Понятие и виды профсоюзов. Профессиональные союзы как субъекты гражданского права Виды профсоюзов их объединений ассоциаций

Среди различных общественных организаций, задействованных в охране здоровья населения, особое место занимают профессиональные союзы (профсоюзы).

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Выделяют разные типы профессиональных союзов:

- первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

- общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

- общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

- межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

- межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

- территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

- территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.

Необходимо отметить, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.


Основные права профсоюзных организаций в России регламентируется специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ФЗ № 10 от 12 января 1996 года в ред. от 24.01.2002 №3-П).

Ниже представлены основные права и задачи профсоюзов.

1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

1.1. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

1.2. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

1.3. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

2. Право профсоюзов на содействие занятости.

Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

3. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.

Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения, первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

4. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

5. Право профсоюзов на информацию.

5.1. Для осуществления своей деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

5.2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

6. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.

Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.


7. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также подругам социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

8. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

9. Другие права профсоюзов.

9.1. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

9.2. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

9.3. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.

9.4. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Традиционные профсоюзы - это бывшие советские профсоюзы, объединившиеся в Федерацию независимых профсоюзов (ФНПР). Уже в начале 90-х они не играли серьезной роли в политической жизни и не имели влияния на процессы принятия решений. Они сохранили материальную базу советской профсоюзной системы, но численность их членов упала, т.к. люди выходили из профсоюза, а профсоюз представлял скорее интересы администрации, чем работников, люди не хотели платить членские взносы, переходили в альтернативные организации и т.п. Тем не менее, люди оставались потому, что хорошо помнили о роли профсоюзов в советское время. Кроме того, профсоюзы постарались сохранить за собой распределительную функцию, на основе налаженных связей в сфере торговли и услуг.

Старые профсоюзы не обладали ни властью, ни капиталом, они уже не могли мобилизовать наемных работников на какие-либо активные действия.

В начале и середине 90-х годов права работников нарушались постоянно при увольнениях, при заключении и выполнении трудовых договоров. Масштабный характер приобрели невыплаты заработной платы. Иски в суд принимались с нарушениями, администрация предприятий информировалась о том, кто их подал. Суд также не был защищен от давления, а его решения не исполнялись, т.к. заработная плата не выплачивалась, незаконно уволенных работников сокращали после восстановления и т.п. .

Большинство входящих в ФНПР профсоюзов не могли нарушить сложившиеся отношения с администрацией, и могли действовать, не выходя за рамки, определенные трудовым законодательством. Получить разрешение на забастовку было так же нереально, как и выиграть судебный процесс. Добиться поддержки работников, сохраняя лояльность к власти и администрации и действуя в рамках закона, не удалось.

Традиционные профсоюзы в этот период начали активные поиски новой социальной базы. Они декларировали и продолжают доказывать свою причастность к разрешению различных проблем, включая экологические, и объявляют себя защитниками интересов не только работников, но и всего населения.

Следующей формой организации работников являются альтернативные (свободные) профсоюзы, которые, в отличие от традиционных, в большинстве случаев сначала были формой самоорганизации работников, объединившихся для защиты своих насущных интересов. В течение первого десятилетия XX века новые организации постоянно появлялись и исчезали. Некоторые из них существовали не более двух лет .

Первые такие альтернативные профсоюзные организации появились в результате стихийного забастовочного движения конца 80-х годов. Самыми известными стали Независимый профсоюз горняков (НПГ) и Федерация профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД).

Эти профсоюзы отказались от универсального членства, не принимали руководителей предприятия и даже специалистов. Они объединяли определенные группы работников, например, рабочих проходческих участков в угольной промышленности, авиадиспетчеров и летный состав авиатранспорта и т.д. Эти группы отвечали за выполнение какой-либо функции предприятия, жизненно важной для экономики и общества в целом. Например, шахтерская забастовка означала перебои в энергосистеме и приостановку деятельности металлургической промышленности. Забастовка машинистов и диспетчеров могла полностью парализовать железнодорожное и воздушное сообщение, имеющее ключевое значение для огромной страны и т.п. Именно такой способ организации и мобилизации активистов давал новым профсоюзам силу и реальную возможность влияния на принятие решений.

Эти новые профсоюзы начали использовать механизм коллективных договоров. Форма переговоров стала уже принципиально другой и представляла собой открытый и равноправный диалог, вместо прежних и традиционных закрытых обсуждений с преимуществом и давлением администрации. Несогласие с требованиями новых профсоюзов или невнимание к ним оборачивались для работодателя забастовками и акциями протеста.

Лидеры альтернативных профсоюзов подвергались преследованиям и насилию. Традиционные профсоюзы объединялись с администрацией и во многих случаях действовали совместно с ней против альтернативных профсоюзов. Совместных акций традиционных и альтернативных профсоюзных организаций по защите прав работников не проводилось.

В отличие от традиционных профсоюзов, у них не было нормальных условий для работы, помещений, средств связи, оргтехники. Кроме того, они не умели управлять организационными ресурсами, т.е. в отличие от бюрократических традиционных профсоюзов, не могли обеспечить выполнение собственных решений, правильно вести бухгалтерский учет, наладить делопроизводство, учет членства и т.п.

В середине 90-х годов уже эти результаты работы альтернативных профсоюзов во многих случаях были перехвачены традиционными профсоюзами, например, Росуглепроф, став коллективным членом ФНПР, присвоил себе заслугу подписания тарифного соглашения и ряд других достижений альтернативного НПГ

В этот же период некоторые альтернативные профсоюзы, например, авиадиспетчеров, были институционализированы, признаны работодателями в качестве партнеров и фактически утратили свою альтернативность.

Другие альтернативные профсоюзы первой волны, как, например, НПГ, просто потеряли свое влияние, поскольку не смогли решить проблемы невыплат заработной платы и незаконных увольнений.

В ответ на это возникла новая волна рабочего движения. Стали создаваться стачечные комитеты, которые нигде официально не регистрировались и юридически не подлежали привлечению к ответственности. В акциях совместно участвовали работники бюджетных организаций - учителя, врачи, рабочие промышленных предприятий. Во многих случаях стачку начинали учителя и врачи, которые затем мобилизовывали шахтеров, промышленных и транспортных рабочих. Одной из таких акций была «рельсовая война» 1998 года, во время которой рабочие перекрывали главные железнодорожные магистрали.

Это создало условия для возникновения еще одной, третьей волны деятельности альтернативных профсоюзов. Стачкомы обычно распадались после того как их требования удовлетворялись. В конце 90-х годов альтернативные профсоюзы были уже малочисленными. Они создавались и на промышленных предприятиях, и в бюджетных организациях, в больницах, школах, например, независимый профсоюз ВАЗа, учительские профсоюзы Новосибирска и др .

Их особенность была в том, что эти профсоюзы не могли быть массовыми в силу оппозиционности администрации предприятий. Участие в них было рискованным. Но, несмотря на это, альтернативным профсоюзам третьей волны часто удавалось заставить работодателей считаться с их требованиями. Их лидеры и активисты, как правило, были юридически грамотны, активно участвовали в профсоюзных учебных программах и успешно использовали полученные знания в переговорах с директоратом предприятий и властными структурами .

Профсоюзное образование в этот период становится уже важным ресурсом альтернативных профсоюзов после того, как государство и работодатели ощутили угрозу со стороны стихийного рабочего движения. Основной формой действий становятся уже иски в суд, многие из которых удалось выиграть.

Профсоюзы компаний - это еще одна форма современных профсоюзов в рамках крупных корпораций - «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и др. Профсоюзы таких компаний, по сути, выполняют функции социального страхования, а также других функций, свойственных в прежнее время советским профсоюзным организациям. Например, профессиональный союз «ЮКОСа» организовал аналог социалистического соревнования на предприятиях компании. Создание таких подконтрольных администрации профсоюзов позволило компаниям решать внутренние социальные проблемы и демонстрировать западную модель трудовых отношений, что крайне важно для работы с западными партнерами.

Термином «социальное партнерство» применительно к профсоюзному движению обычно обозначают согласование интересов наемных работников, государства и работодателей на всех стадиях принятия и реализации решений, которые в какой-либо степени касаются этих интересов.

Партнерство осуществляется посредством сформировавшегося на Западе в течение прошлого столетия механизма трипартизма . Термин трипартизм означает, что процесс согласования интересов, регулирование социально-трудовых отношений, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. должен происходить при обязательном участии работодателей, представленных их объединениями, профсоюзов как представителей наемных работников и государства, от имени которого выступает правительственная администрация, отраслевые министерства и ведомства. Трипартизм предполагает также наличие законодательной базы, организационных структур разных уровней, установленных процедур взаимодействия.

В 1991 г. был принят Указ президента РФ Б.Н. Ельцина «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Затем был принят ряд федеральных законов - «Закон о профсоюзах», «Закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Закон о коллективных договорах и соглашениях» и др. и Трудовой кодекс РФ .

На федеральном уровне 1992 г. впервые была создана Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений (РТК). Задачи, состав и численность комиссии постоянно уточнялись. В 1999 г. Комиссии был придан статус постоянного органа системы социального партнерства в России. Согласно федеральному закону о Российской трехсторонней комиссии количество членов каждой из сторон (федеральной власти, работодателей и профсоюзов) не может превышать 30 человек. Кроме того, были созданы отраслевые тарифные комиссии, в регионах и в муниципалитетах действуют региональные и территориальные трехсторонние комиссии, а на предприятиях - двухсторонние комиссии (профсоюз и администрация предприятия) .

Все перечисленные комиссии должны разрабатывать и принимать соглашения, регламентирующие отношения наемных работников и работодателей (на предприятиях - коллективные договоры), а также контролировать выполнение этих соглашений и договоров.

Правительство посредством участия в трехсторонней комиссии рассчитывало ослабить давление протестного движения, однако этого достичь не удалось. В конце 90-х годов РТК так и не смогла решить проблему невыплат долгов по заработной плате, что только усилило существовавшее в стране социальное напряжение. В результате правительство сократило функции РТК как органа социального партнерства на федеральном уровне. Она была лишена права организовывать трехсторонние консультации по вопросам социально-трудовых отношений, делать заключения о целесообразности регистрации международных правовых норм и т.д. В итоге комиссия была отстранена от непосредственного подписания Генерального соглашения.

В начале 90-х годов российский трипартизм был чисто символической, демонстрационной моделью социального партнерства, созданной правительством по западным образцам. К концу 90-х годов под влиянием протестного рабочего движения эта модель начинает реально функционировать.

профсоюз иностранный институционализация трудовой

- 55.69 Кб

Виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ), предусмотренные законодательством.

Как установлено ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г., по сфере действия различают следующие виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ):

  1. общероссийский профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на всей территории Российской Федерации либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
  2. общероссийское объединение (ассоциация профсоюзов ) - объединяет общероссийские профсоюзы, территориальные объединения (ассоциации ), организации профсоюзов, действующие на всей территории РФ или на территории более половины субъектов России;
  3. межрегиональный профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на территории менее половины субъектов Российской Федерации;
  4. межрегиональное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - состоит из межрегиональных профсоюзов и (или ) территориальных объединений (ассоциаций ) организаций профсоюзов и действует на территории менее половины субъектов РФ;
  5. территориальное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - объединяет организации профсоюзов и действует, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.

Этим же Законом, кроме того, определяются:

  1. территориальная организация профсоюза - организация, состоящая из членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза и действующая на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территории нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.
  2. первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Несмотря на многочисленность профсоюзов, все они создаются по производственному, отраслевому, территориальному либо иному учитывающему профессиональную специфику признаку. 9

Профсоюзы (их объединения ) осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими же уставами, а первичные профсоюзные организации - согласно положениям, разработанным на основе этих уставов.


Профорганизатор, профгруппорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации ) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство, являются профсоюзными представителями (доверенными лицами ).

Профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации ) или положением о первичной профсоюзной организации.

Функции профсоюзов.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация. 10

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Функции профсоюза – это основные направления деятельности профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие функции:

  • защитная
  • производственная
  • воспитательная
  • социальная
  • международная

Можно выделить и другие функции. Однако вся деятельность профсоюзов должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная правовая деятельность:

  1. по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законодательством размера);
  2. по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации уставных задач, представленных профсоюзам прав);
  3. по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке);
  4. по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся (устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах и соглашениях).

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. 11 В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются. 12

Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров.

Под представителями работников понимаются либо органы профсоюзов и их объединений, либо органы общественной самодеятельности работников, которые определяются по правилам гл. 4 ТК РФ. Полномочия профсоюзов по представительству работников в разрешении коллективных трудовых споров не требуют особого подтверждения, если они закреплены в уставных документах профсоюзной организации (в уставе или положении). В то же время полномочия органа общественной самодеятельности работников должны быть подтверждены решением общего собрания (конференции) коллектива работников организации. Закон предусматривает возможность выдвижения требований к работодателю как непосредственно работниками, так и их представителями, а также профессиональными союзами. Начиная с уровня выше организации при разрешении коллективного трудового спора законными представителями работников могут выступать только профсоюзы. Это вызвано тем, что органы общественной самодеятельности работников создаются в рамках организации и не имеют никаких вышестоящих органов. 13

Закон предусматривая право профсоюзов выдвигать требования к работодателям, не определяет порядок осуществления этого права. Часть 6 с. 399 ТК РФ лишь устанавливает, что «требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства».

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что требования работников к работодателю, выдвинутые как представительным органом работников, так и непосредственно работниками, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников (ч. 2 ст. 399).

Закон о профсоюзах предусматривает определенный порядок разрешения коллективного трудового спора (схема № 1). Этот порядок включает ряд этапов:

  • выдвижение требований работниками;
  • рассмотрение администрацией требований работников;
  • рассмотрение спора в примирительной комиссии;
  • рассмотрение спора посредником;
  • рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Правом выдвижения требований от имени работников обладают работники и их представители, определяемые в соответствии с гл. 4 ТК РФ. Как правило, выборные профсоюзные органы в организации стремятся возглавить движение работников по разрешению коллективного трудового спора. Хотя не редки ситуации, когда в организации создаются специализированные общественные органы (например, стачечные комитеты). Решение о начале коллективного трудового спора, принятое полномочными представителями работников, должно быть утверждено общим собрание (конференцией) работников.

  1. Работники или их представители на своих собраниях (конференциях) выдвигают в письменном виде требования к работодателю. На собрании обязательно ведется протокол, необходимо соблюдать требования по кворуму, письменной фиксировать итоги голосования по выдвигаемым к работодателю требованиям.
  2. Работодатель обязан создавать условия для проведения соответствующих мероприятий по обсуждению и принятию коллективных требований. В течение трех рабочих дней после получения письменных требований работодатель обязан дать письменный ответ.
  3. Следующий обязательный этап разрешения коллективных трудовых споров - это проведение примирительных процедур. Они могут проводиться примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия создается в течение трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется приказом по учреждению и соответствующим решением представителя работников. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен комиссией в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа о создании примирительной комиссии.

Решение комиссии оформляется в виде протокола и имеет обязательную силу для сторон, если стороны об этом договорились. Работодатель не вправе уклоняться от проведения примирительных процедур. В ходе разрешения коллективного трудового спора работники вправе на любом этапе его разрешения проводить собрания, митинги, шествия, пикетирования в соответствии с законодательством.

4. По соглашению сторон с целью разрешения спора может быть приглашен посредник. Кандидатура посредника может быть рекомендован специальной Службой по урегулированию коллективных трудовых споров, созданной в 1993 году и действующей на основе Положения об этой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется самим посредником по соглашению со сторонами спора. Посредник осуществляет урегулирование спора в течение до семи рабочих дней и завершает его письменным оформлением результатов посредничества: либо достигнутым соглашением, либо протоколом разногласий.

Приглашение посредника с целью разрешения коллективного трудового спора является необязательным этапом урегулирования и осуществляется только при взаимном согласии сторон спора на участие посредника, в то время как рассмотрение спора в трудовом арбитраже является обязательным этапом. 14

5. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Трудовой арбитраж создается только в том случае, если стороны достигли предварительного согласия об обязательности его решений, в противном случае он не создается.

Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в количестве трех человек из числа арбитров, предложенных Службой или сторонами спора, исключая представителей сторон спора. В течение пяти дней с момента создания трудовой арбитраж выносит решение по существу коллективного трудового спора.

Одним из основополагающих прав профсоюзов является право на забастовку в качестве законного возможного способа разрешения коллективного трудового спора. (ст. 37).

Краткое описание

На практике представителями работников в социальном партнерстве чаще всего являются профессиональные союзы. Закрепляя сложившуюся практику, Кодекс в то же время в значительной степени перекрывает возможность деятельности карликовых профсоюзов, но не лишает при этом работников права избрать для себя другие формы представительства своих интересов при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем.

Развитие профсоюзов 4

Основы создания и деятельности профсоюзов 6

Виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций), предусмотренные законодательством. 8

Функции профсоюзов. 10

Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров. 12

Заключение. 17

Список литературы: 18

На сегодняшний день профсоюз - это единственная организация, призванная в полной мере представлять и защищать права и интересы сотрудников предприятий. А также способная помочь самой фирме контролировать безопасность труда, решать и воспитать у сотрудников преданность предприятию, имеющая возможность научить их производственной дисциплине. Поэтому как владельцам организаций, так и простым рядовым служащим необходимо знать и понимать суть и особенности профсоюза.

Понятие профсоюзов

Профсоюз - это организация, объединяющая сотрудников предприятия для возможности решать возникшие вопросы, связанные с условиями их труда, с их интересами в области

Каждый работник предприятия, на котором есть данная организация, имеет право на добровольной основе вступить в нее. В РФ, согласно закону, иностранные лица и лица, не имеющие гражданства, также могут получить членство в профсоюзе, если это не противоречит международным договорам.

Между тем и создать профсоюз может каждый гражданин РФ, достигший 14-ти лет и осуществляющий трудовую деятельность.

В РФ в законодательстве закреплена первичная организация профсоюзов. Под ней подразумевается добровольное объединение всех ее членов, которые работают на одном предприятии. В ее структуре могут формироваться профсоюзные группы или отдельные по цехам или отделам.

Первичные же профорганизации могут объединяться в ассоциации по отраслям трудовой деятельности, по территориальному аспекту или любому другому признаку, имеющему рабочую специфику.

Объединение профессиональных союзов имеет полное право взаимодействовать с профсоюзами других государств, заключать с ними договора и соглашения, создавать международные ассоциации.

Виды и примеры

Профсоюзы в зависимости от своих территориальных особенностей делятся на:

  1. Общероссийскую профсоюзную организацию, объединяющую в себе более половины сотрудников одной или нескольких профессиональных отраслей, или действующую на территории большей половины субъектов РФ.
  2. Межрегиональные профсоюзные организации, связующие членов профсоюзов одной или нескольких отраслей на территории нескольких субъектов РФ, но менее половины от их общего количества.
  3. Территориальные организации профсоюзов, объединяющие участников профсоюзов одного или нескольких субъектов РФ, городов или других населённых пунктов. Например, Архангельский областной профсоюз авиационных работников или Новосибирская областная общественная организация профсоюза трудящихся в сфере народного образования и науки.

Все организации могут объединяться, соответственно, в межрегиональные ассоциации или территориальные ассоциации организаций профсоюзов. А также образовывать советы или комитеты. Например, Волгоградский областной совет профсоюзов - территориальное объединение областных организаций общероссийских профсоюзов.

Еще одним ярким примером являются ассоциации столицы. Московские профсоюзы объединены Московской Федерацией профсоюзов с 1990 года.

В зависимости от профессиональной сферы, можно выделить профсоюзные организации разных специальностей и видов деятельности трудящихся. Например, профсоюз работников образования, профсоюз медицинских работников, профсоюз артистов, актеров или музыкантов и т. д.

Устав профсоюза

Профсоюзные организации и их объединения создают и устанавливают уставы, свою структуру и органы управления. Они также самостоятельно организуют собственную работу, проводят конференции, собрания и другие подобные мероприятия.

Уставы профсоюзов предприятий, которые входят в структуру общероссийских или межрегиональных объединений, не должны противоречить организаций. Например, обком профсоюзов любого региона не должен утверждать устав, который содержит положения, идущие вразрез с положениями межрегионального профсоюза, в структуре которого находится первая упомянутая организация.

При этом устав должен включать в себя:

  • название, цели и функции профсоюза;
  • категории и группы объединяемых сотрудников;
  • порядок изменения устава, внесения взносов;
  • права и обязанности его членов, условия принятия в членство организации;
  • структуру профсоюза;
  • источники доходов и порядок управления имуществом;
  • условия и особенности реорганизации и ликвидации союза работников;
  • все другие вопросы, касающиеся работы профсоюза.

Регистрация профсоюза в качестве юридического лица

Профсоюз работников или их объединения, согласно законодательству РФ, может быть государственно зарегистрирован в качестве юридического лица. Но при этом это не является обязательным условием.

Госрегистрация проходит в соответствующих органах исполнительной власти по месту нахождения профорганизации. Для данной процедуры представитель ассоциации должен предоставить подлинники или нотариально заверенные копии устава, решений съездов о создании профсоюза, решений об утверждении устава и перечней участников. После чего принимается решение о присвоении статуса юр. лица, а данные самой организации вносятся в единый Госреестр.

Профсоюз работников образования, промышленных трудящихся, работников творческих профессий или подобное объединение любых других лиц могут быть реорганизован или ликвидирован. При этом его реорганизация должна проводиться в соответствии с утвержденным уставом, а ликвидация - с федеральным законом.

Профсоюз может быть ликвидирован, если его деятельность противоречит Конституции РФ или федеральным законам. Также в этих случаях возможна принудительная приостановка деятельности сроком до 12 месяцев.

Правовое регулирование профсоюзов

Деятельность профсоюзов на сегодняшний день регулируется законодательно ФЗ № 10 от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Последние изменения в который были внесены 22 декабря 2014 года.

В данном законопроекте закреплено понятие профсоюза и основных терминов, с ним связанных. А также определены права и гарантии ассоциации и ее членов.

Согласно ст. 4 данного ФЗ его действие распространяется на все предприятия, находящиеся на территории РФ, а также на все российские фирмы, которые есть за границей.

Для законодательного регулирования норм профсоюзных движений в военной отрасли, в органах внутренних дел, в судействе и прокурорстве, органах федеральной службы безопасности, в таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотиков, а также в сфере работы Министерств противопожарной службы, чрезвычайных ситуаций существуют отдельные соответствующие Федеральные законы.

Функции

Основной целью профсоюза, как общественной организации по защите прав трудящихся, является, соответственно, представительство и охрана социально-рабочих интересов и прав граждан.

Профсоюз - это организация, призванная отстаивать интересы и права сотрудников на их рабочих местах, улучшать условия труда рабочих, добиваться достойной оплаты труда, взаимодействуя с работодателем.

Интересами, которые призваны отстаивать такие организации, могут быть решения по вопросам охраны труда, заработной платы, увольнений, несоблюдение трудового кодекса РФ и отдельных касающихся труда законов.

Все вышеперечисленное относится к "защитной" функции данной ассоциации. Еще одна роль профсоюзов - это функция представительства. Которая заключается в отношениях между профсоюзами и государством.

Данная функция - это защита не на уровне предприятия, а в масштабах страны. Так, профсоюзы имеют право участвовать в выборах органов местного самоуправления от лица рабочих. Они могут принимать участие в разработке государственных программ по охране труда, занятости населения и т. д

Для лоббирования интересов сотрудников профсоюзы тесно взаимодействуют с разными политическими партиями, а иногда даже создают собственные.

Права организации

Профсоюзы - это независимые от исполнительной власти и органов местного самоуправления и руководства предприятия организации. Наряду с этим все без исключения такие объединения обладают равными правами.

Права профсоюзов закреплены ФЗ РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Согласно данному ФЗ, организации имеют право на:

  • защиту интересов трудящихся;
  • внесение инициатив в органы власти для принятия соответствующих законов;
  • участие в принятии и обсуждении законопроектов, предложенных ими;
  • беспрепятственное посещение рабочих мест трудящихся и получение всей социально-трудовой информации от работодателя;
  • ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров;
  • указание работодателю на его нарушения, которые он обязан устранить в течение недели;
  • проведение митингов, собраний, забастовок, выдвижение требований в интересах рабочих;
  • равноправное участие в управлении государственными фондами, которые формируются за счет членских взносов;
  • создание собственных инспекций для контроля условий труда, соблюдения коллективных договоров и экологической безопасности сотрудников.

Профсоюзные организации имеют право обладать таким имуществом, как земельные участки, строения, здания, санаторно-курортные или спортивные комплексы, типографии. А также могут являться собственниками ценных бумаг, вправе создавать и распоряжаться денежными фондами.

В случае если на производстве возникла опасность для здоровья или жизни трудящихся, председатель профсоюза вправе потребовать от работодателя устранения неполадок. А если это невозможно, то прекращения работы сотрудников до ликвидации нарушений.

Если предприятие будет реорганизовано или ликвидировано, вследствие чего ухудшатся условия труда сотрудников, или трудящиеся будут сокращены, руководство компании обязано сообщить об этом в профсоюз не позднее трех месяцев до данного события.

За счет фонда социального страхования профессиональные ассоциации могут проводить оздоровительные мероприятия для своих членов, отправлять их в санатории и пансионаты.

Права работников, вступающих в профсоюз

Конечно, в первую очередь профсоюзы необходимы работникам предприятий. С помощью данных организаций, вступив в них, сотрудник получает право:

  • на все предусмотренные коллективным договором льготы;
  • на содействие профсоюза в решении спорных вопросов по заработной плате, отпускам, повышении квалификации;
  • на получение бесплатной правовой помощи, если таковая необходима в суде;
  • на содействие профсоюзной организации по вопросам повышения квалификации;
  • на защиту в случае несправедливого увольнения, невыплат при сокращении, возмещения от причиненного вреда на производстве;
  • на помощь в получении путевок в пансионаты и санатории для себя и членов своей семьи.

Российским законодательством запрещается дискриминация по принадлежности к профсоюзам. Т. е. не имеет значения, сотрудник предприятия - член профсоюза или нет, его права и свободы, гарантируемые Конституцией, не должны быть ограничены. Работодатель не вправе увольнять его из-за невступления в профсоюз или принимать на работу с условием обязательного его членства.

История создания и развития профессиональных объединений в России

В 1905-1907 годах, во время революции, в России появились первые профсоюзы. Стоит отметить, что на это время в странах Европы и Америки они уже существовали достаточно давно и при этом основательно функционировали.

До революции в России же существовали стачечные комитеты. Которые постепенно переросли и были переформированы в объединение профсоюзов.

Датой основания первых профессиональных ассоциаций принято считать 30.04.1906 года. В этот день прошло первое собрание Московских рабочих (металлистов и электриков). Хотя уже до этой даты (6.10.1905 г.) на первой Всероссийской конференции профсоюзов было сформировано Московское бюро уполномоченных (Центральное бюро профсоюзов).

Все действия в период революции проходили нелегально, в том числе и вторая Всероссийская конференция профсоюзов, которая состоялась в Петербурге в конце февраля 1906 года. До 1917 года все профобъединения угнетались, громились самодержавной властью. Но после ее свержения для них начался новый благоприятный период. Тогда же появился и первый обком профсоюзов.

Третья Всероссийская конференция профсоюзов состоялась уже в июне 1917 года. На ней был избран Всероссийский центральный совет профсоюзов. Этого дня и начался расцвет рассматриваемых объединений.

Профсоюзы России после 1917 года стали выполнять ряд новых функций, в которые входили забота о росте производительности труда и повышении уровня экономики. Считалось, что такое внимание к производству и есть в первую очередь забота о самих трудящихся. Для этих целей профсоюзы стали проводить различного рода соревнования среди рабочих, вовлекая их в трудовой процесс и прививая им производственную дисциплину.

В 1918-1918 годах были проведены первый и второй Всероссийские съезды профсоюзов, на которых курс развития организации был изменен большевиками в сторону огосударствления. С этих пор, вплоть до 50-70-х годов профсоюзы России резко отличались от существовавших на Западе. Теперь они не защищали права и интересы работников. Даже вступление в данные общественные организации перестали быть добровольным (носили принудительный характер).

В отличие от западных аналогов, структура организаций была такова, что объединялись все рядовые работники и руководители. Это привело к полному отсутствию борьбы первых со вторыми.

В 1950-1970 годах были приняты несколько правовых актов, которые наделяли профсоюзы новыми правами и функциями, давали им большую свободу. И уже к середине 80-х организация имела устойчивую, разветвленную структуру, которая была органично вписана в политическую систему страны. Но при этом был очень высокий уровень бюрократизма. И в связи с большим авторитетом профсоюзов, многие его проблемы умалчивались, мешая развитию и совершенствованию данной организации.
Между тем политики, воспользовавшись ситуацией, внедряли в массы свои идеологии благодаря мощным профсоюзным движениям.

В советские годы профессиональные объединения занимались проведением субботников, демонстраций, соревнований и кружковой работой. Они распределяли путевки, квартиры и другие материальные блага, данные государством, между работниками. Своего рода являлись социально-бытовыми отделами предприятий.

После перестройки в 1990-1992 годах профсоюзы приобрели организационную самостоятельность. К 1995 году они уже устанавливали новые принципы работы, которые были изменены с появлением демократии и рыночной экономики в стране.

Профсоюзы в современной России

Из выше упомянутой истории создания и развития профессиональных ассоциаций можно понять, что после того, как распался СССР, и страна перешла на демократический режим управления, люди стали массово покидать данные общественные организации. Они не желали состоять в бюрократичной системе, считая ее бесполезной для собственных интересов. Влияние профсоюзов сошло на нет. Многие из них были полностью распущены.

Но к концу 90-х профсоюзы стали вновь образовываться. Уже по новому типу. Профсоюзы России сегодня - это организации, не зависящие от государства. И старающиеся выполнять классические функции, близкие к западным аналогам.

Также в России есть и такие профсоюзы, которые близки по своей деятельности к японской модели, согласно которой организации помогают наладить отношения между работниками и руководством, при этом не исключительно защищая интересы сотрудников, а пытаясь найти компромисс. Такие отношения можно назвать традиционными.

При этом и первые, и вторые виды профсоюзов в РФ совершают ошибки, тормозящие их развитие и искажающие положительный результат их работы. Таковыми являются:

  • сильная политизированость;
  • настроенность на враждебность и конфронтацию;
  • аморфность по своей организации.

Современный профсоюз - это организация, слишком много времени и внимания уделяющая политическим событиям. Они любят быть в оппозиции действующей власти, забывая при этом о повседневных небольших трудностях трудящихся. Часто лидеры профсоюзов для того, чтобы поднять свой авторитет, специально устраивают забастовки и митинги работников, без особых на то причин. Что, несомненно, плохо отражается как на производстве в целом, так и на сотрудниках в частности. Ну и, наконец, внутренняя организация современных профессиональных ассоциаций далеко не идеальна. Во многих из них нет единства, часто меняется руководство, лидеры, председатель. Встречаются нецелевые использования профсоюзных фондов.


В традиционных организациях есть еще один существенный минус: люди вступают в них автоматически при приеме на работу. Вследствие чего сотрудники предприятий совершенно ничем не интересуются, не знают и не отстаивают собственные права и интересы. Сами профсоюзы не решают возникших проблем, а существуют только формально. В таких организациях их лидеры и председатель профсоюза выбираются, как правило, руководством, что мешает объективности первых.

Заключение

Рассмотрев историю создания и изменения профсоюзного движения в РФ, а также права, обязанности и особенности этих организаций на сегодняшний день, можно сделать вывод о том, что они играют существенную роль в социально-политическом развитии общества и государства в целом.

Несмотря на существующие проблемы функционирования профсоюзов в РФ, данные ассоциации, несомненно, важны для страны, стремящейся к демократии, свободам и равенству ее граждан.

Проект создания нового профессионального объединения будет презентован в ближайший четверг в Москве. Его главным отличием от ФНПР Михаила Шмакова станет участие в профсоюзах владельцев предприятий, пишет во вторник "Независимая газета" .

Профессиональные союзы (профсоюзы) - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовую основу создания и деятельности профсоюзов составляют Конституция РФ (ст. 29), Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г., а также нормы Трудового кодекса РФ.

Все профсоюзы пользуются равными правами . Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

1. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР)

Образована в 1990 году. Объединяет 41 общероссийский профсоюз на правах членских организаций и 6 профсоюзов, строящих свои взаимоотношения с ФНПР на основе договоров. На территории РФ действуют 79 территориальных объединений организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР. В общей сложности членские организации ФНПР объединяют около 26 млн. членов профсоюзов (около 95% всех членов профсоюзов в стране).

В рамках ФНПР действуют Ассоциации профсоюзов, объединяющие работников непроизводственной сферы, трудящихся базовых отраслей, рабочих оборонной промышленности, машиностроения, транспорта, действующих в сфере предпринимательства и малого бизнеса.

Высшим органом ФНПР является съезд.

2. Объединение профсоюзов СОЦПРОФ

Было создано в 1989 году. СОЦПРОФ включает в себя общероссийские, межрегиональные профсоюзы, состоящие из территориальных организаций, первичных профсоюзных организаций на предприятиях и их профсоюзных групп, региональные, территориальные профобъединения, а также профорганизации, не входящие в союзы СОЦПРОФ и непосредственно действующие в составе Объединения. Также в состав СОЦПРОФА входят Первичные профсоюзные организации Российского профсоюза студентов "Союз молодежи СОЦПРОФ".

Профсоюзное объединение СОЦПРОФ насчитывает около 1 миллион 570 тысяч
членов и действует в 72 субъектах Российской Федерации.

3. Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности (ОБОРОНПРОФ)

Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности (ОБОРОНПРОФ), образован 19 ноября 1991 г., является преемником созданного 5 сентября 1934 года Союза рабочих машиностроительной промышленности Профсоюза рабочих военно-металлической промышленности, в апреле 1953 года переименованного в Профсоюз рабочих (затем - работников) оборонной промышленности.

Профсоюз является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России, Международного объединения профсоюзов работников оборонных отраслей промышленности, Международной Федерации Металлистов и Международной Евроазиатской Федерации Профсоюзов Металлистов "Евразия".

4. Нефтегазстройпрофсоюз РФ

Образован в декабре 1990 г. Членами профсоюза являются работники нефтяной и газовой промышленности. Количество членов достигает 1 млн 400 тысяч человек. Региональные центры профсоюза действуют в 63 субъектах РФ.

Нефтегазстройпрофсоюз сотрудничает с Федерацией независимых профсоюзов России, является членом международных федераций профсоюзов работников энергетической продукции (ICEM ), строителей (IFBWW ), Международной Конфедерации профсоюзов работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства нефтегазового комплекса.

5. Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР)
Горно-металлургический профсоюз России - общероссийская общественная организация, объединяющая на добровольных началах более 1 млн человек, занятых в отраслях черной и цветной металлургии. Образован 30 января 1991 года. Является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России и Международной федерации металлистов.

6. Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России (ФПАД России)
В августе 1989 года в Ульяновске была создана Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров. В 1990 году на московском съезде Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров преобразована в Федерацию профсоюзов авиационных диспетчеров СССР. 1 ноября 1991 году в Москве была учреждена Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД России). После 8-го Съезда ФПАД России 17 октября 2003 года и регистрации Устава ФПАД России в Министерстве юстиции РФ, произошло переименование организации в Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России (ФПАД России).

В состав ФПАД входят 135 первичных организаций, 15 территориальных организаций. Центры ФПАД действуют в 75 субъектах РФ.

ФПАД России входит в состав Общероссийского Объединения профсоюзов гражданской авиации, Общероссийского Объединения профсоюзов "Аэронавигация" и Общероссийского объединения "Федерация профсоюзов России", а также является членом Международной Федерации ассоциаций авиадиспетчеров (IFATCA ).

7. Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ

Образован 15 августа 1990 года. Профсоюз объединяет работников государственных, муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций и организаций общественного обслуживания (банки, страховые кампании, пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.), учащихся ведомственных учебных заведений.

Количество членов превышает 1 млн человек.

Профсоюз является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), Международной федерации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания. Профсоюзосуществляет сотрудничество с Международной федерацией торговых, банковских, конторских и технических работников (ЮНИ).

8. Профсоюз работников народного образования и науки РФ

Был образован в 1990 году. Профсоюз объединяет 5,5 млн человек, в его структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза, 2488 окружных, городских, районных и 96231 первичных профсоюзных организаций.

Профсоюз является общественным некоммерческим объединением граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.

9. Общероссийский профсоюз военнослужащих

Общероссийский профессиональный союз военнослужащих (ОПСВ) был образован 17 января 1992 году. Свою работу профсоюз строит на основе соглашений с руководством федеральных органов исполнительной власти, где законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Согласно Уставу членом ОПСВ может быть любой гражданин из числа проходящих военную службу по контракту или уволенных с военной службы; состоящих на государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, таможенных органах Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, судах и прокуратура и имеющих специальные звания (классные чины); а так же граждан, имеющих специальные звания (классные чины) и вышедших на пенсию; членов семей, указанных категорий граждан, достигших 14 лет, который признает Устав ОПСВ и уплачивает членские взносы.

В настоящее время ОПСВ является самой представительной общественной организацией военнослужащих в стране. Его региональные организации действуют в 80 субъектах Российской Федерации.

10. Профсоюз машиностроителей

В декабре 1991 года был образован Российский профсоюз машиностроителей и приборостроителей, 16 февраля 1995 года образован единый Профсоюз машиностроителей Российской Федерации . Профсоюз объединяет более 450 тысяч работников тяжелого, энергетического, химического, нефтяного, строительно-дорожного машиностроения, станкостроения, приборостроения, инструментальной промышленности, Госстандарта, пенсионеров, учащихся и др.

В профсоюз входит 46 территориальных и около 700 первичных профорганизаций.

11. Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП)

Был образован в марте 1992 года. Объединяет первичные профорганизации государственных унитарных предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений, акционерных обществ атомного комплекса страны.

Число членов профсоюза составляет около 500 тысяч человек.

Внутри профсоюза созданы две ассоциации: Ассоциация профсоюзных организаций атомных электростанций и Ассоциация профсоюзных организаций предприятий ядерно-оружейного комплекса.

РПРАЭП тесно сотрудничает с Федерацией независимых профсоюзов России на основе двухстороннего договора. Также по договору РПРАЭП работает с Московской федерацией профсоюзов.

Входит в состав Международной организации энергетиков и горняков, Всемирный совет трудящихся ядерной промышленности и Международную ассоциацию трудящихся энергосектора "Право на энергию".

12. Российский профсоюз работников химических отраслей промышленности (Росхимпрофсоюз)

Был образован в декабре 1990 года Объединяет работников, занятых в химических отраслях промышленности. Число членов профсоюза составляет около 500 тысяч человек.

Профсоюзные центры действуют в 35 субъектах РФ.

Росхимпрофсоюз сотрудничает с такими международными организациями как ICEM , МОТ, Фонд им. Эберта, Международный объединенный профсоюз химиков и др.

13. Всероссийский Электропрофсоюз

Общественное объединение "Всероссийский Электропрофсоюз" является общероссийским профессиональным некоммерческим союзом, действующей на территории большинства субъектов РФ. Он объединяет на добровольных началах граждан - членов профсоюза, работающих в организациях занятых производством, передачей и распределением электрической и тепловой энергии, производством электрических машин и электрооборудования, добычей и агломерацией торфа и иных организаций, связанных с ними деловыми и профессиональными интересами, любых организационно-правовых форм и форм собственности, неработающих пенсионеров этих организаций, а также преподавателей, студентов и учащихся профессиональных учебных заведений.