Основная цель логистической деятельности. Понятие, цель и основные задачи логистики

Понятие Логистики…………………………………………….2

Цели Логистики………………………………………………...2

Задачи Логистики……………………………………………....3

Методы Логистики……………………………………………...4

Понятие логистической системы……………………………...6

Задача……………………………………………………………7

Логистика - часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика - это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. По сути, область применения логистики настолько специфична и нова, что в настоящий момент специалисты данной профессии на рынке труда очень нужны.

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).

Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д. вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом происходит интеграция целей горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления).

Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия - это максимальная загрузка мощностей, логистическая - минимизация складских издержек.

В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся следующие:

· создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков;

· стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

· достижение высокой системной гибкости;

· постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.

Одной из глобальных логистических задач для отечественного предприятия может быть внедрение новой информационной технологии управления, например программных продуктов компании "Парус".

При решении глобальных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому, если решение глобальной задачи происходит медленнее, чем происходят изменения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:

· максимальное сокращение времени хранения продукции;

· сокращение времени перевозок;

· рациональное распределение транспортных средств;

· быстрая реакция на требования потребителей;

· оперативная обработка и выдача информации и т. п.

Решение такой частной задачи, как сокращение времени перевозок в условиях автомобильных пробок (сегодня в условиях жесткой конкуренции многие компании начинают вести счет времени на часы и минуты), для многих московских организаций налицо - переход на ночную развозку.

Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следующие:

1. осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах;

2. разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;

3. многовариантное прогнозирование развития событий и т п;

4. стандартизация требований к качеству логических операций;

5. выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы;

6. выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов;

7. оптимизация технической и технологической структуры организации и т. п.

К основным методам , применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, относятся следующие.

I. Экспертные оценочные методы

1. Метод сценариев . Он является средством первичного упорядочения логистической проблемы, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития.

Сценарий – преимущественно качественное описание возможных вариантов развития исследуемого логистического объекта при различных сочетаниях определенных (заранее выделенных) условий. Сценарий в развернутой форме показывает возможные варианты развития событий для их дальнейшего анализа и выбора наиболее реальных и благоприятных.

Группа экспертов по логистике составляет план сценария, где намечаются функциональные области логистики, а также факторы внешней среды, учитываемые при постановке и решении логистической проблемы. Различные разделы сценария пишут обычно разные группы экспертов.

2. Метод Дельфи . В отличие от метода сценариев этот метод предполагает предварительное ознакомление экспертов по логистике с ситуацией с помощью какой-либо модели.

Этапы метода Дельфи:

1) нескольким экспертам предлагается один и тот же вопрос;

2) каждый эксперт вырабатывает свои оценки независимо от других экспертов;

3) ответы собираются и статистически усредняются;

4) экспертам, ответы которых сильно отклоняются от средних значений, предлагается обосновать свои оценки после предъявления средних значений;

5) эксперты разрабатывают обоснования и выносят их на рассмотрение;

6) среднее значение и соответствующие обоснования предъявляются всем экспертам для выработки окончательного решения.

3. Метод дерева целей . Экспертам по логистике предлагается оценить структуру логистической модели в целом и дать предложения о включении в нее неучтенных связей. Дерево целей представляет собой связной граф, вершины которого интерпретируются как цели логистической системы, а ребра или дуги – как связи между ними. Это основной инструмент увязки целей верхнего уровня логистической организации с конкретными средствами их достижения на нижнем операционном уровне.

В программно-целевом планировании (когда цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ) дерево целей выступает как схема, показывающая разделение общих целей логистического плана на подцели различных уровней.

Представление целей начинается с верхнего уровня логистической организации, дальше они последовательно разукрупняются. Основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, т. е. так, чтобы объединение подцелей полностью определяло исходную цель.

II. Методы, использующие специальные компьютерные программы

Применение компьютерных методов, помогающих специалистам принимать решения, позволяет:

Принимать быстрые и качественные решения в области управления материальными потоками;

Готовить опытных специалистов за относительно короткий промежуток времени;

Сохранять ноу-хау компании, так как персона, пользующаяся данной системой, не может вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в данных программах;

Использовать опыт и знания высококвалифицированных специалистов на непрестижных, опасных, скучных и прочих местах.

К недостаткам компьютерных систем следует отнести ограниченную возможность использования «здравого смысла». Логистические процессы включают в себя множество операций с разнообразными грузами. Учесть все их особенности в компьютерной программе невозможно. Поэтому для того, чтобы при складировании не поставить коробку массой 100 кг на коробку массой 5 кг, «здравым смыслом» должен обладать пользователь данной программы.


Логистика – новое направление в организации движения грузов. /1/.

Логистика - процесс управления и хранения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции в хозяйственном обороте фирмы с момента уплаты денег поставщикам, до момента получения денег за доставку готовой продукции /2/.

Логистика – управление материальными потоками в сфере производства и обращения /3/.


  1. В чем заключается основная цель логистической системы?
Цель деятельности в области логистики определяется «шестью правилами логистики»: необходимо произвезти и доставить груз – нужный товар, в нужном количестве и качестве, в необходимое место и время с минимальными затратами /1/.

  1. Груз – нужный товар

  2. Груз в необходимом количестве

  3. Груз необходимого качества

  4. Груз в нужное место

  5. Груз в нужное место

  6. Груз с минимальными затратами
Для достижения поставленных целей формируется логистическая система. Цель считается достигнутой, если шесть правил выполнены.

  1. Когда возникла интегрированная логистика?

Четвертый этап: 90-е годы. Интеграция – формирование единой интегрированной логистической системы от источника сырья до конечного потребителя.


  1. С именами каких ученых связано происхождение термина "Логистика»
А.А.Джомени, Лейбниц, Павелек, Мате, Тиксье, Конверс, Дракер, Портер, Сток, Бенсон, Уайтхэд.

  1. Что является объектом исследования Логистики?

Объектом изучения логистики являются параллельно протекающие материальные, информационные и финансовые потоковые процессы /1


  1. Что из перечисленного ниже является логистической операцией

Логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материальных и /или информационных потоков и их перемещение

7. Какие существуют виды материальных потоков?


  • по отношению к логистической системе – внутренние, внешние, входные, выходные;

  • по натурально вещественному составу – одноассортиментные, многоассортиментные;

  • по количеству груза – массовые, крупные, мелкие;

  • по удельному весу – тяжеловесные, легковесные;

  • по степени совместимости совместимые, несовместимые;

  • по консистенции груза – насыпные, навалочные, наливные, тарно-штучные

8. В каких единицах измеряется М.П.?
Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (тонны, штуки, килограммы), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год)

9. Что такое логистический канал?
Логистический канал – частично упорядоченное множество различных посредников осуществляющих доведение материального потока от производителя к потребителю
10. Что такое логистическая цепь?
Логистическая цель – линейно упорядоченное множество участков логистического процесса осуществляющих доведение материального потока от одной логистической системы к другой /1/.
11. Что такое математическая модель?
Процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого материального объекта. В логистике применяют 2 вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.

12. Что является методологической основой логистики?
Современная теория логистики базируется на четырех науковедческих дисциплинах: системный анализ, кибернетический подход, исследование операций, прогностика
13. Какие операции относятся к закупочной логистике?
1 Исследование рынка закупок

2 Анализ цен приобретаемых товаров

3 Выбор поставщика

4 Установление рациональных хозяйственных связей с поставщиком

5 Определение потребностей в предметах МТС, обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них

6 Организация способа поставок закупаемых материалов

7 Организация хранения материалов

8 Обеспечение качества поставляемого сырья


14. Какие виды систем организации снабжения Вы знаете?

  • макрологистические системы – крупные системы управления материальными потоками на уровне региона, отрасли, страны или нескольких стран. Звеньями этих систем являются отдельные предприятия, формирующие материальные потоки. В рамках макрологистических систем выделяются: логистические системы с прямыми связями (без посредников), эшелонированные логистические системы (с посредниками), смешанные;

  • микрологистические системы – система управления материальными потоками на уровне предприятия. Элементами этих систем являются, как правило: подсистема закупок, склады, транспорт, подсистема планирования запасов сырья и материалов, подсистема информации, подсистема кадры, подсистема сбыта, подсистема обслуживание производства.

15. "Канбан" в переводе означает…Карта

16. Что собой представляет логистическая система "канбан"

Тянущие системы – системы организации производства, в которых детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. К тянущим системам относят систему Канбан (карточка заказа) которая разработана фирмой «Тойота». Достоинства: быстро и эффективно реагирует на изменение спроса и не требует тотальной компьютеризации, однако требует высокой дисциплины поставок.
Реализация «тянущихся» микро-логистических систем. Организация непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и не требующий страховых запасов. Производитель не имеет общего жёсткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа. Средством передачи информации являются карточки: отбора и производственного заказа.
17. Что собой представляет концепция МРП

Толкающая система – система организации производства, в которой материальный поток «выталкивается» получателю по команде из центральной системы управления. Материальный поток, который поступает на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего не заказывается. Переполненный предыдущий участок «проталкивает» часть продукции на последующий участок как бы под напором. Данная система требует тотальной компьютеризации производства. Наиболее распространенная система толкающего типа называется МРП (МRP). Ее функции: планирование потребности в материалах; прогнозирование уровня потребности с учетом рыночной конъюнктуры; контроль скорости оборачиваемости материалов. К недостаткам НРП относится недостаточно точное отслеживание спроса и обязательное наличие страховочного запаса.
18. Что собой представляет система ДРП
Система базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система работает в условиях неопределённости спроса. Планируют и регулируют уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников. Имеется система графиков которые координируют весь процесс поставок и пополнения запасов ГП.

19. Какой вид транспорта является самым дешевым

морской
20. Какие виды тарифов использует авто - транспорт
Автомобильный транспорт использует следующие виды тарифов: сдельные, на условиях платных автотоннах часов, за повременное пользование грузовыми авто, из покилометрового расчет, за перегон подвижного состава, договорные /5/.

На размер тарифной платы влияют расстояние перевозки, масса груза, объемный вес груза, вид подвижного состава (за специальный транспорт – дороже).

Базовым является универсальное автотранспортное средство грузоподъемностью 23т с объемом кузова 68-72 куб. Использование любого автотранспортного средства идет с надбавок. Особенно дорого использование

21. Какие виды тарифов использует Ж/Д транспорт
Железнодорожные тарифы подразделяются по видам и формам построения

По видам тарифы подразделяются на общие, исключительные, местные, льготные.

По форме построения грузовые тарифы подразделяются на табличные и схемные.
Все ныне действующие в России железнодорожные тарифы опубликованы в Прейскуранте 10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки». При международных перевозках используется Международный транзитный тариф (МТТ), являющийся приложением к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС). Участники СМГС – Россия, страны СНГ, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния
22. Какие операции относятся к распределительной логистике?

23. Что такое гарантийный запас?


  • гарантийные (страховые) – для непрерывного снабжения (при нормальных условиях работы фирмы эти запасы неприкосновенны).

24. Какие издержки служат критерием оптимизации запасов?
Критерием оптимизации запасов является минимум совокупных издержек:

- издержек хранения товаров (Затраты на складское хранение, платежи за аренду, текущие затраты, страховые и налоговые издержки)

- издержки выполнения заказа (оформление заказа, оформление договора о поставке, транспортные издержки)
25. Какие издержки относятся к издержкам хранения запасов?
Затраты на складское хранение, платежи за аренду склада, текущие затраты, страховые и налоговые издержки, потери от разрушения и порчи.
26. Какие издержки относятся к издержкам выполнения заказа?

Оформление заказа, оформление договора о поставке, транспортные издержки, о коммуникации с поставщиками.

27. Что является регулирующими параметрами для системы с фиксируемым размером заказа?

В системе с фиксированным размером заказа контролируется уровень запаса, и если количество запасов падает ниже установленного уровня, выдается заказ на восполнение запасов. Заказывается всегда одно и то же количество.

Таким образом, фиксированными величинами в данной системе являются:


  • пороговый уровень (ПУ), при котором повторяется заказ;

  • заказываемое количество товара (Q отп)

28. Какие параметры являются регулирующими для системы с фиксированным интервалом времени между заказами?
В система с фиксированным интервалом времени между заказами запасы на восполнение возмещаются с заданным интервалом времени между заказами, а размер партии не постоянен и зависит от имеющегося остатка.

Через постоянные промежутки времени проводится проверка состояния запасов, если после предыдущей проверки было израсходовано некоторое количество материалов, то подается заказ на восполнение до максимального желаемого уровня.

29. Что такое система «Минимум – максимум»
Система «min-max» - ориентирована на работу при систематических сбоях поставки. Пополнение запасов идет в момент достижения ПУ (уровень min),а максимально желаемый запас выполняет роль уровня max, до которого пополняется запас. Размер заказа определяется следующим образом: если текущий запас Q больше уровня min, то пополнения не происходит; если Q меньше или равен min, то размер заказа определяется по формуле
30. Что собой представляет система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня
Эта система ориентирована на работу при значительных колебания потребления, заказы здесь производятся в установленные моменты времени и при достижении запасом порогового уровня.

Таким образом, запасы делятся на две категории:


  • плановые заказы, размер заказа определяется по формуле (7)

  • дополнительные заказы, раз мер заказа в этом случае рассчитывается по формуле

31. Виды Информационных систем .
Логистические информационные системы делятся на три группы: плановые, диспозитивные (диспетчерские), исполнительные (оперативные).

Плановые системы - создается на административном уровне управления и служат для принятие решений стратегического характера. С помощью этих систем решают следующее задачи:


  • создания и оптимизация звеньев логистической цепи;

  • управление условно – постоянными данными;

  • планирование производства;

  • общее управление запасами.
Диспозитивные системы создается на уровне управления цехом или складом. Решаемые задачи:

  • детальное управление запасами (местами складирования);

  • распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом;

  • отбор грузов по заказам, их комплектация, учет отправляемых грузов.
Исполнительные системы создается на уровне оперативного управления, обработка информации в этих системах осуществляется в режиме реального масштаба времени. Этот режим позволяет получать информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать управляющие воздействия на объект управления.

32. Код EAN - 13
EAN-13 (UPS) – применяется для кодирования товаров произведенных в Европе, а код UPS – в Канаде, США. Код EAN-13 получил широкое распределения в сфере обращения товаров народного потребления.

На этапе запуска в производство товару присваивается 13-значный цифровой код. Каждой цифре кода соответствует определенный набор штрихов пробелов. Первые три или две цифры обозначают код страны, принято называть эту часть кода флагом. Следующие четыре цифры – индекс предприятия - изготовителя товара.

Следующие пять цифр предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции по собственному усмотрению.

Таким образом, первые двенадцать цифр штрихового кода EAN-13 идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.

Тринадцатая цифра представляет собой контрольную цифру, рассчитываемую по специальному алгоритму на основе 12 предшествующих.
33. Оптимальный уровень обслуживания в системе логистического сервиса фирмы.
70%

34. Какие операции относятся к оказанию сервисных логистических услуг.

Виды работ в области логистического сервиса.

1 Предпродажные:


  • Определение политики фирмы в сфере оказания услуг,

  • Планирования услуг.
2 Работы в процессе продажи товаров :

  • исполнение заказов (подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц),

  • обеспечение надежности поставки,

  • предоставление информации о прохождении груза.
3 Послепродажные услуги

  • гарантийное обслуживание,

  • обязательства по рекламации,

  • обмен.
страница 1

Логистика - это теория и практика управления материальными и связанными с ними информационными потоками. Или другими словами, логистика - это наука об организации процесса продвижения услуг и товаров от поставщика к потребителю. Логистика зародилась в военном деле и впервые была упомянута в трактате по военному искусству византийского императора Льва VI. В русский язык термин логистика ввёл военный специалист Антуан Жомини в XIX веке.

Цель логистики - оптимизации планирования, управления и контроля движения информационных, финансовых и материальных ресурсов. Цель логистики, обеспечить потребителя продукцией вовремя при выгодных общей рентабельности условиях.

Обычно цель логистики связывают с выполнением так называемых «6 правил логистики»:

  1. Груз - только нужный;
  2. Качество - высокого уровня;
  3. Количество - в необходимом количестве;
  4. Время доставки - точное;
  5. Место - в нужное место;
  6. Расходы - с минимальными расходами.

Цель логистики считается выполненной, если все эти правила будут соблюдены.

Задачи и функции логистики

Для достижения цели необходимо решать разные задачи логистики, которые в свою очередь разделяют на 3 группы, в зависимости от степени их значимости. Задачи логистики принято делить на глобальные, общие и локальные (частичные).

К глобальным задачам логистики относятся:

  • Моделирование логистических систем и условий их надёжного функционирования;
  • Достижения максимального эффекта функционирования логистических систем с минимальными затратами.

Глобальные задачи регулируются постановкой и решением общих задач:

  • Разработка и усовершенствования способов управления материальными потоками;
  • Стандартизация требованию к качеству услуг и операций в логистике;
  • Сквозной контроль над процессами в логистических системах;
  • Прогнозирование объёма перевозок, запасов и производства;
  • Рациональное формирование хозяйственных связей;
  • Формирование текущих логистических целей и параметров функционирования системы логистики;
  • Оптимизация технологической и технической структуры транспортно-складских комплексов.
  • Выявление центров возникновения потерь времени, а так же денежных, материальных и трудовых ресурсов;
  • Определение технологии и стратегии перемещения материальных ресурсов и готовой продукции;
  • Формирование хозяйственных связей;
  • Выявления дисбаланса между потребностями производства и возможностями материально технического обеспечения, а так же дисбаланса в цепях при сбыте и возможностями логистической системы.

Локальные задачи в свою очередь динамичны и разнообразны:

  • Сокращение времени перевозок;
  • Оптимизация всех видов запасов на всех этапах;
  • Рациональное распределение транспортных средств;
  • Сокращение времени хранения продукции;
  • Быстрая реакция на требования потребителей;
  • Повышение готовности к поставкам;
  • Гарантия качественного послегарантийного обслуживания;
  • Поддержка постоянной готовности к приёму, обработке и выдачи информации;
  • Снижение расходов во всех звеньев цепочки в логистике повышения готовности к поставкам.

В логистике принято выделять 3 основные функции:

  1. Интегрирующая. Формирование процесса товародвижения как единой целостной системы. Эта функция обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки с ориентацией их на рынок. Данная функция обеспечивает согласование интересов всех посредников в системе.
  2. Организующая. Обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения. Между поставщиками и производителями устанавливаются хозяйственные связи, основой которых выступает разделение труда по стадиям товародвижения.
  3. Управляющая. Поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах. Данная функция направлена на экономию ресурсов, сокращению затрат живого труда на стыках стадий товародвижения.

В зависимости от выполняемых задач и функций, логистика подразделяется на макрологистику, микрологистику и мезологистику.

  • Макрологистика - область, в которой решаются проблемы анализа рынка поставщиков и потребителей, выбора вида транспорта, определение пункта доставки и отгрузки готовой продукции, сырья и материалов, выбора принципа размещения складских помещений.
  • Микрологистика - определяет локальные вопросы в пределах отдельных элементов системы.
  • Мезологистика - интеграция нескольких логистических систем в одну.

Концепция и принципы логистики

Концепция - система взглядов, то или иное понимание процессов и явлений. Значит концепция логистики - это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путём рационализации управления материальными потоками. Концептуальные принципы логистики - это обобщенные опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений экспертов. Основные принципы логистики позволяют запросто возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды. При формировании логистических систем могут быть допущены ошибки лишь потому что не были вскрыты преимущества и недостатки отдельных принципов логистики.

Принцип системности. Предлагает исследование логистического объекта с двух сторон, как единого целого и как часть более крупной системы, в которой этот объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Этот принцип охватывает все стороны предмета и объекта в пространстве и времени.

Принцип рациональности. Выбор управленческих решений, являющихся оптимальными по комплексу показателей. Благодаря таким решениям осуществляется рациональное достижение поставленных целей.

Принцип интеграции. Интеграция - это объединение в целое, каких либо свойств или частей. Данный принцип направлен на изменение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Такие свойства появляются в результате совмещения элементов дл целого и совмещения функций во времени и пространстве. Логистическая система обладает особыми свойствами, которые позволяют получить эффект смещения действий (синергический). Синергический эффект - сумма действий элементов выше, чем, если бы они действовали независимо.

Принцип эмерджентности (целостности). Система должна сначала рассматриваться на макроуровне, а затем на микроуровне. Так как чем крупнее система, тем выше вероятность того, что свойства целого сильно отличаются от свойств частей. Это свойство логистической системы выполнять свою целевую функцию, возможностью системы в целом, а не отдельными её частями.

Принцип формальности. Получение качественных и количественных характеристик функционирования логистической системы.

Принцип иерархии. Переход от низкого уровня к высшему и порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящих по старого определенным ступеням (иерархическая лестница). Это такой тип отношений многоуровневой системы, который характеризуется организованностью и упорядоченностью отдельными уровнями этой системы.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИСТИКЕ

1) ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ

Понятие логистики.

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.

Существует несколько десятков определений понятия логистики как экономической деятельности. Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:

Доведения сырья и материалов до производственного предприятия;

Внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;

Доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями;

Передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукцией в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.

Логистика изучает не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Основными вопросами, которыми занимается логистика, являются:

1) управление снабжением предприятия сырьем и расходными материалами (сюда входит решение таких задач, как выбор поставщика, расчет оптимального объема, структуры и ритмичности поставки, оценка эффективности работы поставщика);

2) планирование, контроль, управление транспортировкой и складированием (на этом этапе решаются задачи выбора перевозчика, формы собственности складских помещений, организации приемки товара и проверки его качества);

3) внутризаводская переработка сырья, материалов и полуфабрикатов;

4) доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего (поддержание необходимого ассортиментного перечня товаров, своевременная обработка заказов покупателей, поиск новых форм и методов сбыта, анализ торговой деятельности);

5) передача, хранение и обработка соответствующей информации.

Наука координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт.

Цели логистики.

Цель логистики – создание возможности для улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия, направленной на снижение уровня общих затрат и получение максимальной прибыли. Цель логистики считается достигнутой, если нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место. Цель логистики достигается путем исключения операций организационного и функционального характера, не создающих добавочную ценность для потребителя. Иными словами, все то, что не приносит пользу потребителю и, соответственно, дохода предприятию, является излишним.

Задачи логистики.

Задачи, решаемые в логистике, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи, решаемые в логистике

Глобальные задачи

Общие задачи

Частные задачи

1.Достижение максимального эффекта функционирования логистической системы с минимальными затратами

1.Создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков

1.Снижение уровня страховых запасов

2.Разработка способов управления движением товаров

2.Сокращение времени хранения продукции в запасах

2.Моделирование логистической системы и условий их надежного функционирования

3.Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров

3.Сокращение времени перевозки

4.Разработка системы учета и анализа логистических издержек

4.Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории

5.Внедрение системы качества на предприятии

5.Поиски, выбор поставщиков

6.Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д.

6.Организация приемки, разгрузки, складирования материальных ресурсов

7.Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями

7.Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей

8.Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей

8.Выбор места расположения торговой точки

9.Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов

9.Кратковременное увеличение мощности логистической системы

10.Внедрение систем управления движением материальных потоков, планирования потребности в материалах

10.Устранение непроизводительных участков

11.Планирование мощности логистической цепи

11.Оформление заказов

12.Контроль материальных потоков

12.Выбор типа торгового посредника

13.Координация деятельности различных подразделений предприятий

13.Выбор вида транспорта для перевозки грузов

14.Внешняя и внутренняя интеграция

14.Выбор маршрута перевозки

15. Разработка логистической стратегии

15.Оформление внешнеторговой сделки

Принципы логистики.

1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются оптимальными по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти лучшее решение из всех возможных. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т.е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей.

2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия, и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных подразделений, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Эмерджентность (целостность) – свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

3. Принцип системности. Предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов, реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах. Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням и переход от низшего к высшему уровню. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы, на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом.

5. Принцип интеграции. Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект. Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов, действующих независимо, т.е. усиливающая связь элементов системы.

6. Принцип формализации. Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

2) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ

Широкое проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками. Компьютер стал повседневным элементом оргтехники для работников самых разнообразных специальностей. Программное обеспечение компьютеров дает возможность на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность микропроцессорной техники позволяет с системных позиций подходить к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса.

Совершенствование количественных показателей микропроцессорной техники, таких, как быстродействие процессора, объем памяти, простота общения с компьютером, стоимость вычислительной техники и другие, обеспечило качественную возможность интеграции различных участников в единую систему. При этом следует иметь в виду, что каждый из этих участников оперирует большими объемами информации.

В плановых и, частично, в диспозитивных информационных системах обработка логистической информации осуществляется в вычислительных центрах или в отделах на рабочих местах специалистов. Совокупность решаемых здесь задач зависит от роли участника в общем логистической процессе.

В исполнительных информационных системах осуществляется оперативное управление материальными потоками. Для этих систем особенно важно фиксировать и обрабатывать информацию в темпе прохождения материального потока. Решение возникающих при этом задач зачастую возможно лишь при условии применения современной техники и технологии сбора, обработки и передачи информации в режиме реального масштаба времени.

Особым элементом информационных технологий, применяемых в логистике, является штриховое кодирование продукции.

Штриховой код – код, присваиваемый каждой конкретной единице товара, который характеризуется ценой, размером, массой, цветом, качеством, идентифицируется путем присвоения ей штрихового кода.

В международной торговле штриховое кодирование уже давно стало нормой. Штрихкод EAN – это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. При этом самый узкий штрих или пробел принимается за единицу толщины – модуль. Другие штрихи и пробелы составляют два или три модуля, т. е. две или три толщины самого узкого штриха или пробела.

Каждая цифра представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов. В начале и конце штрихкода находятся краевые удлиненные штрихи, которые указывают на начало и на конец считывания кода, а в центре – центральные удлиненные штрихи, облегчающие визуальную проверку полноты записи кода.

13-разрядный код товара включает в себя код страны, код самого товара, контрольное число. Код страны выдается ассоциацией EAN централизованно (например, Китай - 690, Польша - 590). Следующие пять цифр, т. е. код изготовителя, присваивает национальный орган страны централизованно конкретному предприятию-изготовителю. Следующие пять цифр кода присваивает предприятие-изготовитель товара самостоятельно.

Последняя цифра-разряд представляет собой контрольное число, которое предназначено для проверки правильности считывания штрихового кода сканером.

8-разрядный код предназначен для товаров небольших размеров. Он состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.

Правила размещения штрихкодов на упаковках и этикетках:

1) каждый товар должен иметь только один код;

2) код должен находиться на задней стороне упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краев;

3) штрихкод должен быть темного цвета, так как сканер цветов не различает, и печататься должен на светлом фоне.

Преимущества применения штрихового кодирования:

1) присутствие штрихкода позволяет определить страну-импортера, фирму-изготовителя, а также конкретный номер товара, что дает возможность по необходимости предъявить претензию производителю;

2) применение системы штрихового кодирования позволяет отказаться от многочисленных бумажных документов, отражающих такую информацию, как производство продукции, ее технические характеристики, сбор заказов покупателей, учет поступления товара, его комплектование;

3) учет и контроль сбыта товара;

4) контроль товара на складе магазина;

5) способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивает спрос на него. В ряде развитых стран отсутствие штриховых кодов делает реализацию продукции практически невозможной, так как у производителя его не могут принять;

6) использование штриховых кодов дает возможность организовать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с предприятия-изготовителя и кончая складом магазина, а также осуществлять электронный обмен данными о товарах между торговыми партнерами, что ускоряет движение товаров к потребителю.

Нанесение штрихового кода не увеличивает ни время, затрачиваемое на производство товара, ни его стоимость.

Существуют разные технологии печати штрихового кода, в том числе, мастерфильмы (фотопленочные шаблоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и др.

На складе получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода при помощи специального устройства. "Это может быть контактный сканер-карандаш, портативный лазерный сканер или стационарное сканирующее устройство. Количество товаров, в разрезе товарных кодов, запоминается переносным устройством сбора данных. "Затем эта информация перегружается в складскую ЭВМ, где сверяется с данными о партии, поступившими на гибком магнитном диске или по сети электронной связи.

При продаже товара в магазине кассир считывает штриховой код с выбранного покупателем изделия. Около двух секунд уходит па сканирование товара и идентификацию его товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав в памяти цену и другие необходимые реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чек.

В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом, система перманентно обеспечивает не только суммовой, но и количественный учет товаров, что невозможно организовать без кодирования товаров.

Количественный учет реализации товара используется для своевременного пополнения торгового ассортимента. Автоматически составленный и переданный по сети электронной связи заказ на завоз товаров в магазин или подачу их в торговый зал учитывает складывающийся спрос по каждой товарной позиции.

Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные преимущества.

На производстве:

Создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;

Сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок.

В складском хозяйстве:

Автоматизация учета и контроля за движением материального потока;

Автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;

Сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком.

В торговле:

Создание единой системы учета материального потока;

Автоматизация заказа и инвентаризации товаров;

Сокращение времени обслуживания покупателей.

Единый стандарт маркировки грузовых пакетов.

Этикетка EAN для грузового пакета может содержать различную информацию. Однако ее основное назначение – нести на себе машиночитаемый код, позволяющий идентифицировать данную грузовую единицу. Этот штриховой код располагают в части А (нижней части этикетки). Формируется код в соответствии с символикой UCC/EAN-128. Этот тип кода позволяет объединить в одном штриховом коде информацию о товаре (то есть код EAN-13 содержащегося в грузовом пакете товара), информацию о сроках хранения, а также информацию, позволяющую однозначно идентифицировать данную грузовую единицу.

В зоне В (средней зоне) этикетки размещают данные о грузе в форме цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную.

Информация, располагаемая в зоне С (верхней зоне), определяется по усмотрению грузоотправителя. Здесь, например, может размещаться полное или сокращенное название фирмы или другие данные в виде цифр, рисунка или текста. Размеры стандартной этикетки 148 мм х 210 мм.

Для того, чтобы в процессе грузопереработки этикетка была постоянно видна оператору, ее наносят на все четыре боковые стороны пакета. При этом середина кода грузового пакета (основная часть кода) должна находиться на расстоянии 450 мм (±50 мм) от несущей поверхности, на которой уложен грузовой пакет, например, от поверхности полки стеллажа.

Использование кода UCC/EAN-128 обеспечивает эффективное управление и контроль за логистическими процессами не только за счет идентификации грузовых пакетов, но и за счет возможности применения систем электронного обмена данными (EDI) на основе стандарта EANCOM.

Преимущества применения этикетки EAN:

Обеспечивается однозначная и простая идентификация поддона, во многом схожая с идентификацией потребительской упаковки кодом EAN-13. Серийный код транспортной упаковки (UCC/EAN-128) является своеобразным ключом, обеспечивающим доступ к информации, хранящейся в компьютере;

Этикетка, нанесенная первоначально поставщиком поддона, может использоваться всеми без исключения участниками цепи «производитель – потребитель»;

Значительно облегчается процесс коммуникации между партнерами;

Сканирование штриховых кодов обеспечивает быстрый и правильный ввод информации;

Неоднократно снижается время обработки грузов на всех этапах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.– 121 с.

    Алесинская Т.В., Дейнека Л.Н., Проклин А.Н., Фоменко Л.В., Татарова А.В. и др. Менеджмент организации. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 304 с.

    Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 228 с.

    Дегтяренко В. П. Основы логистики и маркетинга. – М.: Гардарика, 1996. – 425 с.

    Логистика: Учеб. пособие. / Под ред. Б. А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1997.– 276 с.

    Сербин В.Д. Основые логистики: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.– 68 с.

Т.в. (т.в с.) - одна из главных целей логистики (см. [Л 43]).  

Взаимодействие двух отмеченных выше принципов калькуляции издержек и прибыли в части, связанной с логистикой, привело к необходимости с четкой последовательностью разработать наиболее экономичную для фирм схему товародвижения. В первую очередь определяются цели логистики и альтернативы их реализации. Затем намечаются функции, выполнение которых должно привести к достижению поставленных целей, и исчисляются связанные с ними затраты для каждого альтернативного варианта. На заключительной фазе разработки логистической схемы, исходя из критерия сравнительной эффективности таких вариантов, производится выбор наиболее приемлемого из них.  


Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики 1990-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли . Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики - процесс непрерывный и динамичный.  

Две противостоящие цели логистики - высокая готовность к поставке и низкие затраты на складирование - при разделении их на целевые функции и параллельные ограничения могут быть сформулированы в виде двух возможных сочетаний  

Цель логистики заключается в том, чтобы нужные товары имелись в нужном месте, в нужном количестве, в нужный момент. В экономике логистику считают искусством управления материалопотоком, т.е. потоком продукции от источника до потребителя. Естественно, проходя этот путь, материалопоток испытывает воздействие различных организаций, фирм, посредников, связанных с распределением продукции , снабжением, транспортом, запасами, складским хозяйством.  

Какова цель логистики как научного направления

Главной целью логистики является доставка продукции соответствующего качества и соответствующего количества точно в срок, при относительных минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработку и передачу информации.  

Необходимо подчеркнуть, что главная цель логистики является выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель логистики конкретизируется подцелями. Вот важнейшие из них.  

Что является главной целью логистики  

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяют на три группы.  

Итоговые результаты Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды. Проекты систем, отвечающие целям логистики нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества , в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.  

В области закупок целью логистики является  

Цель логистики считается достигнутой, если выполнены перечисленные выше правила, т. е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.  

Основная цель логистики заключается в доставке требуемого ресурса от поставщика (источника) к потребителю по наиболее эффективному из возможных вариантов (нужный ресурс в необходимом количестве требуемого качества в нужное время с минимальными затратами максимально возможному количеству потребителей).  

Что является целью логистики  

Рассмотренные отечественные и зарубежные системы управления материальными потоками объединяет одно качество - они решают внутрипроизводственные задачи управления товародвижением и являются микрологистическими системами . В то же время каждая из них нацелена на выполнение главным образом одной из целей логистики и потому является локальной, узконаправленной системой.  

Целью логистики запасов является обеспечение снабжения потребителей разных уровней требуемыми материальными ценностями в определенном количестве и установленного качества, причем это должно происходить в виде непрерывного процесса.  

Целью логистики является организация в пространстве и во времени материальных потоков с минимальной затратой ресурсов, которая обеспечит максимальное удовлетворение запросов потребителей. Основными задачами логистики являются организация материальных потоков предприятия оптимизация загрузки производственных мощностей оптимизация затрат на производство и реализацию изготовленной продукции экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков . Чтобы выполнить цели и задачи логистики в рамках предприятия, строят логистические системы.  

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).  

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы глобальные и частные (локальные) задачи.  

Каковы цели логистики как научного направления и что подразумевает под собой научная основа логистики  

В чем главная цель логистики и как она интегрируется в стратегические цели хозяйственной организации  

Целью логистики складирования является организация эффективной системы складирования.  

Четвертая цель логистики состоит в том, чтобы достичь укрупнения объемов перевозки. Транспортные расходы - это объединенная крупная статья расходов логистики, представляющая почти 58% от общих затрат . В целом, транспортные расходы возрастают в зависимости от расстояния, размера партии и подверженности товара повреждениям. Транспортные расходы на единицу веса уменьшаются по мере увеличения размера партии на длинных пробегах. Многие системы логистики спроектированы под использование высокоскоростного, надежного транспортного средства для того, чтобы достичь высококлассного обслуживания, правда, при огромных затратах. Максимальное укрупнение объемов перевозки может помочь снизить транспортные расходы . Укрупнение может быть достигнуто посредством объединения мелких партий в одну большую, предназначенную для длинного пробега (т. е. на длинную дистанцию). Партия товара , отправленная на длинную дистанцию, затем разбивается для доставки товара каждому отдельному заказчику. Хотя всегда существуют затраты на местное распространение, все равно наблюдается значительная экономия средств при объединенной перевозке на длительные дистанции. Максимальное укрупнение требует сотрудничества для того, чтобы сгруппировать малые партии товара . Такое сотрудничество должно вписываться в рамки общей цепочки ценности.  

Пятая цель логистики состоит в том, чтобы стремиться к постоянному улучшению качества. Управление качеством - это главный элемент во всех отраслях производства. Дефектный товар или плохое обслуживание снижает возможности получения дополнительной прибыли. Как только товар приблизился к конечному потребителю , расходы логистики на хранение и транспортировку не могут быть покрыты, если товар непригоден. В действительности, если качество продукта или услуги снижается как до, так и во время логистических операций, то  

Последней целью логистики является поддержка товара на протяжении всего жизненного цикла . Некоторые товары продаются без какой-либо гарантии того, что продукт будет действовать, как сказано в рекламе, в течение конкретного временного периода. В действительности некоторые товары, такие как, например, копировальное оборудование, приносят большую часть прибыли в послепродажный период, в ходе технического обслуживания и обеспечения запчастями и расходными материалами. Значение поддержки в течение жизненного цикла варьируется в прямой зависимости от потребителей и товаров. Для фирм, продающих товары длительного пользования или промышленное оборудование, поддержка товара на протяжении жизненного цикла составляет обязательное требование, а также одну из крупных статей расходов логистики. Способность систем логистики поддерживать продукт на протяжении его жизненного цикла должна быть тщательно спроектирована. Как было отмечено ранее, возвратная логистика , учитывая растущее внимание к заботе об окружающей среде во всем мире, требует способности к переработке вторсырья и упаковочных материалов.  

В этой связи в рамках координационных функций логистики на комбинате выделилось еще одно из ее направлений - оперативное планирование , продиктованное стремление сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия . Суть его состоит в том. что на основании прогноза спроса , корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции , который в итоге и определяет планирование производства , разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.  

Задачами планирования являются также поиск путей (стратегий), ведущих к намеченным целям, и определение объема средств, на которые необходимо при этом рассчитывать. Комплекс планов (план по обороту, план по рекламе,