Основные институты арт менеджмента. Арт-менеджмент и галерейный бизнес

  • I. Типичные договоры, основные обязанности и их классификация
  • II. Основные моменты содержания обязательства как правоотношения
  • II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
  • II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • Структуру арт-индустрии составляют следующие организации:

    Концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий;

    Театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.;

    Продюсерские и промоутерские компании;

    Студии грамзаписи;

    Предприятия развлекательно-зрелищной направленности;

    Творческие объединения и агентства.

    В зависимости от характера собственности данные организации могут быть:

    Собственниками материально-технических ресурсов;

    Пользователями материально-технических ресурсов;

    Владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов.

    По составу учредителей данные организации могут выступать в качестве:

    Государственных;

    Муниципальных;

    Частных;

    Корпоративных.

    По характеру административно-правовой определенности могут быть:

    Самостоятельными юридическими лицами;

    Административно-правовой единицей в составе юридического лица;

    Структурным подразделением в составе юридического лица;

    Структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица.

    В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как:

    Объединение юридических и (или) физических лиц;

    Самостоятельный субъект.

    В зависимости от характера финансирования могут быть:

    Бюджетными;

    Хозрасчетными, но не коммерческими;

    Предпринимательскими (коммерческими).

    По организационно-правовой форме подразделяются на:

    - коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности;

    - некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности.

    Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.

    Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью; его целью является формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, охраны авторских прав, достижение определенного оптимального финансового результата. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных категорий населения.

    Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:

    Отношение между обществом и организацией - через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации;

    Отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями - через систему договоров;

    Отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования;

    Отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками - через систему договоров, распорядительных актов администрации организации.

    Сегодняшние концертные агентства являются преемниками крупных государственных организаций и компаний. С каждым годом число создаваемых концертных организаций неуклонно растет и географически расширяется. Подобный фактор зависит от увеличивающихся, с каждым годом, интересов и потребностей зрительской аудитории, а также экономических и финансовых возможностей регионов и уровня покупательской способности в них. Подобное явление нельзя назвать негативным так как: во-первых происходит насыщение рынка культурных услуг, во-вторых развивается индустрия культуры, в третьих не только удовлетворяются потребности аудитории, но и формируется новая система взаимоотношений субъектов шоу-бизнеса и государственных структур.


    | | | | 5 | |

    Образовательная программа «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» создана для подготовки будущих и действующих арт-менеджеров, галеристов, арт-дилеров, сотрудников музеев и аукционных домов и тех, кто хочет развиваться и активно участвовать в формировании арт-рынка.

    Курс поможет разобраться в современном искусстве, ориентироваться в арт-рынке, создать свой культурный проект, наработать базу полезных контактов и найти единомышленников.

    Бизнес-образование: 9 месяцев (вторник и четверг: 19.00–22.15, суббота: 14.00–17.15). Обучение включает лекции, мастер-классы, выездные занятия в музеи и галереи, работу над собственными проектами.

    После успешной сдачи зачетов и экзаменов и защиты выпускной аттестационной работы, студенты получают диплом о профессиональной переподготовке по программе «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». .

    Место: учебный центр RMA, (Москва, м.Курская/Чкаловская)




    Кому будет интересна программа

    • Людям, которые хотят разобраться в арт-индустрии и начать работать в сфере искусства.
    • Тем, кто хочет открыть галерею или запустить проект в культурной сфере.

      Искусствоведам, культурологам, кураторам, которые хотят разобраться в бизнес-процессах современного арт-рынка.

      Сотрудникам музеев, которые хотят повысить квалификацию.

      Художникам, которые хотят продвигать свое творчество самостоятельно или найти грамотного менеджера.

      Всем, кому не хватает профессиональных связей и контактов арт-менеджеров, галеристов и других представителей индустрии.


    Программа обучения

    Учебный план состоит из лекций и мастер-классов, охватывающих все необходимые знания и навыки по управлению арт-проектом: «Менеджмент в арт-индустрии», «История и теория современного искусства», «Управление организацией в сфере культуры», «Экономика и финансы в сфере искусства», «Маркетинг. PR & медиапланирование».

    Кроме лекций в учебном центре RMA занятия проходят в ГМИИ имени А.С. Пушкина, Музее Москвы, Мультимедиа Арт Музее, Московском музее современного искусства, галереях, на ярмарке Cosmoscow. Студенты на практике изучают, как устроены пространства музеев и галерей, как организован выставочный процесс и логистика, узнают о технических нюансах и работе команды.

    В конце обучения слушатели защищают дипломную работу, которая может стать готовым бизнес-планом галереи или другого проекта в сфере искусства, стратегией развития музея, программой продвижения художника. Дипломированные выпускники получают право посещать закрытые лекции по арт-менеджменту даже после окончания обучения.


    Преподаватели

    Занятия проводят действующие участники арт-бизнеса: директора музеев, галеристы, представители арт-ярмарок, арт-дилеры и менеджеры культурных институций. Также факультет регулярно организовывает мастер-классы и творческие встречи с художниками и кураторами. Кроме знаний, студенты получают профессиональные контакты, которые помогут стать частью арт-индустрии.

    Виктория Кондрашова

    Директор русского офиса ярмарки viennacontemporary

    Стажировки

    Во время обучения студенты могут принимать участие в профильных стажировках на арт-ярмарках, в фондах и галереях. Помощь в организации и проведении мероприятий, работа с вип-гостями и художниками, стажировки в пиар-отделах дают возможность применить полученные знания и понять, как все работает на практике.

    Специально для своих слушателей и выпускников бизнес-школа RMA регулярно организует деловые поездки по России и зарубежные стажировки, во время которых участники знакомятся с международным опытом, посещают мастер-классы ключевых специалистов в сфере культуры.


    Карьера в арт-индустрии

    После окончания обучения вы сможете организовывать проекты в сфере культуры любого масштаба, открыть галерею, работать в музее на любой позиции, заниматься фандрайзингом и пиаром, продвигать художников и развивать институции. Мы регулярно публикуем новые вакансии в арт-индустрии, доступные только студентам и выпускникам RMA.

    Выпускники факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» работают в музеях (Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Музее Москвы, MAMM, ММОМА, Арт4), галереях (CW Gallery, Omelchenko Gallery, Art Fragment, Orekhov Gallery, Artis Project), аукционном доме Vladey, на ярмарке Cosmoscow.

    Также выпускники открывают галереи и развивают проекты в культурной сфере:

      Тамуна Аршба (Erti Gallery, Грузия)

      Елена Белоногова и Надежда Зиновская (центр современного искусства CUBE Moscow)

      Анастасия Бушуева (Галерея XVI)

      Надежда Винниченко (Галерея VG)

      Константин Волков (Галерея «Арт-Пенза»)

      Ирина Маринова (MIZK Gallery)

      Александра Московская (образовательный проект Science.me)

      Елена Паршина (PA Gallery)

      Екатерина Хрусталева (S E L E C T I O N Art Show, США)

    Бонусы для студентов и выпускников

      Дипломированные выпускники могут посещать лекции факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» после окончания обучения.

      Посещение специализированных конференций, семинаров, выставок со скидками или бесплатно.

      От партнеров бизнес-школы RMA в музеях, ресторанах, спортивных клубах.

    ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА

    ВВЕДЕНИЕ

    Арт-менеджмент сегодня рассматривается как один из функционально-ролевых видов деятельности, связанный с процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей. Исходя из того, что арт–менеджмент – это еще и процесс управления производством продукта рынка культурных услуг, включающий все структурные элементы управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль) организацией людей, занятых этим производством, можно утверждать, что арт-менеджмент представляет собой совокупность управленческих приемов (планирование, организация, мотивация, контроль), характерных для классического менеджмента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции.
    Что же касается деятельности арт–менеджера в современной социокультурной сфере – то это самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Деятельность арт-менеджера следует рассматривать, основываясь на значении термина «функция»: деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств, роль, задача.
    Самое непосредственное применение технологий арт-менеджмента выявляется в деятельности субъектов культуры, обеспечивающих массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы.
    Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается при его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем – потребителем такого необыкновенного продукта, каковым является спектакль, кинофильм, концерт классической музыки, цирковая программа, эстрадное шоу-представление, вернисаж произведений изобразительного искусства и др. Для того, чтобы сделать это взаимодействие более приятным как для исполнителя, так и для зрителя, наиболее целесообразно существует профессионал особого рода.
    В профессиональные обязанности арт-менеджера входит поиск и сложнейшая работа по созданию «звезды» эстрады, кино, театра, оперного искусства. Он должен уметь найти подходящего режиссера-постановщика готовящегося зрелища, составить с ним грамотный контакт, нанять художника-постановщика, звукорежиссера, костюмера, рабочих сцены, определить какую театральную технику необходимо арендовать или купить, составить расписание репетиций. Этот специалист должен владеть нормативно-правовыми основами деятельности в сфере искусства, тонкостями составления бизнес-плана, простой сметы, умениями поиска спонсоров, вкладывающих финансовые средства в развитие отдельного исполнителя или коллектива.
    Как показывает практика развития социокультурной сферы в нашей стране и анализ немногочисленных теоретических источников (монографий, учебников и учебных пособий отечественных специалистов по вопросам арт-менеджмента и менеджмента в сфере культуры и искусства (Тульчинский Г.Л. «Менеджмент в сфере культуры»; Михеева Н.А., Галенская Л.Н. «Менеджмент в социокультурной сфере»; Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников «Социально-культурная деятельность»; Г.Н.Новикова «Технологии арт-менеджмента» и других), заимствование западного опыта и перенесение его на отечественную почву оказывается мало продуктивным без существенной корректировки и учета исторических и культурных традиций.
    Вместе с тем, арт – менеджер как субъект социокультурных процессов призван выполнять огромную роль в деятельности организаций и учреждений культуры и искусства.

    1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА

    Преемственность в культуре, сохранение созданных, создание и распространение новых ценностей, их функционирование - все это поддерживается и регулируется с помощью социальных институтов культуры.
    Обратившись к исследованию культуры и культурной жизни общества, невозможно обойти стороной такое явление, как социальные институты культуры (или культурные институты). Термин "культурный институт" сегодня все более широко входит в научный оборот. Он широко используется в различных контекстах представителями социальных и гуманитарных наук. Как правило, им пользуются для обозначения разнообразных и многочисленных культурных феноменов. Однако у отечественных и зарубежных исследователей культуры пока нет его единой трактовки, как и не существует в настоящий момент разработанной целостной концепции, охватывающей сущность, структуру и функции социального института культуры, или культурного института.
    Понятия "институт", "институализация" (от лат. institutum - установление, учреждение) традиционно используются в социальных, политических, юридических науках. Институт в контексте социальных наук предстает как компонент социальной жизни общества, существующий в виде организаций, учреждений, объединений (например, институт церкви); в другом, более широком смысле понятие "институт" трактуется как комплекс устойчивых норм, принципов и правил в какой-либо сфере социальной жизни (институт собственности, институт брака и т.п.). Таким образом, социальные науки связывают понятие "институт" с высокоорганизованными и системными социальными образованиями, отличающимися устойчивой структурой.
    Истоки институционального понимания культуры восходят к трудам видного американского социального антрополога, культуролога Б. Малиновского.
    В статье "Культура" (1931) Б. Малиновский отмечает: «Реальные составные части культуры, имеющие значительную степень постоянства, универсальность и независимость, - это организованные системы человеческой деятельности, называемые институтами. Каждый институт выстраивается вокруг той или иной фундаментальной потребности, перманентно объединяет группу людей на основе какой-то совместной задачи и имеет свою особую доктрину и особую технику».
    Институциональный подход нашел дальнейшее развитие и в современных отечественных культурологических исследованиях. В настоящее время отечественная культурология трактует понятие "культурный институт" в двух смыслах - непосредственном и расширительном.
    Культурный институт в прямом смысле чаще всего соотносится с различными организациями и учреждениями, непосредственно, напрямую осуществляющими функции сохранения, трансляции, развития, изучения культуры и культурно значимых явлений. К таковым, например, относятся библиотеки, музеи, театры, филармонии, творческие союзы, общества по охране культурного наследия и пр.
    Наряду с понятием культурного института в различных публикациях часто используется традиционное понятие учреждение культуры, а в теоретических культурологических исследованиях - культурная форма: клуб как учреждение культуры, библиотека, музей как культурные формы.
    Образовательные учреждения, такие как школы, университеты, мы также можем соотнести с понятием культурного института. В их числе и образовательные учреждения, непосредственно имеющие отношение к сфере культуры: музыкальные и художественные школы, театральные вузы, консерватории, институты культуры и искусств.
    Социальный институт культуры в широком смысле - это исторически сложившийся и функционирующий порядок, норма (институция) осуществления какой-либо культурной функции, как правило, порождаемой стихийно и не регулируемой специально при помощи какого-то учреждения, организации. К ним мы можем отнести различные ритуалы, культурные нормы, философские школы и художественные стили, салоны, кружки и многое другое.
    Понятие института культуры охватывает не только коллектив людей, занятых тем или иным видом культуротворческой деятельности, но и сам процесс создания культурных ценностей и процедуры исполнения культурных норм (институт авторства в искусстве, институт богослужения, институт инициации, институт похорон и т.п.).
    Очевидно, что вне зависимости от выбора аспекта трактовки - непосредственного или расширительного - культурный институт является важнейшим инструментом коллективной деятельности по созданию, сохранению и трансляции культурных продуктов, культурных ценностей и норм.
    Найти подходы к раскрытию сути феномена культурного института можно, базируясь на системно-функциональном и деятельностном подходе к культуре, предложенном М.С. Каганом.
    Культурные институты являются устойчивыми (и одновременно исторически изменчивыми) образованиями, нормами, возникшими в результате человеческой деятельности. В качестве компонентов морфологической структуры человеческой деятельности М.С. Каган выделил следующие: преобразование, общение, познание и ценностное сознание. Исходя из этой модели, мы можем выделить основные направления деятельности культурных институтов:

      культуропорождающие, стимулирующие процесс производства культурных ценностей;
      культуросохраняющие, организующие процесс сохранения и накопления культурных ценностей, социально-культурных норм;
      культуротранслирующие, регулирующие процессы познания и просвещения, передачи культурного опыта;
      культуроорганизующие, регулирующие и оформляющие процессы распространения и потребления культурных ценностей.
    Создание типологии и классификации культурных институтов - сложная задача. Это обусловлено, во-первых, огромным разнообразием и количеством самих культурных институтов и, во-вторых, многообразием их функций.
    Один и тот же социальный институт культуры может выполнять несколько функций. Так, например, музей выполняет функцию сохранения и трансляции культурного наследия и является также научным и образовательным учреждением. Вместе с тем в расширительном плане понимания институализации музей в современной культуре представляет собой один из наиболее значимых, сложных по своей сути и многофункциональных культурных институтов. Если рассматривать важнейшие функции музея в культуре, он может быть представлен:
      как коммуникативная система (Д. Камерон);
      как "культурная форма" (Т.П. Калугина);
      как специфическое отношение человека к действительности, осуществляемое посредством наделения объектов реального мира качеством "музейности" (З. Странский, А. Грегорова);
      как научно-исследовательское учреждение и образовательное учреждение (Й. Бенеш, И. Неуступный);
      как механизм культурного наследования (М.С. Каган, З.А. Бонами, В.Ю. Дукельский);
      как рекреационное учреждение (Д.А. Равикович, К. Хадсон, Ю. Ромедер).
    Очевиден разброс предлагаемых моделей - от узко учрежденческой до возводящей музей в степень фактора, определяющего развитие культуры, сохранение культурного многообразия. Причем среди исследователей нет единого мнения по поводу того, какую из функций музея следует считать основной. Некоторые, например Й. Бенеш, на первое место выдвигают общественное значение музея, его роль в развитии общества. В связи с этим предполагается, что главная задача музеев - развивать и просвещать посетителей, и все остальные функции, например, эстетическая, должны быть ей подчинены. Другие, в частности И. Неуступный, рассматривают музей, в первую очередь, как научно-исследовательское учреждение, особо отмечая необходимость проведения музейными работниками фундаментальных исследований. Функции собирания, хранения и популяризации коллекций являются вторичными и должны быть подчинены требованиям научно-исследовательской работы, которая обязана использовать весь потенциал научного знания, накопленный в данной области, а не ограничиваться имеющимися коллекциями. Так или иначе, музей - это один из наиболее существенных, многофункциональных культурных институтов.
    Ряд функций в рамках деятельности культурного института носит опосредованный, прикладной характер, выходящий за пределы основной миссии. Так, многие музеи и музеи-заповедники осуществляют релаксационные и гедонистические функции в рамках туристических программ.
    Различные культурные институты могут комплексно решать общую задачу, например, просветительскую функцию осуществляет подавляющее большинство из них: музеи, библиотеки, филармонии, университеты и многие другие.
    Некоторые функции обеспечиваются одновременно разными институтами: сохранением культурного наследия занимаются музеи, библиотеки, общества охраны памятников, международные организации (ЮНЕСКО).
    Основные (ведущие) функции культурных институтов определяют в конечном счете их специфику в общей системе. Среди этих функций можно выделить следующие:
      охрана, реставрация, накопление и сохранение, защита культурных ценностей;
      обеспечение доступа для изучения специалистами и для просвещения широких масс к памятникам мирового и отечественного культурного наследия: артефактам, обладающим исторической и художественной ценностью, книгам, архивным документам, этнографическим и археологическим материалам, а также заповедным территориям.
    Такие функции выполняют музеи, библиотеки, архивы, музеи-заповедники, общества охраны памятников и др.
    Выделяется еще целый ряд функций социальных институтов культуры:
      государственная и общественная поддержка функционирования и развития художественной жизни в стране;
      способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами;
      проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок;
      организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики;
      издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля;
      материальная помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т.п.
    К институтам, занимающимся вопросами развития художественной деятельности, относятся художественные школы и музыкальные училища, творческие союзы и объединения, конкурсы, фестивали, выставки и галереи, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а также - книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля.
    Культурные институты воплощают устойчивость культурных форм, но они существуют в исторической динамике.
    Так, например, библиотека как культурный институт существовала на протяжении многих веков, изменяясь и преобразуясь внешне и внутренне. Ее главной функцией было сохранение и распространение знания. К этому добавлялись различные аспекты бытийного содержания и различия в понимании сущности библиотеки в тот или иной период истории и культуры общества.
    Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение и уже не удовлетворяет тех требований, которые к ней предъявляет современное общество, и поэтому ее вскоре вытеснит "виртуальная библиотека". Современные исследователи говорят о необходимости осмысления и оценки изменений, происходящих с современными библиотеками. Библиотеки, сохраняя свой статус хранилища интеллектуальных ценностей, становятся более демократичными, оснащаются электронными носителями информации, связываются во всемирную сеть. Вместе с тем уже просматриваются и опасные последствия. Выведение информации на мониторы, выход в Интернет радикально преобразуют не только библиотеку, но также пишущего и читающего человека. В современных информационных системах различие между автором и читателем почти исчезает. Остаются тот, кто посылает, и тот, кто воспринимает информацию.
    К тому же в прошлом библиотека была преимущественно государственным институтом и проводила политику государства в духовной жизни общества. Библиотека как культурный институт устанавливала определенные культурные нормы и правила, и в этом смысле она была "дисциплинарным пространством". Но при этом она была своеобразным пространством свободы именно потому, что личный выбор (а также личные библиотеки) позволял преодолеть нечто запретное, регламентированное свыше.
    Культурные институты можно разделить на государственные, общественные и частные. Взаимодействие культурных институтов и государства - важная проблема.
    Некоторые культурные институты непосредственно связаны с системой государственного управления культурной жизнью и культурной политикой государства. Сюда относятся Министерство культуры, различные государственные учреждения, академии, организации, выдающие награды - государственные премии, почетные звания в сфере культуры и искусств.
    Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам культурной политики, являются органы государственной власти. В демократическом государстве, как правило, к принятию решений привлекаются эксперты и широкая общественность. Органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Патронируемые государством, включенные в его культурную политику, они, в свою очередь, призваны осуществлять функцию трансляции образцов социальной адекватности людей в образцы социальной престижности, т.е. пропаганду норм социальной адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как путей к общественному статусу. Например, присвоение государственных премий, академических званий ("артист императорских театров", "академик живописи", "народный артист" и т.п.) и государственных наград.
    Важнейшие культурные институты, как правило, находятся в сфере культурной политики государства. Например, государство осуществляет патронаж выдающихся музеев, театров, симфонических оркестров и охрану памятников культуры и проч. Так, в Великобритании существует мощная система государственной поддержки культуры. В Советском Союзе государство полностью финансировало культуру и проводило через культурные институты свою идеологию.
    Определенную роль в осуществлении государственной политики в сфере культуры играют научно-исследовательские и образовательные институты культуры и искусств.
    Культурные институты участвуют в международной деятельности государства, например, вносят обязательные взносы в фонд ЮНЕСКО.
    В настоящее время многие культурные институты переходят из государственного ведомства в сферу частного предпринимательства и общественных организаций. Так, сеть кинопроката в современной России освободилась от идеологической и финансовой опеки государства. Появились частные музеи, театральные антрепризы и пр.
    Общественные культурные институты - это различные творческие союзы: Союз работников культуры, Союз художников, Союз писателей, Общество любителей русской усадьбы, Общество охраны памятников культуры, клубы, туристические организации и др.
    Частные культурные институты организуются по инициативе отдельных лиц. Сюда можно отнести, например, литературные кружки, салоны.
    В прошлом характерной чертой салонов, отличавшей их от других культурных институтов, таких как, например, мужские литературные кружки и клубы, было доминирование женщин. Приемы в салонах (гостиных) постепенно превратились в особого рода собрания общественности, организованные хозяйкой дома, которая всегда руководила интеллектуальными дискуссиями. При этом она создавала моду на гостей (на общественность), их идеи, их произведения (чаще литературные и музыкальные; в более поздних салонах - также научные и политические). Можно выделить следующие ключевые признаки салона как культурного института:
      наличие объединяющего фактора (общего интереса);
      камерность;
      игровое поведение участников;
      "дух романтической интимности";
      импровизация;
      отсутствие случайных людей.

    2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

    2.1. Музей как социально-культурный институт

    Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
    Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.
    Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.
    Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.
    Профили музеев – исторический, технический, сельскохозяйственный, естественно-научный, искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и др.
    Музеи бывают исторические (экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях – Зейский краеведческий музей), зоологические(в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий (музей Зейской ГЭС), музеи, посвященные определенным видам деятельности (Музей золотодобычи в г. Зее), в настоящее время даже во многих школах открыты «Комнаты Славы» - небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках. Наибольшую славу снискали музеи живописи («Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Музей изобразительных искусств»), а также музеи, посвященные историческим личностям («Музей Пушкина», «Музей Ленина», «Музей-усадьба Толстого» и др.) Очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» - музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.) Музей может быть посвящен какому-либо одному событию («Малая земля», музей-панорама в Новороссийске). Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская дуга» - музей под открытым небом).
    Музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Единственным способом выжить виделось выбивание денег из властей, иностранных благотворителей или меценатство.
    Но постепенно культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за "культурный досуг" люди готовы платить, и платить немало. Ну и, конечно, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют в компьютер и смотрят боевики, надо бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функция музейного дела - культурное просветительство и интересы музейного бизнеса, которые требуют открытости, увлекательности, познавательности, то есть того же культурного просветительства. Так появились виртуальные музеи (сайт www.muzeum.ru).
    Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей, тем самым расширяет круг посетителей.
    Использование современных технологий для удобства посетителей музеев: гиды на кассетах, электронные каталоги и т.п. - весьма разнообразили посещение музеев.

    2.2. Парк как социально-культурный институт

    В 1928 году в Москве был заложен Центральный Парк Культуры и Отдыха (ЦПКиО), таким образом, было положено начало созданию новых учреждений культуры – парков Культуры и Отдыха. После Великой Отечественной Войны (ВОВ) ПКиО, как и другие учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще включаясь в проведение массовых праздников.
    Парк как учреждение культуры представляет собой участок земли с естественной или посаженной растительностью, Аллеями, водоемами и др., предназначенный для прогулок, развлечения, проведения массовых праздников для населения, а также работы различных аттракционов. ПКиО – учреждение сезонное, работающее лишь в теплое время года – с конца весны до начала осени.
    Основные направления деятельности парка:

      Проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными).
      Проведение музыкальных и песенных фестивалей.
      Проведение творческих встреч с деятелями искусств.
      Проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.
      Оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).
      Проведение семейных дней отдыха.
      Проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций).
      Проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек.
      Проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…)
    2.3. Библиотеки

    Библиотека – учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати. История библиотек Руси ведет свое начало с 11 – 12 веков из Киевской Руси. К 14 – 15 векам увеличилось количество переписываемых книг в Москве, Твери, нижнем Новгороде и других городах. Этот процесс был ускорен появлением в 14 веке бумаги, заменившей древние пергаменты. Во второй половине 15 века в Москве уже имелась книжная торговля. Главным стимулятором развития книжности явилось введенное на Руси по указу Ивана Грозного и митрополита Макария книгопечатание. В 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол», выпущенная построенным в Москве на казенные деньги печатным двором. Возросло количество написанных русскими авторами книг. Зародилась традиция «учительной литературы» (первые учебники поднимали вопросы просвещения, нравственности, семейных взаимоотношений и т.д.) Тексты всевозможных «Слов» и «Поучений» помещались в сборниках под названием «Измарагд», «Златая цепь» и др. и адресовались духовенству (как вспомогательный материал для проповедей) и мирянам. В середине 16 века вышел в свет «Домострой» - свод правил и советов по ведению домашнего хозяйства. В 17 веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений.
    Создание в России в соответствии с императорским указом 1783 года вольных типографий способствовало возрастанию количества книг и развитию периодической печати, возрастанию интереса образованных дворян к чтению. В 18 веке при Академии Наук и Московском университете были открыты первые светские библиотеки. Первая крупная публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году.
    После Октябрьской Революции все библиотеки стали открытыми, их количество резко возросло (это было связано с тенденцией просвещения рабочего класса). Увеличивалось количество библиотек и в сельской местности. Росли темпы книгоиздательства (в том числе учебной литературы). Функционировали передвижные библиотеки, объезжавшие отдаленные населенные пункты и крестьянские хозяйства. В 1930 году был открыт Московский библиотечный институт, также квалификацию библиотечные работники получали в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах.
    В период ВОВ библиотеки не прекращали своей работы на местах и в передвижном режиме, взяв на себя часть агитационной и разъяснительной работы с населением. Пострадали в войну книжные фонды библиотек, Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 миллионов книг (известны случаи, когда книги использовались просто для растопки).
    После войны сеть библиотек активно восстанавливалась. К началу 60-х годов относится возникновение общественных библиотек и библиотек-читален. В 1964 году библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1979 году в СССР насчитывалось 350 тысяч библиотек.
    Современные библиотеки различаются по направленности. Массовые библиотеки – с книжным фондом различного содержания, рассчитанные на читателя любого возраста и профессии (городские, районные, областные библиотеки). Научные библиотеки (универсальные, отраслевые и научно-технические) – собирающие печатные издания соответственно направлению (Библиотека Академии Наук, Библиотека иностранной литературы, Медицинская библиотека и т.д.).
    Современное библиотековедение изучает историю библиотечного дела, библиотечные фонды и каталоги, читательский спрос. Имеются специализированные библиотеки для инвалидов (Библиотека для слепых в Москве).
    Новым витком в развитии библиотечного дела в России стало открытие виртуальных библиотек в сети Интернет. На специализированных сайтах (www.lib.ru и др.) пользователи Сети могут найти практически любую книгу, в том числе и редкую, и, скачав ее себе в компьютер, прочитать.

    2.4. Социально-культурные комплексы (СКЦ) и Центры досуга

    СКЦ и Центры досуга - это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:

      создание условий для активного отдыха населения;
      предоставление возможностей творческой самореализации;
      личности или коллектива художественной самодеятельности;
      оказание услуг населению (в т.ч. платных);
      методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;
      игровая и концертная деятельность.
    СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:
      Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы).
      Физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом.
      Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.
      Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.
      Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.
      Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.
    А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.
    Осуществляя свои творческие задачи, СКЦ и ЦД ставят перед собой главную цель в работе: создание единой концепции, определяющей качественную сторону культурно-массовой работы города, внедрение новых прогрессивных форм работы, сохранению, совершенствованию и развитию самодеятельных коллективов. Основными направлениями деятельности Социально-культурного центра является: развитие культурной жизни города, создание благоприятной культурной среды, поддержка различных форм социально-культурной деятельности населения города, удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности, развитие народного творчества. Основная задача Центров досуга – предоставление платных услуг населению и создание условий для активного отдыха.
    СКЦ и ЦД имеют свой устав, руководит ими директор, но в обсуждении всех проектов принимают участие представители всех объединений СКЦ и ЦД. Художественный совет контролирует работу директора.
    На базе СКЦ и ЦД могут действовать следующие кружки, объединения и коллективы художественной самодеятельности:
      Хоры и капеллы.
      Хореографические коллективы.
      Ансамбли песни и пляски.
      Самодеятельные театральные коллективы.
      Вокальные группы.
      Эстрадные студии.
      Студии и театры моды.
      Кружки по интересам для взрослых и детей (прикладные, творческие, технические).
      Цирковые труппы
    Методический отдел СКЦ и ЦД занимается разработкой сценариев и подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов вхо
    и т.д.................

    Арт

    История развития арт-менеджмента в современной России.

    Сегодня в России происходит переосмысление традиционного понимания менеджмента культуры как исключительно деятельности руководителей культурных организаций по продвижению их к поставленной цели наиболее эффективным способом. Сегодня под «арт-менеджментом» понимается не управление учреждениями культуры, а сознательная деятельность, направленная на регулирование процессов в этой сфере и оказание влияния на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющие общества. Арт-менеджмент представляют как новое пространство для

    распространения теории и практики управления организацией сферы

    культуры. Однако большинство творческих работников отрицают любое

    администрирование, и это ведет к тому, что управленческая деятельность в

    искусстве подменяется этическими и идеологическими мотивами, что

    отрицательно сказывается на результатах деятельности организаций

    культуры в условиях рынка.

    Новая парадигма менеджмента ХХ1 в. определила появление

    таких направлений в менеджменте, как «Стратегический менеджмент»,

    «Менеджмент персонала», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент бизнес-процессов», «Кросс-культурный менеджмент», «Проектный менеджмент».

    История становления и развития арт-менеджмента в Санкт-Петербурге.

    В Санкт-Петербурге последней трети XIX в. в качестве рыночного механизма на первый план выдвинулись выставки, устра- иваемые различными художественными объ- единениями. Объединение (общество, товари- щество, кружок) как форма самоорганизации художников стала неотъемлемой частью струк- туры художественного рынка, организатором и регулятором рыночных отношений. В 1950–1980-е гг. в Ленинграде параллель- но с официально действующей системой оплаты художественного труда получила развитие (пре- имущественно в среде андеграунда) неофици- альная рыночная система, обладавшая своими специфическими чертами.

    Понятие «арт-индустрия».

    Арт-индустрия (от лат. art-, industria – деятельность) - сфера деятельности, сектор арт-рынка, включающий в себя производство, сбыт произведений искусства и услуг в сфере культуры, сопряжённые секторы и потребительскую аудиторию.

    Трансформация арт-индустрии за последние двадцать лет: от закрытого клуба для мировых элит в быстрорастущий сегмент потребительского рынка. Искусство приобретают сотни тысяч людей, информация о предметах коллекционирования более доступна, а наиболее ценные предметы искусства помимо потребительских свойств обладают способностью защищать капитал в периоды финансовой нестабильности, что привлекает на арт-рынок и профессиональных инвесторов. Обслуживающая мировой арт-рынок арт-индустрия стремительно растет и профессионализируется.

    Арт-менеджмент - управление в сфере искусства; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы искусства. Основу менеджмента профессионального искусства составляет организация (театр, филармония, продюсерский центр и др.), эффективность которого зависит от правильно найденной модели, а также личности и профессиональной подготовки управляющего. Каждое направление арт-бизнеса имеет свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В данной сфере существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.

    Целями арт-менеджмента являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства.

    Структуру арт-индустрии составляют следующие организации: концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий; театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.; продюсерские и промоутерские компании; студии грамзаписи; предприятия развлекательно-зрелищной направленности; творческие объединения и агентства.

    Структуру арт-индустрии составляют следующие организации: концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий; театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.; продюсерские и промоутерские компании; студии грамзаписи; предприятия развлекательно-зрелищной направленности; творческие объединения и агентства. В зависимости от характера собственности данные организации могут быть: собственниками материально-технических ресурсов, пользователями материально-технических ресурсов, владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов. По составу учредителей данные организации могут выступать в качестве: государственных, муниципальных, частных, корпоративных. По характеру административно-правовой определенности могут быть: самостоятельными юридическими лицами, административно-правовой единицей в составе юридического лица, структурным подразделением в составе юридического лица, структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица. В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как: объединение юридических и (или) физических лиц, самостоятельный субъект. В зависимости от характера финансирования могут быть: бюджетными, хозрасчетными, но не коммерческими, предпринимательскими (коммерческими).По организационно-правовой форме подразделяются на: коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности; некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности. Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.

    Жанры и виды искусства.

    Искусство реально существует в системе своих видов: литература. театр, графика,живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, цирк, художественная фотография, кино, телевидение, прикладное и декоративное искусство.

    Художественное развитие человечества - два встречных процесса: от синкретизма к образованию отдельных видов искусства и от отдельных видов искусства - к их синтезу.

    Так, от нерасчленёного, слитного художественного мышления в древности отпочковались танец, пение, музыка, театр, литература. В XIX веке сформировалась художественная фотография и углубляется процесс размежевания живописи и графики, который завершили импрессионисты. Затем происходит образование новых видов искусства путём их синтеза: кино - и отдельный вид искусства, и синтез ряда видов искусства, то же самое относится и к телевидению.

    Классификаций видов искусства было создано очень много, но все они неспособны полностью избежать формальных моментов. В XIX веке возникла традиция делить все виды искусства на пространственные, временнЫе и пространственно-временнЫе, а также на изобразительные и выразительные.

    Среди многообразных видов искусства есть такие, которые наиболее близки трудовой деятельности человека и прямо связаны с производством. Это архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. С другой стороны, есть виды искусства, которые наиболее близки игре. Это все актёрские, зрелищные виды искусства. Взятое во всей совокупности своих разновидностей, искусство как бы плавно возникает из сферы труда и столь же плавно переходит в сферу игры. Но искусство является и особым видом идеологии и познания мира. Это значение наиболее непосредственно выступает в литературе. Поэтому литература находится как бы в центре системы искусств, фаланги которой образуются искусствами трудовыми (прикладными) и игровыми (зрелищными) Переходными же сферами являются изобразительные виды искусства и искусство звуковое (музыка). Они обнаруживают общие свойства, с одной стороны, между трудовыми видами искусства и литературой (непосредственно предметный и вместе с тем повествовательный характер изобразительных искусств), с другой стороны, между литературой и игровыми видами искусства (звуковой, процессуальный и вместе с тем исполнительный, игровой характер музыки).

    Система видов искусства, вытекающая из характера художественной деятельности, выражается, таким образом в следующей схеме: ДПИ, ИЗО, Лит, Муз, зрелищные

    Если принять во внимание, что трудовые, изобразительные и игровые виды искусства объединяют в себе несколько видов, то классификация примет следующий вид:

    Каждый вид искусства может подразделяться на различные группы, объединённые по способу, назначению или роду изображаемого или выражаемого. Так, литература делится на эпос, лирику, драму, художественную публицистику, а живопись - на монументальную, станковую, декоративную, декорационно-оформительскую, миниатюрную, графика - на станковую или листовую (станковый рисунок, эстамп, лубок), книжную и журнально-газетную, прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши, плакат и т. д.), музыка - на оперу, балет, симфоническую, камерную, лёгкую, кинематография - на художественный, научно-популярный, документально-хроникальный фильмы и т. д.

    Каждая из групп отдельных видов искусства, в свою очередь, по роду изображаемого подразделяется на жанры (фр. "род, разновидность"), которые характеризуются общностью структурно-композиционных признаков, специфических для определённого жанра. так, в живописи различают жанры: портретный, батальный, исторический, бытовой, пейзаж и натюрморт.

    На каждой стадии развития художественной культуры выделяется то или иное ведущее искусство, наиболее отвечающее духовным потребностям и историческому своеобразию эпохи.

    Юридический адрес для фирмы

    Аренда помещения для любой молодой компаний, а также его покупка представляет собой дорогостоящее удовольствие. В качестве альтернативного метода можно обратиться к действующему законодательству. В соответствии с ним можно зарегистрировать фирму на домашний адрес её конкретного участника, однако подобное решение способно повлечь некоторые проблемы. К примеру, в налоговой инспекции во время регистрации кассовых аппаратов от Вас могут запросить договор аренды. Естественно, это повлечет то, что Вам придется не просто заключать этот договор, но и как можно быстрее заносить изменения в учредительную документацию. А это обойдется недешево и отнимет много свободного времени.

    Следующим вариант купить юридический ардес у организации, специализирующейся на этом. Несмотря на то, что это абсолютно законно, органы налоговой службы относятся к этому достаточно негативно. Таким образом, если на Ваш юридический адрес было зарегистрировано несколько десятков иных фирм, то у Вас наверняка появятся серьезные проблемы.

    Лишь после того, как Вы определитесь с названием компании, подготовили требуемую документацию, юридическим адресом и прочими важными деталями, можно отправляться в органы налоговой службы по месту нахождения компании. На протяжении пяти дней будет проходить проверка. Если не будет выявлено каких-либо нарушений, то предприятие будет зарегистрировано, а его владелец получит свидетельство относительно государственной регистрации.

    Следующим шагом считается изготовление печати новой фирмы, издание приказа о вступлении в должность генерального директора, а также приказа о назначении ответственного за налоговый и бухгалтерский учет. Помимо этого, необходимо зарегистрировать организацию в фонде медицинского обязательного страхования, пенсионном фонде, Госкомстате и фонде социального страхования. Затем можно отправляться в отделение банка и составлять договор на открытие расчетных счетов.

    1. Понятие арт-менеджмент, основные направления и сущность 2

    2. Арт-менеджмент в социально-культурной сфере 2

    3. История становления и развития арт-менеджмента (эпоха Античности, Средневековье). 3

    4. История развития арт-менеджмента в эпоху Просвещения 4

    5. История развития арт-менеджмента в Европе XIX – нач. XX вв. 4

    6. История становления и развития арт-менеджмента в России (дореволюционный период) 5

    7. История развития арт-менеджмента в России (постреволюционный период) 6

    8. История развития арт-менеджмента в России (советский период). 7

    9. История развития арт-менеджмента в современной России. 8

    10. История становления и развития арт-менеджмента в Санкт-Петербурге. 8

    11. Современные проблемы арт-менеджмента в России и пути их решения. 8

    12. Характеристика деятельности арт-менеджера, основные функции 8

    13. Организационно-правовые аспекты деятельности арт-менеджера 9

    14. Социально-психологические функции арт-менеджера 10

    15. Нравственно-этические основы деятельности арт-менеджера 10

    16. Характеристика управленческих ролей арт-менеджера 11

    17. Модель профессиональных качеств арт-менеджера 11

    18. Корпоративная культура арт-менеджера 12

    19. Понятие «арт-индустрия». 12

    20. Технология производства в арт-индустрии. 13

    21. Место Российского арт-менеджмента в мировой арт-индустрии. 13

    22. Механизм финансирования в сфере арт-индустрии 13

    23. Понятие диверсификации продуктов деятельности арт-индустрии. 14

    25. Понятие «рынок современного искусства». 14

    26. Структура мирового художественного рынка. 14

    27. Структура художественного рынка России. 15

    28. Жанры и виды искусства. 15

    29. Основные формы организации искусства. 16

    30. Основные элементы управления производственными процессами в искусстве (планирование, организация, контроль). 17

    31. Менеджмент в сфере искусства. 17

    32. Основные институты арт-менеджмента. Общая характеристика. 19

    33. Музей в системе арт-менеджмента. 20

    34. Галерея в системе арт-менеджмента. 20

    35. Аукцион в системе арт-менеджмента. 20

    36. Гастрольная политика и гастрольный менеджмент. 21

    38. Организация арт-фирмы (цели, задачи, условия деятельности). 22

    39. Маркетинговые технологии в сфере искусства. 23

    40. Проектный менеджмент. Основные типы и виды проектов. 23

    41. Технология и этапы создания арт-проекта. 24

    42. Виды и типы документации арт-проекта. 25

    43. Бизнес-план (этапы составления и реализация). 26

    44. Особенность продвижения проекта в арт-индустрии. Общая характеристика. 27

    45. Особенность продвижения проекта в музыкальном искусстве. 27

    46. Особенность продвижения проекта в изобразительном искусстве. 28

    47. Особенность продвижения проекта в сфере шоу-бизнеса. 29

    48. Понятие «художественно-творческая продукция» (виды и типы). 29

    50. Технология организации выставочной деятельности. 31


    Понятие арт-менеджмент, основные направления и сущность

    Арт -менеджмент - управление в сфере искусства; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы искусства.

    Арт-менеджмент - деятельность, направленная на регулирование процессов в сфере арт-индустрии и влияние на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющую жизни общества.

    Арт-менеджмент в широком смысле - стремление человека путем своей деятельности достичь более высокой по уровню, насыщенной и динамичной культурной жизни общества.

    Арт-менеджмент в узком смысле - это руководство культурными предприятиями.

    Арт-менеджер должен помнить, что художественная культура, как и искусство, - это часть общей культуры человечества, немаловажная составляющая духовной культуры любой локальной и мировой цивилизации.

    Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В данной сфере существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.

    Целями арт-менеджмента являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства.

    Специализации арт-менеджмента: администратор, антрепренер, руководитель, агент, персональный менеджер, бизнес-менеджер, промоутер (импресарио), продакшн-менеджер, режиссер, продюсер театров, театральных студий, концертных залов, концертных организаций. Специалисты кино- и фото студий; студий аудио- и видеозаписи; ведущие местных, региональных и центральных каналов телевидения.

    Основные направления арт-индустрии:

    1) концертные компании (филармонии, концертные объединения, агентства, центры концертного дела, самодеятельные художественные коллективы);

    2) театрально-зрелищные предприятия (театры, цирки);

    3) студии (студии грамзаписи);

    4) предприятия развлекательно-зрелищной направленности;

    5) творческие объединения и агентства.