Н сладков осень на пороге главная мысль. Лесные тайнички (осень) — Николай Сладков

Рассказ про осень. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы осенью, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.

Николай Сладков. Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы

в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

1. Чтение рассказа учителем (с. 51).

Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Почему?

3. Лексическая работа

Перво-наперво - сначала.

4. Обсуждение прочитанного.

Кто предупредил жителей леса о приходе осени?

Как вы понимаете выражение «осень у лесного порога»?

5. Чтение рассказа учащимися:

а) выборочное чтение;

Кто переоденется в зимние шубы? Прочитайте в тексте.

б) самостоятельное чтение.

Подготовьте рассказ о том, как звери и птицы готовятся к зиме.

Физкультминутка

VI. Работа с текстом рассказа И. Соколова-Микитова «Рус­ский лес» (с. 52)

1. Чтение рассказа учителем.

Какое настроение вызвал рассказ? Почему?

Какую музыку можно подобрать к рассказу: веселую, пе­чальную, радостную?

Какой темп будет у этой музыки: быстрый, медленный, протяжный?

На каком музыкальном инструменте можно исполнить осеннюю мелодию?

3. Обсуждение прочитанного.

Почему красив лес в дни ранней осени?

Почему в осеннем лесу тихо?

Что можно увидеть в лесу?

Замените слова «косяком», «покличут» словами, близки­ми по значению.

4. Чтение рассказа учащимися:

а) чтение «цепочкой»;

б) чтение молча:

Найдите описание осенних деревьев.

в) выборочное чтение:

Что можно увидеть в лесу? Прочитайте.

Что можно услышать в лесу? Прочитайте.

VII. Подведение итогов урока

1. Беседа.

2. Слово учителя.

Пройдет немного времени, и золотая осень перестанет хозяйничать. Наступит поздняя осень. Серыми тучами покро­ет небо. Смоет дождем пестрый убор листьев. Деревья будут ежиться от холода. Частыми станут морозы по ночам. Невесе­лая получится картина! Но и в ней есть что-то хорошее.

VIII. Рефлексия

Полезным ли оказался для вас урок? Чем?

Тема: ЕЛЕНА БЛАГИНИНА «УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ», ЕВГЕНИЙ ИНТУЛОВ «ОСЕНЬ»

Цель:

  • совершенствовать умение отчетливо произносить слова и тек­сты, регулируя свое дыхание;
  • развивать умение читать выразительно, выбирая правильную интонацию;
  • совершенствовать умение находить в тексте авторские слова и выражения, с помощью которых можно выполнить словесный рисунок к тексту;
  • создавать условия для обога­щения словарного запаса, развития памяти, умения замечать красоту природы каждой поры года, формирования внимательного и бережного отношения к природе.

Подготовительная работа: ученик готовит выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся читают рассказ И. Соколова-Микитова «Русский

III. Речевая разминка

Измените слова по образцу: у барсука - барсучата,


у волка - ... у зайца - ...

у грача - ... у скворца - ...

у лисы - ... у медведя - ...


IV. Подготовка к восприятию произведения

1. Ученик читает стихотворение.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто всё - простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф. Тютчев

Как наблюдателен поэт! Он делится е нами увиденным, своей радостью, немножко окрашенной грустью. Как поэтичны его стихи!

Какие картины можно нарисовать к этому произведению?

/ картина. Ясный, солнечный день ранней осени. Небо го­лубое, безоблачное. Воздух чистый, как хрусталь, прозрачный. На смену каждому дню приходит лучезарный вечер -- полный света, сияния, блеска.

2 картина. Пустое поле, собран урожай. Ещё совсем недав­но «гулял серп» крестьяне жали на своих полосках земли рожь-кормилицу. Серпы так и мелькали в их проворных руках. Было очень трудно, но лица их светились радостью, ведь жатва для крестьян - великий праздник. А сейчас тихо в поле. Не видно колосков. Земле-матушке тоже нужно отдохнуть. Празд­ные борозды --- ничем не заняты, не засеяны. Тишина. Только паучки безмолвно совершают свое путешествие па паутинах.

3 картина. Теплая и чистая лазурь - безоблачное голубое небо. Тишина. Не слышно пения птиц. Везде в природе чув­ствуется легкая грусть. Природа замерла в ожидании. Ведь эта «дивная пора» коротка. Скоро придут холод и ненастье.

V. Работа с текстом стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 55).

2. Проверка эмоционального восприятия.

3. Обсуждение прочитанного.

Какая пора года описывается в стихотворении?

Что случилось с листьями? Как об этом говорится в сти­хотворении?

На что похожи осенние листочки? Как они падают с де­ревьев?

Какое солнце осенью?

Почему птицы улетают в теплые края?

Как мы можем позаботиться о птицах, которые остаются зимовать?

4. Самостоятельное чтение.

Прочитайте стихотворение, докажите строчками из тек­ста, что в стихотворении описывается осень.

5. Выборочное чтение.

Прочитайте, что случилось с листьями?

Как светит солнце?

6. Выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.) Физкультминутка

VI. Работа со стихотворением И. Интулова «Осень»

1. Чтение стихотворения учеником (с. 54).

2. Проверка первичного эмоционального восприятия.

Какое настроение создает стихотворение? Почему?

3. Обсуждение прочитанного.

О какой поре года говорится в стихотворении?

Какая птица не улетела в теплые края?

Какой период осени описан?

Как вы догадались?

Что за пожар случился в лесу?

Как вы понимаете выражение «в нем поселилась осень»? Замените слово «поселилась» близким по значению.

4. Самостоятельное чтение.

Выучите стихотворение наизусть.

5. Выразительное чтение (конкурс на лучшего чтеца).

VII. Подведение итогов урока

С какими произведениями мы познакомились на уроке?

Какое произведение вам особенно понравилось? Почему?

VIII. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

IX. Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение Е. Интулова «Осень»

Нарисуй иллюстрации к стихотворению Елены
Благининой «Улетают, улетели...».


Тема: ЮРИЙ КОВАЛЬ «СИРЕНЬ И РЯБИНА», «ДУБЫ», ИРИНА ТОКМАКОВА «ОСИНКА»

Цели:

  • развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки;
  • совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса;
  • способствовать формированию умения сравнивать произведения раз­личных жанров;
  • развивать умение находить в тексте и коллективно подбирать рифмованные слова;
  • создавать условия для активной позна­вательной деятельности, расширения знаний о природе родного края, формирования бережного отношения к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают стихотворение «Улетают, улетели...».

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №143

Конспект открытого урока чтения для учащихся 2 «Б» класса на тему:

Н.И.Сладков «Осень»

Исполнитель:

учитель начальных классов

Гоголева Д.В.

Екатеринбург 2016

Конспект урока по теме: Н.И.Сладков «Осень»

Класс: 2 «Б»

Цель: создать условия для правильного понимания учащимися смысла сказки Н.И.Сладкова «Осень»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить обучающихся с произведением Н.И.Сладкова «Осень», с его жизнью и творчеством

Совершенствовать навыки чтения

Учить определять характер героев произведения, его главную мысль

Совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

Совершенствовать умения инсценирования произведения

Развивающие:

Развивать речь, память, воображение

Развивать у учащихся умение обобщать

Воспитательные:

Прививать интерес и любовь к книгам о животных

Воспитывать любовь к чтению, к книге

Оборудование: сказка, книги, карточки с героями, портрет Н.И.Сладкова

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний (1 минута)
  3. Сообщение темы урока (2 минуты)
  4. Подготовка к восприятию (6 минут)
  5. Установка на восприятие (2 минуты)
  6. Первичное восприятие (3 минуты)
  7. Проверка первичного восприятия (2 минуты)
  8. Постановка учебной задачи (2 минуты)
  9. Анализ произведения (6 минут)
  10. Обобщение (14 минут)
  11. Итог урока(1 минута)
  12. Рефлексия (1 минута)
  13. Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний

Вспомните название раздела, который мы изучаем.

Какой теме были посвящены все произведения, которые мы изучили?

Какое произведение вам больше всего запомнилось? Почему?

Осень

Сообщение темы и задач урока

Ребята, а как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?

Хорошо.

Ребята, а сейчас, давайте предположим, что должны будем сделать сегодня на уроке? (на флагах появляются разнообразные виды деятельности: выразительно прочитать, прочитать сказку, понять смысл сказки, читать по ролям, иллюстрировать)

Подготовка к восприятию

Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Ивановича Сладкова.

Что вы знаете о Николае Ивановиче Сладкове?

- Николай Иванович Сладков – писатель, который жил в 20 веке. Всю жизнь Сладков прожил в Ленинграде. Рядом с его домом было много лесопарков, где писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался в жизнь леса. Он научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Когда Сладков был мальчиком, ему очень хотелось узнать все тайны леса. Он читал очень много книг о природе, а свои собственные наблюдения записывал в тетрадь наблюдений. Постепенно в этой тетради стали появляться истории из жизни лесных обитателей.

Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.

Как вы считаете, какой теме посвящены произведения Николая Сладкова?

Действительно, Николай Сладков – автор книг о природе. Сегодня в течение дня, вы сможете познакомиться с некоторыми книгами Николая Сладкова и произведениями. И убедитесь, действительно ли, Николай Сладков писал о природе, ее обитателях и тайнах.

А сегодня на уроке, мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Осень».

Внимательно слушают сообщение о писателе

Природа

Знакомятся с книгами писателя

Установка на восприятие

Какую осень описывает Николай Сладков в этой сказке?

Чтобы ответить на эти вопросы, послушайте внимательно это произведение.

Высказывают свои предположения

Первичное восприятие

Выразительное чтение учителем

Внимательно слушают, стараются найти ответы на вопросы

Проверка первичного восприятия

Почему сказка называется «Осень»?

Какая осень описывается в сказке?

Оправдались ли наши читательские предположения?

Ответы детей

Постановка учебной задачи

Вы заметили, что в сказке постоянно идет диалог между героями?

Кто главные герои сказки?

Сколько героев в сказке?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте сказку Николая Сладкова «Осень» самостоятельно с карандашом в руках. Читая, подчеркните героев сказки.

Называют некоторых героев сказки

Самостоятельное чтение

Анализ произведения

Сколько героев в сказке вы насчитали?

Перечислим их.

Что же произошло в лесу однажды утром?

Что закричал мудрый Ворон? Ответьте на вопрос словами из текста.

Что ответили звери на то, что наступит холод?

Осень листья с деревьев сдирать начнет. Что будете делать?

А когда осень последних насекомых морозцем прищелкнет?

А когда осень скукою донимать станет?

Ворон, белки, зайцы, лисицы, барсуки, еноты, ежи, летучие мыши, перелетные птицы, оседлые птицы (дрозды, дятлы, щеглы)

Жители леса! Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?

Готовы, готовы, готовы…

- «Пусть сдирает!...Тише в лесу станет»

«Откликнулись птицы:…»

- «Пусть себе донимает!...А будем сытыми- не заскучаем!»

Обобщение

Ребята, как вы заметили, сказка Николая Сладкова «Осень» находится в рубрике «Наш театр».

Предлагаю вам попробовать инсценировать эту сказку по группам.

Но для этого, необходимо распределить роли.

Мы с вами назвали главных героев сказки, а кто еще необходим при инсценировке произведения?

Николай Сладков «Осень на пороге»

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.