Основание ордена тамплиеров. Организационная структура ордена тамплиеров.Печать, знамя и крест ордена.Набор новобранцев и прием их в орден тамплиеров Роль тамплиеров в крестовых походах

В средневековье, самым основным способом показать подлинность документа было поставить на него печать. Эти печати были изображениями вырезанными на дереве, бронзе или на благородных металлах и отпечатовались на воске или сургуче. В то время, когда даже неграмотные люди нуждались в том, чтобы проводить деловые сделки, печати давали возможность заверять документы и символически объясняли личность владельца печати.

Были печати духовных организаций, монархов, мирских рыцарей и многих других. Хотя изображение двух тамплиеров на одном коне, в современное время, стало синонимом с орденом тамплиеров, у них было много разных печатей.

Как известно, на традиционной печати тамплиеров изображены два рыцаря едущие на одном коне - это печать магистра Бертрана де Бланшфорта, принятая в 1168 году.

Описывая печать ордена обычно используют символизм, наиболее сильно в символизме печати проявил себя выдающийся физиолог и оккультист Карл Джунг:

"Изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади, как считают, представляло их клятву бедности. Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь. Хотя, для первоначального ордена состоявшего из девяти человек - это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат. И это богатство было столь большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и в последствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами. Уже на Совете в Труа, когда орден получил Латинский устав, в уставе было сказано, что рыцарь должен иметь три лошади".

На измененной печати был изображен Храм Соломона или нечто похожее на него. На самом деле - это изображение Скального купола, потому что Храм, как он изображен на печати, даже близко не похож на Храм Соломона как он описан в Книге Ветхого Завета.

Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма, которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году. (Для более полной информации читайте книгу Легмана и Ли "История тамплиеров" Rendom de Brie)

По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне - это не сивол клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта, который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображенние Христа. Как сказано в Евангилие, где Иисус Христос говорит:

"Везде, где во имя Меня собираются двое или большее, есть я, посреди них" .

Из центра в Иерусалиме активность ордена по ступеням твердо установленной иерархии распространялась на всю Святую Землю.
Главными должностными лицами поначалу были:
- магистр - государь могущественный, но подчиненный в большинстве случаев решению капитула, где сам он имел только один голос;
- сенешаль , ведавший снабжением и бытом Дома;
- маршал , ответственный за военную подготовку и дисциплину в монастыре и нередко во время войны его возглавлявший;
- смотритель одежд , занимавшийся экипировкой братьев.
Командоры трех провинций Востока - Иерусалима, Триполи и Антиохии - были подчинены только магистру и генеральному капитулу; каждый из них имел под своим началом собственного маршала и смотрителя одежд.
За командорами Провинций шли шателены (управляющие замками) и командоры Домов ; были еще командоры рыцарей , которые повиновались маршалу своего монастыря.
Смотрители Домов , часто бывшие только сержантами, управляли сельскими владениями ордена .

Легковооруженные отряды наемников из местных жителей (туркополов) подчинялись туркополье (turkopolier). Оруженосцы, также наемные, получали приказы от знаменосца .

Наиболее гибкой структурой обладали десять или двенадцать (число их не было постоянно) провинций Запада: Франция, Англия с Шотландией и Ирландией, Фландрия, Овернь, Пуату, Аквитания, Прованс, Каталония, Арагон, Португалия, Апулия, Сицилия, Венгрия - всюду имелись магистры или командоры, но командоры нередко управляли одновременно несколькими провинциями, например, Провансом с Каталонией, или "Провансом и различными частями Испании".
Монастырь Испании служил аналогом Заморскому Дому ордена, поскольку от Наварры до Мерсии, как и в Святой Земле, беспрерывно воевали.
Но все другие провинции существовали лишь для того, чтобы оказывать обоим монастырям поддержку; исключение делалось только для некоторых прибрежных городов, таких, как Тулон, где командорство включалось в местную оборонную систему.
Владения ордена разделили на провинции, которыми управляли Великие командоры.
Внутри каждой провинции выделялись командорства.
Во главе командорств стояли командоры . Типичное сельское командорство представляло собой большую ферму, на которой проживало несколько братьев.
В командорстве имелась церковь, гостиница для путешественников, а также множество сельскохозяйственных построек. Командорство представляло собой административный центр, из которого шло управление имуществом ордена в округе.
Обычно командорство - это прямоугольник стен с башнями по четырем углам, внутри которого помещаются другие строения. Вот почему создается впечатление крепости, хотя башни выполняют роль скорее опоры, чем защиты.
Такое сооружение не смогло бы устоять перед настоящим штурмом, но было достаточно надежным укрытием против банды грабителей.
Обнесенный стенами прямоугольник - это ядро командорства. Довольно часто его окружали рвами с двух или трех сторон, остальные же прикрывались прудом природного или искусственного происхождения.
Поскольку потребление мяса было строго ограничено уставом, этот пруд являлся одновременно средством обороны, источником питьевой воды и садком для разведения рыбы.
В прямоугольнике находился "Большой дом" (во многих местах название сохранилось) - фактически это монастырский дом с кельями для рыцарей и командора. В нем два или более этажей (отсюда название), в стены часто были встроены опорные башенки.
Именно в этом доме располагалась рыцарская часовня - пустая комната без окон, квадратная или прямоугольная, которую не следует путать с часовней командорства, открытой для всех.
Внутри прямоугольника стоят и все остальные дома: фермерские, "странноприимные" и ремесленные.
Обычно монастырская часть, иными словами, "Большой дом", отделена от прочих стеной. Остатки подобных стен сохранились почти во всех командорствах.
Фермерские дома предназначены для пахарей, пастухов, конюхов и т. д. Занимаясь обработкой угодий, они живут здесь семьями, но доступ в монастырь для них - особенно для женщин - закрыт.
В "странноприимном" доме, или постоялом дворе, обитают путешественники и, в зависимости от положения командорства, паломники. Довольно часто за стенами имеется лечебница или лепрозорий.

У каждого командорства имеются свои фермы, или, как их называют, хозяйства, которые эксплуатируются по-разному, в зависимости от установившихся в том или ином регионе традиций и обычаев: крепостное право в Бри, вассальное подчинение в Нормандии, испольщина в Лимузене.
Кроме хозяйств в распоряжении командорств находится другое имущество: хижины, сторожки, кузницы, печи для обжига черепицы, склады и другая недвижимость.
Удаленные владения назывались саm егае (камеры). Камерой управлял один брат или ее сдавали в аренду.
Командор каждого командорства ежегодно переводил определенную сумму (responsion) великому командору провинции. В свою очередь великий командор направлял собранные средства в Темпль, располагавшийся на востоке.
Великий командор провинции проводил ежегодное совещание, называемое капитулом.
В ходе совещания командоры отчитывались и передавали деньги.
Раз в несколько лет проводился великий капитул, на котором собирались великие командоры, которые, в свою очередь, отчитывались и расплачивались.
На великом капитуле назначались новые управляющие и совершались таинства.

Хотя братья ордена были рассеяны по всемухристианскому миру, они находились в постоянном контакте с руководством ордена благодаря системе регулярных капитулов.
Кроме того, братья на востоке и западе постоянно обменивались письмами.
Между Востоком и Западом постоянно происходил обмен людьми и припасами. Запад поставлял людей, лошадей, вооружение, одежды и основное - деньги, Восток в свою очередь доставлял в Европу больных и старых членов ордена, специи, шелка и другие экзотические товары Востока.
Помимо командорств и другой недвижимости тамплиеры владели во всех крупных городах большим количеством домов.
Так в Париже ордену Храма принадлежал весь квартал Маре - между старым Тамплем с пристанью на Сене и новым Тамплем.
К этому можно добавить холм Бельвиль с разбитыми на нем садами и склоны Монмартра, отведенные под виноградники.
На левом берегу Сены владели несколькими домами в квартале Сен-Марсель и большей частью предместья Сен-Жак.
В Труа тамплиеры владели примерно полусотней жилых строений. Большинство из перечисленных домов тамплиеры сдавали частным лицам.

Печать, знамя и крест ордена

Знамя тамплиеров состояло из двух цветов (белого и черного), на этом фоне размещался крест и девиз («Не нам, не нам, а имени Твоему»).
Знамя было разделено по горизонтали на две части - верхнюю черную и нижнюю белую. Иногда с красным крестом, расположенном на белом поле.
Значение цветов знамени до сих пор неясно.
Означало ли оно победу сил добра над злом?
А может, обозначало два класса внутри Ордена - рыцарей в белых мантиях и сержантов в черных плащах?
Есть также версия, что черная часть знамени обозначала мирскую, греховную жизнь, которую тамплиеры оставляли при вступлении в Орден, а белая часть символизировала чистоту их нынешней жизни, посвященной сражениям за веру.
Слово baussant означает «окрашенный в два цвета», в данном случае — черный и белый. Отсюда само знамя рыцари стали называть le baussant .
Жак де Витри, который был одним из друзей Дома и собирал сведения непосредственно утамплиеров , рассказывает, что они носят «бело-черное знамя, которое называют «le Beaucent», показывая, что открыты и доброжелательны по отношению к своим друзьям, черны и грозны для врагов.
«Львы на войне, агнцы во время мира.»»
Изображения знамени у различных хронистов различаются в вопросе, какая именно часть была белой, а какая - черной.
Матвей Парижский, хронист аббатства Сент-Олбанс, изображает знамя с верхней частью черной и с нижней частью белой. Причем их соотношения у него менялись.
В Historia Anglorum он изображает знамя Ордена поделенным на две части: верхняя треть - черная, две нижних трети - белые.
В то же время он в другом своем труде, Chronica majora , приводит изображения знамени как с равными полями, так и с неравными (как в Historia Anglorum ).
Церковь Сан-Бевиньяте в Перудже (Умбрия) была построена между 1256 и 1262 гг. под руководством папского казначея, брата Ордена Бонвичино.
Сан-Бевиньяте было одним из центров Ордена в Перудже (с 80-хх годов XIII века - единственным).
Внутри, на западной стене сохранились остатки большой фрески, на которой изображена битва между крестоносцами и мусульманами. На ней можно различить знамена и щиты братьев Ордена, поделенные на равные половины - верхнюю белую (с нанесенным лапчатым крестом) и нижнюю черную.
Возможно, знамя, изображенное на фресках церкви Сан-Бевиньяте, являлось штандартом магистра , тогда как Матвей Парижский рисовал знамя, которое нес маршал (статья №164 Устава Ордена) и другие иерархи на поле боя.
Согласно тому же Уставу право носить знамя, как в военное, так и в мирное время, имели: сенешаль (статья №99), командор Иерусалима (статья №121), командоры областей Антиохии и Триполи (статья №125), командор рыцарей при туркопольере (статья №170), командор рыцарей при маршале (статья №165) и т.д.
Очевидно, что знамя Ордена не было уникально (как, например, Орифламма французских королей).
В любом случае, орденский штандарт играл очень важную роль на поле боя (помимо «классической» роли, естественно): он показывал центр орденского центра, а также место, к которому должны были стремиться братья для перегруппировки и новой атаки.
Его функция была настолько важна, что существовал дубликат знамени, которое несли свернутым, на тот случай, если первое падет.
А маршал перед атакой назначал 10 рыцарей, единственной задачей которых была охрана знамени.
В случае, если же брат бросил знамя и бежал с поля боя, это считалось очень серьезным проступком, за который этого брата могли изгнать из Ордена (статья №232 Устава Ордена).
Если же брат в битве наклонит знамя, капитул мог лишить его плаща (статья №241).
27 апреля 1147 года папа римский Евгений III, присутствовал на Генеральном Капитуле ордена Храма в их новом доме в Париже. В присутствии короля Франции Людовика VII Капета, архиепископа Реймса, ста тридцати рыцарей ордена Храма и Великого магистра Эврара де Бар, папа даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща, под сердцем, изображение алого креста «с тем, чтобы сей победоносный знак служил им щитом, и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным».
В средневековье, самым основным способом показать подлинность документа было поставить на него печать. Эти печати были изображениями вырезанными на дереве, бронзе или на благородных металлах и отпечатывались на воске или сургуче.
В то время, когда даже неграмотные люди нуждались в том, чтобы проводить деловые сделки, печати давали возможность заверять документы и символически объясняли личность владельца печати.
Как известно, на традиционной печати тамплиеров изображены два рыцаря едущие на одном коне - это печать магистра Бертрана де Бланшфорта, принятая в 1168 году.
Описывая печать ордена обычно используют символизм, наиболее сильно в символизме печати проявил себя выдающийся физиолог и оккультист Карл Джунг:
«Изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади, как считают, представляло их клятву бедности. Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь.
Хотя, для первоначального ордена, состоявшего из девяти человек - это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора, в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат.
И это богатство было столь большим, что предоставляли ссуды монархам и впоследствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.
Уже на Совете в Труа, когда орден получил Латинский устав, в уставе было сказано, что рыцарь должен иметь три лошади».
Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма, которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году. (Для получения более полной информации читайте книгу Легмана и Ли «История тамплиеров» Rendom de Brie ) .
По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне - это не сивол клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта, который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображенние Христа.
Как сказано в Евангелии, где Иисус Христос говорит:
«Везде, где во имя Меня собираются двое или большее, есть я, посреди них».
На измененной печати был изображен Храм Соломона или нечто похожее на него.
На самом деле - это изображение Скального купола, потому что Храм, как он изображен на печати, даже близко не похож на Храм Соломона как он описан в Книге Ветхого Завета.
Известно порядка двадцати образцов печатей ордена Храма .
Известны также печати с крестом и Агнцем, использовавшиеся магистрами в Англии; эти типы печати повторяются, различаясь в деталях.
Остальные сохранившиеся экземпляры, судя по всему, принадлежат исключительно командорам ордена.

Набор новобранцев и прием их в орден тамплиеров

Братья ордена тамплиеров разделялись на несколько классов. Поскольку основной задачей ордена была защита католической веры, наиболее многочисленным был класс рыцарей.
В рыцари ордена посвящали в ходе особой церемонии.
В первые годы существования ордена статус братьев-рыцарей еще полностью не определился, поэтому многие рыцари ордена происходили из неблагородного сословия.
Но к моменту роспуска ордена рыцарское сословие в Западной Европе получило высокий статус, поэтому и в орден уже принимали рыцарей только благородного происхождения.
Воины ордена Храма, которые не имели рыцарского достоинства, назывались servientes на латыни или sergents по-старофранцузски. На поле боя сержанты поддерживали действия рыцарей.
Однако далеко не все сержанты были воинами. В этом разряде числились также работники и мастера ордена.
В ордене имелся еше один класс: братъя - священники . Братья-священники отвечали за удовлетворение духовных потребностей членов ордена , они принимали исповеди, служили мессы.
В Европе в ордене также находились сестры , а сам Орден Тамплиеров располагал парой женских монастырей.
Кроме того, отдельные сестры жили поблизости от командорств. Сестры занимались исключительно трудом и молитвой, от них не ожидали участия в сражениях.
В целом они мало чем отличались от обычных монахинь.
Кроме того, при ордене находилось множество связанных с ним лиц, мужчин и женщин, которые делали регулярные пожертвования или надеялись присоединиться к ордену в будущем, пока не принося обетов.
Мы хотим рассказать, прежде всего, про воинов ордена.
Подавляющее большинство братьев присоединялось к ордену, будучи уже взрослыми людьми.
Устав ордена запрещал принимать детей, однако, известны случаи, когда дети воспитывались орденом, например, в тех случаях, когда родители перед смертью завещали ордену позаботиться о воспитании их детей.
При этом воспитанники не обязывались вступать в орден по достижению совершеннолетия.
Основатели ордена определили, что к ордену могут присоединяться лишь те, кто мог держать оружие в руках. Как правило, в орден вступали молодые мужчины в возрасте до тридцати лет, хотя встречались и молодые люди моложе двадцати, а в отдельных случаях в орден вступали и подростки.
С другой стороны, известны случаи, когда в орден вступали мужчины преклонных годов, уже сделавшие карьеру на войне и решившие спокойно дожить свои дни во владениях ордена на западе.
Кроме того, некоторые люди присоединялись к ордену на время, а затем возвращались к своим семьям.
Каждый член ордена принимал обеты, движимый собственными мотивами.
Исследователи располагают небольшим числом свидетельств, прямо упоминающих мотивы кандидатов, однако во многих случаях о мотивах вполне можем догадаться.
Орден Храма привлекал к себе многих. Безземельные рыцари находили в нем опору на всю жизнь, безбедное существование. Знатные сеньоры получали защиту от любых могущественных врагов (в том числе и от собственных государей).
Основным мотивом, конечно же, было искреннее желание поучаствовать в защите христианских святынь на Святой Земле. Считалось, что такая служба очищает грехи и позволит после смерти попасть прямо в рай.
В те времена жизнь людей была короткой, а такого понятия как «уверенность в завтрашнем дне» просто не существовало.
Если сейчас люди прячутся от мыслей о смерти, предаваясь развлечениям, занимаясь карьерой или гоняясь за модными вещами, то в ХII-ХIV веках люди честнее смотрели на свою судьбу, осознавали собственную смертность и всерьез думали о том, что ждет их за этой чертой.
Славная смерть на поле боя ценилась выше смерти от болезни или голода.
Многие присоединились к ордену после того, как во время паломничества на Святую Землю познакомились с тамплиерами, сражавшимися против мусульман. Но это были положительные причины, существовали и отрицательные мотивы.
Но много вступало в орден и алчных, забывших все святое и готовых творить любые жестокости людей. Их привлекала одна из главных заповедей тамплиеров : «Никакое преступление, совершенное на пользу ордену, не считается грехом».
Некоторые вступали в орден для того, чтобы поменять обстановку. Так, в начале 30-х годов XII века французский рыцарь по имени Гай Корнелли из Дижона, вступил в орден потому, что его жена заболела проказой.
Он поручил свою жену и дочерей заботам аббата и монахов, пожертвовал монастырю свои владения, а сам отправился в Иерусалим, чтобы закончить свою жизнь, служа Господу.
Некоторые поступали в орден, надеясь получить прощение своих прежних грехов. В одном средневековом тексте упоминается о Жерарде де Ридефорте, магистре тамплиеров 1185-1189 г., который присоединился к ордену после того, как опасно заболел, оказавшись в Иерусалиме.
Встречались также довольно светские мотивы. Воины присоединялись к ордену, ища способ сделать карьеру.
Это был неплохой выход для младших сыновей, которым не светило наследство.
Вступив в орден , рыцарь мог добиться неплохого положения в обществе, влиятельности и власти, недостижимых в миру. Для постороннего наблюдателя жизнь братьев ордена выглядела удобной, так как орден обеспечивал своих людей одеждой и регулярным питанием, что было совершенно недостижимо для мирян.
В ходе суда над тамплиерами в Англии в 1309 году брат Гуго Тадкастер заявил, что он работал ключарем на орден и попросил принять его в члены ордена.
Некоторые члены ордена вступали туда потому, что некоторые их родственники состояли в ордене.
Другие вступили в орден из-за того, что в орден вступили их работодатели, а они пошли за своими хозяевами.
Наконец, некоторые вступали в орден просто из авантюризма.
Желающих вступить в орден принимали не сразу, а после испытательного срока. В уставе этот момент определялся отдельно.
Кандидат должен был находиться вместе с братьями определенное время, за которое он смог бы убедиться в крепости своих намерений, а орден определить истинные причины, побуждающие кандидата принять обет. Если кандидат успешно выдерживал испытательный срок, его принимали.
Правда, поскольку орден нес тяжелые потери в сражениях, уровень требований к кандидатам снижался, а в конце концов кандидатов стали принимать в орден почти сразу.
В первые годы существования, в орден не принимали отлученных от церкви, однако позднее стали считать, что орден - хороший коллектив для перевоспитания грешников.
Клервоский аббат Бернард писал, что грабители, человекоубийцы и прочие преступники должны отправиться защищать Гроб Господень. Этим удастся достичь двух целей: Европу покинут криминальные элементы, а в Палестину прибудут новые солдаты.
Например, в 1224 году Папа Гонорий III приказал магистру принять в орден на семь лет рыцаря Бертрана, убившего епископа.
Вскоре количество криминалитета в ордене достигло критического значения и их присутствие стало представлять собой проблему.
Среди преступлений, совершавшихся «исправляемыми», значатся поединки между братьями, убийство христианских купцов и воровство у христиан. В ордене за такие преступления полагалась порка или пожизненное тюремное заключение.
Хотя симония - назначение на должность за деньги - прямо противоречило церковным канонам, в ордене прижился обычай, по которому от кандидата требовалось сделать пожертвование перед посвящением в члены ордена.
Во время суда над орденом некоторые братья показали, что для вступления им пришлось заплатить определенный взнос. Этот взнос назывался passagium, поскольку считалось, что на эти деньги орден организует перевозку нового члена в Палестину.
Подобный взнос собирался и в ордене Госпитальеров. Один брат из Англии Роджер Дальтон сообщил, что заплатил пассагий в размере шестидесяти марок, то есть сорок фунтов стерлингов.
Прием новых братьев в орден представлял собой торжественную церемонию. Среди прочих атрибутов присутствовал свиток с уставом ордена, статутами. обычаями и постановлениями.
На церемонии присутствовали братья, ответственные за прием новых членов.
На суде над орденом в 1307-1312 годах было установлено, что церемония проходила в тайне и ночью, хотя многие братья утверждали, что лично их принимали на рассвете или сразу после восхода солнца.
В этом заключался определенный символизм, так как вместе с новым днем для принимаемого в орден начиналась новая жизнь.
Некоторые братья говорили, что на церемонии приема не присутствовали посторонние, но один английский брат Вильям Равен утверждал, что во время его приема в члены ордена на церемонии присутствовало около сотни гостей.
Посвящение в обычно проводил командор провинции во время сбора провинциального капитула в каком-либо из командорств. Но при необходимости обряд проводили в любом более-менее подходящем помещении. Например, англичанина Вильяма Ското посвятили в тамплиеры в спальне.
Прежде чем посвящать кандидата в братья, его вызывали на собрание капитула. Два или три брата беседовали с кандидатом, рассказывая ему о том, какой образ жизни будет он вести, став членомордена , о том, какую работу будет выполнять, с какими проблемами сталкиваться и какое наказание его ждет в случае ослушания.
Это делалось для того, чтобы кандидат хорошо представлял себе свое будущее. Если намерение кандидата оставалось твердым, его спрашивали о том, не осталось ли у него в миру каких-либо незавершенных дел, не женат ли он, не состоит ли членом других орденов, не должен ли кому - либо денег, здоров ли он, не состоит ли под судом.
Если ничего из вышеперечисленного за кандидатом не числилось, ничего не мешало кандидату вступить в орден.
Далее кандидат в члены ордена являлся на совет капитула и делал формальное заявление о своем желании вступить.
Председатель капитула в ответ объявлял кандидату, что хотя для посторонних жизнь в ордене кажется приятной, в действительности члены ордена должны беспрекословно выполнять приказы, идти, даже если не хочется идти, и делать то, что не хочется делать.
«Ты только видел поверхность. На поверхности кажется, что у нас есть великолепные кони, прекрасная экипировка, напитки и еда, мы носим красивое платье и, кажется, ведем легкую жизнь.
Но ты не знаешь о том, какие строгие приказы нам приходится исполнять».
Примеры «строгих приказов» относились к будущему статусу кандидата. Рыцари должны были отправиться воевать за море, хотя и не обязательно на Святую Землю.
Сержанты должны были заниматься физическим трудом, например, выращиванием свиней.
Кандидату сообщалось, что единственная причина, по которой стоит вступить в орден, - это желание бежать от греховного мира, работать для Бога и искупать свои грехи.
Вступая в орден кандидат становился рабом ордена.
Если кандидат соглашался и на такие условия, его просили выйти из зала заседания, после чего начиналось обсуждение кандидатуры. Если капитул соглашался принять кандидата в орден, его просили вернуться, после чего подвергали перекрестному допросу о том, нет ли у кандидата каких-либо обязательств, которые могут вскрыться после вступления в орден.
Кандидата предупреждали, что если он солжет и ложь обнаружится, то он будет изгнан из ордена.
Если ответы кандидата удовлетворяли капитул, ему предлагали принести клятву «Господу и Деве Марии» в том, что он будет повиноваться приказам магистра ордена , соблюдать безбрачие и нестяжательство.
Кроме того, кандидат клялся в том, что будет соблюдать традиции и обычаи ордена, помогать защите Святой Земли и никогда не покидать ордена без разрешения магистра и капитула.
Когда все необходимые клятвы были произнесены, председатель совета приветствовал нового члена ордена и надевал на его плечи орденскую мантию.
Кроме того, принятый член братства мог получить шерстяной шнур на пояс, как символ целомудрия, и мягкую шапку-скуфью.
Брат-священник читал молитву, после чего он и председатель целовали нового брата. Далее новый брат садился на пол, а председатель зачитывал ему извлечения из устава и обычаев ордена, а также отвечал на задаваемые новичком вопросы.
Наконец. председатель благословлял новичка и отпускал его.
Новый брат не обязательно оставался служить в том командорстве, где был принят. Его могли послать в любое другое место.
Так, брат Роджер Дальтон был принят в в Балсалле, Уорвикшир в 1305 году, и вскоре его направили в Денни, Кембриджшир, где он возглавил ферму, входящую в командорство Денни.
Напротив, брат Роберт де ла Мор, рыцарь, вступивший в орден в Динсли, Хертфордшир в 1304 году, был отправлен на Кипр.
Вероятно, новые братья, имевшие военную подготовку, сразу отправлялись в Утрмер, тогда как различные специалисты и управленцы оставались на хозяйстве в Европе.
Каждый брат имел право взять с собой одного оруженосца, который следил бы за конями и экипировкой, а также помогал рыцарю на поле боя.
Некоторые оруженосцы нанимались орденом, тогда как другие служили ордену «за идею» в течение непродолжительного периода.
Третьи оруженосцы состояли в ордене в качестве братьев-сержантов.
Наконец, в армии ордена служили и наемники, В уставе ордена упоминались turcopoles - наемная легкая конница, возглавляемая братом-туркопольером.
Наемники использовались орденом по необходимости, а их услуги орден оплачивал но договоренности.
Хотя братья часто сражались вместе с обычными крестоносцами, сами по себе тамплиеры к крестоносцам не относились. Статус крестоносца был временным, тогда как братья ордена давали пожизненные обеты.
могли просить о разрешении перевестись в другой орден. Если же брат-тамплиер бежал, орден принимал меры к поиску беглеца и наказанию его.

Состояло из двух цветов (белого и черного), на этом фоне размещался крест и девиз («Не нам, не нам, а имени Твоему»).
Знамя было разделено по горизонтали на две части - верхнюю черную и нижнюю белую. Иногда с красным крестом, расположенном на белом поле.
Значение цветов знамени до сих пор неясно.
Означало ли оно победу сил добра над злом?
А может, обозначало два класса внутри Ордена - рыцарей в белых мантиях и сержантов в черных плащах?
Есть также версия, что черная часть знамени обозначала мирскую, греховную жизнь, которую тамплиеры оставляли при вступлении в Орден, а белая часть символизировала чистоту их нынешней жизни, посвященной сражениям за веру.
Слово baussant означает «окрашенный в два цвета», в данном случае - черный и белый. Отсюда само знамя рыцари стали называть le baussant .
Жак де Витри, который был одним из друзей Дома и собирал сведения непосредственно у тамплиеров , рассказывает, что они носят «бело-черное знамя, которое называют «le Beaucent», показывая, что открыты и доброжелательны по отношению к своим друзьям, черны и грозны для врагов.
«Львы на войне, агнцы во время мира.»»
Изображения знамени у различных хронистов различаются в вопросе, какая именно часть была белой, а какая - черной.
Матвей Парижский, хронист аббатства Сент-Олбанс, изображает знамя с верхней частью черной и с нижней частью белой. Причем их соотношения у него менялись.

> В Historia Anglorum он изображает знамя Ордена поделенным на две части: верхняя треть - черная, две нижних трети - белые.
В то же время он в другом своем труде, Chronica majora , приводит изображения знамени как с равными полями, так и с неравными (как в Historia Anglorum ).
Церковь Сан-Бевиньяте в Перудже (Умбрия) была построена между 1256 и 1262 гг. под руководством папского казначея, брата Ордена Бонвичино.
Сан-Бевиньяте было одним из центров Ордена в Перудже (с 80-хх годов XIII века - единственным).
Внутри, на западной стене сохранились остатки большой фрески, на которой изображена битва между крестоносцами и мусульманами. На ней можно различить знамена и щиты братьев Ордена, поделенные на равные половины - верхнюю белую (с нанесенным лапчатым крестом) и нижнюю черную.
Возможно, знамя, изображенное на фресках церкви Сан-Бевиньяте, являлось штандартом магистра , тогда как Матвей Парижский рисовал знамя, которое нес маршал (статья №164 Устава Ордена) и другие иерархи на поле боя.
Согласно тому же Уставу право носить знамя, как в военное, так и в мирное время, имели: сенешаль (статья №99), командор Иерусалима (статья №121), командоры областей Антиохии и Триполи (статья №125), командор рыцарей при туркопольере (статья №170), командор рыцарей при маршале (статья №165) и т.д.
Очевидно, что знамя Ордена не было уникально (как, например, Орифламма французских королей).
В любом случае, орденский штандарт играл очень важную роль на поле боя (помимо «классической» роли, естественно): он показывал центр орденского центра, а также место, к которому должны были стремиться братья для перегруппировки и новой атаки.
Его функция была настолько важна, что существовал дубликат знамени, которое несли свернутым, на тот случай, если первое падет.
А маршал перед атакой назначал 10 рыцарей, единственной задачей которых была охрана знамени.
В случае, если же брат бросил знамя и бежал с поля боя, это считалось очень серьезным проступком, за который этого брата могли изгнать из Ордена (статья №232 Устава Ордена).
Если же брат в битве наклонит знамя, капитул мог лишить его плаща (статья №241).
27 апреля 1147 года папа римский Евгений III, присутствовал на Генеральном Капитуле ордена Храма в их новом доме в Париже. В присутствии короля Франции Людовика VII Капета, архиепископа Реймса, ста тридцати рыцарей ордена Храма и Великого магистра Эврара де Бар, папа даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща, под сердцем, изображение алого креста «с тем, чтобы сей победоносный знак служил им щитом, и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным».
В средневековье, самым основным способом показать подлинность документа было поставить на него печать. Эти печати были изображениями вырезанными на дереве, бронзе или на благородных металлах и отпечатывались на воске или сургуче.
В то время, когда даже неграмотные люди нуждались в том, чтобы проводить деловые сделки, печати давали возможность заверять документы и символически объясняли личность владельца печати.
Как известно, на традиционной печати тамплиеров изображены два рыцаря едущие на одном коне - это печать магистра Бертрана де Бланшфорта, принятая в 1168 году.
Описывая печать ордена обычно используют символизм, наиболее сильно в символизме печати проявил себя выдающийся физиолог и оккультист Карл Джунг:
«Изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади, как считают, представляло их клятву бедности. Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь.
Хотя, для первоначального ордена, состоявшего из девяти человек - это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора, в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат.

И это богатство было столь большим, что предоставляли ссуды монархам и впоследствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.
Уже на Совете в Труа, когда орден получил Латинский устав, в уставе было сказано, что рыцарь должен иметь три лошади».
Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма, которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году. (Для получения более полной информации читайте книгу Легмана и Ли «История тамплиеров» Rendom de Brie) .
По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне - это не сивол клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта, который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображенние Христа.
Как сказано в Евангелии, где Иисус Христос говорит:
«Везде, где во имя Меня собираются двое или большее, есть я, посреди них».
На измененной печати был изображен Храм Соломона или нечто похожее на него.
На самом деле - это изображение Скального купола, потому что Храм, как он изображен на печати, даже близко не похож на Храм Соломона как он описан в Книге Ветхого Завета.
Известно порядка двадцати образцов печатей ордена Храма .
Известны также печати с крестом и Агнцем, использовавшиеся магистрами в Англии; эти типы печати повторяются, различаясь в деталях.
Остальные сохранившиеся экземпляры, судя по всему, принадлежат исключительно командорам ордена.

Тамплиеры — один из наиболее загадочных тайных орденов в истории человечества. Его история окружена множеством тайн и теорий заговоров. Вот десять любопытных фактов о воинах Христа и Храма Соломона, как называли себя сами тамплиеры.

10 ФОТО

1. На пике своей популярности орден тамплиеров насчитывал около 20 000 человек.

Этот факт превосходно иллюстрирует могущество и распространенность ордена в Средние века. Многие из членов ордена были воинами, другие выполняли обязанности медиков или следили за различными финансовыми вопросами. Все тамплиеры подчинялись Верховному магистру, который принимал все наиболее важные решения, правда он был обязан советоваться со своим штабом, в который входил сенешаль, его заместитель, маршал и другие помощники.


2. Тамплиеры по сути, изобрели банки.

Удивительно, но именно они придумали метод защиты финансов, которыми пользуются все современные банковские системы. С целью защиты различных паломников, путешественников и купцов в небезопасных окрестностях Иерусалима, рыцари создали систему, при которой все, кто едет на Святую Землю могут внести любые ценности в одно из местных отделений Храмовников. Им в обмен выдавалась грамота, которую потом можно было обменять в любом другом отделении Тамплиеров в Святой Земле в соответствии со стоимостью товаров в золоте или в эквиваленте драгоценного металла.


3. Тамплиеры построили множество зданий по всей Европе.

Одна из главных целей, которые преследовали рыцари-тамплиеры, заключалась в том, чтобы предоставить паломникам безопасный проход к Святой земле. Для этого рыцари построили огромное количество замков, укреплений и других зданий по всему европейскому континенту. Известные примеры сохранившихся зданий, построенных тамплиерами: церковь Темпл в Лондоне и монастырь Конвенту-де-Кришту в Португалии.


4. У них была собственная печать.

Как и полагается такому большому и влиятельному ордену, тамплиеры имели свою печать. На традиционной печати тамплиеров изображены два рыцаря на одном коне, что является символом обета бедности, приносимого при вступлении в орден. Печать тамплиеров использовалась вместо подписи для скрепления соглашений и удостоверения подлинности документов.


5. У тамплиеров была своя униформа.

Каждый полноправный член ордена мог носить белую тунику с красным крестом, которая являлась одним из самых узнаваемых символов ордена. Белый цвет туники символизировал непорочность рыцаря, а кроваво-красный крест означал готовность умереть в бою, не утратив достоинства.


6. Присоединиться к тамплиерам было очень сложно.

Чтобы стать членом ордена, человек сначала должен был заслужить внимание и доверие кого-нибудь из командования тамплиеров. Кроме того, требования, которые предъявлялись к действующим членам ордена относительно их образа жизни и поведения, были очень строгими.


7. Несмотря на богатства, жизнь тамплиера была довольно тяжелой.

От членов ордена ожидалось проявление благочестия и смирения во всех областях их жизни. Например, тамплиерам предписывался обет безбрачия и им запрещалось иметь отношения с женщинами.


8. Состояние ордена росло в том числе за счет завещаний.

Большинство тамплиеров, умирая, оставляли все свое нажитое имущество и земли ордену. Учитывая, что многие из рыцарей-тамплиеров сумели за жизнь построить целые замки, перед своим распадом орден обладал баснословным богатством.


9. Рыцари-тамплиеры скорее всего действительно защищали Святой Грааль.

По слухам, в средние века была найдена чаша, которая предположительно являлась той самой, из которой пил Иисус Христос на последнем ужине. Разумеется, охранять такую реликвию могли доверить только тамплиерам. Сегодня мы так и не узнаем всей правды, но в кафедральном соборе Валенсии можно увидеть чашу, подозрительно похожую на изображения Грааля. Конечно, никакими волшебными свойствами она не обладает.


10. Орден тамплиеров был полностью уничтожен.

К началу 1300-х годов тамплиеры нажили себе немало могущественных врагов из-за их богатства и влиятельности. Основным инициатором истребления ордена стал король Филипп IV, задолжавший тамплиерам много денег. Он решил, что выгоднее будет не отдавать долги, а просто избавиться от рыцарей-храмовников, попутно заполучив их богатства. Против тамплиеров были выдвинуты объявления в ереси, и в пятницу 13 октября 1307 года начались преследования всех членов ордена.