О школьной фотосъемке. Выбираем позы для фотосессий на выпускной альбом Как фотографировать детей в школе общая фотография

Выпускной альбом – это одна из тех вещей, которые будут хранить память о школьных годах. Именно поэтому нужно не только выбрать фотографа, подходящие костюмы и место, а и подобрать удачные позы для фотосессии.

Ранняя подготовка к фотосессии

  • Подготовьте одежду и обувь. Выберите тот комплект одежды, который хорошо сидит и подчеркивает все достоинства. Необязательно выбирать школьную форму или вещи в классическом стиле. Можно подобрать нарядный комплект, но следует ориентироваться на общую тематику, которую подберет фотограф. Если вы затрудняетесь с выбором подходящего наряда, посоветуйтесь с близкими людьми.
  • Подготовьте тело, волосы и лицо.
  • Выспитесь. Для того чтобы хорошо смотреться на фотографиях, необходимо чувствовать себя бодро и свежо. Кроме этого, недостаток сна плохо сказывается не только на самочувствии, а и на внешнем виде. А это сведет на «нет» все ваши идеи для фотосъемки.
  • Примите с утра прохладный душ, который зарядит хорошим настроением и бодростью.

Как правильно позировать для выпускного альбома


  • Не нужно ничего бояться, постарайтесь максимально расслабиться и раскрепоститься. Конечно, это непростая задача, но к ней нужно стремиться.
  • Перед фотосессией отрепетируйте несколько поз и выберите самые удачные из них. Постарайтесь запомнить выражение лица. Можно даже сделать себе небольшие зарисовки. Отличный вариант – распечатать понравившиеся фотографии из интернета и постараться их воспроизвести на фотосессии.


Позирование перед камерой. Обучающее видео

Как вести себя во время индивидуальной фотосессии


Искренняя улыбка — залог успешных фотографий
  • Общайтесь с фотографом. Чтобы получить красивые фотографии, фотограф и модель должны найти общий язык. Если фотограф вас о чем-то спрашивает, старайтесь давать максимально полный ответ. Если возникают вопросы у вас, не стесняйтесь их задавать. Возможно, позы, которые вы так долго тренировали дома, со стороны смотрятся не очень удачно. А может и вы сможете предложить такие идеи и позы, которые покажутся фотографу очень интересными.
  • Улыбайтесь. Искренняя улыбка идет любому человеку, поэтому вовремя фотосессии как можно чаще улыбайтесь. Главное – не делать это через силу, чтобы улыбка не превратилась в некрасивую гримасу.
  • Не бойтесь фантазировать. Выбирая удачную позу для съемки, подумайте о том, какие вещи вы сможете взять с собой, чтобы сделать красивое фото. Возможно, вы увлекаетесь игрой на гитаре или занимаетесь боксом. Есть смысл взять их с собой, чтобы фотографии получились интересными и оригинальными. Фотограф будет в восторге от этой идеи.

Как себя вести во время групповой фотосессии


  • Не кривляйтесь. Молодые люди очень любят выделяться из толпы. Не стоит ради этого гримасничать во время фотосессии. Такая фотография все равно не войдет в выпускной альбом, поэтому вы только потратите время фотографа.
  • Подскажите идеи для фотографий. Групповую фотосъемку для выпускного альбома можно провести в учебном кабинете, столовой, актовом и спортивном зале. Возможно, у вашего класса есть какие-то идеи и особые места, где вы любили проводить свободное время. Обязательно сфотографируйтесь на их фоне, чтобы осталась память.

Выбор идеи и интересных поз для фотосъемки – это непростая задача, но нужно подойти к этому со всей ответственностью. И делать это нужно накануне вечером, а не во время фотосессии.

Если вы давно работаете детским фотографом, то вас ждет увеличение заказов на школьную съемку, потому что дети растут, а родители предпочитают работать с проверенным специалистом.

С одной стороны это хорошо, потому что не нужно тратиться на рекламу, а заработать на школьных съемках можно даже больше, чем в детском саду - классы сейчас достаточно многочисленные. Но в школе перед фотографом встает ряд серьезных проблем , которые никогда не возникают при съемке дошкольников.
Во-первых, в школе вам, скорее всего, не разрешат мешать учебному процессу и отвлекать детей.
Во-вторых, осветить класс сложнее, чем небольшие игровые зоны в детском саду.
В-третьих, чем старше становятся дети, тем сложнее заинтересовать их процессом съемки.
Старшеклассники могут демонстративно отворачиваться от камеры, мешать фотосъемке или напрямую отказаться от участия в ней.
Но, пожалуй, самая главная проблема съемки - это однообразие школьного процесса обучения. Практически все время дети находятся за партами, занятые однотипной деятельностью.

Уроки физкультуры тоже мало предсказуемы. В больших залах одновременно могут заниматься несколько классов, сложные условия по свету, полная зависимость результата от настроя и планов учителя физкультуры, а так же сами дети в подростковом возрасте становятся угловатыми, хуже контролируют свое тело и не всегда фото в движении получаются такими же эстетичными, как при фотосъемке дошкольников.

Еще одним большим минусом является то, что в определенных возрастах из-за перестройки организма детские лица требуют такое количество ретуши, которое сопоставимо разве что со свадебными съемками, соответственно рентабельность будет очень низкой, так как много денег уйдет на оплату работы ретушера.

Давайте начнем решать эти проблемы по порядку.

Во-первых, нужно определиться с предпочитаемыми возрастами и попробовать снимать именно их.

Например, для нас предпочтительной является съемка 1-2 классов , которые заказывают очень редко. Для того чтобы получить такие заказы, активно заявите о том, что вы снимаете школьников на 1 сентября. По таким ключевым запросам вас точно будут искать родители и будет много обращений.
Понятно что на этот день вы уже будете заняты, но в ходе телефонных переговоров можно убедить родителей в том, что съемка 1 сентября - это напрасная трата денег, а вот съемка одного дня в школе - очень интересная и ценная история о том, как ребенок уже начал учиться в школе, как он осваивает новую территорию, нашел новых друзей.
Такие съемки лучше организовывать в конце сентября - начале октября, когда дети уже успеют полностью адаптироваться к школе, успеют подружиться, а главное - что ведущим видом деятельности у детей в этом возрасте является обучение, поэтому они так ярко и эмоционально реагируют на уроках, им интересно и нравится учиться.

Родители, которые заказывали вам съемку первоклассников, обязательно обратятся к вам в конце 4-го класса , чтобы провести фотосъемку для выпускных альбомов в начальной школе. Заранее подскажите им, что такие съемки лучше проводить в начале 4-го класса - пока есть хороший свет и есть интересные задние планы для съемки детей на улице. В конце года, как правило, дети уже устают, у них проходит много контрольных работ, а все хорошие детские фотографы в этом периоде перегружены заказами. Следующий поток обращений к вам будет уже в старших выпускных классах.
Запросам родителей лично я отказываю и советую вынести вопрос фотосъемки и выбора фотографа на обсуждение самих детей. Хотя 11-ый класс уже сложно назвать детьми:) Вот уже три года мне звонят старшеклассники, которые сами согласовывают время фотосессий, собирают деньги, выбирают фото для фотокниг, делают иллюстрации для их оформления и даже ассистируют на съемках.
Вот пример разворотов школьной книжки, которую я делала 3 года назад. Школа на обложке - рисунок одной из учениц этого класса.
Так как съемка проводилась не в Москве и территориальный фактор, который так значим для столицы, отсутствовал (большие расстояния), мы решили сделать съемку в несколько заходов, буквально по часу каждый.







Теперь немного об освещении.

В классах в идеале лучше снимать без верхнего света и дополнительно подсвечивать вспышками. Это еще один повод организовывать съемки осенью или весной. К сожалению лампы, дающие ужасные желто-зеленые оттенки, встречаются в школах достаточно часто.
Неплохое решение - выделить какую-то съемочную зону (возможно, попросить отдельный кабинет, на задних партах или даже в коридоре), подсветить ее и провести съемку в конвейерном режиме, разделив детей на группы по принципу - кто с кем дружит. В подготовленную по свету зону хорошо поместить типовые учебные пособия (книги, карты, глобусы, можно поискать и более сложное оборудование типа микроскопов и скелетов).
Суть конвейерного подхода в том, что забирая детей группами, за короткий промежуток времени можно отснять сразу несколько разноплановых сюжетов - как индивидуальные портреты, так и портреты в деятельности, групповые взаимодействия, которые можно активизировать соревновательными моментами. Например, кто первый найдет Африку на глобусе?

Такие фотографии разбавят однообразный школьный репортаж и являются очень хорошим поводом для создания комбинированных фотокниг.
Школа, в отличие от детского сада - это место, в котором формируются прочные дружеские узы, порой и на всю жизнь. Дети и родители хотят видеть в книжках не только своих детей, но и их друзей, и жизнь класса, общие фотографии, какую-то фотоисторию о школе в целом. В итоге они хотят большую книжку за небольшие деньги.

Идеальное решение - это создание комбинированной книги, где 3 разворота будут индивидуальными, а остальные - одинаковыми для всего класса (то есть работа по верстке книг минимизируется, а значит, эти книги стоят намного дешевле полностью персональных книг на 10 разворотов). При этом индивидуальное начало фотокниги (3 персональных разворота) делает эту книгу уникальной и неповторимой, плюс эффект первого впечатления - при просмотре книги родители видят сначала своего ребенка, а потом дополняют это впечатление общей картиной.




Излучайте свежесть. Не забывайте, что личная гигиена так же важна, как и замечательная улыбка на фото. Нужно принять душ и умыться, прежде чем показать всем белоснежные зубы.

  • Если вы обычно принимаете душ по вечерам, то выделите для этой процедуры немного времени в утро вашей фотосъемки. Тогда ваша кожа будет выглядеть еще лучше.
  • Если вы не краситесь, то просто умойтесь незадолго до того, как будете фотографироваться.
  • Вымойте волосы, чтобы они были блестящими, а не жирными.
  • Приведите в порядок волосы и лицо. Лицо и волосы должны отлично выглядеть на фотографиях. Не нужно переусердствовать, но стоит воспользоваться некоторыми идеями, чтобы выглядеть лучше всех.

    • Уберите волосы с лица. Даже если вы считаете "крутым" закрыть половину лица челкой или волосами, то ваши родители не оценят этого, и другие ученики будут концентрироваться не на вашей внешности, а на волосах.
    • Сделайте обычную прическу. Не выдумывайте чего-нибудь экстраординарного или необычного в этот день. Прическа может не получиться, и вы не будете на себя похожи.
    • Используйте немного геля или другого средства, чтобы волосы выглядели свежими.
    • Парни должны проследить за тем, чтобы брови были аккуратными, и если у них есть волосы на лице, то нужно привести их в порядок.
    • Девушкам следует нанести немного макияжа, если они им пользуются. Только не нужно кардинального макияжа глаз или помады кричащего цвета в день фотосъемки.
    • Избегайте любых отвлекающих факторов. Девушкам не стоит надевать большие серьги, парням лучше избегать цепей или шляп. Делайте акцент на лице, а не на аксессуарах.
  • Подберите идеальный верх. Ваша футболка или рубашка - это следующая вещь после выражения лица, самого лица и волос, на которую обратят внимание люди, так что уделите этому внимание:

    • Нужен простой, однотонный цвет.
    • Черный или темный верх поможет выделиться на заднем фоне.
    • Ничего белого или желтого, иначе вы сольетесь с фоном.
    • Не нужно футболок с логотипами, картинками или смешными высказываниями. Это будет отвлекать от вас самих.
    • Не стоит надевать очень модных вещей. Ваша морская рубашка может казаться сейчас очень крутой, но годами позже будет смотреться смешно.
    • Если вы действительно хотите идеальное фото, принесите футболку противоположного цвета в школу, на всякий случай. Если окажется, что фон - голубой, а у вас синяя рубашка, вы очень обрадуетесь, что взяли с собой еще и черную.
  • Подготовьтесь, прежде чем сфотографироваться. Есть несколько секретов, на которые стоит обратить внимание, пока вы стоите в очереди.

    • Девушки могут пойти в ванную комнату или взять зеркало, чтобы подправить свой макияж.
    • Возьмите с собой расческу. Но не причесывайтесь слишком часто, чтобы волосы не наэлектризовались.
    • Захватите зеркало. У фотографа оно должно быть, но будьте подготовлены, на всякий случай. Зеркало поможет проконтролировать, в порядке ли волосы и лицо, есть ли что-то в зубах.
    • Если у вас жирная кожа, используйте специальную салфетку и блеск быстро уйдет.
    • Хорошее настроение - залог успеха. Радуйтесь на фото, и ваша положительная энергетика передастся на фотографии.
  • Выберите правильное выражение лица. Нужно заранее прорепетировать несколько выражений, чтобы не придумывать чего-то нового в этот день. Улыбка должна быть естественной. Она покажет ваши лучшие черты, которые присущи только вам.

    • Если вы привыкли показывать зубы на фото, попробуйте это перед съемкой.
    • Поработайте над тем, чтобы ваши глаза были открыты не слишком широко, но и не прищуривайтесь.
    • Не сутультесь. Следите за прямой осанкой во время фотосъемки, и вы будете выглядеть намного лучше.
    • Потренируйте дома улыбку. Если хотите, можете попросить друга или родственника сфотографировать вас.
    • Поработайте над своим взглядом. Вы должны смотреть прямо в камеру или немного наклонить голову в сторону. Не нужно наклонять или поворачивать голову сильно, так как это не смотрится фотогенично. Фотограф должен дать вам пару советов.
    • Если фотограф в конце дает вам на выбор пару фото, выберите то, на котором вы выглядите естественно.
    • Будьте самой собой! Ваш школьный фотоальбом - это возможность показать, кем именно вы являетесь на самом деле, а не совершенно незнакомого человека.
  • Каждый из нас надолго хочет оставить в своей памяти школьные годы, и для этого, чаще всего, делает ценное для него школьное фото. Тема эта будет актуальной всегда, поэтому я решил рассказать вам, как фотографировать в школе.

    Данная инструкция подойдёт не только для фотографирования детей в школе, но и для фотографирования на диплом.

    Начнём с необходимого оборудования. Во-первых, нам потребуется несколько объективов. Например штатный объектив, как правило в зависимости от модели фотоаппарата фокусное расстояние там может быть разное, чаще всего это 18-55 мм. или 18-105 мм. Чтобы немного разнообразить фотографию, пригодится такой объектив, как fish-eye. Он придаёт снимку своеобразную выпуклость – эффект «бочки», что очень нравится современным школьникам. Кроме того, при помощи "Рыбьего глаза" удобно фотографировать большую группу людей. Второй, необходимый нам объектив называется «портретник» - объектив с фокусным расстоянием 100 мм. Он отлично подойдёт для создания кадра с одним объектом фотографирования. Помимо этого нам понадобятся и другие объективы. Нужен ещё обычный широкоуголный объектив на 18-40 мм., он нам будет нужен для фотографирования группы людей.

    Фотографирование в школе с использованием объектива "Рыбий глаз"

    Во-вторых, нам не обойтись без нескольких вспышек. Я рекомендую приобрести две. Они понадобятся для того, чтобы портрет получился ровным и мягким. Для этого также рекомендую вам купить хотя бы один бокс для вспышки.

    В-третьих, обратите внимание на наличие дополнительного оборудования: светоотражатель, синхронизатор для вспышек, штатив, фон и т.д.

    Синхронизатор нужен, чтобы вспышки реагировали на работу камеры. Отдельно от него они работать не будут, а поскольку вспышек несколько, то проводная система нам не подойдёт.

    Штативов нам потребуется, как минимум, три: для светоотражателя, для камеры и один для того, чтобы держать фон.

    Фон можно взять нейтрального цвета, а можно и подобрать что-то поинтереснее, к примеру, золотой фон. Он редкий, но с ним фотографии приобретают наибольшую выразительность.

    Рассмотрим пошаговую инструкцию к расстановке света при формировании качественного портрета.

    Этот пункт я выделил не случайно, здесь-то я и расскажу подробнее, где нам понадобятся вспышки и светоотражатель.

    Шаг 1. Где должны стоять источники света.

    Итак, у нас есть несколько источников света: 2 вспышки, синхронизатор и светоотражатель. Расположить эти приборы надо так, чтобы фотографируемый объект был освещён со всех сторон. Представьте: в центре находится наша модель, перед ней вы – фотограф. Справа от вас вспышка в боксе, слева светоотражатель; сверху над фоном прикреплена ещё одна вспышка, направляющая свет на фотографируемый объект. Такая расстановка элементов наиболее проста и в то же время эффективна для создания хорошего фото.

    Светоотражатель и вспышку, по бокам от фотографа, стоит разместить так, чтобы не только смотрели друг на друга, но и попадали на ребёнка, например 45 градуссов. Это даёт максимальный поток света по бокам модели и спереди её. Вспышка, находящаяся наверху фона, позволяет нам осветить голову объекта, что делает кадр наиболее выразительным.

    На рисунке ниже я покажу вам, как должна выглядеть данная расстановка всех необходимых для фото объектов и элементов.

    http://s4.fotokto.ru/topics/preview/12/126130.jpg?r245" alt="Фотографирование группы детей в школе" title="Фотографирование группы детей в школе">

    Как фотографировать детей в школе?

    Когда все приборы и устройства готовы для фотографирования, можно перейти непосредственно к работе с людьми, в нашем случае – школьниками.

    Итак, первое, и самое основное – это сделать портрет каждого ученика в отдельности. Рекомендую вам показывать получившийся кадр ученику. Если ему понравится, он скажет «да», значит на первоначальной стадии фото готово.

    Так, в среднем, на одного ребёнка уйдёт до 7 минут времени, а то и больше. Учитывая, что ребят в классе может быть 25, то процесс фотосессии может занять больше двух часов. Именно поэтому рекомендую устраивать фотографирование каждого класса в отдельный день и заранее планировать процесс фотосъёмки.

    Вы, как специалист, обязаны помочь ребёнку с позой для фотографирования. Преимущественно, для каждого она должна быть своя. Сначала вы можете попросить ребят самостоятельно попозировать перед камерой. При этом вы сделаете несколько кадров, если из них ничего подходящего выбрать не получится, порекомендуйте ребятам свои позы и сделайте ещё несколько кадров.

    На заметку каждому фотографу несколько простых, но очень важных правил работы со школьным коллективом.

    1. Ваша модель в кадре должна чувствовать себя уверено. Поэтому постарайтесь убедить школьника в том, что он хорошо выглядит (особенно для учащихся старших классов - девушек).
    2. Постарайтесь настоять на том, чтобы преподаватель заблаговременно предупредил родителей школьников о ближайшей для них фотосессии. Это нужно для того, чтобы родители смогли подготовить своего ребенка: красиво одеть, дать необходимые советы и рекомендации. В противном случае могут возникнуть неприятные недоразумения.
    3. Призываю вас к тому, чтобы вы прислушивались к мнению педагогов о том, как фотографировать школьный класс. Возможно, по этому поводу у них есть свои задумки, и вам достаточно их просто воплотить.
    4. Когда все фото будут готовы, вы должны согласовать их с заказчиком, в нашем случае с педагогом или одним из родителей-активистов. С ними вам необходимо обговорить ещё раз все детали фото: сюжет, качество, размеры, стоимость, чтобы узнать, всё ли их устраивает. У них же стоит уточнить имена и фамилии каждого ученика, изображенного на фото. Это необходимо при формировании школьного альбома или фото, где будут указаны имена детей. Если вы неправильно запишите ФИО ребёнка, изображенного на снимке, то при печати ошибка даст о себе знать, и убытки за испорченные фото или альбомы понесёте именно вы.

    Помимо этого понадобится делать фотографии детей на улице, территории школы. Поэтому заранее изучите прогноз погоды - в дождь не получится красивых снимков. Так учитывайте тот факт, что солнце может мешать равномерному освещению объекта, для этого объясните группе где лучше встать.

    Изучив данную статью мы приходим к выводу, что для фотографирования в школе нам надо будет взять большое количество оборудования, тщательно подготовиться и потратить много времени для создания необходимого результата. И вы получите нужные фотографии если будете соблюдать эту простую инструкцию.

    На первый взгляд, бытовая портретная фотосъемка — самая простая фотографическая работа. Но это только на первый взгляд. Мне довелось несколько лет снимать в школах и детских садах. Новичку с хорошей теоретической подготовкой и практикой, скажем, репортажной съемки, может потребоваться не один месяц, чтобы наладить более или менее правильный технологический цикл. Только после этого количество фотографий, не выкупленных родителями, установится примерно на уровне шести процентов.

    Года два уйдет на то, чтобы отвоевать свой собственный клочок пространства в мире детских заведений, на котором можно устойчиво добывать хлеб насущный и при этом надеяться, что директор «вашей школы» не отдастся другому, более удачливому, более мастеровитому или более щедрому фотографу.

    Работа начинается не со съемки, а с поиска работы. Фотографу приходится прочесывать жилые районы, получая отказ за отказом, до тех пор пока не уговорит какого-нибудь директора детского заведения допустить его до «кормушки», - и вот тогда надо быть в полной боевой готовности.
    Производственный процесс требует тщательной организации. Дело в том, что на фото съемку одного класса можно потратить только один урок. И не каждый учитель соглашается сорвать свой урок. График фото съемок обычно составляется не на один день, и если по ходу работы вдруг что-то в механизме ломается, вернуть процесс в налаженное русло бывает не просто. Вот почему соблюдение ритма — одна из самых важных составляющих технологии работы в школе. В классе от двадцати пяти до сорока пяти учеников. Урок длится сорок пять минут. Следовательно, на каждый портрет у фотографа есть всего одна минута. Иногда за день приходится фотографировать более четырехсот человек.
    Переносная студия в миниатюрном варианте состоит из двух студийных вспышек с ведущими галогеновыми лампами, двух фотозонтиков, экрана-отражателя (лайтдиска), фона и пяти опорных стоек.
    Студия обычно устанавливается прямо в школьном коридоре. На стойках возле стены подвешивается матерчатый фон. Стул с низкой спинкой крепится к полу любым доступным для вас способом.
    Если этого не сделать, то ровно половина времени, отпущенного для съемки класса, уйдет на бессмысленную борьбу с желанием каждого ребенка подыскать для стула новое, более подходящее место.
    А допускать этого ни в коем случае нельзя, так как при этом изменится расстояние от стула до фона и от источника рисующего света до лица школьника.
    Минимальная мощность вспышек — 150 джоулей. Хорошо, если имеется возможность деления мощности пополам. Вспышка должна быть готова к работе практически сразу после срабатывания. Десять секунд, необходимые для зарядки некоторых вспышек, слишком долгий срок. Бытовка не терпит таких пауз.
    Стойку со вспышкой и фотозонтиком, которые должны обеспечивать рисующий свет, нужно устанавливать на раз и навсегда определенном расстоянии от головы портретируемого. Для этого можно завести мерную ленту, а на полу мелом нарисовать сектор окружности. При необходимости вдоль этой линии можно будет перемещать во время работы стойку вспышки, не затрачивая драгоценные секунды на повторные замеры экспозиции. Я ставил рисующий свет слева от себя. Контровик тоже необходимо держать на строго определенном месте. В этой схеме он не только подсвечивает волосы и плечи, но и фон. Вот почему для него имеет смысл приспособить небольшой фотозонтик.
    Сохранять неизменность единожды рассчитанных положений вспышек, стула и фона очень важно. Известно, что освещенность предмета уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния до источника света. Достаточно сантиметров на тридцать отодвинуть вспышку от лица ребенка или наклониться вперед, и расстояние от источника света до портретируемого изменится на тридцать процентов. На практике это приведет к весьма ощутимой разнице в плотностях соседних кадров. Ни один печатник не станет возиться с каждым кадром отдельно. У хорошего фотографа все файлы одинаковы по плотности и контрастности. У плохого - все вперемешку, и недодержанные и передержанные. Операторы вынуждены возиться с коррекцией каждого портрета, терять время. Хорошие печатники-операторы с плохими фотографами не работают. За право работать с ними фотографу надо побороться, поконкурировать.
    Методом проб и ошибок я пришел к убеждению, что в школе лучше всего использовать алюминированный фотозонт (белый матерчатый слишком рассеивает свет и пожирает много энергии, диафрагма при этом падает до 5,6). Алюминированный зонт диаметром 100 см света отражает много и дает отчетливый светотеневой рисунок с мягкими переходами от света к тени. Вспышка, включенная на мощность 150 дж при расстоянии от зонта до глаз ребенка 130 см, дает диафрагму 8 (чувствительность пленки-матрицы 100 АSА). Отодвигать такой зонт больше чем на метр тридцать от глаз портретируемого - плохо. При этом он перестает давать мягкий светотеневой рисунок, а использовать зонт большего диаметра не стоит, так как он занимает слишком много места, перегораживая половину рекреационного коридора. Дети на переменке как с цепи срываются, носятся как метеоры, то и дело сбивая забор из стульев, сооруженный вокруг студии. Им ничего не стоит завалить любую из вспышек на пол. Поэтому на переменках съемка прекращается, фотограф переквалифицируется в секьюрити.
    В идеале рисующий свет должен стоять так, чтобы в процессе съемки его не надо было слишком часто перемещать. Высота середины зонтика должна быть примерно на 20 см выше головы портретируемого, а угол — 45 градусов к оси объектива. Естественно, что вспышку придется поднимать при съемке выпускников и опускать при съемке первоклашек.
    Отражатель света (лайтдиск) должен стоять справа от фотографа, в 40 см от плеча ребенка. Дальше отодвигать не стоит — возникнут провалы в тенях. Разница экспозиции в светах и тенях на лице в идеале должна быть равна 0,7 деления диафрагмы.
    Свет надо поставить так, чтобы диафрагма была зажата до 8. При этом глубина резкости портретного объектива становится оптимальной: глаза резкие, а уши плывут. Открывать дырку еще больше плохо, потому что не остается запаса глубины резкости, и в случае малейшей ошибки можно получить брак. Учитывая темп съемки, лучше не рисковать.
    Объектив должен позволять снимать поясной портрет с расстояния вытянутой руки. Это важно, потому что то и дело приходится поправлять детям воротнички рубашек, галстуки, челки. Портретники отличаются мягким рисунком, небольшой глубиной резкости и обычно большой светосилой. Последнее очень важно: если объектив темный, глаз надолго не хватит. Четыреста раз за день навести резкость по глазам, и так несколько дней подряд… Мало не покажется. Начиная съемку класса, отключите автофокус и постройте кадр так, чтобы голова портретируемого занимала три четверти кадра, корпуса не было слишком много, а над головой оставалось небольшое пространство размытого фона. Теперь наведите резкость на глаза ребенка и заклейте кольцо наводки на резкость скотчем. Главное, чтобы в процессе работы не менялся масштаб изображения головок. Когда они соберутся все вместе на одной классной виньетке, разнокалиберные головы будут смотреться некрасиво. Наводить резкость придется путем изменения положения собственной головы: то приближаясь к глазам клиента, то отдаляясь от них. Не очень удобно, зато гарантирована стандартность продукта на выходе. Еще одна важная мелочь. В момент съемки зеркало камеры поднимается, и вы на короткое мгновение теряете человека из виду. А он именно в этот момент норовит моргнуть. Если вы после съемки обнаружите по два-три «моргунчика» в каждом классе, можете считать, что больше в этой школе или детском саду вы работать не будете. Есть только один способ избежать этого в процессе съемки: нужно смотреть одним глазом в объектив, а другим - прямо на ребенка и в случае необходимости снять дубль. Страховаться от ошибок, то и дело рассматривая дисплей цифровушки, не выход — сбивается темп работы.
    Малышей я снимал, сидя на стуле. Это экономило силы, так как высота объектива во время съемки оказывалась оптимальной: чуть выше уровня глаз ребенка. Стул был повернут в сторону рисующего света так, чтобы ребенок садясь направлял коленки прямо на зонтик, а голову поворачивал ко мне. Поза получалась чуть динамичнее, чем при съемке на паспорт.
    Накануне съемки дети обычно получают от родителей массу «полезных» советов.
    Надрессированное дитя, садясь на стул перед фотографом, надувается, как пузырь, начинает поправлять прическу, воротник, жевать собственные губы или выдает такую кривую улыбку, что впору самому расхохотаться. Очень многое в этом случае зависит от поведения фотографа. Нельзя давать ребенку опомниться. Как только вы усадили его и сами поправили прическу и одежду, сразу же задайте ему какой-нибудь дурацкий вопрос, не имеющий к съемке никакого отношения, но требующий переключения внимания. Например: «Сколько будет кважды ква?», «Как зовут твою кошку?», «Поверни нос чуть левее?» и т. п.
    Таких заготовок должно быть у вас в запасе довольно много, чтобы для каждого следующего ребенка вопрос был неожиданным. Дети обычно стоят в очереди возле студии и все происходящее наблюдают как маленький спектакль, в котором фотограф — и режиссер и актер одновременно. И оттого, интересен ли детям спектакль, зависит их поведение во время съемки. В тот момент, когда ребенок слышит вопрос, он волей-неволей переключает внимание с желания быть красивым и управлять мышцами лица на обдумывание неожиданного вопроса. Физиономия его в это время приобретает естественное выражение. Вот это и есть момент истины, ловите его, нажимайте на спуск. Спустя мгновение ребенок обдумает вопрос и отреагирует: начнет говорить, улыбаться и снова станет играть «красавчика».
    Если не удалось поймать сей миг прекрасный, не беда — повторите попытку. Не стоит снимать говорящих детей, выжимать из них улыбки, если они сами вам не улыбаются с полной мерой доверия. Очень некрасивы неровные зубы или всякие железки во рту. Таким ребятам лучше вообще рот не открывать. Хорошо раскупаются родителями снимки спокойных, умненьких детишек. Всякие крайности в проявлении эмоций чреваты повышенным процентом возврата снимков.
    Не следует позволять детям стоять прямо за вашей спиной. Они начинают корчить рожицы, показывать рожки, словом, развлекать того, кто уже снимается. Это сбивает ритм съемки, мешает созданию оптимального настроения всего класса. Уверенность, доброжелательность, спокойствие, мягкая терпимость к детским шалостям и в то же время твердость в организационных требованиях - совершенно необходимы. Если удастся уговорить учительницу приводить в порядок своих сорванцов, и вы не будете тратить время на причесывание непокорных хохолков и приведение в порядок воротничков и галстуков, вам удастся снять весь класс за сорок пять минут и при этом не «наплодить» брака.
    Старшие классы снимать сложнее. Девочки все сплошь фотомодели. Они могут сесть на стул спиной к свету, потому что эта сторона их лица им кажется лучше. Уговаривать пересесть - бесполезно. Необходимо заранее подготовиться к перестановке света слева направо и отметить несмываемым фломастером на полу место установки стойки с зонтиком. Крупных ребят снимать придется стоя. Разговоры с ними и отвлекающие маневры должны быть более изощренными и с юмором. Команды приказным тоном не проходят. В обстановке конфронтации съемка идет плохо. У многих ребят подростковые прыщики - это потенциальные «возвратчики». Они снимаются, но не выкупают свои портреты. Поэтому запаситесь хорошей кроющей пудрой и маскирующими карандашами. Под дружный смех ребят придется в быстром темпе, не слушая возражений, красить щеки и лбы.
    В итоге получается вполне приличные портреты без прыщиков и веснушек. Альтернатива - компьютерная ретушь.
    Особое дело - съемка учителей. Они подчас не молоды, а выглядеть хотят на все сто. Приготовьте софтфильтр или черный чулок. Не снимайте учительские лица крупно. Масштаб их головок лучше уменьшить в сравнении с ребячьими. Зонтик сдвиньте чуть ближе к аппарату. Свет станет более плоским, но зато и теней на лицах станет меньше. Меньше будут видны морщинки и прочие дефекты кожи. Оттого, насколько учителю понравится его собственный портрет, зависит, как будут продаваться снимки.
    Не стоит самому ходить по классам и собирать деньги за фотографии. Лучше договориться с каким-то конкретным человеком в школе и сдать ему всю съемку сразу. Двадцать процентов от собранных денег уйдет на оплату согласия директора работать именно с вами. Еще одна статья расходов - бесплатные фотографии для воспитателей, учителей и их детей или внуков. Иногда эти дети учатся в той же школе, иногда малышей ясельного возраста приводят из дома. Это ломает ритм съемки. Поэтому лучше снимать таких клиентов после уроков или в паузе между первой и второй сменами.
    Самое удивительное, что опыт работы в школе плавно, без особых усилий приспосабливается к съемке кабинетных портретов крупных руководителей. Оказалось, что в техническом отношении это совершенно одинаковая работа. Оборудование менять не надо. Нужно просто учитывать физиологические особенности людей. Если клиент сильно облысел, не стоит светить контровиком на его голову, можно использовать потолок в качестве огромного софтбокса. Штатив с зонтиком часто приходится ставить прямо на рабочий стол клиента. Время хоть и ограниченно - у больших людей большие заботы, но все же можно поиграть со светом. Психологически со взрослыми работать гораздо проще - они сами заинтересованы в результате съемки и в отличие от детей умеют управлять своими эмоциями.
    Дорожите клиентами. Старайтесь идти им навстречу, и тогда они не будут изменять вам с другими фотографами.

    Прощай, пленка, прощай!
    Еще четыре года назад, сразу после первых же съемок пятимегапиксельной цифровушкой, я произнес эти слова. Но еще несколько раз через не хочу брал на репортажные съемки безотказный Nikon F-5. У меня не было для него полноценной замены. Теперь она есть. Портреты школьника для статьи о съемке бытовки сняты Nikon D2X, портрет Виктора Вексельберга - Nikon F-5 на слайд Fujiсhrome Astia 100 ACA. Это очень хорошая мелкозернистая профессиональная пленка. И в первом, и во втором случае на камеру был надет зум Nikkor 80-200/2,8, диафрагма 8. В процессе подготовки файлов к печати я посмотрел обе картинки при увеличении 200 процентов. И снова сказал себе: - Прощай, пленка! - и добавил - прощай навсегда!

    P.S. Несколько слов о доходности бытовки:
    Стоимость камеры и мини-студии примерно 2500 долларов. Хороший бытовой фотограф в Москве зарабатывает больше тысячи долларов в месяц. При этом рентабельность его труда составляет примерно пятьдесят процентов, то есть из собранных денег он оставляет себе около половины. Сегодня в школах востребована съемка только выпускных классов и третьего (он тоже вроде выпускного). Родительское чадолюбие резко уменьшается после достижения ребенком школьного возраста.