Лабораторная работа номер 1 изучение равноускоренного движения. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Лабораторная работа № 1.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Ход работы.

1. Проведем серию из 3 запусков. Каждый раз записываем время.

2. Измеряем расстояние h между датчиками. Рассчитаем среднее значение времени падения тела t ср и, подставив полученные данные в формулу g = 2 h / t 2 ср , определяем ускорение свободного падения g .

3. Полученные данные заносим в таблицу.

Расстояние между датчиками

h , м

t , с

Среднее значение времени

t ср, с

Ускорение свободного падения

g , м/с2

4. На основании проведенных опытов делаем выводы:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 3.

Исследование зависимости периода колебаний пружинного

маятника от массы груза и жесткости пружины

Осторожно! На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Неаккуратное обращение с приборами приводит к их падению. Можно при этом получить механическую травм, вывести приборы из рабочего состояния.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять.___________________________

Подпись ученика

Цель работы: экспериментально установить зависимость периода колебаний и частоты колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза.

Оборудование: набор грузов, динамометр, набор пружин, штатив, секундомер, линейка.

Ход работы

1. Соберем измерительную установку в соответствии с рисунком.

2. По растяжению пружины Dx и массе груза определим жесткость пружины.

F упр = k Dx – закон Гука

F упр = Р = mg ;

1) ____________________________________________________

2) ____________________________________________________

3) ____________________________________________________

3. Заполним таблицу зависимости периода колебаний от массы груза для одной и той же пружины.

m 1 = 0,1 кг

m 2 = 0,2 кг

m 3 = 0,3 кг

4. Заполним таблицу №2 зависимости частоты колебаний пружинного маятника от жесткости пружины для груза массой 200 г.

https://pandia.ru/text/78/585/images/image006_28.gif" width="48" height="48">5. Сделаем выводы о зависимости периода и частоты колебаний пружинного маятника от массы и жесткости пружины.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 4

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

Правила техники безопасности. Осторожно! На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Приборы использовать только по назначению. Неаккуратное обращение с приборами приводит к их падению. Можно при этом получить механическую травму-ушиб, вывести приборы из рабочего состояния. С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. _______________________

Подпись ученика

Цель работы: выяснить, как зависят период и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной около 130 см, секундомер.

Ход работы

1. Установим на краю стола штатив.

2. Закрепим нить маятника в лапке штатива, используя кусочек ластика или плотной бумаги.

3. Для проведения первого опыта выберем длину нити 5 – 8 см, отклоним шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду (1 – 2 см) и отпустим.

4. Измерим промежуток времени t , за который маятник совершит 25 – 30 полных колебаний (N ).

5. Результаты измерений запишем в таблицу

Физическая величина

ν , Гц

https://pandia.ru/text/78/585/images/image008_19.gif" width="35" height="33 src=">T 1 = T 2 = T 3 = T 4 = T 5 =

DIV_ADBLOCK163">

___________________________________________________________________________________

6. Повторите опыт, но при большей скорости движения магнита.

а) Запишите, каким будет направление индукционного тока. ______________________________

___________________________________________________________________________________

б) Запишите, каким будет модуль индукционного тока. ___________________________________

7. Запишите, как скорость движения магнита влияет: а) На величину изменения магнитного потока.____________________________________________________________________________

б) На модуль индукционного тока. ____________________________________________________

8. Сформулируйте, как зависит модуль силы индукционного тока от скорости изменения магнитного потока.__________________________________________________________________

____________________

9. Соберите установку для опыта по рисунку.

10. Проверьте, возникает ли в катушке-мотке 1 индукционный ток при: а) замыкании и размыкании цепи, в которую включена катушка 2 ; б) протекании через 2 постоянного тока; в) изменении силы тока реостатом._______________________________________________________

___________________________________________________________________________________

11. Запишите, в каких из перечисленных случаев: а) менялся магнитный поток, пронизывающий катушку 1 ; б) возникал индукционный ток в катушке 1 .___________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 6

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

Правила техники безопасности. Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. Не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять.______________________

Подпись ученика

Цель работы: наблюдение сплошного спектра с помощью стеклянных пластин со скошенными гранями и линейчатого спектра испускания с помощью двухтрубного спектроскопа.

Оборудование: проекционный аппарат, спектроскоп двухтрубный спектральные трубки с водородом , неоном или гелием, высоковольтный индуктор, источник питания, (эти приборы являются общими для всего класса), стеклянная пластина со скошенными гранями (выдается каждому).

Ход работы

1. Расположить пластину горизонтально перед глазом. Сквозь грани, составляющие угол 45º, наблюдать светлую вертикальную полоску на экране – изображение раздвижной щели проекционного аппарата.

2. Выделить основные цвета полученного сплошного спектра и записать их в наблюдаемой последовательности._________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Повторить опыт, рассматривая полоску через грани, образующие угол 60º. Записать различия в виде спектров.______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Наблюдать линейчатые спектры водорода, гелия или неона, рассматривая светящиеся спектральные трубки с помощью спектроскопа.

Записать какие линии удалось рассмотреть.________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 7

Изучение деления ядра атома урана по

фотографии треков

Цель работы: убедиться в справедливости закона сохранения импульса на примере деления ядра урана.

Оборудование: фотография треков заряженных частиц, образовавшихся в фотоэмульсии при делении ядра атома урана под действием нейтрона, линейка измерительная.

Ход работы

1. Рассмотрите фотографию и найдите треки осколков.

2. Измерьте длины треков осколков с помощью миллиметровой измерительной линейки и сравните их._______________________________________________

3. Пользуясь законом сохранения импульса, объясните, почему осколки, образовавшиеся при делении ядра атома урана, разлетелись в противоположных направлениях. ________________________________________________________

___________________________________________________________________

4. Одинаковы ли заряды и энергия осколков? _______________________________

__________________________________________________________________

5. По каким признакам вы можете судить об этом? __________________________

__________________________________________________________________

DIV_ADBLOCK165">

Лабораторная работа № 8

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Цель работы: объяснить характер движения заряженных частиц.

Оборудование: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.

Ход работы

https://pandia.ru/text/78/585/images/image013_3.jpg" width="148" height="83 src="> ___________________________________________________________________________________

б) Почему длина треков α-частиц примерно одинакова? _________________ рис. 2

________________________________________________________________________

в) Почему толщина треков α-частиц к концу движения немного увеличивается? ___________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Органы управления" href="/text/category/organi_upravleniya/" rel="bookmark">органов управления работой прибора.

2. Произведите внешний осмотр прибора и его пробное включение.

3. Убедитесь, что дозиметр находится в рабочем состоянии.

4. Подготовьте прибор для измерения мощности дозы излучения.

5. Измерьте 8 – 10 раз уровень радиационного фона, записывая каждый раз показание дозиметра.

№ измерений

показания дозиметра

6. Вычислите среднее значение радиационного фона._____________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Вычислите, какую дозу ионизирующих излучений получит человек в течение года, если среднее значение радиационного фона на протяжении года изменяться не будет. Сопоставьте ее со значением, безопасным для здоровья человека.__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Сравните полученное среднее значение фона с естественным радиационным фоном, принятым за норму, – 0,15 мкЗв/ч _________________________________________________________________

Сделайте вывод________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ Лаб. работы

Лабораторные работы по физике

Ученика(-цы) 9 «___ »

МАОУ СОШ № 28

Наш робот распознал:
Лабораторная работа 1.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Вариант I.

Цель работы: убедиться в равноускоренном характер движения бруска и определить его ускорение и мгновенную скорость.

В данном варианте работы исследуют характер движения бруска по наклонной плоскости. С помощью прибора, изображенного на рис. 146 а учебника, можно измерять модули векторов перемещений, совершенных бруском за промежутки времени 1Х, /г 2/, /зв - 3/1,..., 1 я/, отсчитываемых от момента начала движения. Если записать для данных модулей векторов перемещений их выражения:

О/2 а а2/12 22 ш а3/,2 З2

2г2 2 2 3 2 2 2 3

Аг1 атУ п2

2 2 2 то можно заметить следующую закономерность:

5,: х2:з:...: ш 1:22:З2:...: л2 1:4:9:...: 2-Если эта закономерность выполняется для измеренных в работе модулей векторов перемещений, то это и будет доказательством того, что движение бруска по наклонной плоскости является равноускоренным.

Пример выполнения работы.

Задание I. Исследование характера движения бруска по наклонной плоскости.

О 1 0,04 о 800 0,10 0,12 о о 00 о 0,20 0,22 0,24 0,26 оо гч о о о

А О ел Г
Вычисления.

Ь 3 мм х, 7 мм л-4 15 мм

15,-24ш.24 1 мм, I мм

6 36мм 50мм й65мм х9 82мм

Ю 102мм М и 126мм 1ЛГ 5 146мм

102, 5 1мм 5 1мм

Я 170мм я т 5,4 198мм тц 227мм::7

1мм, 1мм 5, 1мм

Отсюда находим:

Х: 2:х3:5,:а:56 1Н м: п: 12:!: и - 1:3:7: 15:24:36:50:65:82: 102: 126: 146: 170: 198:227. Эта закономерность не очень сильно отличается от теоретической закономерности для равноускоренного движения. Таким образом, можно считать, что движение бруска по наклонной плоскости является равноускоренным. Задание 2. Определение ускорения движения бруска.

Ускорение будем вычислять по формуле: а --.

/1о 0,2с;о102мм 0,102м;а1-1 5,1м/с2.

/,5 0,3 с; ,5 227 мм 0,227 м; а, 2227м ш 5>04 м/с2.

5.м/с2+5,04н/с25 ,

Задание 3. Определение мгновенной скорости бруска в разные моменты времени и построение графика зависимости мгновенной скорости у от времени /.

Значение мгновенной скорости будем вычислять по формуле: V а. I - 0,1 с; V 5,07 м/с2 0,1 с 0,507 м/с. I 0,2 с; V 5,07 м/с2 0,2 с 1,014 м/с. I - 0,3 с; V - 5,07 м/с2 0,3 с - 1,521 м/с. График зависимости мгновенной скорости V от времени I. V, м/с

Дополнительное задание. Построение графика зависимости координаты х бруека от времени /. о 0. о 0,хХО Зк1 1,2,3,...,15.

Вариант 2.

Цель работы: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр.

Движение шарика по наклонному желобу является равноускоренным. Если мы отпустим без начальной скорости шарик и 1гзме-рнм пройденное им расстояние 5 до столкновения с цилиндром и время от начала движения до столкновения, то мы можем рассчитать его ускорение но формуле:

Зная ускорение а, мы можем определить мгновенную скорость V по формуле:

Пример выполнения работы.

Число ударов метронома п Расстояние.V. м Время движения Л с Ускорение а -г-,м/с Г Мгновенная скорость у а/, м/с

3 0.9 1.5 0.8 1.2

Вычисления.

I 0,5 с 3 1,5 с; о -12. 0,8 и/с2; 0.5с2

V 0,8 м/с2 1,5 с -1,2 м/с.

Цели:

Цель работы: вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу. Для этого измеряют длину перемещения s шарика за известное время t. Так как при равноускоренном движении без начальной скорости

то, измерив s и t, можно найти ускорение шарика. Оно равно:

Никакие измерения не делаются абсолютно точно. Они всегда производятся с некоторой погрешностью, связанной с несовершенством средств измерения и другими причинами. Но и при наличии погрешностей имеется несколько способов проведения достоверных измерений. Наиболее простой из них - вычисление среднего арифметического из результатов нескольких независимых измерений одной и той же величины, если условия опыта не изменяются. Это и предлагается сделать в работе.

Средства измерения: 1) измерительная лента; 2) метроном.

Материалы: 1) желоб; 2) шарик; 3) штатив с муфтами и лапкой; 4) металлический цилиндр.

Порядок выполнения работы

1. Укрепите желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту (рис. 175). У нижнего конца желоба положите в него металлический цилиндр.

2. Пустив шарик (одновременно с ударом метронома) с верхнего конца желоба, подсчитайте число ударов метронома до столкновения шарика с цилиндром. Опыт удобно проводить при 120 ударах метронома в минуту.

3. Меняя угол наклона желоба к горизонту и производя небольшие передвижения металлического цилиндра, добивайтесь того, чтобы между моментом пуска шарика и моментом его столкновения с цилиндром было 4 удара метронома (3 промежутка между ударами).

4. Движение шарика по наклонному желобу является равноускоренным. Если мы отпустим без начальной скорости шарик и измерим пройденное им расстояние s до столкновения с цилиндром и время t от начала движения до столкновения, то мы можем рассчитать его ускорение по формуле: Вычислите время движения шарика.

5. С помощью измерительной ленты определите длину перемещения s шарика. Не меняя наклона желоба (условия опыта должны оставаться неизменными), повторите опыт пять раз, добиваясь снова совпадения четвертого удара метронома с ударом шарика о металлический цилиндр (цилиндр для этого можно немного передвигать).

Пример выполнения работы.

Вычисления.

Запишите вывод по выполненной работе.

Урок №3

Относительность движения

Цели: Познакомить учащихся с законом «Сложения скоростей».

Задачи:

Личностные предметные задачи:

Сформировать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

Предметные задачи:

Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Метапредметные задачи:

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

План работы:

Организационный этап.

Актуализация знаний.