Классификация групп в социальной психологии кратко. Социальная психология групп

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многих социальных групп, он выживает как вид благодаря группе и формируется как личност в пересечении влияний различных групп. Поэтому одним из важных вопросов социальной психологии является изучение группы как социальной единицы.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Группа имеет ряд признаков:

Осознание индивидом своей принадлежности к группе;

Наличие между индивидами определенных отношений, непосредственных личных контактов, как формы реализации общественных отношений;

Сформированность внутренней организации;

Функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

Изменения в мнениях, установках и поведении индивидов, обусловленные их включенностью в группу;

Границы малой группы, определенные в пределах 2-3 человек и до числа членов, которое будет достаточным для выполнения конкретной совместной деятельности (некоторые исследователи максимально возможным числом называют 50 человек).

К элементарным характеристикам любой группы относятся: состав группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

2. Различные подходы к классификации групп в СП.

В истории СП предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследовать Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому числу добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие.

Приведем некоторые классификации групп. Западная СП выделяла:

1. малые неформальные группы;

2. большие социальные: классы, нации, социальные организации, институты, профессиональные, организованные группы (политические партии);

3. массы и массовидные движения.

Этот подход схематичен и не учитывает промежуточные группы, градацию социальных организаций.

В отечественной СП группы ранжировались в ином порядке. На первом месте – массы, на последнем – малые группы. Детальный подход к классификации групп позволяет выделить более тонкий их спектр (классификация групп из «СП» сухова, деркача.):

1. с точки зрения социального положения и величины: большие, средние и малые группы;

2. с позиции объективизации: условные и реальные;

3. с точки зрения официальной регламентации: официальные и неофициальные;


5. с точки зрения уровня развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации и коллективы.

Диффузная группа – группа в которой отсутствует совместная деятельность, но присутствуют определенные МЛО между ее участниками;

Ассоциация – группа с низкой степенью опосредования МЛО совместной деятельностью.

Корпорация – группа в которой деятельность представлена на высоком уровне, а МЛО в группе развиты очень слабо.

Коллектив – высокоорганизованная группа, в которой и совместная деятельность и система МЛО развиты на высоком уровне.

Андреева привела следующую классификацию групп:

Группы она подразделяла на условные и реальные; реальные группы делятся на лабораторные и естественные; естественные группы подразделяются на большие и малые; большие делятся на стихийные(стихийные, неорганизованно возникшие) и устойчивые (организованные, длительно существующие), а малые на становящиеся и развитые.

Лабораторные – группы существующие реально, используемые для психологических исследований (они же могут быть и естественными).

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многих социальных групп, он выживает как вид благодаря группе и формируется как личност в пересечении влияний различных групп. Поэтому одним из важных вопросов социальной психологии является изучение группы как социальной единицы.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Группа имеет ряд признаков:

Осознание индивидом своей принадлежности к группе;

Наличие между индивидами определенных отношений, непосредственных личных контактов, как формы реализации общественных отношений;

Сформированность внутренней организации;

Функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

Изменения в мнениях, установках и поведении индивидов, обусловленные их включенностью в группу;

Границы малой группы, определенные в пределах 2-3 человек и до числа членов, которое будет достаточным для выполнения конкретной совместной деятельности (некоторые исследователи максимально возможным числом называют 50 человек).

К элементарным характеристикам любой группы относятся: состав группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

2. Различные подходы к классификации групп в СП.

В истории СП предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследовать Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому числу добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие.

Приведем некоторые классификации групп. Западная СП выделяла:

1. малые неформальные группы;



2. большие социальные: классы, нации, социальные организации, институты, профессиональные, организованные группы (политические партии);

3. массы и массовидные движения.

Этот подход схематичен и не учитывает промежуточные группы, градацию социальных организаций.

В отечественной СП группы ранжировались в ином порядке. На первом месте – массы, на последнем – малые группы. Детальный подход к классификации групп позволяет выделить более тонкий их спектр (классификация групп из «СП» сухова, деркача.):

1. с точки зрения социального положения и величины: большие, средние и малые группы;

2. с позиции объективизации: условные и реальные;

3. с точки зрения официальной регламентации: официальные и неофициальные;

5. с точки зрения уровня развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации и коллективы.

Диффузная группа – группа в которой отсутствует совместная деятельность, но присутствуют определенные МЛО между ее участниками;

Ассоциация – группа с низкой степенью опосредования МЛО совместной деятельностью.

Корпорация – группа в которой деятельность представлена на высоком уровне, а МЛО в группе развиты очень слабо.

Коллектив – высокоорганизованная группа, в которой и совместная деятельность и система МЛО развиты на высоком уровне.

Андреева привела следующую классификацию групп:

Группы она подразделяла на условные и реальные; реальные группы делятся на лабораторные и естественные; естественные группы подразделяются на большие и малые; большие делятся на стихийные(стихийные, неорганизованно возникшие) и устойчивые (организованные, длительно существующие), а малые на становящиеся и развитые.

Лабораторные – группы существующие реально, используемые для психологических исследований (они же могут быть и естественными).


Тема. Психология больших групп

1. Определение больших групп. Признаки больших групп. Виды больших групп и их специфика. Значение исследований временных, неорганизованных групп (толпа, аудитория, публика) и устойчивых социальных групп (классы, социальные слои, нации) в социальной психологии и социологии.

2. Психологические особенности национальных и этнических групп. Особенности психологии нации. Понятие «психологический склад» нации и «национальный характер». Этнические стереотипы как национальные предрассудки. Особенности психологии классов и социальных слоев.

3. Психология массовых психических явлений. Заражение как способ группового воздействия. Явление паники и его исследования в современной психологии. Внушение или суггестия как целенаправленное, неорганизованное воздействие. Условия эффективности внушения. Внушение и убеждение. Подражание. Традиции исследования подражания в истории социальной психологии. Роль подражания в истории развития человеческого общества и в онтогенезе.

Определение больших групп

Как бы ни велика роль малых групп в СП, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь «доведен» до индивида через малую группу и межличностное общение. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

Точную количественную характеристику больших групп дать невозможно. В социальной психологии «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория и группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающих определенное положение в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и поэтому долговременны, устойчивы в своем существовании социальные группы.

Большая группа – количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков.

Признаки больших групп:

1. Большое число членов (нижняя граница больших групп совпадает с верхней границей малой группы – от 50 человек; верхняя граница не определяется).

2. Отсутствие непосредственных контактов между ее членами (большие группы основаны на связях, не предполагающих обязательные личные контакты между членами группы).

3. Специфика регуляции поведения (основными механизмами регуляции социального поведения в больших группах выступают нравы, обычаи, традиции, стереотипы и др.).

К признакам больших групп еще относят: образ жизни, интересы, ценности, потребности, язык (для этнических групп – это само собой разумеющееся, а для других групп это может быть как определенный жаргон, например свойственный профессиональным группам или возрастной группе, как молодежь.

Структура большой социальной группы:

1. Психический склад, как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции и т.д.)

2. Эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения.).

Типы больших групп:

* Номинальные группы (условный и статический характер объединения людей: сельские жители, психологи страны, люди с высоким доходом и др).

* Группы по интересам (общие поведенческие признаки, общие интересы: зрители ОРТ, болельщики, фанаты группы «Машина времени»)

* Территориальные общности (территориально-географический признак объединения: жители РБ, мозыряне и др.).

2.Характеристика стихийных групп в СП.

Стихийные группы – социальные общности, формирующиеся непреднамеренно, в силу стечения обстоятельств, и поэтому сложноуправляемые.

Основные виды стихийных групп:

Толпа – бесструктурное и неосознанное скопление людей по поводу конкретного события (происшествия), обусловленное сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. (агрессивная толпа, паническая толпа, повстанческая толпа (направлена против властей), стяжательная толпа (стремиться получить выгоду перед другими).

Масса – относительно стабильное образование с нечеткими границами; более организованное, сознательное и длительное образование, чем толпа; достаточно разнородное объединение. (демонстрация, манифестация, митинг)

Публика – кратковременное образование людей для просмотра зрелища (концерта, спортивного мероприятия, спектакля и т.д.) по сравнению с толпой более управляема, т.к. люди собираются сознательно и с целью.

Факторы образования стихийных групп:

1. Общественное мнение - общность суждений членов группы в связи с событием.

2. Событие (повод), объединивший людей.

3. Совместные действия, связанные с поводом.

3. Стихийные социально-психологические процессы

Среди стихийных социально-психологических процессов выделяют заражение, подражание и массовое внушение.

Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому; при обратной связи заражение возрастает и приобретает вид циркулярной реакции.

Феномен заражения был известен на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.

Подражание – организация индивидом своего поведения в результате следования какому-либо примеру, образцу; в условиях толпы подражание чаще всего является неосознанным и потому тесно связано с заражением.

Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Примеры подражания: дворянство – королевскому двору, провинция – центру, подражание одного класса общества другому и т.д.).

Массовое внушение – вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей сообщаемой информации; источником внушения могут быть отдельный индивид, группа, СМИ.

Одним из популярных методов массового внушения сейчас является реклама. Здесь разработана особая концепция «имиджа». Имидж – это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем и реальным образом есть расхождения в достоверности, т.к. имидж сгущает краски образа и выполняет функцию механизма внушения.

В течение жизни каждый человек непосредственно взаимодействует и общается с другими людьми, реализуя свою общественную сущность. Такое общение происходит в группах.

Группа - объединение людей, созданное на основе определенной общей для них признаки, что проявляется в их совместной деятельности, в частности в общении.

В социально-психологическом анализе групп одной из важнейших проблем является их классификация. Богатство признаков, при этом можно выбрать в качестве критерия, порождает различные ее варианты. Так, в зависимости от того, непосредственными или опосредованными являются взаимосвязи между индивидами, группы делят на условные и реальные.

Условная группа - объединение людей, условно создано исследователем на основе наличия у них общего признака. Члены такой группы могут быть незнакомыми между собой и никогда не встречаться. Признаки условных групп бывают разными: пол, возраст, профессия, этническая принадлежность и др.. Примерами условных групп являются подростки (все дети в возрасте 10 - 15 лет), символическая сборная команда мира по футболу, которую формируют журналисты и т.д..

Реальная группа - контактное объединение людей, которое образовалось на основе общей для них пространственно-временной признаки. Это ограниченная по размерам сообщество людей, которые в определенное время в определенном месте взаимодействуют и общаются между собой. Время существования реальной группы может быть как коротким, так и длительным. Реальные группы бывают маленькими и большими.

Малая группа - относительно устойчивое объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт индивидов, связанных между собой общими целями, задачами. Численность такой группы - от 2 до 30-40 человек. Человек может одновременно входить в состав нескольких малых групп. Примеры малых групп: семья, студенческая группа, производственная бригада, спортивная команда. Объединение нескольких малых групп образует большую группу.

В психологии малые группы часто разделяют на первичные и вторичные. Первичная группа - объединение людей, связанных между собой родственными узами, дружбой или общими интересами. Главными признаками первичной группы есть контакт лицом к лицу, постоянное общение и малая численность (от 2 до 5 - 7 человек). Вторичная группа - где объединение нескольких первичных групп. Классическим примером первичной группы является семья, а вторичной - община, которая объединяет несколько семей.

В отечественной психологии этот термин имеет несколько иное значение. Выдающийся украинский педагог Антон Макаренко (1888-1939) предлагал делить группы на первичные и вторичные коллективы.

Первичный коллектив, по его мнению, не просто группа индивидов, которые взаимодействуют между собой, а целенаправленный союз личностей. Лица, принадлежащие к первичного коллектива, имеют постоянные деловые и дружеские отношения (класс, производственная бригада и тому подобное).

Вторичный коллектив - группа, состоящая из нескольких первичных коллективов (предприятие, школа и др..).

По способу образования группы делят на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Формальная группа - группа, имеющая внешне заданные социально значимые цели деятельности, юридически определен статус, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство и установлены права и обязанности лиц, принадлежащих к этой группе. Например, студенческая группа создается на основании распоряжения декана вуза, военное подразделение - по приказу командира воинской части. В таких группах четко определены их численность, а иногда и срок существования.

Неформальная группа не имеет юридически зафиксированного статуса. Она возникает на основе единой направленности психологической мотивации - симпатии, сближения взглядов, убеждений, признание авторитетности, компетентности отдельных лиц в конкретных видах деятельности, определенных увлечений в свободное время. Таковы, например, различные молодежные объединения (рокеры, панки и др.)., Асоциальные группы (воры, наркоманы).

По признаку отношения личности к внутренним норм выделяют референтную (эталонную) группу.

Референтная (эталонная) группа - реальная или мнимая группа, взгляды, нормы которой являются образцом для личности. С ее представителями человек сравнивает себя, на ее нормы и ценности ориентируется в своем поведении и самооценке. Эта группа выполняет нормативную и сравнительную функции.

По уровню развития все группы делят на четыре вида: диффузные, ассоциации (просоциальни и асоциальные), корпорации и коллективы.

Диффузная группа - неустойчивое кратковременное объединение людей, возникает на основе личностно-значимой деятельности. В ней межличностные отношения не опосредует содержание совместной деятельности, поскольку она отсутствует. Состав группы - случайный, отношения устанавливаются на уровне симпатии - антипатии. Примером такой группы есть люди, которые едут в одном купе поезда.

Ассоциация - группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для каждого содержание совместной деятельности. Роли и статусы в такой группе строго детерминированы, но от этого не зависит эффективность совместной деятельности. Ассоциация имеет свои групповые нормы и ценности, которые поддерживают ее функционирования и на которые ориентируются ее субъекты.

В зависимости от направленности деятельности ассоциации разделяют на просоциальни и асоциальные.

Просоциальни ассоциации - группы, ценности которых не противоречат ценностям общества. Асоциальные ассоциации - группы с антиобщественной ценностями. Примером просоциального ассоциации является общество коллекционеров, асоциального - группа подростков - хулиганов.

Корпорация-группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для ее членов, но асоциальный содержание групповой деятельности. Корпорацией можно считать хорошо сплоченную группу, противопоставляет себя обществу, нарушает нормы морали и права, преследует корыстные групповые интересы. Это замкнутый объединения, отгороженное от воздействия. Оно имеет авторитарного лидера, который применяет суровые методы управления. Типичным примером корпорации является мафиозная объединения. Асоциальные ассоциации отличаются от корпорации своей структуре и характеру действий. У них нет устойчивого лидера и строгих методов управления.

Коллектив-группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Он является высшим уровнем развития группы, потому что в нем, кроме характерной для предыдущих трех видов групп признаки (личностная значимость деятельности), появляется новая - общественная ценность деятельности. Коллектив является идеальной с точки зрения общества сообществом. Поэтому любое общество стремится воспроизвести себя в коллективах, которые боролись бы за воплощение его идеалов и ценностей.

Итак, классификация групп по уровню их развития основывается на межличностных отношений, возникающих в условиях совместной деятельности.

В

Андреева Галина Михайловна (род. 13 июня 1924 г.) - доктор философских наук, профессор, создала и заведовала кафедрой социальной психологии МГУ до 1989. В 1980 г. Г.М.Андреевой был написан первый в России учебник по социальной психологии. Область научных интересов перемещалась от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Г.М.Андреевой была предложена теоретическая схема системного исследования этой области. Автором опубликовано более 160 работ. В том числе: Лекции по методике конкретного социального исследования (1972); Современная социальная психология за рубежом (в соавт.). (1978); Социальная психология. Учебник для университетов (1980, 1988,1994,1996,1997); Актуальные проблемы социальной психологии (1988); Психология социального познания (1997).

первые подход к разделению групп на виды, был предложен американским социологом Ч.Кули в началеXX века. Он предлагал подразделять группы на первичные , где люди имеют непосредственный контакт друг с другом и объединены эмоциональной близостью, и вторичные, где контакты формальны, и обусловлены организационными отношениями. Принадлежность к первичным группам является ценностью для ее членов. Во вторичные группы люди вступают в стремлении получить те, или иные экономические, социальные, политические выгоды.

Среди отечественных классификаций групп можно выделить подход Г.М.Андреевой. Он представлен в следующей схеме:

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Большие Малые

Стихийные Устойчивые

Становящиеся Развитые

Социальная психология изучает реальные группы. Среди них выделяют лабораторные группы, которые представлены в диагностических научных исследованиях и естественные, которые существуют в действительности. Другие разновидности групп, представленных в схеме мы рассмотрим далее.

Главными основаниями для классификации социальных групп в являются: способ возникновения, форма осуществления совместной деятельности, длительность существования группы, количество и характер взаимосвязи ее участников (А.И.Донцов).

В отечественной социальной психологии используют и классификацию, предложенную А.И.Донцовым. Данная классификация, по мнению автора, необходима для упорядоченного описания реальных социальных групп.

Социальные группы делятся:

    По непосредственности взаимодействия и взаимоотношений на:

первичные и вторичные.

    По способу образования, структуре на:

неофициальные (спонтанно возникшие, естественные) и формальные (официальные).

Формальные группы создаются для решения определенных задач. Взаимодействие участников формальной группы регламентируется внешними инстанциями. Неформальная группа создается на основании стремления людей стать ее участниками.

    По длительности существования на: временные и постоянные.

    По степени регламентации групповой жизни и деятельности на:

оганизованные и неорганизованные.

    По проницаемости границ на: открытые и закрытые.

    По личностной значимости для участников на: референтные группы

и группы членства.

Референтной называют значимую для индивида группы, в соответствии с которой он оценивает свое поведение или ситуацию. Группой членства принято называть группу, к которой реально принадлежит человек.

    По уровню развития на:

Группа малая социальная - ограниченная совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей.

становящиеся (вновь созданные, "диффузные" группы) и развитые (коллективы).

Становящимися являются те группы, которые еще не обладают сплоченностью, возникшей в процессе деятельности. Развитыми называют уже сложившиеся группы, с высоким уровнем развития.

    По числу участников на: малые и большие.

Но в отечественной психологической традиции большие и малые группы выделяются не только исходя из численности их участников.

М

Группы большие социальные - это значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

алой социальной группой называют ограниченную совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей. Эти группы существуют в реальности, их можно увидеть непосредственно в действительности, сосчитать количество, входящих в нее людей. Для малой группы всегда можно выделить: конкретную цель и время существования, а также размер .

Примером малой группы может являться, например, студенческая группа, спортивная команда, сотрудники отдела той или иной организации и т.д.

Под большими социальными

группами понимают значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

Обычно их объединяют признаки не психологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою (экономическому положению), нахождение в определенном месте в конкретный час.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

1. Группы: их виды, размеры, структура

2. Развитие группы. Общие качества группы

3. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». (С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа. группа социальный коллективность индивид

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

1. ГРУППЫ: ИХ ВИДЫ, РАЗМЕРЫ, СТРУКТУРА

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К. Платонов назвал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы).

Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально- психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени. Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия. И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Одни из примеров исследования малых групп были Хоторнские эксперименты (1927-1932).

Тема: Повышение производительности труда.

1) Условия труда -- фактор производительности.

Факторная характеристика -- освещенность рабочего места, нейтральная -- содержание труда, контрольная -- производительность труда

2) Организация труда

Факторная характеристика -- продолжительность и частота перерывов дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.

Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.

3) Социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была новая гипотеза. Они заметили факт группового поведения рабочих.

Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер взаимоотношений между рабочими и администрацией.

4) Гипотеза: характер взаимоотношений в группах -- главный фактор производительности труда.

Оказалось, групповые нормы -- главный фактор производительности труда.

Выводы из эксперимента:

Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу управленческой доктрины человеческих отношений.

Суть доктрины:

Индивидуальное вознаграждение труда должно быть дополнено вознаграждением групповым

Экономическое вознаграждение должно быть дополнено вознаграждением социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность трудом.

Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя некоторую демократизацию управления, манипулируя системой экономических и моральных поощрений.

Еще один метод для изучения малых групп:

Метод социометрии (Я. Морено)

Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы. Социометрия -- проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта -- малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений -- структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами. Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей. С т.з. Морено социометрия не только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено «само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников». Социометрия в современной социологии -- это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты. По результатам социометрического опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах, т.н. социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.

|Социоматрица |

|Кто |1 |2 |3 |4 |5 | |

|1 |0 |0 |1 |1 |0 |2 |

|2 |0 |0 |0 |1 |0 |1 |

|3 |1 |0 |0 |1 |0 |2 |

|4 |1 |0 |1 |0 |0 |2 |

|5 |0 |0 |1 |1 |0 |2 |

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения. Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология, с. 194»: Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют объект исследования в социальной психологии.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. В каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования. Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

социальные классы;

различные этнические группы;

профессиональные группы;

возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например,

молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти “Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.

2. РАЗВИТИ Е ГРУППЫ. ОБЩИЕ КАЧЕСТВА ГРУППЫ

Непосредственно общие качества группы:

Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.

Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера,

преобладающей эмоциональный настрой группы;

интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка; волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех. (По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социльно-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида. Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Немаловажные факторы, задающие весь строй психологических характеристик определенных групп людей: характер общественных изменений, преобразований, непосредственное участие в революционных движениях, сложные процессы формирования общественного мнения.

3. СОЦИАЛЬНАЯ КОЛЛЕКТИВНОСТЬ. ОТНОШЕНИЯ МЕ ЖДУ ИНДИВИДОМ И ГРУППОЙ

Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин «Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:

Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.

До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.

Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой.

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

Это пример взаимоотношений в микрогруппе - диаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.

По этой причине более представительной моделью отношений является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе триаде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» - Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214

Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе. Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

внегрупповые (физические и социальные)

внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)

внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки)

Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Группы: их виды, размеры, структура. Развитие группы. Общие качества группы. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. Отношения между социальными группами. Фактор общественной значимости.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2003

    Социально-психологические характеристики групп. Феноменология и размеры малых групп. Структура и типология малой группы. Факторы эффективности деятельности групп. Особенности формальных и неформальных групп. Исследование психологического портрета группы.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

    Понятие малых групп, их сущность и особенности, состав и деятельность, изучение в социальной психологии. Классификация малых групп, их разновидности и характеристика. Современные социально-психологические исследования в области малых групп, их результаты.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2009

    Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп. Соотношение психологических характеристик большой социальной группы и отдельной личности, входящей в неё. Социально-психологические признаки классов, их национальные признаки.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2015

    Группы, их виды, размеры. Структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи. Состав микрогруппы, структура предпочтений, коммуникаций, отношений в ней. Методика исследования больших социальных групп.

    реферат , добавлен 19.09.2015

    Малая группа. Психологическая и поведенческая общность. Классификация малых групп. Что же такое коллективистские отношения? История исследования малых групп. Трансактный анализ общения. Психология и поведение отдельного человека как личности.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2002

    История изучения больших групп в социальной психологии. Отличие больших групп от малых. Проблема соотношения характеристик группы и сознания отдельной личности. Психологические особенности этнических групп. Механизмы присоединения к социальному движению.

    презентация , добавлен 29.12.2013

    Объект социально-психологического анализа. Определенные контакты людей друг с другом. Характерные особенности больших и малых групп как совокупностей индивидов. Исследования различных характеристик групп, их развитие и оценка соответствию нормам.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2011

    Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп. Классификация вида общностей людей по времени (классы, нации, митинги, аудитории) и характеру организованности (толпа, партии, ассоциации). Элементы общественной психологии.

    реферат , добавлен 16.09.2012

    Условные и реально существующие группы. Социальная идентичность личности. "Группа" в социально-психологическом понимании. Главные факторы возникновения больших стихийных групп. Общие проблемы исследования малой группы, структура власти и коммуникации.