Презентация к уроку "эволюционные теории". Презентация «Положения синтетической теории эволюции Направления эволюционного процесса


350 тыс. видов растений 800 видов вирусов ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ? 1,5 млн. видов животных 100 тыс. видов грибов 3 тыс. видов прокариот" width="640"

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

4,5 млн. видов живых организмов

350 тыс. видов растений

800 видов вирусов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ?

1,5 млн. видов животных

100 тыс. видов грибов

3 тыс. видов прокариот


ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ БИОЛОГИИ

  • Додарвиновский период (I тыс. до н.э. – 1859)
  • Дарвиновский период (1859-1900)
  • Современный период (1900 – по наст. время)

1. Додарвиновский период (I тыс. до н.э. – 1859)

Система естественнонаучных взглядов

ТРАНСФОРМИЗМ – концепция, признающая изменяемость видов и естественное превращение живой природы, но не объясняющая их закономерности.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ система взглядов в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.

КРЕАЦИОНИЗМ – мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира рассматриваются как непосредственно созданные Творцом.

Жорж Луи Бюффон (1707-1788)

Жан-Батист Ламарк (1744-1829)

Карл Линней (1707-1778)


Карл Линней

(1707-1778)

Ввел бинарную номенклатуру (двойное название вида)

Объединил сходные виды в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды, отряды – в классы.

Обновил ботанический язык, установив около 1 000 новых терминов

Шведский естество-испытатель

Описал более 8 000 видов растений и около 4 500 видов животных


Жорж Луи Леклерк БЮФФОН

(1707-1788)

Реальны только особи; видов, классов, семейств в природе не существует

Французский естество-испытатель

Создал гипотезу развития Земли, разделив её на периоды

Причины, ведущие к изменению организмов: климат, пища и одомашнивание.


Жан-Батист ЛАМАРК (1744-1829)

Создатель первой эволюционной теории (нач. XIX в., «Философия зоологии»)

Построил систему животного мира по принципу градации

Сформулировал «Закон упражнения и неупражнения органов» и «Закон наследования приобретенных признаков»

Правильно определил направления эволюции, показал роль среды


Проверяем знания

Каждому термину подобрать соответствующее ему определение

  • Креационизм
  • Трансформизм
  • Эволюция
  • Теория катастроф
  • Систематика

А. Представления об изменении и превращение форм организмов, происхождении одних организмов от других.

Б. Идеалистическое учение в биологии, утверждающее, что все живое на Земле является результатом акта божественного творения.

В. Объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами и следующими за ними актами нового божественного творения.

Г. Раздел биологии, задачей которого является описание всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация.

Д. Необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы.


«2. Дарвиновский пеирод»

Https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ec81d1658a0/img_user_file_54ec81d1658a0_1_1.jpg" alt="2. Дарвиновский период ДАРВИНИЗМ – учение о постепенном развитии (эволюции) органических форм, основанное на теории естественного отбора Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма Социально-экономические Естественнонаучные Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1832-1837) В начале XIX в. в Англии формируется капиталистическая система ведения сельского хозяйства Достижения в области палеонтологии, биогеографии, эмбриологии. Собран разнообразный экспедиционный материал Учение о клеточном строении организма Чарльз Дарвин (1809 – 1882)" width="640">

2. Дарвиновский период

ДАРВИНИЗМ – учение о постепенном развитии (эволюции) органических форм, основанное на теории естественного отбора Дарвина.

Предпосылки возникновения дарвинизма

Социально-экономические

Естественнонаучные

Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1832-1837)

В начале XIX в. в Англии формируется капиталистическая система ведения сельского хозяйства

Достижения в области палеонтологии, биогеографии, эмбриологии.

Собран разнообразный экспедиционный материал

Учение о клеточном строении организма

Чарльз Дарвин (1809 – 1882)

ЧАРЛЬЗ ДАРВИН

«ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА ИЛИ СОХРАНЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ РАС В БОРЬБЕ ЗА ЖИЗНЬ» (1859)

Глава I. Изменение под влиянием одомашнивания.

Искусственный отбор - выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами.

Глава II. Изменение в естественном состоянии.

Наследственность - всеобщее свойство живых организмов сохранять в потомстве особые черты строения, функционирования и образа жизни.

Изменчивость – всеобщее свойство живых организмов приобретать различия в пределах вида.

Глава III. Борьба за существование.

Борьба за существование - различные формы взаимоотношений организма со средой:

  • внутри видовая борьба.
  • с неблагоприятными факторами неживой природы;
  • с представителями других видов;
  • внутри видовая борьба.

Глава IV. Естественный отбор.

Естественный отбор – процесс, при котором выживают и дают плодовитое потомство наиболее приспособленные особи.


Факторы (движущие силы) эволюции (по Ч. Дарвину)

В природе

В селекции растений и животных

Наследственная изменчивость, борьба за существование

Наследственная изменчивость

Естественный отбор

Искусственный отбор

Многообразие пород и сортов, полезных для человека

Приспособленность организмов

Многообразие видов

(дивергенция – расхождение признаков популяций)


  • Установил механизм эволюции, объясняющий многообразие живых существ и их приспособленность к условиям существования.
  • Сформулировал законы развития природы.
  • Дарвинизм поставил биологию на научную основу.

Проверяем знания

  • Сформулируйте в одном предложении основную идею эволюционной теории Ч. Дарвина.
  • Охарактеризуйте основные положения эволюционной гипотезы Ч. Дарвина. Заполните таблицу.
  • Сравните формы отбора. Заполните таблицу.

Фактор эволюции

Определение

Наследственность

Изменчивость

Роль в эволюционном процессе

Борьба за сосуществование

Естественный отбор

Показатели

Сходство

Искусственный отбор

Естественный отбор

Просмотр содержимого презентации
«3. Современный период»


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННОЙ БИОЛОГИИ СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс: базовый уровень / под ред Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2014)


3. Современный период

(1900 – по наст. время)

«Кошмар Дженкина» - королева проблем эволюционной биологии

Серьезное научное возражение Ч. Дарвину выдвинул английский инженер Флеминг ДЖЕНКИН (1833-1885).

Полезные признаки индивида в случае свободных скрещиваний будут растворяться в ряду потомков.

Положительные свойства организма должны все более затухать и наконец исчезать в «болоте» обычных признаков.


В 1865 году чешский монах Грегор Мендель на основании опытов сформулировал законы наследования признаков организма, которые легли в основу генетики.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Грегор Мендель (1822-1884)

Результаты опытов Г. Менделя опровергли представления о том, что наследственные признаки смешиваются, подобно двум растворам, и доказывали, что признаки родителей наследуются отдельно как дискретные (прерывающиеся) признаки .

К 1900 году голландец Х. Де Фриз, немец К. Корренс, австриец Э. Чермак почти одновременно переоткрыли законы Г. Менделя.


Материальная основа наследственности

Первичные структуры белков клетки

Третичные структуры

Функции белков

Особенности клетки

Наследственная информация клетки – информация о первичной структуре белков, синтезируемых в клетке.

Схема синтеза белка в клетке


  • Хромосома – структурный элемент ядра клетки, содержащий ДНК, в которой заключена наследственная информация.
  • Гаплоидный набор хромосом - …
  • Диплоидный набор хромосом - …
  • Ген – элементарная единица наследственности; участок ДНК, кодирующий одну полипептидную цепь или одну молекулу РНК.
  • Генотип – совокупность всех генов организма.
  • Геном – совокупность генов, содержащихся в гаплоидном набора хромосом данного организма.
  • Фенотип – совокупность всех признаков организма.

  • Гомологичные хромосомы – парные хромосомы.
  • Аллельные гены – парные гены.
  • Аллель – вариант гена, контролирующий одно из проявлений признака.
  • Доминантный аллель – ген, преобладающий, подавляющий действие рецессивного гена.
  • Рецессивный аллель – ген, не проявляющийся под действием доминантного гена.
  • Гомозиготный организм – в гомологичных хромосомах содержат одинаковые аллельные гены.
  • Гетерозиготный организм – в гомологичных хромосомах содержат разные аллельные гены.

В I половине ХХ в. произошел синтез теории Ч. Дарвина и генетики Г. Менделя

Н.В. Тимофеев- Ресовский

(1900-1981)

С.С. Четвериков

Н.П. Дубинин

А.С. Серебровский

(1906-1998)

(1892-1948)

(1882-1959)

И.И. Шмальгаузен

(1884-1963)

Ф.Г. Добжанский

(1900-1975)

Развил теорию естественного отбора. Разработал теорию стабилизирующего отбора.

Заложил основы современной теории видообразования. Установил важную роль геогра-фической изоляции в дивергенции популяций.

Изучил механизм накопления и поддержания наследственной изменчивости в популяциях.

Сформулировали идею о делимости гена и экспериментально ее подтвердили. Предложили схему линейного строения гена и метод определения его размеров.

Заложил основы популяционной и радиационной генетики.


ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ БИОЛОГИИ

Дарвинизм

Генетика

Синтетическая теория эволюции


Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ)

  • Естественный отбор – главный фактор и движущая сила эволюции, причина развития исторического приспособления организмов к окружающему миру.
  • Материалом для эволюции служит наследственная (генетическая) изменчивость.
  • Единицей эволюции является не отдельная особь, а популяция.
  • Ключевым эволюционным событием является процесс образования видов.
  • Эволюционные механизмы, приводящие к образованию новых видов, применимы к таксонам более высокого уровня.

Проверяем знания

  • Почему современная эволюционная теория называется «синтетической»?

Умникам и умницам

  • Заполните таблицу «Современная теория эволюции – синтез знаний разных биологических наук».

Наука

Вклад в развитие теории эволюции

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма и опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию. Все сторонники синтетической теории признают участие в эволюции трех факторов: Мутационный Рекомбинационный Селекционный Генерирующий новые варианты генов Определяющий соответствие данным условиям обитания Создающий новые фенотипы особей


Синтетическая теория в ее нынешнем виде образовалась: Синтетическая теория в ее нынешнем виде образовалась: в результате трансформации взглядов Вейсмана в моргановскую хромосомную генетику: приспособительные отличия передаются от родителей потомкам с хромосомами в виде новых генов Вследствии естественного отбора.


Толчок к развитию синтетической теории дала гипотеза о рецессивности новых генов. Эта гипотеза предполагала, что в каждой воспроизводящейся группе организмов во время созревания гамет в результате ошибок при репликации ДНК постоянно возникают мутации – новые варианты генов.






1. ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ЭВОЛЮЦИИ СЧИТАЕТСЯ ЛОКАЛЬНАЯ ПОПУЛЯЦИЯ; 2. МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ЭВОЛЮЦИИ СЧИТАЕТСЯ МУТАЦИОННАЯ И РЕКОМБИНАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ; 3. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИЙ, ВИДООБРАЗОВАНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАДВИДОВЫХ ТАКСОНОВ; 4. ДРЕЙФ ГЕНОВ И ПРИНЦИП ОСНОВАТЕЛЯ ВЫСТУПАЮТ ПРИЧИНАМИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕЙТРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ; 5. ВИД ЕСТЬ СИСТЕМА ПОПУЛЯЦИЙ, РЕПРОДУКТИВНО ИЗОЛИРОВАННЫХ ОТ ПОПУЛЯЦИЙ ДРУГИХ ВИДОВ, И КАЖДЫЙ ВИД ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБОСОБЛЕН; 6. ВИДООБРАЗОВАНИЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗОЛИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В УСЛОВИЯХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИЗОЛЯЦИИ.


«Чистый дарвинизм» (Л.С.Берг) Синтетическая теория (Н.И.Воронцов) 1. Все организмы развивались из одной или немногих первичных форм. 2. Развитие шло дивергентно 3. Развитие шло на основе случайных вариаций. 4. Факторами прогресса служат борьба за существование и естественный отбор. 5. Процесс эволюции заключается в образовании новых признаков 6. Вымирание организмов происходит от внешних причин: борьбы за существования и выживание более приспособленных. 1. Наименьшая единица эволюции- популяция. 2. Основным движущим фактором эволюции служит естественный отбор случайных и мелких мутаций. 3. Эволюция носит дивергентный характер. 4. Эволюция носит постепенный и длительный характер. 5. Каждая систематическая единица должна иметь единственный корень. Это обязательное условие для самого права на существование. Эволюционная систематика строит классификацию исходя из родства. 6. За пределами вида эволюция прекращается. 7. Вид политипичен. 8. Изменчивость носит случайный характер. 9. Эволюция непредсказуема.


Синтетическая теория эволюции не вызывает сомнений у большинства биологов. Считается, что эволюция в целом удовлетворительно объясняется этой теорией. Тем не менее за последние два десятилетия возросло число публикаций, в которых отмечается, что СТЭ неадекватна современным знаниям о ходе эволюционного процесса. В качестве одного из наиболее часто критикуемых положений СТЭ можно привести ее подход к объяснению вторичного сходства. 1. По неодарвинизму, все признаки живых существ полностью определяются составом генотипа и характером отбора. Поэтому параллелизм объясняется тем, что организмы унаследовали большое количество одинаковых генов от своего предка, а происхождение конвергентных признаков целиком приписывается действию отбора. Вместе с тем, хорошо известно, что черты сходства, развивающиеся в достаточно удаленных линиях, часто бывают неадаптивный и поэтому не могут быть правдоподобно объяснены ни естественным отбором, ни общим наследованием. Независимое наследование одинаковых генов и их сочетание заведомо исключается, поскольку мутации и рекомбинации – случайные процессы.


Эволюционная теория Ч. Дарвина В основе механизмов эволюции – три главных фактора: Изменчивость Изменчивость Борьба за существование Борьба за существование Естественный отбор Естественный отбор Основные положения теории: 1. Организмы изменчивы 2. Различия между организмами хотя бы частично передаются по наследству. 3. Бесконечное увеличение организмов на планете в следствии их размножения ограничивает малое количество жизненно важных ресурсов, что приводит к борьбе за существование, в которой выживают не все. 4. В результате борьбы за существование происходит естественный отбор – выживают те особи, которые располагают полезными в данных условиях свойствами.






Каждый вид – это замкнутая генетическая система. Представители разных видов не скрещиваются, а если и скрещиваются, то либо не дают потомства, либо это потомство бесплодно. Следовательно, дивергентному видообразованию должно предшествовать возникновение изолированных популяций внутри предкового вида.






Микроэволюция элементарные эволюционные факторы направляющие не направляющие 1. борьба за существование 1. дрейф генов 2. естественный отбор 2. волны жизни 3. мутация 4. изоляция элементарная структура – популяция, насыщенная элементарным эволюционным материалом – мутациями элементарные эволюционные явления – изменение генофонда филетическая эволюция видообразование (приводит к возникновению (образование новых популяций, приспособления) видов, подвидов и т.д.)


1. элементарные явления эволюции – изменения, происходящие в популяции, путем рекомбинаций, мутаций и естественного отбора, отделяющие эту популяцию от других. 2. элементарный материал эволюции – наследственная изменчивость у особей популяции, которая приводит к возникновению как качественных, так и количественных фенотипических отличий. 3. элементарные факторы эволюции – естественный отбор, мутации, популяционные волны и изоляция изоляция, мутация и популяционные волны влияют на эволюцию вида, а естественный отбор направляет ее. Важнейшие понятия эволюции:




Закономерности Эволюции: 1. Первая и главная закономерность- Необратимый характер эволюции: Эволюция – это необратимы процесс исторического развития органического мира Организмы, популяции и виды. Возникшие в ходе эволюции не могут вернуться к прежнему состоянию их предков


2. Вторая закономерность – общая направленность(тенденция) эволюционного процесса- Прогрессивное усложнение форм жизни: Заключается в непрерывном приспособлении живого мира к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. В преобразовании видов и обособлении одних видов от других. Эволюция – это процесс не программированного развития живой природы


3. Третья закономерность эволюции- Развитие приспособленности(адаптации) видов к среде обитания адаптации Общие (наличие конечностей у наземных животных) Общие (наличие конечностей у наземных животных) частные (разные типы конечностей в связи с местом и образом жизни) частные (разные типы конечностей в связи с местом и образом жизни)



Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Синтетическая теория эволюции" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Биология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Датский биолог, профессор Института физиологии растений Копенгагенского университета, член шведской Академии наук. Выступил в поддержку голландского ботаника Хуго де Фриза, установившего, что генотип может изменяться вследствие мутаций. Опытами над ячменём и фасолью доказал неэффективность отбора у самоопыляющихся растений, создал на этой основе закон «о чистых линиях» - о частичном наследовании приобретённых признаков. Таким образом заложив основы современных принципов селекции. Книга «Элементы наследственности» оказала большое влияние на читателей, а введённые им термины «фенотип», «генотип» и «популяция» вошли в научный язык генетики.

Первые камни в фундамент новой теории:

ИОГАНСЕН Вильгельм Людвиг (1857-1927)

Слайд 3

Выдающийся русский биолог, генетик-эволюционист, сделавший первые шаги в направлении развития современной теории эволюции. Его статья «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики» по сути стала ядром будущей синтетической теории эволюции и основой для дальнейшего развития неодарвинизма и генетики. В этой статье Четвериков показал, что: мутационный процесс происходит в природных популяциях. большинство вновь возникших мутаций понижает жизнеспособность, хотя изредка возникают и мутации, повышающие таковую. генетическая изменчивость проявляется наиболее сильно, когда многочисленный вид распадается на ряд небольших, изолированных колоний.

ЧЕТВЕРИКОВ Сергей Сергеевич (1880-1959)

Новый взгляд на эволюционный процесс:

Слайд 4

Английский генетик, эволюционист, физиолог, биохимик, популяризатор и философ науки. Один из основоположников современной генетики, а также синтетической теории эволюции. Наряду с другими учёными сумел связать дарвиновскую теорию эволюции и учение Грегора Менделя о наследственности, основываясь на математических и статистических доказательствах, почерпнутых из анализа показателей мутаций. Это позволило ему разработать математическую теорию моделирования гена и сцепления наследственных факторов. Выступил против использования ядерного оружия, вычислив повышение вероятности возникновения мутаций в человеческой популяции вследствие радиоактивного облучения, вызванного взрывом атомной бомбы.

Возникновение теоретической генетики:

ХОЛДЕЙН Джон Бердон Сандерсон (1892-1964)

Слайд 5

Возникновение популяционной генетики:

Английский статистик, эволюционист и генетик. Работая в области генетики, Фишер ввел систематический подход анализа данных, что стало началом для развития новых статистических методов и статистики как науки в целом. В 1925 году он опубликовал свою первую книгу о статистических методах для научных работников, которая стала стандартным справочным пособием для ученых во многих дисциплинах. Его работы по теории популяционной генетики сделали Фишера одним из трех великих ученых в этой области.

ФИШЕР Роналд Эйлмер (1890-1962)

Слайд 6

Советский генетик, академик АН СССР по отделению биологических наук Областью научных интересов была общая и эволюционная генетика, а также применение генетики в сельском хозяйстве. Показал дробимость гена, а также явление комплементарности гена. Опубликовал ряд важных научных работ по структуре и функциям хромосом, показал наличие в популяциях генетического груза - летальных и сублетальных мутаций. Работал также в области космической генетики и над проблемами радиационной генетики.

Эволюционная генетика:

ДУБИНИН Николай Петрович (1906-1998)

Слайд 7

Английский биолог, эволюционист и гуманист. Труд Хаксли «Эволюция: современный синтез» по объему анализируемого материала и широте проблематики превосходит даже книгу самого Дарвина. Он на протяжении многих лет держал в уме все направления в развитии эволюционной мысли, внимательно следил за развитием родственных наук и имел личный опыт генетика-экспериментатора. Хаксли показал, что естественный отбор действует как фактор эволюции и как фактор стабилизации популяций и видов. Видный историк биологии Провин так оценил его труд: «Книга Хаксли стала доминантной силой в эволюционном синтезе».

Обобщение концепции эволюции:

ХАКСЛИ Джулиан Сорелл (1887-1975)

Слайд 8

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма и опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию. Все сторонники синтетической теории признают участие в эволюции трех факторов: Мутационный (генерирующий новые варианты генов) Селекционный (определяющий соответствие данным условиям обитания) Рекомбинационный (создающий новые фенотипы особей)

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Конспект урока по биологии в 11 классе по теме «Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина».


Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по биологии в 11 классе по теме: «Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина». Данный материал будет полезен учителям биологии, при объяснении нового материала по данной теме.

Интеграция образовательных областей
Научить детей:
а) не бояться проявлять инициативу;
б) научиться критически, смотреть, думать;
в) уважать других и другое вокруг себя;
г) хотеть быть честным и быть самим собой;
д) научиться сотрудничать.
Нужно: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».
Цель: изучение сущности естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции.
Задачи:
-познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей;
-рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории, познакомить учащихся с взглядами К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ж. Кювье, К.Бэра, Ч. Лайеля;
- раскрыть основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина.
Элементы содержания: изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, передовые свойства, борьба за существование.
Оборудование : портреты ученых, карточки для закрепления изученного материала.
Тип урока: комбинированный.
I Организационный момент:
II Актуализация знаний учащихся:
Учитель:
1.Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII веке?(ответы детей)
2.Как вы понимаете, что такое эволюция?(ответы детей)

III Изучение нового материала:

Слайд № 1
С высказыванием древнегреческого философа Гераклита. «Все есть и не есть, потому что хотя и настанет момент, когда оно есть, но оно тут же перестает быть… Однако и то же и молодо и старо, и мертво и живо, то изменяется в это, это, изменяясь, снова становится тем».
Учитель: Прочитайте высказывание древнегреческого философа Гераклита. Как вы понимаете эти слова?
На уроке мы будем говорить о развитии эволюционного учения Чарльза Дарвина.
Слайд № 2
На слайде вы видите задачи нашего урока.
Познакомить с историей формирования и развития эволюционных идей;
Рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории;
Познакомить учащихся с работами Ж-Б Ламарка и других ученых.
Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Учитель:
Основной труд Чарльза Дарвина « Происхождение видов» в корне изменивший представление о живой природе, появился в 1859 году. Этому событию предшествовала более чем двадцатилетняя работа по изучению и осмыслению богатого фактического материала, собранного как самим Дарвином, так и другими учеными. Сегодня мы поговорим с основными предпосылками эволюционных представлений, первой эволюционной теорией Жана Батиста Ламарка, узнаете о теории Чарльза Дарвина об искусственном и естественном отборе.
Сайд № 3
Основные понятия урока.
Запишите основные понятия, которые вы должны усвоить на уроке.
- Эволюция
-Наследственная изменчивость
-Естественный отбор
-Искусственный отбор
- Борьба за существование
Слайд № 4
Портрет Ч.Дарвина и цитата « Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем больше невероятными становятся для нас чудеса».

Слайд № 5
Чарльз Дарвин.
Английский ученый натуралист и путешественник. Одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость. Идеи и открытия Дравина формируют фундамент современной теории эволюции и составляют основу биологии.
Учитель: Проследим основные пути формирование мировоззрения Дарвина и его систему доказательств.
Слайд № 6
Биография
1827-в течение трех лет изучал богословие в Кембриджском университете.
1831- по окончании университета отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота « Бигль».
За время путешествия побывал на Галапагосских островах и других местах.
Результаты исследований изложил в трудах Дневник изысканий, Происхождение видов путем естественного отбора.
Слайд № 7
План изучения урока
1. Эволюция.
2. Система органической природы К. Линнея.
3. Эволюционная теория Ж-Б Ламарка и других ученых.
4.Успехи в новых областях биологии в начале XIX века.
5.Предпосылки возникновения эволюционной теории.
6.Основные положения Ч. Дарвина.
Учитель: Термин « эволюция» (от латинского evolution- развертывание) ввел в XVIII веке швейцарский натуралист Шарль Боннэ.
Под эволюцией в биологии понимают необратимое историческое развитие природы. В биологии эволюция рассматривается как сила. ведущая к образованию новых форм организмов, как процесс, благодаря которому доклеточные формы жизни, возникшие более 3 млрд лет назад, дали начало исключительно сложным многоклеточным организмам нашего времени.
Слайд № 8
(портрет К. Линнея) Система органической природы К. Линнея (1707-1778)- шведского естествоиспытателя.


Учитель: Потребность в упорядочении быстро накапливающихся знаний привела к необходимости систематизировать их. Большой вклад в создание системы природы внес выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Ученый описал более 8000 видов растений и свыше 4000 видов животных, установил единообразную терминологию и порядок описания видов.
Слайд 9
За единицу классификации он принял вид- совокупность особей, сходных по строению.
Выделил три царства: Растения, Животные и Минералы.
Установил единообразную терминологию.
Закрепил использование в науке бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Каждый вид обозначается двумя словами. Например: Кошка домашняя (ливийская).
Установил принцип соподчиненности: соседние категории связаны не только сходством, но и родством, но чем дальше друг от друга находятся категории, тем меньше степень их родства.
Ошибочность его теории:
Видов столько, сколько создал Творец.
Ученый во многих случаях правильно объединил виды организмов по сходству их строения. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он сознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.
Учитель: Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде французского естествоиспытателя Жаном Батистом Ламарком.
Слайд10


-Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
(1744-1829) Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде « Философия зоологии» в 1809г. французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком
Слайд 11
- Жан Батист Ламарк.
Эволюционная идея тщательно разработана, подкреплена многочисленными фактами, превращается в теорию.
Приводит доказательства изменяемости видов.
Ошибочные механизмы изменчивости:
1)стремление организмов к совершенствованию;
2) прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.
Учитель: В биологии был сделан ряд крупных открытий, которые оказались несовместимыми с представлениями о неизменяемости природы, об отсутствии родства между ними.
Слайд 12
Портрет Жоржа Кювье - французского ученого
(1769-1832)


Жорж Кювье.
Исследовал органы позвоночных;
Установил:
Все органы представляют собой части одной целостной системы;
Ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей;
Установил, что вымирание древних животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера.
Слайд 13
- Карл Бэр - российский ученый (1792-1876)


Впервые описал процесс возникновения тканей и органов в ходе развития эмбриона.
Сформулировал закон зародышевого сходства:
«Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствуют об общности их происхождения»
Слайд 14
Чарльз Лайель - английский ученый (1797-1876)


Удалось расшифровать и датировать геологическую историю Земли.
Показал, что горообразование, вулканизм, оледенения, потоки, дождь, ветер, приливы, объясняют изменения земной поверхности, а значит и изменения в составе органического мира.
Учитель: Великий английский ученый Чарльз Дарвин разработал научную теорию об эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики.
Слайд 15
Предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина.
1)Социально-экономические.
2)Научные.
Слайд 16
Социально- экономические предпосылки.
Развитие промышленности в Англии, интенсивный рост городов. Развитие колоний, бурное развитие селекций, выведение новых сортов растений и животных, проведение многочисленных научных экспедиций.
Слайд 17
Научные предпосылки.
Успехи систематики растений и животных, развитие биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии, появление клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.
Учитель: Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение о развитии органического мира.
Слайд 18
Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина.
Любой вид растений и животных в природе стремится к размножению в геометрической прогрессии. В природе происходит непрерывная борьба за существование. В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который, позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. Движущей силой изменения видов является естественный отбор.
Учитель: В эволюционной теории Дарвина предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость, а движущими силами эволюции - борьба за существование и естественный отбор.
Слайд 19

Это изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.
Комбинативная - в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения.
Мутационная - возникает в результате внезапного изменения состояния генов. Характер случайный, ненаправленный.
Слайд 20
Наследственная изменчивость (неопределенная)
Наследственная изменчивость и производимый человеком отбор представляют собой движущие силы эволюции.
Однако свойства, полезные с точки зрения человека, могут оказаться бесполезными и даже вредными в борьбе за жизнь, происходящей в дикой природе.
Слайд 21
Учение Дарвина об искусственном отборе.
Искусственный отбор - это процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений.
Слайд 22
Формы искусственного отбора.
1.Сознательный (методический).
2.Бессознательный.
Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для человека, но необязательно выгодны для животных.
Слайд23
Сознательный.
(Методический) искусственный отбор.
При методическом отборе селекционер ведет отбор по одному- двум признакам.
Условия успеха методического искусственного отбора- большое исходное число особей.
Слайд 24
Бессознательный искусственный отбор.
Человеком не ставилось цели вывести определенную породу или сорт.
Например: убивали или съедали в первую очередь худших животных, а сохранялись при этом наиболее ценные.
Слайд 25
Учение Дарвина о естественном отборе.
В результате борьбы за существование происходит естественный отбор - «Сохранение благоприятных индивидуальных различий и уничтожение вредных».
Накапливаются признаки, полезные только для организма в целом, в результате чего образуются виды и разновидности.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель:Работа по карточкам
Задание № 1
Какие утверждения верны:
1. Ламарк создал лучшую искусственную систему(-)
2. Линней считал, что виды существуют и не изменяются(+)
3. Ламарк создал первую эволюционную теорию.
4. Ламарк считал,что организмы изменяются от простого к сложному(+)
5.Ламарк отрицал изменчивость видов(-)
6.Линней разделил всех животных на 5 классов(-)
7.Ламарк считал, что все признаки, приобретенные в течение жизни, наследуются потомками(+)
8. Линней закрепил использование бинарной номенклатуры (двойных названий) для вида(+)
Домашнее задание:
Ответить устно на вопросы.
1.Как Ж.-Б. Ламарк объяснял многообразие видов в природе?
2.Какие предпосылки послужили толчком к созданию эволюционной теории?
3.В чем состоят основные положения учения Дарвина?
знать термины.

Эволюционная биология. Лестница существ по Ламарку. Биологическая эволюция. Ступеньки эволюционных идей. Додарвиновский период. Схема классификации животных по К. Линнею. Ж.Б. Ламарк. Ступень эволюционных взглядов. К. Линней. Схема классификации растений по Линнею. Античные учёные. Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции. Лестница существ по Аристотелю. Ж.Бюффон. Ступень эволюционных идей.

«Положения синтетической теории эволюции» - Двойники. Направление эволюции. Кроманьонцы. Свойство реальности. Морфологический критерий. Параллельная эволюция. Изменения в популяциях. Климат. Нижнечетвертичный период. Этапы развития жизни в Девоне. Эффект основателя. Ароморфозы Архея и Протерозоя. Этапы развития жизни в Ордовике. Факторы эволюции. Конвергенция. Пусковой механизм видообразования. «Вид» в биологии. Австралопитек. Этапы развития жизни в Антропогене.

«Новая теория эволюции» - Понятие «метаэволюция». Непрерывное стремление основных компонентов. Трактовка функционирования. Минимизация критерия эквивалентна максимизации. Процесс поисковой оптимизации энергетики. Иерархическая система живого. Предлагаемый поисково-оптимизационный подход. Имманентная активность. Естественный отбор. Понятие метаэволюции как процесса. Живая природа. Предложенная концепция. Аппарат адаптивной поисковой оптимизации.

«Идеи развития органического мира» - Дарвин обнаруживает окаменевшее гигантское исчезнувшее млекопитающее. Карл Линней. Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие. Представители из семейства пересмешниковых отличаются от таковых в Чили. Чарльз Роберт Дарвин. Жорж Бюффон (1707 - 1788), видный французский естествоиспытатель. Чарлз Лайелл, или Лайель. Джон Рей (1628 – 1705). Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне (1744-1829).

«История эволюционного учения» - Популяция. Главные направления прогрессивной эволюции. Античные представления. Изменчивость. Основные положения теории Ч. Дарвина. Самостоятельная работа. Реально вид существует в виде популяций. Направления. Объект изучения. Что такое критерии вида. Биологические последствия адаптаций. Современные представления о теории эволюции. Эволюция. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Генетические различия.

«История эволюционных идей» - Эрнст Геккель. Принципы теории Дарвина -Уоллеса. Первая теория эволюции. Биохимические доказательства. Доказательства эволюции. Карл Бэр и закон зародышевого сходства. Путешествие натуралиста. История эволюционных взглядов. Аналогичные органы. Ископаемые переходные формы. Гомологичные органы. Основные положения Ламарка. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера. Ч. Дарвин. ХХ век – синтетическая теория эволюции.