«Хаски» – российская субмарина пятого поколения. Что представляет собой российская подлодка пятого поколения «Хаски»? Перспективные апл 5 го поколения хаски

В настоящее время российская судостроительная промышленность занимается рядом проектов, направленных на развитие подводных сил военно-морского флота. Ведется строительство нескольких подлодок новых типов, а кроме того, разрабатываются перспективные проекты подобной техники, а также создаются новые технологии, которые в будущем будут использоваться в очередных проектах. Недавно стали известны некоторые подробности последних проектов в области строительства подводных лодок.

6 сентября РИА опубликовало интервью с вице-президентом Объединенной судостроительной корпорации Игорем Пономаревым. В преддверии военно-технического форума «Армия-2016» руководитель ОСК раскрыл некоторые подробности текущих работ, а также рассказал о планах, касающихся грядущей выставки. Наибольший интерес при этом представляют новости о существующих и перспективных разработках в сфере подводных лодок. В настоящее время предприятиями ОСК осуществляется разработка нескольких новых проектов, которые в будущем помогут обновить боевой состав подводных сил.

Одной из важнейших программ последнего времени является создание воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для перспективных неатомных подлодок. Журналист РИА Новости задал вопрос о ходе текущих испытаний новой ВНЭУ на морском стенде, а также о сроках изготовления первой серийной системы этого класса. И. Пономарев рассказал, что испытания воздухонезависимой энергетической установки продолжаются в соответствии с графиком, утвержденным министерством обороны. После всех испытаний ВНЭУ своевременно будет представлена заказчику. Какой именно корабль получит новое оснащение первым – пока неизвестно. Подобное решение будет приниматься заказчиком в лице военного ведомства.

Первым носителем новой ВНЭУ, согласно предыдущим сообщениям, должна будет стать перспективная неатомная подводная лодка проекта, известного под шифром «Калина». По словам вице-президента ОСК, пока основные вопросы в контексте проекта «Калина» не решены. Решение о начале строительства головной лодки этого типа зависит от хода проектных работ и некоторых других факторов. В частности, большое влияние на программу оказывает разработка воздухонезависимой энергоустановки.

После завершения работ по техническому проекту, создаваемому специалистами ЦКБ «Рубин», а также после строительства опытного образца ВНЭУ промышленность в лице Объединенной судостроительной корпорации и министерство обороны смогут приступить к решению новых вопросов. На этой стадии будут обсуждаться условия контракта на строительство подлодок, в частности, потребуется определить завод, которому предстоит стать основным строителем новой техники. Тем не менее, все эти работы смогут начаться только после утверждения технического проекта.

Также в интервью для РИА Новости была затронута тема дальнейшего развития атомных подводных лодок различных классов. Наибольший интерес в этом контексте представляет перспективный проект с шифром «Хаски». И. Пономарев рассказал, что проект АПЛ «Хаски» в настоящее время находится на стадии формирования облика. Кроме того, около двух лет уйдет на создание эскизного проекта. После завершения текущего этапа разработки будет решаться вопрос о контракте на строительство подлодки. Какие-либо технические подробности нового проекта не оглашались.

Развитие атомных подводных лодок стратегического назначения пока идет по иному пути. Как рассказал руководитель ОСК, пока судостроительная промышленность не ведет работы по формированию облика перспективных подводных ракетоносцев. В настоящее время все силы в этой области брошены на улучшение существующего проекта 955 «Борей», относящегося к четвертому поколению. Три АПЛ этого типа уже переданы флоту. Ведется строительство еще четырех подводных крейсеров, относящихся к улучшенному проекту 955А «Борей-А».

Из всех тем, затронутых в недавней беседе прессы с представителем Объединенной судостроительной корпорации, наибольший интерес представляет разработка перспективной многоцелевой АПЛ типа «Хаски». Работы по этому проекту стартовали сравнительно недавно и, как показывают последние сообщения, еще находится на ранних стадиях. Таким образом, даже утечка каких-либо сведений о технической стороне проекта в его существующем виде вряд ли поможет определить окончательный облик.

Напомним, первые сообщения о возможной разработке перспективного проекта многоцелевой атомной подлодки пятого поколения появились в начале 2014 года. Тогда генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» Владимир Дорофеев огласил некоторые идеи, касающиеся перспективной техники. По его словам, основные отличия АПЛ пятого поколения от существующих субмарин будут заключаться не в повышенных технических характеристиках, а в возможности интеграции в единое информационно-управляющее пространство, обеспечивающее улучшенное взаимодействие с другими подлодками и кораблями. Тем не менее, тогда руководитель конструкторского бюро не рассказал о разработке реальных проектов с подобными возможностями.

Первые технические подробности проекта многоцелевой АПЛ пятого поколения стали известны только в декабре 2014 года. Заместитель гендиректора СПМБМ «Малахит» Николай Новоселов тогда рассказал прессе, что перспективная подлодка будет иметь двухкорпусную конструкцию и полное водоизмещение до 12 тыс. тонн. Интересно, что на тот момент проект разрабатывался «Малахитом» в инициативном порядке, поскольку министерство обороны еще не выдавало техническое задание. Кроме того, Н. Новоселов упомянул, что одной из задач новых проектов является унификация многоцелевых и стратегических подлодок по различному оборудованию. Некоторые наработки в этом направлении уже были реализованы к настоящему времени.

В марте прошлого года были оглашены новые взгляды на облик перспективной АПЛ. Так, В. Дорофеев высказал убеждение, что новая подлодка будет строиться по модульному принципу, а также получит возможность использования робототехники. Применение робототехнических систем должно иметь большой потенциал, поскольку подлодке требуется сохранять скрытность даже при совместной работе и информационном обмене с другими боевыми единицами флота.

Так же в марте 2015 года появились первые сообщения о возможном составе вооружений перспективной подлодки. Со ссылкой на неназванные источники в оборонной промышленности отечественные средства массовой информации писали, что основным ударным вооружением подлодок «Хаски» станут перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон». Кроме того, источник этой информации отметил, что ракеты нового типа уже вышли на испытания.

Примерно через год после этого появились новые сообщения о ходе проекта «Хаски». Отмечалось, что на тот момент работы находились на стадии формирования облика атомной подлодки. Военно-морской флот занимался разработкой технического задания, в соответствии с которым должно было вестись эскизное проектирование. На выполнение эскизного проекта разработчик в лице СПМБМ «Малахит» получил около двух лет. Результатом этих работ станет формирование точного облика корабля. При этом утверждалось, что создание полностью титанового прочного корпуса не планируется, хотя некоторые элементы из титана все же будут присутствовать в конструкции. Тип реактора, предлагаемого к использованию, будет определен позже.

В начале апреля интересные сведения относительно облика АПЛ «Хаски» огласил генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. По его словам, новая лодка по ряду ключевых элементов будет унифицирована, став стратегической и многоцелевой. Подобный подход применяется для достижения нескольких целей, в том числе для получения лучшего ценового предложения для военного ведомства. Также А. Рахманов рассказал о возможных сроках реализации проекта. Так, если ОСК сможет завершить разработку проекта подлодки четвертого поколения к 2017-18 годам, но к этому времени не начнется создание субмарины пятого поколения, то последнюю удастся выпустить не ранее 2030 года.

В конце июля этого года гендиректор СПМБМ «Малахит» уточнил возможный состав комплекса вооружений перспективной подлодки. По словам В. Дорофеева, новые АПЛ смогут нести или крылатые или баллистические ракеты, но одновременное оснащение корабля вооружением двух типов невозможно. Этому мешают массо-габаритные параметры вооружения.

По последним данным, в настоящее время ОСК и, в первую очередь, СПМБМ «Малахит» ведут разработку облика перспективной многоцелевой АПЛ пятого поколения. На этот этап работ понадобится около двух лет. После завершения эскизного проектирования будут решаться основные вопросы, связанные со строительством. Таким образом, головная подлодка нового типа сможет войти в строй не ранее начала следующего десятилетия. Какие преимущества даст подводным силам военно-морского флота появление перспективной АПЛ – пока говорить рано ввиду продолжения формирования ее облика. Тем не менее, уже сейчас ясно, что продолжающиеся работы по тем или иным проектам в области строительства подводных лодок в будущем будут полезны для безопасности страны.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://lenta.ru/
http://interfax.ru/
http://bastion-karpenko.ru/

Перспективные российские АПЛ «Хаски» возьмут ценой

Важным преимуществом перспективных российских многоцелевых АПЛ пятого поколения «Хаски», возможно, станет относительно низкая стоимость, считают эксперты. При этом цена лодок может соперничать с техническими характеристиками субмарин за звание основного преимущества. Уже сейчас выдвигаются предположения о том, что новые подлодки по стоимости окажутся существенно дешевле строящихся сейчас лодок проекта «Ясень-М ». Для ВМФ это особенно актуально, учитывая тот факт, что в составе флота новые субмарины должны будут заменить все многоцелевые лодки третьего поколения, включая субмарины проекта 949 «Антей » («городская» серия лодок, именно к ним относилась трагически погибшая подлодка К-141 «Курск ») и проекта 971 «Щука-Б », которые являются довольно многочисленными.

Информация о лодках проекта «Хаски » в настоящее время крайне ограничена. Известно, что работами над проектом многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения занимаются в СПМБМ «Малахит », информация об этом впервые появилась в российских СМИ еще в декабре 2014 года. Одновременно сообщалось, что разработка новой субмарины ведется в инициативном порядке, без техзадания со стороны Минобороны России . 17 июля 2015 года российские СМИ рассказывали о том, что новая лодка проектируется конструкторами «Малахита» на одной базовой платформе, но в двух вариантах: многоцелевая АПЛ, ориентированная на борьбу с подлодками противника и ПЛАРК, ориентированная на борьбу с вражескими авианосцами.

8 августа 2016 года появилась информация о том, что между Минобороны России и СПМБМ «Малахит» был заключен контракт на разработку перспективной подлодки. По всей видимости, речь идет об научно-исследовательских работах по выработке облика будущей атомной субмарины, а само техническое проектирование подлодки начнется лишь после 2020 года. Специалисты считают, что противолодочный вариант «Хаски» получит на вооружение противолодочные ракеты «Калибр », данная лодка, в первую очередь, будет предназначена для уничтожения стратегических лодок вероятного противника (АПЛ «Огайо » и «Вэнгард »). Второй вариант субмарины получит противокорабельные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон » и будет предназначен для уничтожения крупных надводных кораблей противника (авианосцев, УДК, десантных судов, ракетных крейсеров, эсминцев и др.).

Многоцелевая АПЛ проекта 885 «Ясень»

Недостаток информации о лодках проекта «Хаски» в настоящее время не является чем-то удивительным, учитывая тот факт, что НИР по проекту еще ведутся и пока до конца не определен даже внешний вид будущей субмарины. Лодка существует лишь в виде эскизов и рендеров, но о некоторых ее особенностях уже немного известно. К примеру, уже сообщалось о том, что лодки «Хаски» получат двухкорпусную конструкцию, подводное водоизмещение субмарин составит около 12 тысяч тонн (у «Ясеня» 13 800 тонн). По своим размерам перспективная лодка будет меньше строящихся сегодня субмарин 4-го поколения «Ясень-М».

Недавно опубликованные конструкторским бюро «Малахит» рендеры позволяют судить о том, как эти решения будут реализованы в конструкции новой подводной лодки. На представленных фотоматериалах видны пусковые установки, расположенные в средней и носовой частях лодки. В частности, видны 8 открытых крышек в средней части корпуса субмарины. По словам экспертов, здесь будет находиться 40-48 ракет, так как аналогичная конструкция пусковых контейнеров на многоцелевых АПЛ «Ясень» вмещает от 4 до 5 ракет в зависимости от их типа.

Еще одной ударной возможностью новых подлодок может стать использование различных беспилотных подводных аппаратов . В ряде источников даже появлялась информация о том, что лодки проекта «Хаски» будут нести на борту ядерную торпеду «Статус 6 ». А Олег Власов , являющийся руководителем отдела робототехники «Малахита», говорил о том, что новые лодки будут интегрированы с системами, работающими в воздушном пространстве, то есть подводные лодки получат возможность запуска БПЛА для ведения разведки и поиска целей. Также считается, что торпедные аппараты на перспективной лодке будут расположены в средней части корпуса, как это было сделано на подлодках проекта 885 «Ясень», в то время как в носовой части будет расположено различное гидроакустическое оборудование и пусковые установки для крылатых ракет.

Возможный внешний вид перспективных многоцелевых АПЛ проекта «Хаски»

Также в российских СМИ достаточно широко отмечается невероятно низкая акустическая заметность будущих лодок, в конструкции которых будут широко использоваться композитные материалы. В дополнении к этому предполагается, что на лодках проекта «Хаски» будут внедрены новейшие технологии, направленные на снижение акустической заметности и шумности. По словам Виктора Барсука , новые субмарины, как ожидается, будут в два раза тише лодок предыдущего поколения.

Кому-то появление новых подлодок проекта «Хаски» может показаться излишним, так как в стране развернуто строительство многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», однако прогресс и развитие технологий не стоят на месте. Добавление в арсенал подлодок гиперзвуковых крылатых ракет , интеграция робототехники, повышенный уровень автоматизации работ, существенное снижение шумности (в случае достижения заявленных значений) значительным образом повышают боевую эффективность лодок нового проекта.

Ранее стало известно о том, что при работе над многоцелевой АПЛ 5-го поколения «Хаски» использовался огромный опыт, накопленный при разработке лодок проектов 671, 971, 885 и их различных модификаций. А в марте 2018 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» завершило работы по созданию аванпроекта подлодки 5-го поколения «Хаски», после чего начался процесс обсуждения проекта с представителями ВМФ России . Как отмечал генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев, помимо технических характеристик, новый проект должен отличаться и экономической составляющей. «Наши корабли должны становиться не только мощнее, но и дешевле » – подчеркивал генеральный директор компании разработчика перспективной лодки.

Флот США будут топить из-под воды

В России всё-таки приняли решение доводить конструкцию убийц американских авианосцев.

Как уточнил Рахманов, в Морском бюро машиностроения «Малахит» уже завершили концептуальное проектирование АПЛ и занялись формированием нужных для исполнения техзадания тактико-технических характеристик.

Что известно о «Хаски»

Толком ничего, заявил Царьграду один из близких к военно-морской тематике специалистов, не раз дававший нашему порталу блестяще подтверждавшиеся анализы и прогнозы. Ясно, что это пятое поколение, ясно, что там будет новое оружие, скорее всего, «Цирконы» и что-то ещё. Но это пока и всё. Слухи о концепции, которая ещё не обрела надёжных контуров. А поскольку всё предельно засекречено – а как показало выступление президента Путина 1 марта с презентацией нового оружия, секреты у нас хранят лучше, чем Кощей сами знаете что, – то не исключена вероятность того, что и слухи служат лишь дополнительному задымлению истинной информации.

"Если рассуждать по логике, то понятно, что там должно быть, – пожал плечами собеседник Царьграда. – Но что реально там будет, трудно сказать".

Вообще, по его словам, «это интересная история». В том смысле, что «Хаски» станет первой настоящей постсоветской лодкой. Потому что даже те суперсовременные «Бореи», что спускаются ныне на воду и уже начали службу на флоте, так или иначе опираются на ещё советский задел. Оттуда они родом, из СССР , из советских конструкторских бюро, в которых, как теперь понятно, люди на полвека время опережали. А про них тогда анекдоты рассказывали и карикатуры рисовали, где НИИ и КБ изображались логовом бездельников, что чаи гоняли и за шмотками в рабочее время бегали…

Так вот, «Хаски» станет первой чисто постсоветской моделью . Полностью российской – хотя, по совести говоря, и тогда в облике СССР жила и трудилась всё та же тысячелетняя Россия , со всеми её недостатками и достоинствами.

И вот как её, будущую, описывают в прессе. В грамотной прессе, имеется в виду.

Один из резервов в борьбе за бесшумность – исключение звуков от движущихся механизмов. То есть по максимуму заменять то, что движется, совершает трение и шумит на что-то такое, что даёт тот же эффект при минимальном использовании механического движения. Поэтому в «Хаски» ожидается использование такого атомного реактора, у которого почти отсутствуют движущиеся механизмы, а тепло переносится жидким металлом. Этот реактор меньше по размерам, благодаря чему удаётся и в сам проект «Хаски» заложить существенно меньшие размеры, нежели в близкую по функционалу современную многоцелевую подлодку типа «Ясень».

Да, она будет меньше нынешних аналогов – у нас «Ясеня», у них – «Вирджинии »,

– подтвердил и собеседник Царьграда.

Далее считается, что «Хаски» должна стать первой подлодкой, построенной так, чтобы максимально рассеивать ответную волну гидролокаторов – наподобие того, как самолёты с использованием «стелс-технологий» минимально отражают излучение радиолокаторов, рассеивая его в пространстве. Лодка будет многоцелевой, универсальной. Действительно, вооружённой «Цирконами », противокорабельными ракетами, не отражаемыми на современном уровне развития технологий у противника. Ожидается также вооружение лодки подводной модификацией крылатой ракеты «Калибр-НК ». Кроме того, при помощи торпедных аппаратов можно будет стрелять двумя другими типами «Калибров» – противокорабельными и для ударов по сухопутным целям.

Туман, но красивый

В принципе, флотский эксперт Царьграда со всеми этими оценками согласен. Единственное, что ещё и ещё раз оговаривает, – пока это всё не официальные сведения и даже не рабочие эскизы. Точнее, эскизы, скорее всего, есть, но их мало кто видел, а кто видел – помалкивает. Но перевода эскиза в чертежи следует ждать не раньше, чем года через два – три.

Тогда, простите, у нас, у малознающей публики, возникает один вопрос: а это всё – не одна большая фантазия в одном большом тумане? Эта лодка точно будет? А то мы ведь знаем, с какими трудностями сталкивается модернизация и строительство именно флота. И как именно в морской составляющей гособоронпрограммы графики частенько сдвигаются вправо. Чаще – только в Роскосмосе . Но если без новых сведений о химическом составе лунного грунта мы как-нибудь проживём, то американский флот – вон, на пороге.

"Лодка точно будет, – хладнокровно заявил информированный собеседник. – Тут нет сомнений. Она нужна".

Кроме того, есть данные, что ею серьёзно занимается Крыловский государственный научный центр в Петербурге , основной у нас по исследованиям в области кораблестроения и корабельного проектирования. Именно он, как выразился специалист, «имеет отношение к её функционалу».

В конструкции «Хаски» будет много композита и композитных материалов , в том числе покрытие корпуса, носовые рули, кормовые стабилизаторы, ограждение рубки. И может быть, даже гребные винты. Всё это для того, чтобы снизить шумность. Подтверждается и то, что «Циркон» будет её основным комплексом. Собеседник Царьграда рассказал, что слышал, будто планируется противолодочный вариант «Хаски», вооружённый «Калибрами». «А вообще, по традиции малахитовской, лодка будет предельно набита оружием на единицу объёма – в 2 – 2,5 раза больше, чем у зарубежных аналогов», – уверенно предположил эксперт.

Водоизмещение будет, по предположениям, порядка 12 тысяч тонн минимальное. Но, скорее всего, больше, отметил он. Ясно, что это будет двухкорпусная конструкция, прочный и лёгкий корпус. Ради вящей малошумности ожидается водяной двигатель, то есть водомёт. «У нас на паре лодок такие водомёты стояли, и это значительно снижает шумность», – пояснил собеседник.

А что ещё, что-то более детальное – об этом сказать сегодня трудно, заключил специалист. Трудно сказать, какой будет ситуация к тому моменту, когда лодка появится в чертежах. Возможно, будет принципиально новый реактор. Какое-то новое вооружение. После революции в вооружении, о свершении которой объявил президент России 1 марта, до 2025 года возможны ещё некоторые сюрпризы.

Так что да, создание «Хаски» покрыто туманом. Но это красивый туман. Точнее, туман, за которым кроется будущая красота.

Проект атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» – одна из самых амбициозных военных программ современной России.

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Модель АПЛ проекта 705К «Лира» / ©Karopka

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.

К 2018 году в конструкторском бюро «Малахит» в Санкт-Петербурге будут завершены работы по созданию эскизного образца многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения проекта «Хаски» . Эти подлодки придут на смену АПЛ проекта 885 «Ясень» , которые сейчас поступают в боевой состав ВМФ России.

«Это будут корабли, выполненные из многослойных композитных материалов, — рассказал «Известиям» советник гендиректора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) Валерий Половинкин . — Из композиционных материалов будут делать покрытия корпуса, носовые и кормовые рули, стабилизаторы, ограждение рубки, даже гребные винты и линии валов.

Всё это приведет к снижению уровня шума. Но главная особенность проекта будет состоять в том, что это будет модульная конструкция с унифицированными носовыми и кормовыми частями, чтобы их можно было использовать как для создания стратегических, так и ударных подводных крейсеров, меняя только в зависимости от поставленной задачи конструкцию отсека с вооружением».

По мнению экспертов, по своим размерам субмарина будет несколько меньше своих аналогов, что положительно скажется на ее маневренности и скрытности.

Какое вооружение установят на подлодке?

На вооружение АПЛ проекта «Хаски» встанет гиперзвуковая ракета «Циркон», которая недавно успешно прошла испытания. Эта ракета, следуя со скоростью более 7000 км/ч, способна гарантированно поражать цели на расстоянии до 1000 км.

Кроме этого, на подлодке может быть установлен новейший ракетный комплекс. Его разработкой по заказу Минобороны РФ занимается Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (ГРЦ). Проектируемые центром баллистические ракеты будут наносить удары по целям в любом направлении, на них будут применены гиперзвуковые маневрирующие боевые ядерные блоки, способные эффективно преодолевать низковысотный эшелон противоракетной обороны.

В нашей стране проектируется новая АПЛ "Хаски", которая возьмёт всё лучшее от предшественников и последние инновации. Американцы уже беспокоятся.

Американцы очень бдительно следят за нашим военным строительством. В середине марта официальный представитель Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил российской прессе о начале разработки подводной лодки пятого поколения «Хаски». Проект находится ещё в самом начале: эскизный образец будет готов только через два года. Несмотря на скудость информации, постоянный обозреватель российской военной техники из The National Interest Дэйв Мажумдар посвятил «Хаски» целую статью. Почитаем.

Два варианта «Хаски»

Особенностью «Хаски» будет её максимальная унификация с другими подводными лодками. По мнению американского обозревателя, это очень похоже на подход, который применяют американцы. В США разрабатывается новый класс АПЛ «Огайо», в котором будут по максимуму использоваться технологии из предыдущей серии «Вирджиния». Благодаря этому, удаётся значительно удешевить всю работу.

Однако Мажумдар предположил, что российские конструкторы способны пойти на шаг дальше и разработать две версии новой подлодки. Одна из них, как и АПЛ проекта «Ясень», будет предназначена для борьбы с подводным и надводным флотом противника, а другая – для поражения наземных целей. Для этого нужно только вставить в корпус секцию с установками для запуска баллистических ракет.

Действительно, в российской прессе сообщалось, что КБ «Малахит» разрабатывает два варианта подводной лодки «Хаски» на основе одного и того же дизайна корпуса. Различия в системах вооружения: в одном из вариантов предполагается размещение на борту только торпед и противокорабельного вооружения, а в другом варианте подлодки будут вооружены крылатыми и баллистическими ракетами.

Первая версия, скорое всего, заменит подводные лодки проекта 971 «Щука-Б», проекта 945 «Сьерра» и проекта 671РТМ «Щука». Вторая же версия заменит ПЛАРК проекта 949А «Антей». На этот вариант «Хаски» предполагается установить гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», что явилось неожиданностью для американца.

Возьмём всё лучшее

Дальше господин Мажумдар начинает гадать и предполагает, что за отправные точки проекта «Хаски» будут взяты проект 885М «Ясень» и элементы проекта «Борей», но новые подлодки будут меньше и дешевле своих советских предшественников. Кроме того, Мажумдар видит какие-то признаки того, что и на «Хаски» будет внедрена автоматизированная система управления, первый вариант которой был опробован на лодках проекта 705 «Лира». В принципе-то, логично всё: нужно брать все лучшие предыдущие наработки. Очевидно, что такой подход сэкономит и деньги, и время.

Американец считает, что на «Хаски» будет установлен реактор с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве были установлены на «Лирах», и в своё время они являлись образцами передовых разработок. Атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. С одной стороны, установка такого реактора позволит сделать лодку компактной: водоизмещением всего 6000 тонн, но с другой это потребует создания специализированных портовых систем обслуживания. Впрочем, всё это было отработано ещё на «Лирах» в советское время. Накопленный опыт и далеко продвинувшиеся с тех пор технологии позволят сделать управление и обслуживание жидкометаллического реактора более безопасным.

Композитные материалы

Одной из важных проблем, которую нужно решить при проектировании новых подводных лодок - это максимальное снижение шума и достижение максимальной невидимости для радаров. И здесь нам на помощь придут новые композитные материалы. Вообще, учитывая условия эксплуатации подводных лодок и требования, которые к ним предъявляются, конструирование субмарин – это довольно интересная задача для материаловедения.

В советское время у нас делались подлодки с полностью титановым корпусом. Титан – очень прочный и одновременно лёгкий металл, но очень дорогой. У «Ясеней», поэтому, не весь корпус делается титановым, а только часть. А разработчики «Хаски» планируют и вовсе обойтись без титана, полностью перейдя на композиты. Причём из композитных материалов будут делаться все детали.

Цитируя Валерия Половинкина, советника Государственного научно-исследовательского центра им. Крылова, Мажумдар утверждает, что двуслойный композитный материал позволит не только значительно уменьшить вес субмарины, но и сделать её практически невидимой для радаров за счёт сильного поглощения материалом излучения радара. Другим свойством российского композита является его высокая звукопоглощающая способность. Таким образом, «Хаски» будет и невидимой, и неслышимой.

И это ещё не все плюсы композитных материалов. В отличие от металлов, композиты не подвержены коррозии, которая является бичом всех кораблей, плавающих в солёной океанской воде. Это значит, что эксплуатационные расходы сильно сократятся: не нужно будет тратиться ни на покраску, ни на резиновую обшивку. Уже в 2018 году планируется испытать гребной винт, сделанный из этого материала.

До встречи в море!

Судя по тону статьи, Дэйв Мажумдар серьёзно отнёсся к информации о новом проекте наших подводных лодок. Хотя он не провёл детального сравнения с американскими субмаринами, но в этом нет ничего странного. Судя по нескольким оговоркам, «Хаски» будет превосходить по некоторым характеристикам находящийся в разработке американский проект «Огайо». Одно из важных превосходств заключается в том, что пока американцы работают над одним типом подлодок, у нас будет сразу два. В цене и количестве инноваций мы тоже опережаем США. Впрочем, спешить с выводами не стоит. Подождём встреч в море.

Евгений Сизов