Как просто формирование новой привычки. Этапы формирования привычки

Привычки бывают профессиональные и бытовые, социальные и индивидуальные, полезные и вредные, возникающие постепенно или практически мгновенно. Согласно другому делению, привычки бывают физические, эмоциональные и поведенческие. См.

Формирование привычки: приучение

Привычка - результат повторения и обычно формируется на 21 день (при ежедневном повторении). Станет ли привычка чертой характера? См.

Как отучиться от вредных привычек?

Вредной привычкой может быть и курение , и привычка недовольно топать ножкой, когда что-то не выходит, не получается, и привычкаМесть . Методы отучения от вредных привычек:

Выбор зависит от многих факторов, где влияет и возраст (возможность обратиться к разуму), и умение работать над собой, и прочна ли вредная привычка. Пока привычка не закрепилась, можно (и даже лучше) не обращать на нее внимания, переключая себя или другого на другие дела , занятия, увлечения. Если же привычка уже закрепилась, отвлечение не помогает.

Подробнее смотри:

В жизни человека привычки играют очень важную роль: полезные - благоприятную, вредные - неблагоприятную. От того, как полезные из их числа соотносятся с вредными, во многом зависитсчастье и благополучие индивида.

Как отмечал К.Д. Ушинский, «воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое знание, строит его прочно. Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу».

В жизни каждого из нас многое определяется именно характером наших привычек : направленность личности, характер и наклонности вкусовые предпочтения, манера держаться и т.п. . Как уже и говорилось, поведение складывается из действии, а действие - из отдельных движений, имеющих определенную последовательность (сочетание) и направленных на какой-лиоо объект всегда с целью овладения им.

Управление движением предполагает произвольные его начало и окончание, изменения темпа, величины затрачиваемого усилия Само же движение осуществляется благодаря автоматическому механизму, данному природой в виде определенного строения и свойств двигательного аппарата. В результате многократного повторения отдельных движения для их осуществления уже не требуется специального контроля, и они осуществляются автоматически, т.е без участия сознания. Эти автоматизированные системы предметно направленных действий получили название навыков.

Яндекс.ДиректВсе объявления Развитие человека через тренинги Это эффективно! Тренинги по саморазвитию в Новосибирске. Отзывы. Рейтинги.samopoznanie.ru

Благодаря приобретению навыков индивид становится способным выполнять все более сложные действия, решать все более сложные двигательные задачи, на все более высоком уровне осуществлять взаимодействие с объектами окружающего. При этом контроль за «течением» действий постепенно заменяется их планированием. Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться ни работать, ни обслуживать себя в быту. Объясняется это тем что навык разгружает сознание от необходимости контроля над каждым отдельным движением или простым действием и позволяет оперировать все более сложными и совершенными их комплексами.

Процесс выработки навыков происходит ежедневно, непрерывно и в значительной степени самостоятельно.

У любого взрослого индивида много двигательных навыков, и все они приобретены в процессе индивидуального развития - путем отбора нужных, целесообразнных движений из общего количества возможных для человека, а также последующего их совершенствования и закрепления

Развитие системы движений тесно связано с развитием психики. Образы элементов окружающего мира, их сопоставление и взаимосвязи являются основой мышления. Формируясь в мозге, они становая элементами мысли. Перенос внимания индивида от одного образа к другому, от самих образов к связям между ними составляет сущность элементарного движения мысли, а оно есть элементарное умственное действие. Автоматизация этого процесса означает выработку мыслительных навыков.

Умение - это навык или совокупность навыков, четко соотнесенные решением какой-либо двигательной задачи, чаще произведением изменений в объектах окружающего мира. Если для выработки навыка обязательно повторение действий, то для проявления умения это не всегда необходимо: умение порою возникает ситуационно, при появлении какой-либо существенной цели, благодаря сочетанию навыков, которыми уже располагает индивид. Умение - это еще и способность индивида сочетать навыки, подчиняя определенное количество эффективных действий (навыков) решению какой-либо масштабной задачи.

Привычки формируются так же, как и навыки, путем повторения тех или иных движений и действий, но представляют собой особое явление психики и поведения. Привычка - это действие, которое становится для индивида как бы обязательным, причем не с точки зрения его обязанностей перед кем-либо, а как бы его обязанностью перед самим собой. Подобно тому как живое существо, у которого выработался условный рефлекс , не может не совершить соответствующего действия при наличии соответствующих условий, так и привычка: индивид не может не произвести того или иного действия, когда наступает определенная ситуация (совокупность условий или единичный значимый фактор).

Если индивид не выполнил привычного действия, он ощущает определенное беспокойство и психологический дискомфорт.

Понятие привычки подразумевает не только способность индивида произвести определенное действие, но и потребность сделать это. А формирование привычки означает не столько возникновение нового навыка, сколько появление побуждения к постоянному осуществлению соответствующей последовательности движений или действий.

Наблюдения показывают, что привычка может сложиться раньше, чем полностью сформировался навык, и тогда совершенствование навыка затрудняется: если выработка навыка - довольно гибкий процесс, то привычка формируется по типу фиксации, затвердения определенной последовательности движений; и главное ее свойство (наряду с обязательностью) - консерватизм: привычки способны «отстаивать» в психике самих себя и именно благодаря этому превращаться во «вторую натуру» индивида. А навыки могут совершенствоваться сколь угодно долго, пока они не стали устойчивой привычкой.

Таким образом, понятие привычки означает: - обязательность действия (в той или иной ситуации); - приоритет данного действия перед другими (в этой ситуации); - четкую определенность того или иного действия (в той или иной ситуации).

Характерно различие между навыком и привычкой: хотя и первое, и второе вырабатывается путем повторения определенных движений (действий), навыки у индивида находятся как бы в резерве, образуя его двигательный потенциал. Привычка же активно напоминает о себе, как только возникает соответствующая ситуация, а порою и внеситуационно. Привычка, в отличие от навыка, обладает побудительной силой, и это не всегда ведет к хорошему.

Для превращения действия в привычку важна регулярность его осуществления, включение в качестве постоянного элемента в систему действий индивида. Само по себе действие редко может стать привычным, если оно осуществляется вне системы действий, в которую оно включается в качестве элемента. Или же если в основе его осуществления не лежит какая-либо потребность, изначально заложенная природой. Например, легко формируются привычки, связанные с приемом пищи: сама потребность в пище побуждает человека к постоянному осуществлению необходимой системы действий. И поэтому в данном случае привычка принимать пищу определенным образом есть способ реализации изначально существующего побуждения. Иными словами, привычка принимать пищу определенным образом становится вторичной потребностью, базирующейся на потребности первичной - в пище.

Итак, привычка - это последовательность связанных между собой условно-рефлекторных движений, образующих определенное действие, активирующаяся тоже условно-рефлекторно в определенной ситуации и служащая решению той или иной стандартной задачи.

Привычкой может- быть также последовательность элементарных действий, которые образуют более сложное действие, способное решать более сложную, но тоже стандартную задачу, - это более сложная привычка. Привычка вырабатывается всегда на определенную ситуацию.

Поскольку условный рефлекс проще, чем привычка, о нем говорят, что он «вырабатывается», тогда как привычка «формируется» или «складывается» (из нескольких частей).

И в случае условного рефлекса, и в случае привычки важна повторность сочетания некоторых факторов: условный рефлекс как важнейшая основа поведения и жизнеобеспечения не может и не должен вырабатываться на случайные, незначимые факторы, природа как бы себя проверяет. Повторение сочетания означает (для самой природы!) его неслучайность, а следовательно, и возможную жизненную важность. Но, поскольку привычка - это сочетание нескольких условных рефлексов, она вырабатывается дольше, чем обычный условный рефлекс. Кроме того, условный рефлекс вырабатывается на какой-либо один безусловно значимый фактор, привычка же вырабатывается в ответ на ситуацию плюс некое побуждение к действию, которое при формировании привычек ребенка задается ему взрослыми. Если у условного рефлекса подкрепителем является жизненная польза, непосредственно заложенная в безусловном подкрепителе - инстинкте, то у привычки эта польза может быть опосредованной ситуацией, поведением окружающих, их одобрением или неодобрением.

Привычки могут быть ситуационными (чаще) и внеситуационными (реже). Ситуационные привычки находят себе место при определенных условиях, проявляют себя в определенных ситуациях, но при этом и они могут стать отражением и выражением индивидуальных черт человека, формируя неотъемлемые его особенности. Именно сочетанием привычных действий определяется такое свойство индивида, как его манеры: манера говорить, манера держаться, манера общаться, характер походки.

Говоря об осознанности или неосознанности условных рефлексов и привычек, нужно иметь в виду, что индивид не контролирует их выработку, если на это окружающие специально не обращают его внимания. О наличии или отсутствии у него того или иного условного рефлекса или привычки он может узнать или со слов окружающих, видящих его со стороны, или по результатам своих действий. Если они его удовлетворяют, индивид продолжает использовать их неосознанно; если же они его не удовлетворяют, то, выясняя причины этого неудовлетворения, он постепенно доходит и до анализа особенностей своего поведения. А такое выяснение причин неудачи родственно объективации, но осуществляется не по ходу дела, а по его завершении. В то же время овладение навыком чаще происходит под контролем сознания, и индивид способен отследить этапы этого освоения.

Манера - это сочетание привычек, формирующих поведенческий облик индивида.

Еще один аспект привычек - предпочтения, они зависит как от индивидуальных особенностей организма, так и от доступности тех или иных предметов.

Итак, привычка - это явление условно-рефлекторного характера, но более сложное, поскольку она объединяет в себе некоторое число условно-рефлекторных действий (движений) и активируется тоже условно-рефлекторно. Привычка обладает и главнейшими свойствами условного рефлекса: обязательностью (или повышенной вероятностью) того или иного действия в той или иной ситуации, предпочтением (выбором) именно данного действия (или движения) из всего того их числа которым располагает индивид, сигнальным характером начала действия - именно в ответ на некий пусковой фактор в окружающей среде.

Привычка обладает свойствами доминанты и условного рефлекса. Но, в отличие от развитой внеситуационной доминанты, привычка - это ситуационная доминанта; привычка привязана к ситуации и только постепенно (и далеко не все привычки) обретает свойство внеситуационности.

Привычка - это и своего рода установка психики на определенное действие: стоит этой обстановке возникнуть, как действие совершается. Иными словами, привычка, как и установка, обладает способностью выжидать подходящего момента. Но развитая установка подчиняет себе множество ситуаций, подобно тому как привычка подчиняет себе множество условных рефлексов: здесь прослеживается аналогия. Обладающий привычкой индивид как бы нацелен на определенное действие и обязательно совершит его, как только представится возможность. Но, как правило, привычка не подчиняет себе различные ситуации, как это делает установка, а подчиняется их течению и смене.

Существенное отличие привычек от установок и доминант - внешнее проявление (привычек): они изначально демонстративны, тогда как установки и доминанты индивида остаются скрытыми не только для окружающих, но и для него самого.

Наличие привычек порождает уверенность индивида в его по-веденииТскольку он даже неосознанно «знает», что нужно делать в той или иной ситуации, без мучительных (порою) раздумий. Привычка уже выработавшись, несет в себе опыт субъективно удачной для индивида деятельности: не будь этого, она бы не закрепилась. Следовательно привычка - это форма накопления индивидом жизненного опыта.

Совокупность привычек формирует двигательный стереотип индивида - постоянное и устойчивое сочетание действий, которое занимает существенное место в структу ре его активности.

Привычки разгружают внимание и сознание индивида, позволяя ему направлять их на более существенные, менее элементарные, более значимые объекты, процессы, явления окружающего.

Совокупность и качество привычек определяет культурный облик индивида и степень его цивилизованности. Особенно это относится к привычкам самообслуживания и характеру его предпочтений в той или иной сфере окружающего.

Сочетание привычек может образовывать «поведенческие модули». К примеру, поведенческий модуль «выйти из дому» включает в себя: погасить свет, проверить окна, запереть дверь. Индивид обычно делает это автоматически. Но, если у него возникает какая-либо тревога, он начинает раскладывать этот модуль на отдельные действия и проверяет каждое из них по отдельности, да еще и не один раз. Тревожность проявляется именно в этом родственном объективации действии - проверить все составные части поведенческого модуля.

Привычка тесно связана с ритуалом - особой сверхценной последовательностью действий, осуществляемых в той или иной ситуации.

Выполнение привычных действий позволяет индивиду постоянно получать удовлетворение от достигнутого: небольшое, но надежное, ведь прочая деятельность не всегда его приносит, а это вызывает психическое напряжение.

Привычки позволяют находить смысл в доступном и повседневном и облегчают проблему поиска «смысла жизни»: в привычных действиях смысл заложен автоматически. И хотя это не столь уж возвышенный смысл, зато смысл жизненный и надежный. Ведь привычка-это механизм придания значимости ранее индифферентным, ничем не побуждаемым действиям, способ канализации жизненной активности индивида.

В ходе развития ребенка привычки формируются раньше, чем такие психические новообразования, какуровень притязаний , завышенность которого нередко несет индивиду множество неприятностей. Привычка - это наша постоянная связь с детством, с периодом, когда она была сформирована. Она проносится индивидом через всю его жизнь, служа одним из существенных механизмов преемственности поколений.

Привычка - надежный способ адаптации индивида к условиям существования: она облегчает жизнь, снижая уровень нагрузки как физической (вследствие «отработанности» действий), так и психической ввиду отсутствия необходимости осуществлять для каждого действия процессы мотивации, целеполагания и смыслообразования.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Если вы проанализируете свой обычный день, то наверняка найдете десятки привычек, которые усложняют жизнь. Например, проверка телефона сразу после пробуждения, просиживание перед телевизором или в интернете, тяжелая еда на ночь. Все эти вещи, которых могут быть сотни, не только съедают время, но еще и негативно сказываются на жизни. Но в этой статье мы сосредоточимся на полезных привычках, рассмотрим их природу, советы по формированию, а также представим список привычек, которые необходимо воспитывать в себе каждому человеку.

Любая привычка состоит из психологического и физиологического аспектов. В случае с психологическим при неоднократном повторении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. Какое бы ни было ваше отношение к формируемому навыку, через какое-то время вы перестаете испытывать сильные позитивные или негативные эмоции по его поводу. Так что это может сработать и в обратную сторону, если привычка плохо на вас влияет. Если говорить о физиологии, то имеется в виду формирование устойчивых нервных связей.

Если вы всерьез хотите привить себе несколько привычек, они в идеале должны затрагивать разные сферы вашей жизни. Таким образом через какое-то время произойдет весьма ощутимое позитивное изменение вашей личности. Именно поэтому мы собрали список привычек из совершенно разных областей саморазвития.

Наука до сих пор не нашла четкого ответа на вопрос, сколько времени требуется для формирования привычки. Да и не сможет найти, потому что все индивидуально и зависит от сложности самой привычки. Действие становится привычкой тогда, когда выполняется без противодействия со стороны организма. Поэтому есть разница: выпивать стакан воды каждое утро или совершать пробежку на несколько километров. Диапазон может очень сильно варьироваться - от 18 до 254 дней. Но каноническим считается число 66 - именно это количество дней вам понадобится, чтобы перестать себя мотивировать и проявлять силу воли. По прошествии этого срока вы будете выполнять действия на автомате и вам не понадобятся дополнительные усилия. За это время мозг перестает сопротивляться и окончательно формирует устойчивые нервные связи.

Вопреки распространенному мнению, начать формировать привычку не так уж сложно. Для этого достаточно небольшой мотивации. Сложности возникают, когда человек перестает себя мотивировать при наступившем регрессе. Первичная эйфория улетучивается и наступают будни. Этот момент является наиболее тяжелым и большинство людей отказываются от своих планов.

Что нужно знать о привычках в первую очередь?

  1. За любой пропущенный день придется заплатить несколькими.
  2. Чем сложнее привычка, тем больше уйдет дней на ее формирование.
  3. Привычки, связанные с физической активностью, требуют больше времени.
  4. Два важных умения способствуют формированию привычки любой сложности - умение себя мотивировать и развитая сила воли.
  5. В идеале формировать привычку нужно сразу после пробуждения или перед сном. В этих случаях частично отсутствует сопротивление мозга, а подсознание является активным участником.

Ниже мы представляем вам список крайне полезных привычек для человека, который хочет развиваться во всех областях своей жизни. Возможно, вам не удастся внедрить их все в виду малого количества времени, так что можете сосредоточиться на нескольких. Формированием остальных же занимайтесь время от времени, потому что даже в этом случае они будут иметь позитивное влияние на ваш мозг и организм.

Чтение

Этот навык стоит на первом месте неспроста. Чтение практически любой литературы помогает концентрироваться и формировать творческое и образное мышление. В эпоху интернета наше внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, что приводит к тому, что мы не можем сосредоточиться даже во время беседы. Читайте каждый день и помните, что чтение новостных лент в соцсетях и ценников не считается.

Пробежки

Если вы задумываетесь о здоровье и физических упражнениях, а времени крайне мало, практикуйте пробежки. Они помогают сбросить лишний вес, являются одним из наиболее доступных видов упражнений и задействуют максимальное количество мышц. Бег повышает настроение и автоматически наводит вас на мысль о правильном питании.

Прогулка

Это не то же самое, что и пробежка. Во время прогулки вы можете сосредоточиться на мыслях или же замечать те вещи, которых раньше не замечали. Многие гении любили прогуливаться во время творческих кризисов, а уж они знали практически все о способах вдохновения.

Медитация

Ежедневная практика медитации позволит вам повысить свой эмоциональный интеллект и осознанность. Вы сможете намного быстрее и эффективнее справляться со стрессом и научитесь держать свои эмоции под контролем. также учит терпению и концентрации. Таким образом, формируя одну привычку, вы культивируете и много других.

Упражнения для мозга

Сейчас есть масса способов для улучшения . Если вы введете в привычку заниматься , через какое-то время увидите, насколько лучше стали запоминать информацию, принимать решения и концентрироваться. Выбирайте самые неудобные для вас игры и головоломки. Только в этом случае вы достигнете отличных результатов. Помните, что мозг будет сопротивляться очень сильно, но лишь в первое время.

Употребление в пищу фруктов и орехов

Мы привыкли не думать о рационе и есть то, что находится под рукой. Возьмите в привычку покупать и иметь на столе фрукты и орехи. Наиболее доступные в финансовом плане яблоки, арахис, грецкий орех и тыквенные семечки. В них содержатся невероятно важные и полезные вещества. Сделайте так, чтобы забежав на кухню быстро перекусить, эти продукты находились в зоне вашей видимости. Вреда они не принесут, а вот пользы будет достаточно и для работы мозга и для утоления голода.

Уверенность в себе

Как ни странно, но это тоже привычка. Мы - то, что постоянно делаем. И если мы во всех ситуациях , принимаем решения и совершаем действия, то станем уверенными в себе. Читайте книги по этой теме и тут же переходите к практике. Уверенность в себе повышается только когда вы получаете подтверждение о ее наличии. Держите правильную осанку, не мямлите и всегда четко знайте, чего хотите.

Планирование

Планирование многими считается скучным процессом, который в том числе делает жизнь предсказуемой. Это так, если для вас нормально постоянно оставлять свои проекты или цели на полпути. Прелесть планирования в том, что оно моментально позволяет прояснить мысли и сосредоточиться на важном. Вы больше никогда не осознаете, что вот уже целый час бесцельно сидите в интернете. Планирование позволяет видеть, чувствовать и ценить время.

Отсутствие критики

Об этом писал и сотни психологов после него. Любая критика ведет в лучшем случае только к краткосрочному результату. А в худшем ведет к провалу и краху взаимоотношений. Критика вызывает у человека чувство обиды и желание защищаться. Критиковать может каждый, для этого не нужно даже быть сколько-нибудь разумным человеком. Поэтому если вам, к примеру, не нравятся результаты работы другого человека, научитесь косвенно и ненавязчиво указать на его ошибки и не вызвать в нем негативной реакции. При таком способе человек сделает выводы сам и сделает все, как надо. Поэтому приучите себя подавлять первое желание критиковать и задумывайтесь о том, как обойти защиту человека.

Дневник

Пользу ведения дневника недооценивают. Но так можно найти собеседника, который вас понимает - вас самих. Возможность размышлять и остаться с мыслями один на один является очень полезным времяпровождением, ведь большинство нашего времени мы не думаем, а просто поглощаем информацию.

Все эти привычки позволят вам за сравнительно короткое время привести свою жизнь, организм и , что неизменно позитивно скажется на работе или учебе. Удачи в формировании полезных привычек!

Мы являемся тем, что постоянно делаем. Совершенство, следовательно, не действие, а привычка.
Аристотель.

Привычка занимает в нашей повседневной жизни главенствующую роль – мы многое делаем на автомате только потому, что эти действия выработаны нами в результате многократного повторения. Другими словами, это условные рефлексы, формирующиеся в процессе жизни.

Как приобретаются привычки

1. Постоянство. Как известно, дорога в 1000 миль начинается с первого шага. Ежедневные, постоянные действия постепенно формируются в привычку. Мы ходим одним и тем же путем на работу, мы едим одни и те же продукты, мы покупаем одежду в одних и тех же магазинах и т.д.
2. Положительные эмоции. Привычка легче формируется, если действия заставляют человека испытывать положительные эмоции. Условия должны быть комфортные. Здесь нет разницы, какая эта привычка: хорошая или плохая. Привычка делать по утрам зарядку вызвана удовольствием от физических упражнений. А привычку курить человек объясняет удовольствием от самого процесса курения, хотя впоследствии может захотеть от нее избавиться. Можно возразить, а как насчет того, что человек привык ходить на нелюбимую работу годами, не испытывая при этом радости? Ведь это же тоже привычка? Ответ – нет, это вынужденная необходимость.

Мифы о привычках

Привычка формируется за 21 день

Пожалуй, это самый распространенный миф. Вы неоднократно могли слышать о том, чтобы любая привычка формируется за 3 недели. Это не совсем соответствует действительности.
В середине прошлого столетия пластическим хирургом Максвеллом Мальцем была выведена любопытная закономерность – для того чтобы привыкнуть к своему новому лицу пациенту требовалось около 3-х недель.
В своей книге «Психокибернетика» он описывал свой опыт так: «В результате многочисленных наблюдений было установлено – для того чтобы новый ментальный образ полностью сформировался и заменил старый потребуется минимум 21 день». Неудивительно, что книга вскоре стала бестселлером. Идея изменить свою жизнь меньше, чем за месяц показалась многим привлекательной.
Но последователи совсем упустили из виду то, что хирург имел в виду «минимум 21 день», что само по себе подразумевало и вероятность гораздо большего срока. Именно поэтому для формирования некоторых привычек требуется месяцы или даже годы.

Привычка – это навсегда

От любой привычки можно избавиться путем формирования новой. Например, даже заядлый курильщик, выкуривающий 3 пачки сигарет в день, может легко отказаться от этого. Для этого нужно заменить отрицательную привычку курить на положительную, скажем, на привычку вести здоровый образ жизни. Понимаете, о чем идет речь? Не держаться строго на силе воле, с завистью поглядывая на курящих людей, а вытеснять мысли о курении привычкой заботиться о здоровье.

Для привычки нужны усилия

Можно сколько угодно тренировать силу воли, заставляя себя выходить каждое утро на пробежку – в один прекрасный день вы сломаетесь. Вы будете искать отговорки и обязательно их найдете: то дождь за окном, то не выспались, то еще какая-нибудь причина. А все потому, что у вас нет самого главного – мотивации. Без нее даже самые титанические усилия обречены, а вот мотивация +усилия творят чудеса!
Отсюда вытекает простая истина: перед тем, как поставить задачу приобрести какую-нибудь привычку, разберитесь, зачем вам это нужно. У вас должна быть четкая мотивация, ясное представление конечного результата, иначе все усилия будут напрасны.

Что чаще всего мешает человеку стать успешным и богатым? Специалисты университета Браун уверены: это вредные привычки. Такой вывод был сделан после проведенного ими 5-летнего исследования. Нет, речь идет не о пристрастии к табаку, алкоголю и вредной пище, а о привычках, которые вредят личной эффективности.

Согласно выводам ученых, к ним относятся:

  • Разного рода подработки (привычка не инвестировать деньги, а искать дополнительные доходы - удел бедных людей).
  • Игра на тотализаторе и прочие азартные игры (жажда «легких» денег, которые «свалятся ниоткуда»).
  • Чтение исключительно беллетристики (богатые и успешные люди читают пособия и монографии, помогающие повысить их профессиональный уровень).
  • Привычка брать кредиты (богатые люди привыкли рассчитывать на имеющиеся у них ресурсы, отказываясь от покупки или приобретая вещи по более спокойной цене).
  • Отсутствие планирования бюджета (84% богатых людей систематизируют свои финансовые дела, а среди бедных этот показатель равен 20%).
  • Отсутствие «финансовой подушки» (богатые регулярно откладывают хотя бы небольшую сумму денег, в отличие от бедных, привыкших жить «от зарплаты до зарплаты»).

Вся наша жизнь состоит из привычек - определенных хорошо сформированных действий, сложившихся способов поведения в тех или иных обстоятельствах. Каждая маленькая привычка, даже если она кажется незначительной, способна приблизить человека к его мечте или, напротив, отдалить от нее.

Выработав привычку не курить утром натощак или после приема пищи, вы чуть-чуть приблизите осуществление цели «стать здоровым»; покупая продукты не спонтанно, а согласно заранее составленному списку, делаете первые шаги на пути к цели «научиться экономить».

Кстати, психологи советуют не вести непримиримую борьбу с вредными привычками, а сосредоточиться именно на освоении новых, полезных для вас способов поведения. Сформировав и закрепив новые привычки, вы сможете легче достигать поставленных целей.

Формирование полезных привычек: шесть важных факторов

Формирование нового способа поведения происходит не сразу. Для этого необходимо пройти шесть шагов, каждый из которых по-своему важен.

  1. Произвести анализ имеющихся привычек и понять, что именно необходимо изменить в своем поведении.
  2. Убедиться, что новый способ поведения поможет справиться с поставленными задачами.
  3. Понятно и четко сформулировать, какую именно привычку желательно приобрести.
  4. Определить, какие уже имеющиеся способы поведения будут способствовать формированию новой, а какие - мешать.
  5. Публично объявить о своем намерении сформировать новую привычку.
  6. Найти себе подходящую компанию: нескольких или хотя бы одного единомышленника.

Остановимся на каждом этапе чуть подробнее.

Этап 1

В течение нескольких дней (3-5 будет достаточно) понаблюдайте за собой и проанализируйте собственные привычки, как полезные, так и не очень. Задавайте себе вопросы:

— Почему я делаю это именно таким образом?

— Можно ли это сделать иначе?

К примеру, собираясь пообедать, удобно расположившись перед монитором, остановитесь и разделите эти действия. Если вы голодны - поешьте на кухне, а затем приступайте к просмотру сайтов.

Этап 2

Подумайте, как именно ваша новая привычка поможет вам в достижении поставленной цели. Перестали есть мучное и сладкое? Начали совершать утренние пробежки и отказались от сигарет? Это поможет стать более здоровым и красивым.

Начав формировать новый способ поведения, всегда помните о конечном результате, которого хотите достичь. Задайтесь вопросом: «Каким образом моя новая привычка поможет мне добиться желаемого?». Пользователи, ставящие цели на ресурсе SmartProgress , работают над формированием самых разнообразных привычек: ежедневно пишут не менее 10 страниц новой книги, регулярно выполняют комплекс упражнений, полчаса в день посвящают изучению иностранного языка или Java-программированию. И пишут отчеты о своих успехах, что тоже само по себе является весьма полезной привычкой.

Этап 3

Точная формулировка помогает ясно осознать, чего именно вы хотите добиться, какой навык сформировать. К примеру, фраза «Ежедневно делать зарядку» — слишком неконкретна. Лучше сформулировать так: «Каждый день с 7.00 до 7.30 выполнять комплекс упражнений

на стрейчинг/укрепление определенной группы мышц/общеразвивающих».

Считается, что для формирования новой привычки необходим 21 день, однако это средний показатель. Чем сложнее и непривычнее новый способ поведения, тем больше времени потребуется, чтобы он стал естественным и необходимым. Так, приучить себя начинать утро со стакана теплой воды с лимоном можно за 21 день, а для формирования привычки правильного питания или ежедневных тренировок может потребоваться два или три месяца.

Этап 4

Каждый способ поведения существует не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Определите, какие уже вполне сформировавшиеся привычки помогут органично включить новый порядок действий в общую картину вашего поведения. К примеру, вы решили составлять меню на неделю. Эта полезная привычка является подкрепляющей для многих других:

  • экономно расходовать деньги на продукты;
  • готовить самостоятельно полезную и вкусную пищу;
  • следовать принципам правильного питания;
  • рационально использовать имеющиеся в распоряжении продукты;
  • рассчитывать бюджет на неделю и пр.

Этап 5

Публично объявив о своем намерении сформировать полезную привычку, вы приобретаете дополнительный стимул, который не позволит вам отступить при первых же трудностях и неудобствах. Взять на себя публичное обязательство можно, просто рассказав об этом многочисленным друзьям и знакомым, опубликовав пост на страничке в соцсети, на любимом вами форуме.

А можно воспользоваться сервисом SmartProgress , на котором предусмотрена специальная функция — «цена слова». Взяв на себя обязательство, вы рискуете определенной суммой, которая кладется на ваш счет и «замораживаются». Не выполнили данное обещание - лишились денег! Такой своеобразный «кнут», чрезвычайно эффективный.

Этап 6

Единомышленники, готовые с энтузиазмом поддержать вашу идею и заняться формированием новой привычки «за компанию» — это здорово. Хочется пропустить тренировку, а друг уже звонит вам и договаривается о встрече, чтобы ехать в спортзал. Хочется съесть кусочек пирожного, а подруга уже перегнала вас по количеству сброшенных килограммов. Вместе вырабатывать новые привычки получается и веселее, и быстрее, и эффективнее: помогает и взаимная поддержка, и ответственность друг перед другом, и здоровый дух соревнования.

Новый способ поведения прочно войдет в вашу жизнь, если

— вы четко понимаете, зачем вам это надо;

— он не противоречит привычному образу жизни, одобряется и поддерживается окружением;

— результаты от его «внедрения» быстро становятся заметны и ощутимы (вы становитесь стройнее, лучше чувствуете себя после отказа от курения, стали работать быстрее и успеваете сделать больше).

Помните, что каждая новая полезная привычка - это ступенька на пути к вашему успеху.

РЕФЕРАТ

Психология

Психология привычки. Роль привычек в жизнедеятельности людей

Введение 3

1. Психология привычки 4

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей 7

3. Как избавиться от вредных привычек 12

Заключение 15

Литература 16

Введение

Привычкой в психологии называют любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный. Она может касаться любой сферы деятельности (от еды и сна до мышления и реагирования) и формируется посредством подкрепления и повторения. Подкрепление способствует повторению поведенческого проявления или отклика каждый раз, когда возникает стимул, первоначально вызвавший отклик. С каждым повторением действие становится все более автоматическим (как говорится, еще немного, еще чуть-чуть).

Некоторые привычки, однако, могут возникать в результате единственного события, особенно в случае эмоциональной вовлеченности.

Привычки полезны для освобождения высших психических процессов для творческой деятельности, но способствуют негибкости поведения, а отрицательные привычки и вовсе могут негативно отражаться на всех факторах жизнедеятельности. Психологи говорят, что от привычки нельзя избавиться – ее можно изменить или заменить. Это не касается привычек, которые носят положительный характер, а только тех, которые действительно мешают нам жить.

Актуальность исследования психологии привычки и роли привычек в жизнедеятельности людей, несомненна, позволит рассмотреть отрицательные и положительные аспекты привычек в жизнедеятельности людей.

Цель исследования: рассмотреть психологию привычки и роль привычек в жизнедеятельности людей.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с психологией привычки.

2. Рассмотреть роль привычек в жизнедеятельности людей.

3. Определить - как избавиться от вредных привычек.

Объект исследования: различные аспекты психологии привычки.

Предмет - роль привычек в жизнедеятельности людей.

1. Психология привычки

Привычка – это хорошо усвоенное действие, которое человек повторяет, руководствуясь инстинктами и установками. Такое определение привычки дают психологи. Проще говоря – это поступки, которые мы совершаем не задумываясь.

Процесс приобретения привычки очень прост. Однажды, человек делает какой-либо поступок. Первоначально, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. Однако, повторяя несколько раз, совершать его становится проще, а в дальнейшем и совсем перестаешь замечать, как приходя домой, привычно надеваешь тапочки и т.д.

В результате постоянных повторений человек начинает выполнять многие действия не задумываясь. Это и называется привычкой. Именно в этом кроется вся сложность механизма привычки. То, что заставляет нас делать привычные действия, живет глубоко внутри.

Привычка – это подсознательная программа, следуя которой человек действует. Вопреки расхожему мнению, эта программа совсем не враг личности, а наоборот – прекрасный помощник.

Это средство экономии энергии в нашей внутренней системе.

Становясь автоматизированными, привычные действия или реакции, перестают отнимать у нас время и силы на их обдумывание, подготовку к ним, переживания и их совершение. Они происходят сами собой, оставляя нам энергию на решение более сложных задач.

К сожалению, существуют вредные привычки, которые губят наше здоровье, отталкивают от нас людей, ставят нас в безвыходные положения и т.д. От них хочется избавиться, но сделать это очень сложно, но радует, что, все таки, возможно.

Различают положительные и отрицательные привычки.

Положительные привычки (например, привычки рационального режима труда у станка, санитарно-гигиенические привычки, привычки культурного поведения в быту и т. д.) - важное условие производительности труда, соответствия поведения общественным нормам, условие охраны здоровья. Облегчая соблюдение тех или иных правил, привычки оказывают большую помощь в организации личной и общественной жизни человека.

Отрицательные привычки (неупорядоченное и небрежное выполнение работы, нарушение норм культурного поведения и т. п.) оказывают противоположное влияние.

Имеются большие индивидуальные различия между людьми в формировании привычек.

Образование привычек начинается в раннем детстве, по мере того как ребенок приучается к самообслуживанию, аккуратному одеванию и раздеванию, бережному обращению с игрушками, хранению их в определенном порядке.

Большую роль в формировании привычек у детей играет подражание старшим членам семьи и посильное участие в трудовой жизни семьи.

В детском саду ребенок привыкает участвовать в работе детского коллектива, ответственно относиться к своей работе, к своим обязанностям в игре, преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в своей деятельности, помогать товарищам и пр.

В школе учащиеся привыкают внимательно и напряженно работать во время урока, ответственно относиться к выполнению домашних заданий, соблюдать определенный режим труда, отдыха, сна, питания, терпеливо преодолевать трудности, планировать работу, заранее определяя ее содержание и правильно распределяя во времени. Соблюдая школьные правила, ученик овладевает привычками культурного поведения.

Основными условиями образования привычек в период обучения в школе являются руководство и пример учителя, систематическая оценка работы и поведения ученика учителями, общественное мнение классного

коллектива, пионерской и комсомольской организаций. Важное условие формирования привычек - непримиримая борьба с отрицательными привычками (со стороны родителей, учителей, классного коллектива, пионерской и комсомольской организаций), категорическое осуждение каждого проявления дурной привычки.

Важно замещать отрицательное действие положительным, а также предупреждать возникновение и возможность развития дурных привычек.

Работа по воспитанию привычек в семье, детском саду, в школе должна быть систематической и непрерывной, так как всякое нарушение привычки разрушает у детей потребность в выполнении действий, необходимых для образования или закрепления этой привычки.

Привычки играют важную роль в формировании устойчивых форм поведения, характеризующих черты личности. Формирование полезных привычек и борьба с вредными, отрицательными привычками составляет одну из важнейших задач воспитания.

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей

В жизни и деятельности людей большое значение имеют именно привычки. Привычками называются действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями. (рис.1)

Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания.

Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами.

Рис.1. Потребности человека

Излишне говорить, что вся наша жизнь состоит из привычек. То, как мы осваиваем новое направление деятельности, новую область знаний, то, как мы разговариваем с другими людьми, и как мы их воспринимаем, то, как мы реагируем на жизненные обстоятельства, решаем возникшие в жизни трудности, ну и, в конце концов, то, как мы едим, все это результат укоренившихся в нас привычек.

Можно даже сказать ещё больше, возникаемые в нашей жизни обстоятельства - это результат наших привычек.

Поэтому в своей книге "Сезоны жизни" Джим Рон сказал: "Если мы хотим изменить обстоятельства, мы должны изменить свои привычки, свою позицию, свое мнение…".

Разница между вредными привычками и полезными состоит только в том, что вредные привычки возникают без всяких усилий с нашей стороны, тогда как полезные привычки не возникают сами по себе, если только их не привили с детства мудрые родители.

Любая привычка – это, по сути, неосознанное автоматическое действие, которое сформировалось от многократного повторения.

Отсюда можно сделать простой вывод: чтобы изменить вредную привычку надо её для начала осознать, т.е. вывести её из состояния автоматизма, и перевести её в состояние контроля над совершаемым действием.

Затем нужно сформулировать в виде цели именно положительную привычку, которую мы хотим приобрести и уже стараться совершать соответствующее формулировке действие (или воздержание от действия).

Многократное повторение такого действия сформирует у нас положительную привычку.

Безусловно, формирование положительных привычек уже требует от нас значительных усилий, т.к. имеющиеся у нас привычки создали определенную зону комфорта, а новое всегда вызывает дискомфорт.

Но процитируем здесь слова Билл Ньюмена, автора бестселлера "Парите вместе с орлами": "Помните: каждый разумный человек старается превратить свои намерения в навыки и привычки."

Какую бы область жизни мы не затронули: спорт, наука, учеба, работа, бизнес, здоровье и т.д., - везде для успеха требуется формирование у себя соответствующих положительных привычек и отказ от вредных.

Мы хорошо знаем про наличие вредных привычек, таких как алкоголизм, наркомания, курение.

Мы можем осуждать либо оправдывать такие привычки, но каждый

здравомыслящий человек знает, что они губительны для жизнедеятельности.

Другие привычки менее бросаются в глаза, и последствия их совсем иные, но также, как и к вышеназванным, человек чаще всего привязан к ним, и думая, что он сам управляет своими действиями, на самом деле становится рабом своих привычек, и они ведут его по жизни чаcто без его ведома и не всегда безопасно для жизнедеятельности.

Во-первых, как часто бывает, что ложимся мы, потому что привыкли полежать после еды, или после работы, или вообще привыкли подольше понежиться в постели с утра. Кушаем мы тоже чаще по привычке, не потому

что хотим, а потому что время обеда подошло, а кто-то привык вообще обходиться без завтрака, или обеда, или ужина.

После работы или в выходные дни у нас тоже срабатывает свой стереотип поведения: кто-то идет в кино и любит развлечения (он привык «расслабляться» после труда), кто-то до ночи продолжает работу (выполнение работы, взятой на дом, домашняя работа, дача). Такой человек привык работать.

Одни под расслаблением понимают (привыкли думать) смену занятия, переключение с одних дел на другие, другие же предпочитают расслабляться в кровати с книжкой или без нее, с другом или с подругой или без них, или просто погулять на свежем воздухе, полюбоваться природой, или послушать красивую музыку.

А для кого-то самое лучшее расслабление - это напиться до свинского состояния. Привычки, определяющие стиль жизни, у всех разные.

Понаблюдаем, кто, как сидит или стоит, какую позу при этом выбирает.

Это тоже привычка. Как правило, мы выбираем одну и ту же позу, задействуя одни и те же мышцы, что приводит к их перенапряжению, а это в свою очередь, к сужению просвета сосудов и сдавливанию нервов, проходящих в этих мышцах, что со временем может явиться причиной заболевания органов, которые получают питание и иннервацию (т.е. контроль со стороны нервной системы) от сдавленных сосудов и нервов.

Также очень важно для жизнедеятельности, как мы двигаемся. Мы даже

не подозреваем, что наш набор движений, которыми мы пользуемся изо дня в день, очень ограничен. Мы выбираем только те движения, к которым привыкли с детства. При этом масса мышц почти не используются, следовательно, они атрофируются, следовательно, опять-таки страдают сосуды и нервы, и развивается болезнь.

Привыкли мы глотать пищу, почти не пережевывая ее, и, таким образом, нарушаем процессы пищеварения. Привыкли дышать, не замечая своего дыхания, используя, как правило, одно или два вида дыхания: обычное повседневно (да и обычное дыхание у каждого свое) и поглубже (глубина и частота зависят от физической нагрузки). А ведь существует множество видов дыхания: брюшное, грудное, смешанное, с разными длинами фаз вдоха и выдоха, с паузами после вдоха и выдоха и т.д. Мы привыкли не замечать боли, если она не мешает работать, привыкли не замечать своего тела, не обращать на него внимания, когда по утрам бежим на работу, когда разговариваем и смеемся, когда... Да мало ли когда еще - почти всегда.

У каждого из нас есть самые разные привычки. Полезные, вредные, нужные и не всегда нужные. Одни из них помогают нам в жизни, другие ее портят.

Привычки закреплены, как правило, жизненными стереотипами и социальными устоями.

Многие привычки заложены в нас с детства и превращаются в рефлексы. На наши привычки влияют и люди из нашего окружения.

Большая часть привычек прививается нашими родителями. Наши привычки формируют наш характер и мировоззрение.

И если грядут какие-то перемены в жизни, то приходится ломать наши привычки и устоявшийся образ жизни. Если же все стабильно, спокойно и равномерно, то мы не видим причины для того, чтобы наши привычки менять.

Мы ведем себя так, как привыкли, и даже не догадываемся порой, насколько сильно наши привычки портят нам жизнь и влияют на наши чувства, мысли и отношения с близкими.

Наши привычки указывают нам, как нужно жить, как себя вести и какотноситься к тем или иным факторам жизни или людям. Другими словами, наши действия, поступки и мотивы завязаны в большинстве своем на том, чтобы угодить нашим привычкам и не нарушать привычный уклад жизни.

Временами нас посещает мысль взять и поменять что-то, начать «новую жизнь» с понедельника и тому подобное. Да, мы иногда устаем от своих привычек, осознаем их «вредность» или «неправильность».

Сама фраза «изменить себя» подразумевает, прежде всего, ломку нашего сознания. Согласитесь, трудно расстаться с чем-то, что многие годы было нам так дорого, было с нами везде и всюду, просыпалось по утрам вместе с нами, проживало с нами каждый день и уставшее укладывалось спать. Есть утверждение – «если человек сам не захочет, никто его не сможет заставить».

3. Как избавиться от вредных привычек

Для того, чтобы избавиться от вредной привычки, необходимо, в первую очередь, осознать то, что привычка действительно имеет место быть.

Пока мы не осознаем проблему, мы ее не чувствуем и она руководит нами. Это касается не только вредных привычек, но так же и полезных.

Оправдание своих вредных привычек и недостатков мешает избавлению от них.

Избавлению от старых и вредных привычек помогает приобретение новых полезных и позитивных. Мы устроены так, что если лишаемся чего-то, то должны получить какую-то компенсацию. И тут важно не ошибиться в выборе. Взамен старой плохой привычки необходимо выбрать такую, которая стала бы нашим верным спутником на всю оставшуюся жизнь, и с которой не пришлось бы потом мучительно расставаться.

Здоровых и полезных привычек достаточно. Спорт, гигиена, соблюдение режима, здоровое и правильное питание, дисциплина и самовоспитание, уделять внимание родным и друзьям, читать полезные книги, узнавать что-то новое, обрести хобби или начать коллекционировать что-то. Можно выбрать занятие по душе.

Несколько несложных правил помогут легко пережить изменения в жизни. Изменения привычек не должно носить негативный характер.

Не нужно лишать себя удовольствий или истязать себя. Это заставит вернуться вернетесь к своим плохим привычкам. Нужно хотеть того приятного и хорошего, что принесет вам ваша новая привычка. Если же мы насильственно будем подавлять негативные привычки, то их сила только увеличится.

Вредные привычки будут устранены, если от них невозможно будет получать удовольствие, а источник удовольствия будет найден в чем-то другом, например, в новой хорошей привычке. Необходимо не делать насилие над собой, а создавать такую ситуацию, когда плохая привычка уходит на второй план, а в последствии и совсем уходит за горизонт.

И полезные и вредные привычки начинают, появляются по одним и тем

же причинам – получение удовольствия и компенсация негативный ситуаций. Нужно хвалить и поощрять себя, когда появятся первые успехи.

Это отличный стимул не возвращаться к старому.

Первым шагом для преодоления негативной привычки станет осознание того, что эта привычка уже есть.

Новая полезная привычка должна приносить удовольствие и в полной мере компенсировать все то, что теряется с уходом старой негативной привычки. Нужно помнить так же, что привычки глубоко вживаются в наши головы и вернуться могут в любой момент и никогда больше не допустить этого.

Привычка, это способность запоминать и воспроизводить каждый раз и в необходимое для нас время то, чему мы научились.

Привычки играют важную роль в жизни человека, и во многих случаях, привычки это очень даже полезно.

Благодаря этой способности, многие навыки, которым нам стоит только научиться, могут затем авто­матически использоваться нами без каких-либо измене­ний, если только не изменится что-либо во внешней ситуа­ции или наших отношениях к данным навыкам.

Однако, в течение всей своей жизни, мы так же накапливаем такие навыки, от которых нам трудно отказаться, хотя и осознаём, что они не эффективны и что они нам даже иногда мешают или наносят вред.

В число плохих привычек, которые, кажется, трудно или даже невозможно изменить, входят и некоторые наши качества, такие как недостаточно уверенное поведение, прямолинейность и бестактность. Есть даже та­кое выражение - «закоснелость в привычках», как будто речь идет о чем-то, что прежде было подвижным и на что ещё можно было бы повлиять, но теперь застыло и не поддаётся какому либо воздействию.

Однако, любой человек может измениться, если он хочет этого и если знает, как это сделать. Основная суть решения проблемы, заключается в том, что никто не обязан быть жертвой своих привычек.

Не лучше ли заменить их новыми и приносящими реальную пользу.

Всякая привычка формируется в процессе осознанного повторения, каких либо действий, но чем больше мы повторяем какое-то действие, тем меньше мы сознаем процесс его воспроизведения.

Таким образом, формируется новая привычка, которая либо дополнит, либо заменит старую привычку.

Суть заключается в том, что если мы хотим достигать успехов в жизни, необходимо чаще анализировать свои привычки, и если мы обнаруживаем, что есть те, что создают нам серьёзные помехи, не нужно думать, что от них невозможно избавиться. Нужно предпринимать решительные действия, чтобы заменить старые и бесполезные привычки на новые, которые приведут к успеху.

Заключение

Привычки имеют большое значение для формирования нравственного облика человека, так как, закрепившись, они уже будут способствовать появлению у него тех или иных черт характера. Привычки многообразны.

Различают профессиональные привычки, связанные с тем видом труда, которым занимается человек. Так, врач привык обращать внимание на то, как выглядит человек, здоровый или больной у него вид и т. п. Бывают привычки моральные (быть честным, правдивым), гигиенические, эстетические, учебные, привычки культурного поведения и другие. Очень важное место среди привычек занимает привычка к труду. Эту привычку необходимо воспитывать с ранних лет и особенно в школьном возрасте.

Если выработанные навыки полезны или безразличны, то привычки бывают еще и вредные. К полезным, или положительным, привычкам относится, например, привычка к сосредоточенной работе, чистоте, вежливости, внимательному отношению к людям. Вредными, или отрицательными, привычками можно назвать привычки к безделью, к грубости, к курению. Полезные привычки очень помогают людям. Напротив, человек, у которого много отрицательных привычек, вынужден постоянно бороться с ними, а иногда становится рабом своих вредных привычек.

Надо понимать, что вся совокупность поступков, способностей, навыков и привычек человека входит в его характер.

Поэтому каждому человеку надо стараться приобретать полезные привычки. Для их приобретения, следует, возможно, чаще повторять те полезные действия, которые надо сделать привычными, а чтобы освободиться от плохой привычки, надо не повторять соответствующих действий.

Потому как многократное совершение одного и того же поступка приводит к формированию привычки поступать в подобных условиях именно так, а не иначе.

Литература

1. Алексеев Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. – М.: Образование, 2008. – 335с.

2. Асимов Д.П. Как избавиться от пагубных пристрастий. – М.: Педагогика, 2009. – 287с.

3. Бабич Т.А. Вредные привычки и реабилитационная работа с подростками. – М.: Просвещение, 2008. – 402с.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Изд-во МГУ, 1992.

5. Люблинская А. А. Как избавиться от вредных привычек. - М., Феникс, 2007. – 342с.

6. Петровский А. В. Беседы о психологии. - М.: Времена, 2008. – 252с.

7. Шевцов А. М. Психология привычки. - М.: Знание, 2006. – 304с.


Шевцов А. М. Психология привычки. - М.: Знание, 2006. – С.73

Бабич Т.А. Вредные привычки и реабилитационная работа с подростками. – М.: Просвещение, 2008. – С.172

Шевцов А. М. Психология привычки. - М.: Знание, 2006. – С.102

Петровский А. В. Беседы о психологии. - М.: Времена, 2008. – С.98

Там же. – С.104

Люблинская А. А. Как избавиться от вредных привычек. - М., Феникс, 2007. – С.157

Асимов Д.П. Как избавиться от пагубных пристрастий. – М.: Педагогика, 2009. – С.117