Особенности организации концертной деятельности. Организация концертной деятельности

Концерты коллективов художественной самодеятельности являются составной частью духовной жизни общества. Концерт играет большую и очень важную роль в жизни самодеятельного коллектива и он нужен как исполнителям так и слушателям. В этот короткий период времени показывается вся кропотливая работа, которая нарабатывалась в течении двух, трех и более месяцев. Зритель оценивает собранность коллектива, его технические и художественные возможности, психологическую подготовленность исполнителей. Сумеет ли коллектив за такой маленький кусочек жизни на сцене создать атмосферу тепла, доверия, творческого уюта, сумеет ли увлечь слушателя своей программой - именно от этого зависит перспектива данного коллектива.

Исполнительская деятельность коллектива рассматривается как заключительный момент учебно-творческого процесса. Концерт - это своего рода экзамен на творческую зрелость коллектива, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителей. Концертная деятельность является стимулом творческого роста коллектива. Кроме того, публичные выступления - средство стимуляции участников коллектива. Они чувствуют общественную значимость своего участия в художественной самодеятельности, способствуют вовлечению в ряды самодеятельности новых участников.

Формы концертной деятельности в самодеятельном художественном коллективе разнообразны. Это концертные программы, рассчитанные на большую зрительскую аудиторию и камерные выступления, обращенные к не столь многочисленной публике. Ответственным моментом в жизни коллектива является отчетные концерты, которые подводят итоги творческой деятельности за определенный период времени. Проводить их необходимо не реже одного раза в год - в торжественнойобстановке. Определенное место в творческой биографии коллективов занимает подготовка и участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых в рамках района, города, области. В связис этим нужно напомнить о том, что подобные мероприятия не должны нарушать планомерный ход учебно-воспитательного процесса.

Важно подчеркнуть, что концертное выступление - это не только показ определенных художественных результатов, путь удовлетворения духовных потребностей, своеобразное поведение итогов работы коллектива или исполнителя. Концертное выступление несет воспитательную нагрузку, имеет педагогическую ценность как эффективнаяформа нравственного, гражданского и эстетического развития участника. И целесообразность концертного выступления самодеятельного коллектива заключается не только и не столько в его значимости как явления художественного порядка, концертной единицы, а в первую очередь - как педагогического средства, в основе которого лежит особое сочетание организационно - методических, исполнительских и нравственно - эстетических факторов.

Анализ этих факторов, обеспечивающих педагогический эффект проведения концерта, показывает, что их действие связано прежде всего с тем особенным, что отличает концертное выступление коллектива и подготовку к нему от повседневной репетиционной работы.

Концертное выступление, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процессов, в отличии от репетиции имеет временную невозвратимость. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают участники и руководитель. Концертное волнение накладывает отпечаток на эмоционально- психологическоеи физиологическое состояние.

Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения коллектива, при этом улучшается творческая дисциплина у участников, интефицируется воспитательный процесс.

Формированию социально ценных качеств способствует личный пример руководителя.

Виды концертной деятельности.

1. Концерт - самая популярная общедоступная форма показа художественных достижений, отличается значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного.

2. Отчет - ознакомление с достижениями коллектива художественной самодеятельности в целях информации населения, повышения его культуры, а так же пропаганда отдельных видов любительского творчества, освещения и анализа их предварительных или окончательных результатов.

3. Конкурсы - познавательная форма, позволяющая выявить лидирующих участников или их групп в какой-либо области народного творчества.

4. Смотры коллективов художественной самодеятельности - публичный показ достижений и результатов деятельности коллективов художественной самодеятельности, групп и отдельных исполнителей с последующейоценкой достигнутого уровня и награждения победителей. Смотры также проводятся по отдельным жанрам и по общему творчеству.

5. Фестиваль (праздник искусства) - массовое празднество, смотр достижений профессионального, самодеятельного и художественного творчества. Организация этой работы - сложное и ответственное дело, требующее глубокого знания соответствующей методики, владения специальными навыками и умениями, определенных личностных свойств и характеристик.

Специфика воспитательной работы в самодеятельном коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных коллективов в ее проведении и обеспечении.

В каком виде преподнести концерт слушателям зависит направленность вечера, на котором он должен состояться Красный день календаря, литературный юбилей, вечер отдыха молодежи - все эти различные виды вечеров подразумевают и различные режиссерские решения концертных программ. Иногда бывает достаточно 2, 3 номеров, впрямую связанных с темой дня, чтобы придать ему смысловую направленность. Конечно, это первый номер, качестве пролога открывающий тематический праздничный концерт, и последний, заключающий программу. Часто праздничные концерты являются художественным продолжением торжественного вечера, а и иногда самостоятельными развлекательными программами. Естественно, что все номера такого концерта должны прямо или косвенно отвечать той дате, тому событию, которому посвящен вечер. Главное, суметь выдержать до конца заданный в начале тематический ключ концерта. У зрителя не должно возникнуть ни малейшего недоумения относительно правомерности присутствия в программе любого из номеров. А каковы особенности тематических концертов, посвященных литературным, музыкальным датам?

Есть поэты и музыканты, творчество которых нашло отражение в произведениях искусства самых различных жанров.

Например, Александр Пушкин. Сколько романсов написано на тексты его стихов, сколько опер и балетов создано на сюжеты его произведений! Если позволяет оборудование зала, в концерте можно использовать отрывки из фильмов, поставленных по пушкинской прозе, и из кинокартин о самом поэте. Хорошо, конечно, включить в программу сцены, из пьес Пушкина. Такой концерт будет чрезвычайно насыщенным по материалу и, несомненно, вызовет интерес зрителей.

Программу можно построить либо по принципу разнообразил тем и проблем, затрагиваемых в творчестве поэта, либо по хронологическому признаку. Надо подготовить и текст, который бы сжато, но ясно комментировал каждый номер.

Очень важно, чтобы текст конферанса (ведущего) тематических концертов постоянно удерживал внимание зрителей в определенном русле основной темы.

Юбилейные концерты главное торжественное подведение итогов деятельности какого-то коллектива или отдельного лица. Происходить это может в самых различных формах. Вступительное слово или рассказ о достижениях коллектива сменяется поздравлениями и приветствиями, в которых так же содержится опенка работы юбиляра и пожелания на дальнейшее. Если отмечаются юбилеи какого-либо творческого коллектива, то на вечере уместно выступление этого коллектива с исполнением наиболее удавшихся и любимых всеми произведений. Поводом для празднования юбилея должна служить не только круглая дата, но прежде всего отличные результаты многолетней работы. И естественно, что сам факт решения о праздновании юбилея, подготовка к нему сопровождаются большим эмоциональным подъемом в коллективе. Эта атмосфера праздничности и предопределит успех юбилейного вечера.

В отчетных же концертах - показывается весь материал, над которым работал коллектив в течении всего учебного года. И естественно на протяжении всего вечера выступает один коллектив. Если это оркестр, то для разнообразия программы можно включить пьесы с солистом, ансамбли и солирующие произведения. Например, первое отделение может быть классическим, а второе народным. Нужно составить программу так, чтобы зритель не устал, показав все разнообразие исполнений игры на инструментах.

Если это отчетный концерт, то здесь ставится задача быстро переодеться. Для этого нужно на генеральной репетиции отработать все моменты связанные с переодеванием. Каждый участник должен знать, где находится его костюм.

Что касается выездных концертов. Руководитель должен заранее позаботиться о транспорте для перевозки инструментов, костюмов и участников. Лучше, чтобы руководитель уже побывал в том месте, где будет проводиться концерт и прорепетировал с оркестром. Это делается для того, чтобы узнать акустику зала; как расположить инструменты, чтобы они звучали; узнать где на сцене находятся розетки; сколько микрофонов имеется в наличии или вести аппаратуру свою. Руководитель должен вести себя собранно и спокойно. Он должен назначить ответственных за количество костюмов, пультов, нот, инструментов, медиаторов, чтоб не чего не искать в последний момент.

По приезду он должен провести беседу с участниками, психологически настроив их на концерт. Перед самим концертом, за пол часа, на сцене уже должно все стоять: стулья, пульты, папки, инструменты.

Выездные концерты могут быть самыми различными по виду, их особенностью является «пропаганда своего искусства» в чужом учреждении культуры.

Есть еще вид концерта который называется «капустник» - это шуточное или сатирическое представление, которое обычно готовится для "закрытого" вечера, т.к. в «капустниках» затрагиваются, как правило, темы внутренней жизни данного коллектива.

Кроме полуимпровизационной драматургии, «капустник» отличается от иных форм эстрадного представления и основным принципом сценического воплощения. Исполнители лишь внешними признаками, очень условно обозначают характеры действующих лиц. Все перемены оформления производятся открытым приемом, места где действия зачастую определяются одной - двумя деталями, понятными только осведомленной аудитории. «Капустники» более импровизационны и условны не только в текстовой части, но и в исполнительской. Они увлекают не только юморным содержанием, но и тем, что среди действующих лиц обязательно присутствуют лица всем знакомые, занимающие подчас даже довольно высокое положение в данном учреждении. Дружеская пародия друг друга, дружеский шарж всегда воспринимаются легче и с очень большим интересом.

Эстрадное обозрение. Но не путайте его с эстрадным концертом. Эстрадный концерт, как правило, обычный смешанный концерт, большинство номеров которого относится к так называемым легким жанром. В них много юмора и по содержанию они не претендуют на большую глубину. Но в этих же программах могут найти место и «серьезные жанры»: инструментальная музыка, классическая хореография, художественное слово.

В эстрадном обозрении (эстрадном спектакле) подобные же номера объедены сюжетным или иным стержнем. Герой или герои этого обозрения по ходу действия сталкиваются с эпизодическими персонажами, которые в свою очередь в силу обстоятельств сюжета исполняют свой концертный номер. Особое внимание нужно обращать руководителю, как организатору досуговых программ, на четкость переходов от номера, к номеру, от эпизода к эпизоду. Тщательно отработать с исполнителями темпоритм их появления на сцене и их ухода со сцены.

Специально выверяйте тексты интермедий, учитывая реакцию зала. Бывает, что исполнители, хорошо подготовленные в драматическом коллективе для участия в спектаклях, в эстрадных шуточных номерах плохо доносят текст, проходят мимо каламбуров, реприз и т.д.

Постановочно-организационная работа.

Постановка любого концерта, тем более театрализованного тематического, где обычно много исполнителей - хоры, оркестры, танцевальные коллективы, солисты, участники массовых сцен, ведущие - процесс не только творческий но и организационный.

Осуществляется такой концерт специально создаваемой постановочной группой во главе с режиссером - постановщиком концерта.

Музыкальный руководитель (главный дирижер), отвечающий за всю музыкальную сторону концерта. Как правило, это руководитель хора или оркестра, принимающего участие в концерте. Главный балетмейстер, отвечающий за хореографию в коллективе (руководитель ведущего танцевального коллектива).

Режиссер по пантомиме (если в концерте используются такие номера). В задачу этих трех человек входит проведение всей работы по постановке музыкальных, хореографических и пластических номеров и эпизодов, связанных с осуществлением сценария концерта.

Художник (сценограф). Ему подчиняются рабочие сцены, реквизиторы, костюмеры, киномеханик и др. Его задача - оформление сцены, создание реквизита.

Художник по свету - осуществляет постановку света, организует работы электриков-осветителей.

Звукорежиссер. По указанию музыкальных руководителей создает шумовые фонограммы, руководит работой радистов. Режиссер по кино. Подбирает и монтирует необходимый киноматериал, отвечает за работу киномехаников.

Ассистент режиссера - первый помощник постановщика по всем организационно-творческим вопросам, обеспечивающий вызов коллективов и участников на репетиции.

Помощники режиссера. Обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены. Все эти люди под руководством режиссера-постановщика работают вместе по единому плану-графику.

Партитура концерта.

Чтобы успешно осуществить концерт, режиссеру постановщику необходимо держать в памяти буквально все слагаемые концерта. Любая упущенная во время работы над концертом «мелочь» может обернуться большой бедой. Конечно у режиссеров профессионалов отменная память, но иногда и она может подвести.

Для того, чтобы избавить себя от случайностей, им создается «партитура концерта» или «постановочный план». Такая партитура не только дает представление, из чего складывается каждый момент концерта в их последовательности и временной протяженности, но и точно фиксирует весь ход действий каждой службы. К тому же партитура значительно облегчает и ускоряет создание постановщиком так называемых «выписок» - последовательного описания содержания и порядка работы каждой службы (реплики и действия, которые являются сигналами для изменения света, включения и выключения фонограммы, смены оформления и закрытия занавеса и т.д.)

В ней фиксируется кому и какие нужны костюмы, реквизит, что происходит в каждый момент действия за кулисами и на сцене.

Как выглядит партитура концерта?

Это своеобразное графическоеизображение концерта, в котором по горизонтали описаны действия всех участников концерта и помощников в определенный момент, а по вертикали - порядок действия и его временная протяженность.

"Налоги" (газета), 2011, N 3

Концертная организация представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удовлетворяющее культурные потребности общества, занимающееся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельностью для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.

В данной статье рассмотрим порядок ведения бухгалтерского и налогового учета концертными организациями.

Театрально-концертные организации могут быть коммерческими и некоммерческими в зависимости от основной цели их создания. Если этой целью является получение прибыли, то они регистрируются как коммерческие организации, т.е. они являются организациями "шоу-бизнеса".

Если извлечение прибыли не является основной целью деятельности театрально-концертной организации, то такая организация регистрируется как некоммерческая (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее - ГК РФ). Если театрально-концертная организация создана как некоммерческая, то она имеет право вести предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Заметим, что многие некоммерческие организации данной сферы деятельности имеют бюджетное финансирование.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет в театрально-концертных организациях вне зависимости от того, являются они коммерческими или некоммерческими, ведется по общим правилам, предусмотренным Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов), и другими законами и инструкциями. Вместе с тем особенности финансово-хозяйственной деятельности театров определены в Положении о театре Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (далее - Положение N 329).

В данной статье рассмотрим учет в театрально-концертных организациях, зарегистрированных как коммерческие организации, т.е. в организациях "шоу-бизнеса".

Особенности финансово-хозяйственной деятельности данных организаций определены следующими двумя основными моментами:

  • льготами по налогообложению;
  • спецификой отдельных объектов бухгалтерского учета.

Остановимся на рассмотрении этих моментов более подробно.

Специфическим объектом бухгалтерского учета для театрально-концертных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) являются входные билеты и абонементы на посещение концертов, спектаклей и других мероприятий.

В соответствии с п. 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 (далее - Положение N 359), концертные организации при осуществлении наличных расчетов с населением вместо кассовых чеков вправе использовать бланки строгой отчетности как документы, подтверждающие прием денежных средств от физических лиц.

Приказом Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 257) утверждены формы бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и так далее): "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка".

Положением N 359 утвержден порядок изготовления бланков строгой отчетности. Бланки строгой отчетности могут изготавливаться как типографским способом, так и при помощи автоматизированной системы. При этом понятия автоматизированной системы указанное Положение не содержит, но в соответствии с п. 11 законодатель предъявляет к ней следующие требования:

  • автоматизированная система должна быть защищена от несанкционированного доступа;
  • автоматизированная система должна идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком строгой отчетности в течение не менее пяти лет;
  • при использовании автоматизированной системы при заполнении и выпуске бланка строгой отчетности такая система должна сохранять уникальный номер и серию бланка.

Таким образом, целесообразно предположить, что подобная автоматизированная система наряду с возможностью изготовления бланка строгой отчетности должна предусматривать и специальные формы регистров для целей обеспечения надлежащего учета в организации.

Утвержденные Приказом N 257 бланки строгой отчетности концертные организации могут напечатать и в типографии с обозначением серии и порядкового номера. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на отрывные части бланка документа.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Об этом сказано в п. 4 Положения N 359, Письме Минфина России от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-42.

Художественное оформление билетов, абонементов и экскурсионных путевок, определение характера и содержания необходимой информации на них, а также их техническое редактирование производятся театрально-концертной организацией самостоятельно.

Руководство концертной организации должно обеспечить строгий контроль за сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности.

Ответственность за хранение билетов и абонементов, в соответствии с действующим законодательством, несут руководитель организации, а также другие ее работники по письменному указанию руководителя.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.

Нереализованные билеты, абонементы и экскурсионные путевки списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности, утвержденные приказом руководителя концертной организации. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в организации в упакованном виде в архиве или на складе в течение 5 лет.

Списание изъятых из обращения билетов и абонементов производится на основании акта, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

В бухгалтерском учете бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". В соответствии с Планом счетов аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.

К счету 006 "Бланки строгой отчетности" открываются субсчета:

  • 006-1 "Билеты и абонементы на складе";
  • 006-2 "Билеты и абонементы в заготовке";
  • 006-3 "Билеты и абонементы у подотчетных лиц";
  • 006-4 "Билеты и абонементы, оставшиеся нереализованными и подлежащие уничтожению".

Обратите внимание, что на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" учет бланков строгой отчетности ведется в условной оценке. Условная оценка может совпадать с фактическими затратами на изготовление бланка строгой отчетности.

Затраты концертной организации, связанные с приобретением бланков строгой отчетности, отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат (10 "Материалы", 26 "Общехозяйственные расходы", 20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу" и так далее).

По мере использования бланки строгой отчетности подлежат списанию с дебета счета 006 "Бланки строгой отчетности" в кредит счета 006 "Бланки строгой отчетности". Если на счете 006 "Бланки строгой отчетности" у организации организована подробная аналитика, то процесс использования, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности может выглядеть следующим образом:

  • Дебет 006 "Принятые к учету бланки строгой отчетности" - приняты к учету бланки строгой отчетности в условной оценке.
  • Кредит 006 "Принятые к учету бланки строгой отчетности" - списаны использованные бланки строгой отчетности в условной оценке.
  • Дебет 006 "Использованные бланки строгой отчетности" - учтены использованные бланки строгой отчетности в условной оценке.

Необходимо отметить, что, в отличие от кассового чека, бланк строгой отчетности является первичным учетным документом. В связи с этим, учитывая, что согласно Письму Минфина России от 22 августа 2008 г. N 03-01-15/10-303 организация может самостоятельно разработать бланк строгой отчетности и применять его в своей предпринимательской деятельности, необходимо учесть также и требование наличия обязательных реквизитов первичного учетного документа, чтобы впоследствии избежать неприятных последствий, связанных с нарушением правил ведения бухгалтерского учета в организации.

В целях налогообложения прибыли расходы на приобретение бланков строгой отчетности могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Согласно ст. 318 НК РФ данный вид расходов относится к косвенным, а следовательно, признается в полной сумме для целей налогообложения в том отчетном (налоговом периоде), в котором они были учтены в качестве расходов.

Налоговый учет. Налог на прибыль

Рассмотрим порядок исчисления налога на прибыль театрально-концертной организацией, применяющей общую систему налогообложения.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками определяется в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации, в том числе и театрально-концертные организации.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

При определении объекта налогообложения организациями учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиков, определен ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не облагается налогом на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом получателями средств целевого финансирования могут являться не только бюджетные учреждения, финансирование которых осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе сметы доходов и расходов. Концертные организации и театры, имеющие различные организационно-правовые формы собственности, предусмотренные учредительными документами, также могут получать средства целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Помимо указанных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются и целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Отметим, что остальные доходы театрально-концертных организаций (от реализации билетов и абонементов, продажи программок, проката биноклей, выручка буфета, арендная плата и так далее) включаются в налогооблагаемую прибыль (конечно, если такая деятельность не подлежит налогообложению в рамках спецрежима).

Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств в оплату.

Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации, т.е. дата оказания услуги (п. 3 ст. 271 НК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ). Услуга по показу концерта считается оказанной по окончании концерта, поэтому признавать доходы до этого момента неправомерно. Это значит, что при реализации билетов на концерты налоговая база по налогу на прибыль не возникает.

Если рассматривать продажу абонементов, дающих право зрителю посещать несколько концертов в течение оговоренного периода времени, то бухгалтеру следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 271 НК РФ если доходы относятся к нескольким отчетным периодам, то налогоплательщик распределяет их самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Иначе говоря, признавать доход в виде стоимости абонемента на сезон необходимо равномерно в течение нескольких отчетных периодов, на которые приходится действие абонемента. Отметим, что театрально-концертной организации следует закрепить данный порядок в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Налог на добавленную стоимость

Концертная организация, занимающаяся проведением концертов и спектаклей, осуществляет безналичный расчет с заказчиками - юридическими лицами за оказанные услуги. Может ли вышеуказанная организация применять льготу, предусмотренную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ?

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства.

К таким услугам, в частности, относятся:

  • услуги по распространению билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
  • реализация входных билетов и абонементов на посещение вышеуказанных мероприятий.

Воспользоваться данной льготой могут только те учреждения культуры и искусства, которые поименованы в абз. 5 пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Ими являются: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Льгота предоставляется независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности учреждения (Письмо УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2009 г. N 16-15/013714). Аналогичный вывод сделан судебными органами в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А19-12400/08.

Формы входных билетов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия приравниваются в целях гл. 21 НК РФ к формам бланков строгой отчетности, утвержденным Приказом N 257.

Таким образом, такая деятельность концертных организаций, как распространение входных билетов и абонементов (форма которых утверждена как бланк строгой отчетности) на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, а также предоставление в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства освобождаются от налогообложения НДС.

Учитывая вышеизложенное, при проведении концертной организацией концертов и спектаклей и осуществлении безналичных расчетов с заказчиками - юридическими лицами за оказанные услуги организация не вправе применять налоговое освобождение, предусмотренное пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Применение такого освобождения от обложения НДС возможно только при реализации на вышеуказанные мероприятия входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Упрощенная система налогообложения

Организация, осуществляющая концертную деятельность, вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО) только в отношении бюджетных учреждений.

Отметим, что переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь для относительно небольших концертных организаций (о чем пойдет речь ниже), поэтому большинство концертных организаций все-таки будет применять общий режим налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями, осуществляющими театрально-концертную деятельность, добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются концертными организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Театрально-концертные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Учет сценическо-постановочных средств в концертных организациях

При осуществлении своей деятельности театрально-концертные организации (как коммерческие, так и некоммерческие), конечно же, не могут обойтись без сценическо-постановочных средств (СПС).

Сценическо-постановочные средства включают в себя комплекс предметов, используемых для проведения различных представлений в театрально-концертных организациях. К ним относятся: сценический инвентарь, декорации, сценические конструкции, бутафория, концертные костюмы и так далее.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, инвентарю для театрально-зрелищных учреждений и учреждений культуры присвоен код 163696000. К нему относятся:

  • инвентарь сценический;
  • одежда сцены;
  • станки сценические;
  • декорации мягкие;
  • декорации объемные;
  • бутафория сценическая;
  • драпировки сценические;
  • приспособления для монтировки декораций;
  • штопоры для крепления декораций.

Не учитывается в составе сценическо-постановочных средств и учитывается в составе машин и оборудования электроосветительное оборудование сцен, не вмонтированное в оформление спектакля.

Бухгалтерский учет сценическо-постановочных средств должен обеспечить:

  • контроль за сохранностью сценическо-постановочных средств;
  • правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления сценическо-постановочных средств, их внутреннее перемещение.

В бухгалтерском учете театрально-концертной организации отражение сценическо-постановочных средств зависит от срока их полезного использования. Если данные предметы служат более года, то их необходимо учитывать в составе основных средств.

Планом счетов для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации предназначен счет 01 "Основные средства".

Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Таким образом, принятие сценическо-постановочных средств к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Аналитический учет по счету 01 "Основные средства" следует вести по отдельным инвентарным номерам, а построение аналитики должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств в концертной организации, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 7 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (далее - Методические указания N 91), операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляются первичными учетными документами.

На основании п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные документы принимаются к учету при условии, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". Принятие сценическо-постановочных средств к бухгалтерскому учету театрально-концертной организации, согласно п. 38 Методических указаний N 91н, осуществляется на основании утвержденного руководителем такой организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

На сценическо-постановочные средства, учитываемые в качестве объектов основных средств, необходимо начислять амортизацию в общеустановленном порядке. В соответствии с Классификацией основных средств по амортизационным группам указанные объекты включаются в 3-ю группу как имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно.

Сумма амортизации определяется ежемесячно и начисляется отдельно по каждому объекту основных средств.

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основные средства были введены в эксплуатацию. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости основного средства либо когда произошло его выбытие из состава амортизируемого имущества, начисление амортизации прекращается.

Амортизация в целях налогообложения прибыли, согласно ст. 259 НК РФ, начисляется двумя методами: линейным и нелинейным.

Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Установленные п. 1 ст. 259 НК РФ методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.

Анатолий Коваленко

Концертная организация

Согласно ФЗ 94 ст.55 пп.14.1 осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей;

У меня вопрос- мы Государственное бюджетное учреждение культуры- "центр культурных программ". МЫ проводим и огранизуем различные программы, фестивали, мероприятия в сфере культуры, согласно утвержденной программы и сметы. По видам деятельности которые мы отразили в в Уставе- это и органицация и проведение концертов, культурных и массовых зрелищ. Являемся ли мы организацией осуществляющей концертную деятельность - для заключения договоров по п.14.1.-? Если нет, то что нам необходимо изменить для отнесения нас к организациям указанным в п.14.1.-?

Ответил пользователь,

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности содержится соответствующий код:

«92.31.21 выступлений.
Эта группировка включает:
- деятельность ансамблей, театральных трупп, оркестров и групп музыкантов».

В пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ говорится об учреждениях, осуществляющих концертную деятельность. Это, по моему мнению, также подразумевает творческие коллективы.

У бюджетного учреждения не должно возникнуть проблем с закупками в соответствии с пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ, если, во-первых, в Уставе учреждения соответствующая деятельность записана в качестве основного вида деятельности, во-вторых, если при государственной регистрации данного учреждения такая деятельность была отражена соответствующим кодом ОКВЭД, и, в-третьих, если в штате учреждения есть коллективы (исполнители), осуществляющие концертную деятельность.

Кроме того, в соответствии с пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ, учреждениям, осуществляющим концертную деятельность, можно закупать одноименную продукцию в течение квартала на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

Т.о., если учреждение занимается только организационными вопросами проведения творческих мероприятий, то у проверяющих органов могут возникнуть вопросы в связи с закупками в соответствии с пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ.

Алексей Викторович АЛТЫНЦЕВ, заместитель директора Института реформирования общественных финансов, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ, к. э. н.

Ответил пользователь,

Вид деятельности организации должен быть прописан в уставе организации, а также отражен кодом ОКВЭД.

ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором, каждому отдельному виду деятельности присвоен личный цифровой код, необходимый для статистического и иного учета.

В том случае, если Ваша организация имеет соответствующие коды ОКВЭД, то вы вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии со ст.55 пп.14.1 Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Анна Ивановна ВОРОБЬЕВА, старший аналитик юридической службы Центра исследования бюджетных отношений

Ответил пользователь,

В ст.149 НК РФ к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ)

Законодатель не дает четкого понятия «организация осуществляющая концертную деятельность»

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:

— классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

Определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

Разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

Осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

Подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;

Кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;

Обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

ОКВЭД содержит код

92.31.21 Деятельность по организации и постановке театральных и

оперных представлений, концертов и прочих сценических

выступлений

Деятельность по организации и постановке театральных и

оперных представлений, концертов и прочих сценических

выступлений

Деятельность по организации и постановке театральных и

оперных представлений, концертов и прочих сценических

выступлений

Эта группировка включает:

Деятельность ансамблей, театральных трупп, оркестров и

групп музыкантов

Таким образом в Устав необходимо внести изменения согласно вышеуказанному коду ОКВЭД и указать что основной деятельностью организации является Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений. Следовательно для применения нормы Статьи 55. (Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), пп. 14.1) (осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;)

Норма часть 2 статьи 55 определяет исчерпывающий перечень случаев, в которых заказчик вправе осуществить размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Таким образом ваша организация может относится к организации осуществляющую концертную деятельность в случае указания в Уставе организации что основным видом деятельности является Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений.

Размещая заказы у единственного поставщика, в квартал можно разместить заказы на одноименные товары в сумме 500 тысяч рублей с одним поставщиком по одной сделке согласно 94-ФЗ п.14, п.14.1 ч.2 ст.55.

- 150.04 Кб

Активно развиваются коллективы малых форм любительского творчества (бардовская песня, студии эстрадного пения, рок-группы, эстрадные ансамбли, дискотеатр и др.). В государственных учреждениях культуры Беларуси на 01.01.2005 функционировало 3333 таких формирований (в том числе – 1730 детских) .

Согласно исследованиям, статистике и практическим наблюдениям, существуют многочисленные внутренние процессы в организме народного творчества, которые не могут не влиять на перспективу его развития.

Во-первых, в последнее время наблюдается тенденция уменьшения участия населения в самодеятельности, особенно взрослого. Во-вторых, из-за ряда объективных причин усложняется организация выступлений самодеятельных артистов. Тем не менее, значение самодеятельности как дополнения профессионального искусства в регионах, в сельской местности имеет большое значение в плане организации культурного обслуживания и эстетического воспитания населения. В-третьих, изменяется возрастная структура клубной самодеятельности: наблюдается сдвиг показателей в сторону детской самодеятельности. Понятно, что этот факт можно рассматривать, как положительный, т.к. одна из актуальных проблем, связанных с моральным оздоровлением общества и его будущим, - это поиск оптимальных вариантов организации свободного времени подрастающего поколения. В учреждениях культуры республики работает более 10 тыс. различных клубных формирований для детей и молодежи, объединяющих более 100 тыс. человек.

Наблюдается разная динамика развития сельской и городской художественной самодеятельности. В городе ситуация выглядит более приятно. Происходят определенные изменения в жанровой структуре клубной самодеятельности. Идея национально-культурного возрождения всколыхнула творческую энергию народного искусства: увеличился интерес к фольклору, к народным традициям, сценическим костюмам, поиску и созданию нового репертуара. Появились нетрадиционные для самодеятельности фольклорные группы несценической ориентации, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, театры-студии и др.

В городе Минске функционирует около 4500 коллективов художественного любительского творчества. Вокально–хоровых – 341; хореографических – 493; инструментальной музыки –244 ..

Развитие средств массовой информации, повышение уровня образования, процессы урбанизации несколько снизили значение культурно-просветительной функции самодеятельности. Но в масштабах общества все большее значение приобретают такие функции самодеятельности, как развитие художественных способностей, формирование определенных качеств личности, даже ее коррекция. Таким образом, народное творчество сегодня более ориентировано на личность. Установка на самореализацию, самоорганизацию, на отношения с единомышленниками - это и есть современная функциональная нагрузка, приходящаяся на самодеятельность.

Не менее важной функцией самодеятельного творчества социального плана в последнее время стала организация свободного времени и быта различных групп населения. Стала актуальной проблема: как сделать отдых разнообразным, как использовать для этого имеющийся культурно- массовый материал, сделать быт эстетически привлекательным, оформленным по художественным канонам и с участием собственного творчества. Сейчас идет процесс взаимного обогащения, соревнования различных видов художественного творчества, форм их реализации, борьба за своего участника и т.д. .

Подтверждением значительного вклада любительских музыкальных коллективов в культурную жизнь Беларуси являются многочисленные фестивали, смотры-конкурсы, праздники музыкального искусства, демонстрирующие творческие достижения музыкальных любительских коллективов и отдельных исполнителей.

Любительские музыкальные коллективы осуществляют широкую культурно–творческую и концертную, гастрольную деятельность, имеют достаточно высокий уровень исполнительского мастерства, пользуются популярностью у населения. Способствуют приобщению к ценностям белорусской и мировой художественной культуры значительной части населения, как в регионах Беларуси, так и в столице. Представляют Беларусь на престижных фестивалях и праздниках музыкального искусства далеко за пределами нашей республики .

Можно сделать вывод о том, что художественное любительское творчество занимает важное место в культуре нашей страны. Министерством культуры Республики Беларусь разработано Положение о самодеятельном коллективе художественного творчества, которое определяет основные принципы деятельности, условия создания и функционирования непрофессиональных коллективов художественного творчества и народных промыслов.

Выводы к главе 1

Любительское художественное творчество представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, который взаимосвязан с профессиональным и традиционным народным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах художественной культуры.

Мы можем свидетельствовать, что в настоящий момент самодеятельное художественное творчество представляет собой общественно-историческое явление, имеющее определенную природу, объективные закономерности и изменяющиеся функции

Любительское художественное творчество - яркое явление Белорусской национальной культуры. Оно надёжно и бережно хранит духовное наследие народа. Самодеятельные коллективы ведут существенную работу по развитию творческих способностей населения, являются истинными центрами гармоничного воспитания личности, её эстетического развития. Мы можем гордиться достижениями народного творчества Беларуси. И обязаны сделать всё, чтобы это ценная духовная кладовая Белорусского народа с каждым годом пополнялась и способствовала развитию нашего общества.

Глава 2. Организация концертной деятельности

    1. Характеристика концертно-испол нительской деятельности

Культурологи понимают под этим организованные платные публичные мероприятия, где выступают вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, артисты оригинальных жанров. Всего на одной сцене, в одном концерте могут сочетаться музыка, литература, танец, эстрада, театр. Такое жанровое и количественное разнообразие требует тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концертов задача для профессионалов.

Концертная организация представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удовлетворяющая культурные потребности общества, занимающаяся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельностью для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.

Концерт - едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам: высокая идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность; жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории; высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров; надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры .

Виды концертных выступлений творческого коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным видом выступления коллектива является участие его в сборном концерте наряду с другими творческими силами, когда коллектив исполняет 2-3 номера. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера. Часто сборные концерты посвящаются какому-то событию и имеют театрализованную направленность. Руководителю хореографического коллектива нужно добиваться того, чтобы репертуар коллектива в таких концертах не был одноплановым. Элемент контрастности репертуара должен всегда присутствовать в концертных выступлениях.

Нередко коллективу приходится участвовать в концертах- лекциях, концертах-встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются в зале. В таких выступлениях коллективу также важно иметь успех, свое творческое лицо.

Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт любительского творческого коллектива в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает 30-40 минут. В самостоятельном концерте коллектив исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю и т.д. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее номеров. Руководитель коллектива при составлении программы должен иметь в виду, что интересу зрителей к выступлению коллектива должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы коллективу следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам зрителей в конце концерта. Особенно понравившееся зрителям произведение из концертной программы (продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно повторить в том случае, если руководитель уверен, что при повторении оно пройдет не хуже первого исполнения.

Концертно-просветительская деятельность призвана внести свой вклад в реализацию общих социальных функций музыкального искусства :

  • просветительской, которой соответствует задача удовлетворения познавательного интереса аудитории (содержание концертов являет собой знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, выдающимися деятелями, композиторами, исполнителями);
  • пропагандистской, отличающейся направленностью на определённую область музыкальной литературы (часто это связано с популяризацией творчества отечественных композиторов прошлого и настоящего);
  • гедонистической, не менее важной в процессе организации концертно-просветительской деятельности, поскольку музыка должна доставлять эстетическое наслаждение и удовольствие;
  • общесоциологической, наиболее важной, подчиняющей предыдущие, состоящей в воспитательном воздействии на слушателей (условием её осуществления служат содержательность, глубина и эмоциональная насыщенность концертов).

В организации концертной деятельности важно опираться на принципы гуманизма. Каждое мероприятие такого рода должно нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты. При отборе концертного репертуара следует соблюдать принципы демократизма: не замыкаться в рамках национальной музыки, а делать акцент на непреходящих человеческих ценностях, на связь музыки с реальной жизнью, чувствами человека. Музыкальный материал должен отвечать высокохудожественным требованиям и, вместе с тем, быть доступным для понимания данной аудитории. Систематичность и целостность процесса, чёткая организация мероприятий, контакт ведущего с аудиторией создают благоприятную атмосферу для духовного очищения слушателей.

Концертная деятельность складывается из количества концертных выступлений в течение определенного или всего периода творческой деятельности музыкального коллектива. Поэтому, рассматривая виды и формы концертной деятельности, мы должны, прежде всего, говорить о концертных выступлениях.

Многообразие концертных выступлений (концертов), как на профессиональной сцене, так и на самодеятельной, дает нам возможность определить их основные виды и дать им характеристику.

Отчётный концерт. Один из самых распространенных видов концертных выступлений в самодеятельном творчестве.

Сущность концерта раскрыта уже в самом названии. Правда, в атмосфере праздника, которая обычно сопутствует любому концерту, такая трактовка может быть не совсем уместна, скорее - показываю свое искусство перед публикой .

Как правило, день отчетного концерта заранее обговаривается администрацией дома культуры (клуба), с руководителями творческих любительских коллективов. Здесь учитывается степень подготовки коллективов на данный момент и возможность довести их до необходимого уровня за оставшийся срок перед концертом.

В самодеятельном творчестве отчетные концерты чаще всего подразумевают выступление всех или нескольких творческих коллективов, чтобы разнообразить концерт и сделать его зрелищным. Могут быть привлечены, например, такие коллективы, как различные танцевальные ансамбли, хоры, цирковые номера, ансамбли вокалистов, отдельные выступления чтецов, фокусников, актеров, вокалистов с ансамблями, ансамбли классической музыки, духовой и симфонический оркестры и т.д. Многое зависит от уровня подготовки и соответствующего составления концертной программы. Эстрадный оркестр в такой программе обычно занимает одно из главных мест. Объясняется это несколькими причинами:

В понятие «отчетный концерт» также входит концертное выступление всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив показывает развернутую программу в одном или двух отделениях, подготовленную собственными силами.

Краткое описание

Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация концертной деятельности 36
2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
Выводы к главе 2 69
Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.1. Характеристика Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.2. Организация концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77
Выводы к главе 3 84
Заключение 85
Список литературы 87

Итогом учебно-воспитательной работы в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях является концертное выступление. Это важное событие в духовной жизни коллектива. Концертное выступление доставляет радость, переживание, гордость, позволяет увидеть значимость своих занятий музыкальным творчеством, еще более укрепляет и расширяет кругозор, способствует формированию общественной активности. Концерт, как и репетиционный процесс, оказывает большое воспитательное воздействие. Целевая установка репетиций на концертное выступление изменяет сам характер музыкально-познавательной деятельности оркестрантов: вызывает положительное отношение к занятиям в оркестре или в ансамбле, пробуждает интерес, изменяет мотивы обучения музыкально-исполнительскому искусству.

Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов - дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные.
Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения.
Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами.
В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты - разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей. В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.
В качестве примера приведем фрагменты программы театрализованного концерта самодеятельного эстрадного ансамбля «Атлантика» из Мурманска. Пролог концерта построен как вокально-инструментальная композиция «Мы с песней росли и мужали». В него вошли фрагменты песен и инструментальных мелодий, характеризующих основные этапы развития нашей страны: революционных песен, песен гражданской войны, первых пятилеток, Великой Отечественной войны, послевоенного периода.
Каждый фрагмент пролога имел свою четкую режиссерскую разработку: мизансцену, свет, характер исполнения, логический переход от одной эпохи к другой. Заключительный фрагмент пролога подводил к основным событиям современности и служил своеобразной связкой к первому эпизоду программы - «Край морошковый», в который вошли песни: «Край морошковый», «Уходят парни в море», «Моряцкие мили», «Я живу у моря». С помощью театрализации четыре номера с музыкальными переходами слились в единый эпизод с четкой идейной направленностью и художественной образностью, рассказывающий о городе Мурманске, о трудовом подвиге моряков и рыбаков.

В настоящее время стали популярны концерты политической песни, зонг-митинги.
Концерт-митинг - публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Специфика данного концертного жанра заключается в своеобразии содержания номеров и организационно-методическом построении программы. Таким концертам присуща особая действенность, опирающаяся на активность зрителя, открытая агитационность, которая проявляется в репертуаре и оформлении мероприятия. Основная задача концерта-митинга - оказать немедленное мобилизующее влияние на слушателей, эмоционально зажечь, заставить активно действовать. Особенностью данного жанра является то, что он сочетает музыку и выступление участников самодеятельности и мастеров профессионального искусства, очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни-протесты, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды и т. д.
В настоящее время получают широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы- один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности. Нередко руководители ограничиваются только установлением порядка имеющихся номеров вместо того, чтобы выстроить концерт, придать ему динамическую и законченную форму. При составлении программы руководителю эстрадного коллектива следует обратиться за консультацией к режиссеру, а если есть возможность, привлечь его еще раньше, в период подготовки номера. Режиссер поможет драматургически выстроить номер, определить необходимые мизансцены, поставить смысловые акценты в тексте песен, разработать характер сценического поведения музыкантов при исполнении инструментальных пьес, вместе с художником продумать детали оформления номера, костюма исполнителя. Если в клубе нет режиссера, руководитель должен познакомиться с принципами построения программы.

Один из важных принципов составления эстрадной программы - от серьезного к развлекательному. Начинать концерт целесообразно с номеров гражданского содержания, а ближе к концу дать более популярные.
Следующий важный момент составления программы: концерт должен идти по нарастающей линии так, чтобы восприятие зрителей поддерживалось усиливающейся «ударностью» номеров, то есть номера, вызывающие наиболее бурную реакцию зрителей, исполнять ближе к концу программы. Самое же завершение концерта требует наиболее эффектной и впечатляющей точки.
В методической литературе указывается еще одно важное условие построения программы - принцип контраста. Поэтому руководитель должен заботиться о контрастности номеров. Стыки между номерами разных жанров должны подбираться с большой осторожностью, чтобы помочь оттенить контрастом номера. Рецептов сочетания номеров дать невозможно. Каждая программа, каждое выступление имеют свою специфику, и руководителю приходится все время заново продумывать варианты исполнения в зависимости от содержания, места выступления, зрителей.
Следует также учесть, что расположение наиболее веселых, зрелищных номеров ближе к концу программы вовсе не означает, что первая часть концерта (независимо - дивертисментного или-тематического характера) должна быть очень серьезной, а вторая- сплошным развлечением. Соотношение контрастов и пиков, разрядок и переключений заставляет перемешивать номера, придерживаясь тенденции облегчения программы по мере приближения к финалу.