, но места не приглядывалось. Пришлось «приняться за ум, за вымысел»-садится за стол и берет в руки перо… В 1829 году под псевдонимом В.Алов опубликовано его первое произведение.

Викторина Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Пушкиным?

Викторина Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Викторина Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: «Бывали и в других землях товарищи, но таких как в русской земле, не было товарищей!»

Повесть «Тарас Бульба» была написана в 1835 году, вошла в сборник «Миргород» и явилась результатом увлечения писателя историей.

Центральный образ повести – Тарас Бульба. Он верно стоит за независимость Родины, выше всего ценя воинское братство, честь и доблесть. Гоголь прославляет героические подвиги запорожских казаков, их мужество, самоотверженность, преданность Родине и чувство товарищества.

Викторина Кому принадлежат эти слова: «…На столе, например, – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа… »?

Хлестаков Иван Андреевич

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Глуп, как сивый мерин. Да благословит вас Бог, а я не виноват. Крылатые фразы Н.В. Гоголя

Есть еще порох в пороховницах Живой как жизнь. Птица-тройка. Чему смеетесь? Над собою смеетесь! Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. И какой же русский не любит быстрой езды?

Петербургские повести Н.В.Гоголя Петербург был городом, где были написаны лучшие творения Гоголя. Здесь родились «Записки сумасшедшего», «Невский проспект», «Ревизор», «Нос», повести «Миргорода», были начаты «Мертвые души»…

Петербургские повести Н.В.Гоголя В состав Петербургских повестей Н.В.Гоголя включают повести, написанные в 1834-1842 гг. В сборник «Арабески» вошли «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» Рассказ «Нос» и повесть «Шинель» дополняют образ Петербурга.

Основные темы Петербургских повестей Тема Петербурга. Петербург Гоголя обманчив, лжив, враждебен людям. Тема «маленького человека». Эта тема развивает пушкинскую традицию незначительных героев. Гоголь показывает не только внутренний мир героев, но и его отсутствие. Он уделяет внимание любому человеку, самому «маленькому» и в духовном смысле («Шинель», «Невский проспект»)

Основные темы Петербургских повестей Тема искусства. Вопрос о месте и роли искусства в продажном мире решается Гоголем разными средствами, в том числе сатирическими («Невский проспект», «Портрет»). Тема соотношения идеала и действительности и разлада между ними. Человек с высокими идеалами гибнет в Петербурге, выживают люди без души, без чести, без идеалов. Осуществить мечту в реальной жизни человек не может. Мечта достигается во сне или в бреду сумасшедшего, или за гробом, после смерти («Записки сумасшедшего»)

Однажды ночью среди религиозных размышлений им овладел религиозный страх и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжёг их. Наутро, когда его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом графу Толстому и считал, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в мрачное уныние, перестал принимать пищу и умер через несколько дней, 21 февраля 1852 г. По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после исследований останков его тела, было видно, что его тело передвинулось с места. Версию о летаргическом сне опровергают воспоминания скульптора Николая Рамазанова, делавшего посмертную маску Гоголя. По другой версии смерть Гоголя была ни чем иным, как завуалированным самоубийством, интерпретируемым церковью как подвиг спиритуализма - торжество духа над плотью

Могила Гоголя на кладбище Данилова монастыря в Москве