Разработка принятие и исполнение государственных решений лекции. Этапы разработки, исполнения и контроля государственных управленческих решений

Уральский институт-филиал РАНХиГС

Кафедра регионального и муниципального управления

ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
Рабочая учебная программа дисциплины

Направление подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление

Для всех форм обучения

Составитель:

Горб В.Г.

доктор педагогических наук, профессор

Екатеринбург

2014г.
1.Введение
1.1. Актуальность дисциплины
Учебная дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» выполняет роль интегративного образовательного фактора в процессе профессиональной подготовки государственных и муниципальных управленцев. От уровня ее освоения зависит уровень профессиональной готовности выпускников к решению актуальных задач в рамках профессиональной компетенции.

Овладение навыками принятия управленческих решений в государственной и муниципальной сфере, обеспечивает успешную адаптацию обучающихся к реальным условиям работы органов (предприятий, организаций, учреждений) государственного и муниципального управления.

Умение принимать эффективные и качественные государственные и муниципальные решения в контексте политически определенных смыслов, обеспечит развивающий потенциал выпускников в процессе модернизации органов государственного и муниципального управления.
1.2. Цели и задачи дисциплины
Основной образовательной целью дисциплины является развитие у студентов метапредметных профессиональных навыков, обеспечивающих освоение ими методологических профессиональных умений в области разработки, принятия и исполнения государственных и муниципальных решений.

К числу метапредметных профессиональных навыков, которые должны развиваться в процессе освоения учебной дисциплины относятся следующие:

1.Профессионально-прогностические:

Навыки стратегического профессионального мышления;

Навыки системного понимания личностных, групповых, организационных, социально-экономических и политических процессов;

Владение методами прогнозирования;

Навык прогностического обоснования личностных, групповых, организационных и социально-экономических стратегических целей.

2.Проективно-плановые:

Навык проектирования миссии организации, принципов деятельности и требований к их реализации в процессе решения профессиональных задач;

Навык проектирования индивидуальных, групповых и организационных тактических целей деятельности;

Навыки разработки организационных и социально-экономических проектов;

Навык планирования деятельности (в зависимости от профессиональной компетенции) по реализации целей и задач организационных и социально-экономических проектов;

Навыки конструктивного планирования индивидуальной профессиональной деятельности.

3.Профессионально-организаторские

Навык регламентации действий в процессе выполнения планов и решения профессиональных задач;

Навык нормирования ресурсов и обязанностей сотрудников;

Навыки формирования организационной структуры, аппарата организации;

Навыки организации конструктивного взаимодействия и сотрудничества между структурными подразделениями организации и сотрудников между собой;

Навыки прогрессивного развития профессиональных групп и организации в целом;

Навыки предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов между государственными гражданскими служащими, в профессиональных группах и организации в целом;

Навыки делегирования полномочий, обучения подчиненных и создания условия для их профессионального развития;

Навыки конструктивной организации выполнения персональных профессиональных задач.

4.Профессионально-мотивационные:

Навыки понимания потребностей и мотивов подчиненных и их учета в процессе управленческого взаимодействия;

Навыки разработки системы мотивации с целью более эффективного и качественного выполнения государственных и муниципальных решений;

Навыки развития демократической организационной культуры как мотивационного фактора профессиональной деятельности сотрудников.

5.Контрольно-аналитические:

Навыки определения показателей работы, подлежащих учету и контролю, и признаков их проявления;

Навыки определения критериев показателей и оценки на их основе качества достигнутых результатов;

Навыки применения различных видов контроля: текущего, результирующего, опережающего;

Навыки сравнительного, проблемного, генетического анализа:

Навык определения значимости профессиональных проблем в зависимости от их влияния на решение профессиональных задач;

Навык выявление противоречий профессиональной деятельности, являющихся источниками профессиональных проблем;

Навыки объективной оценки хода и результатов своей профессиональной деятельности.

6.Регулятивно-распорядительные:

Навыки актуализации положительного личностного, социокультурного и профессионального опыта;

Навык поиска вариантов решения, их оценка и отбор;

Навыки определения предпочтительных вариантов решения с учетом приоритетности целей, степени риска, побочных и негативных последствий;

Владение методами регулирования: корректирующее распорядительное воздействие (приказ, директива, указание, распоряжение, резолюция, предписание и др.); дисциплинирующее воздействие (поддержание трудовой дисциплины в соответствии с правилами организации, санкции, требования)

Навык инструктирования подчиненных об организации выполнения распоряжений различного уровня.

7.Правовые навыки :

Навык владения правовыми методами регулирования отношений;

Навык проектирования профессиональных и социальных норм;

Навык интегрирования правовых норм различных отраслей права в процессе решения конкретной профессиональной задачи.

8.Экономические навыки:

Навыки экономического анализа различных уровней социально-экономических отношений;

Навык определения экономической эффективности результатов работы органа государственного управления;

Владение методами повышения экономической эффективности решения профессиональных и социальных задач.

9.Информационно- коммуникативные навыки:

Навыки работы с информационными средствами (компьютеры, печатные источники, масс-медиа);

Владения методами сбора информации (беседа, интервью, изучение документов, отчетности, переписки, запросов и др.) и ее таксономической классификации;

Навыки конструктивной организации информационного обеспечения решения профессиональных задач (организация информационных потоков и обратной связи);

Владение приемами делового общения.

10.Навыки инновационной деятельности:

Навыки поиска новшеств, которые могут обеспечить опережающее развитие различных сфер профессиональной деятельности;

Владение методами управленческого эксперимента в процессе профессионально-исследовательской деятельности.

Навыки генерирования инновационных управленческих идей;

Навык разработки инновационных индивидуальных, групповых и организационных технологий повышения результативности, качества и эффективности профессиональной деятельности;

На основе развития указанных навыков, обучающиеся должны освоить умения эффективно и качественно разрабатывать и организовывать реализацию нормативно-регулятивных, проектно-программных, организационно-нормативных, планово-организаторских и организатоско-распорядительных государственных и муниципальных решений.
1.3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата
Учебная дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» относится к дисциплинам профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация «бакалавр»).

Освоение учебной дисциплины предполагает наличие у студентов следующих компетенций, полученных в ходе предыдущей образовательной деятельности в рамках основной образовательной программы бакалавриата:

знание требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданкой ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

знание законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

способность свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

умение правильно применять нормы права (ПК-10);

способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20);

способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);

способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);

умение общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);

умением предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33).

Методологические умения, освоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений», являются базовыми для следующих дисциплин учебного плана:

Управление эффективностью деятельности органов государственного и муниципального управления;

Управление изменениями в органах государственного и муниципального управления;

Управление социальными проектами в органах государственной власти и местного самоуправления.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные компетенции (ОК):


  • стремление работать на благо общества (ОК-1);

  • понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

  • способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

  • способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);

  • владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

  • способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

  • умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

  • способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);

  • владение навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16).
б) профессиональные компетенции (ПК):

организационно-управленческая деятельность:


  • умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

  • умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

  • способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);

  • способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

  • способность принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);

  • умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);

  • способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

  • умение определять параметры качества управленческих решений и осуществление административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);

  • способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13);
информационно-аналитическая деятельность:

  • умением разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);

  • умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

  • умение моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);
коммуникативная деятельность:

  • умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28);

  • способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34);
проектная деятельность:

  • умение выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);

  • способность разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);
вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:

  • способность к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48);

  • умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51).
2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов




Формы обучения

Лекции

Практические

занятия


Самост.

работа


Всего

часов


Форма контроля

1.

Очная 4 года

(на базе среднего образования)


20

32

56

108

Экзамен

2.

Очно-заочная 3,5 лет (на базе среднего профессионального образования)

8

12

88

108

Дифф.

зачет


3.

Очно-заочная 3 года (на базе высшего образования)

8

12

88

108

Дифф.

зачет


4.

Заочная 5 лет

(на базе среднего образования


8

8

92

108

Экзамен

5.

Заочная 3,5 лет

(на базе среднего профессионального образования)


8

8

92

108

Экзамен

6.

Заочная 3 года

(на базе высшего образования)


8

8

92

108

Экзамен

Реализация государственного решения - логическое продол­жение его принятия. Если решение принимается, следовательно, оно должно исполняться, ибо непременным является норматив­но-правовое требование к исполнению. В свою очередь процесс принятия решения продолжается вплоть до исполнения, в смыс­ле уточнения формулировки проблемы, целей и приоритетов, вне­сения корректив в реализуемый проект, связанных с использова­нием вновь открывшихся возможностей и потребностей некото­рой модификации проекта. Опыт показывает, что любое, к при­меру политическое решение, - не единичный акт, а длительный процесс.

Процесс исполнения решения существенно отличается от его принятия. Если принятие решения сводится к целеполаганию (прогнозирование, программирование и планирование), то исполне­ние решения - к целедостижению. Это процесс объективации цели, превращения программного задания (решения) в практические формы жизнедеятельности общественных субъектов. Ре­шение до тех пор остается проектом деятельности и будущего ее результата, т.е. феноменом управленческого сознания, пока оно не воплощается в действительность в виде намеченного реального изменения управляемого объекта. Исполнение решения - финал управленческого действия, образно говоря, момент истины для управляющего субъекта. Основное в исполнении - практическое достижение запланированного, соответствующей цели, результа­та, следовательно, удовлетворение конкретных общественных потребностей и интересов. Этот процесс в той или иной степени очерчен во времени; осуществляется в определенном секторе по­литического пространства и правового поля заданными содержа­нием решения способами и методами управленческого действия. Заданными в основном и открытыми для возможных изменений в частностях.

Процесс исполнения решений многоэтапный. Прежде всего сле­дует выделить следующие этапы: А) модификация плана реше­ния (программы, проекта) применительно к специфическим уп­равленческим условиям (особенностям субъектов-исполнителей и управляемых объектов); Б) организация процесса исполнения ре­шения: определение непосредственных исполнителей и механиз­ма реализации, создание необходимых организационных форм и т.д.; В) контроль исполнения; Г) обобщение итогов исполнения и оценка результатов.

А) Решения государственных органов, как правило, многоцеле­вые, и они адресуются субъектам-исполнителям различных уров­ней и видов управления. Отсюда потребность в модификации плана осуществления решения и внесение некоторых корректив в со­держание проекта. Имеется в виду уточнение объектов воздей­ствия; конкретизация исполнителей; обсуждение альтернативных вариантов планов реализации решений; достижение согласия среди исполнителей относительно заданий, вытекающих из решений, и др. Важен анализ поступающей новой информации и учет ее при корректировке проектов. Результатом этой работы должно быть принятие дополнительных решений, уточняющих формулирова­ние проблем, промежуточных целей и приоритетов, использова­ние вновь открывающихся возможностей и модификаций. Обо­значаются также наиболее вероятные трудности и сложные воп­росы, на решении которых нужно сосредоточить максимум усилий и ресурсов, что должно обеспечить скорейшее достижение конечных результатов. Способность субъекта своевременно опре­делять и знать, где сосредоточить свои основные силы, - один из главных признаков искусства управления и политики.


Б) Организация исполнения решений включает комплекс управ­ленческих действий, различных по содержанию и значимости. Первоочередное из них - создание организационных форм, име­ющих четкие цели, обеспечивающих необходимое для выполне­ния поставленных задач делегирование полномочий (или сохра­нение имеющихся) выделенным группам людей. Речь идет о пра­виле, сформулированном еще А. Файолем: как только поставле­на задача, ее выполнение следует поручить определенным груп­пам людей, которые могут обеспечить достижение целей.

Успешное исполнение решений в значительной мере зависит от того, насколько организационные формы способствуют осозна­нию целей государства и росту участия в их реализации. При­чем, чем глубже намечаемые решениями преобразования в обще­стве, тем больше нужно поднимать к нему интерес и сознательное отношение как управляющих, так и управляемых, убедить в не­обходимости этих преобразований миллионы членов общества.

Реализация государственных решений, в особенности программ­ных, требует соответствующего кадрового обеспечения: привле­чения новых профессионально подготовленных работников и пе­реподготовки имеющегося персонала.

Теперь о проблеме ресурсов. В решении могут быть обозначе­ны только их источники и общие контуры. Непосредственная организация дела нуждается в конкретизации общих указаний и выявлении новых возможностей инновационного характера. Здесь уместно заметить, что в государственном управлении, в отличие от экономического, используются наряду с материальными ре­сурсами многие другие. Социальные ресурсы - наличие в обще­стве социальных групп, изъявляющих готовность участвовать в осуществлении целей государственных решений, - не менее важны, чем, например, финансовые. Последние преходящи, соци­альный капитал долговременный, его значение стратегическое. Вообще человеческий фактор является решающим в осуществле­нии государственных решений, причем не в конечном счете, а в первую очередь и непосредственно действующим. С его ролью связано возросшее значение таких видов ресурсов, как информа­ция и знание. Знание, пишет директор крупнейшей американс­кой компании Д. Хэмптон, относится к наиболее действенной форме власти в современных организациях; оно заменит в буду­щем нынешние рычаги власти - капитал и насилие.

К системе организационных мероприятий относится связан­ная со спецификой управленческой ситуации доработка механиз­ма реализации решений: административного и правового регули­рования, информационно-аналитического обеспечения, методичес­кой поддержки и др. К примеру, устранение неполноты норма­тивной базы, несогласованности отдельных нормативных доку­ментов, инструктивных материалов; выявление региональных законодательных актов, противоречащих общегосударственным, что препятствует выполнению стратегических и других жизнен­но важных программ.

Непосредственная организация и регулирование процесса ис­полнения решения включает анализ эффективности задейство­ванных стимулов активизации деятельности участников процесса и своевременное внесение соответствующих изменений в структу­ру мотивации. Теория ориентирует на многоплановый подход к данному вопросу, соединяющий админстративно-принудительные стимулы с экономическими, социальными и политическими, пра­вовыми и моральными, индивидуальные с коллективно-группо­выми. Сложность задачи, стоящей перед руководством, зависит от характера и содержания реализуемых решений. Если речь идет об экономических проектах, то в таком случае внимание управляющих сосредоточивается на разработке и применении материальных индивидуальных, а также групповых стимулов. О целесообразности внедрения последних (наряду с индивидуаль­ными) говорят, в частности, американские теоретики и практики управления. Они же обращают внимание на то, что хотя матери­альные стимулы остаются универсальным средством мотивации работников, однако смогут играть определенную роль нематери­альные виды мотивации активности: дух партнерства администрации со своими подчиненными; признание и поощрение заслуг работников; социальные мероприятия в организациях и др.

Государственные решения многообразны. В их исполнении уча­ствуют организации различных уровней и видов. Они действуют в среде, которую полностью контролировать не в состоянии, по­скольку ее изменение зависит не только от управляющей систе­мы. Этим объясняются проблемы, возникающие при использова­нии средств и методов управленческого действия, первоначально обозначенных в реализуемых проектах. Одна из них: дифферен­циация средств и методов в зависимости от уровня и видов управ­ленческих организаций. На уровне центральных органов управ­ления используются общие нормативно-правовые механизмы, де­мократические институты и другие политические, экономичес­кие, информационные и символические способы реализации ре­шений. На уровне субъектов Федерации включаются в процесс наряду с общегосударственными механизмами (с учетом специфи­ки региональных общностей) нормативно-правовые и обществен­ные механизмы, свойственные субъектам Федерации. Например, традиционные национальные демократические методы управле­ния. Существенно различны способы реализации решений жест­ко запрограммированных, полузапрограммированных и факти­чески незапрограммированных. Первые исполняются в соответ­ствии с заданными нормативами и стандартами. Вторые - до­пускают применение как формализованных, так и неформализо­ванных (общественных) способов воздействия на управляемых. Последние - фактически незапрограммированные - реализуют­ся главным образом при помощи неформализованных политичес­ких, социально-экономических, информационных и других средств и технологий, хотя и в границах единого правового поля.

Другая проблема, связанная с отбором средств и инструмента­рия исполнения решений, - это поддержание способности уп­равляющей организации адаптировать механизм исполнения к изменяющейся ситуации и проявлять готовность к новациям и, вместе с тем, сохранять идентичность, заложенную в основе реа­лизуемого проекта. Если, скажем, характер решения предпола­гает эволюционный путь изменения управляемого объекта и соот­ветствующие ему способы воздействия, то конкретная управлен­ческая ситуация не должна породить революционно-разрушитель­ную форму изменения. Программы, требующие демократических способов претворения в жизнь, не могут сохранить свою идентич­ность, если управляющий субъект попытается их реализовывать диктаторскими методами.

Организация исполнения неотделима от координации управ­ленческих действий и отношений внутри управляющей системы, а также между последней и управляемым объектом. Достижение и поддержание согласия между участниками процесса относительно целей, способов, методов и средств их осуществления - основное содержание функций координации. Его образует цепь взаимосвя­занных мероприятий по урегулированию и разрешению противо­речий и конфликтов, возникающих в управляющей организации. По своей преимущественно объективной природе они суть прояв­ление фактов дезорганизации данной целевой группы (органа, аппарата и др.) как оборотной стороны необходимых изменений.

Управленческий процесс обременен и многими, типичными для него про­тиворечиями и конфликтами. В их числе конфликтные ситуа­ции, в том числе обусловленные диалектикой цели и средств, целей и результатов. Не вдаваясь в детальное рассмотрение дан­ного вида конфликтов, обратим только внимание на возможное разнообразие ситуаций, его порождающих. «Цель оп­равдывает средство» - вариант волюнтаристского действия, как правило, связанный с большими и даже опасными потерями для организма общества, вариант, неизбежно вызывающий конфликт. «Определенная цель - неопределенные средства» - вид реше­ния при отсутствии необходимой информации также может быть причиной конфликта. «Определенная цель - определенные сред­ства» - вариант последовательного, продуманного решения. При благоприятной ситуации для его реализации и наличии согласия в отношении того и другого конфликт исключается.

Источники конфликтов кроются также в разнохарактерности исполь­зуемых методов управленческих действий: автократической и де­мократической ориентацией, бюрократических или гуманисти­ческих методов, обеспечивающих мобилизационный тип управ­ляющего воздействия или же участие подчиненных в самооргани­зации.

В) Контроль исполнения решений - одна из главных функций управления. Система контроля - неотъемлемая часть любой уп­равляющей организации. Современная теория управления утвер­ждает, что только посредством применения систем контроля орга­низация способна обеспечить достижение своих целей.

Сущность контроля заключается в фиксировании адекватнос­ти (соответствия) целям решений направления, способа управ­ленческих действий и результата этих действий. Контроль в конечном итоге устанавливает, насколько изменение объекта до­ведено до его запланированного состояния. Иными словами, на­сколько достигнутый результат соответствует цели, выраженной в проекте. Контроль, ориентированный на конечный результат, вместе с тем, составляет часть всего процесса исполнения реше­ния, так как начинается он с момента реализации проекта. В литературе по теории современного управления достаточно под­робно описана роль функции контроля. В государственном уп­равлении она проявляется специфически и дополняется некото­рыми моментами, связанными с политическими, властно-право­выми механизмами контроля.

В государственном управлении, как и в экономическом, соци­альном, процесс контроля является непрерывным (по крайней мере, должен быть таким с точки зрения теоретической). Поскольку непрерывен процесс реализации решений, то каждый шаг управ­ляющего субъекта на пути движения к конечной цели нуждается в сопоставлении его со стратегическим курсом, с намеченным пла­ном и, в случае отклонения от него, - в соответствующей кор­ректировке. Именно контроль сигнализирует об отклонении уп­равляющего действия от «стратегического плана». Он выполняет функцию обратной связи объекта с управляющим субъектом.

Непрерывность контроля дает возможность регулировать уп­равляющее воздействие государственных органов на управляе­мых в соответствии с их потребностями и интересами, позволяет своевременно реагировать на запросы общества.

С помощью контроля руководящему органу удается выявлять и разрешать возникающие проблемы, связанные с несовершен­ством тех или иных технологий управленческого процесса, с про­белами в аналитико-информационном и нормативно-правовом обеспечении; отслеживать соответствие уровня профессиональной подготовки аппарата управления выполняемым задачам. В про­цессе контроля обнаруживаются дефекты в работе аппарата и вскрываются причины таковых.

Ход процесса исполнения решений во многом зависит от того, в какой мере управляющий орган ориентируется в ситуации, со­провождающей процесс, учитывает ли он происходящие измене­ния экономических, социально-политических и других условий. Контроль исполнения решений и есть тот механизм, который привлекает внимание руководства к возникающим противоречи­ям между поведением управляющих и изменившимися условиями их деятельности, стимулирует поиск новых приемов реализации управленческих функций.

Нельзя не отметить полезность контроля как фактора, стиму­лирующего активность коллектива управляющей организации. Систематическая информация о ходе его деятельности и резуль­татах способствует самоконтролю за работой организации, моти­вирует рост коллективной ответственности за исполнение реше­ний и заинтересованность в успехе.

Функция контроля исполнения решений может быть реализо­вана при условии, если избраны объективные показатели, ха­рактеризующие управляющую деятельность и ее результаты. А именно те, которые поддаются как выполнению, так и контролю и объективной оценке. Они основаны либо на заранее принятых нормах, стандартах и иных обязательных моделях, либо на оп­ределенных парадигмах, политических и идеологических концеп­циях и принципах государственного управления. В качестве кри­териев оценки могут выступать показатели, адекватные задачам и планируемым результатам исполнения решений. Различные виды решений характеризуются свойственными им показателями их реализации, а соответственно - и критериями оценки. Например, исполнение политических решений невозможно оцени­вать по каким-то установленным стандартам или точно предпи­санным культурно-политическим образцам. Результаты полити­ческих решений, особенно стратегических, не поддаются одним только адекватным количественным оценкам, хотя количествен­ные показатели служат существенно важным измерителем резуль­татов осуществления экономической и социальной политики и других государственных программ. О реализации политических проектов судят по объективным изменениям, происшедшим в жизни общества, его отдельных групп, в положении человека, его уровне и качестве жизни; по состоянию общественной систе­мы - ее стабильности или нестабильности, ее уровню адаптированности к внешней среде, наличию баланса или конфликтности групп общественных интересов и т.д.

Можно обозначить три вида контролирующей деятельно­сти: диагностика процесса исполнения решения, ревизия и санк­ции. Каждый из них завершается оценкой конкретной управляю­щей деятельности и ее результатов. Диагностика на данном этапе управленческого процесса применяется с целью выявления и объяс­нения нерешенных или трудно решаемых проблем, связанных с реализацией проекта, и причин их возникновения. Этот вид кон­троля используется в основном при поверке хода исполнения по­литических решений. Он осуществляется в форме политического анализа и оценки способов деятельности управляющего субъекта и состояния субъектно-объектных отношений.

Политический анализ как инструмент диагностики - это объяс­нение функционирования конкретных элементов управляющей системы в конкретной ситуации и оценка ее деятельности с точки зрения соответствия политическим целям и задачам, полноты их реализации в анализируемый период времени и в сложившейся ситуации. Анализ включает: а) выявление особенностей функци­онирования, в том числе характера трудностей и конфликтов конкретных структур власти и управления и тенденции их изме­нения в данной ситуации; б) оценку уровня реализации конкрет­ными субъектами и структурами свойственных им функций и ком­петенции; в) оценку действенности организационных форм и ме­тодов исполнительской деятельности и рациональности исполь­зования ресурсов; г) определение доминирующих в данной ситуа­ции общественно-политических ориентации и мнений, а также отношения различных слоев населения к выявившимся резуль­татам проводимой политики, осуществляемых решений (лояль­ного, нейтрального, негативного); д) проверку уровня участия управляемых в исполнении намеченных программ.

Другой вид контроля - ревизия (от лат. - пересмотр) сво­дится к официальной документальной проверке деятельности ис­полнительного аппарата государственного органа на предмет за­конности использования материальных ресурсов, а также соот­ветствия применяемых технологий правовым и другим, установ­ленным государственными органами нормам. Санкции (от лат. - строжайшее постановление) - важная форма социального конт­роля. Применение санкций - форма контроля решений государ­ственных органов вышестоящими институтами власти и управле­ния. Различают санкции негативные и позитивные. Первые при­меняются для запрещения незаконных или не соответствующих установленным нормам и принятым ценностям действий управ­ляющих и управляемых. Вторые, напротив, используются в ка­честве стимулов активизации законных и целесообразных видов действий участников управленческого процесса, например ин­новационной деятельности.

В заключение отметим, что всякий контроль рационален, слу­жит средством интенсификации управленческой деятельности при условии его осуществления в рамках целей и задач, вытекающих из содержания решений.

Контроль осуществляется прежде всего самим субъектом, при­нявшим то или иное решение, а также его исполнителем. Вместе с тем функционируют самостоятельные специализированные орга­ны государственного контроля в структуре исполнительной влас­ти. Так, в России существуют три вида федеративных органов исполнительной власти: министерства, федеральные службы и федеральные надзоры. Согласно Конституции РФ Государствен­ной думой Федерального собрания России создан независимый контрольно-финансовый орган - Счетная палата РФ. В ее функ­ции входит проверка финансовой деятельности учреждений и орга­низаций, обслуживаемых федеральным бюджетом. Однако, данный орган не имеет властных полномочий, т.е. не наделен правом применения санкций, пресекающих выявляемые им нару­шения законодательства в использовании государственных средств. Он может лишь направлять материалы ревизионных проверок в правоохранительные органы.

Г) Обобщение итогов реализации решений и оценка результа­тов - заключительный этап управленческого действия. Он яв­ляется логическим продолжением осуществления функции конт­роля. Об итогах реализации решений судят по объективным по­казателям управленческой деятельности, охарактеризованным выше. Процедура обобщения результатов реализации решений в основном сводится к сравнительному анализу планируемых зада­ний (целей, задач) и достигнутых фактических результатов. За­ключительный вывод анализа: «осуществлены» или «не осуще­ствлены» поставленные цели и задачи - не исчерпывает содер­жания рассматриваемого этапа управленческого процесса. Управ­ляющего субъекта интересуют также вопросы: а) об эффективно­сти реализованного решения; б) о последствиях решения; в) о проблемах, возникающих вследствие решения.

Эффективность - проблема, заслуживающая особого рассмот­рения, - не определив эффективности реализованного проекта, невозможно вообще судить о его полез­ности для общества.

Любые государственные решения могут иметь противоречивые последствия, зафиксированные в прогнозных сценариях или непред­виденные. Из теории деятельности известно, что цели никогда пол­ностью не совпадают с результатами. Они богаче результатов, по­скольку представляют их идеальный образ. Идеал всегда выше дей­ствительности. С другой стороны, результаты содержат в себе нечто выходящее за рамки цели; это последствия реализации целей. В таком смысле результаты как фрагмент действительности содержа­тельней цели лишь как прогнозируемого представления о ней.

Анализ возможных последствий решений - непременное условие принятия последних. Он не менее важен в качестве элемента обобщения итогов их реализации. Причем речь идет о последствиях ближайших и отдаленных. Позитивные бли­жайшие последствия зачастую оборачиваются серьезнейшими не­гативами в будущем, особенно, если решения касаются вопросов, связанных с базовыми факторами жизнедеятельности общества: природными ресурсами, здоровьем нации, образованием народа, развитием науки, геополитическими интересами государства и т.д. Но именно отдаленные последствия труднее всего осмысливают­ся, и наступление их чаще всего оказывается неожиданным и драматичным.

Обобщение итогов реализации решений и анализ возможных последствий позволяют выявить новые проблемы и новые возмож­ности государственного управления. Диалектика жизни такова, что решение одних проблем приводит к возникновению других. Реализация решений высших органов управления требует комп­лекса соответствующих управленческих действий нижестоящих органов и т.д. Цепь решений и следующих за ними новых про­блем - закономерное явление в функционировании государства и общественной системы.

Совокупный конечный итог составляющих рационального уп­равленческого процесса - расширение границ возможностей контролировать происходящие общественные процессы, точнее пред­сказывать последствия принимаемых решений и в целом адекват­нее организовывать и осуществлять деятельность управленчес­кой системы. Этому постоянно препятствует неопределенность ситуации, в которой действует система. Неопределенность озна­чает недостаточно известное. Неопределенность, отмечает про­фессор Д. Занд (США), влияет на наш подход к управлению по­чти на каждом уровне анализа, начиная с теории поведения, кончая теорией разработки стратегии и проектирования органи­зационных структур. Фактор неопределенности - подтвер­ждение принципа «ограниченной рациональности». Его влияние на процесс управления уменьшается в той мере, в какой стано­вится полнее информация о ситуации. Но чем сложнее ситуация и принимаемые решения, тем ощутимее влияние этого фактора на деятельность управляющей системы и большее значение при­обретает творческая умственная работа управляющего субъекта.

Лекция 2

Методологические подходы к принятию государственных решений

Нормативный
Дескриптивный

Нормативный подход

Сторонники нормативного подхода исходят из того,
что человек обладает высокими адаптивными
возможностями к внешней среде, поэтому
способен объективно отражать ситуацию, то есть
рационально выделять и диагностировать
проблемы, рассчитывать альтернативы, предвидеть
результаты и объективно их оценить.
Для анализа переменных человек использует
различные формально-логические методы. При
этом человек обладает необходимой информацией
и инструментарием.

Сторонники нормативного подхода исходят из того, что человек

обладает высокими адаптивными
возможностями к внешней среде
способен объективно отражать ситуацию, то
есть рационально выделять и диагностировать
проблемы, рассчитывать альтернативы,
предвидеть результаты и объективно их оценить
использует различные формально-логические
методы, т.е. обладает необходимой
информацией и инструментарием

Принятие решения с точки зрения
нормативного подхода - это
рациональная технология,
последовательность процедур
(это идет от Аристотеля).
Рациональность обуславливает оптимизацию
целевых функций и приводит объект в
целевое состояние.

К наиболее показательным теориям на
методологической нормативной базе можно
отнести модели:
всеобщей рациональности (К.Эрроу и
Э.Даунс);
рационального выбора (Э.Остром, К. Арроу);
ограниченной рациональности (Г.Саймон);
сетевую теорию (Д.Ноук, П.Ричардсон,
Х.Хекло)
концепцию динамического цикла
(Дж.Андерсон, Б.Дженинкс)
организационного институционализма
(Дж.Марч, Дж.Олсен).

Специалисты в области административного права, сводят весь
процесс принятия решений к регламентированной
деятельности государственных учреждений, действующих в
рамках своих полномочий.
Принятие решений в государстве проходит исключительно на
административном уровне, на основе объективной
информации.
При таком подходе Л.Гуяик и Л.Урвик в 1937г. предложили
систему POSDCORB:







planning (планирование)
organizing (организация)
staffing (набор персонала)
directing (направление)
coordinating (корректирование)
reporting (отчетность)
budjeting (бюджетирование)
То есть, государственное управление является сферой технической
рациональности и исключает из процесса принятия решений
активность гражданских структур.

Модель всестороннее рационального принятия решений

Фундаментом этой модели является экономическая мотивация,
стремление человека к выгоде, предопределяющее все его
действия.
Решения принимаются в рамках представлений человека о
возможных затратах и выгодах, которые имеют тенденции к
увеличению при наличии персональной заинтересованности в
достижении цели.
Строгая рациональность предполагает знание альтернатив и
последствий, а решение представляется суммой рациональных
выборов индивидуумов, то есть коллективное решение.
Применительно к государству это означает, принятие решения
предполагает формирование единой иерархической
организации управления, активное участие чиновников в
управлении, административное управление финансами.

Теория рационального выбора

Люди не имеют четкого представления о способе решения, проблемы
и руководствуются своими убеждениями. Именно убеждения
устанавливают связь действий и результатов.
Рациональность побуждает людей принимать решения, исходя из
ожидания полезности своих действий. Именно с этой точки зрения
люди воспринимают и формулируют цели.
Сторонники этого подхода предпочитают абстрагироваться от
нормативных трактовок управленческих процессов. Они акцентируют
внимание на различных технологиях целеполагания и формах
рентоориентированного поведения политиков и бюрократов.
Получается, что чиновникам и политикам невозможно скомпоновать
единый перечень интересов, превратив их в общественные так, чтобы
были соблюдены принципы демократии. Поэтому существенную
важность приобретают те из институтов госуправления, которые
регулируют конкуренцию и осуществляют политический выбор
решения проблемы. Однако выбор делается в угоду авторитарным
группам и высшему правителю. Переходя из бизнеса во власть, люди
сохраняют установки на свои частные цели.

Маккормик и Крейн прямо утверждают, что
политики и чиновники занимаются
государственным регулированием с целью
собственной выгоды, в виде увеличения налогов
(рост бюджета – рост зарплат) или взяток и откатов.
Бюрократы постоянно ищут пути получения
ренты(за счет лицензирования, регистрационных и
разрешительных процедур). В рамках этой теории
процесс получения чиновниками прибыли и её
защиты с помощью правительства получили
название «политической ренты».
Принципы этого подхода приводят к встраиванию в
государственные решения частных и групповых
интересов, что приводит к «перекосу» целей,
«провалам» государственных решений,
неспособности к самоисправлению.

Теория «бдительной обработки информации» (Дженис и Манн)

Теория основана на признании
универсального характера стандартов
целеполагания, отражающих ограниченные
возможности человека. Отсюда наличие
дефектов в решениях.
Авторы предполагают, что при
определенном порядке действий и
конструировании внешних обстоятельств
увеличивается вероятность принятия
«хороших» решений.

Теория ограниченного рационализма Г.Саймона

Саймон Г. был логическим позитивистом и отрицательно
относился к идее суперрациональности.
Рациональность целеполагания может быть только
ограниченной, а решающий выбор принадлежит социальной и
организационной среде, которая накладывает ограничения и
определяет тип поведения индивида.
Различная интерпретация различными людьми (в зависимости
от опыта, интуиции, конкретных обстоятельств и т.д.) , является
ограничением человеческой рациональности.
Существуют следующие ограничения:
– когнитивные (недостаток внимания к обстоятельствам,
определяющим проблемную ситуацию, ограничения по объему и
качеству информации);
– политические (разнонаправленность целей, конфликт интересов);
– организационные (неправильное распределение полномочий,
приоритеты тактических целей над стратегическими и т.д.)

К традиционным ограничениям (стоимость информации,
дефицит времени, недоступные технологии и т.д.). Саймон
добавляет ограниченность человеческих возможностей.
Саймоном выделяются два принципиальных момента,
позволяющих человеку компенсировать присущие ему
ограничения:
– «утилита» (ожидание полезности от принятого решения)
– «сатисфакция» (набор минимальных критериев, которыми
он руководствуется при постановке любой цели).
Сочетание утилиты и сатисфакции ведет к тому, что
человек принимает первое решение, которое
удовлетворяет тому и другому требованию. Он может
рассматривать и другие варианты, если есть время. Но в
любом случае он стремится к удовлетворительному, а не к
оптимальному решению. То есть его деятельностью
руководит в первую очередь прошлый опыт,
соотнесенный с конкретной ситуацией.

ТЕХНОЛОГИЯ разработки и принятия
управленческих решений (по Саймону):
разведывательная стадия;
проектная стадия;
стадия выбора.
Наличие упрощенных управленческих
алгоритмов позволяет преодолеть
неопределенность при принятии решений.

Саймон считал:
Внутри организации, индивид должен утратить
свою автономность, воспринимая позицию высшего
руководства легитимной.
Организация должна помогать людям понять как
надо действовать в той или иной ситуации,
распределяя роли и функции.
Организация должна помогать индивидам
правильно расставлять приоритеты, определять
ресурсы. Это может быть выражено в
формировании подцелей, в конкретных
требованиях к кадрам и т.д.
Высшие менеджеры должны общаться с людьми,
не надеясь, что они выберут правильное решение,
должны ориентировать работников на
определенные стандарты, сужая тем самым круг
возможных альтернатив.

Накладывая ограничения на мотивацию человека,
организация подталкивает его к применению
стандартных способов взаимодействия и
поведения, которые в конечном счете помогают
решить общие проблемы организации.
В этом случае индивидуальная сатисфакция будет
стремиться к сближению с коллективной
оптимизацией решений.
Саймон подчеркивал, что «мы знаем, что
ограниченно рациональны, живем в условиях
неопределенности, и тем не менее, мы
продолжаем существовать, предполагая при этом,
что мы можем рационально и сознательно
использовать ряд средств для достижения
конкретного результата».

Саймон сохраняет рациональность, но
предполагает рациональность краткосрочную,
для которой не требуется полной
информации, а нужна адекватная и
достаточная информация, которую можно
получить в процессе исследования.
Она позволяет делать краткосрочные
разумные выводы и корректировать их по
мере развития ситуации. При этом решения
являются изменяемыми, а не
окончательными. Такая методика позволяет
принимать вполне подходящие решения, хотя
присутствует потеря скрытых возможностей.

Практика нередко показывает
неприменимость саймоновского подхода,
поскольку – особенно в представительных
органах власти – вырабатываемые цели
чрезмерно размыты и не способны создать
поддерживающую их рациональную
коалицию ЛПР.
Практика государственного управления
показывает, что зачастую в целевые
показатели государственных органов
включается масса далеко не рациональных
интересов.
Если говорить в общем, то люди не являются
рациональными акторами, которыми их видит
наука.

Поведенческий (дескриптивный) подход к принятию решений

Базовые основания поведенческого подхода:
человек слишком самонадеян,
не в состоянии установить объективные причины
целеполагания,
не может предпринимать рациональные действия,
не может проектировать будущее.
Поведенческий подход оценивает принятие государственного
решения как процесс, в центре которого стоит человек с его
интересами, традициями, персональным опытом и состоянием
сознания. Принимая решение, он руководствуется не только
разумом, но и эмоциями, использует свою интуицию,
заблуждения, стереотипы.
Исполняя государственную деятельность, люди используют
бытовые стимулы и мотивы поведения.

Отсюда следует, что целеполагание нельзя описать количественными методами

Научные школы, развивающие дескриптивный
подход:
бихевиоралистская (поведенческая)модель
Лассуэлл и Лернера,
инкременталистская (пошаговая) теория
Линдболма и Дрора,
концепция групповой репрезентации Даля
и Шмиттера.

Бихевиоралисты на первый план выдвигают
психологические факторы принятия решений,
делая упор на движущей роли
социокультурных составляющих, внутренних
мотивах человека, его неформальных связях,
латентных механизмах целеполагания и
других аналогичных параметрах этого
процесса.
Г. Лассуэл в 1-ой половине прошлого века
описал механизмы влияния ценностных
установок на различных уровнях политической
системы и превращения частных интересов в
общественные цели.

Инкременталистская модель

Главные идеи Ч.Линдблома:
Совмещение различных позиций акторов и
достижение компромисса – условие успешного
целеполагания.
В условиях неопределенности ЛПР вместо
рациональных подходов применяет тактику
разрозненных (инкрементальных) действий таких,
чтобы последовательно улучшать ситуацию.
ЛПР ориентировано не на оптимальное, а на
удовлетворительное решение, которое подходит
для реализации ближайших задач. А поскольку
реальность всегда разнообразнее замыслов ЛПР, то
жизнь вносит поправки в даже принятые и
реализованные решения.

Инкременталисты не отождествляют результаты
реализации решений и их последствия.
Такой подход демонстрирует, что в разработке
государственных целей доминирует
субъективность, незначительна роль формальных
процедур и отсюда- неустранимый хаос в системе
государственного управления, препятствующий
выработке устойчивых тенденций в принятии
решений.
Реальность показывает, что рациональнонормативные подходы, в большей степени
воплощают мечту планировщика, а не практика –
управленца. Рациональный подход чаще
продуцирует формы утопического мышления,
малоприменимые в практической деятельности
государственных органов.

По мнению инкременталистов Рационализм не может стать универсальной
основой принятия государственных решений из- за
политической природы данного процесса,
постоянного сопровождения экспертных действий
переговорами, личными контактами людей,
имеющих полномочия и людей, не имеющих
полномочий, но способных повлиять на изменение
целевых установок государственных органов.
Этот подход применим для решения хорошо
структурированных задач, когда есть достаточный
объем информации и предельно минимизировано
поле морально- политического выбора ЛПР.

У инкрементального подхода есть опасные для
государственного управления черты. Его критикуют
за консерватизм, недопущение им существенных
сдвигов в организации государства и общества.
Инкрементальные методики дорогостоящи,
поскольку задачи общесоциального характера
приходится решать путем частичных улучшений.
Этот подход применим для решения творческих,
слабоструктурированных проблем.
Преобладание в принятии государственных
решений инкрементального подхода дает
основания увидеть сложное сочетание в нем
формальных и неформальных компонентов, когда
неожиданно возникают новые акторы и
зависимости.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

А.З.Фахрутдинова

ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Учебное пособие

для студентов всех форм обучения

по специальности ‑ 080504.65
«Государственное и муниципальное управление»

Новосибирск 2013


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы

Рецензенты:

О.А.Донских - д-р филос. наук, зав. кафедрой философии НГАЭиУ;

Г.С.Пошевнев - д. филос.н., зав. кафедрой социологии и социального управления Сибирского института управления – филиала РАНХиГС.

Фахрутдинова А.З.

Принятие и исполнение государственных решений / учебное пособие, Фахрутдинова А.З.- Новосибирск: изд-во СибАГС, 2013г.-

СИУ‑ Филиал РАНХиГС, 2013


Введение. 6

Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений. 15

Тема 1.1. Решения в государственном управлении. 15

§1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления. 15

§2. Виды, формы и стили принятия государственных решений 22

§3. Процесс принятия решений. 32

Тема 1.2. Становление теории принятия решений. 46

§1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории. 46

§2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений 53

§3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений 61

§4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений. 70

Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений. 76

Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения. 76

§1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения. 76



§2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений 80

§3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения. 88

§4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений 97

Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений 108

§1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения. 108

§2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений 110

§3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений 119

§4. Технологии и методы контроля государственных решений 127

§5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ 136

Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений. 145

Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений. 145



§1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений. 145

§2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений. 156

Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве 177

§1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений. 177

§2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений. 187

§3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве. 196

Заключение. 207


Введение

Уважаемые студенты и слушатели!

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения для изучения дисциплины базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО «Принятие и исполнение государственных решений» по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр").

Учебное пособие является новым изданием, содержит тексты лекций по 3 основным разделам дисциплины, задания и контрольные вопросы к главам, списки нормативных правовых актов и литературу по каждой теме.

Дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр"). Программа предназначена для студентов всех форм обучения.

Изучение процесса принятия и исполнения государственных решений базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)», «Теория организации», «Введение в специальность», дисциплины математического и естественнонаучного цикла «Методы принятия управленческих решений», дисциплины профессионального цикла: «Теория управления», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Конституционное право», «Административное право», «Прогнозирование и планирование», «Этика государственной службы», «Социальная психология», «Деловые коммуникации», «История государственного управления».

При изучении дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» студенты должны, получить представления о существующих подходах к изучению принятия государственных решений, знания о способах анализа на всех этапах его разработки, научиться использовать полученные знания в контексте решения задач государственного и муниципального управления.

В соответствие с положениями ФГОС ВПО по направлению ГМУ (квалификация (степень) "бакалавр") освоение дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» предполагает формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

¾ стремлением работать на благо общества (ОК-1)

¾ пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

¾ способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

¾ владением основными способами и средствами информационного

¾ взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

¾ способности принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК 15);

Профессиональные компетенции (ПК):

¾ способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5)

¾ способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

¾ умением правильно применять нормы права (ПК-10);

¾ способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания

¾ процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

¾ умением определять параметры качества управленческих решений и

¾ осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать

¾ корректирующие меры (ПК-12).

¾ умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

¾ умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

¾ способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);

¾ способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

¾ способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);

¾ умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);

¾ умением правильно применять нормы права (ПК-10)

¾ умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12)

¾ умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

¾ умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

¾ способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20)

¾ знанием и умением адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21)

¾ умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);

¾ умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);

¾ умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28);

¾ умением находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);

¾ умением предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33);

¾ способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34);

¾ способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-35)

¾ умением выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);

¾ способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);

¾ способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);

¾ способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44);

¾ способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48).

Должны быть сформированы дополнительные компетенции, соответствующие миссии и региональным особенностям реализации образовательной программы в вузе:

Общекультурные дополнительные компетенции:

¾ умения учитывать влияние региональных социокультурных факторов на процесс принятия и исполнения государственных решений при его разработке;

Профессиональные дополнительные компетенции (ПДК):

¾ способности синтезировать формальные и неформальные аспекты анализа процесса принятия и исполнения государственных решений;

¾ умения синтезировать знания прескриптивного и дескриптивного подходов при решении практических задач разработки и исполнения государственных решений.

Цель дисциплины: формирование компетенций по разработке и исполнению государственных решений.

Исходя из цели, учебная дисциплина предполагает решение следующих задач:

1. представить подходы к изучению государственных решений;

2. дать представление о методологии, моделях, основных этапах рационального процесса принятия и исполнения государственных решений;

3. дать знания о возможных технологиях, алгоритмах и методах анализа проблемной ситуации, постановки целей; прогнозирования и выбора альтернатив при разработке государственного решения, а также о методах контроля исполнения и оценки его эффективности;

4. дать знания о факторах, влияющих по поведение лица, принимающего решения, и исполнителей на всех этапах разработки, исполнения и контроля исполнения государственного решения;

5. сформировать навыки практической реализации полученных знаний;

6. выработать установку и навыки использования рациональных технологий с учетом влияния социокультурных и психологических факторов при разработке и исполнении государственных решения.

По окончании изучения дисциплины студент должен:

¾ иметь представление о:

¾ истории становления теории принятия решений и теории государственных решений;

¾ существующих современных подходах к изучению процесса принятия государственных решений;

¾ особенностях нормативного и дескриптивного подходов к принятию и исполнению государственных решений;

¾ знать:

¾ основные положения, ограничения, модели и методы нормативной и дескриптивной теории принятии решений и теории государственных решений;

¾ возможные технологии, алгоритмы и методы анализа проблемной ситуации, постановки целей; прогнозирования и выбора альтернатив при разработке государственного решения, а также о методах контроля исполнения и оценки его эффективности;

¾ факторы, влияющие по поведение лица, принимающего решения, и исполнителей на всех этапах разработки, исполнения и контроля исполнения государственного решения

¾ уметь применять:

¾ технологии и методы анализа и диагностики проблемы;

¾ технологии и методы целеполагания и формирования альтернатив;

¾ технологии и методы прогнозирования;

¾ технологии и методы выбора альтернатив;

¾ технологии методы реализации государственного решения и оценки результата.

¾ Владеть навыками:

¾ выявления и анализа факторов отклонения от норм права и рациональных технологий при разработке и исполнении государственных решения;

¾ использования рациональных технологий с учетом влияния социокультурных и психологических факторов при разработке и исполнении государственных решения;

¾ синтеза формальных и неформальных аспектов при разработке и исполнении государственных решения

Литература, которой вы можете пользоваться при изучении дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» представлена в двух формах. Во-первых, в тексте каждой лекции содержаться сноски на использованную литературу. Во-вторых, в конце текста каждой лекции приводится список основной и дополнительной литературы для углубленного изучения темы, подготовки к семинарским занятиям, экзаменам, зачетам и для написания контрольной работы. Следует отметить, что в связи с учебным характером издания, использованные научные и учебные материалы не представлена в полной мере через цитирование и ссылки в тексте, а отражена в списках литературы.

При самостоятельной подготовке вы можете воспользоваться заданиями и контрольными вопросами. Задания представлены в конце каждого параграфа и направлены на закрепление знаний с опорой в основном на репродуктивную функцию мышления. Контрольные вопросы, предложенные в конце каждой темы, имеют аналитический и творческий характер и направлены на применение знаний к решению конкретных проблем вопросов, выработку практических навыков прогнозирования.

В тексте пособия располагаются специальные пиктограммы, призванные облегчить работу с текстом. Значения пиктограмм следующие:

! - задание, направленные на проверку понимания и закрепление материала

þ - пример, поясняющий и иллюстративный материал;

Желаем вам успешно освоить дисциплину «Принятие и исполнение государственных решений» и использовать полученные вами знания при решении реальных проблем.


Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений

1. Анализ особенностей принятия решений в процессе управления муниципальной собственностью.

2. Анализ системы целей муниципальной деятельности в процессе разработки управленческих решений.

3. Внешняя среда и ее влияния на реализацию альтернатив в системе государственного и муниципального управления.

4. Государственный бюджет Российской Федерации: разработка, принятие, выполнение.

5. Государственный Совет и его роль в процессе принятия государственных решений.

6. Документооборот в системе разработки, принятия и исполнения государственных и муниципальных управленческих решений.

7. Зарубежный опыт организации контроля управленческих государственных решений.

8. Имитационное моделирование при выборе и обосновании управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.

9. Информационно-коммуникационные технологии и их роль в процессе разработки решений в органах власти и управления.

10. Использование математических моделей в процессе разработки управленческих решений в органах власти и управления.

11. Контроль качества реализации управленческих решений в государственном и муниципальном управлении Российской Федерации.

12. Место и роль управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.

13. Метод сценариев при разработке и реализации государственных управленческих решений.

14. Механизм принятия решений в государственном управлении Российской Федерации.

15. Модели руководства в процессе разработки и реализации управленческих решений: американский, немецкий и японский подходы.

16. Моделирование процесса принятия управленческих государственных решений на основе деловых игр.

17. Организационные и социально-психологические основы разработки управленческих решений в системе государственного и муниципального управления

18. Организация и контроль исполнения управленческих государственных решений.

19. Организация процесса исполнения государственных управленческих решений.

20. Организация процесса разработки управленческих государственных решений.

21. Основные черты и особенности разработки и принятия управленческих решений в Германии

22. Основные черты и особенности разработки и принятия управленческих решений в США

23. Особенности принятия решений в процессе управления муниципальной собственностью.

24. Оценка эффективности реализации государственных управленческих решений.

25. Политические партии Российской Федерации и их роль в процессе принятия государственных решений.

26. Правовые и организационные основы разработки и реализации решений органов (законодательной) представительной власти


27. Правовые и организационные основы разработки и реализации решений органов исполнительной власти

28. Правовые и организационные основы разработки и реализации решений органов местного самоуправления

29. Правовые и организационные основы разработки и реализации решений органов судебной власти

30. Применение системного (комплексного) подхода к разработке управленческих решений.

31. Применение системного подхода в процессе разработки управленческих решений в органах власти и управления.

32. Проблемы выбора и анализа альтернатив в процессе принятия решений в сфере государственного и муниципального управления.

33. Проблемы качества управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления.

34. Проблемы контроля и ответственности при реализации управленческих решений в органах государственной и муниципальной власти.

35. Проблемы обеспечения социальной эффективности управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления.

36. Проблемы обеспечения экономической безопасности разрабатываемых управленческих решений

37. Проблемы обеспечения экономической эффективности разрабатываемых управленческих решений в органах власти.

38. Проблемы ответственности руководителя в принятии управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления.

39. Процедура принятия управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления.

40. Пути повышения эффективности разработки и принятия управленческих решений в органах власти.

41. Совет Безопасности Российской Федерации и его роль в процессе принятия государственных решений

42. Специфика организации разработки управленческих решений региональными и муниципальными органами власти.

43. Стандарты серии ISO-9000 как основа повышения качества разработки управленческих решений в муниципальных органах власти.

44. Сущность и роль государственной политики в системе государственного управления.

45. Технологии разработки и реализации управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.

46. Управленческие государственные решения в системе государственного управления.

47. Управленческие решения в системе муниципального управления.

48. Условия и факторы качества управленческих государственных решений в системе государственного и муниципального управления.

49. Формирование системы контроля качества реализации управленческих решений.

50. Формы и методы участия общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений в Российской Федерации.

Приложение 2

Образец титульного листа курсовой работы