Цех бортпитания. Питание на высоте: воздушный кейтеринг

Алекс Чебан, тревел-блогер: Аппетитный ланч над облаками - что может быть лучше? 35 % пассажиров выбирают рыбу, 45 % - мясо, и только 18 % считают, что есть в самолете не обязательно, в нем нужно просто лететь. Что ж… этот репортаж они, скорее всего, пропустят. Всех остальных приглашаю на фабрику бортового питания авиакомпании «ЮТэйр» в Сургуте.

Тайна № 1. Вся выпечка для комплектов бортового питания у «ЮТэйр» своя.

В небольшом помещении стоит позитивный запах свежих французских булочек с корицей.

Каждая булочка должна весить 60 г.

На первом этаже находятся заготовочные цеха: мясо-рыбный и овощной, камера разморозки и морозильная камера. В холодном цеху фасуют огурчики с оливками и нарезают салатики.

Перейдем в горячий цех…

Пассировка для говяжьей поджарки.

Тайна № 2. Даже у бортового питания есть шеф-повар! Он составляет рацион бортового питания для авиакомпании в целом, координирует производство. Знает энергетическую ценность блюд, вкусовые сочетания и правила компоновки пищи.

За процессом следит шеф-повар Егор Королев.

А если на фабрике вдруг оканчивается мясо животных, то в ход идут дети и экипажи (улыбается).

Тайна № 3. Себестоимость одной порции бортового питания (эконом-класс) составляет в среднем 150 рублей.

Подготовка подносов, где находятся приборы, салат, десерт, фирменная шоколадка авиакомпании «ЮТэйр».

Тайна № 4. Срок годности бортового питания три часа. То есть если рейс задержан, то необходимо полностью переделать и перезагрузить питание в боксы. Питание на обратном сегменте оборотного рейса - это новый комплект, который загружают перед вылетом в промежуточном аэропорту.

Упаковка готовой продукции к загрузке на борт.

Тайна № 5. Бортовое питание распределяется строго по количеству пассажиров на рейсе плюс один запасной комплект на 50 пассажиров (согласно отраслевого стандарта). Так что добавки, скорее всего, не будет, даже если салон полупустой. Дополнительная порция выдается на случай непредвиденного брака транспортировки / раздачи на борту.

Тайна № 6. Абсолютно все продукты, горячее и салаты готовятся к конкретному рейсу, время полного цикла приготовления и сервировки одного борта - три часа. Цех бортового питания работает круглосуточно и время начала готовки координируется с аэропортом и четко привязано к фактическому предполагаемому времени вылета.

Вот эти тележки с питанием подаются со второго этажа в специально оборудованный автомобиль, который подает питание на борт.

Тайна № 7. Меню унифицировано у каждой авиакомпании и всегда готовится идентично по определенным рецептурам на всех фабриках бортового питания, даже если в какой-то точке нет собственной фабрики.

К примеру, вас накормили несвежей рыбой на рейсе из Иркутска в Москву, вы направляете претензию в «ЮТэйр» и авиакомпания проводит расследование с поставщиком услуг в Иркутске, проводит аудит предприятия, все вплоть до смены поставщика! После посещения самой фабрики мы смогли продегустировать бортовое питание. Все было поделено по классам обслуживания.

Тайна № 8. У экипажа есть отдельное меню! Я всегда думал, что экипаж питается тем же, что и бизнес-класс, оказывается нет. Для экипажа разработан специальный рацион, который учитывает потребность в энергетической ценности 3500 ккал / сут. Исключены бобовые, слива и чернослив. Экипаж - это пилоты и стюардессы, различий нет в рационе.

Эконом улучшенный.

Бизнес-класс.

Тайна № 9. В бизнес-классе есть суп-крем! А на завтрак каша, даже в жидкой консистенции. На борт воздушного судна они подаются в «гейзере», а непосредственно пассажиру - в углубленной чашке.

«Углубленная чашка» - это просто глубокая тарелка. Вообще очень интересно слушать профессионалов и ловить такие словечки.

Тайна № 10. Экзотика бывает на борту, но только по спец-заказу. К примеру, меню из оленины может быть приготовлено специально для какого-то чартерного рейса или бизнес-авиации. Меню в таких случаях проходит дополнительное согласование и подготовка может занять более трех часов.

По моему мнению, «ЮТэйр» кормит действительно вкусно и много, особенно на коротких рейсах, а на рейсе Киев-Москва - это самое лучшее меню среди все операторов линии.

Мое питание на утреннем рейсе Сургут-Киев по пути домой. Все абсолютно идентично визуально и так же вкусно как и на презентации. Ну разве что макароны чуть другие, но это не имеет значения.

Цех бортового питания основан в 1995 году и является гордостью компании ООО «Капитан».

Услугами Цеха бортового питания ООО «Капитан» пользуются более 50-ти авиакомпаний, в том числе и зарубежные. Самые крупные потребители услуг предприятия авиакомпания «S7», «ЮтЭйр», «Уральские авиалинии», «Nordwindairlines», «Трансаэро», «Авиакомпания «Якутия» и т.д.

Авиакомпаниям для формирования рационов питания разных классов обслуживания предлагается широкий ассортимент блюд и товаров. При составлении меню учитываются любые пожелания авиаперевозчиков, основанные на стандартах обслуживания пассажиров, принятых в авиакомпании. В соответствии с потребностями Перевозчика на базе цеха бортового питания проводится презентация ассортимента блюд и продукции, в ходе которой представителями Перевозчика формируются все виды рационов питания, оформляются «Спецификации меню рационов» с фотографиями блюд, оговаривается порядок сервировки и вид используемой посуды.

В целях удовлетворения потребительского спроса на некоторые виды специального питания, специалистами цеха бортового питания разработаны стандартные для всех авиаперевозчиков рационы, включающие блюда национальных кухонь, диетические блюда, вегетарианское питание, детское питание:

BBML – младенческое
ORML- восточное
SFML- морепродукты
MOML- мусульманское
VGML- вегетарианское
FRML- фруктовое
CHML- детское

Так же осуществляется обслуживание VIP-рейсов, Глав и Правительств различных стран. Предусматривается возможность индивидуального подхода к каждому клиенту.

Каждые полгода Цех бортового питания ООО «Капитан» обновляет ассортимент выпускаемой продукции для авиакомпаний. Обновления соответствуют переходу с весенне-летнего на осенне-зимний период.

В 2008 году Цех бортового питания ООО «Капитан» получил сертификат регистрации уполномоченной организации NQA Global Assurance Limited на соответствие требованиям стандарта ISO 22000-2007 и системы НАССР.

П О Л И Т И К А В О Б Л А С Т И Б Е З О П А С Н О С Т И П И Щ Е В Ы Х П Р О Д У К Т О В

В сентябре 2008г. ЗАО «Капитан» получил сертификат регистрации уполномоченной организации NQA Global Assurance Limited (Великобритания) на соответствие требованиям стандарта ISO 22000:2007 и системы HACCP (Hazard Analysis Critical Control Points - анализ рисков и критические контрольные точки (ККТ)), затем дважды успешно прошел надзорные аудиты. В нынешнем 2011 году предприятие готовится к ресертификационному аудиту.

Начиная с того времени система менеджмента безопасности пищевых продуктов (СМБПП) определяет цели, принципы и направления развития предприятия в процессе производства высококачественной продукции и предоставления услуг для обеспечения бортового питания.

За счёт внедрения СМБПП достигнута высокая результативность деятельности. К ней относятся завоевание устойчивого доверия потребителей, создание условий, обеспечивающих осознанное вовлечение работников предприятия в процесс управления безопасностью, постоянное повышение профессионального уровня и реализация возможностей каждого сотрудника, совершенствование технического уровня производства и внедрения передовых технологий

Наши главные цели:

  • гарантия качества и безопасности продукции;
  • обеспечение конкурентоспособности продукции,
  • увеличение прибыльности предприятия,
  • расширение рынков сбыта.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

  • непрерывное улучшение деятельности на основе анализа высшего руководства, выполнение запланированных мероприятий не менее 100%;
  • обновление ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с требованиями и ожиданиями потребителей;
  • достижение 100% осведомленности сотрудников предприятия о СМБПП и реализации данной политики;
  • расширение внешнего обмена информацией с потребителями (анкетирование, запросы) по вопросам безопасности производимой продукции, сведение к нулю претензий от потребителей;
  • активное сотрудничество с поставщиками сырья, вспомогательных материалов;
  • развитие отношений с партнерами на основе заявленных принципов в области безопасности, ориентация на работу с поставщиками высокого рейтинга;
  • профессиональное техническое обслуживание оборудования, выполнение планов предупредительных ремонтов на 100%;
  • целенаправленное обучение и повышение квалификации персонала, достижение оценки профессионального уровня сотрудников не менее 9 баллов.
Руководство ЗАО «Капитан» берет на себя обязательства обеспечить реализацию данной политики с участием всего коллектива предприятия. Следуя принципам нашей политики безопасности, мы будем конкурентоспособны и уверены в своем будущем.

После дважды прошел надзорные аудиты и по результатам ресертификационного аудита в 2011 году сертификат продлен еще на 3 года. Благодаря этому авиакомпании, предъявляющие высокие требования качеству и безопасности бортового питания, сотрудничают с ООО «Капитан», проявляя высокое доверие. Бортовое питание готовится по принципу «Just-In-Time». Подача продовольственного сырья и других товаров в цех бортового питания осуществляется из торгово-складского комплекса ООО «Капитан».

Ответственность за приемку продуктов по качеству и количеству возлагается на товароведа продовольственных товаров.

Распределение продуктов по складским помещениям и холодильным камерам ведется в соответствии с принятой классификацией по видам продуктов, режиму их хранения и санитарно-гигиеническими требованиями:

  • сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия, специи, соусы промышленного производства и т.д.) – сухой склад температура +22 - +24°С (ФГУ «Новосибирский НЦСМ протокол испытаний № 3501 от 01.07.08г.), хранение на стеллажах и подтоварниках;
  • мясо, рыба, птица замороженные – морозильная камера с температурой не выше -18°С, хранение на стеллажах и подтоварниках;
  • овощи замороженные – морозильная камера с температурой не выше -18°С, хранение на стеллажах и подтоварниках;
  • молочно-жировые – холодильная камера с температурой не выше +6°С, хранение на стеллажах и подтоварниках;

  • прохладительные и алкогольные напитки, бакалейная продукция – сухой склад температура +22 - +24°С (ФГУ «Новосибирский НЦСМ протокол испытаний № 3501 от 01.07.08г.), хранение на стеллажах и подтоварниках;
  • соки и пиво – холодильная камера с температурой не выше +6°С, хранение на стеллажах и подтоварниках;
  • мясная и рыбная гастрономия – холодильная камера с температурой от +0 до +3°С, хранение на стеллажах и подтоварниках;

  • овощи и фрукты (свежие и консервированные) – холодильная камера с температурой не выше +6°С, хранение на стеллажах и подтоварниках.

Все производственные цеха оснащены современным технологическим оборудованием.
Процесс приготовления питания осуществляется в соответствии с производственным
планом.

В салатном цехе готовят различные фруктовые, овощные закуски. Готовые блюда складируются в корзины с маркировкой «Салатный цех», оформляется ярлык с указанием номера рейса и наименования блюда. Корзины переносятся в производственный холодильник «Цеха комплектации» с температурой +2/ +6°С.

В холодном – порционируют холодные закуски из мясной, рыбной гастрономии, сыров и т.д. Готовые блюда складируются в корзины с маркировкой «Холодный цех»,оформляется ярлык с указанием номера рейса и наименования блюда. Корзины переносятся в производственный холодильник «Цеха комплектации» с температурой +2/ +6°С.

На участке разделки происходит приготовление полуфабрикатов из мяса, рыбы, птицы.

Которые в дальнейшем поступают в горячий цех, где повергаются тепловой обработке.

После приготовления горячие блюда, а так же гарниры, проходят стадию шокового охлаждения, что способствует обеспечению безопасности и качества продукции, в соответствии требования ISO-22000.

В зоне сервировки касалеток происходит порционирование охлажденных изделий. Готовые касалетки складируются в специальное самолетное оборудование, на которое навешивается Сопроводительный ярлык, в котором указывается номер рейса, время вылета рейса, информация о содержимом (код горячего блюда и количество по классам обслуживания), дата и время комплектации (рейса), срок годности. Самолетное оборудование с вложенными охлажденными касалетками переносится в «Диспетчерский холодильник» с температурой +0/+4°С, где хранится до момента начала комплектации рейса и транспортировки на ВС.

Цех комплектации рационов формирует из холодных закусок, хлебо-булочных и кондитерских изделий готовые наборы.

По окончании сервировки ланч-боксы и подносы с питанием укладываются в соответствующее типу ВС съемное самолетное оборудование (телеги, полутелеги, контейнеры многоразового или одноразового использования). Заполненное съемное самолетное оборудование с открытыми дверками для обеспечения циркуляции холодного воздуха и более эффективного охлаждения ставится в «Диспетчерский холодильник» с температурой +0/+4°С и хранится там до начала прохождения досмотра и загрузки питания в спец.автотранспорт для доставки к ВС.

Цех бортового питания ООО «Капитан» не стоит на месте, расширяя ассортимент предлагаемых блюд, осваивая современные технологии, повышая мастерство своих специалистов.

Особое внимание в Цехе бортового питания уделяется обеспечению авиационной безопасности от актов незаконного вмешательства. Досмотр бортового питания и буфетно-кухонного оборудования производится в пункте досмотра Цеха бортового питания инспекторами службы авиационной безопасности аэропорта «Толмачёво» при участии сотрудника ЛО МВД России в аэропорту «Толмачёво»

Кто ест в самолетах? В ответ на этот вопрос я бы всегда поднимала руку. Час пути за трапезой сокращается до нескольких минут. Придумываю интересные бутерброды из холодных закусок. А еще соревнуюсь сама с собой на самый аккуратный контейнер, который после еды становится складом упаковочек. Десерт я почти всегда отдаю встречающему меня Максиче. Он любитель сладкого, в отличие от меня.

Ела-ела и никогда не задумывалась над тем, каким образом готовится эта еда и попадает на борт. ЮТэйр позвал меня на свою историческую родину, в Сургут, где на 350 метрах цеха бортового питания готовится еда для всех рейсов, вылетающих из этого аэропорта. Вообще своей едой среди российских авиакомпаний кормит только ЮТэйр и Аэрофлот. Остальные заказывают кейтеринг в аэропорту, расфасовывая в собственные коробочки, как это делает сибирская S7.

В Сургуте ЮТэйр готовит не только для пассажиров самолетов, но и для кафешек в аэропорту, и для гостиницы при нем.

Главный человек в бортовом питании ЮТэйра — Николай Васильевич. О нем очень хорошо написал Сережа, мы с ним вместе летали.

«Десятки миллионов накормленных пассажиров в год. Больше тысячи человек в четырех аэропортах. И два с половиной миллиарда выручки. Он управляется с этим всем из своего кабинета здесь, в Сургуте. Его захватывает масштаб, он вдохновляет им меня. Вот такой он — Николай Васильевич. Он вдруг восклицает свое любимое: «Пассажир всегда прав!»

И вновь с любовью начинает про деток. Как сложно их возить. Гораздо сложнее, чем паломников на хадж. Как нужно готовить стюардесс. Скрывается куда-то и возвращается с раскраской и карандашами. Дарит их моей коллеге. Ведь у нее ребенок.

Он шумный и добрый. Знает всех по имени-отчеству, которые произносит с любовью. Тут среди всех пароконвектоматов и плит царит совершенно другая атмосфера, чем на кухнях сетевых ресторанов Москвы. Тут как в кино. И пахнет булочками».

Там, где начинается еда, начинается стерильная зона. Снимаем верхнюю одежду и запаковываемся в халаты со «входом» на спине, бахилы и шапочки. Щетинистому Сереже выдали маску.

Коврик лежит в углублении, не оступитесь.

Эти меры я сравнивала с переодеванием в грязную зону на Смоленской АЭС, где в шкафчиках мы оставили вообще всю одежду, кроме нижнего белья, и нарядились в плотные белоснежные хлопковые робы и каски. Хорошее свадебное путешествие у нас было!

Но вернемся в Сургут. На первом этаже цеха находится склад продуктов. Их подготавливают к приготовлению: моют, нарезают, чистят.

Стоят холодильные установки и камеры для размораживания.

Еще сюда же приезжает грязная посуда в тележках. Тележки сначала моют в отдельной камере со средством, а потом более тщательно чистят, чтобы заполнить новыми порциями.

Мне показалось странным, что мясо и рыба разделываются в одной комнате.

Но когда вошла в нее, пахло мясом. Его как раз нарезали. Справятся с мясом — возьмутся за рыбу.

В мясо-рыбном цеху располагаются холодильники, разделочные столы и мойка. Стены везде отделаны кафелем, такие же требования предъявляют к операционным.

В овощном цеху пахнет свежестью. Только что почистили морковку!

Рабочая кухни Патимат чистит картофель от глазков. Говорит, что в этой партии их много. В смену через ее руки проходит больше ста килограммов картофеля.

Конечно, она не чистит сотни кило вручную. Этим занимается машинка. В нее загружают два ведра корнеплодов, закрывают и включают барабан. Кожура трется о наждачную внутренность центрифуги. Во время чистки овощи поливаются водой. Дома я тоже под проточной водой чищу картофель. На вертикальной фотографии видно, как грязная вода стекает из машины.

Сам агрегат стоит в своеобразной ванночке.

Поднимаемся на второй этаж. В помещениях справа готовят еду, выпекают сладости и хлеб. А слева расфасовывают по касалеткам, ланч-боксам и тележкам.

Касалетка — это алюминиевая коробочка для горячего. В ланч-боксах подают на борту закуски, чашечку и проборы. В тележке бортпроводники возят еду по самолету.

В смену выпекается до 1000 булочек, которые заменяют белый хлеб. Тесто для них мешает машина. А кондитерские изделия готовятся полностью вручную.

В печи они проводят по 18 минут, а после этого тут же отправляются к упаковщицам.

Знакомьтесь, шеф-повар и его сумасшедшие штанишки!

Я привыкла, что в самолете подают всегда два рациона: мясной и рыбный, очень удивилась, когда мне предложили на выбор еще и сосиски. Известно, что высота сильно извращает вкусы. Например, на земле я даже не вспоминаю о существовании томатного сока, когда как в самолете я начинаю чувствовать его вкус во рту, едва машина оторвется от земли. Конечно я взяла сосиски. И томатный сок.

Переходим к фасовке. Касалетки собираются в цеху горячих блюд, закуски — в холодном цеху. Овощи только что приехали на второй этаж на специальном лифте для продуктов.

За два часа до вылета, когда уже почти точно известно сколько человек сядет на борт, начинают собирать ланч-боксы и упаковывать их в тележки, а горячее в контейнера.

Все делается так оперативно, чтобы еда не простаивала. Если самолет задерживают надолго, об этом как правило известно заранее, поэтому собирают к фактическому времени отлета. А если рейс задерживают на полчаса, то упакованные продукты просто стоят в специальном холодильнике и ждут своей посадки на борт.

Себестоимость набора питания на пассажира эконом-класса составляет 130 рублей.

Набор соусов, посуда и рацион для бизнес-класса. У ЮТэйра еще есть улучшенный эконом, по цене нечто среднее между бизнесом и экономом, по факту: кресла эконома, а услуги бизнеса.

Тележки Боинга.

Контейнера для горячих блюд.

Тележку пломбируют и подписывают количество порций.

Питание сдается на рейс по фактической загрузке. Если кто-то опоздал, то лишние порции с борта снимают. На 50 пассажиров кладут еще один набор еды. Если летит 150 человек, на борту должно оказаться 153 порции.

Грузчики относят контейнера и тележки к лифту. Но это еще не все, путешествие еды продолжается.

В аэропорту все строго. Служба безопасности не обходит вниманием и еду.

В этом контейнере еда поедет по аэропорту до самолета. На борту ее разогреют и подадут каждому пассажиру.

Вот такой вот ручной труд!

После экскурсии мы угощались всеми возможными блюдами, которые готовит кухня. Муксун, оленина, фрукты. Кто под вино, кто под коньячок.

Кулёчек, похожий на хинкали, это лимон. Его отжимают на рыбу не вынимая из ткани, чтобы не скользил в руках и косточки не попадали в тарелку. Лайфхак для дома! Я уже намотала на ус.

Напоследок расскажу несколько любопытных фактов.

В столовой аэропорта Сургута для сотрудников невозможно просто поесть на сто рублей, на эти деньги можно объесться!

Макароны — 4 рубля, пюре — 6 рублей, кекс — 8 рублей.

Экипажу не разрешается перед полетом и во время него есть продукты, вызывающие бурную деятельность в животе. Вот один из рационов питания, положенный бортпроводниками и пилотам.

А еще Ютэйр открыл дополнительные рейсы из Ингушетии в Саудовскую Аравию на Хадж. Они проходят ночью, чтобы пассажиры могли поесть. В течение месяца Рамадан правоверные мусульмане должны поститься от наступления утреннего намаза (молитвы на рассвете) до наступления вечернего намаза (на закате).

Сегодня мы поговорим о самолетной еде или бортовом питании . Казалось бы, что может быть здесь такого особенного, однако тема это весьма интересная. Обед на высоте 10 километров это скорее своего рода традиция, нежели необходимость. Согласитесь, ведь нет ничего страшного в том, чтобы потерпеть несколько часов без еды. С самого начала пассажирских авиаперевозок, авиакомпании стремились подчеркнуть эксклюзивность воздушных путешествий, предлагая неслыханный по тем временам уровень сервиса на борту, который, разумеется, включал питание пассажира на борту. Сегодня самолетная еда – это целая индустрия, которая, несмотря на существующую тенденцию к сокращению количества питания на борту у большинства перевозчиков, успешно развивается. С появлением лоу-кост авиакомпаний и началом бума бюджетных перевозок, многие обыкновенные перевозчики, непозиционирующие себя как бюджетные, последовали примеру и начали предоставлять питание на борту за деньги, кстати, в числе таких перевозчиков основные американские компании, такие как American Airlines, Delta, United. В этой статье мы попробуем рассказать о «кухне», связанной с бортовым питанием и ответить на основные интересующие пассажира вопросы.

Кто и где готовит?

Изготовлением самолетной еды занимается цех бортового питания или в профессиональной среде просто бортцех . Часто можно услышать слово кейтеринг (от англ. catering), что собственно означает то же самое. Обычно цех бортового питания расположен на территории аэропорта или в непосредственной близости от него. Здесь еду готовят, охлаждают, формируют рационы, загружают в самолетные тележки. Горячее питание охлаждается до околонулевой температуры. После того как питание для рейса полностью сформировано, его отправляют на самолет. На сравнительно короткие рейсы питание, как правило, стараются загружать сразу и на обратный путь, во-первых, в базовом аэропорту оно дешевле, а во-вторых, это позволяет сократить время стоянки в транзитном аэропорту. При этом, строго отслеживаются допустимые сроки реализации питания. Для увеличения срока хранения касалетки с охлажденным питанием дополнительно обкладывают сухим льдом (касалетка – это алюминиевый контейнер для горячего питания). Перед взлетом бортпроводники помещают охлажденное питание в специальные печки, в которых оно разогревается.

Как еда попадает на самолет?

На самолет питание доставляется на специальной машине – лифте. В процессе подготовки воздушного судна к рейсу производится загрузка тележек с бортпитанием. Сотрудник кейтеринга перегружает телеги и контейнеры на борт и устанавливает их на штатные места на кухне. В случае, если самолет большой, например Аэробус А330 или Боинг-777, для загрузки питания используется сразу несколько машин. После того как питание загружено, бортпроводники проверяют его количество, комплектность и сроки годности.

Виды рационов.

Состав питания определяет авиакомпания, а в случае если рейс чартерный – заказчик рейса. Очевидно, что пассажиров бизнес и эконом класса кормят совершенно разным питанием. Если эконом горячим питанием кормят только на продолжительных рейсах (в России, как правило, более 3-х часов), то пассажиров бизнес класса почти на всех рейсах. Очевидна и разница в сервировке питания, если в бизнес классе посуда стеклянная, а приборы металлические, то в экономе почти всегда все одноразовое. Состав рациона на конкретном рейсе может варьироваться, в зависимости от времени вылета различают завтрак обед и ужин. Учитываются и особенности направления, так, например, на рейсах в Индию говядину не предлагают.

Питание на рейсе Москва — Санкт-Петербург. Эконом и бизнес класс.

Количество питания зависит в основном от продолжительности рейса, на очень длинных рейсах, например трансатлантических, обычно предлагается два полноценных рациона. Что касается, алкогольных напитков в эконом классе, большинство российских перевозчиков предоставляют их только на продолжительных международных рейсах. Считается, что лучшее питание на борту предлагают азиатские компании, такие как Emirates, Singapore Airlines, Qatar Airways . Эти перевозчики предлагают алкогольные напитки почти на всех рейсах и во всех классах обслуживания.

Спецпитание.

Крупные перевозчики на своих рейсах предлагают возможность заказа питания, учитывающего те или иные религиозные, медицинские и другие ограничения. Наиболее востребованные виды – вегетарианское, кошерное, мусульманское, диабетическое, детское, низкокалорийное. Услуга это бесплатная, однако, стоит помнить, что обычно заказ специального питания должен быть произведен не позднее, чем за сутки до вылета, а иногда и раньше. Заказ спецпитания может быть доступен не на всех рейсах, обычно на коротких рейсах эта услуга не предоставляется. В случае, если такая возможность есть, при бронировании билета на сайте авиакомпании, скорее всего система сама предложит вам выбрать питание. Если же билет приобретен у посредника, то для заказа спецпитания необходимо обратиться в колл-центр авиакомпании. Следует помнить, что заказанное вами питание будет выдано тому, кто сидит на месте, указанном в вашем посадочном талоне, поэтому, если вы сели на другое место, то рискуете остаться без своего питания.

Кошерное питание.

Почему мне не хватило рыбы?

При формировании бортового питания на рейс невозможно угадать предпочтения каждого пассажира, да, есть статистические данные, в соответствии с которыми, питание грузят в определенной пропорции. Единственное, что здесь можно порекомендовать, заранее попросить экипаж отложить для вас питание или на регистрации просить места в начале салона, так как обслуживание пассажиров, как правило, начинается оттуда.

Сколько реально стоит бортовое питание?

Все зависит от договора конкретной авиакомпании с кейтерингом. Средняя цена питания на пассажира эконом класса для коротких рейсов (сандвич + напитки) варьируется от 30 до 90 рублей, а для рейсов средней продолжительности (рацион с горячим) от 130 до 270 рублей на пассажира. Стоимость питания и напитков для пассажира бизнес класса составляет от 250 до 500 рублей. Не стоит забывать, что значительная часть стоимости питания – это стоимость услуг по его доставке и загрузке на борт.

Что ест экипаж?

Экипажное питание в целом напоминает питание бизнес класса, но с небольшим уклоном на здоровое питание, что вполне разумно с учетом того, что летчики и бортпроводники вынуждены есть эту еду каждый день. Кстати, во многих авиакомпаниях существует правило, в соответствии с которым, командир и второй пилот должны есть разные рационы, чтобы в случае чего, отравился только один пилот.

Что происходит с оставшимся питанием?

Поскольку питание грузится с небольшим резервом, и многие пассажиры зачастую отказываются от питания, нередко остается внушительное количество нетронутой еды. После рейса подъезжают те же самые машины-лифты и забирают телеги с мусором и остатками питания. Те напитки, которые не открывались, могут быть использованы повторно, особенно актуально это для дорогого алкоголя в бизнес классе. Естественно, само питание повторному использованию уже не подлежит и должно быть выброшено. На практике, во всяком случае в нашей стране до бортцеха неиспользованное питание почти не доходит. В первую очередь оно проходит через фильтр бортпроводников, далее на борт попадают пограничники, техники, уборщики, которые забирают все, что осталось. В общем, едва ли что-то пропадет. Кстати, экипажу строго запрещено выносить что-либо с борта самолета.

Аппетитный ланч над облаками - что может быть лучше?! Ничего! Именно так считают 35% путешественников, которые не мыслят перелетов без вкусной рыбки, к ним присоединяются еще 45%, которые также не откажутся от аппетитной говядины с томатной пассировкой… и только оставшиеся 18% уверенны, что в самолете кушать совсем не обязательно, в нем нужно просто лететь. Что же… этот репортаж они скорее всего пропустят. А всех остальных приглашаю на фабрику бортового питания авиакомпании ЮТэйр в Сургуте! Знаете ли вы, что все нужно готовить по новой, если рейс задерживается на 3 часа?! И что пилоты питаются едой не из бизнеса или эконома, а для них есть специальный рацион?! Как накормить пассажиров 300 рейсов в сутки, вылетающих из 110 городов маршрутной сети авиакомпании?!

И главное, что даже у бортового питания есть свой шеф-повар - харизматичный Егор в неповторимых фирменных клетчатых штанах!


Мы находимся в Сургуте, в компании "ЗапСиб-Кетеринг" - филиал ОАО "Авиакомпания ЮТэйр". Цех рассчитан на 8 тыс порций в сутки и ослуживает рейсы авиакомпании ЮТэйр и других, которые вылетают из Сургута.
Авиакомпанию ЮТэйр имеет собственные фабрики в Сургуте, Тюмени, Ханты-Мансийске, причем именно в Сургуте находится главный офис, отвечающий за питание во всей авиакомпании.

На первом этаже находятся заготовочные цеха: мясо-рыбный и овощной, камера дефростации и морозильная камера.

Секрет №1. Вся выпечка для комплектов бортового питания здесь своя!
В небольшом помещении стоит невероятно позитивный запах свежих французских булочек с корицей:

Каждая булочка должна весить 60гр. Проверим?

Глаз-алмаз! С первой попытки:)

В холодном цеху фасуют огурчики с оливками и нарезают салатики:

Перейдем в горячий цех...

Пассировка для говяжьей поджарки:

Секрет №2. Даже у бортового питания есть шеф-повар! И это совсем не номинальная должность. Он составляет рацион бортового питания для авиакомпании в целом, координирует производство как с технологической точки зрения, так и с точки зрения снабжения. Именно он знает энергетическую ценность блюд, вкусовые сочетания и правила компоновки пищевых нутриентов. Очевидно, что в рацион экипажа не должен входить горох, но кроме этого есть еще масса тонкостей и нюансов, которые являются его профессиональными секретами.

За процессом неусыпно бдит Егор Королев.

А если на фабрике вдруг оканчивается мясо животных, то в ход идут дети и экипажи:)

Секрет №3. Себестоимость 1 порции бортового питания (эконом-класс) составляет в среднем 150 рублей.

Подготовка подносов, где находятся приборы, салат, десерт, фирменная шоколадка с одним из воздушных судов авиакомпании:

Секрет №4. Срок годности бортового питания 3 часа. Т.е. если рейс задержан, то необходимо полностью переделать и перезагрузить бортовое питание. Питание на обратном сегменте оборотного рейса - это новый комплект, который загружают перед вылетом в промежуточном аэропорту.

И упаковка готовой продукции к загрузке на борт:

Секрет №5. Бортовое питание распределяется строго по количеству пассажиров на рейсе плюс 1 запасной комплект на 50 пассажиров (согласно отраслевого стандарта). Так что добавки, скорее всего, не будет, даже если салон полупустой. Дополнительная порция выдается на случай непредвиденного брака транспортировки/раздачи на борту.

Формировка продукции.
Далее все тележки спускаются на первый этаж, где проходит проверка службой авиацинной безопасноти, тележки пломбируются и могут транспортироваться к борту воздушного судна.
Отдельная тележка - это посуда для бизнес-класса:

Секрет №6. Абсолютно все продукты, горячее и салаты готовятся к конкретному рейсу, время полного цикла приготовления и сервировки одного борта - 3 часа. Цех бортового питания работает круглосуточно и время начала готовки координируется с аэропортом и четко привязано к фактическому предполагаемому времени вылета.

Вот эти тележки с питанием подаются со второго этажа в специально оборудованный автомобиль, который подает питание на борт:

Секрет № 7. Меню унифицировано у каждой авиакомпании и всегда готовится идентично по определенным рецептурам на всех фабриках бортового питания, даже если в какой-то точке нет собственной фабрики.

К примеру, вас накормили несвежей рыбой на рейсе из Иркутска в Москву, вы направляете претензию в ЮТэйр и авиакомпания проводит расследование с поставщиком услуг в Иркутске, проводит аудит предприятия, все вплоть до смены поставщика!

После посещения самой фабрики мы смогли продегустировать бортовое питание.
Все было поделено по классам обслуживания.

Эконом-класс - касалетки с вариантами горячего (сосиски, рыба, говядина, овощи) + поднос с салатом + напитки, полагающиеся в экономе:

Секрет № 8. У Ээкипажа есть отдельное меню!
Я всегда думал, что экипаж питается тем же, что и бизнес-класс, оказывается нет. Для экипажа разработан специальный рацион, который учитывает потребность в энергетической ценности 3500 ккал/сут. Исключены бобовые, слива и чернослив. Экипаж - это пилоты и стюардессы, различий нет в рационе.

Питание для экипажа:

Эконом улучшенный:

Ну и бизнес-класс:

Секрет № 9. В бизнес-классе есть суп-крем! А на завтрак каша, даже в жидкой консистенции. На борт воздушного судна они подаются в "гейзере", а непосредственно пассажиру - в углубленной чашке!

"Углубленная чашка" - это просто глубокая тарелка в рамках профессиональной терминологии. Вообще очень интересно слушать профессионалов и ловить такие словечки.

Секрет № 10. Экзотика бывает на борту, но только по спец-заказу. К примеру, меню из оленины может быть приготовлено специально для какого-то чартерного рейса или бизнес-авиации. Меню в таких случаях проходит дополнительное согласование и подготовка может занять значительно более 3 часов.

По моему мнению, ЮТэйр кормит действительно вкусно и много, особенно на коротких рейсах, а на рейсе Киев-Москва - это самое лучшее меню среди все операторов линии:

Секрет № 10+1. На борту и на дегустации - абсолютно тоже самое!

В соцсетях, во время того, как я размещал живые картинки с дегустации, кроме логичного потока претензий в заангажированности репортажа, прозвучали отзывы, что на картинках питание красивое, а вот на реальных рейсах - отвратительное. Как оказалось, это не так и зачастую срабатывает именно субъективное восприятие вкуса и даже, возможно, изменение индивидуальной чувствительности вкусовых рецепторов на высоте!

И простое сравнение… Касалетки на дегустации во время пресс-тура, обратите внимание на сосиски:

…и питание на утреннем рейсе Сургут-Киев по пути домой. Все абсолютно идентично визуально и так же вкусно как и на презентации.
Ну разве что макароны чуть другие, но это не имеет значения.

Ресурсы, где постятся тематические картинки по бортовому питанию.