История резьбы по дереву. Презентация на тему: "История резьбы по дереву на Руси Резьба по дереву – один из древнейших видов искусства Резьба по дереву существовала уже в древнейшие времена

Резьба по дереву

Современная резьба

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
  5. Резьба бензопилой (Выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы.)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Ореховое дерево

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную , имеет два подвида:

  • Прорезная резьба - (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной .

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба - самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба - основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба - имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур , среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
  • чернолаковая резьба - фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно . Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном - можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.
  • плоскорельефная резьба с выбранным фоном - та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская резьба (кудринская) - зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом - вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
  • резьба «Татьянка» - этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент . Характерной особенностью является отсутствие фона как такового - один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.

Скульптурная резьба

Марка СССР, 1979 г., богородская резьба

Отличительная особенность - наличие скульптуры - изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

Отдельным подвидом её считается богородская резьба . Так же разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто. Резьба бензопилой - прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

См. также

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Резьба по дереву" в других словарях:

    резьба по дереву - Дерево в искусстве с древнейших времён применяется в архитектуре, скульптуре, декоративно прикладном искусстве, особенно народном (утварь, мебель, нередко тонировавшиеся или украшавшиеся резьбой, интарсией, росписью, позолотой и т.д.)...… … Словарь храмового зодчества

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С… … Энциклопедический словарь

    ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5 20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы растительный орнамент … Энциклопедический словарь

    ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух, трех, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций.… … Энциклопедический словарь

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элдементы с помощью простых и доступных инструментов - топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).

Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.

В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа - применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.

С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, - вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».

Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.

25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Объемная резьба

Многие вятские храмы сохранили иконостасы - памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.

Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII - начала ХVIII веков - иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.

Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других - тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.

На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.

Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.

Прорезная или пропильная резьба

Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.

Среди наших современников - мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова - украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

С глубокой древности люди с благодарностью и уважением относились к дереву.

Вполне закономерно, что резьба по дереву широко распространена в нашей стране, как декоративное искусство. Россия -это огромная страна бескрайних лесов с вековыми дубравами, сосновыми борами и светлыми березовыми рощами. Дерево не имеет себе равных по широте применения.

Русские мастера с помощью топора ножа и других вспомогательных инструментов делали все необходимое для жизни: жилища, мосты, ветряки, крепостные стены, церкви, орудия труда, корабли, сани, телеги, посуда, мебель, детские игрушки и многое другое.

Кроме того, дерево было куда послушнее камня. С помощью нехитрых инструментов люди строили себе дома, делали орудия охоты и пахоты. А еще они быстро научились использовать дерево как основу для создания прекрасных вещей.

Огромная роль, которую сыграло дерево в истории развития человечество, заставила людей боготворить этот дар природы. Во многих культурах в течение тысячелетий существовало поклонение дереву, ему приписывали роль русла, по которому текут силы земли и неба. Дерево обожествляли, поскольку оно верно хранило на своей поверхности просьбы и мольбы к богам, облик людей, растений и зверей.

Деревянные изделия были «родными» – теплыми, надежными, удобными, красивыми.

В разных музеях по всему миру хранятся памятники искусству резьбы по дереву.

Самый древний из них – Шигирский идол – найден в России, неподалеку от Екатеринбурга. Ученые полагают, что его создали в VIII тысячелетии до нашей эры, этот идол старше египетских пирамид. Но дело не только в древности – на поверхности идола отчетливо видны письмена, которые, по мнению исследователей, рассказывают о том, каким видели мир наши далекие предки.

Традиционные предметы быта в России, вырезанные из дерева, выразительной формы, затем покрывались богатейшим резным орнаментом или же художественной росписью, которая символизировала окружающий мир мастера. Растения, животные, сцены труда и отдыха- такая роспись указывала на основные мотивы деревянной резьбы в России.

В XIX века образовалось направление в резном народном творчестве так называемая домовая резьба. Дельцы повсеместно на Руси стали украшать крестьянские дома ажурной резьбой с красивым коньком на крыше, такие дома напоминали сказочные избушки.

Резьба у каждого умельца своя ничем не похожая на соседнюю. Геометрические кружева, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок берегинь, волшебные птицы и звери- все это ставило резной декор на уровень мировой архитектуры.

Прошло много лет, человечество изобрело огромное количество новых строительных материалов, инструментов и предметов обихода, но дерево по прежнему остается любимым материалом.


В настоящее время все чаще можно встретить строительство дом из дерева это деревянные дома из цельного и клеенного бруса, бревна, срубы из ручной рубки, оцилиндрованного бревна, и множество типов каркасного строительства, правда некоторые из них являются на половину деревянными.

Деревянные дома, в которых сохранена естественная красота дерева, несут в себе положительный эмоциональный заряд.

Но не только дома и бани, но и поделки, которыми мы украшаем свое жилище, мы с радостью носим деревянные украшения.

И это возможно потому, что и сегодня искусство резьбы по дереву живо.

Своими корнями резьба по дереву уходит в глубь веков. Трудно установить время изготовления первых культовых символов - идолов, стилизованных изображений зверей, небесных светил. Многие такие изделия служили своего рода талисманами, в них верили, им поклонялись. Отголоски тех времен сохранились и сегодня. Прекрасно сделанные резные сувениры из дерева в изобилии имеются на рынке. Особенное распространение имеют они в туристическом бизнесе.

Да и в домашнем обиходе резные изделия пользуются большим спросом. Если же коснуться деревянного домостроения, то здесь можно говорить о целой индустрии деревянного зодчества, благодаря чему каждый дом приобретает индивидуальный архитектурный облик. Это отчетливо прослеживается, если коснуться истории деревянного домостроения русского Севера, Урала, Сибири. Некоторые дома могут служить классическими образцами, шедеврами на все времена. При этом изготавливались такие шедевры с помощью простейших инструментов - топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков по дереву совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, которые смогли воплотить в дереве самые сложные узоры. Но как и раньше, ручная работа резчика представляет собой ни с чем не сравнимые поделки, аналога которым нет ни по стилю, ни по манере исполнения.

Иногда резные поделки достигают такой утонченности, что сравнимы с кружевными изделиями. Это особенно относится к многослойной прорезной резьбе , особенно если она включает в себя рельефные фрагменты. Все, что мы говорили до сих пор, напрямую связано с домовой резьбой. Сюда относятся предметы обихода, резная мебель, внутреннее убранство дома и его внешнее оформление. Но такие же глубокие корни имеет и художественная резьба, в частности такое ее направление, как скульптурная резьба . Как не вспомнить былинные ладьи с обязательным изображением головы мифологической птицы или дракона, а то и целой статуи, чаще всего женской. Это были те же талисманы мореплавателей в их трудных и опасных походах. Изготавливались такие, довольно большие по размеру мифические существа из цельного отрезка ствола дерева. Голова, как правило, была составной. Все перечисленные признаки говорят нам об изделиях скульптурной резьбы .

Считается, что биография скульптурной резьбы имеет ярко выраженное "морское" происхождение. Это уж потом скульптурная резьба перекочевала на сушу. Может возникнуть вопрос, а почему не принимаются во внимание древнейшие изделия богов и идолов, которые также изготавливались из цельного отрезка ствола дерева на суше. Но дело в том, что такие изделия нельзя было назвать в полном смысле слова скульптурной резьбой из-за примитивности их исполнения. Корабельные же изделия со временем приобретали все более и более художественные формы, обогащались "заморскими" нововведениями и становились настоящими произведениями искусства.

К концу XIX - началу XX века преобладающим направлением становится такой ее вид, как прорезная резьба . Именно она делала внешнее оформление дома наиболее выразительным и в какой-то мере "воздушным". Именно она позволяла достичь той степени утонченности, которая позволяет сравнение с кружевными изделиями, о чем мы упоминали ранее. Применительно же к предметам обихода наиболее практичным оказалось точение изделий (в том числе и кухонных), которые украшаются геометрической , рельефной или контурной резьбой . Применявшиеся сначала примитивные токарные станки сейчас превратились в компактные высокопроизводительные изделия, которые дают резчику возможность получать прекрасную заготовку для ее художественного оформления. Таким образом, традиционная русская токарная посуда не только не ушла в прошлое, но и возродилась в более высоком качестве и разнообразии стилей.

3аманчив и многообразен мир резьбы со всеми его направлениями, стилями, техникой исполнения. Помимо всего, это приобщение к природе. Приобщение в том смысле, что резчик имеет дело с деревом, своеобразным в своей многоликости материалом, созданным природой. Темы и сюжеты для воплощения в дереве резчик черпает тоже из наблюдений за природой, фантазии которой неисчерпаемы.

Войти в этот мир может каждый, кому небезразличны красота и совершенство, кто хотел бы преумножить достижения в этом направлении, сделать прекраснее свою жизнь, жизнь своих близких, приятно удивить окружающих.

Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.

Так сложилось, что Русь - страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой.

С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для: жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

В праздники и часы досуга веселил и душу залихватские наигрыши на деревянных музыкальных инструментах: балалайках» свирели, скрипке, гудках.

Из дерева делали даже хитроумные и надежные замки для дверей. Один из таких замков хранится в Государственном историческом музее в Москве. Изготовил его мастер-древодел еще в XVIII веке, любовно украсив трехгранно-выемчатой резьбой! (Это одно из названий геометрической резьбы,)

В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего, большое внимание уделялось форме и пропорциям. Для каждого изделия древесина подбиралась с учетом ее физических и механических свойств. Если красивая текстура (рисунок) дерева сама по себе могла украсить изделия, то ее старались выявить и подчеркнуть.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.

Она выполняется в виде выемок: двух-, трех- и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Орнамент (художественное украшение, узор, состоящие из ряда ритмически упорядоченных элементов) с изображением геометрических тел археологи находят на гончарных изделиях, относящихся к Минойской эпохе (3-2 тыс, до н.э.). Это всевозможные сочетания треугольников, ромбе в, витых линий, точек, завитков и т.п.

Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:

- розетка с лучами или просто круг - символ солнца, жизни;

Спираль - вихрь, беспокойство, буря;

Капля - вода, зерно, символ жизни;

Клетка - поле, какое-либо пространство;

Ромб - мощь, сила, удача;

Крест - человек, душа;

Точка - первооснова всего;

Вертикальная линия - возвышенность;

Горизонтальная линия - покой, спокойствие;

- волнистая линия - движение;

- ломаная линия - противоборство.

Уместно сказать, что в нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов.

С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей.

К примеру, считалось, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье.

Если вырезали коня, то также ждали в доме Божьей благодати. Такого коня с магическими знаками называли оберегом» Подобные предметы оберегали человека, жилище от всевозможных бед.

В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи домовые, духи леса, лошадиные духи.

Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно его было только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году), произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйский конь на пять дней в году останется беззащитным. Если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу. Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов или посвятить в таинства несовершеннолетнего.

А такой изображенный на рисунке идол охранял деревню. Выполняли его пятьюдесятью двумя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4-5 метров) у въезда в селение, дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней, разбойников.

Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отразилась и на строительстве жилища. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца - полдень - представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.

Позже украшения дома теряют свою мифологическую подоплеку. Резные детали дома начинают носить только декоративный характер.

Украшая дом снаружи, народные умельцы не забывали и о предметах быта, которыми пользовались ежедневно: стол, скамья, полка, разделочная доска, ложка, солонка. И здесь геометрическая резьба имела преимущество перед другими видами резьбы.

Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки, И это немудрено. Ведь ложка - основной «инструмент» на столе. И нужен он ежедневно.

Даже тогда, когда ложки стали делать из металла, деревянная ложка не была предана забвению, так как имела немалые преимущества перед своей металлической «сестрицей». И прежде всего, она не обжигала рот своему владельцу. Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это из соображений гигиены - «чтобы заеды не попадали» (заедами. называли язвочки в углах рта, появлявшиеся в результате беспорядочного пользования одной ложкой многими членами семьи),

В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Петр I, отправляясь в путешествие по Европе, брал всегда с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших почетного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил свое здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда - работы в ноле, - занимался строительством дома, благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством, И уже из этой среды выделились резчики, которые объединялись в артели.

Известно, что еще в X веке в Киеве существовали резчиские мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта.

А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной палаты,

В XVIII веке большое количество мастеров-резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.

Необходимо заметить, что развитие резчицкого искусства не всегда поддерживалось государством. В XIX веке, когда Россия встала на путь капиталистического развития, богатые люди, меценаты, выделяли значительные суммы на поддержание народных талантов. Уместно назвать имя управляющего Ярославской железной дорогой, блестящего дельца, миллионера Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович был всесторонне одаренным человеком; прекрасно пел, играл на фортепьяно, был скульптором и драматургом, занимался режиссурой. И ко всему этому имел великолепный дар распознавать таланты. Можно назвать десятки имен, представляющих гордость нашей культуры XIX века, которым Мамонтов помог материально во время становления их мастерства и которые были под его опекой. Поленов, Репин, Васнецов, Серов, Врубель, Шаляпин, Левитан, Рахманинов - много еще можно было бы вспомнить знаменитых имен, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.

На средства его был создан и «Мамонтовский кружок», члены которого построили столярную мастерскую и решили приобщать ребятишек близлежащих от поместья Мамонтова деревень к народным промыслам. Ребята обучались в мастерской бесплатно и через три года, получив в подарок верстак и набор инструментов, начинали работать самостоятельно. Среди них учились братья Вася и Миша Ворносковы.

Впоследствии Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создает резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно-промышленное училище» где готовят мастеров народных художественных промыслов. Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы.

В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно-прикладного творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство никогда не умрет. Ну а вы, уважаемый читатель, можете сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы.