Разрешение на торговлю с колес. Как открыть бизнес на колесах: идеи выездного бизнеса

Привычная для европейцев и американцам сфера услуг «на колесах» в нашей стране пока имеет только фрагментарные проявления, хотя мобильные торговые площадки и заведения питания сейчас на высоте.

О перспективных нишах, особенностях и преимуществах выездной торговли с использованием автолавок расскажем в этой статье.

Что такое выездная торговля

К этому способу сбыта товара прибегали еще в советские времена: ведь колхозные машины с овощами – фруктами, которые ездили в базарные дни селами и городскими рынками, – не что иное, как прототип этого формата.

Затем на смену им пришли частные предприниматели и неофициальные торговцы с широким ассортиментом: рассада, куры, поросята, техника, бытовые мелочи и даже одежда.

Торговые объекты были преимущественно в виде прицепов или кузовов грузовиков. Со временем правила торговли стали более строгими, и стационарная форма получила преимущество, оставив колесный вариант обслуживания преимущественно для рынков.

Стрит – фуд на капоте

Последние пять лет наблюдается рождение формата во второй раз. Подорожание аренды земли, долговременные процессы получения разрешительной документации, сложности с проведением коммуникаций, борьба чиновников больших городов с малыми архитектурными формами стали причинами пересадки киосков на колеса.

На улицах городов появились аккуратные и удобные мобильные кофейни, впоследствии добавились пищевые точки – хот-доги, шаурма, блины, горячая выпечка, бельгийские вафли и т.д.

В отличие от нетребовательного вида предшественников, теперь это преимущественно стильные, технически оборудованные торговые автоприцепы, почти не зависящие от окружающих условий.

Основные принципы бизнеса достаточно просты: интересный формат и пищевой ассортимент, удачное месторасположение (метро, офисные центры, проходные, другие людные места), качественный товар и наличие соответствующих разрешений и сертификатов.

Маркетинг и продвижение в таком бизнесе не нужны, реклама – сам объект. И хотя бизнес этот не сверхрентабельный (чистый доход составляет около 20%), благодаря большому потоку потребителей уже через год – другой точка начинает работать

Сама на себя

Ниша торговли «с колес» заполнена более – менее плотно только в столице и городах – миллионщиках. Хотя и там удачно продуманный новый формат или товар будет приносить прибыль.

Например, большим спросом пользуются гриль – бар «на колесах», только недавно появились мобильные продавцы мороженого, в воздухе закружилась идея автомобильных фреш – баров, чтобы продавать свежие соки, фруктовый лед и т.п..

Кстати, очень актуальна сезонная идея, которая может быть легко реализована с такими самыми инвестициями, как кофемашина, или даже меньше.

Типичная «малолитражка», электрогенератор, качественная соковыжималка и чистая тара для хранения подготовленных мытых фруктов и овощей – вот и все. Конкуренции, в отличие от торговли кофе, пока не будет.

Новый тренд в старом формате – появление кофеен, ресторанов, баров «на колесах». Пионером еще много лет назад стал известный каждому, кто побывал во Львове, красный трамвайчик, в котором расположен бар. И хотя он никуда не едет, пассажиров в нем хватает.

В Киеве же существует несколько трамваев (вагон – ретро, вагон – фуршет, вагон – кафе), которые можно заказать для проведения праздников, свадеб, дискотек или просто для группового отдыха. Причем вагончики не стоят, а курсируют.

Сельский автомагазин

Торговля с колес, но несколько иного формата сегодня чрезвычайно актуальна для сельской местности, из которой когда-то и началась. Ведь, к сожалению, села и маленькие городка из-за резкой урбанизации и экономических трудностей чем дальше, тем больше становятся заброшенными и лишаются внимания бизнеса.

Часто жителям неудобных с точки зрения логистики населенных пунктов приходится выезжать в райцентры и города, чтобы купить доступные вещи: пищевые продукты (выбор в местных продмагах может быть очень скудным), одежду, бытовую технику, телефоны и даже лекарства.

Поэтому если ваше предприятие производит сыры, колбасы, кондитерские изделия, товары широкого потребления, детскую и одежду для взрослых – брендированный автомагазин, как дополнительный вид дистрибуции, может оказаться успешнее, чем еще одна стационарная торговая точка.

Впрочем, для успешной работы не обязательно что-то производить. Достаточно сделать несложное маркетинговое исследование. Объехать хотя бы часть населенных пунктов в радиусе до 100 км от вашей локации и изучить потребности потребителей.

Причем начинать как раз с более отдаленных, ведь чем ближе к городу, тем менее актуальны выездные магазины. А большие расстояния нерентабельны с точки зрения затрат на топливо и продолжительности рабочего дня водителя – продавца.

Логистику маршрута тоже следует хорошо продумать, поскольку пребывание в одной точке в течение целого дня вряд ли целесообразно, а менее трех часов – недостаточно.

Первые два месяца работы ощутимого оборота ждать не стоит, ведь за этот период только состоится знакомство местного населения с новым торговым объектом, а у предпринимателя сформируется база данных по населенным пунктам – к которым есть смысл ехать, а какие неперспективные.

Определиться с будущим ассортиментом можно, посетив местные магазины и присмотревшись, что есть, и чего нет из сферы услуг.

Дальнейшие действия – изготовление примечательных и ярких объявлений с информацией о том, что фирменный автомагазин с соответствующими товарами будет вести торговлю в населенном пункте. Оставьте в макете свободное поле для дней недели / даты / времени, чтобы собственноручно заполнять их для каждого населенного пункта отдельно.

Эти объявления водитель или его помощник должен расклеить у популярных точек села или города на базаре, возле почты, автовокзала или остановки транспорта, больницы или аптеки, школы и т.д. Также в рекламных целях следует оборудовать транспорт громкоговорителем. Подъезжая к месту торговли, таким нехитрым и дешевым способом можно привлечь немало клиентов.

Постоянная трансляция хорошей музыки (но там, где она не будет мешать жильцам) также привлечет внимание к вашему автомагазину.

Кроме того, важно общаться с населением и изучать его потребности, возможно, даже собирать заказы на последующие рейсы. Успех этого направления бизнеса зависит от правильного выбора товаров и разумной наценки на них.

Форматы без аналогов

Значительно проще и рентабельнее работать с теми форматами, которые не имеют аналогов. Сфера «автомобильных» услуг сейчас в зачаточной стадии. Хотя местами прецеденты есть – и с достаточно успешной историей. Что уж говорить о Европе, где такие демократические и быстрые форматы соответствуют менталитету целых стран, и Америке, где, собственно, они впервые появились.

Поэтому, если выездная торговля актуальна больше для удаленных мест, то некоторые услуги пойдут «на ура» даже в больших городах. Нужно только знать спрос и понимать потребителя.

Например, большинство людей среднего возраста (особенно офисных работников) жалуются на боль в позвоночнике. Желание «вправить спину» преследует сотни тысяч «белых воротничков».

Но, чтобы не идти к врачу или в специальный салон, всегда найдется причина: некогда, нет знакомых специалистов, дорого. Но, если бы под офисный центр приезжал мобильный салон экспресс – массажа с услугами вертебролога, мануального терапевта, спрос на услуги был бы огромным.

А нужна для того всего лишь «Газель» или другая машина с соответствующим салоном, которая оснащена массажным столом, ширмой – раздевалкой и, в первую очередь, сертифицированным специалистом. Рекомендованная стоимость и продолжительность предоставления услуги: экспресс – «упражнение» – $ 6-7 (15 минут на манипуляцию) и более основательный получасовой лечебный сеанс с, соответственно, вдвое более высокой ценой.

Также актуальными будут и длительные массажные услуги (для женщин, лечебные и т.д.), но локация такого автосалона должна быть неподалеку от крупных торговых и развлекательных объектов, в спальных районах. К категории экспресс – услуг можно отнести мобильные парикмахерские и маникюрные салончики (актуальные в центральных районах с деловой активностью).

Идея кажется привлекательной с учетом того, каким спросом стационарные точки экспресс – маникюра пользуются в торговых центрах. А вот точки экспресс – прически (пока не распространены в нашей стране) приносят достойные дополнительные доходы владельцам стационарных салонов Израиля.

Удачных идей для расширения своего бизнеса мобильным способом может быть множество. Легкое вхождение в новое дело, понятная схема работы и так же легкий выход без потерь (ведь самая дорогая инвестиция – это авто, которое спокойно можно продать и как отдельный транспорт, и со всем оборудованием и разрешениями как действующий бизнес) – аргументы за то, чтобы попробовать.

-> Другие идеи

Магазин на колесах. Передвижной бутик Vintagemobile (американский опыт).

Продолжаем развивать тему выездной торговли и передвижного магазина на колесах.

В чем преимущество мобильной торговли с колес? Прежде всего, в максимальной близости и доступности к потенциальному покупателю, а также в возможности вести торговлю в бойком, людном месте, практически в любом, где есть достаточное количество потенциальных покупателей. Можно подъехать прямо туда, где собирается народ. При этом отсутствуют затраты на аренду или покупку помещения и прочие расходы, которые несет стационарная торговая точка.

У нас в стране торговля с колес обычно представлена купцами-челноками, раскладывающими свой товар на капотах своих авто на стихийных рынках или на центральных площадях сельской глубинки. А как это происходит в других странах?

США - такая же бескрайняя страна, как и Россия. И хотя супермаркеты (кстати, именно американское изобретение) встречаются буквально на каждом шагу, тем не менее идея передвижной торговли на колесах успешно работает и там. Причем, с истинно американским размахом. Для передвижной торговли используют автобусы или большие автоприцепы-трейлеры.

Именно так открыли свой бизнес Джереми и Келси Тернер из Далласа. Ребятам очень хотелось заниматься продажей винтажных вещей, но сделать это необычным способом. Они долго думали, как можно организовать свой бизнес, и увидев один магазин на колесах в штате Оклахома, решили сделать подобный.

Через сервис Craiglist (американская доска объявлений, что-то типа «Из рук в руки») нашли старый школьный автобус 1980 года выпуска, покрасили в яркий цвет, оборудовали всеми необходимыми для торговли вешалками-полками, набрали товар - и стали разъезжать по родному штату Далласу, останавливаясь в людных местах - у гостиниц, на городских площадях и разных развлекательных мероприятиях.

Что получилось? Смотрите сами:

Внутри обстановка не хуже, чем в любом стационарном магазине (есть даже примерочная и скамейки для примеряющих обувь).

Вещи для продажи Джереми и Келси скупают у населения, в специализированных магазинах и на электронном аукционе ebay (купили - сразу выставили на продажу).

Небольшой видеоролик от ребят о том, как выглядит и как работает автобус-магазин:

Сам автобус является огромной движущейся рекламой, пока он едет по городу люди узнают, где сегодня будет интересная распродажа.

Дополнительно ребята создали свой сайт thevintagemobile.com , ведут блог проекта. Все это позволят им информировать потенциальных покупателей о своих маршрутах передвижения и знакомить их с ассортиментом своего магазина на колесах.

Но вернемся в Россию.

У нас, как всегда, все несколько сложнее. В основном, все проблемы выездной торговли касаются получения разрешений и согласований для осуществления выездной торговли. Правила выезной торговли зависят от позиции местных властей, где-то проблем меньше, где-то больше. Но если есть желание торговать с колес, то получить необходимые бумаги можно всегда.

Кроме того, не стоит забывать, что строгость наших законов вполне компенсируется всеобщей необязятельностью их исполнения. Стихийные, несанкционированные рынки, где торговля ведется без разрешений - обычное дело. Да, бывает гоняют, но люди по-прежнему торгуют... Получается выгодно.

С другой стороны, наш народ, особенно в провинции, настолько не избалован торговлей, что спрос на практически любой товар гарантирован и люди будут просто рады появлению еще одной торговой точки. Да и ассортимент, как показывает практика, возможен абсолютно любой - наши люди не капризны!

Обычно подобным образом в сельской местности реализуются всевозможные ТНП, бытовая техника, электроника, хоз. инвентарь. Эти вещи всегда идут на ура.

Из деревни в город встречное направление - поставки свежих, экологически чистых продуктов питания (здоровое питание - тема тоже очень востребованная!).

Можно, кстати, организовать доставку необходимых товаров под заказ как том, так и в другом направлении.

В общем, идея выездной торговли с колес в нашей огромной стране всегда имела, имеет и будет иметь большие возможности. Используйте их!

Ничего нового в таком формате нет. Уже не один десяток лет так называемые автолавки доставляют в отдаленные деревни и поселения необходимые для жизни товары и продукты, а по обочинам проходных трасс располагаются торговцы сезонными (арбузы, дыни) и не очень (шкуры, изделия народных промыслов) товарами. Недавно торговля с колес получила новое развитие: по городам заколесили мобильные кофейни, и, судя по появлению на улицах все новых и новых брендов, они востребованы потребителями. Помимо выполнения своих прямых бизнес-задач, мобильные кофейни решают еще одну: они развивают рынок, делают торговлю с колес привычной для потребителей. А значит, успешно продавать из кузова можно не только кофе.

Дизайнер одежды Генри Холланд превратил грузовик, из которого раньше продавали мороженное, в передвижной попап-магазин. Следуя концепту, из этого грузовичка он планирует продавать ограниченные коллекции. Может быть, не самый бюджетный вариант изначально, но зато использовать такие «торговые площади» можно многократно.

Важно. Готовиться к попап-торговле необходимо заранее. В частности, если вы не хотите бегать от представителей власти, которые рано или поздно заинтересуются вами, следует получить соответствующие разрешения. С точки зрения российского законодательства, попап-магазин на колесах является нестационарным торговым объектом, правила его организации приведены в федеральном законе «Об организации торговой деятельности в РФ». В общем и целом, чтобы получить требуемое разрешение, необходимо обратиться в местный орган самоуправления, регулирующий торговлю, написать заявление и предоставить:

  • нотариально заверенные копии либо копии с представлением оригинала устава / свидетельства о государственной регистрации / свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя,
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,
  • справки об отсутствии задолженности по начисленным налогам,
  • сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня за прошедший календарный год,
  • список работников, привлекаемых к обслуживанию в мелкорозничной торговле, с указанием образования и квалификации, информации о прохождении медосмотра.

Но, конечно, на местах могут быть свои нюансы, поэтому перед принятием каких-либо решений обратитесь к юристу за консультацией.

Еще один пример торговли с автомобиля, на этот раз - российский. Найден в материале о проблемах мелкорозничной передвижной торговли , который, кстати, интересен не только наличием этого кадра.

Совет. Заранее наметьте несколько вариантов мест установки попап-магазина. Если речь идет о торговле с автомобиля, продумайте маршрут и договоритесь с владельцами/арендаторами территорий, на которых вы планируете делать остановки. В своем выборе отталкивайтесь от степени проходимости мест, присутствия там вашей целевой аудитории и возможности получения разрешений. Например, если ваша аудитория - увлекающаяся спортом молодежь, присмотрите места рядом со скейт-парками, турниковыми комплексами, открытыми баскетбольными площадками.

Это Hex Bus, минивэн «Фольксваген» 1963 года, переделанный в попап-магазин высокотехнологичного ширпотреба марки Hex. Колесит по Штатам и продает, среди прочего, уникальные вещи, которые больше нигде не найдешь.

Важно. Хорошее УТП - залог успеха попап-магазина. Нельзя просто сообразить прилавок и рассчитывать на хорошие продажи и привлечение новой аудитории. Предлагать эксклюзив - один из вариантов. Другой вариант - уникальное ценовое предложение (см. пример выше, «Все книги по 50 рублей»). Зазывая клиентов рассылкой, расскажите им, почему им следует найти ваш попап и потратить свои время и деньги.

Это попап-магазин на колесах от Walmart и P&G. Кузов грузовика покрыт продающими «фотообоями», на которых изображены товары и QR-коды. Отсканировал код (приложением ритейлера) - купил товар, если чек больше 45 долларов, доставка бесплатная. Судя по всему, грузовик также осуществляет доставку «крупных расходных материалов» (памперсы и т.п.) и служит передвижной точкой самовывоза. Хорошая идея, кстати: не только продавать с колес, но и выдавать купленные ранее в и-магазине товары. Сегодня в одном районе города, завтра в другом и так далее.

Совет. Найдите партнера для организации попап-магазина. Ваш идеальный партнер для подобных (впрочем, и для любых других) акций - магазин, работающий в смежной нише. Спортивный инвентарь - спортивное питание, автогаджеты - диски и резина, игрушки - детская мебель и т.д. Во-первых, все мероприятие обойдется дешевле для каждой из сторон, во-вторых, аудитория будет в два раза больше, в-третьих, две головы лучше, чем одна, соответственно, попап-магазин может приобрести более интересный вид, за акцией появится сценарий, маршрут будет продуман от и до.

А это - настоящий бутик на колесах. Внутри Caravan Shop - примерочная, зона ожидания с подушками и множество красивых вещей.

Важно. Часть аудитории попап-магазина вы пригласите рассылкой, но большинство ваших потенциальных клиентов будут относится к категории «проходящие мимо». Чтобы привлечь их, выставьте напоказ бестселлеры и/или самые оригинальные, интересные товары. Помимо привлечения внимания, такой подход поможет вам «захватить» больше импульсных покупок. Остальной ассортимент держите в строгом порядке: обслуживание в попап-магазине должно быть быстрым, иначе тот самый импульс, который заставил прохожего обратить на вас внимание, угаснет.

Здесь тоже присутствуют колеса, но они цельнометаллические. Да и выбрать маршрут для такого попап-магазина особо не получится. Это - продуктовый магазин в метро, южнокорейское изобретение.

Совет. Будьте готовы принимать карты и имейте достаточно размена, чтобы давать сдачу. Еще раз: некоторые (многие) ваши покупатели будут действовать импульсивно, и любое препятствие - отказ принимать к оплате карты, отсутствие сдачи, — будет губительным для этого импульса.

Использовать транспортное средство в качестве ларька или киоска в России станет существенно проще. Минпромторг подготовил проект поправок в закон о торговле, облегчающий требования к передвижным торговым объектам. Документ опубликован для публичного обсуждения.

Поправки устраняют главную сложность, с которой сталкиваются все желающие торговать "с колес" - привязку подвижного торгового объекта к земле. По сей день владельцы автоприлавков должны занимать только определенный участок земли и платить за него арендную плату. Чтобы получить участок, нужно, в том числе, выиграть аукцион на его аренду, утвердить расположение торгового объекта в городской схеме их размещения и решить вопрос с подключением к комуникациям.

Поправки Минпромторга предлагают внести в закон два новых вида торговых точек - "нестационарный торговый объект", который прочно не связан с земельным участком и может располагаться "вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения", и "мобильный торговый объект", в том числе "автомобили, автолавки, автомагазины, тонары, автоприцепы, автоцистерны".

Для этих категорий предполагается ввести упрощенные правила размещения и регистрации. Более детально их предполагается утвердить отдельным актом правительства. Вполне вероятно, что также потребуется принимать поправки в Правила дорожного движения. Так как прилавки на колесах, скорее всего, будут размещаться в специально отведенных местах. Которые, судя по всему, придется определять местным властям.

В июле, когда стало известно о готовящихся поправках, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов рассказал, что ведомство таким образом хочет расширить каналы сбыта продукции для отечественных производителей. В первую очередь, продуктов питания. Ведь мобильные формы торговли чаще всего специализируются на покрытии временно растущего спроса в местах массового скопления людей. Прежде всего, спроса на продукты питания.

В министерстве посчитали, что облегчение правил может способствовать созданию 108 тысяч новых рабочих мест в самой торговле, а также 30 тысяч - в сопутствующей инфраструктуре. "К 2019 году предприятиями российской автомобильной промышленности может быть реализовано порядка 48 тысяч грузовых автомобилей для использования в качестве автомагазинов, автокафе, - предположил замминистра. - Частные инвестиции в автопром составят не менее 33,6 миллиарда рублей. Так же не менее 24 миллиардов рублей частных инвестиций получат производители специализированного торгового оборудования - это, как правило, предприятия малого бизнеса. Для функционирования мобильных объектов возникнет потребность создать дополнительные автозаправочные станции, автомойки, шиномонтажи, комплексные автосервисы, площадки ночного отстоя и переэкспедирования, логистическо-складские комплексы", - рассказал Евтухов.

При использовании продавцом своего автотранспорта возникают вопросы, ответы на которые могут быть неоднозначными. Проблемы усложняются, если их рассматривать в аспекте ЕНВД. В данном случае нам предстоит также учесть специфику реализуемого товара. Попробуем распутать этот «клубок».

Ситуация. Индивидуальный предприниматель занимается мелкооптовой и розничной торговлей кормами для сельскохозяйственных животных и иными товарами. Продажа осуществляется с использованием автомобиля (развозная торговля, доставка).

1. Вправе ли предприниматель применять спецрежим в виде ЕНВД?

2. Можно ли продавать указанные корма в розницу при развозной торговле?

3. Влияет ли количество проданного одному покупателю товара на признание торговли оптовой (мелкооптовой)?

4. Может ли доставка товара расцениваться как самостоятельный вид деятельности?

1. Считаем целесообразным при ответе на первый вопрос не затрагивать особую специфику деятельности хозяйствующего субъекта, ограничившись разъяснением общих принципов применения налогоплательщиками разных систем налогообложения. Указанная специфика будет учтена при обсуждении остальных вопросов.

Облагаемые ЕНВД виды предпринимательской деятельности перечислены в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. В этом перечне указаны и разные виды розничной торговли, общее определение которой в целях гл. 26.3 данного Кодекса содержится в ст. 346.27 НК РФ.

Розничная торговля определяется как предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет и с использованием платежных карт) на основе договоров купли-продажи. В ст. 346.27 НК РФ также определена деятельность по реализации и передаче отдельных видов товаров, которая в целях обложения ЕНВД не относится к розничной торговле.

Если торговая деятельность хозяйствующего субъекта соответствует критериям розничной торговли, определенным положениями гл. 26.3 НК РФ, то он не только вправе, но и обязан применять спецрежим в виде ЕНВД в отношении данного вида деятельности. В то же время плательщики указанного налога могут осуществлять иные виды деятельности, не подпадающие под эту специальную систему налогообложения.

Например, хозяйствующий субъект наряду с розничной торговлей, облагаемой ЕНВД, вправе заниматься иной торговой деятельностью, применяя к ней общий режим налогообложения или УСН. Правила, которые должен соблюдать налогоплательщик при «совмещении» различных видов деятельности, определены в п. 6 и 7 ст. 346.26 НК РФ.

Остальные вопросы мы рассмотрим прежде всего в аспекте применения спецрежима в виде ЕНВД.

2. Как мы уже отмечали, ст. 346.27 НК РФ определена деятельность по реализации и передаче отдельных видов товаров, которая в целях применения обсуждаемой специальной системы налогообложения не относится к розничной торговле. При этом корма для сельскохозяйственных животных к данным видам товаров не относятся.

Пунктом 3 ст. 346.29 НК РФ установлены физические показатели видов предпринимательской деятельности и их базовая доходность. Из данного пункта, в частности, следует, что налогоплательщик должен уплачивать 4500 руб. в месяц за одного работника, включая индивидуального предпринимателя, при осуществлении разносной (развозной) торговли (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными бытовыми приборами).

Перечислив в данном положении указанные товары, законодатель таким не совсем корректным способом, в частности, обозначил, что развозная продажа этих товаров не является деятельностью, облагаемой ЕНВД.

Как видим, корма для сельскохозяйственных животных в приведенном перечне товаров не упомянуты.

Исходя из приведенных положений ст. 346.26 и 346.27 НК РФ можно сделать вывод о том, что розничная продажа указанных кормов, в том числе и развозная, является облагаемой ЕНВД деятельностью.

СПРАВКА

Согласно ст. 346.27 НК РФ развозная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду деятельности относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата.

Как показывает практика, налоговыми органами предпринимались попытки доказать несоответствие деятельности хозяйствующих субъектов условиям, установленным гл. 26.3 НК РФ, в связи с тем, что вид реализуемых товаров, по мнению налоговиков, не свидетельствует о некоммерческой цели их приобретения.

Так, из Постановления ФАС Центрального округа от 19.03.2008 № А09-4505/07-24 следует, что инспекция посчитала необоснованным применение спецрежима в виде ЕНВД индивидуальным предпринимателем, который продавал лесоматериалы. При этом ИФНС указала, что розничная торговля данными товарами не относится к видам деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход. Признавая решение инспекции необоснованным, суд, в частности, обратил внимание на то, что федеральное и региональное законодательство не содержит запрета на применение обсуждаемого спецрежима по виду деятельности «торговля лесоматериалами».

Из арбитражной практики также следует, что зачастую налоговые органы устанавливают коммерческое использование товаров, приобретенных у розничных продавцов. Данное обстоятельство инспекции используют в качестве предлога для признания необоснованности применения хозяйствующими субъектами спецрежима в виде ЕНВД в отношении отдельных сделок.

Однако законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность продавца при реализации товаров устанавливать цели приобретения и фактическое их использование покупателями в дальнейшем. На это, в частности, обращено внимание в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 24.08.2006 № Ф08-3796/2006-1637А.

Налоговый орган также может указать на коммерческий характер такого товара, каким является корм для сельскохозяйственных животных, который исключает возможность использования данного товара для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. В таком случае следует сослаться на положения Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Согласно ст. 2 данного правового акта личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. При этом реализация гражданами, ведущими такое хозяйство, произведенной и переработанной продукции не является предпринимательской деятельностью. А из ст. 6 указанного Закона следует, что для ведения личного подсобного хозяйства используются, в частности, сельскохозяйственные животные.

Следовательно, вышеуказанный товар может приобретаться с целью, не связанной с предпринимательством. А продавец, как уже было указано, не обязан отслеживать его дальнейшее использование.

Таким образом, корма для сельскохозяйственных животных продавать в розницу при осуществлении развозной торговли можно. При этом данный вид деятельности подлежит обложению ЕНВД.

В таком случае целесообразно привести неофициальное разъяснение специалиста Минфина РФ, ответившего 26 февраля 2008 г. на вопрос плательщика ЕНВД, осуществляющего торговлю с использованием автомагазинов на арендованных участках. Организация спрашивает о том, какой показатель базовой доходности следует применять при исчислении данного налога: «торговое место» или «численность работающих»?

На основании положений ст. 346.26, 346.27 и 346.29 НК РФ было разъяснено, что налогоплательщик, осуществляющий указанную деятельность, должен использовать физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

В этой же консультации специалист Минфина РФ ответил на вопрос о порядке постановки на учет плательщика ЕНВД, если земельные участки, на которых установлены автомагазины, расположены в разных районах, подведомственных различным инспекциям, но в одном муниципальном образовании.

По мнению чиновника, указанные налогоплательщики должны подавать (направлять по почте с уведомлением о вручении) в налоговые органы соответствующие заявления по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, не позднее 5 дней с начала осуществления предпринимательской деятельности. При этом постановка на учет плательщика данного налога, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории нескольких районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или городских округов, на территории которых действуют разные ИФНС, производится в инспекции, на подведомственной территории которой расположено место осуществления деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.

Аналогичные разъяснения содержатся и в более раннем Письме Минфина РФ от 06.02.2008 № 03-11-05/23. Отличие заключается в том, что в данном случае в вопросе говорится не о земельных участках, на которых установлены автомагазины, а о местах расположения таких торговых точек. Кроме того, в этом Письме отмечается, что постановка на учет плательщика ЕНВД, осуществляющего развозную торговлю, производится в налоговом органе по месту его нахождения (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Можно предположить, что финансовое ведомство имело в виду необходимость постановки на учет хозяйствующего субъекта не только как плательщика ЕНВД в инспекции по месту осуществления деятельности, указанному первым в соответствующем заявлении, но и как налогоплательщика как такового в ИФНС по месту своего нахождения (месту жительства).

А в заключение Минфин РФ указывает, что такие хозяйствующие субъекты, поставленные на учет в качестве плательщиков единого налога на вмененный доход, подлежат переводу на уплату обсуждаемого налога в отношении доходов, полученных от развозной торговли, вне зависимости от территории осуществления этой деятельности.

3. Действующее законодательство, хотя и применяет понятие «оптовая торговля», не дает его определения. Поэтому обратимся к подзаконному документу.

СПРАВКА

Согласно ГОСТу Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», являющемуся подзаконным актом, оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. При этом необходимо отметить, что согласно ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с 1 июля 2003 г. впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в целях технического регулирования.

Данный вид торговли обычно ассоциируется с договором поставки.

Напомним, что согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Традиционно считается, что характерным признаком оптовой торговли является продажа одному покупателю крупных партий товара. А при так называемой мелкооптовой торговле реализуемый «в одни руки» объем товаров несколько меньше.

В то же время следует отметить, что приведенные положения Гражданского кодекса РФ и ГОСТа не выделяют в качестве признака обсуждаемого вида торговли объем товаров, реализуемых одному покупателю.

Не выделяет такого признака и ст. 492 ГК РФ, согласно которой по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Следовательно, отнесение вида торговли к розничной или оптовой (мелкооптовой) зависит не от количества продаваемого покупателю товара, а от цели его приобретения. При этом приведенное положение ст. 492 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что покупатель, приобретая товар именно по договору розничной купли-продажи, тем самым заявляет о намерении использовать данный товар в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Напомним, что согласно ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, данный договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Таким образом, если товар реализован покупателю по договору розничной купли-продажи, то его количество не может являться основанием для отнесения данной сделки к оптовой (мелкооптовой) торговле в том числе и в целях применения спецрежима в виде ЕНВД.

Однако необходимо отметить, что договор, формально оформленный как договор розничной купли-продажи, может быть не признан таковым при наличии документов, свидетельствующих о коммерческой цели приобретения товара.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Из Постановления ФАС Уральского округа от 27.06.2007 № Ф09-4812/07-С3 следует, что индивидуальный предприниматель продавал канцелярские товары предпринимателям и юридическим лицам. Действующие в настоящее время нормы гл. 26.3 НК РФ позволяют относить деятельность к розничной торговле вне зависимости от статуса покупателя и формы расчетов при условии, что реализация товаров осуществляется на основании договоров розничной купли-продажи. Инспекция, посчитав, что налогоплательщик является розничным продавцом и должен применять спецрежим в виде ЕНВД, а не общий режим налогообложения, привлекла его к ответственности по ст. 119 и 122 НК РФ с начислением данного налога, штрафов и пеней.

Суд установил, что при продаже товаров составлялись счета-фактуры с выделением НДС. Данное обстоятельство послужило основанием для вывода о том, что в проверяемом периоде хозяйствующий субъект осуществлял оптовую и мелкооптовую продажу канцтоваров для использования их в предпринимательской деятельности. Поэтому он не должен был уплачивать ЕНВД. Решение ИФНС было признано недействительным.

4. Приобретенный покупателем товар может доставляться покупателю самим продавцом или за его счет как при исполнении договора поставки, так и при исполнении договора розничной купли-продажи.

Из ст. 510 ГК РФ следует, что доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в нем условиях. При этом такой договор может предусматривать получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

А согласно ст. 499 ГК РФ, в случае если договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки не указано - по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица, являющихся покупателями.

Как видим, при поставке товара его доставка должна осуществляться, как правило, поставщиком. В то же время розничный продавец обязан доставить товар только в том случае, если соответствующее условие содержится в договоре.

Правоотношения по перевозке регулируются нормами отдельной главы Гражданского кодекса РФ. Так, из ст. 785 ГК РФ следует, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за это установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Приведенные положения позволяют сделать вывод о том, что если доставка товара осуществляется на основании договора поставки или договора розничной купли-продажи, а доставляемые вещи рассматриваются именно как товар, а не груз, то в данном случае между сторонами отношения по перевозке отсутствуют.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ одним из видов предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, является оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Из содержания приведенного подпункта следует, что в данном случае речь идет о деятельности, основанной на договоре перевозки. Если же хозяйствующий субъект доставляет товар покупателю согласно договору поставки или договору розничной купли-продажи, то такая деятельность (вернее, действия продавца по исполнению своих обязательств) не подлежит обложению ЕНВД на основании подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Возможна ли ситуация, при которой поставщик (продавец) может выступать по отношению к покупателю и в качестве перевозчика? Если допустить такую возможность, то в этом случае договор перевозки должен оформляться документами, указанными в вышеприведенном положении ст. 785 ГК РФ. При этом из договора поставки (договора розничной купли-продажи) должно следовать, что поставщик (покупатель) не обязан в рамках таких договоров доставлять покупателю товар. Только тогда можно говорить о самостоятельной деятельности, предусмотренной подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, при наличии прочих необходимых условий.

СПРАВКА

Вот мнение Минфина РФ по данному вопросу, изложенное в Письме от 31.01.2008 № 03-11-04/3/33.

Если договором поставки товара предусмотрена в том числе его доставка до покупателя, а стоимость доставки включается в стоимость реализуемого товара, то в этом случае организация не признается плательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов.

Когда в заключенном договоре стоимость доставки товара покупателю выделена отдельно и не включена в стоимость реализованной продукции, а также в случае если оплата за доставку осуществляется по отдельному договору за отдельную плату, то деятельность по оказанию таких услуг признается самостоятельным видом предпринимательской деятельности и подлежит обложению обсуждаемым налогом при соблюдении ограничений, установленных подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Итак, Минфин РФ полагает, что решающее значение имеет обстоятельство взимания отдельной оплаты за доставку товара. Из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2008 № А29-2423/2007 следует, что именно так считала инспекция, привлекая ОАО к ответственности за неуплату ЕНВД с начислением данного налога и пеней. Суд не согласился с таким мнением, указав, в частности, следующее.

Общество осуществляло доставку собственной мясной продукции заготовителю в рамках договора контрактации сельхозпродукции. Отдельный договор перевозки данного товара не заключался. Из ст. 785 ГК РФ следует, что оказание услуг по перевозке грузов предполагает наличие грузоотправителя и перевозчика. Доставка собственной продукции не подпадает под установленное гражданским законодательством понятие «договор перевозки груза».

ИФНС вопреки ст. 65 АПК РФ не представила суду доказательств оказания обществом услуг по перевозке груза. Поэтому осуществляемый налогоплательщиком вид деятельности по доставке товара не подлежит обложению ЕНВД.

В данном случае суд, в частности, указал на особенность правоотношений: доставка производителем собственной продукции по договору контрактации.

СПРАВКА

Контрактация является одним из видов купли-продажи. Согласно ст. 535 ГК РФ по договору контрактации производитель обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупку такой продукции для переработки или продажи.

Мы считаем, что аргументы суда, с учетом сделанных нами выводов, применимы и к доставке товара в рамках договоров поставки и розничной купли-продажи. Ведь поставщик (продавец) является также собственником отчуждаемой продукции. В то же время перевозчик изначально не имеет какого-либо вещного права на груз. Это обстоятельство является дополнительным доводом в пользу вывода о том, что в рамках договора купли-продажи любого вида отношения по перевозке невозможны. Как правильно указал суд, оказание услуг по перевозке предполагает наличие грузоотправителя и перевозчика, которых в данном случае нет. Соответственно нельзя говорить и о наличии договора перевозки.

Из вышеизложенного следует и то, что заключение продавцом уже в качестве перевозчика отдельного договора перевозки возможно только в ситуации, при которой товар продан (поставлен) на условиях самовывоза и переход права собственности на него осуществляется уже на складе (территории) поставщика. В этом случае возможен отдельный договор перевозки проданного товара, ставшего уже «чужим» для продавца, который «перевоплощается» в перевозчика.

Учитывая официальную позицию Минфина РФ, следует предположить, что налоговые органы при решении данного вопроса и в дальнейшем будут исходить из условия взимания поставщиком (продавцом) отдельной платы за доставку товара, содержащегося в договоре поставки или договоре розничной купли-продажи. Поэтому налогоплательщикам, не согласным с такой позицией, придется отстаивать свою позицию в суде. При этом отметим, что арбитражная практика по затронутой проблематике неоднозначна.

Поскольку из предоставленной информации нельзя точно определить механизм заключения и исполнения продавцом договора продажи товаров с доставкой, целесообразно обсудить Письмо Минфина РФ от 28.01.2008 № 03-11-04/3/23. В данном Письме финансовое ведомство дало разъяснение по следующей, довольно распространенной в настоящее время, ситуации.

Организация осуществляет деятельность по торговле сухими кормами и аксессуарами для животных по заказам населения, которые принимаются по телефону менеджерами в офисе. Доставка осуществляется бесплатно. Водитель-кассир, доставляющий товар покупателям, получает от них деньги и пробивает чеки. Применяется ли ЕНВД в отношении такой деятельности?

Приведя отдельные положения гл. 26.3 НК РФ, Минфин РФ отметил, что с 1 января 2008 г. согласно ст. 346.27 данного Кодекса в целях указанной главы к розничной торговле не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины и компьютерные сети). Поэтому, по мнению финансового ведомства, осуществляемую в данном случае деятельность следует относить к такому виду продаж, как торговля товарами по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети. Такая деятельность не подлежит обложению ЕНВД, и в отношении ее следует применять общую систему налогообложения или УСН.

С такой позицией, пожалуй, надо согласиться. Отметим также, что осуществляемая организацией доставка товара в любом случае не является самостоятельным видом деятельности (в том числе и в целях уплаты ЕНВД), поскольку товары доставляются продавцом в рамках договора купли-продажи и бесплатно.

Аналогичное разъяснение дано Минфином РФ в Письме от 20.03.2008 № 03-11-05/62 в отношении предпринимательской деятельности по реализации бутилированной воды на основании договоров купли-продажи в квартире или офисе покупателя. При этом в отличие от предыдущего Письма было дополнительно обращено внимание на то, что в данном случае реализация товара производится в месте нахождения покупателя, а не в объекте стационарной торговой сети.

По этим двум ситуациям необходимо обратить внимание на следующее.

По нашему мнению, из содержания обсуждаемого положения ст. 346.27 НК РФ следует, что решающим обстоятельством для отнесения в целях гл. 26.3 НК РФ торговли к реализации товаров по образцам и каталогам является отсутствие непосредственного контакта покупателя с продавцом в помещении последнего. Если же наряду с продажей товаров по телефонным или компьютерным заказам реализация осуществляется также путем заключения сделок в помещении продавца с последующей доставкой товаров, то в отношении таких сделок следует применять спецрежим в виде ЕНВД при условии соответствия данной деятельности иным условиям, предусмотренным вышеуказанной главой Налогового кодекса РФ.