Государственное управление: сущность, специфика, функции. Кушнир И.В

В научной литературе и практике нет однозначного понимания термина «государственное управление». Одни толкуют его расширенно, как практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу (Атаманчук Г.В.), как деятельность госаппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами (Курашвили Б.Н.).

Встречается и более узкое толкование государственного управления. Профессор Манохин В.М. сводит его к организующей, исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, осуществляемой на основе и во исполнение законов и состоящей в повседневном практическом выполнении функций. Отождествление сферы государственного управления со сферой функционирования исполнительной власти явно сужает объект понятия. Оно определяется не столько по объекту и содержанию управляющего воздействия, сколько по действующему в его пределах субъекту. Государственное управление - это вся деятельность государства по организации государственных органов, их связей и функционирования. Отсюда и широкий предмет политического и административного государственного воздействия.

Профессор Радченко А.И. предлагает свое понимание государственного управления как деятельность «исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти». Определение государственного управления через влияние только сверху вниз не раскрывает сути государственного управления. Об этом вполне определенно высказались отечественные государствоведы. Так, Г.В. Атаманчук в своих работах неоднократно подчеркивал, что для социальных систем в отличие от технических характерно органическое единство субъектов и объектов управления, их переплетение, относительность, перемена ролями.

Итак, обобщая сказанное, можно следующим образом объяснить государственное управление.

Государственное управление - это целенаправленное, организующее, регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Государственное управление - разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.

  • 1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий - государство (органы государственной власти). Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как мозговой центр дает импульсы - приказы государственному управлению - своего рода «нервной системе» общественного организма.
  • 2. Объект - сфера общественной жизнедеятельности людей, которая включает в себя: экономические, социальные, политические, духовно-идеологические отношения.
  • 3. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью - общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.
  • 4. Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) - решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.
  • 5. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеет правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации - силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения.

Определяя, государственное управление как воздействие, сущность которого видится в следующем:

  • - управляющее воздействие - это практическая деятельность, специфический вид труда, совершение действий административно-правового свойства, направленное на исполнение законов, создание правовых актов, их реализацию и проведение организационных мероприятий. Однако термин «деятельность» не раскрывает до конца социальную сущность управления, его специфическое место и роль в жизни людей;
  • - управляющее воздействие - это отношение (субъектно-объектное), входящее в систему общественных. В иерархии общественной структуры это, отношение, как правило, вертикальное по характеру и связано с наличием у вышестоящей стороны возможности властно выражать и осуществлять всеобщую волю. В экономической науке внимание обращается преимущественно на экономическое содержание управляющего воздействия, в юридической - его правовую форму;
  • - управляющее воздействие может быть определено как результирующая деятельности, отношений, т.е. как действующее, побуждающее, изменяющее и именно управляющее воздействие, а не управленческое;
  • - управляющее воздействие содержит момент целеполагания. Целеполаганием в той или иной мере занят каждый человек. Огромная роль в целеполагании общественного развития принадлежит науке, религии, идеологии другим формам познания и мышления, политики и политическим институтам. Поэтому в управлении целеполагание имеет особый характер, который можно обозначить как практическую целенаправленность. В отличие от других интеллектуальных сфер в управлении цели наиболее «операциональны», замкнуты на практику; это своего рода цели-задания. Сложность государственного целеполагания заключается в том, что необходимо отобрать цели, выделить из их естественного множества именно те, которые не только нужно, но и можно практически реализовать. Иначе управление теряет собственное содержание, свою преобразующую силу и превращается в информационную или разъяснительную деятельность;
  • - управляющее воздействие непременно содержит организационный момент. Организовывать означает располагать людей в пространственной и функциональной координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать из взаимодействие в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Известно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество. Организационное воздействие имеет два среза: статичный (структурный) и динамичный (функциональный); оба взаимообусловлены;
  • - управляющее воздействие предполагает и регулирующее поведение участников управляемого процесса, в результате чего претворяются, признаются, утверждаются социальные норма, в том числе законодательные, традиции, обычаи, мораль, право и многие другие социальные регуляторы.

Таким образом, сущность управляющего воздействия предполагает такое воздействие, специфика которого состоит в целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Именно эта триада свойств составляет сущность социального управления, разновидностью которого является государственное управление.

изучение данного вопроса студент должен с уяснения того, что основными элементами менеджмента являются объект, субъект управления и отношения, возникающие между ними.

Объект управления – элементы, на которые направленная управленческая деятельность.

Субъект управления – лицо, которое осуществляет управленческое влияние.

Управленческие отношения – определенные связи, которые возникают между субъектом и объектом управления. Существует два вида формальных управленческих отношений:

1) отношение субординации, которые предусматривают подчинение объекта субъекту управление;

2) отношение координации – отношения, которое возникают между руководителями, структурными подразделениями и работниками одного уровня, а также между звеньями управления, которые находятся на одном уровне.

Субъект и объект управления в совокупности вместе с системой прямых и обратных связей образуют систему управления . В системе управления объект управления называется управляемой системой, а субъект – управляющей. Например , в универмаге управляющей подсистемой есть управленческий аппарат во главе с директором, а – управляемой (секции). В отделе (секции) в свою очередь управляющей подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом (секцией), а что управляемой – продавцы.



Управленческая деятельность воображает собою специфическую разновидность трудового процесса. В связи с этим необходимо выяснить сущность и особенности управленческой работы.

Сущность управленческого труда, его функции и специфика определяются с одной стороны, задачами, которые он решает, с другой, - его предметом, средствами и самой работой по управлению (рис. 1.1).

Управленческий труд – преимущественно умственный труд. Он хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного работника. Неслучайно поэтому оценка деятельности управленцев (и, прежде всего высшего руководства) связана с результатами деятельности компании.



Рис. 1.1 – Особенности управленческого труда

Объективность процессов управления предусматривает разделение управленческого труда, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников.

Выделяется горизонтальное (назначение конкретных менеджеров для руководства подразделениями) и вертикальное (координация управленческой работы) виды распределения.

Вертикальное разделение руда приводит к формированию уровней управления. Большинство организаций имеет три уровня:

Институциональный уровень – директор, заместители директора, президент, вице-президент. Высшее руководство выполняет концептуальную роль, обеспечивая постановку целей деятельности, стратегическое планирование, разрешение проблем на перспективу.

Управленческий уровень – руководители функциональных подразделений. Они обеспечивают реализацию разработанной высшим руководством стратегии, принятие оперативных тактических решений, отвечают за доведение детализованных заданий к подразделениям и их выполнение.

Технический уровень – руководители первичных структурных подразделений: заведующие отделами и секциями, заведующие производством (в общественном питании). Отвечают за донесение поставленных задач к непосредственным исполнителям и эффективность их выполнения.

Этим уровням соответствуют три группы менеджеров (руководителей):

Руководители высшего звена – топ-менеджмент;

Руководители среднего звена – мидл-менеджмент;

Руководители низшего звена – ловер-менеджмент.

Распределение управленческого труда по вертикали и горизонтали является предпосылкой формирования эффективной организационной структуры управления. Этот процесс обеспечивает четкую иерархию, специализацию управленческого труда, что способствует росту эффективности системы менеджмента организации. Увеличение или уменьшение количества уровней управления повлечет за собой снижение эффективности менеджмента в организации.

Методология менеджмента.

При изучении данного вопроса студенту следует обратить внимание на то, что с целью выяснения тенденций развития, законов и принципов менеджмента используют разнообразные методы исследования:

Диалектический метод – изучает явления в развитии, а именно - взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности.

Конкретно-исторический метод – предусматривает изучение исследуемого явления в развитии с учетом причин, условий и факторов, которые обусловили изменения, тенденции развития явления и другое.

Системный метод – представляет собой совокупность методологических средств, процедур, приемов, направленных на исследование сложных объектов с учетом всех имеющихся взаимосвязей и динамических характеристик.

Аналитический метод – заключается в расчленении целого на части и рассмотрении их как одного целого.

Балансовый метод – используют для измерения влияния факторов на обобщенный показатель. В его основе находится составление балансов, которые являются аналитической формой сравнение плановых и отчетных показателей, поступлений и затрат, активов и пассивов. Этот метод дает возможность проанализировать соответствие показателей в стоимостных и количественных величинах, выявить отклонения и причины, обусловившие такое состояние вещей.

Методы моделирования – используют при условии, когда невозможно из-за сложности взаимосвязей исследовать развитие объекта под влияние разнообразных факторов.

Вербальная модель – словесная модель.

Физическая модель – представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или умешенного описания объекта или системы;

Аналоговая модель – представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой (график соотношения между объемами сбыта и издержками);

Математическая – предполагает использование символов для описания свойств или характеристик объекта или события.

Экспертные методы – используются при условии, когда невозможно количественно определить данные параметры. К ним относят органолептические методы, т.е. определение в количественной форме результатов субъективного восприятия специалистами (экспертами) признаков или свойств оцениваемого явления.

Экономико-математические методы . К ним относят методы изучения случайных или вероятностных явлений. Благодаря им выявляют закономерности среди случайностей. К этой группе относят:

Методы элементарной математики (дифференциальное, интегральное или вариационное исчисление);

Методы математического анализа (изучение одномерных и многомерных статистических зависимостей);

Методы математической статистики (производственные функции, межотраслевой баланс и др.);

Эконометрические методы (линейное, нелинейное, блочное, динамическое программирование);

Методы математического программирования (метод выпуклого программирования, сетевое планирование, управление запасами и др.);

Методы экономической кибернетики (системный анализа, имитационные методы);

Методы теории вероятностей и др.

Социологические методы – анкетирование, интервьюирование, тестирование. Основываются на социологических опросах выборки целевых респондентов.

Для расширения познавательных, исследовательских возможностей целесообразно интегрировать все методы, что будет способствовать формированию комплексного видения сущности, развития взаимосвязей между основными категориями менеджмента.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

По дисциплине: «Социальное управление на предприятиях»

Тема: Методы социального управления. Их сущность и специфика.

Группа ЗУП-106

Студент: Гришанова И.М.

Проверил: Лачинина Т.А.

Владимир 2011

Введение ..................................................................................................3

Глава I . Методы управления, задачи социальной работой.

1.1. Методы социального управления...................................................5

1.2.Понятие управления, его принципы и задачи.

Система управления, ее задачи............................................................... 10

Глава II . Сущность задачи и методы управления.

2.1. Сущность методов управления ....................................................15

2.2Основные задачи управления.........................................................19

Вывод ..........................................................................................................23

Список литературы ..........................................................................25

Введение.

Социальная защита населения является актуальной в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Социальная работа осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности. Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Любой коллектив (а общество - наиболее всеобъемлющий коллектив в государственных границах) имеет общие интересы и, следовательно, общие цели (например, поддержание определенного порядка, недопущение анархии и распада общества). В связи с этим в обществе появляются «общие дела», их необходимо решать, управлять событиями (теми, которыми можно управлять). Для регулирования жизни в различных обществах-коллективах создаются особые органы (в племени - советы вождей, старейшины, в государственно-организованном обществе - парламенты, правительства и т.д.).

Целью данной курсовой работы является изучение методов управления социальной работой.

Объект - профессионально-служебная деятельность социальных работников.

Предмет - процесс аттестации социальных работников.

Задачи курсовой работы:

Изучить современные подходы к проблеме социальных методов управления;

Проанализировать современное состояние социальных методов управления;

Рассмотреть черты социальных методов управления.

Глава I . Методы управления, задачи социальной работой.

1.1. Методы социального управления.

Реализация законов и принципов управления происходит благодаря применению различных методов управления. Метод управления представляет собой воздействие различных приёмов и способов на управляемый объект для эффективного достижения поставленных целей. Обычно в практике управления применяют совокупность методов, дополняющих друг друга.

Классификация методов управления

1. Административные.

3. Экономические.

4. Социальные.

5. Социально-психологические.

6. Психологические.

Выделяют следующие методы управления:

1. Административные.

2. Организационные (если объединяют эти две группы в одну, то тогда их называют организационно-административными или организационно-распорядительными).

3. Экономические.

4. Социальные.

5. Социально-психологические.

6. Психологические.

Применительно к классификации существуют следующие подходы.

Первый состоит в делении методов управления на отдельные группы с целью более глубокого познания их содержания, «инвентаризации» и в конечном итоге создания арсенала.

Второй подход называется аспектным. Его представители считают (и не без оснований), что любой метод имеет разные грани - организационную, административную, социальную, экономическую и психологическую. Важно сочетание этих граней, их соотношение для усиления или ослабления какой-то из них в соответствии с конкретными условиями, целями, задачами.

Третий подход - эмпирический. Его сторонники считают бессмысленной любую классификацию методов управления, так как она не нужна на практике. В конкретной ситуации руководитель решает проблему, какой метод использовать, а не ищет ответ на вопрос: «К какой группе этот метод принадлежит?»

В процессе управления социальной работой используются разнообразные методы - организационно-административные, экономические, социально-психологические, психологические. Рассмотрим организационные методы, в которые входят и административные.

Ключевым словом в данной группе методов выступает «организация», которое имеет три значения.

Первое значение отражает различные государственные, негосударственные, общественные, коммерческие, некоммерческие, международные, производственные, непроизводственные и другие образования, учреждения, предприятия или организации. Организация, с одной стороны, проявляется в определенных организационных формах (министерство, департамент, комитет, управление, служба, отдел и др.), а с другой - в характере специализированной деятельности (профсоюзная, финансовая, строительная, торговая, международная Организации и т.д.).

Организация проявляется как в выборе той или иной организационной формы, так и в обосновании организационной структуры, которая должна соответствовать данной организационной форме, характеру данной организации. Организационная форма и организационная структура являются «зримыми предметами организации», имеющей определенную степень стабильности, статичности. Поэтому рассматриваемое значение понятия «организация» называется предметным или Статичным и обусловливает предметное значение целого ряда организационных методов, с помощью которых создаются или расформировываются определенная организация и соответствующая организационная структура.

Второе значение используется в смысле совокупности действий, позволяющих что-либо сделать, решить, упорядочить, систематизировать, подготовить, объединить, разъединить и т.п. для достижения целей, выполнения задач. Оно отражает одну из главных функций управления руководителя, администратора и потому называется функциональным. Можно встретить и другое определение этого значения - динамическое. В нем подчеркивается подвижность организационных действий род влиянием условий, обстановки, ситуации, целей, задач. $ Третье значение понятия «организация» отражает уровень (качество) взаимосвязи, взаимодействия, упорядоченности элементов и частей системы, который должен быть достигнут или уже достигнут. Иначе говоря, в этом смысле «организация» - это, с одной стороны, желательное состояние элемента, части или системы в целом, а с другой - результат их упорядочения. Именно такой смысл часто придается понятиям «организация управления», «организация финансов», «организация социальной работы», «организация труда персонала», «организация документов», «организация совещания» и т.д.

Любой элемент, подсистема и система немыслимы без организации. Она выступает как свойство, атрибут элементов, частей, систем, их функционирования, развития, совершенствования. Поэтому данное значение понятия «организация» называется атрибутивным.

1. Социальные и социально- психологические. Они применяются с целью повышения социальной активности людей. Социальные методы включают в себя:

    методы социального нормирования, позволяющие упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путём введения различных норм (правила внутреннего распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия);

    социально-политические методы, включающие социальное образование и привлекающие работников к активной деятельности в социальном управлении;

    методы социального регулирования служат для упорядочения социальных отношений. Для этого выявляют, с целью регулирования, интересы и цели различных коллективов, групп и индивидов (договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение и удовлетворение социальных потребностей);

    методы морального стимулирования. Их используют для выделения и поощрения коллективов, групп, отдельных работников, которые достигли определённых успехов в профессиональной деятельности.

    социально-психологические методы. Их используют для обеспечения социальных потребностей человека, для повышения трудовой активности личности. Для этого используют различные способы мотивации: внушение, побуждение, подражание и т. д.

    психологические методы. Они направлены на регулирование отношений между людьми, что достигается определённым подбором и расстановкой кадров. Сюда включаются методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения.

2. Экономические методы. Они связаны с достижением экономических целей управления с использованием экономических законов и категорий рыночной экономики. Сюда можно отнести методы экономического стимулирования.

3. Организационно-административные методы. Основу этих методов составляет власть, дисциплина, ответственность. Данный метод имеет виды: указания, правила, рекомендации, контроль. Главной задачей этих методов является координация действий объектов управления.

4. Методы самоуправления. Самоуправление даёт возможность человеку из объекта управления превратиться в субъект управления. Самоуправление повышает эффективность всего управленческого процесса, так как основывается на заинтересованности рабочих и подключению их творческой деятельности. Сюда включается методика комплексной мотивации людей. В неё входит несколько приёмов.

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования. Государственное управление имеет ряд аспектов:
общественно-политический, который определяет общие закономерности и важнейшие идейно-политические параметры системы государственного управления;
организационно-структурный, отражающий характеристики и особенности организационной структуры государственного управления;
структурно-функциональный, составляющий механизм реализации функции управления;
формы, методы и процессы государственно-управленческой деятельности.

Государственное управление занимает особое место среди всех видов управления. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов и их аппараты в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.

В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с другими ветвями. Она самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной власти.

Отличительным признаком исполнительной власти является то, что она реализуется в отношении к различным элементам государственно-организованного общества, т. е. в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера.

Государственное управление или практическая реализация исполнительной власти по своей юридической сути есть регулирующая деятельность. Соответственно в административно-правовом аспекте она проявляется как нормативное регулирование, осуществляемое полномочными субъектами исполнительной власти в определенных для них сферах деятельности.

Система государственного управления включает деятельность государства в целом и охватывает самый широкий спектр функций – от обеспечения национального суверенитета и национальных интересов до поддержания экономических, социальных, политических и правовых условий развития экономики. Иначе говоря, это властное, политическое управление делами всего общества, которое имеет в своей основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

Под политическим управлением следует понимать разработку и принятие высшим руководством страны долгосрочных и стратегических решений, определяющих основные направления и приоритеты социально-экономического и политического развития общества и создания условий для их реализации. Государство обеспечивает функционирование и развитие основных сфер жизнедеятельности, создает и поддерживает инфраструктуру, на которой она базируется. Государство реализует свое политическое воздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу их применения.

Проблема эффективности государственного управления приковывала к себе внимание на всех этапах развития общества, и ей отводилось ведущее место в системе взглядов Конфуция, Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Д. Локка, Монтескье, Г. Гегеля, И. Канта, А. Де Токвиля, К. Маркса, В.И. Ленина и др.

Современные западные теоретики не прекращают спор по проблеме масштабов государственного участия в социально-экономическом развитии общества. Сложились, как известно, две крупные научные школы и множество модификаций на их базе. Первая из них связана с именем английского ученого Дж. Кейнса (кейнсианство), другая – американского экономиста М. Фридмана (монетаризм). Взгляды, которые отстаивают данные научные школы, прямо противоположны: кейнсианцы стоят за активное вмешательство государства в рыночную экономику, а другая школа выступает против широкого государственного регулирования экономической жизни. Кейнсианство (государственный дирижизм) исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижере). Основным фактором равновесного развития признается спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Оно согласует долгосрочные и краткосрочные цели развития, интересы по иерархическим уровням, управляет отраслями экономики, следит за соотношением между ними (пропорциями), проводит активную денежно-кредитную, налоговую политику, контролирует цены. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества, увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей.

Монетаристы исходят из того, что рынок автоматически достигает равновесия, и чрезмерное вмешательство государства может лишь причинить вред (кроме фискальной политики, необходимость которой ими не отрицается). Так как предложение денег прямо пропорционально росту цен, т. е. инфляции, условием сбалансированности является устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники данного подхода выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ, субсидий, за твердые лимиты на денежную эмиссию и госзаймы, сокращение заработной платы для уменьшения издержек и потребительского спроса.

Принципы научных школ реализуются в той или иной степени в различных моделях хозяйствования, отличающихся долей государственного участия в экономике, размерами перераспределения средств через бюджет. Среди них:
саксонская(США, Канада, Великобритания), для которой характерна большая свобода предпринимательства;
западно-европейская(Франция, Италия, Испания, Португалия), характеризующаяся активным государственным регулированием с помощью индикативного планирования, большой долей государственного сектора;
социально-ориентированная(Германия, Австрия, Голландия), которая отличается подчеркнутой социальной направленностью государства. В Германии, например, на социальные нужды направляются 1/3 госбюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает на образование, культурное развитие, квартплату (для бедных), на детей, молодым людям для выравнивания шансов на жизненном старте. Предприятия тратят на социальные нужды 30 % от аналогичных государственных выплат;
скандинавская(Швеция, Дания, Норвегия), где существует паритетность государственного и частного капитала, ясно выражена социальная направленность. Здесь действует принцип: производство – частное, а социальное развитие – для всех. Обеспечена почти полная занятость, расходы бюджета составляют около 70 % ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т. д.);
патерналистская(Япония), опирающаяся на усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном производстве.

Таким образом, тенденцией мирового развития стало расширение государственного вмешательства в экономику и другие сферы общества. Развитые страны различаются по политическим институтам, моделям хозяйствования и управления, но они демонстрируют общие подходы к роли государства в обществе. Государство повсюду осуществляет регулирование и факторов производства, и рынков, стоит на страже национальных интересов.

Сегодня в российском обществе также идут споры между крайне либеральным направлением в экономической теории и так называемыми «реалистами». Первые по инерции обвиняют государство в приверженности принципам социализма и поэтому в теории и на практике стремятся снизить долю ВВП, перераспределяемую через бюджет расширенного правительства. Они настаивают на сокращении в государственном управлении программ развития социально-экономической сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней. Их принцип – «расчистка бюджета от непроцентных расходов».

Представители другого направления исходят из того обстоятельства, что рынок в России не стал самовоспроизводящейся системой, а вектор развития указывает путь к смешанной, рыночно-государственной экономике. Поэтому они призывают к более активной роли государства в реализации экономической и социальной политики.

Между тем существует и общность взглядов на пути реформирования государственного управления. Многие исследователи сходятся в признании решающим среди них изменение, прежде всего, самой системы управленческих отношений, предполагающей жесткое разделение на субъект и объект управления. Необходимо преодолеть подход к субъекту управления, т. е. к государству, как функциональной подсистеме, «отвечающей» за сохранение социального порядка, целостность общества. Крайним выражением такого подхода является построение системы управления как тотальной административной системы, принципы которой изложены в теории бюрократии М. Вебера.

Таким образом, сегодня понимание механизмов управленческого воздействия претерпевает эволюцию, что отражается на концептуальном переосмыслении основ государственного управления. В этом отношении интересен опыт теоретического анализа, осуществленный известными специалистами по управлению Д. Осборном и Т. Геблером в книге «Обновление управления», ставшей всеамериканским бестселлером и настольным пособием для многих чиновников и менеджеров аппарата государственного и муниципального управления страны.

Исходной позицией авторов выступает идея о том, что цивилизованное общество не может эффективно функционировать без эффективного государства и что не люди в государственных организациях составляют проблему, а системы, в которых они действуют. Главная их идея: дебюрократизация органов государственного управления и местного самоуправления и превращение их в «предпринимательские» институты. Они обосновывают принципы обновления современных систем государственного управления:
внедрение конкурентных начал в производство и оказание услуг;
расширение прав граждан посредством передачи им контроля за деятельностью правительственных учреждений;
переход к оценке работы государственных органов по результатам (а не по затратам, как это принято в бюджетной практике);
превращение клиентов в свободных потребителей, имеющих право выбора производителей услуг;
децентрализация управления, сдвиг властных полномочий на нижние уровни организации;
приоритет рыночных механизмов перед бюрократическими и пр.

Нельзя не согласиться с этими авторами в том, что укрепление государственности, возрастание ее эффективности связано с упрочением социальной связи общества и государства, развитием социального партнерства. Как показывает мировой опыт, в деятельности цивилизованных государств происходит существенная перегруппировка функций, выдвижение новых приоритетов в государственной работе. Главный субъект управления делегирует многие распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие, финансово-экономические функции разным субъектам управления, мотивируя реальное становление гражданского общества, что позволяет сбалансировать разные интересы как отдельных людей, так и больших социальных групп, наций и народностей, религиозных конфессий и т. п.

Важнейшей проблемой российской государственности является формирование новой генерации государственных служащих.