Строительная фирма с нуля: подробный бизнес-план

Высокий средний чек и востребованность на рынке строительного направления привлекает всё больше и больше бизнесменов каждый год. Но помимо всех преимуществ такого бизнеса, есть целый ряд сложностей: высокий уровень конкуренции, низкая маржинальность и большие первоначальные вложения. Стоит ли открывать строительную фирму, каких доходов ожидать и как не допустить роковых ошибок - читайте в нашей статье.

Начальный этап создания бизнеса - расстановка приоритетов

Самым рейтинговым видом бизнеса считается строительный. Это действительно перспективное и выгодное направление, однако, для успеха нужен качественный бизнес-план с точными расчётами. Кроме того, следует определиться с категорией, выбрать одну из трёх:

  • Гражданское строительство.
  • Дорожное.
  • Промышленное.

Сначала нужно определиться, что вы хотите строить

Чтобы предпринятое дело принесло успех, нужно быть последовательным в своих действиях, они должны соответствовать принятому алгоритму:

  • Составление бизнес-плана.
  • Сбор разрешительной документации.
  • Приобретение технического оборудования.
  • Подбор персонала.
  • Изучение клиентской базы и работа по привлечению клиентов.

Бизнес-план

Строительный бизнес требует солидных финансовых расходов, особенно, если это промышленное или дорожное строительство. Самый доступный в плане размеров капиталовложений можно считать бизнес в сфере проведения наружных и внутренних работ. Для создания собственной компании нужен бизнес-план, который может содержать такие разделы:

  1. Юридические основы.
  2. Производственные вопросы.
  3. Материально-техническая база.
  4. Работа с заказчиками, продвижение компании (реклама).
  5. Финансовые расчёты.
  6. Проблемные вопросы и пути их решения.

Правовые основы

Если планируется компания по оказанию услуг в сфере отделочных работ, возведения частных домов и небольших строительных конструкций, более рационально оформить бизнес как ИП. Если бизнес будет иметь более широкие масштабы, тогда целесообразнее оформить ООО. При выполнении проекта крупного строительства потребуется получение лицензии. Здесь понадобится консультация юриста, чтобы разобраться с получением разрешения на проектные и инженерные работы.

Небольшая строительная компания по выполнению отделочных работ не потребует много вложений и разрешительных документов. В этом случае даже не придётся вступать в саморегулирующуюся организацию.

Саморегулируемая организация (СРО) в области строительства в соответствии с Градостроительным кодексом РФ - это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

http://www.all-sro.ru/types_of_sro/self_regulation_building

Компания должна иметь основной набор документов:

  • Свидетельства: о государственной регистрации, о постановке на учёт в налоговой инспекции.
  • Устав компании.
  • Печать.
  • Лицензии: на инженерные работы, на проектирование сооружений и зданий, а также разрешение местного органа власти на строительство.

Сфера производства

Основой строительной компании являются помещения для офиса и хранения строительных материалов и оборудования. Аналитики считают целесообразнее всего для офиса выбирать место в деловой черте города. При наличии средств можно приобрести помещение, в ином случае - взять в аренду.

В отличие от офиса местоположение склада имеет меньшее значение: материалы будут доставляться на разные объекты, расположение которых трудно предугадать

Подбор персонала является неотъемлемой частью бизнес-плана, ведь в сфере строительства главным фактором успеха является качество работы. После определения масштабов деятельности, необходимо прикинуть, сколько нужно специалистов для выполнения проектов.

Для проведения ремонтно-отделочных работ потребуются:

  • Специалист по смете.
  • Бригадир.
  • Специалисты-строители (каменщики, маляры, столяры, слесари, сварщики, плиточники, монтажники).
  • Подсобные рабочие.
  • Водитель.
  • Бухгалтер.

С руководством компании можно решить таким образом: если в компании будет работать не более 10–15 человек, управляющим или директором может быть сам владелец. К подбору кадров нужно отнестись очень ответственно, чтобы в штат вошли надёжные, подготовленные, опытные профессионалы.

Материально-техническая база строительной компании

Приобрести необходимое оборудование для ведения строительного бизнеса можно различными способами. Если владелец компании располагает необходимыми финансовыми возможностями, конечно, можно всё купить и иметь в собственном распоряжении весь арсенал материально-технических средств. Однако иногда целесообразно воспользоваться лизингом или попросту взять в аренду. В таком случае следует глубоко изучить рынок предлагаемой продукции и обсудить возможность скидок, чтобы сэкономить средства.

Что касается механических и электрических инструментов для ручного пользования, их лучше приобрести в постоянное пользование. К таким предметам относятся:

  • Перфоратор.
  • Механическая и электрическая дрель со специальными насадками.
  • Лазерный и водяной уровень.
  • Наборы отвёрток, ключей, пил.
  • Молотки.
  • Рулетка.

Без базового набора инструментов не обойдётся ни одна строительная фирма

Для осуществления работ понадобится транспорт, желательно, грузопассажирский. Можно пригласить на работу водителя с собственным транспортом и выплачивать за амортизацию и другие накладные расходы на использование транспорта.

Продвижение фирмы, поиск заказчиков

При планировании строительного бизнеса следует предусмотреть расходы на проведение рекламной кампании. Без раскрутки бизнеса и при отсутствии заказчиков бизнес обречён на неудачу. Можно начать с работы у своих знакомых. Если выполненный заказ будет отличаться высоким качеством, это станет живой рекламой, ведь заказчик обязательно поделится своими впечатлениями с другими людьми, которые могут стать потенциальными клиентами.

Учитывая, что продвижением необходимо заниматься постоянно, идеальный вариант - создание собственного сайта. На этом ресурсе пользователи интернета смогут почерпнуть необходимую информацию о компании.

Сайт может включать в себя информацию о компании, отзывы заказчиков, примеры работ и прочее

Есть ещё один достаточно эффективный способ заявить о себе: заключить долгосрочные договора о сотрудничестве с крупными компаниями, нуждающимися в выполнении ремонтных работ, проведении реконструкций.

Финансовые расчёты

После определения формата деятельности компании следует произвести примерные расчёты, в соответствии с которыми строить дальнейшую работу. Необходимо составить калькуляцию расходов на приобретение материальных ценностей, рекламную кампанию.

Таблица: первоначальные вложения

Таблица: ежегодные расходы

Общие затраты составят чуть больше 9 млн. руб. Если взять за основу среднюю рентабельность подобных стартапов в 10%, можно получить доход около 10 млн. руб., чистая прибыль будет равняться 900 тыс. руб.

Можно сделать более подробные расчёты по аналогичному алгоритму с учётом сезонных особенностей, когда рентабельность бывает различной: от 8 до 25%.

Возможные проблемы и пути их решения

Самая типичная проблема с которой сталкивается каждая строительная фирма - это желание завоевать за раз весь рынок. Вместо того чтобы ставить высокие цены и занижать уровень зарплаты сотрудникам - лучше сначала работать с минимальной прибылью, максимально вкладываться в развитие бизнеса и каналы продвижения, завоёвывать себе имя на рынке, а уже потом думать о собственных амбициях.

Также нужно очень осторожно подходить к подбору кандидатов, которые будут работать на складе. Ведь высокая текучка кадров и непорядочность самих сотрудников могут привести к серьёзным недостачам или же к монотонным ежемесячным инвентаризациям.

Взявшись всерьёз за такой бизнес, важно не только качественно выполнять услуги, но и уметь продемонстрировать это качество, свои способности выполнять работу на высоком уровне. Нужно заявлять о своей фирме всеми существующими формами и методами. Среди них очень эффективными являются отзывы. Не стоит пренебрегать этой своеобразной, бесплатной формой рекламы. Для этого нужно всего лишь попросить заказчика, который полностью удовлетворён работой, высказаться на страничках вашего сайта.