Положение об оплате труда по диспансеризации несовершеннолетних. Субсидии медучреждениям на диспансеризацию: порядок расходования

" № 9/2012

Региональные власти выделяют средства медицинским учреждениям на проведение диспансеризации отдельных категорий граждан. Важно соблюдать порядок расходования таких средств. В противном случае чиновники могут решить, что имеет место нецелевое использование средств.

Когда проводится диспансеризация

Согласно пункту 4 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий (обследований), в том числе медосмотр врачами нескольких специальностей, применительно к определенным группам лиц.

Законодательно прописан порядок проведения диспансеризации и закреп­лено финансирование этого мероприятия в отношении, например:

– работающих граждан (приказ Мин­здравсоцразвития России от 4 февраля 2010 г. № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан», постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1228);

– детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1234 «О порядке предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»);

– сотрудников органов внутренних дел (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел РФ, отдельным категориям граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения»);

– военнослужащих и их семей (ст. 25 Закона № 323-ФЗ).

Порядок выделения субсидий

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период на проведение диспансеризации.

Средства выделяются ежемесячно территориальному фонду обязательного медицинского страхования (ТФОМС) исходя из численности граждан, проходящих диспансеризацию, согласно ранее утвержденной программе соответствующего субъекта Российской Федерации и норматива затрат на ее проведение.

Для этого территориальный фонд представляет в федеральный фонд план-график проведения диспансеризации граждан на текущий финансовый год, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в срок и по форме, которые устанавливаются федеральным фондом.

Денежные средства перечисляются на отдельный счет, открытый территориальным фондом, в подразделении расчетной сети ЦБ РФ для финансового обеспечения расходов по проведению диспансеризации. А затем эти средства переводятся медицинским учреждениям.

Они имеют право использовать полученные средства исключительно для целей проведения диспансеризации. Для этого медучреждения ведут реестры счетов на оплату расходов, связанных с проведенной диспансеризацией, в порядке, который устанавливает федеральный фонд, и далее ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в территориальный фонд реестры счетов.

Расходование полученных средств

Средства, полученные медицинскими учреждениями, направляются ими на:

– оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении диспансеризации (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер указанных категорий врачей, получающих денежные выплаты стимулирующего характера за оказание дополнительной медицинской помощи);

– приобретение расходных материалов, необходимых для проведения диспансеризации;

– оплату услуг сторонних медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг), с которыми должны быть заключены договоры.

Недостаток средств, необходимых согласно реестру счетов на оплату расходов, связанных с проведенной диспансеризацией в предыдущем месяце, возмещается в текущем месяце в пределах субсидии, засчитанной в предыдущих месяцах в виде аванса.

Медицинские организации в порядке и по формам, которые устанавливаются федеральным фондом, ведут учет граждан, прошедших диспансеризацию, и представляют соответствующую отчетность в территориальные фонды.

Полномочия регионов

Органы госвласти субъектов РФ наделены полномочиями по расширению перечня медицинских услуг (в том числе в рамках диспансеризации). Но тогда дополнительные услуги они же и финансируют.

В качестве примера инициативы региональных властей можно привести дополнительные мероприятия по диспансеризации Московской области (приказ Минздрава Московской области от 9 февраля 2010 г. № 86 «О совершенствовании работы по проведению диспансеризации инвалидов и участников Великой Отечественной войны») или Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 17 марта 2010 г. № 109-р «О дополнительных мерах по углубленному диспансерному обследованию инвалидов, ветеранов, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны 1941–1945 гг. и лиц, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда”»).

Важно запомнить

Для проведения диспансеризации отдельных категорий граждан медучреждениям могут выделяться средства из Фонда обязательного медицинского страхования. Однако за их расходование нужно отчитаться.

Ответ от 03.04.2014 18:32

Наталья, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении переданных им полномочий по организации ОМС на территориях субъектов РФ, в бюджете ФФОМС на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. предусмотрены субвенции. Расчет размера предоставляемых из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов ОМС субвенций производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 462 и в 2013 г. включает денежные выплаты медицинским работникам, финансовое обеспечение которых осуществлялось в 2012 г. за счет средств федерального бюджета и средств бюджета ФФОМС, предусмотренные на следующие цели:
- на финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации определенных групп населения, диспансерному наблюдению, профилактическим медицинским осмотрам в соответствии с порядками, установленными Минздравом на основании Постановлений Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228, от 31.12.2010 N 1234;
- на оплату труда медицинского персонала в рамках финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, предоставляемой участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), участковыми медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 N 1110;
- на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2009 N 1111.

Доплаты за диспансеризацию, осуществляемые медицинским работникам, участвующим в ее проведении. Они производятся в соответствии с названными выше Постановлениями Правительства РФ N N 1228, 1234. Конкретные размеры данных выплат этими нормативными актами не установлены. Медицинские учреждения расходуют выделенные средства на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей (семейной) практики, участковых медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), по собственному усмотрению, то есть размер выплат, направленных на оплату труда, может быть любым. Кроме того, разрешается расходовать выделяемые средства:
- на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;
- на оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, и приобретение расходных материалов в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими такую диспансеризацию, с медицинскими организациями, имеющими лицензии на выполнение (оказание) недостающих видов работ (услуг).
Доплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений скорой медицинской помощи. Они осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1111 (далее - Правила N 1111).
Размер доплат определен п. 2 Правил N 1111 и в месяц составляет: для врача - 5000 руб., для фельдшера (акушерки) - 3500 руб., для медицинской сестры - 2500 руб. (с предоставлением медицинским работникам гарантий, установленных ТК РФ).
Доплаты медицинскому персоналу в рамках финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, предоставляемой участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), участковыми медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей). Данные выплаты производятся согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1110 (далее - Правила N 1110).
Размеры этих дополнительных выплат установлены п. 2 Правил N 1110:
- для участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) - 10 000 руб. в месяц;
- для участковых медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) - 5000 руб. в месяц.
Все вышеприведенные выплаты медицинским работникам производятся с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти субъектов РФ или федеральных органов государственной власти субъектов РФ. Средства выделяются с учетом отчислений по страховым взносам во внебюджетные фонды и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, предусматриваются средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных ст. 114, ч. 4 ст. 139, ст. ст. 167, 183, 187 ТК РФ.
Доплаты врачам и среднему медицинскому персоналу, участвующим в реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Они регламентируются нормативными актами субъектов РФ. В качестве примера приведем Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 30.05.2013 N 538 "О выплатах стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и качества оказываемых услуг". Данным нормативным актом по субъекту РФ утверждены:
- Методические рекомендации по оформлению в 2013 г. трудовых отношений между врачами-специалистами, специалистами со средним медицинским образованием, участвующими в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (далее - Методические рекомендации);
- рекомендуемые формы дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачом-специалистом.
Так, в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций размеры доплат составляют:
- врачам-специалистам, за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, - не менее 5000 руб.;
- специалистам со средним медицинским образованием, кроме медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности оказания амбулаторной медицинской помощи детям, - не менее 3000 руб.
При этом общий объем расходов на выплату надбавки стимулирующего характера, установленной всем категориям работников в рамках проводимых мероприятий на 2013 г., не должен превышать объема средств, выделенных учреждению здравоохранения в отчетном году на указанные цели.
Государственные учреждения здравоохранения ежемесячно анализируют выполнение дополнительного объема работы за предыдущий отчетный месяц врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием на основании дополнительного соглашения к трудовому договору в соответствии с Показателями и индикаторами деятельности, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 21.02.2011 N 145н.
Анализ выполнения работ осуществляется комиссионно с обязательным ведением протокола комиссии и представлением фактических сумм выплат материального стимулирования на утверждение главному врачу медицинской организации.
За выполнение дополнительного объема работы, предусмотренного дополнительным соглашением, работодателю рекомендуется устанавливать работнику надбавку стимулирующего характера на срок до одного года, размер которой оговаривается в дополнительном соглашении и приказе об установлении надбавки. Надбавка стимулирующего характера не учитывается при исчислении надбавок и доплат, предусмотренных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Работодателю следует установить в дополнительном соглашении условие о возможности не начислять надбавку стимулирующего характера за месяцы, в которых были случаи неисполнения работником по его вине возложенного на него дополнительного объема работы.

Здравствуйте! хотелось бы уточнить, должен ли руководитель оплачивать прохождения периодического медосмотра, если сотрудник обязан проходить в текущем году диспансеризацию

тут нужно разделять 3 разных понятия- профосмотра как такового , диспансеризации граждан и периодических медосмотров работников работающих с вредными факторам и /учителя-педагоги входят в группу лиц для которых установлены обязательные периодические медосмотры/.

Дело в том что при прохождении диспансеризации и периодического медосмотра врачи составляют всевозможные отчеты разной формы хотя по факту многих из врачей которые проходит педагог как при диспансеризации так и периодическом медосмотре делают одни и те же манипуляции -осмотры но врачи пишут разные отчеты согласно Приказов Минздрава о равнозначности диспансеризации и периодического осмотра найти официальных документов не удалось: кое что разъяснено в письме-

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 29 августа 2013 г. N 14-2/10/2-6432

Пункт 3 Порядка профилактического осмотра.3. Профилактический медицинский осмотр проводится 1 раз в 2 года .В год прохождения диспансеризации профилактический медицинский осмотр не проводится .

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и работники, занятые на отдельных видах работ, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обязательные периодические медицинские осмотры,

профилактическому медицинскому осмотру не подлежат .

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, представлены в приложениях к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н.

т.о предусмотрено в год прохождения диспансеризации освобождение от профосмотра но- учителя даже В ГОД ПРОХОЖДЕНИЯ диспансеризации которая оплачивается за счет ОМС обязаны проходить периодический медосмотр согласно Приказа N 302н для педагогов раз в год-. данный осмотр согласно ст 213 ТК РФ оплачивается работодателем согласно п.6 Приказа № 302 Н -

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя <1>

Приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 1006н

Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя.Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации , в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняется «Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)» по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Информация о проведении диспансеризации и ее результаты вносятся врачом-терапевтом в паспорт здоровья, который выдается гражданину.- его личный документ

При периодическом осмотре - по итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт. Данный акт утверждается председателем врачебной комиссии, заверяется печатью медицинской организации и составляется в четырех экземплярах, один из которых в течение 5 рабочих дней с даты утверждения медицинской организацией направляется работодателю (п.п. 44, 45 Порядка).

т.о образом главное отличиеДиспансеризация - добровольное дело

Периодический медосмотр - обязательная процедура для Педагога.


Вам однозначно и законно мотивировать свой отказ перед ЛПУ от прохождения педагогами Периодического медосмотра в год диспансеризации ГРАЖДАН не чем.

Трудовое законодательство не содержит такого понятия, как диспансеризация в ТК РФ есть только норма о Периодических медосмотрах ЕСЛИ РАБОТНИК Н Е пройдет обязательный медосмотр вы его обязаны отстранить от работы.

Ежегодно Минздравсоцразвития выделяет бюджетные средства на финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Что понимается под диспансеризацией? Обязаны ли работники проходить ее? Может ли работодатель применить меры дисциплинарной ответственности к работникам, отказывающимся проходить диспансеризацию?

Что понимается под диспансеризацией?

Определения диспансеризации нет в трудовом законодательстве. Если обратиться к словарям, то под ней понимается система медицинских мероприятий, осуществляемая лечебными учреждениями в целях своевременной диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Однако на практике работники довольно редко проходят такую медицинскую процедуру — в частности, потому, что работодатели не знают, по каким правилам она осуществляется.

Конечно, диспансеризацию можно было бы отнести к разновидностям медицинских осмотров, которые в силу ст. 213 ТК РФ работодатель обязан проводить для занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работах, связанных с движением транспорта.

Однако диспансеризация работников — это не периодический медосмотр в смысле, в котором данное понятие употребляется в Трудовом кодексе, так как порядок ее проведения определяется Минздравсоцразвития.

Да и цели у них разные: осмотр проводят в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых (сахарный диабет, туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата), являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения РФ.

На вопрос, кто именно подлежит диспансеризации, дают ответ только правила предоставления из бюджета федерального фонда ОМС субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228.

Пунктом 2 названных правил установлено, что дополнительной диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Порядок проведения дополнительной диспансеризации

Дополнительная диспансеризация проводится медицинскими учреждениями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, и предполагает:

1. Осмотр работника врачами-специалистами:

— терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом));

— акушером-гинекологом;

— хирургом;

— неврологом;

— офтальмологом.

2. Лабораторные и функциональные исследования:

— клинические анализы крови и мочи;

— биохимический анализ крови;

— кровь на онкомаркеры (для работников старше 45 лет);

— электрокардиография;

— флюорография;

— маммография (для женщин после 40 лет).

Дополнительной диспансеризации в силу п. 5 Порядка подлежат работающие граждане, а также занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров, и прошедшие диспансеризацию в 2007 году, если их не взяли под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.

На работника, явившегося в медучреждение для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре заполняется амбулаторная карта и передается в кабинет медицинской профилактики или в иное подразделение, на которое возложены функции по проведению диспансеризации. Там заполняют так называемый паспорт здоровья работника и отправляют его к врачам-специалистам.

После обследования работника врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований определяет (с целью планирования дальнейших мероприятий) группу состояния здоровья. Их пять.

I группа — практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни — по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения.

К сведению. Если работник зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте РФ, а трудовую деятельность осуществляет в другом, он может пройти дополнительную диспансеризацию или по месту работы, или по месту жительства (п. 5 Порядка).

II группа — граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний.

III группа — нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление).

IV группа — нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации. Эти работники направляются на плановую госпитализацию.

V группа — граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В этом случае медицинская документация работника направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для принятия решения о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Работникам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни (п. 8 Порядка). Отнесенным к III-V группам состояния здоровья в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.

Как направить работников на диспансеризацию?

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dispanserizaciya-rabotnikov

Диспансеризация работников — Все о кадрах

Нередко в СМИ мы видим новости о том, что в очередной раз начинается кампания по диспансеризации работающих граждан. И действительно, на основании Федерального закона от 21.11.

2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Основы охраны здоровья граждан) профилактика в сфере охраны здоровья населения обеспечивается комплексом мероприятий, в число которых в обязательном порядке входят диспансеризация и диспансерное наблюдение.

Ежегодно для проведения данных мероприятий государство выделяет немалые средства, поэтому сегодня мы расскажем, что такое диспансеризация, кто должен ее проходить и можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности работников, отказывающихся проходить диспансеризацию.

Диспансеризация - что это за мероприятие?

До принятия Основ охраны здоровья граждан определения диспансеризации можно было отыскать лишь в словарях. Теперь ст. 46 нормативного акта определено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Здесь же следует дать определение диспансерному наблюдению, которое представляет собой динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Обратите внимание! Частью 3 ст. 254 ТК РФ предусмотрено сохранение за женщиной среднего заработка по месту работы на время прохождения диспансерного обследования. Положение об организации проведения диспансеризации беременных женщин и родильниц утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2006 N 224.

Довольно часто работодатели путают диспансеризацию с периодическими медицинскими осмотрами. Однако между ними есть существенная разница - цель проведения. Медосмотр проводят, чтобы определить пригодность работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Диспансеризация же проводится для раннего выявления:

Хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения;

Факторов риска развития заболеваний (повышенный уровень артериального давления и глюкозы в крови, низкая физическая активность и т.д.);

Потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

К сведению. Средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медработников, участвующих в проведении такой диспансеризации (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).

Кроме этого, в ходе диспансеризации определяются необходимые профилактические, лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями или факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями, здоровых граждан. Также составляются группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными и иными заболеваниями, с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Как видим, диспансеризация - это куда более серьезная процедура, чем периодический медицинский осмотр.

Кто подлежит диспансеризации?

Ответ на данный вопрос можно найти в нормативных актах. В частности, на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228 диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Кроме этого, диспансеризации подлежат неработающие граждане и обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме.

Порядок проведения диспансеризации

Порядок проведения диспансеризации утвержден Приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 N 1006н. Он еще не вступил в силу, однако регионы уже разработали на его основе свои программы диспансеризации.

Диспансеризация проводится раз в три года в следующие возрастные периоды: 21, 24, 27, 30, 33 и т.д. А инвалиды ВОВ, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Что включает в себя диспансеризация? Перечень осмотров врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации, зависит от возраста и пола гражданина. Так, диспансеризация предполагает два этапа.

Первый этап - скрининг - проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:

1. Опрос (анкетирование) с целью выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

2. Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчет индекса масса тела).

3. Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина и глюкозы крови; ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр фельдшера-акушерки; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше); анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45, 51, 57, 63 и 69 лет).

4. Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51, 57, 63 и 69 лет).

5. Прием (осмотр) врача-терапевта участкового врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующего дообследования на втором этапе диспансеризации.

На втором этапе происходит дообследование и уточнение диагноза заболевания, профилактическое консультирование. Также проводятся:

Эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании «гастродуоденальных» жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны) и др;

Осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга, уролога и др.;

Направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.

На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медработник отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняет «Карту учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)». Информацию о проведении диспансеризации и ее результатах вносит врач-терапевт в паспорт здоровья, который выдается гражданину.

Обязательность прохождения работающими гражданами диспансеризации

Конечно, никто не потащит работника насильно в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации. Более того, установлено, что она проводится при наличии добровольного согласия гражданина или его законного представителя, на основании предоставленной медработником в доступной форме информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Как же быть работодателю, если его работник изъявил желание пройти диспансеризацию? Можно ли считать отсутствие на работе в связи с диспансеризацией прогулом?

Примечание. Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

По данному вопросу есть две позиции. Одни специалисты считают, что если работодатель направил работника для прохождения диспансеризации, тот не может отказаться, так как обязан периодически проходить медосмотр в определенных случаях. Ведь ст.

213 ТК РФ установлено, что на период прохождения медосмотра за работником сохраняются место работы и средний заработок, а в силу ст. 76 ТК РФ работодатель имеет право не допустить к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр.

Другие специалисты считают, что поскольку в ТК РФ не упоминается о диспансеризации работников и работодатели проводят ее не за свой счет, то и обязанность работников проходить диспансеризацию не установлена.

Но если работник самостоятельно изъявил желание пройти диспансеризацию, работодатель обязан обеспечить условия для ее прохождения (как медицинских осмотров), а также беспрепятственно отпустить работника для этого (ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья). Следовательно, ни о каком прогуле или ином нарушении трудовой дисциплины в случае прохождения работником диспансеризации не может быть речи - при условии, что обязательность прохождения диспансеризации не зафиксирована в локальном нормативном акте или трудовом договоре.

Обратите внимание! Если обязательность прохождения диспансеризации зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, работник обязан явиться на дополнительную диспансеризацию.

В заключение

К сожалению, в связи с пробелами в законодательстве в настоящее время для работодателей остается довольно много неясностей в вопросе проведения диспансеризации: это и оформление отсутствия работника на работе в период прохождения диспансеризации, и оплата этого времени, и включение его в периоды для расчета пособий по временной нетрудоспособности, и пр. Стимулирующий механизм для работодателей, чтобы те охотнее отпускали персонал на диспансеризацию, пока не предусмотрен. Однако полагаем, что в интересах работодателя иметь здоровый коллектив, поэтому рекомендуем все-таки идти навстречу работникам, изъявившим желание пройти диспансеризацию.

Источник: http://info-personal.ru/bolnuchnuy-list/dispanserizatsiya-rabotnikov/

Медосмотры за счет работодателя и работника: НДФЛ и страховые взносы

Евгения Дубкова, ведущий эксперт Департамента малого и среднего бизнеса «Моё дело», подробно анализирует вопрос начисления НДФЛ и страховых взносов на суммы, выделенные компанией на обязательные медосмотры для работников и что делать, если медосмотр был пройден работником на собственный счет, а позже работодатель возместил ему затраты

Обязательные медосмотры сотрудников работодатель должен оплатить за «свой счет». Если есть договор с медицинской организацией или вы оформили полисы ДМС на сотрудников, вопросов по налогообложению не возникает. Но бывает, что работник (соискатель) сам оплачивает медосмотр, а работодатель компенсирует ему расходы. Это вызывает немало вопросов в части расчета «зарплатных» платежей.

Кроме того, многие работодатели задаются вопросом: можно ли диспансеризацию, о которой так часто оповещают граждан СМИ и местные власти, приравнять к обязательным медосмотрам? Но обо всем по порядку.

В случаях, предусмотренных законодательством, нужно проводить медосмотры работников за свой счет (кстати, сюда же можно отнести и обязательную вакцинацию персонала). Об этом прямо сказано в ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Условно обязательные медосмотры можно разделить на:

  • предварительные (при трудоустройстве);
  • периодические (в течение работы).

Данные о прохождении медосмотров внесите в медицинские книжки работников.

Чтобы определить, какие работы требуют прохождения медосмотров, руководствуйтесь, в частности, Перечнями, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г. В них поименованы такие сферы деятельности, как торговля, гостиничный бизнес, образование, медицина (в т.ч. аптечные сети) и др.

Кроме того, регионы могут расширять перечень профессий, подлежащих обязательным медосмотрам. Например, Минздрав направил на утверждение местным властям Примерный перечень профессий, требующих наличия медкнижек.

Это, например, работники организаций по производству, хранению, транспортировке и реализации пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальному и бытовому обслуживанию населения.

Нужно ли оплачивать медосмотр офисным работникам, которые постоянно работают за компьютером?

По общему правилу - нет. Все зависит от результатов спецоценки (аттестации рабочих мест) или данных производственного контроля. Роструд считает, что при оптимальных или допустимых условиях труда на рабочем месте по фактору «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ» организовывать медосмотры работодатель не обязан. Аналогичного мнения придерживается и Роспотребнадзор.

Обязана ли торговая организация оплачивать медосмотр своему бухгалтеру, который не контактирует с населением?

Да, обязана. Все работники торговли должны проходить обязательные медосмотры. Это требование установлено без указания на конкретные виды торговли и реализуемую продукцию. Поэтому не важно, контактирует ли по факту тот или иной специалист с подконтрольными продуктами или населением.

На время обязательного медосмотра сохраняйте за работником средний заработок (он в общем порядке облагается и НДФЛ, и страховыми взносами).

Работника, который не прошел медосмотр, не допускайте к работе.

«Моё дело» предупреждает : если у работника нет медкнижки или в ней нет записей о медосмотре, организацию могут оштрафовать на сумму от 10 тыс руб. до 20 тыс руб. или приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Можно ли прохождение диспансеризации населения «засчитать» в прохождение обязательного медосмотра?

Нет, нельзя. У данных мероприятий разные цели проведения и порядок организации. Медосмотр проводят, чтобы определить пригодность работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Цель диспансеризации: совокупная оценка состояния здоровья человека и достижение активного долголетия населения. Медосмотр должен оплачивать работодатель, потому что без подтверждения «годности» работника для выполнения порученной работы его нельзя допустить к ней.

Диспансеризацию же оплачивает государство в рамках законодательства об Основах охраны здоровья граждан.

Механизмы организации данных видов обследований (перечень осмотров, анализов и т.д.) различен. Поэтому не стоит считать, что если работник самостоятельно прошел бесплатную диспансеризацию, то проводить в отношении него медосмотр не нужно.

Соответственно, и гарантии со стороны работодателя в отношении работников, проходящих медосмотр, не распространяются на случаи прохождения ими диспансеризации.

То есть вы не обязаны отпускать работника на такую «бесплатную» проверку здоровья с сохранением среднего заработка на время отлучки (если, конечно, иное не предусматривает ваш соцпакет).

Работник оплатил медосмотр - работодатель компенсировал НДФЛ и страховые взносы

По этому вопросу у контролирующих ведомств (более того, даже в рамках одной структуры - Минфина России), нет четкой позиции.

Так, в письме от 8 февраля этого года сказано, что с компенсации затрат работника на медосмотр нужно удерживать НДФЛ. Без удержания налога чиновники готовы обойтись, только если работодатель сам оплатит медосмотр. Механизм, когда вместо работодателя это делает работник, а работодатель лишь компенсирует расходы, ведомство считает «вне закона». В этом случае компенсация расходов на медосмотр может не облагаться НДФЛ не как компенсация (п. 3 ст. 217 НК РФ), а на основании другой нормы - п. 10 ст.

217 НК РФ, то есть как и оплата медосмотра по инициативе работодателя. Для этого, правда, должны быть выполнены определенные условия. В частности - оплатить его нужно за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль организаций. То есть данный способ никак не исправит ситуацию для работодателей-ИП и организаций на спецрежиме. Единственным «утешением» может стать частичная компенсация затрат за счет выплаты материальной помощи. Она не облагается НДФЛ в размере, не превышающем 4000 руб.

за налоговый период (год).

Однако сам Трудовой кодекс РФ не конкретизирует, как именно работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров.

Не видит нарушений в такой оплате и Роструд. Более того, по мнению этого ведомства, поскольку работодатель обязан организовать медосмотр, его отказ возместить расходы работнику является нарушением законодательства. Надо отметить, что ранее Минфин также придерживался этой позиции, указывая, что такое возмещение работнику не формирует по сути его экономической выгоды и не должно облагаться НДФЛ. Более того, совсем недавно финансовое ведомство снова повторило эту выгодную для работодателя и работника позицию при ответе на частный запрос.

В арбитражной практике судьи в основном поддерживают работодателей в их нежелании удерживать НДФЛ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа, Постановление ФАС Московского округа).

Аналогичная ситуация и со страховыми взносами. В письме от 8 февраля Минфин также указал на свою позицию о начислении взносов при компенсации расходов на медосмотр.

Специалисты финансового ведомства делают вывод: выплаты в возмещение расходов на медосмотр надо облагать страховыми взносами. Однако аргументы «против» такой позиции все те же. Трудовой кодекс РФ не накладывает ограничений на такой способ оплаты обязательного медосмотра для работников. Соответственно, по этой причине такие возмещения не утрачивают свою природу «законодательно установленной гарантии», поэтому не требуют начисления взносов.

Ранее, в период действия гл. 24 «ЕСН» Налогового кодекса РФ, Минфин придерживался сходной точки зрения. Ведомство отмечало, что стоимость обязательных медосмотров, возмещаемая работодателем своим работникам, относится к компенсационным выплатам и, соответственно, не является объектом обложения.

В арбитражной практике масса примеров судебных решений, вынесенных в пользу страхователей-работодателей (см., например, Определение Верховного суда РФ, постановление Арбитражного суда Поволжского округа).

«Моё дело» рекомендует : для проведения обязательного медосмотра выбирайте путь «без проблем». То есть заключайте договоры с медицинскими организациями или страховыми компаниями самостоятельно. Тогда лишних «вливаний» в бюджет в виде штрафов и пеней можно однозначно избежать. Если же вы компенсируете сотрудникам расходы на обязательный медосмотр, скорее всего свое право не платить страховые взносы и не удерживать НДФЛ с суммы компенсации придется отстаивать в суде.