Особенности разных видов нко, их различия и цели создания. НКО: их особенности и различия Унитарные нко

С каждым годом в России возрастает число некоммерческих организаций. Это позволяет улучшать качество жизни населения, развивать демократические ценности, эффективно бороться с комплексом социальных проблем «руками» волонтеров из некоммерческих организаций. Важность выбора создания того или иного вида некоммерческих организаций обусловлена их целевыми и организационными различиями. Детальнее рассмотрим это в статье.

Что такое некоммерческие организации (НКО) и чем они занимаются

Некоммерческие организации (НКО) являются видом организаций, в основе деятельности которых не лежит приобретение и максимизация прибыли и нет ее распределения между членами, входящими в организацию. НКО выбирают и устанавливают определенный вид деятельности, способствующий реализации благотворительных, социально-культурных, научно-образовательных, управленческих целей для создания социальных благ. То есть социально ориентированные некоммерческие организации России занимаются решением социальных проблем.

Виды некоммерческих организаций и цели их создания

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Некоммерческие организации - это исполнители общественно полезных услуг, получат финансовую и имущественную поддержку государства.

Некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления. Существует множество некоммерческих организаций, которые различны между собой формой и основной целью.

Отличие некоммерческих организаций от коммерческих

Рассмотрим основные отличия НКО от коммерческих по следующим пунктам:

  • цели организаций. В отличие от коммерческих организаций, у которых основная цель - максимизация прибыли, в основе деятельности НКО различные нематериальные цели (благотворительность, культурное возрождение и т. д.);
  • прибыль. У коммерческой организации чистая прибыль распределяется между участниками и реинвестируется в бизнес-процессы предприятия для его дальнейшего развития и экономической эффективности. Прибыль некоммерческой организации может идти только на деятельность, соответствующую ее некоммерческим целям. При этом НКО могут заниматься соответствующей доходной деятельностью, если это необходимо для достижения их благих целей, при условии, что это прописано в их уставах;
  • оплата труда. В соответствии с федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» НКО имеет право потратить на оплату труда до 20% общих годовых финансовых средств. В НКО, в отличие от коммерческих, сотрудники не могут получить премии и надбавки, помимо своего оклада;
  • источник инвестиций. В коммерческих организациях для реинвестиций используется прибыль, средства инвесторов, кредиторов и т. д. В НКО широко распространена поддержка международных грантов, государства, социальных фондов, волонтерского сбора средств, взносов участников и т. д.

Особенности применения упрощенной системы налогообложения НКО

Годовая финансовая отчетность НКО включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • приложения к балансу и отчету в соответствии с нормативными актами.

НКО вправе использовать упрощенную систему налогообложения (УСН), в случае, если соблюдены такие условия:

  • за девять месяцев деятельности доходы НКО не более 45 млн руб. (рассчитываются за год, в котором организация оформляет документы для перехода к УСН);
  • среднесписочная численность работников не больше 100 сотрудников в отчетном периоде;
  • в состав НКО не входят филиалы;
  • остаточная стоимость активов не более 100 млн руб.;
  • отсутствие подакцизной продукции.

Недавно в стандарты бухучета РФ были внесены большие и долгожданные изменения, которые существенно изменили правила отчетности. Эти изменения касаются и бухгалтерской отчетной документации некоммерческих организаций, перешедших на УСН.

Применение в некоммерческих организациях УСН позволит не платить налог на прибыль, налог на имущество и налог на добавленную стоимость (НДС).

При этом НКО обязана уплатить так называемый единый налог, а именно:

  • по типу налогообложения «Доходы» нужно уплатить 6% с различных поступлений, считающихся доходом;
  • для объекта налогообложения «Доходы минус расходы» составляет 15% от разницы доходов и затрат или же 1%, если доходы не превышают затраты.

Сегодня для страны важно способствовать дальнейшему развитию НКО как мощного двигателя реализации различных социальных нужд.

§ 7. Некоммерческие унитарные организации

1. Фонды

Статья 123.17. Основные положения о фонде

1. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

3. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

Статья 123.18. Имущество фонда

1. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Статья 123.19. Управление фондом

1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

1. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

2. Учреждения

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономные учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Статья 123.23. Частное учреждение

1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

3. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

3. Автономные некоммерческие организации

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

4. Религиозные организации

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

2. Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

1. Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Статья 123.28. Имущество религиозной организации

1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Назад

Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных организаций:

2. Учреждения

3. Автономные некоммерческие организации

4. Религиозные организации

Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Устав фонда может быть изменен его высшим коллегиальным органом, а в предусмотренных уставом случаях - учредителем. Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав, решение об изменении устава принимает суд. В уставе, в частности, содержатся сведения о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Реорганизация фонда не допускается (за исключением негосударственных пенсионных фондов в случаях, установленных законом). Фонд может быть ликвидирован в случаях, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом. Решение о ликвидации принимает только суд. В этом случае имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.



Учреждением считается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Последнее может быть автономным, бюджетным или казенным. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником этого имущества или приобретенных им за счет выделенных таким собственником средств. Собственник не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности ГК РФ допускает образование автономной некоммерческой организации , не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. Такая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность организации. Они не отвечают по обязательствам созданной организации, а последняя не отвечает по обязательствам учредителей. Учредители могут пользоваться услугами организации только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Ее учредительным документом является устав. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей. По единогласному решению учредителей в их состав могут быть приняты новые лица.

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители, по решению которых может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы) и назначен единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.), в том числе из числа учредителей-граждан. Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган. Местная религиозная организация должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Гражданско-правовой статус религиозных организаций, порядок образования и компетенция их органов, а также отношения между организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются нормами ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями или централизованной религиозной организацией. Учредители могут выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе приобретенного или созданного за счет собственных средств, а также пожертвованного им. На имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Учредители не сохраняют имущественных прав на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Они не отвечают по обязательствам этих организаций, а организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

21. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права .

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

21. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ). Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества. По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти *(34).

Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.

Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам. Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуализационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).

В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских правопределяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности.

Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц.

Согласно статье 123.1 «Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях» Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50). Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных организаций – это Фонды (статья123.17 ГК РФ); Учреждения (статья123.21 ГК РФ); Автономные некоммерческие организации (статья123.24 ГК РФ); Религиозные организации(статья123.26 ГК РФ).

14. Хозяйственное партнерство – юридическая характеристика.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года №380-ФЗ «О хозяйственном партнерстве» хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников. Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается. Решение об учреждении партнерства принимается собранием учредителей партнерства.

Устав партнерства является учредительным документом партнерства. Устав партнерства подписывается всеми учредителями партнерства. Каждый участник партнерства обязан внести вклад в складочный капитал партнерства. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал партнерства.

Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством.

Партнерство может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В России существует порядка тридцати форм некоммерческих организаций (НКО). Часть из них обладает схожими функциями и отличается только названием. Основные виды НКО установлены Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996. Есть и другие нормативные документы, определяющие порядок работы конкретных форм НКО. Расскажем обо всех видах в нашей статье.

Виды некоммерческих организаций

С 2008 г. для финансирования НКО президентом утверждены специальные гранты. За шесть лет их объем достиг 8 млрд. рублей. В основном их получали объединения, подконтрольные Общественной палате. Закон выделяет следующие основные формы НКО:

  1. Общественные и религиозные объединения. Это общность граждан, созданная добровольно на основе общих интересов. Цель создания - удовлетворение духовных и нематериальных нужд.
  2. Общины народов малой численности. Люди объединяются по территориальному признаку или кровному родству. Защищают свою культуру, уклад жизни, область обитания.
  3. Общества казаков. Имеют цель сохранить традиции и культуру российского казачества. Члены НКО обязуются нести военную службу. Такие организации бывают хуторскими, городскими, юртовыми, окружными и войсковыми.
  4. Фонды. Создаются для оказания социальной помощи в вопросах благотворительности, образования, культуры и т. д.
  5. Корпорации. Служат для выполнения социальных и управленческих функций.
  6. Компании. Оказывает услуги с использованием госимущества.
  7. Некоммерческие партнерства (НП). Основаны на имущественных вкладах членов. Преследуют цели, направленные на достижение общественных благ.
  8. Учреждения. Делятся на муниципальные, бюджетные, частные. Образовываются единственным учредителем.
  9. Автономные организации (АНО). Создаются для оказания услуг по различным направлениям. Возможно изменение состава участников.
  10. Ассоциации (союзы). Функционируют для защиты профессиональных интересов. Читайте также статью: → “ ».

Выбор вида НКО, постановка целей

Для создания НКО формируется инициативная группа. Нужно определиться, организация какого типа будет регистрироваться. Первостепенную роль в выборе играют поставленные задачи. Они бывают двух видов:

  1. Внутренние - НКО создается в интересах ее членов, для их нужд и решения проблем (НП).
  2. Внешние - деятельность ведется в интересах граждан, не являющихся участниками НКО (фонд, АНО).

Например, теннисный клуб, предоставляющий своим участникам теннисный корт и возможность бесплатно поиграть - внутренние цели, если при данной НКО будет организована школа юных теннисистов - внешние. При определении характера работы нужно учитывать существующие в данный момент интересы членов объединения и возможные перспективы.

Важным при выборе ОПФ является количество учредителей, возможность принятия новых членов, имущественные права участников.

Определиться с видом ОПФ создаваемой организации поможет таблица:

Форма НКО Цели Право управления Имущественные права Ответственность
Внутренние Внешние Есть Нет Есть Нет Есть Нет
Общественные + + + + +
Фонды + + + +
Учреждения + + + + +
Ассоциации + + + + +
НП + + + +
АНО + + + +

Пример. Членство в клубе собаководов

Группа людей планирует создать клуб собаководов-любителей. Цель НКО - обмен опытом разведения пород, внедрение новых методик дрессировки, помощь в покупке животных, организация выставок.

На начальном этапе следует установить, будет ли НКО иметь членов или нет. Для деятельности данного клуба больше подходит членство, т. к. для участников можно создать более благоприятные условия по сравнению с посторонними лицами. Например, льготы на приобретение пород, кормов и т. д.

Устанавливая привилегии для участников, клуб привлечет новых членов, соответственно его популярность возрастет, и сумма взносов увеличится. В качестве ОПФ для данного направления деятельности больше всего подойдет общественная организация либо НП.

Особенности НКО, их отличие от коммерческих организаций

НКО имеют некоторые особенности, отличающие их от коммерческих структур:

  1. Ограниченная правоспособность. Объединения могут функционировать только в тех направлениях, которые указаны в их учредительных документах и соответствующих законах.
  2. Работа в интересах общества. НКО не ставит перед собой задачу получить прибыль.
  3. Ведение предпринимательства. Коммерцией НКО может заниматься только в рамках достижения уставных целей. Прибыль членам не раздается.
  4. Большой выбор организационно-правовых форм (ОПФ). При создании НКО выбирается подходящая для конкретных задач ОПФ в соответствии с законом.
  5. Не признаются банкротом (кроме фондов и кооперативов). При появлении задолженности перед кредиторами суд не может объявить организацию несостоятельной. НКО может ликвидироваться, а имущество использоваться для покрытия долга.
  6. Финансирование. НКО получает активы от участников, а также пожертвования, добровольные вклады, гранты от государства и т. д.

Свои особенности имеет каждая ОПФ НКО. Например, члены кооперативов вправе делить доходы между собой.

Преимущества и недостатки разных видов НКО

Каждая из ОПФ некоммерческих объединений имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Они отражены в таблице.

Вид НКО Плюсы Минусы
Потребкооператив Распределение выручки;

Стабильность торговли;

Господдержка;

Ответственность за долги;

Сложный документооборот;

Необходимость дополнительных вложений в случае убытков.

НП Сохранность прав на имущество;

Нет ответственности за кредиторку;

Свобода выбора организационной структуры.

Прибыль не распределяется;

Разработка документации.

Ассоциация Преобразование в товарищество;

Безвозмездное пользование услугами участниками.

Ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет.
Фонд Предпринимательство;

Неограниченное число учредителей;

Отсутствие ответственности по долгам;

Имеет собственное имущество.

Ежегодная публичная отчетность;

Возможность признания банкротом;

Не преобразовываются.

Религиозные объединения Не имеют материальных прав Не отвечают по долгам.
Учреждения Оказание услуг за плату. Отвечает перед кредиторами;

Имуществом распоряжается собственник

Общественные организации Не отвечают по задолженности;

Допускается предпринимательство;

Свобода в выборе целей, методов работы.

Члены не претендуют на переданные активы и взносы

Унитарные НКО, т. е. не имеющие членов, обладают преимуществом быстро решать возникающие трудности. К недостаткам относится проблема в принятии окончательных решений при большом количестве учредителей.

Пример. Недостаток унитарной НКО

Восемь человек создали благотворительную организацию «Помощь» во главе с Советом учредителей. НКО успешно работала, но часть учредителей переехала, некоторые отошли от дел. Остался один управляющий. Возникла необходимость внести в Устав поправки. Принять решение без голосования нельзя. Остальных учредителей собрать невозможно.

В данном примере теряется время и может закрыться сама организация. При выборе ОПФ следует быть уверенным в серьезности намерений партнеров. Недостатками всех форм НКО являются:

  • Соответствие деятельности утвержденным в Уставе целям;
  • Сложный процесс регистрации;
  • Специфика оформления учредительных бумаг с учетом рабочих задач;
  • Ответственность заявителя за представленную в документах информацию;
  • Отказ в регистрации при малейшей неточности в бумагах;
  • Длительная проверка документов Минюстом;
  • Невозможность распределения прибыли.

Достоинства:

  • Ведение предпринимательства совместно с социальной работой;
  • Могут не иметь активов;
  • Отсутствие ответственности участников по обязательствам;
  • Упрощенная отчетность;
  • Целевые суммы не подлежат налогообложению;
  • Наследуемое имущество не облагается налогом на прибыль.

Различия основных форм НКО

В таблице представлены различия основных форм НКО.

Показатель НП АНО Частное учреждение Фонд Общественная организация Ассоциация
Учредители Физические и (или) юрлица Гражданин или юрлицо Граждане и (или) юрлица Не менее 3 физлиц Любые юрлица
Членство Есть нет Есть
Предпринимательство Разрешено Нет
Ответственность Нет Есть Нет Есть
Публикация в СМИ Нет Есть Нет

Цели создания разных форм

  • Фонды - формирование имущества за счет добровольных вкладов и применение его для общественных нужд. Не имеют членов. Могут заниматься предпринимательством для достижения целей.
  • Ассоциации - защита интересов участников на основании договора. Их создают коммерческие структуры для организации управления предпринимательством.
  • Общественные организации - совместная работа для достижения поставленных задач. Создаются инициативной группой от 10 человек, которых объединяют общие интересы.
  • Религиозные объединения - исповедание и приобщение граждан к вере, богослужения, обряды, обучение религии.
  • Потребкооператив - улучшение имущественного положения членов, обеспечение их товарами, услугами с помощью объединения взносов. При выходе из членства человек получает свой пай.
  • Учреждения - выполнение культурных, социальных, управленческих, прочих задач некоммерческого плана. Средства вносит учредитель.
  • АНО - оказание образовательных, медицинских, спортивных и прочих услуг.
  • НП - достижение социального благополучия во всех сферах жизни: здравоохранении, культуре, искусстве, спорте. Данная форма подходит для оказания различных видов услуг.
  • Общины малочисленных народов создают граждане в добровольном порядке. В них должно состоять не менее трех членов. Объединяются люди на основе общих интересов, территории проживания, традиций, промыслов с целью сохранить свой быт, культуру, принципы хозяйствования. Данные НКО могут заниматься коммерцией для выполнения поставленных задач. При выходе из общины гражданин имеет имущественные права.

Налогообложение и бухгалтерская отчетность

Если общественное объединение не имеет коммерческой деятельности и облагаемых налогами активов, она отчитывается перед налоговой единожды в год.

Представляет баланс, форму 2 и отчет о целевом расходовании средств. Во внебюджетные фонд НКО сдают отчеты ежеквартально. В пенсионный - форму РСВ-1, в соцстрах - 4-ФСС. НКО отчитываются по следующим налогам: НДС, прибыль, имущество, земля, транспорт. Бухгалтерские формы 1 и 2 сдаются также в Росстат по итогам года. НКО, применяющие УСН, ежегодно сдают декларацию по единому налогу.

Для всех некоммерческих структур обязательным является представление сведений о среднесписочном количестве работников и справок о доходах, при выплате заработка. Эти документы передаются в налоговую по итогам года.

  • Потребительский кооператив. Занимается предпринимательством. Сдает отчетность в полном объеме ежеквартально. Льгот не имеет. Правление НКО отвечает за представленную в налоговую информацию и за данные, публикуемые в СМИ. Годовой отчет перед представлением подлежит проверке ревизионной комиссией НКО.
  • Религиозные объединения. Не платят НДФЛ. При получении денег и имущества за рубежом, НКО данной формы должны учитывать эти поступления отдельно от прочих. Организации должны представлять в Минюст сведения по итогам работы. Те же данные НКО обязана опубликовать. Отчет представляют до 15 апреля.
  • Учет в НП не предусматривает льгот и ведется практически по тем же требованиям, что и в коммерческих компаниях.
  • Фонды. Необходим учет источников поступления средств. Отчеты по бухгалтерии и налогам представляются в общем порядке.
  • Ассоциации. Бухучет ведется по смете. Она составляется на год, содержит план расходования и поступления денег.
  • Казачьи объединения представляют в Минюст сведения о своей численности. Годовой отчет составляет Атаман.

Для всех видов НКО средства, полученные для решения уставных задач, налогом на прибыль не облагаются. Средства, поступление которых имеет целевое назначение и не связано с продажей товара, выполнением работ или услуг НДС не облагаются. От НДФЛ освобождаются выплаты на обслуживание инвалидов.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. В чем заключается особенность формирования АНО?

Характерной особенностью АНО является то, что сотрудники не могут составлять более 1/3 всех членов управляющего органа.

Вопрос №2. Какие НКО освобождены от уплаты НДС?

От уплаты НДС освобождаются объединения инвалидов, унитарные предприятия при учреждениях здравоохранения и соцзащиты, организации, в штате которых инвалидов более 50%.

Вопрос №3. Что представляет собой реестр нежелательных НКО?

В мае 2015 года президент подписал Закон о нежелательных организациях. К ним причисляют иностранные неправительственные НКО, представляющие угрозу Конституции, обороноспособности и безопасности РФ.

Вопрос №4. Какую отчетность представляют НКО в Минюст?

В Минюст ежегодно сдаются сведения о работе НКО, составе руководства, поступлениях от зарубежных источников.

Вопрос №5. Как отчитываются по итогам года политические партии?

Партии в течение 30 дней после окончания квартала подают в Центральную избирательную комиссию сведения о поступлении и расходе средств, сводный отчет сдается до 1 апреля следующего года.

Итак, существует большое количество видов НКО. При выборе подходящей формы следует учитывать цели создания организации и иные особенности, установленные законодательством для каждой ОПФ.